Основы цветоведения простыми словами. Цветоведение

1.Что такое цвет? дать определение. Ахроматический и хроматический цвет. Основные характеристики ахроматических и хроматических цветов. 3

2.Основы систематизации цветов Вильгельма Оствальда. 4

3.От чего зависит эмоциональная выразительность ахроматических композиций? Три условия построения ахроматических композиций. 5

4.Систематика цветов Иоганна Вольфганга Гёте. Линейная систематика цветов Исаака Ньютона Первичные и вторичные цвета. 8

5.Какой длины световые волны улавливает человеческий глаз? Эксперимент И. Ньютона. От чего зависит цвет прозрачного и непрозрачного предмета? 11

6.Охарактеризовать контрастные гармонические сочетания. Привести примеры. 12

7.Принципы построения 24-частного цветового круга. Количественный состав цветов на примере сине-красной группы. Какие цвета являются тёплыми, какие холодными, а какие нейтральными? 13

8.Теория систематизации цветов немецкого живописца Филиппа Отто Рунге. 15

9.Родственно-контрастные гармонические сочетания по кругу. Сколько существует групп? Какие? Примеры. 16

10.Основы систематизации цветов Вильгельма Оствальда. 22

11.Охарактеризовать родственные гармонические сочетания. Сколько существует родственных групп? Какие? 25

12.Объяснить принципы построения однотоновых гармонических сочетаний (гармонии теневых рядов). 26

13.Построение цветовой звезды И.Иттена. Схема, принципы построения. Перечислить гармонические созвучия по цветовой звезде И.Иттена. Схемы. 27

14.Контраст дополнительных цветов. Перечислить пары дополнительных цветов. Как пуантилисты и другие мастера живописи применяли данный контраст в своих произведениях? 29

15.Что такое контраст цветовых сопоставлений, его практическое применение. Какие художники часто применяли этот контраст в своих произведениях? 32

16.Символика цвета. Дать определение. 33

17.Дать определение понятия «синестезия». Привести примеры. 34

18.Что такое контраст цветового распространения? Гармонизация размеров цветовых плоскостей по теории Гёте (примеры пропорциональных отношений основных и дополнительных цветов). 35

19.Дать определение понятиям «семиотика цвета» и «семантика цвета». Привести примеры информационного значения основных цветов. 36

20.Последовательный контраст. Принцип возникновения. Примеры последовательного образа. 37

21.Контраст по светлоте. Значение данного контраста в композиции. Примеры. 38

22.Перечислить и охарактеризовать факторы, влияющие на пространственное действие цвета. 40

23.Контраст цветового насыщения. Почему действие контраста «блёклый-яркий» считается относительным. Примеры. 43

24.Пространственное действие цвета. Показать на примерах (схемы) как можно изменить зрительное восприятие размеров пространства. 45

25.Что такое симультанный контраст. Причины возникновения и способы нейтрализации симультанного контраста. 47

26.Психологическое воздействие цвета на примере интерьера общественного помещения. 52

27.Контраст холодного и теплого. Ассоциативные ряды. Практическое применение данного контраста. Примеры. 53

28.Что такое пограничный контраст. Когда он возникает? Приведите примеры. 57

29.Психологическое воздействие цвета на примере интерьера жилого помещения. 58

30.Цветовая Модель (RGB и CMYK) 62

    Что такое цвет? дать определение. Ахроматический и хроматический цвет. Основные характеристики ахроматических и хроматических цветов.

    Цвет - качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов.

    Ахроматические цвета – черный, белый, серый.

    Хроматические цвета – все цвета спектра.

    Основные характеристики ахроматических цветов:

    Оттенки серого (в диапазоне белый - чёрный) носят парадоксальное название ахроматических цветов. Парадокс разрешается, когда становится ясно, что под «отсутствием цвета» здесь понимается, естественно, не отсутствие цвета как такового, а отсутствие цветового тона, конкретного оттенка спектра. Наиболее ярким ахроматическим цветом является белый, наиболее тёмным -чёрный.При максимальном снижении насыщенности любого хроматического цвета тон оттенка становится неразличимым, и цвет переходит в ахроматический.

    Основные характеристики хроматических цветов:

    Цветовой тон-любой хроматический цвет может быть отнесен к тому или иному спектральному цвету.

    Светлота – наличие в цвете того или иного количества темного или светлого пигмента.

    Насыщенность – степень отличия данного хроматического цвета от одинакового с ним по светлоте ахроматического.

Цветоведение - наука о природе цвета, включающая знания о природных характеристиках цвета, основных, составных и дополнительных цветах, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите. Цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой культуре.

Цветоведение - это анализ процесса восприятия и различения цвета на основе систематизированных сведений из физики, физиологии и психологии. Цветоведение включает:

  • · физическую теорию цвета,
  • · теории цветового зрения,
  • · теорию измерения и количественного выражения цвета.
  • · субъективный аспект восприятия цвета известен также как квалиа.

Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, психологических и культурно-социальных факторов. Первоначально исследования восприятия цвета проводились в рамках цветоведения; позже к проблеме подключились этнографы, социологи и психологи, что доказывает всю сложность изучаемого психологического вопроса цветоведения.

Цветоведение опирается на физические основы цвета, психоэмоциональный фундамент и учитывает представление общества о культуре цвета.

В понимании дизайна цвет мыслится как цветовая среда или полихромия, формирующая её объекты. Это колористика города, здания, интерьера или иного объекта дизайна, сформированного профессиональным решением художника.

Дизайнер учитывает естественную колористическую среду, которая имеет свои формы восприятия в зависимости от региона, времени года и географического положения.

Курс «Цветоведение» является одной из базовых дисциплин в подготовке художников-педагогов.

В силу того, что 90 % информации об окружающем его мире человек получает при помощи органов зрения, легко объяснима в роль цвета жизнедеятельности человека.

Проблемы цвета и цветовосприятия исследовались в разных сферах науки: психологии, биологии, физике, медицине и изобразительном искусстве. Для художника цвет особенно важен, так как неумение распорядиться цветовым строем художественного произведения сводит на «нет» все усилия живописного плана. Поэтому во главу угла в процессе обучения поставлен вопрос моделирования цветовой среды согласно тематике задания.

Для успешного решения таких задач студенты, наряду с прослушиванием теоретического курса, выполняют упражнения по изучению влияния цвета на эмоциональное состояние человека, упражнения на цветовое равновесие, гармонизацию цветовых отношений.

Последнее особенно важно в системе подготовки специалистов, так как ряд практических заданий по созданию гармонизированного цветового строя позволяет избежать ошибок в дальнейшей работе с цветовыми композициями. Это касается и занятий по живописи, композиции, декоративно-прикладному искусству, художественному проектированию и др.

Достижения научно-технического прогресса, развитие культуры и искусства, появление новых художественных материалов и технологий значительно расширили возможности художественного образования детей и юношества, предопределили развитие содержательных основ курса «Цветоведения» в системе подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Изучение цвета рассматривается в качестве важной составляющей всей системы подготовки художника-педагога. Содержание специальных дисциплин: живописи, композиции, художественного проектирования и компьютерной графики, анализа и интерпретации произведений искусства, декоративно-прикладного искусства связано с цветоведением. Развитие навыков художественного восприятия, умения пользоваться цветом как средством художественного выражения является основой художественно-педагогической компетентности будущего учителя.

Цвет является одним из важных средств художественной выразительности в изобразительном искусстве. Теоретики искусства, педагоги, психологи (Р. Арнхейм, А. Б. Бакушинский, Б. Р. Виппер, С. В. Кравков, С. П. Ломов, А. А. Мелик-Пашаев и др.) отмечали сложность процесса художественного восприятия. Они подчеркивали важность творческого переживания, осмысления и оценки произведения искусства, указывали на то, что «умение видеть и переживать» требует усилия и подготовки. Практическое освоение средств художественного выражения, работа разнообразными художественными материалами являются важными условиями, способствующими развитию умения воспринимать художественно-образную основу произведения.

По мнению Г. В. Лабунской, цветовая выразительность работы, ее образность обуславливается художественно-творческими способностями учащегося, в основе которых лежит эмоциональное, эстетическое отношение к изображаемому . Художник-педагог должен обладать не только способностью тонко различать цвета, но и развитым эстетическим отношением, при котором в цветах он видит определенные образы, настроения и выразительные возможности, вызывающие у него эмоциональную отзывчивость. Практическое освоение цвета, работа разнообразными художественными материалами являются важными условиями, способствующими развитию умений воспринимать художественно-образную основу произведения.

Принцип организации художественно-творческой деятельности учащихся в единстве художественного восприятия и продуктивного творчества нашел отражение в работах А. В. Бакушинского. Овладение материалом и средствами творческого выражения, воспитание способности восприятия-созерцания автор рассматривал как неразрывные компоненты процесса формирования «культуры творческой личности» . Учет принципа единства восприятия и творчества и ныне является важной основой методики преподавания спецдисциплин в вузе. Так же актуальными являются положения программ колористического образования студентов двух школ БАУХАУЗ и Высших художественно-промышленных мастерских начала ХХ века (В. Гропиус, И. Иттен, В. В. Кандинский, К. Истомин и т. д.), основанные на изучении «первоэлементов», как структурных звеньев образовательного процесса. Постижение эмоционально-образного языка изобразительного искусства, развитие когнитивных способностей студентов являются важными составляющими современной системы подготовки художника.

Современному развивающемуся обществу необходимы образованные, инициативные люди, творчески активные, проявляющие себя общественно и индивидуально, способные воспринимать и создать художественные ценности. Колористическая подготовка студентов художественно-графических факультетов нацеленная на развитие знаний, умений и навыков не обеспечивает достижения поставленных задач. Традиционный подход к преподаванию цветоведения не способствует формированию целостных представлений у студентов о цвете как средстве художественной выразительности.

Изучение исторического и современного опыта работы ученых и педагогов-практиков в области колористического образования студентов предопределило необходимость разработки оптимального содержания образования в области цветоведения с учетом новых достижений в области педагогики и науки о цвете.

Изучение научно-теоретических основ системного подхода в обучении позволяет рассматривать педагогическое образование в вузе как целостный комплекс взаимосвязанных между собой элементов, гарантирующих получение результата - профессионально компетентного художника-педагога. В связи с этим возникла необходимость внедрения принципов системного подхода в образовательный процесс, потребность в разработке и апробации модели освоения цветоведения студентами художественно-графического факультета, основанной на системном подходе к обучению, с целью формирования художественно-педагогической компетентности студента художественно-графического факультета в области цветоведения.

По нашему мнению, художественно-педагогическая компетентность студента художественно-графического факультета в области цветоведения зависит от художественно-творческого развития, которое включают в себя: теоретические знания по цветоведению; умения и навыки владения цветом в процессе работы различными художественными материалами; способность воспринимать и использовать цвет как средство художественного выражения; сформированность художественной индивидуальности.

Основой моделируемого комплекса является новое содержание художественного образования, не сводимое к знаньевой парадигме, нацеленное на формирование умений воспринимать и использовать цвет как средство художественного выражения, основанное на системном подходе.

Труды И. В. Блауберга, Э. Г. Юдина, М. С. Кагана, В. Н. Садовского позволили определить основные понятия системного подхода: система, элемент, структура, целостность, связь, иерархия. В основе системного подхода лежит рассмотрение объектов как систем: ориентирующее исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связи в нем и сведение их в единую теоретическую картину . Анализ литературы позволил выделить принципы системного подхода в обучении: принцип приоритета конечной цели, принцип единства, принцип связи, принцип иерархии, принцип функциональности, принцип функционирования.

Педагогический аспект данной проблемы рассматривался в трудах Н. В. Кузьминой, С. И. Зиновьева, И. Л. Зимней, В. А. Сластенина и др. Эти авторы обращали внимание на целесообразность внедрения системного подхода в профессиональную подготовку будущего специалиста. Взаимодействию компонентов содержания образования, реализации педагогических принципов обучения посвящены исследования В. В. Давыдова, В. В. Краевского, Д. Б. Эльконина и др. Ученые обращали внимание на развивающий характер образовательного процесса, на необходимость эффективного использования воспитательного потенциала искусства.

Принципы системного подхода и актуальные педагогические методы преподавания цветоведения стали основой в моделировании системы обучения цветоведению студентов художественно-графического факультета. Их реализация предопределила построение модели освоения цветоведения студентами художественно-графического факультета, основанной на системном подходе к обучению.

Несмотря на то, что все компоненты тесно связаны между собой, каждый имеет относительно самостоятельное значение для функционирования моделируемой системы.

Принцип функционирования выражается в единстве восприятия и художественного творчества. Организация процесса обучения цветоведению основана на эмоционально-образном постижении окружающей действительности, художественных произведений изобразительного искусства при одновременно осуществляемых процессах восприятия и созидания.

Принцип иерархии заключается в создании индивидуальной образовательной траектории художественно-творческого развития каждого студента, применении личностно-ориентированного подхода в обучении. Учет индивидуальных особенностей личности студента, его индивидуальный темп и ритм развития, предоставление свободы творческого выбора и самовыражения способствуют формированию художественной индивидуальности, отражающей особенности восприятия, воображения и созидания, наличие художественного почерка.

Принцип функциональности проявляется в создании студентами авторских общественно значимых творческих работ и проектов. Творческий проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет сформировать у будущего художника-педагога умение ставить и решать задачи, связанные с его профессиональной деятельностью.

Опираясь на изученный исторический и современный опыт работы в области колористического образования студентов, содержание образования может быть раскрыто через серию художественно-творческих заданий, объединенных шестью тематическими блоками: ахроматические цвета, хроматические цвета, системы классификации цветов, цветовые взаимодействия, принципы гармонии цвета, эмоционально-эстетическое воздействие цвета. Эти блоки, в свою очередь, являются системообразующей основой таких дисциплин, как цветоведение, живопись и формальная композиция.

Построение содержания образования на блочно-тематической основе обеспечивает преемственность и общность предметов художественного цикла на художественно-образной основе. Художественная деятельность с цветом должна предполагать не только выполнение цветовых шкал и комбинаторик, но и живописных и декоративных этюдов, ассоциативных беспредметных композиций, стилизованных натюрмортов, эскизов, длительных работ с натуры, в том числе с применением компьютерных технологий.

Работа с цветовыми сенсорными эталонами, шкалами способствует расширению цветоразличительных способностей зрения студентов, совершенствованию их зрительной культуры. Выполнение комбинаторик с разным цветовым решением, создание цветовых кругов содействует эффективному усвоению теории цветовых гармоний, накоплению опыта смешения цветов и получения многообразных оттенков. Создание беспредметных композиций развивает у студентов ассоциативное мышление. Композиции, выстроенные с учетом эмоционально-эстетического воздействия цвета на человека, содействуют преодолению предметного видения цвета. Работа над натюрмортом должна быть представлена разнообразными видами деятельности: плоскостное, объемно-пространственное, стилизованное решение образа.

Проведение занятий в музее изобразительного искусства, посещение мастерских художников, анализ результатов собственной творческой деятельности, интерпретация живописных произведений развивает когнитивную компетенцию студентов. Встреча с подлинником стимулирует их познавательную активность в области истории изобразительного искусства, способствует самостоятельному изучению приемов практического использования цвета, как средства художественного выражения.

Включение личностно-ориентированного подхода к обучению студентов цветоведению способствует формированию индивидуального видения и художественно-творческого развития каждого студента. Внедрение в творческую работу студентов информационных и мультимедийных технологий, обеспечивает возможности расширения средств выполнения художественных замыслов при решении колористических задач.

Такое построение содержания образования обеспечит преемственность и позволит планировать работу со студентами системно, с учетом единых образовательных задач. Взаимодействие спецдисциплин на основе принципов системного подхода дает возможность сделать систему обучения цветоведению гибкой, продуктивной, адекватной условиям современной художественной культуры, достижениям технического прогресса.

Основы цветоведения

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Основы цветоведения
Рубрика (тематическая категория) Искусство

Архитектурные средства. Цветоведение

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

(весенний семестр)

канд. арх., доцент

Пунтус В.А.

Санкт-Петербург

2010 Лекция №1

Цветоведение - наука о цвете, включающая знания о природе цвета͵ базовых, составных и дополнительных цветах, базовых характеристиках цвета͵ цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре.

Цвет - это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света͵ ᴛ.ᴇ. свет+зрение=цвет.

Цвета разделяются на:

§ Холодные - ϶ᴛᴏ цвета от синœе-фиолетового до желто-зелœеного.

§ Теплые - ϶ᴛᴏ цвета͵ расположенные в хроматическом круге, начиная с желтого и заканчивая красно-фиолетовым.

Также всœе цвета подразделяются на: хроматические, ахроматические, полухроматические.

Ахроматические - белый, черный, и всœе оттенки серого.

Хроматические цвета - всœе спектральные и многие природные.

Полухроматические цвета - земляные цвета͵ ᴛ.ᴇ. цвета смешаны с ахроматическими цветами.

В истории науки о цвете принято выделять два этапа классификации цвета: до XVII века и XVII век - наши дни .

В первый мифологический этап выделялись 3 цвета: красный, белый, черный (кровь, молоко, земля). В Древнем Египте отношение к цвету зависит от того, насколько он солнечный. В основном, египтяне выделяли следующие цвета: охра, синий, золото и зелœеный.

В период греко-римской античности в 5 в. до н.э. Эмпедокл утверждал, что всœелœенная состоит из: воды (черный), воздуха (белый), огня (красный), и земли (желтый, охра). А всœе остальное получается путем смешения этих четырех стихий. Аристотель выделял 3 базовых цвета: белый (вода, воздух, земля), желтый (огонь), черный (разрушение, состояние перехода).

А Планид в своей "Натуральной истории" выделил 4 базовых цвета: красный, белый, желтый и черный. Для определœения базовых цветов Эмпедокл и Планид пользовались зрительными впечатлениями, а Аристотель определял их экспериментальным путем.

Для Западной Европы Средних веков характерна символика цвета. Белый цвет символизирует Христа͵ Бога, ангелов, является чистым непорочным цветом. Желтый цвет - символ просвещения, действия Духа Святого. Красный - огонь, солнце, кровь Христа. Синий - цвет неба, обители Господа. Зелœеный - цвет пищи, растительности, земной путь Христа. Черный - подземный цвет, цвет зла, Антихриста.

Фиолетовый - цвет противоречий. Так же достаточно интересна антисистема цветов, куда входили "погасшие" цвета͵ ᴛ.ᴇ. любой цвет в сочетании с коричневым. На Ближнем и Среднем Востоке в Средние века представление о цвете развивается под знаком ислама. С VII века ценятся те же цвета͵ что и в Западной Европе, только выделяется зелœеный: это цвет райского сада. Любимый тип цветовой композиции - многоцветие или полихромия. В эпоху Возрождения в Европе получили распространение античная и средневековая классификация цвета͵ дополненные Леонардо да Винчи ʼʼпрактически живописнойʼʼ системой цветов, которая основывалась на минимальной палитре живописца. Леонардо Да Винчи считал, что базовых цветов 6: красный, желтый, зелœеный, синий, белый, черный.

В XVII-XIX веках в Европе в истории классификации цвета начинается новый этап. Основы современных научных понятий о цвете заложены И. Ньютоном в опубликованной им в 1672 ᴦ. работе ʼʼНовая теория света и цветаʼʼ. Ньютон вводит научную символику разделœения цветов на две части: объективную (физическую) и субъективную, связанную с чувственным восприятием.

Получив солнечный спектр и дав объяснение его природе, Ньютон положил начало линœейной систематизации цветов. Эти цвета он разделил на однородные (первичные, или простые) и неоднородные (производные). Семь ʼʼпростыхʼʼ спектральных цветов и один – пурпурный, образованный смешением крайних цветов спектра, послужили основой для систематики цветов в виде круга.

В XVII веке в Европе господствует два стиля: 1)Барокко: восхваляется превосходство цвета. 2)Классицизм: ценятся только оттенки цветов, основа - приглушенные цвета.

В XVIII веке барокко превращается в рококо. Появляется тяготение к ассиметрии композиции, декору (мягкая деталировка форм), сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом.

Гете в конце века предложил новый способ классификации цветов по физиологическому принципу. Цвета: красный, оранжевый, желтый, зелœеный, синий, фиолетовый.

Треугольник показывает три базовых цвета͵ которыми пользуются художники. Остальные цвета (оранжевый, зелœеный, фиолетовый) получаются путем смешивания базовых.

В XIX веке в Европе возникает романтизм. Впоследствии его возникновение приводит к появлению двух противоположным направлениям: натурализму (дотошная передача всœех цветов, тонов, оттенков) и импрессионизму (передача образов).

В это же время, современник Гете, Филипп Отто Рунге разработал свою систему классификации цветов, используя принцип глобуса или шара.

Рисунок 4. Классификация цветов по принципу глобуса

или шара.

Вокруг экватора размещен двеннадцатицветный естественный круг, верхний полюс покрыт белым, нижний - черным цветом.

Между чистыми, пестрыми цветами экватора и нецветными полюсами находятся смеси из соответственно чистой краски с белым цветом (вверху шара находятся пастельные краски) или с черным (внизу шара - темные оттенки или потемнения). Каждый пункт на этом цветном глобусе должна быть обусловлен долготой и широтой, что делает возможным определœение названия цвета посредством соответствующей системы расчёта. В такой системе он предусмотрел всœе переходы от любого цвета к любому.

В эпоху модерна цвет становится символом. Особенности эстетики стиля модерн:

1) Предпочтение приглушенных, затемненных цветов, сложных нюансных гамм, множества оттенков при узкой палитре, добавление металлических пигментов (золото, серебро, бронза)

2) Цвет становится в большей степени средством выражения, нежели подражания.

3) Обозначается тенденция сближения цвета к музыке.

Ученый Оствальд усовершенствовал систему сферы Рунге. Он берет круг, разделяет его на 24 части, закрашивает каждый спектр в определœенный цвет, но представляет всœе цвета в виде замкнутого цветового тела, состоящего из двух конусов, объединœенных общим основанием. Единой осью конусов является ахроматический ряд: верхняя точка - белый цвет, нижняя - черный.

По окружности основания расположены наиболее насыщенные спектральные цвета (цвета радуги), которые расположены в определœенной последовательности: красный – оранжевый – желтый – зелœеный – голубой – синий – фиолетовый. ("Каждый охотник желает знать, где сидит фазан").

Для определœения цвета исполняется система психофизических характеристик. Это:

§ Цветовой тон – качество цвета͵ когда данный цвет можно приравнять к одному из спектральных цветов. Другими словами - ϶ᴛᴏ само название цвета.

§ Светлота – (степень отличия цвета от белого) – количественные различия внутри одного и того же цвета. Это наличие в цвете того или иного количества белого или черного.

§ Относительная яркость – отношение величины потока, отраженного от данной поверхности, к величинœе потока, падающего на нее.

§ Насыщенность – (степень отличия цвета от равного по светлоте серого) – степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического. Насыщенность обычно заменяется чистотой. Насыщенность хроматической краски, в которую добавлены белила, значительно падает, при добавлении черного цвета насыщенность изменяется, но не так резко. При равной насыщенности цветов активнее воздействуют на глаз более светлые цвета͵ а при равной светлоте – более насыщенные.

§ Чистота цвета – доля чистого спектрального в общей яркости данного цвета. Самые чистые цвета – спектральные. Чистота ахроматических цветов равна 0, так же как и насыщенность. Сочетание цветового тона и насыщенности называют цветностью. Ахроматические цвета ее не имеют.

Основы цветоведения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основы цветоведения" 2017, 2018.

ВВЕДЕНИЕ В ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И ЦВЕТОВЫЕ СИСТЕМЫ 1.

Введение в цветвоведение

Цветоведение - это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры.

Колористика - это раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.

Цветовые системы. История науки о цвете.

Принято выделять два этапа в истории классификации цвета: до XVII века и XVII век - наши дни.

Мифологический этап. Выделялись 3 цвета: Красный, Белый, черный.

Древний Восток. Китай. Основным космообразующим числом было 5 (четыре стороны света и центр земли). Особенности колорита китайской культуры древности: сочетание искусственности и натуральности, красочность и многоцветие (которое, к сожалению, в последствии трансформировалось в аскетизм по отношению к цвету, в монохромие и ахромотическую живопись тушью)

Древний Восток. Индия. В древней Индии было 2 цветовые системы:

1) Архаическая или троичная. Цвета: Красный, Белый, Черный.

2) Ведичная, или система основанная на Ведах. Следующие цвета: Красный (восточные лучи Солнца), Белый (южные лучи), Черный (западные лучи), очень черный (северные лучи), Невидимый (центр).

Убранство дворцов выполнялось в трех основных цветах: Белый, Красный, Золото (иногда добавлялись Синий и Голубой)

Традиционные основные цвета в древней Индии: Белый, Красный, Черный, Желтый и Синий. (Картины Рериха наиболее точно передают традиционный колорит древней Индии)

Древний Египет. Отношение к цвету зависит от того, на сколько он солнечный. Более подробно см. статью.

Греко-римская античность. В 5 в. до н.э. Эмпедокл утверждал, что вселенная состоит из: воды (черный), воздуха (белый), огня (красный), и земли (желтый, охра). А все остальное получается путем смешения этих четырех стихий.

Аристотель выделял 3 основных цвета: Белый (вода, воздух, земля), Желтый (огонь), Черный (разрушение, состояние перехода).

Планид в своей "Натуральной истории" выделил 4 основных цвета: Красный, Белый, Желтый и Черный.

Для определения основных цветов Эмпедокл и Планид пользовались зрительными впечатлениями, а Аристотель определял их эксперементальным путем.

Средние века. Западная Европа. После прочтения статьи рассмотрите рис.1

На рис.1 белый цвет символизирует Христа, Бога, ангелов, является чистым непорочным цветом. Желтый цвет - символ просвещения, действия Духа Святого. Красный - огонь, солнце, кровь Христа. Синий - цвет неба, обители Господа. Зеленый - цвет пищи, растительности, земной путь Христа. Черный - подземный цвет, цвет зла, Антихриста. Фиолетовый - цвет противоречий.

Так же достаточно интересна антисистема цветов, куда входили "погасшие" цвета, т.е. любой цвет в сочетании с коричневым.

Средние века. Ближний и средний Восток. Представление о цвете развивается под знаком ислама. С VII века ценятся те же цвета, что и в Западной Европе, только выделяется зеленый: это цвет райского сада. Любимый тип цветовой композиции - многоцветие или полихромия.

Ренессанс. Леонардо Да Винчи - создатель новой цветовой системы. Он считал, что основных цветов 6. Красный, Желтый, Зеленый, Синий, Белый, Черный.

Европа. XVII-XIX века. В это время в истории классификации цвета начинается новый этап. Начинается процесс разделения цвета. Ньютон вводит научную символику разделения цветов. Он берет спектр белого цвета, в котором выделяет все хроматические цвета: Красный, Оранжевый, Зеленый, Голубой (сине-зеленый), Синий, Фиолетовый, добавляя к этому сочетанию Пурпурный (считает этот цвет смешением красного и фиолетового).

В XVII веке в Европе господствует два стиля: 1)Барокко. Восхваляется превосходство цвета. 2)Классицизм. Ценятся только оттенки цветов, основа - приглушенные цвета.

В XVIII веке барокко превращается в рококо. Появляется тяготение к ассиметрии композиции, декору (мягкая деталировка форм), сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом.

Гете в конце века предложил новый способ классификации цветов по физиологическому принципу. См. рис.2

Цвета: Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Синий, Фиолетовый.

Треугольник показывает три основных цвета, которыми пользуются художники. Остальные цвета (Оранжевый, Зеленый, Фиолетовый) получаются путем смешивания основных.

В XIX веке в Европе возникает романтизм. В последствии его возникновение приводит к появлению двух противоположным направлениям: натурализму (дотошная передача всех цветов, тонов, оттенков) и импрессионизму (передача образов)

В это же время, современник Гете, Филипп Отто Рунге разработал свою систему классификации цветов используя принцип глобуса или шара. См. рис.3

Вокруг экватора размещен двеннадцатицветный естественный круг, верхний полюс покрыт белым, нижний - черным цветом.

Между чистыми, пестрыми цветами экватора и нецветными полюсами находятся смеси из соответственно чистой краски с белым цветом (вверху шара находятся пастельные краски) или с черным (внизу шара - темные оттенки или потемнения).

Каждый пункт на этом цветном глобусе может быть обусловлен долготой и широтой, что делает возможным определение названия цвета посредством соответствующей системы исчисления. В такой системе он предусмотрел все переходы от любого цвета к любому.

Кроме этого, можно отметить следующих ученых, которые внесли свой вклад в классификацию цвета: Шеврёль (полусфера), Адамс, Бецольд, Гельм Гольц.

Модерн. Цвет становится символом. Особенности эстетики стиля модерн:

1) Предпочтение приглушенных, затемненных цветов, сложных нюансных гамм, множества оттенков при узкой палитре, добавление металлических пигментов (золото, серебро, бронза)

2) Цвет становится в большей степени средством выражения, нежели подражания.

3) Обозначается тенденция сближения цвета к музыке.

Ученый Оствальд усовершенствовал систему сферы Рунге. Он берет круг, разделяет его на 24 части, закрашивает каждый спектр в определенный цвет (см. рис.4), но представляет все цвета в виде замкнутого цветового тела, состоящего из двух конусов, объединенных общим основанием. Единой осью конусов является ахроматический ряд: верхняя точка - белый цвет, нижняя - черный. (см. рис.5).

По окружности основания расположены наиболее насыщенные спектральные цвета (цвета радуги), которые расположены в определенной последовательности: красный - оранжевый - желтый - зеленый - голубой - синий - фиолетовый. (Вы наверняка помните шутливую скороговорку, в которой первая буква каждого слова является первой буквой названия цвета: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".)


P.S. В настоящее время не принято разделять цвета на второстепенные и главные (исключение встречается в: геральдике, сигнализации и кодировке знаков разметки).

Цвет — один из фундаментальных признаков, на которых основан дизайн. В руках профессионала он может стать мощным инструментом. Он влияет на многие факторы, которые играют большую роль в визуальном восприятии. Цвет оказывает огромное воздействие на наше сознание, он меняет наше отношение к любому предмету буквально за секунды, а также заставляет людей реагировать на него и даже предпринимать определенные действия.

На первый взгляд учение о цвете может показаться не таким уж и сложным для освоения, но если углубиться в детали, становится понятно, что необходимо учитывать множество тонкостей. В статье «Теория цвета: краткий гид для дизайнеров» затронуты основы этого учения, помогающие дизайнеру в работе. А в этой статье мы собрали все основные термины теории цвета в удобный глоссарий, который поможет графическим и UI-дизайнерам лучше понимать принципы работы цвета.


Цвет

Прежде чем идти дальше, важно понять саму суть цвета. В словаре Уэбстера он определяется как световое явление (например, красное, коричневое, розовое или серое) или явление визуального восприятия, позволяющее человеку различать объекты, которые в противном случае казались бы одинаковыми. Проще говоря, цвет — это признак объекта, который возникает из-за света, излучаемого или отражаемого этим объектом. Цвет можно визуально «проверить», оценив его свойства (тон, насыщенность, хроматичность и яркость). Для полноценного понимания значения цвета давайте дадим определения его характеристикам.

Свойства цвета

К основным свойствам цвета относятся тон, яркость, хроматичность и насыщенность.

Тон (hue)

Термин «тон» часто путают с «цветом», поэтому придется остановиться на этих определениях поподробнее. Во-первых, нужно понимать, что «цвет» — это обобщенное понятие, которым пользуются люди для обозначения всех тонов, полутонов и тональностей. С другой стороны, тон — это именно то, что мы имеем в виду, спрашивая «какого цвета эта вещь?». В целом, тон — это совокупность двенадцати чистых и ярких цветов, представленных на цветовом круге.

Тон — это базовый материал, который можно изменить тремя разными способами: затушевать, затенить и тонировать. В зависимости от применяемой техники тон превращается в оттенок, тень или тональность.

Различить их легко. Оттенок создается смешением какого-либо тона с белым, в то время как тень — это смешение какого-либо тона с черным. Тон представляет собой более тонкий процесс, так как оно требует добавление как черного, так и белого цвета, и поэтому результат будет выглядеть более естественным по сравнению с полутонами и оттенками.

Яркость (Value)

Как уже говорилось, у цветов есть определенные характеристики, по которым их можно узнать. Яркость — это свойство, указывающее, насколько светлым/темным является цвет. Этот признак определяется степенью белизны. Чем больше белого было добавлено в тон, тем выше его яркость.

Хроматичность (Chromacity)

Хром, или хроматичность, показывает чистоту тона. Этот признак оценивается на основе наличия белого, серого или черного в цвете. Двенадцать основных тонов, описанных ниже, имеют самую высокую степень хроматичности, так как не содержат никаких дополнительных элементов. Цвета с высоким хромом яркие и живые.

Насыщенность (Saturation)

Этот признак имеет много общего с яркостью и хромом, поэтому иногда их могут путать. Тут очень важно понимать разницу. В отличие от двух предыдущих свойств, насыщенность не предполагает смешение тонов с другими цветами. Насыщенность — это то, как выглядит цвет в разных световых условиях, насколько ярким или бледным кажется цвет при дневном или слабом освещении. Это свойство еще называют интенсивностью цвета.


Цветовой круг

Если вы когда-либо посещали занятия по живописи, вы точно видели окружность, состоящую из разных цветов. Она называется цветовым кругом и помогает понять, как цвета взаимосвязаны между собой и как их лучше сочетать. Цветовой круг состоит из первичных, вторичных и третичных цветов, которые также известны как тоны.

Цветовой круг был придуман Исааком Ньютоном в 1666 году и поначалу выглядел как схема. С тех пор он претерпел множество трансформаций, но по-прежнему остается главным инструментом для работы с сочетаемостью цветов. Согласно задумке, цветовой круг должен работать так, чтобы вам было легче грамотно смешивать цвета.


Типы цвета

По типу цвет делится на первичные, вторичные и третичные; а также на холодные, теплые и нейтральные.

Первичные цвета (Primary)

Они представляют собой три пигментных цвета, которые не могут быть созданы при помощи смешения других цветов. Они — основа всей цветовой системы. Первичные цвета варьируются в зависимости от типа цветовой системы. В основе субтрактивной цветовой модели CMYK лежат голубой, фиолетовый и желтый цвета, аддитивную цветовую модель RGB образуют красный, зеленый и синий. А в историческую цветовую модель художников RYB входят красный, желтый и синий.

Вторичные цвета (Secondary)

Эти цвета появляются при помощи смешения двух первичных. Так как у каждой системы свои основные цвета, вторичные цвета также варьируются. Ниже приведено схематичное пояснение, какие вторичные цвета могут быть образованы в каждой из моделей.

зеленый + красный = желтый

красный + синий = фиолетовый

синий + зеленый = голубой

желтый + фиолетовый = красный

фиолетовый + голубой = синий

голубой + желтый = зеленый

желтый + красный = оранжевый

красный + синий = фиолетовый

синий + желтый = зеленый

Третичные цвета (Tertiary)

В результате смешения первичных и вторичных получаются третичные цвета, которые обычно имеют составные названия, например, красно-сиреневый или желто-оранжевый.

Холодные, теплые и нейтральные цвета

Все описанные выше цвета можно также разделить на три вида: холодные, теплые и нейтральные.

Холодные цвета находятся на сине-зеленой части цветового круга. Их называют холодными, так как они создают ощущение прохлады. Теплые цвета являются их противоположностью из-за ассоциаций с теплом. Желтый, оранжевый и красный — это тоны, относящиеся к виду теплых цветов. И последнее, но не менее важное: нейтральные цвета не являются частью цветового круга. Среди них — серый, коричневый и бежевый.


Приложение по прогнозу погоды (Tubik)

Цветовые модели

Существует несколько цветовых моделей: RGB, RYB, CMY, CMYK.

RGB

Первичными цветами модели RGB являются красный, синий и зеленый. Данная модель является основой для всех цветов, использующихся на экране. Сочетание первичных цветов этой модели в равных пропорциях в результате дает вторичные цвета — голубой, фиолетовый и желтый, однако необходимо помнить: чем больше вы добавляете света, тем ярче и светлее становится цвет. Результаты, полученные после смешения добавочных цветов, часто неожиданны для людей, привыкших к субтрактивной цветовой модели красок, красителей, чернил и других осязаемых объектов.

RYB и CMY

RYB (R — красный, Y — желтый, B — синий) — еще одна цветовая модель, которая часто используется в художественном образовании, особенно в живописи. Она послужила основой для современной научной теории цвета, в которой было установлено, что голубой, фиолетовый и желтый являются наиболее удачным трехцветным сочетанием для смешения. Таким образом появилась цветовая модель CMY.

CMYK

Модель CMY была видоизменена с появлением фотомеханической печати. Ее ключевым компонентом стали черные чернила, и модель была переименована в CMYK (C — голубой, M — фиолетовый, Y — желтый, K — черный). Без этого дополнительного пигмента ближайший к черному оттенок был бы грязно-коричневого цвета. В настоящий момент данная цветовая модель чаще всего используется в печати.


Цветовые палитры

В дизайне цветовой баланс имеет огромное значение, так как впечатление о сайте или приложении у пользователей складывается с первого взгляда, и цвета оказывают на это сильное влияние. Дизайнеры определили основные и наиболее эффективные цветовые палитры, или цветовые гармонии.

Монохромная

Она основана на одном цвете и его различных тонах и оттенках. Монохромная палитра всегда представляет собой беспроигрышный вариант, так как тут придется постараться, чтобы ошибиться и сделать все безвкусно.


Аналоговая

Для создания аналоговой палитры используются цвета, расположенные рядом друг с другом на цветовом круге. Этот вид цветовой палитры используется там, где не нужен контраст, в том числе на фоне веб-страниц или баннеров.


Комплементарная

Комплементарная палитра представляет собой смешение цветов, которые находятся друг напротив друга на цветовом круге. Эта схема противоположна аналогичной и монохромной, так как ее целью является создание контраста. Например, в любом интерфейсе сложно будет не увидеть оранжевую кнопку на синем фоне.


Раздельно-комплементарная

Данная палитра работает по аналогии с предыдущей, но использует больше цветов. Например, при выборе синего цвета необходимо еще добавить два смежных оттенка его противоположного цвета, то есть, желтый и оранжевый. Здесь контраст будет не таким резким по сравнению с комплементарной схемой, но зато можно использовать больше цветов.


Триадическая

Когда дизайну требуется больше красок, можно прибегнуть к триадической схеме. Она основана на трех отдельных равноудаленных друг от друга цветах. Для сохранения баланса в схеме рекомендуется использовать один цвет в качестве доминирующего, а два других как акцентные.


Четвертичная/Сдвоенно-комплементарная

Четвертичная цветовая схема предназначена для использования опытными дизайнерами, так как в ней сложнее всего достичь баланса. Она задействует четыре цвета из круга, которые составляют комплементарные пары. Если соединить точки на выбранных цветах, они образуют прямоугольник. В этой схеме достаточно сложно достигнуть гармонии, но если все делать правильно, результаты будут поразительными.

Я бы хотел закончить прозаичной цитатой Ру Пола: «Весь смысл в том, чтобы проживать жизнь и быть — использовать все цвета из коробки карандашей». Научитесь эффективно пользоваться цветами как в жизни, так и в работе, и результаты вам придутся по душе.