Особенности композиции онегина. Композиция Евгения Онегина

Композиционный замысел автора отчетливо проступает в сочетании образов романа. Разочарованный столичный денди Онегин и мечтательная «уездная барышня» Татьяна, скептик Онегин и романтик Ленский, — такая антитеза характеров неизбежно влекла за собой столкновение героев и трагизм развязки. Столкновение характеров осложняется в романе глубочайшим конфликтом героев с действительностью.

Ленский погибает, Онегин не находит счастья в жизни, Татьяна остаетcя с разбитым сердцем. Так глубина идейного замысла автора нашла себе воплощение в сочетании образов романа.

Бытовой фон, сюжет и сочетание образов — это тематическая композиция романа. Что касается архитектоники романа, то она чрезвычайно своеобразна. Особенность композиционной структуры «Евгения Онегина» заключается в том, что это «свободный роман», «собранье пестрых глав», по определению самого Пушкина. Композиционная «свобода» и гибкость романа «Евгений Онегин» выразились в многочисленных отступлениях от эпической линии повествования.

Повествовательный материал занимает только около трети романа. Канва повествования все время прерывается различными отступлениями: лирическими высказываниями автора, описаниями природы, картинами быта, характеристиками героев — то индивидуальными, то групповыми.

Среди этих отступлений, обычно тесно переплетающихся с канвой повествования, особенно большое место (более четверти текста романа) занимают так называемые лирические отступления. К ним принадлежат 27, значительных по объему, высказываний автора и около 50 мелких замечаний и вставок, выраженных часто одной-двумя фразами (Там некогда гулял и я, но вреден север для меня»; «Привычка свыше нам дана — замена счастию она»; «Читатель ждет уж рифмы розы; на, вот возьми ее скорей!» и др.).

Тематика крупных лирических отступлений в романе очень разнообразна. Сюда относятся:

  1. Рассуждения о творчестве, в которых выражаются: взгляды автора на различные литературные направления и жанры. Вот, например, пародия Пушкина на классицизм:

Пою приятеля младого
И множество его причуд.
Благослови мой долгий труд,
О ты, эпическая муза!
И, верный посох мне вручив,
Не дай блуждать мне вкось и вкрив.
Довольно. С плеч долой обуза!
Я классицизму отдал честь:
Хоть поздно, а вступленье есть.

Вот ироническая характеристика романтизма:

Так он писал темно и вяло
(Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я; да что нам в том?)

Вот характеристика музы поэта, изображаемой в образе Татьяны:

И вот она в саду моем
Явилась барышней уездной,
С печальной думою в очах,
С французской книжкою в руках.

  1. Воспоминания автора о прошлом, например о театральных встречах и впечатлениях, о женщинах, которых он любил и т.п.
    Мечты поэта о будущем.
    Замечания о своих настроениях.
    Взгляды поэта на любовь, проблемы морали и т.п.

Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин» очень важна. Они, во-первых, непосредственно включают автора в поток изображаемых событий. Пушкин выступает в романе не просто как рассказчик, а как участник событий, пишущий свою собственную биографию.

Мы узнаем из романа и о лицейских годах поэта («В те дни, когда в садах Пицея»), и о его ссылке («Но вреден север для меня»), и о планах бегства за границу («Придет ли час моей свободы?»), и о любви его к деревенской жизни («Я был рожден для жизни мирной»), и т.п. Все эти автобиографические реплики поэта подкупают своей искренностью и откровенностью.

Другое значение авторских отступлений в романе заключается в том, что они дают превосходный лирический комментарий автора к событиям. В них чувствуется живая общественная мысль поэта, слышится биение его сердца. Это итог его жизненного опыта, плод «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Наконец, многочисленные лирические отступления в романе придают повествованию характер непринужденной беседы автора с читателем.

Реалистически-бытовой фон романа очень оживляют превосходные описания природы. Мы находим в произведении пейзаж всех времен года: зимы, осени, весны, лета. Особенность пушкинского пейзажа заключается в выразительности и точности его красок. Особенно хорошо дана в романе русская зима с ее глубокими снегами, с ее «деревьями в зимнем серебре».

Несмотря на заглавие, подразумевающее, что речь пойдет главным образом о Онегине, Пушкин, едва представив своего героя ("С героем моего романа... / Позвольте познакомить вас: / Онегин, добрый мой приятель..."), тут же о нем забывает и принимается беседовать с читателем: ...на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель; Там некогда гулял и я: Но вреден север для меня.

Подобный прием будет повторяться в течение романа очень часто: автор постоянно сбивается то на воспоминания о "днях веселий и желаний", то на грустное размышление об уходящей молодости ("Но грустно думать, что напрасно / Была нам молодость дана..."), то на рассуждение о превратностях творческого процесса: ...Ко мне забредшего соседа, Поймав нежданно за полу, Душу трагедией в углу, Или (но это кроме шуток), Тоской и рифмами томим, Бродя над озером моим, Пугаю стадо диких уток... Онегина то забывают на балу - а автор в это время беззаботно разгуливает по берегу моря, элегически вздыхая: "Я помню море пред грозою...

", то Пушкин в "минуту злую" для Онегина прощается с читателем, оставляя героя в петербургском доме Татьяны. К сюжету Онегина, заданному первой строфой романа (размышления Онегина на пути к дядюшке), уже во второй строфе добавляется сюжет автора.

Сложным взаимодействием двух сюжетов - сюжета автора и сюжета героев (или, по словам исследователя романа С. Г. Бочарова, "романа автора" и "романа героев") - и определяется своеобразие художественной структуры повествования в романе.

С героем моего романа Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас: Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы... Онегин, с одной стороны, и "добрый приятель" автора, реальный человек, а с другой стороны - "герой романа", плод авторского воображения, и Пушкин постоянно будет переключаться между этими двумя ипостасями своего героя. Вместе с Онегиным-приятелем автор намеревается отправиться за границу ("Онегин был готов со мною / Увидеть чуждые страны..."), - а Онегина как персонажа романа автор вправе оставить в парковой аллее для объяснения с Татьяной (заключительные строки третьей главы) и при этом хулигански заметить: Но следствия нежданной встречи Сегодня, милые друзья, Пересказать не в силах я; Мне должно после долгой речи И погулять и отдохнуть: Докончу после как-нибудь.

Пушкин весьма воль обращается как с героем, так и со временной линией повествования: первых семь глав зеркально отражаются в одной восьмой, заключительной. История Онегина и Татьяны повторяется с точностью до наоборот: любовь Татьяны к Онегину сменяется страстной влюбленностью Онегина в Татьяну, письмо Татьяны сменяется письмом Онегина, а "проповедь" Онегина - "уроком", который теперь, в свою очередь, дает герою Татьяна. Менее очевидной, но более психологической параллелью является сон Татьяны - едва ли не единственная в романе развернутая картина психологического состояния героини - и бал по случаю ее именин. Связь, во-первых, сюжетная: ссора Онегина и Ленского, гибель последнего; а во-вторых, предметная детализация, общая для кошмарного сна и праздничной яви, заставляет ассоциативно связывать "уродов с того света" и веселых гостей Лариных: Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ! (Сон Татьяны) В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога... (Именины) И вот уже беззаботные и ни о чем не подозревающие гости Лариных - "толстый Пустяков", "уездный франтик Петушков", "обжора" Флянов - благодаря сюжетной рифме предстают перед читателем в гротескном свете.

И даже мирная картина с храпящими Пустяковыми, Гвоздиными, Простаковыми и мосье Трике "в фуфайке, в старом колпаке" может вызвать невольное воспоминание о ночном видении Татьяны: Вот череп на гусиной шее Вертится в красном колпаке... Пушкин постоянно намечает возможные, уже ожидаемые читателем сюжетные повороты ("Читатель ждет уж рифмы "роза"?

На, возьми ее скорей!") – но не следует им: ситуация, показанная во второй главе, вполне благополучна: Ленский влюблен в Ольгу - и любим (как ему кажется). Появление Онегина в доме Лариных истолковано всеми соседями однозначно - "...свадьба слажена совсем, / Но остановлена затем, / Что модных колец не достали", перед героями не стоит никаких препятствий (традиционная романная схема подразумевает именно преодоление препятствий, будь то несогласие родителей или вмешательство "третьего лишнего"), - но "счастье", которое "было так близко, так возможно", не приходит: Ленский погибает, Онегин отправляется в путешествие, Ольга выходит замуж за улана и навсегда исчезает со страниц романа, Татьяну увозят в Москву на "ярмарку невест". Отказ от напрашивающихся линий сюжетного развития наиболее явно продемонстрирован автором на примере романной судьбы Ленского.

Имеется два варианта возможного будущего своего героя: Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден... - или А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел... Расстался б с музами, женился, В деревне счастлив и рогат Носил бы стеганый халат... Но об обоих вариантах автор начинает говорить тогда, когда Ленский уже мертв и ни один из вариантов судьбы героя заведомо не может быть реализован! Не меняет ситуации и финальная встреча Татьяны и Онегина в Петербурге: Пушкин демонстративно отказывается от каких бы то ни было сюжетных эффектов: объяснение Онегина и Татьяны заканчивается под "шпор внезапный звон" появившегося в комнате мужа героини - и мелодраматическая сцена, казалось бы, неизбежна. Однако именно в эту решительную минуту автор оставляет героев и прощается с читателями.

Не случайно современные Пушкину литературные критики отказывали роману в целостности и единстве: Н. Полевой рассматривал "Евгения Онегина" как "рудник для эпиграфов, а не органическое существо", а Н. Надеждин считал, что это не роман вообще: "Евгений Онегин" не был и не назначался быть в самом деле романом...

Он не имеет притязаний ни на единство содержания, ни на цельность состава, ни на стройность изложения". Да и сам Пушкин на первый взгляд давал основания для такой оценки своего романа, словно специально указывая на явные композиционные промахи: ...Прими собранье пестрых глав, Полусмешных, полупечальных, Простонародных, идеальных, Небрежный плод моих забав... А где, бишь, мой рассказ несвязный?..

И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще не ясно различал. Разница, однако, состояла в том, что критики не увидели в "Евгении Онегине" романа, а автор видел в нем роман нового типа. Принципиально новые законы художественного построения текста были сформулированы Пушкиным и в одном из писем к А. Бестужеву: "Роман требует болтовни". Болтовня - сознательное стремление создать текст, который мог бы восприниматься как импровизационный рассказ; стремление добиться эффекта непринужденного диалога с читателем - и разрушить условно-литературное повествование о столь же условных литературных персонажах.

Не случайно Пушкин представляет своего героя в романе дважды: в первой главе (вторая строфа) и в седьмой (заключительная строфа). Сопоставим эти фрагменты: Друзья Людмилы и Руслана!

С героем моего романа Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас: Онегин, добрый мой приятель... Пою приятеля младого И множество его причуд. Благослови мой долгий труд, О ты, эпическая муза! Свободный и непринужденный разговор с читателем - тем более с читателем посвященным - сменяется пародийным взыванием к эпической музе ("Не дай блуждать мне вкось и вкривь") в запоздалом "вступлении" к роману, о котором автор "вспомнил" только к предпоследней главе.

Тем самым классицистская жесткая регламентация темы и структуры произведения, строгость композиционных правил, заданность авторской художественной установки и обязательность высокого пафоса иронически опровергаются и утверждаются права свободного от любой регламентации рассказа. Причем "свободного" настолько, что автору иной раз приходится себе напоминать, кто его герой и что с ним происходит, "чтоб не забыть, о ком пою".

"Забалтываясь донельзя" (цитата из письма Пушкина к Дельвигу, в котором он рассказывает о плане своего романа), автор тем самым получает возможность сказать обо всем - об элегиях и одах, о яблочной наливке и брусничной воде, о русском театре и французских винах, о лорде Байроне и безымянном немецком булочнике, о своем "брате двоюродном Буянове" и Наполеоне, оставшемся стоять у стен Москвы в ожидании ключей от города, и еще о многом, многом другом. Пестрота описаний и разностильность повествования не противоречат внутреннему единству "Евгения Онегина" - лирическим центром романа является автор. Лирические отступления, по замечательному выражению С. Г. Бочарова, не отступают от дела, а обступают его со всех сторон. Пушкин максимально эффективно использует повествовательные возможности четырехстопного ямба: ямб - гибкий, легко варьирующийся и интонационно очень близкий к разговорной речи размер, он передает динамику живой речи. Той же цели служит и онегинская строфа - принципиально новый тип строфы, созданный Пушкиным именно для романа: онегинская строфа включает в себя 14 стихов четырехстопного ямба с рифмовкой AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначены женские рифмы, строчными - мужские).

Смысловая структура онегинской строфы – тезис, его развитие, кульминация, концовка - передает сам ход движения мысли. Пушкин сам указывает на эти недостатки: ...Хоть поздно, а вступленье есть. Я кончил первую главу; Пересмотрел все это строго: Противоречий очень много, Но их исправить не хочу. Пора мне сделаться умней, В делах и в слоге поправляться, И эту пятую тетрадь От отступлений очищать. При этом о необходимость избавляться от отступлений говорится в очередном лирическом отступлении, а противоречия становятся одном из важнейших конструктивных принципов романа. Заявление автора "я думал уж о форме плана" - явное противоречие авторскому определению романа как "рассказа несвязного", а признание в конце восьмой главы "даль свободного романа...

/ Еще не ясно различал"; "лета шалунью рифму гонят" так же явно не соответствует очень жесткой и нигде не нарушаемой системе рифмовки. Противоречие всплывает и на сюжетном уровне: в третьей главе, например, автор утверждает, что письмо Татьяны хранится у него - "Письмо Татьяны предо мною; / Его я свято берегу...

", а в восьмой главе - что у Онегина: "Та, от которой он хранит / Письмо, где сердце говорит..." Указав на "разность между Онегиным" и собой, автор тут же добавляет: Страстей игру мы знали оба: Томила жизнь обоих нас; В обоих сердца жар угас... Вследствие того, что автор привлекает внимание читателя к "технологической" стороне повествования (разрывам во времени, пунктирному движению сюжета, введению в повествование планов и черновиков этого же романа), на первый план выходит металитературное значение романа: рассказывая о "приятеле", Пушкин все время напоминает читателю о "литературности" всего произведения ("Но наш герой, кто б ни был он, / Уж верно был не Грандисон", "Прямым Онегин Чильд Гарольдом / Вдался в задумчивую лень") – истинная история романа "Евгений Онегин" - не Татьяны и Онегина, а создание романа.

Создатель же романа сам, следовательно, становится его персонажем – единственным, биография которого лишь намечена, в отличие, например, от Онегина, Татьяны или даже второстепенного героя Зарецкого: "жизнеописанию" каждого из этих персонажей отводится специальная часть повествования. Хронология пушкинской судьбы не линейна: в первой главе упоминается южная ссылка начала 1820-х гг. ("Но вреден север для меня"), в шестой - ушедшая молодость: Ужель мне скоро тридцать лет?

Но так и быть: простимся дружно, О юность легкая моя!.. - а восьмой годы отрочества - Лицей и заключительный лицейский экзамен: В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал... Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил...

Таким образом, свободное варьирование тем, стилей, голосов, подключенных к авторскому повествованию, свободное перемещение в пространстве и времени, соединение объективно-повествовательного и субъективно-лирического типов повествования – важнейшие принципы композиционной организации романа. Вне авторского слова, особого пушкинского стиля, "Евгений Онегин" превращается в обычную слабую мелодраму - без развязки и эффектных сцен; разрушается тип героя, созданного Пушкиным, - "доброго приятеля" автора и одновременно героя романа; разрушается пушкинский образ художественного пространства, строившегося в романе по принципу взаимоналожения двух миров - реального и литературного.

Особенности композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» лиро-эпическое произведение, в котором лирическое и эпическое переплетаются и взаимодействуют между собой на протяжении всего действия романа, при этом оба начала остаются равноправными.

Действие романа начинается весной 1820 года в Петербурге. Мы знакомимся с автором и Евгением Онегиным - главным героем романа, с помощью которого показана жизнь светского Петербурга. Таким образом, 1 глава - это развернутая экспозиция. Роман начинается внутренним монологом героя, из которого мы можем составить себе представление о «молодом повесе», «наследнике всех своих родных», типичном молодом человеке того времени, представителе дворянской интеллигенции. Онегин, узнав, что дядя при смерти, покидает Петербург и едет к нему в деревню, но дядю «нашел уж на столе». Во второй главе герой - сельский житель. В ту же пору в свою деревню «помещик новый прискакал» - Владимир Ленский. Молодые люди подружились. Так во второй главе происходит завязка второй сюжетной линии, линии дружбы, развивающейся по принципу несовпадения характеров, мироощущений:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Онегин и Ленский много времени проводят вместе, но вечерами Владимир уезжает к Лариным, куда и приглашает друга, где Онегин знакомится с Татьяной. Она сразу понимает: он тот, кто ей снился. Татьяна влюбляется в Онегина и пишет ему письмо, где признается в своем чувстве. Происходит завязка первой сюжетной линии - любовной.

Письмо Татьяны тронуло Онегина, но при встрече он говорит, что «не создан для блаженства» семейного счастья, не хочет делать ее несчастной, а также советует: «Учитесь властвовать собой; не всякий вас, как я, поймет». Так начинается IV глава, в которой происходит развитие действия, где автор описывает взаимоотношения Ленского и Ольги, а также творчество молодого поэта.

Влюбленные стараются как можно больше времени проводить вместе: сидят в саду, «гуляют утренней порой». Владимир читает Ольге нравоучительный роман, пишет стихи в альбом, «его перо любовью дышит».

Проходит время и наступает пора крещенских вечеров, когда «служанки со всего двора про барышень своих гадали». Татьяна же «верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны». Той ночью Татьяна собиралась ворожить, но ей стало страшно, и она ложится спать, «и снится чудный сон Татьяне»: она идет по снеговой поляне, доходит до ручья, ей страшно перейти, вдруг из сугроба появляется медведь, который помогает Татьяне перейти через ручей и следует за ней, затем уносит ее в «шалаш убогой». Очнувшись, Ларина видит в щель «чудовищ разных за столом». Во главе сидит Онегин, кладет Татьяну на шаткую скамью, вдруг входят Ольга с Ленским. Друзья спорят, «хватает длинный нож» Евгений, «вмиг повержен Ленский». Татьяна просыпается. Так она во сне увидела не только пародию на гостей, которые будут присутствовать у нее на именинах, но и увидела предсказание скорой гибели Ленского от руки Онегина. Татьяну продолжает тревожить странное сновидение, но дом полон гостей, съехавшихся на ее именины. Прибыл и Онегин, поддавшись уговорам Ленского, но «девы томной заметя трепетный порыв», решил он другу отомстить -весь вечер ухаживал за Ольгой. Ленский ускакал домой и отправил Зарецкого к Онегину с вызовом на дуэль. Евгений принимает вызов. Дуэль - кульминация второй сюжетной линии. Онегин убивает Ленского. Его смерть - развязка линии дружбы. Тяжело переживая смерть друга, Онегин отправляется в путешествие, описанное в IX главе, не включенной в роман по настоянию цензоров.

Проходит некоторое время, и Ольга выходит замуж за проезжего улана и уезжает из родной деревни. Татьяна же, оставшись одна, бродит по окрестностям и, в конце концов, попадает в дом Онегина. Она осматривает его жилище, читает книги с его пометами и постепенно понимает сущность своего возлюбленного. Он открывается ей в истинном свете. Ведь он играл роль разочарованного героя. В это время в доме Лариных собрались соседи и решают, что делать с Татьяной. Все дружно приходят к выводу, что надо ей в Москву. Узнав о своем скором отъезде, героиня прощается с родными местами. До XXX строфы VII главы Пушкин описывает деревню и ее пейзажи. Итак, Ларины едут в Москву. Татьяне все непривычно, ее душа рвется в деревню, но ее выдают замуж, и она покоряется своей судьбе. Конец VII главы посвящен Москве и описанию жизни московского общества.

VIII глава романа начинается с петербургского бала, на котором происходит встреча Татьяны с Онегиным. Поняв, что влюблен, он пишет ей письма - это кульминация первой сюжетной линии. Не получив ответа на три письма, Евгений едет к ней и видит на ее лице лишь гнев. Он отказывается от светской жизни и, запирается в своем доме. Лишь весной он снова посещает Татьяну. Происходит объяснение, она признается, что все еще любит его, но «я другому отдана и буду век ему верна». Это развязка любовной линии романа.

Мы видим, что в основе композиции - путешествие. В первой главе описывается жизнь главного героя в Петербурге в 1820 году, во VII-IV главах изображается деревня Евгения Онегина, изображаются быт и нравы помещиков. В этих же главах автор знакомит нас с Татьяной, Ольгой и Ленским. После дуэли, произошедшей в VI главе, Онегин покидает свою деревню, спустя некоторое время Ольга выходит замуж и тоже уезжает из родных мест, а Татьяну везут на «ярмарку невест» в Москву. Евгений путешествует, посещает Бессарабию, Нижний Новгород, Одессу и возвращается в Петербург в 1825 году, где и происходит его новая встреча с Татьяной.

Таким образом, композиция романа замкнута: действие началось в весеннем Петербурге и закончилось там же пятью годами позже.

Композиция романа обладает еще одной особенностью - симметрией, центром которой явился сон Татьяны в V главе. Помимо симметрии и замкнутости, в композиции романа присутствует еще один прием - прием «зеркала». Пушкин использовал его при описании встреч Татьяны и Онегина. При первом знакомстве с Онегиным Татьяна поняла, что любит его, под влиянием этого чувства пишет ему письмо, а он же отвечает ей лекцией о том, что он не создан для семейной жизни. После чего их жизненные пути расходятся. Вновь они встречаются в Петербурге, где уже Онегин влюбляется в Татьяну и пишет ей пламенное письмо. Татьяна говорит ему: «Сегодня очередь моя», имея в виду отповедь. Так герои меняются местами.

Также можно отметить и противопоставление героев: Онегин - ТатьяТна, Ленский - Ольга, Татьяна - Ольга, Онегин - Ленский, а также сопоставление: Татьяна - Ленский.

Лирическая сторона романа связана с образом автора, который вырисовывается в многочисленных лирических отступлениях, столь широко представленных в романе. Большое количество лирических отступлений содержит описание природы, которая показывает движение времени в романе. По отношению к природе герои противопоставляются, например Татьяна и Онегин. Таким образом, пейзажные зарисовки служат средством раскрытия характера героев, помогают понять их душевное состояние.

Таким образом, композиция романа «Евгений Онегин» необычна, подобного второго романа в русской литературе создано не было. Пушкин явился новатором не только в жанре первого реалистического романа в стихах, но и в области языка, ведь автор явился основоположником русского литературного языка.

А.С. Пушкин начинает писать роман «Евгений Онегин» в 1823 году. В то время поэт находится в южной ссылке. Этот период исследователи называют романтическим: Пушкин увлекается творчеством Байрона, что находит отражение и в его собственной поэзии.

Но «Евгений Онегин» – произведение далеко не романтическое. Пушкин хотел показать в своем романе молодого человека, типичного для своего времени, что было невозможно сделать байроновскими средствами. Герой в произведениях романтизма окутан тайной, тогда как в реальной жизни происхождение многих его черт было вполне понятно для Пушкина. Но своеобразие романа обусловлено не только этим: сам автор развивался и совершенствовался, и многие свои литературные открытия он использовал при создании этого произведения.

Роман «Евгений Онегин» получился сложным и неоднозначным, так как новым стал не только образ главного героя; новаторство автора проявилось и в жанре, и в композиции произведения.

«Я пишу теперь не роман, а роман в стихах: дьявольская разница», – так определил жанр «Евгения Онегина» Пушкин в письме Вяземскому. Роман как эпическое произведение, предполагает отстраненность автора от описываемых событий и объективность в их оценке; стихотворная же форма усиливает лирическое начало, связанное с личностью создателя.

И действительно: в романе «Евгений Онегин» есть два художественных пласта, два мира – мир «эпических» героев (Онегина, Татьяны, Ленского и других персонажей) и мир автора, отраженный в лирических отступлениях. Их тематика весьма разнообразна и включает в себя воспоминания поэта, его оценку героев романа, полемику с литературными оппонентами. Так, в одном из отступлений Пушкин пишет о женских ножках («…Дианы грудь, ланиты Флоры / Прелестны, милый друзья! / Однако ножка Терпсихоры / Прелестней чем-то для меня…»), в другом – о романтических литературных героях («Лорд Байрон прихотью удачной / Облек в унылый романтизм / И безнадежный эгоизм…»), в третьем – о светских условностях, которые иногда при всей своей нелепости могут стать причиной убийства человека («Враги!../ Они друг другу в тишине / Готовят гибель хладнокровно… / Не засмеяться ль им, пока / Не обагрилась их рука, / Не разойтись ли полюбовно?.. / Но дико светская вражда / Боится ложного стыда».). В лирических отступлениях поэт дает широкую картину современной жизни, расширяя границы художественного произведения и придавая его сюжету реалистичность и правдоподобие.

Это же дает право называть «Евгения Онегина» социальным романом, так как в нем Пушкин показывает дворянскую Россию 20-х годов ХIХ века, сравнивает светских петербургских людей с простыми помещиками: их нравы, интересы, привычки – и стремится объяснить различные социальные явления. Например, поэт обусловливает разницу между характерами светских дворян и помещиков близостью последних к старорусской культуре и к простой природе, а скуку петербургских молодых людей (на примере Онегина) – пресыщенностью мишурной и пустой жизнью высшего света, а также невозможностью найти свое место в обществе, самореализовавшись на интересном им поприще.


«Евгений Онегин» – это и социально-бытовой роман с любовной сюжетной линией, обычной для произведений того времени: «высокий» герой, уставший от света, едет путешествовать, знакомится с девушкой, которая влюбляется в него, и герой либо не может ее любить по таинственным причинам – все заканчивается тогда трагически, либо отвечает ей взаимностью, но обстоятельства им мешают быть вместе – но все заканчивается хорошо. Примечательно, что Пушкин лишает историю романтического оттенка: Онегин едет в деревню, потому что должен получить наследство, а любовь Татьяны он не просто не разделяет, но и не видит в чувстве девушки глубины и серьезности. Таким образом сюжету романа придается явная реалистичность.

Но такая «бытовая» история была бы неинтересна, если бы не психологическое мастерство Пушкина. Поэт не просто описывает события из жизни обычного дворянина; он наделяет героя ярким и одновременно типичным для светского общества характером, объясняет происхождение его апатии и скуки, причины его поступков. Его герой меняется под действием жизненных обстоятельств и становится способным на настоящие, серьезные чувства. И пусть счастье обходит его стороной, так часто бывает в реальной жизни, но он любит, он переживает – вот почему образ Онегина (не условно-романтического, а настоящего, живого героя) так поразил современников Пушкина. Многие в себе и в своих знакомых находили его черты, как и черты других персонажей романа – Татьяны, Ленского, Ольги, – настолько верным было изображение типичных людей той эпохи.

Но типичность проявилась не только в выборе персонажей: Пушкин ставит своих героев в обычные, можно даже сказать, банальные обстоятельства. Ведь девушки того времени часто влюблялись в хоть сколько-нибудь странных молодых людей, надеясь найти в них героев сентиментальных романов, а светские люди редко женились на дочерях небогатых помещиков. Причиной этого был, естественно, сам склад русского общества: браки по любви были большой редкостью. А, как известно, типичные герои в типичных обстоятельствах, страдающие от социально обусловленных проблем, – это главный предмет изображения писателей реалистического направления. Таким образом, «Евгений Онегин» – это реалистический социально-психологический роман.

Для создания подобного произведения необходимо было отказаться не только от стандартного содержания, но и изменить саму композицию романа. Так, Пушкин отказывается от некоторых традиционных элементов, таких как вступление с обращением к музе (в конце седьмой главы есть пародия на него: «Да, кстати, здесь о том два слова: / Пою приятеля младого / И множество его причуд. / Благослови мой долгий труд,/ О ты, эпическая муза! / И, верный посох мне вручив, / Не дай блуждать мне вкось и вкривь…»), развязка конфликта (в этом романе реалистический «открытый финал»: автор покидает героя «в минуту, злую для него», после объяснения с Татьяной перед появлением ее мужа, и неясно, чем завершится эта недвусмысленная сцена), изображение ряда важных с точки зрения развития действия событий (свадьба Татьяны, реакция Ольги на смерть Ленского и др.). Пушкин делает это с целью подчеркнуть правдоподобие рассказанной истории: в реальной жизни нет вступлений и эпилогов, какие-то события остаются нам неизвестными, но мы продолжаем жить дальше, как это делают Онегин, Татьяна и другие герои романа после его завершения.

Тем не менее нельзя отрицать, что у каждого литературного произведения есть своя структура, свое особое построение. Так, по принципу художественной симметрии строится сюжет романа. Он имеет «зеркальную» структуру: в центре стоит сцена убийства Ленского, а отдельные эпизоды и детали попарно параллельны. В первой части произведения Онегин едет в деревню из города и Татьяна влюбляется в него, пишет письмо с признанием, а он лишь читает наставления «смиренной девочке»; во второй части – Татьяна приезжает из деревни в столицу, где встречает Онегина будучи замужней дамой, и уже Евгений влюбляется в нее, в свою очередь, пишет ей письмо, а она ему отказывает и тоже укоряет его: «Как с вашим сердцем и умом / Быть чувства мелкого рабом?». Перекликаются также и некоторые детали: описание деревенского и городского кабинетов Онегина, книги, которые читает он в городе и деревне, образы, возникающие во сне Татьяны (чудовища, среди которых появляется Евгений, убивающий Ленского), соотносимые с изображением гостей на ее именинах и последующими событиями, связанными с дуэлью. Роман имеет также «кольцевое» построение: он начинается и заканчивается изображением жизни героя в Петербурге.

Система персонажей тоже имеет упорядоченную структуру. Главный принцип ее построения – это антитеза. Например, Онегин противопоставлен и Ленскому (как байронический герой – романтику-мечтателю), и Татьяне (как столичный денди – простой русской девушке), и высшему свету (хоть он и типичный молодой человек, но уже уставший от пустых развлечений), и соседям-помещикам (как аристократ со столичными привычками – сельским жителям помещикам). Татьяна же противопоставляется и Ольге (последняя слишком пуста и легкомысленна по сравнению с героиней, которая «любит не шутя»), и московским барышням (они говорят ей о своих «сердечных тайнах», модах, нарядах, тогда как Татьяна сосредоточена на уединенной внутренней жизни – «задумчивость ее подруга», любит чтение, прогулки на природе, а моды ее вовсе не интересуют). Очень важно отметить, что автор противопоставляет и сравнивает оттенки, детали одних и тех же качеств (что также характерно для реальной жизни), это не классицистские или романтические литературные клише: добрый – злой, порочный – добродетельный, банальный – оригинальный и т.д. Примером могут служить сестры Ларины: и Ольга, и Татьяна – естественные, милые девушки, влюбившиеся в блестящих молодых людей. Но Ольга легко меняет одну любовь на другую, хотя совсем недавно была невестой Ленского, а Татьяна любит одного Онегина всю жизнь, даже выйдя замуж и оказавшись в высшем свете.

Достоверность происходящего в романе подчеркивается и с помощью вставок текста, инородного по отношению к авторскому: писем Татьяны и Онегина, песни девушек, стихов Ленского. Часть из них отличается иной строфикой (написана не «онегинской строфой»), имеет отдельное название, чем не только выделяется из общего текста романа, но и придает ему «документальность».

Необходимо также сказать, как Пушкин пользуется делением на главы и строфы. Во-первых, он использует многочисленные пропуски (отточия), либо многозначительно намекая на что-то, либо разделяя текст по темам, либо обозначая тем самым временной промежуток. Например, в Ш строфе третьей главы точки заменяют пространное описание обычного угощения гостей в помещичьем доме (оно сохранилось в рукописи). Пушкин лишь кратко отмечает «тяжелые услуги / Гостеприимной старины», и уже в 1У строфе мы видим, как Ленский и Онегин едут обратно домой.

Также Пушкин очень умело прерывает главы, покидая героев неожиданно и не разрушая при этом плана произведения: каждая глава посвящена какой-либо определенной теме, как, например, четвертая глава – отказу Онегина, несчастью Татьяны и взаимной любви ее сестры, а пятая – именинам. Это позволяет, с одной стороны, расставить своеобразные авторские акценты, с другой – заинтересовать читателей (ведь роман публиковался сначала отдельными главами по мере их написания), а с третьей – бросить вызов литературным условностям: «Докончу после как-нибудь», – говорит Пушкин, прерывая Ш главу «на самом интересном месте»: встрече Татьяны с Онегиным после получения им письма с признанием в любви.

Как видим, отказ от старых методов и поиски новых способов отображения действительности (романтики тоже рисовали действительность, только «экзотическую», почти невозможную в обычной жизни) отразились практически во всем: и композиция сюжета, и сама любовная история, и герои, и их описание – все было иным, новаторским. Художественные открытия Пушкина указали направление всей последующей русской литературе, и роман «Евгений Онегин» стал первым реалистическим произведением в ее истории.

“Евгений Онегин” - первый реалистический роман в русской литературе, в котором “отразился век и современный человек изображен довольно верно”. А. С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 год. “Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница”, -писал он в письме к П. Вяземскому. “Евгений Онегин” - лиро-эпическое произведение, в котором оба начала выступают как равноправные. Автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход “свободного романа”.

В романе выделяются две сюжетные линии. Первая - это любовный роман, взаимоотношения Онегина и Татьяны Лариной, а вторая - это взаимоотношения Онегина и Ленского.

Роман состоит из восьми глав. Первая из них представляет собой развернутую экспозицию, в которой автор знакомит нас с главным героем - “молодым повесой” Евгением Онегиным, показывает его жизнь в столице. Во второй главе происходит завязка второй сюжетной линии -знакомство Онегина с Ленским:

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились, потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

Завязка первой сюжетной линии происходит в третьей главе. Онегин знакомится с семейством Лариных, где он увидел Татьяну. Она же, в свою очередь, сразу отметила Онегина:

Пора пришла, она влюбилась...

Татьяна воспитывалась как типичная провинциальная девушка того времени:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

В своем воображении она создала образ возлюбленного, не похожего на окружающих ее молодых людей, окруженного какой-то тайной. Она ведет себя как истинная героиня романа: пишет ему письмо в духе тех, которые она читала в книгах, ведь она “по-русски знала плохо”. Герой “тронут был” признанием юной девушки, но “жизнь семейным кругом” ограничивать не хотел, поэтому и прочитал ей нотацию в саду, призвав ее “учиться властвовать собой”. Это своего рода кульминация в развитии первой сюжетной линии.

Пятая глава романа знаменательна тем, что Татьяна, мучимая “страстью нежной”, видит сон, который имеет важную композиционную роль. Он позволяет читателю как бы предугадать последующие события - смерть Ленского. Важны также и именины Татьяны. Они играют важную роль в развитии второй сюжетной линии. Именно на именинах Татьяны Онегин “поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить”. Ленский, возвышенная и страстная душа, находящаяся во власти пламенной страсти к Ольге, не мог стерпеть обиды и предательства друга и решил:

Две пули - больше ничего -

Вдруг разрешат судьбу его.

Соответственно, главу шестую мы можем назвать кульминацией и развязкой второй сюжетной линии.

Что же касается первой сюжетной линии, то ее развитие продолжается. Татьяну увозят на ярмарку невест в Москву, а затем она выходит замуж за важного генерала. Через два года она встречается в Петербурге с Онегиным. Теперь она уже светская дама, “законодательница зал”, занимающая такое же положение в обществе, как и Онегин. Теперь уже он влюбляется в Татьяну и пишет ей письмо. Так в восьмой главе происходит развязка первой сюжетной линии.

Однако следует отметить важную композиционную особенность романа - это открытость финала. В развязке как первой, так и, отчасти, второй сюжетных линий нет четкой определенности. Так, автор предполагает два возможных пути для Ленского, если бы он остался жив, а не был убит на дуэли:

Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рожден...

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел...

И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго... навсегда.

Помимо необычной развязки можно отметить то, как построен роман “Евгений Онегин”. Основной принцип его организации - это симметрия и параллелизм.

Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча - письмо - объяснение.

При этом Татьяна и Онегин меняются местами. В первом случае автор на стороне Татьяны, а во втором - на стороне Онегина. “Сегодня очередь моя”, - говорит Татьяна, как бы сопоставляя две “истории любви”.

Онегин изменился и говорит вещи совершенно иного характера, чем в первый раз. Татьяна же остается верна себе: “Я вас люблю (к чему лукавить)”...

Композиция писем параллельна, так как можно говорить о схожести следующих моментов: написание письма, ожидание ответа и объяснение. Петербург здесь играет обрамляющую роль, появляясь в первой и восьмой главах. Осью симметрии этих сюжетных ситуаций является сон Татьяны. Следующей особенностью композиции романа можно назвать то, что части романа противопоставлены друг другу, в некотором роде даже подчинены принципу антитезы: первая глава - это описание петербургской жизни, а вторая - показ жизни поместного дворянства.

Основной композиционной единицей служит глава, которая является новым этапом в развитии сюжета.

Поскольку лирическое и эпическое в романе равноправно, то и лирические отступления играют немаловажную роль в композиции романа.

Обычно лирические отступления связаны с сюжетом романа. Так, Пушкин противопоставляет Татьяну светским красавицам:

Я знал красавиц недоступных,

Холодных, чистых, как зима,

Неумолимых, неподкупных,

Непостижимых для ума...

Есть же и такие, которые с сюжетом прямой связи не имеют, а связаны непосредственно с образом автора в романе:

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к твоим ногам.

Лирические отступления появляются в переломные моменты повествования: перед объяснением Татьяны с Онегиным, перед сном Татьяны, перед дуэлью.

Часто лирические отступления содержат обращения к читателю, что позволяет связать лирическое с эпическим:

Позвольте ж мне, читатель мой,

Заняться старшею сестрой.

Знаменательна и композиционная роль пейзажа в романе: во-первых, он показывает ход времени (правда, время в романе не всегда соотносится с реальным), во-вторых, характеризует внутренний мир героев (часто природные зарисовки сопровождают образ Татьяны).

Итак, несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней с легкой небрежностью. Поэт оставляет незавершенным роман, главы, строфы, строчки. Тем самым подтверждается мысль, что “Евгений Онегин” - уникальное произведение в русской литературе.