Основные критерии оценивания сочинения по литературе. Требования к сочинению. Обществознание (подготовка к егэ)

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).


Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:

  1. «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».


Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема и самостоятельности.

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Если при проверке сочинения по критерию № 1 или № 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.

Оценивается по пяти критериям.

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) документ от ФИПИ

  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
  3. Композиция и логика рассуждения.
  4. Качество письменной речи.
  5. Грамотность.

Важно знать:

  1. Критерии №1 и № 2 являются основными.
  2. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
  3. При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350 . Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».
  4. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
  5. На всю работу отводится 3 часа 55 минут .
  6. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
  7. Участнику разрешается пользоваться .

Критерий № 1 «Соответствие теме»

  • Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
  • «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла.

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

  • Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
  • Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
  • «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

  • Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
  • «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезис нодоказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

  • Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
  • Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
  • «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №5 «Грамотность»

  • Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
  • «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Дополнительная информация по итоговому сочинению:

  • итогового сочинения 2018-2019
  • Приблизительные темы по направлениям: ,

Критерии оценки эссе

При оценке эссе преподаватель руководствуется следующими критериями:

Соответствие содержания текста выбранной теме;

Наличие четкой и логичной структуры текста;

Обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений и выводов автора;

Отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, а также фактических ошибок;

Соответствие оформления работы предъявляемым требованиям (требования к оформлению изложены в разделе «Технические требования»);

Сдача эссе в установленный срок.

Учитывая перечисленные выше критерии оценки эссе, преподаватель оценивает данный вид работы по 10-балльной системе следующим образом:

ОЦЕНКА

КРИТЕРИИ

«Отлично»: 10

Данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе всем критериям. Оценка «10» может быть выставлена только при условии, что при анализе литературы для написания эссе использовалось не менее двух источников на иностранном языке, вышедших за последние 5 лет.

«Отлично»: 9, 8

Данные оценки могут быть выставлены только при условии соответствия эссе всем критериям при наличии незначительных ошибок в оформлении, отдельных неточностей в логике обсуждения. Оценки «8» и «9» могут быть выставлены только при условии, что при анализе литературы для написания эссе использовалось не менее одного источника на иностранном языке, вышедшего за последние 5 лет.

«Хорошо»: 7, 6

Оценка «7» может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе 6 из 7 предъявляемым критериев, а 1 критерий выполнен частично.

Оценка «6» может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе 5 из 7 предъявляемым критериев, а 2 критерия выполнены частично.

«Удовлетворительно»:

Оценка «5» может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе 4 из 7 предъявляемым критериев, а 3 критерия выполнены частично.

Оценка «4» может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе 4 из 7 предъявляемым критериев, а 1 критерий выполнен частично.

«Неудовлетворительно»:

Данные оценки выставляются в случае несоответствия работы большинству предъявляемых критериев.

«Работа не

принимается»: 0

Технические требования

Текст письменной работы печатается на стандартном листе бумаги формата А4.

Поля оставляются по всем четырем сторонам печатного листа: левое поле – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Шрифт Times New Roman размером 14, межстрочный интервал – 1,5.

Правила оформления ссылок на литературные источники

В зависимости от того, какой способ построения библиографического списка выбран, следует использовать один из двух способов оформления ссылок в тексте.

    При использовании нумерованного списка литературы ссылка в тексте оформляется в виде номера источника в списке, заключенного в квадратные скобки: .

    При использовании ненумерованного списка литературы ссылка в тексте оформляется в виде фамилии автора и, через запятую, года издания, заключенных в квадратные скобки: [Выготский, 1984] . Если у работы, на которую приводится ссылка, больше двух авторов, то в квадратных скобках указывается фамилия только первого автора, а вместо фамилий остальных пишется «и др. » – в случае русскоязычного источника, и «et al. » – в случае литературного источника на английском языке:[Мескон и др., 1995] , . В случае, когда в вашем списке приводятся работы разных авторов с одинаковыми фамилиями, приводится фамилия с инициалами:[Петровский В., 2003] . Если за один год вышло несколько работ одного и того же автора, то в ссылке добавляются строчные буквы, соответствующие порядку расположения работ в библиографическом списке:[Болотова, 2007б] .

Ссылаться в тексте на литературные источники приходится в различных ситуациях: прямое цитирование, изложение оригинальных мыслей без цитирования, цитирование не по первоисточнику, перечисление авторов, работавших над сходной проблемой, приведение из другого литературного источника рисунка, схемы, таблицы (примеры ссылок для разных ситуаций см. в Примере).

Нумерованный список литературы

Ненумерованный список литературы

Прямое цитирование

[Шадриков, 2006, С. 175]

Изложение оригинальных мыслей без цитирования

[Выготский, 1984]

Цитирование не по первоисточнику

[Цит. по: 14, С. 236]

[Цит. по: Андреева, 2008, С.

[Баранова, 1993; Баклушиский, Белинская, 1998; Павленко, 2000; Стефаненко, 2001]

Приведение из другого литературного источника рисунка, схемы, таблицы

[Привод. по: 14, С. 236]

[Привод. по: Андреева, 2005, С. 236]

Прямое цитирование

При прямом цитировании в тексте приводится фраза или часть фразы из какого-либо другого источника. Цитата обязательно должна быть заключена в кавычки. После цитаты в тексте в квадратных скобках указывается:

1. фамилия автора, год издания цитируемой работы и через запятую – номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст.

2. В случае нумерованного списка литературы : номер источника в списке литературы и через запятую – номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст.

Общие правила цитирования

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск второстепенных слов, не влияющих на смысл, обозначается многоточием.

3. Если, приводя цитату, необходимо выделить в ней какие-то слова, важные дляВашего текста, топосле такого выделения необходимо указать начальные буквы своего имени и фамилии: (курсив мой – И.Ф.), (подчеркнуто мною – И.Ф.) и т.д.

4. Не следует злоупотреблять цитатами. Оптимальное количество цитат в тексте – не более двух на странице.

5. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, откуда она была позаимствована.

Изложение оригинальных мыслей без цитирования

В случае пересказа чьих-либо идей, мыслей, концепций, но без прямого цитирования, также необходимо ссылаться на источник, в котором эти идеи, мысли, концепции изложены. Пересказ / изложение идей, мыслей, концепций в скобки не заключаются. После пересказа / изложения в квадратных скобках указывается:

1. В случае ненумерованного списка литературы: фамилия автора, год издания работы, в которой эти идеи, мысли, концепции изложены.

2. номер источника в списке литературы.

Цитирование не по первоисточнику

В случае, когда первоисточник недоступен, а в наличии есть другой источник, в котором приводится необходимая цитата, то можно привести в тексе эту цитату, сославшись на источник, имеющийся в наличии. Цитата оформляется также, как и в случае прямого цитирования, но после цитаты в тексте в квадратных скобках указывается:

1. В случае ненумерованного списка литературы: в начале приводят слова: «Цит. по: » (цитируется по), затем фамилия автора, год издания работы, по которойприводится цитата, и через запятую – номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст.

2. В случае нумерованного списка литературы: в начале приводят слова: «Цит. по: » (цитируется по), затем номер источника в списке литературы, по которомуприводится цитата, и через запятую – номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст.

1. В случае ненумерованного списка литературы: фамилии авторов и года издания их работ, в которых их идеи изложены, разделенные точкой с запятой.

2. В случае нумерованного списка литературы: номера их работ в списке литературы, разделенные точкой с запятой.

Приведение из другого источника рисунка, схемы, таблицы

В случае, когда в тексте приводятся рисунки, схемы, таблицы из других литературных источников, то необходимо указывать, откуда они были взяты. При этом после указания названия рисунка, схемы, таблицы в квадратных скобках указываются:

1. В случае ненумерованного списка литературы: в начале приводят слова: «При-вод. по: » (приводится по), затем фамилия автора, год издания работы, из которого взят рисунок, схема, таблица и через запятую – номер страницы, на которой в

2. В случае нумерованного списка литературы: в начале приводят слова: «Привод. по: » (приводится по), затем номер источника в списке литературы, из котороговзят рисунок, схема, таблица и через запятую – номер страницы, на которой вэтом источнике помещен данный рисунок, схема, таблица.

При каждом упоминании фамилии авторов обсуждаемых работ, необходимо указывать их инициалы. При этом между инициалами и фамилией необходимо делать неразрывный пробел, для того чтобы инициалы и фамилия всегда располагались на одной и той же строке. При ссылке на еще не опубликованную на русском языке работу при первом упоминании в тексте фамилии ее автора после русскоязычной транскрипции указывается в скобках ее оригинальное написание. Например:Дж. Ливайн (J. Levine) .

Правила оформления библиографического списка

Библиографический список (раздел в конце текста под названием «Список используемых источников») включает в себя литературные, статистические и другие источники, материалы из которых использовались при написании работы. Он состоит из таких литературных источников, как монографическая литература, периодическая литература (статьи из журналов и газет), докторские и кандидатские диссертации и их авторефераты, законодательные и инструктивные материалы, статистические сборники, а также другие отчетные и учетные материалы, web-сайты. Способ построения списка определяется автором. Для эссе рекомендуется два способа.

1. Библиографический список оформляется как нумерованный список по алфавиту фамилий авторов. При алфавитном способе фамилии авторов и заглавий произведений (если автор не указан) размещаются строгопо алфавиту . В одном списке разные алфавиты не смешиваются, иностранные источники размещают в конце перечня всех материалов. Принцип расположения в алфавитном списке – «слово за словом», т.е. при совпадении первых слов – по алфавиту вторых и т.д., при нескольких работах одного автора – по алфавиту заглавий, при авторах-однофамильцах – по идентифицирующим признакам (младший, старший, отец, сын – от старших к младшим), при нескольких работах авторов, написанных им в соавторстве с другими – по алфавиту фамилий соавторов.

2. Библиографический список составляется по тому же алфавитному принципу, но не нумеруется .

Объектами составления библиографической ссылки также являются электронные ресурсы локального и удаленного доступа. Ссылки составляют как на электронные ресурсы в целом (электронные документы, базы данных, порталы, сайты, веб-страницы, форумы и т. д.), так и на составные части электронных ресурсов (разделы и части электронных документов, порталов, сайтов, веб-страниц, публикации в электронных сериальных изданиях, сообщения на форумах и т. п.). При указании работ, размещенных в Интернете, необходимо соблюдать те же требования: фамилия и инициалы автора, название работы, место опубликования (URL) и дату посещения Web-ресурса. При оформлении библиографического списка все реквизиты источника указываются строго в определенном порядке (см. Пример).

Пример – Порядок указывания реквизитов разных литературных источников

Тип литературного источника

Порядок указания реквизитов

2) название книги,

3) место издания,

4) название издательства,

5) год издания,

6) количество страниц.

Книга под заглавием

1) название книги,

2) инициалы и фамилия редактора(ов), составителя(лей)

3) место издания,

4) название издательства,

5) год издания,

6) количество страниц.

Статья из журнала

2) название статьи,

3) наименование издания,

4) год издания,

5) номер, выпуск,

6) занимаемые страницы

Статья из сборника

2) название статьи,

3) наименование издания (сборника),

4) место издания,

5) название издательства,

6) год издания,

7) занимаемые страницы.

Источник из Интернет

4) дата посещения Web-ресурса.

Видеозапись

1) название фильма,

2) фамилия и инициалы режиссера,

3) фамилии и инициалы основных актеров,

4) название компании-создателя,

5) место издания,

6) название издательства,

7) количество и тип носителя,

8) год выхода на экран.

Общие требования к написанию эссе на заданную тему

    Эссе должно демонстрировать содержательно-теоретический уровень владения обществоведческой тематикой (проблематикой).

    Текст эссе должен быть сбалансирован. Если высказывается одна точка зрения, то желательно, чтобы в тексте присутствовала и была проанализирована и противоположная ей.

    Необходимо указать источники информации, фактов, цифр, на которые ссылается автор эссе.

    В эссе должно присутствовать творческое начало.

Структура эссе

Эссе должно иметь следующую структуру:

    Вступление (введение) - это отправная идея (проблема), связанная с конкретной темой. Введение определяет тему эссе и содержит определения основных встречающихся понятий.

Наиболее важные понятия, входящие в эссе, систематизируются, иллюстрируются примерами. Суждения, приведенные в эссе, должны быть доказательны. Доказательство - совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо положения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Структура любого доказательства включает в себя:

    тезис - суждение, которое надо доказать;

    аргументы - суждения, опирающиеся на категории, которые используются при доказательстве истинности тезиса;

    вывод - суждение, логически вытекающее из приводимых автором аргументов.

    Заключение - это окончательные выводы по теме, то, к чему пришел автор в результате рассуждений. Заключение суммирует основные идеи. Заключение может быть представлено в виде суммы суждений, которые оставляют поле для дальнейшей дискуссии.

В ходе проверки эссе перед проверяющим ставятся следующие задачи:

1. Выяснить, адекватно ли понимание выпускником смысла высказывания.

2.Проверить, соответствует ли текст эссе выявленному смыслу высказывания.

3. Установить, соответствует ли раскрытие смысла высказывания заданному содержательному контексту (контексту базовой науки). При этом важно помнить. Что для раскрытия смысла высказывания и аргументации могут привлекаться теоретические положения других содержательных составляющих курса.

4. Выявить наличие/отсутствие в тексте эссе собственной позиции выпускника по анализируемой проблеме.

5. Проанализировать разносторонность и убедительность аргументации выпускником собственной позиции, полноту и адекватность использования понятийного аппарата. Выводов соответствующей базовой науки.

6. Выявить наличие/отсутствие фактического материала, конкретизирующего рассуждения выпускника.

7. Выявить и учесть при оценивании отсутствие обществоведческих (сущностных и терминологических и пр.) и иных (фактических, логических, этических и пр.) ошибок.

Эссе по обществознанию имеет массу своих особенностей, отличающих его от эссе по другим предметам. И главная заключается в том, что оно представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Учащийся должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта.

Структура эссе

Вступление

Очень оригинальная мысль…

Никогда не думал, что ….

Оказывается, что идея о том, что...

Основная часть

Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих, …

Рассмотрим несколько вариантов...

Давайте попробуем порассуждать…

С одной стороны, ...

Заключение

Таким образом,…

К какому же выводу мы пришли...

Выбор темы эссе – ответственная задача и выпускник должен быть уверен в том, что он:

    имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;

    ясно понимает смысл высказывания;

    может выразить свое отношение к нему;

    владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для теоретически грамотного анализа темы;

    сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

Алгоритм написания эссе:

1. Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

2. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

а) она интересна вам;

б) вы понимаете смысл этого высказывания;

в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);

3. Определите смысл высказывания (проблему).

4. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания.

    для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта, литературных произведений;

    распределите подобранные аргументы в последовательности;

    придумайте вступление к рассуждению;

    изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.

5. Сформулируйте общий вывод работы.

Требования, предъявляемые к эссе:

    Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

    Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

    Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

    Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

    Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

Тезисные (краткие) примеры эссе – т.е. пример того, как правильно раскрыть смысл предложенного для эссе высказывания!!!

С 9.1 Философия «Самое большое счастье для людей, когда государь философ» (Вольтер) 1.Вольтер не единственный мыслитель, который считал, что истинным правителем может быть только философ. 2.За две с лишним тысячи лет до рождения великого француза Платон сформулировал теорию происхождения государства, которую назвал «органической». 3.«Государство, - говорил Платон, - подобно человеческому организму, оно имеет самостоятельную волю и сознание». 4.Правитель, согласно вышеназванной теории, – голова, главная черта его характера – мудрость, а желание состоит в «познании идеальных форм». 5.Идеальные формы «упорядочивают» реальность, превращая ее в организованный порядок. 6.В таком государстве люди, по мысли Платона, счастливы, ибо порядок - это мир, безопасность и благополучие. 7.Следовательно, только философ, размышляющий об идеальных формах, может быть могущественным и одновременно справедливым правителем.С.9.2. Социальная психология «Вы посмотрите на моих детей. Моя былая свежесть в них жива. В них оправдание юности моей» (У. Шекспир) 1.Семья – важнейший социальный институт общества, так как еще Аристотель считал, что именно разрастающаяся семья является исторической предтечей государства. 2.С развитием отношений внутри семьи развивается все общество в целом: важнейшей характеристикой «дикости» является институт «групповой семьи», ступень «варварства» определяет «парный брак», а «цивилизацию» - «моногамия» (терминология Л.Г. Моргана). 3.Семья на всех этапах развития общества обеспечивает важнейшую составляющую бытия человека – процесс «социализации», то есть внутренней и внешней адаптации, трансформирующий индивида в личность. 4.В результате этого процесса – в игре, общении, учебе и труде - формируются социальные и психические свойства личности, ее неповторимая индивидуальность. 5.Прежде всего в семье, в том числе на личном примере родителей, из врожденных способностей складывается психологический облик личности: мировоззрение, моральные устои и ценности. 6.Однако переоценивать возможности социальной функции современной семьи не следует. Огромное влияние на развитие юной личности оказывают школа, масс-медиа (СМИ), молодежные субкультуры. 7.И все же на протяжении всей истории человечества, по меткому выражению русского философа И. Ильина, именно «семья является первичным лоном человеческой культуры», основой любого общества и государства.С 9.3 Экономика «О чем не нельзя забывать, так это о простой истине: все, что правительство дает, оно сначала забрало» (Д. Колеман) 1.В условиях тотальной глобализации, интеграции рынков, ограниченности ресурсов государство призвано стать важнейшим субъектом экономической жизни общества. 2.Бюджет, система налогов и сборов, антимонопольное законодательство – вот лишь некоторые рычаги финансово-экономического регулирования, позволяющего обеспечить стабильность общественной жизни. 3.Статьи и объем расходов национального бюджета неразрывно связаны с эффективностью экономических, финансовых и правовых регуляторов государства в области налоговой политики. 4.Так высокие налоговые ставки на экспортируемые природные ресурсы оправданы, в том числе, необходимостью создания льготных режимов, призванных стимулировать, например, развитие малого бизнеса. 5.В экономически развитых странах эффективность социальной инфраструктуры (больницы, школы и т.д.) определяются, в том числе, наличием прогрессивной шкалы подоходного налога, когда «богатые платят за бедных». 6.Перераспределение общественного блага, основанное на экономической эффективности и социальной справедливости, есть единственное оправдание утверждения, вынесенного в заголовок эссе. 7.Забирая налоги «сегодня», государство обязано возвращать их нам «завтра» в виде государственной поддержки национальной экономики, строительства социальных объектов, развития науки, образования, здравоохранения и культуры.С 9.4. Социология «Законы обязаны своей силой нравам» (К.А. Гельвеций) 1.В системе социальных отношений нормативно-правовые акты государства занимают доминирующее место. 2.Однако не только правовые постулаты определяют жизнь общества, но и нормы морали, нравственности, этики и эстетики. 3.Первоначально законы возникают из обычаев, которые в свою очередь формируются на основе нравственно-этических представлений людей о добре и справедливости. 4.Так заповеди Ветхого Завета «Не убий!», «Не укради!» лежат в основе всех правовых систем современности, главными положениями которых являются право на жизнь и право на обладание собственностью. 5.Следует заметить, что в мусульманском (традиционном) праве, напротив, нет четкого разделения на моральные и правовые нормы: ведь Коран – это точное слово Аллаха. 6.Итак, в основе любого закона – христианского, иудейского, мусульманского – лежит не только сила государственного принуждения, но и философско-религиозные, нравственные (то есть социальные) нормы. 7.Ибо, как писал французский государственный деятель XVIII века Жак Неккер: «Люди слишком умны, чтобы рано или поздно не заметить, что нравственность – в природе вещей».С 9.5 Политология «Политическая свобода является высшим развитием свободы личной» (Б.Н. Чичерин) 1.В современном конституционном праве принято различать права «первого» (личные и политические), «второго» (социально-экономические и культурные) и «третьего» (права отдельных социальных групп – дети, молодежь, женщины и т.д.) поколений. 2.Права «первого поколения», осознание и декларация которых начинается в период Великой Французской революции, являются основными: они призваны обеспечить свободу индивида как члена общества, определяют право участия гражданина в общественно-политической жизни. 3.Реализация личной свободы невозможна без свободы политической: так, провозглашенный Декларацией Независимости США фундаментальный принцип «права на жизнь, свободу и стремление к счастью» в дальнейшем был подкреплен государственной и политической волей – принятием Конституции Северо-Американских Соединенных Штатов. 4.Политические права и свободы граждан (право на мирные собрания, создание профсоюзов и общественных объединений, свобода слова и т.д.) позволяют сформировать гражданское общество для защиты, в том числе, личных прав и свобод от противоправных посягательств со стороны государственной власти. 5.Однако, на мой взгляд, не стоит излишне уповать на возможности и ресурсы «парламентаризма»: например, в современной России у граждан нарастает явное разочарование самой процедурой выборов как инструментом и мерилом демократии. 6.Раздражение и безразличие части избирателей к самому электоральному процессу можно объяснить открытым манипулированием, популистскими обещаниями, некорректными предвыборными PR-акциями и «грязными» предвыборными технологиями. 7.Поэтому каждый гражданин обязан знать свои политические права, умело ими пользоваться, активной жизненной позицией утверждать и защищать ценности Human Rights в повседневной жизни.С 9.6 Правоведение «Плохие законы – худший вид тирании» (Э. Берк) 1.При любой форме государственного устройства социума взаимоотношения между обществом и индивидом характеризуются иерархичностью, следовательно – несоблюдением «золотого правила» правоведов о равнообъемности прав и обязанностей в диалоге личности и государственной власти. 2.Поэтому законы (нормы права) должны точно описывать наиважнейшие общественные отношения, создавать механизмы для максимально комфортного удовлетворения потребностей человека, социальных групп и институтов. 3.Несовершенство законов делает право персонифицированным, судопроизводство – неэффективным, а отношение людей к своим обязанностям – амбивалентным (двойственным). 4.В связи с высокой динамикой развития современного мира часто принятые правовые стандарты и нормы быстро теряют свою актуальность, не будучи заменены новыми. 5.Несовершенство правовой нормы зачастую ведет к девиантности (отклонению) от правила поведения, предписанного государством. 6.К тому же потенциальная угроза применения государственной негативной санкции (наказания) ведет к дискомфорту, фобиям (страхам) у отдельно взятой личности, что в целом отрицательно сказывается на конструктивном диалоге власти и общества. 7.Вот почему плохой закон можно считать высшей формой тирании, вот почему великий римский оратор Марк Туллий Цицерон утверждал, что «несправедливые законы не создают право».

Если вы пишите эссе не по собственному желанию, а по заданию преподавателя, он обязательно будет его оценивать (о том, как правильно написать эссе, читайте в статье " Правила написания эссе "). Конечно, хочется получить самый высокий балл, а для этого необходимо знать, по каким критериям он будет проверять. Все это прекрасно знают наши авторы, которые день ото дня пишут такие работы. Мы даем гарантии качества и ручаемся за них, так как собственноручно их отбираем и аккредитуем. Кроме того, сами заказчики оставляют отзывы о работе авторов, из которых складывается рейтинг. Так что вы можете, опираясь на него, выбрать себе личного специалиста.

В любом случае, предлагаем вам познакомиться с некоторыми критериями, на которые опираются преподаватели при проверке эссе.

1. Степень осмысления теоретического материала

  • четкость рассматриваемых понятий, их полнота;
  • наличие соответствующих примеров;
  • все понятия должны быть строго по теме;
  • умеренная эмоциональность (не превращать эссе в дневниковые записи)

2. Аналитическая часть эссе

  • проводится грамотный анализ проблемы;
  • приемы анализа разнообразны (сравнение, обобщение и т.д.) и использованы правильно;
  • есть иная, альтернативная точка зрения на проблему;
  • присутствует личное отношение к проблеме.

3. Логика суждений

  • прослеживается логическая связь между тезисами;
  • доказательства четко вытекают из суждений;
  • изложение ясное и четкое;
  • все эссе должно быть выдержано в едином стиле.

Ваша работа должна быть уникальна. Постарайтесь найти такую деталь в проблеме, которую не замечал никто. Тогда такая работа точно заинтересует преподавателя, и он будет гораздо лояльней при оценке вашего эссе. Подробнее об этом вы можете прочитать в статье " Как писать эссе? "

После того, как написали работу, выполните небольшое упражнение. Посчитайте, сколько слов содержит каждый отдельный абзац. И подпишите их буквами «К» (короткий), «С» (средний), «Д» (длинный).

«К» - до 20 слов;

«С» - от 20 до 40 слов;

«Д» - более 40 слов.

Наиболее выигрышным вариантом будет примерно такая последовательность: С К С Д С К. При таком построении изложения, повествование становится наиболее динамичным. Неправильное эссе будет выглядеть, например, таким образом: К К К С Д Д Д .