Осоргин краткая биография по датам. Осоргин михаил андреевич презентация к уроку на тему. Мы ковшами пили воздух

Михаил Андреевич Осоргин родился в Перми в 1878 году. Его настоящая фамилия Ильин. Он был известен, как журналист и прозаик. Вырос в семье дворян, которые относились к прямым потомкам Рюрика. Уже в 1895 году вышел первый рассказ Михаила Андреевича. Во время своей учебы он уделял много времени и внимания своим произведениям. В 1897 году поступил в Московский университет на юридический факультет, но в 1899 году молодого Осоргина сослали в Пермь, виной всему послужило его соучастие во многих студенческих волнениях. Восстановиться в университет ему удалось лишь в 1900 году.

Далее биография Осоргина наполняется многочисленными событиями и достижениями. На протяжении всей своей учебы он вел рубрику «Московские письма» в популярной в те дни газете «Пермские губернские ведомости». Многие рассказы Осоргина выражают некую мудрость и доверительную интонацию. Наиболее читаемые жанры писателя: «По наклонной плоскости», «Арестантский вагон», а также ряд романтических произведений, таких как «Два мгновенья», «Новогодняя фантазия», и несколько юмористических работ «Письмо сына к мамаше». В свои годы Осоргин занимался адвокатским делом, а немногим позже вместе с К.А. Ковальским и А.С. Буткевичем он решается открыть в столице новое издание «Жизнь и правда», которое намерено выпускать лишь публичную литературу. В 1904 году в этом издательстве Осоргин выпускает брошюры Япония, Русские военачальники на Дальнем Востоке, Вознаграждение рабочих за несчастные случаи, Закон 2 июня 1903 года.

В 1903 году Осоргин берет в жены дочь известного народовольца Машкова. Будучи женатым в 1904 году он вступает в партию эсеров, что позволило ему опубликовать в подпольной газете уникальную статью «За что?» В статье раскрывалась вся правда борьбы за благо народа.

В 1905 году он был арестован. Его арест был вызван случайным совпадением фамилии с одним из управляющих боевой дружины. Такое случайное совпадение чуть не стоило ему всей жизни. В мае 1906 года находившегося в ссылке писателя временно отпустили под залог. Отрезок его жизни, который он пошел в Таганской тюрьме, заметно отразился на рассказе «Картина тюремной жизни», где он детально описывает жизнь заключенных и отношение к ним. В 1906 году вышел очерк «Из дневника», после него вскоре писатель выпускает новую работу «Участие в эсеровском движении». В 1923 году он напомнил о диспуте на квартире, где принимал участие сам В.И. Ленин. «Венок памяти малых» был написан в 1924 году, «Девятьсот пятый год» 1930, наряду с этим он выпустил свои новые рассказы «Террорист» и «Книга о концах» 1935 г.

В 1906 году Осоргин упоминает в своих произведениях о том, что с каждым днем становится все трудней отличать хулигана от революционера, а в 1907 году он решается поехать в Италию и жить, там нелегально. В Италии он прожил не долго, и вскоре решается поехать вновь на родину, но до этого он отправил в Россию прессу русской корреспонденции, которую обнаружил в Италии. Часть пересланной корреспонденции вошла во многие детские рассказы и сказки, частично что-то ушло на стихи. С 1908 года у писателя началось постоянное сотрудничество с газетой «Русские ведомости», а также с журналом «Вестник Европы», где Осоргин сумел опубликовать многие свои рассказы, такие как Моя дочь, написанная в 1911 году, Эмигрант 1910 год, Призрак 1913 год и множество других немало известных рассказов.

В 1914 году он выступил в Италии в масонское братство. В связи с этим он стремительно выучил итальянский язык, что позволило ему более детально следить за всеми последними новостями относительно итальянской культуры. Вскоре он становится одним из востребованных специалистов по Италии, а также одним из наиболее знаменитых журналистов из России. Его знание и колоссальный опыт работы позволили выработать в своей практике специфический жанр боллетизированного эсея.

Летом 1916 года он вернулся в Россию. В этом же году в августе в редакции «Русские ведомости» была опубликована его статья «Дым отечества», которая незамедлительно вызвала гнев у многих патриотов.

Написанную им «Февральскую революцию» читатель принял с восторгом, но затем немного насторожился, а весной в 1917 году в статье «Старая прокламация» - писатель старался предупредить о наступающей опасности большевизма. Он смог опубликовать целый цикл очерков об обычном народе. Осоргин выпустил множество других брошюр «борцы за свободу» (в котором рассказывалось о жизни многих народовольцах), «нынешняя война и вечный мир» (рассказ повествовал о стремлении бороться, что бы выжить). «Охранное отделение и его секреты».

После того, как закончилась Октябрьская революция, он принимает решение вступить против многих большевиков. Его протест был направлен с помощью газеты в которой он намеривался опубликовать всю сущность того времени. В своем протесте он призывал народ принять участие в политической забастовке, а в 1918 году он выпустил новую статью «День скорби». В своей статье он написал о разгоне Учредительного собрания, который сделали большевики. Столь плотное укрепление власти большевиков, породило в Осоргине мысль о призвании интеллигенции к занятиям труда. Сам же он стал организатором и одним из первых председателей Союза журналистов. Осоргин вскоре стал Вице-председателем Московского отделения Всероссийского союза писателей. Вскоре он создал знаменитую Книжную лавку писателей, которая стала одним из значимых центров среди многих литераторов и читателей. Он был активным деятелем и с большим удовольствием принимал участие в московском кружке «Студия Итальяна».

В 1919 году он вновь был арестован, но вскоре был освобожден на основании ходатайства Союза писателей. Спустя пару лет в 1921 году он устроился на работу в Комиссию помощи голодающим, параллельно он работал редактором в издаваемой Комиссией брошюре «Помощь». В этом же году в августе вместе со многими членами комиссии он вновь был арестован, и лишь вмешательство Нансена спасло их группу от смертельной казни.

Перезимовать с 1921 года по 1922 он решает в Казани, в это время писатель занимается вплотную редакцией «Литературной газеты», после чего, весной, он вновь вернулся в Москву. В это время автор продолжал публикацию детских сказок и многих других рассказов для детей. По просьбе Вахтангова он перевел пьесу Гоцци «Принцесса Турандот» 1923 год. Вместе с этой пьесой перевел и другие работы Гольдони. В 1918 году начал работу над романом о революции и уже успел сделать несколько набросков, как осенью 1922 года ему пришлось вновь покинуть Москву. Его, вместе с группой оппозиционеров отечественной интеллигенции, отправили из страны. До 1937 года он хранил паспорт, в надежде вернуться обратно на родину, но возвращаться, ему было запрещено. Он остался жить в Берлине, периодически ездил в Италию и читал там лекции. Лишь в 1923 году во Франции он вновь женился, после чего обрел спокойный образ жизни, и посвятил себя полностью своей семье.

Осоргин еще в России начал работу над романом Сивцев Вражек, и вот спустя несколько лет он завершает работу над этим произведением. После публикации этот рассказ принес автору колоссальную известность. В своей работе он предоставил жизнь профессора орнитолога и его внучки. На все что с ним произошло в России, автор старается посмотреть с точки зрения «абстрактного», порой даже внесоциального гуманизма. Он постоянно проводил параллель между человеком и жизнью животного.

Все, что произошло с автором в России, не помешало его рассказу Сивцева Вражка обрести популярность, которая ценится, по сей день. Философская мысль наиболее точно выражает всю нашу жизнь, в рассказе присутствуют нотки ностальгии о былом времени, но в тоже время он показывает свою любовь к родине, к ее порядку. Несмотря на все то, что с ним произошло на родине Осоргин смотрин на все это с былой обидой и сожалением. Вместе с этим рассказом удачу писателю принесла также повесть о сестре, которая была написана в 1931 году.

Читатель особо оценил следующие работы автора: «свидетель истории», «чудо на озере», «вольный каменщик», «книга о концах». Автору было свойственно писать с присутствием ненавязчивого юмора, какой-то особой задушевностью, которая захватывает на протяжении всего чтения его рассказов.

В эти годы Осоргин выступал, как критик литературного жанра. Многие прислушивались к его критике, а порой даже обращались к нему с советом, как лучше поступить в написании произведения.

В романе Сивцев Вражек автор старался донести до своего читателя всю сущность человеческой жизни. Он уделял особое внимание всему живому на земле. Своими рассказами он словно призывал посмотреть вперед и глянуть со стороны, что может произойти с миром, если в него пустить все новое, что может навредить настоящей живой природе. Технотронная цивилизация пугала автора того времени, и он хотел чтобы его услышали.

Осоргин ценил свою работу и знал наизусть все свои труды. Незадолго до наступления войны он решает опубликовать мемуары «Детство и юность», но наступившая война кардинально поменяла все его планы, и писателю пришлось отложить свою работу в надежде на наступление лучшего времени. Опубликовать написанные ранее мемуары удалось лишь в 1955 году, после окончания войны. Но в это время Осоргин уже умер и его ранее написанные мемуары были опубликованы без него.

В 1940 году он переехал в Париж на самый юг Франции. В этой стране он выпустил «Новое о русском слове».

Осоргину характерны такие черты характера, как пессимизм и осознание бессмысленности. Возможно, благодаря этим качествам ему удавалось выпустить множество работ, которые были так интересны широкому кругу читателя. В своих рассказах он отражал не только физическое противостояние, но и духовное.

Умер Осоргин Михаил Андреевич 27 ноября 1942 года. На юге Франции в небольшом городке Шабри. На родину ему так и не удалось вернуться.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Осоргин Михаил Андреевич представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

ОСОРГИН, МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ (наст. фамилия Ильин) (1878–1942), русский прозаик, журналист. Родился 7 (19) октября 1878 в Перми в семье потомственных столбовых дворян, прямых потомков Рюрика. Начал печататься в гимназические годы, с 1895 (в т.ч. рассказ Отец , 1896). В 1897 поступил на юридический факультет Московского университета, откуда в 1899 за участие в студенческих волнениях был сослан в Пермь под негласный надзор полиции. В 1900 восстановился в университете (окончил курс в 1902), вел в годы учебы рубрику «Московские письма» («Дневник москвича») в газете «Пермские губернские ведомости». Доверительной интонацией, мягкой и мудрой иронией в сочетании с меткой наблюдательностью отмечены и последующие рассказы Осоргина в жанре «физиологического очерка» (По наклонной плоскости. Из студенческой жизни , 1898; Арестантский вагон , 1899), романтической «фантазии» (Два мгновения. Новогодняя фантазия , 1898) и юмористические зарисовки (Письмо сынка к мамаше , 1901). Занимался адвокатурой, совместно с К.А.Ковальским, А.С.Буткевичем и др. основал в Москве издательство «Жизнь и правда», выпускавшее лубочную литературу. Здесь в 1904 вышли брошюры Осоргина Япония , Русские военачальники на Дальнем Востоке (биографии Е.И.Алексеева, А.Н.Куропаткина, С.О.Макарова и др.), Вознаграждение рабочих за несчастные случаи. Закон 2 июня 1903 года .

В 1903 писатель женился на дочери известного народовольца А.К.Маликова (мемуарный очерк Осоргина Встречи. А.К.Маликов и В.Г.Короленко , 1933). В 1904 вступил в партию эсеров (был близок к ее «левому» крылу), в подпольной газете которых в 1905 опубликовал статью За что ?, оправдывающую терроризм «борьбой за благо народа». В 1905 во время московского вооруженного восстания был арестован, из-за совпадения фамилий с одним из руководителей боевых дружин едва не казнен. Приговорен к ссылке, в мае 1906 временно освобожден под залог. Пребывание в Таганской тюрьме отразилось в Картинках тюремной жизни. Из дневника 1906 г. , 1907; участие в эсеровском движении – в очерках Николай Иванович , 1923, где, в частности, упоминалось и об участии В.И.Ленина в диспуте на квартире Осоргина; Венок памяти малых , 1924; Девятьсот пятый год. К юбилею , 1930; а также в рассказе Террорист , 1929, и имеющей документальную основу дилогии Свидетель истории , 1932, и Книга о концах , 1935.

Уже в 1906 Осоргин пишет о том, что «трудно отличить революционера от хулигана», и в 1907 нелегально уезжает в Италию, откуда посылает в русскую прессу корреспонденции (часть вошла в кн. Очерки современной Италии , 1913), рассказы, стихи и детские сказки, часть которых вошла в кн. Сказки и несказки (1918). С 1908 постоянно сотрудничает в газете «Русские ведомости» и журнале «Вестник Европы», где опубликовал рассказы Эмигрант (1910), Моя дочь (1911), Призраки (1913) и др. Около 1914 вступил в масонское братство Великой ложи Италии. В те же годы, изучив итальянский язык, пристально следил за новостями итальянской культуры (статьи о творчестве Г.Д"Аннунцио, А.Фогаццаро, Дж.Паскали и др., о «разрушителях культуры» – итальянских футуристах в литературе и живописи), стал крупнейшим специалистом по Италии и одним из самых видных русских журналистов, выработал специфический жанр беллетризованного эссе, с конца 1910-х годов нередко пронизанного характерной для манеры писателя лирической иронией. В июле 1916 полулегально вернулся в Россию. В августе в «Русских ведомостях» была опубликована его ст. Дым отечества , вызвавшая гнев «патриотов» такими сентенциями: «...очень хочется взять российского человека за плечи... тряхнуть и прибавить: «А и горазд же ты спать даже и под пушку!». Продолжая работать разъездным корреспондентом, выступил с циклами очерков По Родине (1916) и По тихому фронту (1917).

Февральскую революцию принял сначала восторженно, затем – настороженно; весной 1917 в ст. Старая прокламация предупреждал об опасности большевизма и «нового самодержца» – Владимира, опубликовал цикл беллетризованных очерков о «человеке из народа» – «Аннушке», выпустил брошюры Борцы за свободу (1917, о народовольцах), Про нынешнюю войну и про вечный мир » (2-е изд., 1917), в которой ратовал за войну до победного конца, Охранное отделение и его секреты (1917). После Октябрьской революции выступал против большевиков в оппозиционных газетах, призывал к всеобщей политической забастовке, в 1918 в ст. День скорби предсказал разгон большевиками Учредительного собрания. Укрепление большевистской власти побудило Осоргина призвать интеллигенцию заняться созидательным трудом, сам он стал одним из организаторов и первым председателем Союза журналистов, вице-председателем Московского отделения Всероссийского союза писателей (совместно с М.О.Гершензоном подготовил устав союза), а также создателем знаменитой Книжной лавки писателей, ставшей одним из важных центров общения литераторов и читателей и своеобразным автографическим («рукописным») издательством. Принимал активное участие в работе московского кружка «Студия Итальяна».

В 1919 был арестован, освобожден по ходатайству Союза писателей и Ю.К.Балтрушайтиса. В 1921 работал в Комиссии помощи голодающим при ВЦИК (Помгол), был редактором издаваемого ею бюллетеня «Помощь»; в августе 1921 был арестован вместе с некоторыми членами комиссии; от смертной казни их спасло вмешательство Ф.Нансена. Зиму 1921–1922 провел в Казани, редактируя «Литературную газету», вернулся в Москву. Продолжал публиковать сказки для детей и рассказы, перевел (по просьбе Е.Б.Вахтангова) пьесу К.Гоцци Принцесса Турандот (изд. 1923), пьесы К.Гольдони. В 1918 сделал наброски большого романа о революции (опубликована глава Обезьяний городок ). Осенью 1922 с группой оппозиционно настроенных представителей отечественной интеллигенции был выслан из СССР (очерк Как нас уехали. Юбилейное , 1932). Тоскуя по Родине, до 1937 сохранял советский паспорт. Жил в Берлине, выступал с лекциями в Италии, с 1923 – во Франции, где после женитьбы на дальней родственнице М.А.Бакунина вступил в наиболее спокойную и плодотворную полосу своей жизни.

Мировую известность принес Осоргину начатый еще в России роман Сивцев Вражек (отд. изд. 1928), где в свободно скомпонованном ряде глав-новелл представлена спокойная, размеренная и духовно насыщенная жизнь в старинном центре Москвы профессора-орнитолога и его внучки, – типичное бытие прекраснодушной русской интеллигенции, которое сначала потрясает Первая мировая война, а затем взламывает революция. На произошедшее в России Осоргин стремится взглянуть с точки зрения «абстрактного», вневременного и даже внесоциального гуманизма, проводя постоянные параллели человеческого мира с животным. Констатация несколько ученического тяготения к толстовской традиции, упреки в «сырости», недостаточной организованности повествования, не говоря уже о явной его тенденциозности, не помешали огромному читательскому успеху Сивцева Вражка . Ясность и чистота письма, напряженность лирико-философской мысли, светлая ностальгическая тональность, продиктованная непреходящей и острой любовью к своему отечеству, живость и точность бытописания, воскрешающего аромат московского прошлого, обаяние главных героев – носителей безусловных нравствственных ценностей сообщают роману Осоргина прелесть и глубину высокохудожественного литературного свидетельства об одном из сложнейших периодов в истории России. Творческой удачей писателя стали также Повесть о сестре (отд. изд. 1931; впервые опубл. 1930 в журнале «Современные записки» , как и многие другие эмигрантские произведения Осоргина), навеянная теплыми воспоминаниями о семье писателя и создающая «чеховский» образ чистой и цельной героини; посвященная памяти родителей книга мемуаров Вещи человека (1929), сб. Чудо на озере (1931). Мудрая простота, задушевность, ненавязчивый юмор, свойственные манере Осоргина, проявились и в его «старинных рассказах» (часть вошла в сб. Повесть о некоей девице , 1838). Обладая отменным литературным вкусом, Осоргин успешно выступал как литературный критик.

Примечателен цикл романов на автобиографическом материале Свидетель истории (1932), Книга о концах (1935) и Вольный каменщик (1937). В первых двух дано художественное осмысление революционных умонастроений и событий в России начала века, не лишенное черт авантюрно-приключенческого повествования и приводящее к мысли о тупиковости жертвенно-идеалистического пути максималистов, а в третьем – жизни русских эмигрантов, связавших себя с масонством, одним из активных деятелей которого Осоргин был с начала 1930-х годов. Критика отмечала художественное новаторство Вольного каменщика , использование стилистики кинематографа (отчасти родственное поэтике европейского экспрессионизма) и газетных жанров (информационные вкрапления, фактуальная насыщенность, сенсационно-лозунговые «шапки» и т.п.).

Отчетливо проявившийся в романе Сивцев Вражек пантеизм Осоргина нашел выражение и в цикле лирических очерков Происшествия зеленого мира (1938; первоначально публиковались в «Последних новостях» за подписью «Обыватель»), где пристальное внимание ко всему живому на земле сочетается с протестом против наступательной технотронной цивилизации. В русле такого же «оберегающего» восприятия создан и цикл, посвященный миру вещей, – собранной писателем богатейшей коллекции русских изданий Записки старого книгоеда (1928–1937), где в архаизированно-точной, правильной и красочной авторской речи выразился безошибочный слух прозаика на русское слово.

Незадолго до войны Осоргин начал работу над мемуарами (Детство и Юность , обе 1938; Времена – опубл. 1955). В 1940 писатель перебрался из Парижа на юг Франции; в 1940–1942 публиковал в «Новом русском слове» (Нью-Йорк) корреспонденции Письма из Франции . Пессимизм, осознание бессмысленности не только физического, но и духовного противостояния злу отражены в книгах В тихом местечке Франции (изд. в 1946) и Письма о незначительном (изд. в 1952).

ОСОРГИН МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ (наст. фамилия Ильин) (1878, Пермь – 27.11.1942, Шабри, Франция) – русский писатель, журналист, общественный деятель.
Литературная известность пришла к нему с выходом первого романа «Сивцев вражек» в 1928 г. До этого была работа в газетах и журналах, итогом которой стала слава одного из крупнейших русских журналистов. Не случайно поэтому, главной особенностью литературного подчерка писателя считается тесное взаимодействие журналистики и беллетристики. Осоргин был убежден в социальной ответственности литературного творчества, всю свою жизнь он был верен гуманистическим принципам, сложившимся в классической русской культуре 19 в. Не только журналистские, но собственно литературные произведения Осоргина всегда отличала тесная связь с «больными вопросами» времени и открытая авторская позиция. В то же время переболев в молодости увлечением политикой, зрелый Осоргин подчеркивал свою независимость от каких-либо политических или культурных доктрин.
Современник Серебреного века, Осоргин избежал его модернистских крайностей. Как будто вопреки усложненности символистского языка, он оставался сторонником классической ясности литературного слова. Осоргин напрямую называл своими учителями Л. Толстого и С. Аксакова, с удовольствием «цитировал» Н. Гоголя и А. Чехова. Следование традициям русской классики иногда кажется слишком прямолинейным. Осоргин намеренно населяет современность своих романов узнаваемыми персонажами, как будто проверяя их на прочность в условиях глобально изменившейся русской действительности. Осоргин принадлежит к тому поколению писателей, которые завершили эпоху русской классической литературы и осознали этот факт.
Осоргин родился в Перми, в семье губернского судьи А. Ф. Ильина, либерала и участника судебной реформы Александра II. В семье любили музыку и литературу, старший брат Осоргина Сергей Ильин был известным в городе журналистом и поэтом. Ранняя смерть отца драматично отразилась на жизни Ильиных. Чтобы помочь матери, четырнадцатилетний Михаил занимался репетиторством с младшими учениками своей гимназии и начал подрабатывать в газетах. В это время состоялся и первый литературный дебют Осоргина – в столичном «Журнале для всех» (№5, 1896) был опубликован рассказ «Отец». В 1897 г. поступил на юридический факультет Московского университета, который окончил в 1902 г. Все эти годы Осоргин сотрудничал с ПГВ: присылал московские корреспонденции, а летом, во время традиционных пермских каникул готовил материалы на местные темы. Пробовал себя в разных жанрах: корреспонденции, рецензии, очерке, рассказе. Наиболее заметен среди них цикл публикаций «Московские письма», в котором начала складываться характерная для будущего писателя очерковая, с выразительной лирико-иронической интонацией, манера письма.
«Московские письма» запечатлели живую включенность молодого журналиста в литературную жизнь Москвы тех лет. Осоргин рецензирует книжные новинки, пишет отчеты о самых интересных заседаниях знаменитого Московского литературно-художественного кружка, в частности, о бурных дебатах вокруг символистов. От репортерского увлечения литературными новостями и скандалами Осоргин приходит к осознанию собственной литературной позиции, в основе которой лежат принципы демократичности и реализма. Симптоматично, что свои письма о литературно-художественной жизни столицы Осоргин завершает очерком «Короленко».
После окончания университета работал адвокатом, однако, по его собственному признанию, «больше был занят революцией». В 1904 г. вступил в партию эсеров. В боевых операциях участие не принимал, но на его квартире проходили собрания, хранились оружие и нелегальная литература. Первый брак был тоже революционным: в 1903 г. он женился на дочери известного народовольца А. К. Маликова. В 1905 г. был арестован и попал в Таганскую тюрьму из-за совпадения фамилий с одним из организаторов Московского восстания. Ошибка обнаружилась, Осоргина освободили под залог, но, опасаясь новых гонений, он бежит за границу. События этих пореволюционных лет найдут отражение в автобиографической дилогии «Свидетель истории» (1932) и «Книга о концах» (1935).
С 1906 по 1917 гг. жил во Франции и Италии. За это время общественно-политические взгляды Осоргина претерпевают серьезные изменения, из «левого» эсера он становится противником любого политического насилия. В 1914 г. в Италии Осоргин был посвящен в масонство. Во время итальянской эмиграции окончательно определяется выбор жизненного поприща. С 1908 г. он становится постоянным корреспондентом «Русских ведомостей» и одним из самых известных журналистов России. В 1907 г.появляется литературный псевдоним Осоргин (по девичьей фамилии уфимской бабушки). Публикации этого периода вошли в книги «Очерки современной Италии»(1913) и «Сказки и несказки» (1918). Живо интересовался современной итальянской культурой, которая стала родиной европейского футуризма (статьи о творчестве Г. Д"Аннунцио, А. Фогаццаро, Дж. Паскали и др.) Выработал специфический жанр беллетризованного эссе.
В 1916 году Осоргин полулегально приезжает в Москву, а затем в качестве специального корреспондента «Русских Ведомостей» отправляется в большую командировку по российской глубинке (циклы «По Родине», 1916 и «По тихому фронту», 1917). Побывал он и в Перми, где в сентябре 1916 года состоялось открытие университета.
Февральскую революцию принял с энтузиазмом, который к октябрю перерос в осознание гибельности надвигающихся перемен. Тем не менее, активно занимался общественно-литературной работой. Был одним из инициаторов и первым председателем Союза российских журналистов. В качестве вице-президента принимал участие в создании Союза писателей, а также был создателем знаменитой Книжной лавки писателей. В 1921 году за участие в работе Общества помощи голодающим Поволжья выслан в Казань, где редактировал «Литературную газету». В 1922 году вместе с другими Осоргин был выдворен из России на знаменитом «философском пароходе» (очерк «Как нас уехали. Юбилейное», 1932). Не считал себя эмигрантом, до 1937 сохранял советский паспорт. С 1923 постоянно жил во Франции. Здесь женился на дальней родственнице М. А. Бакунина Татьяне Алексеевне Бакуниной, с которой прожил до конца дней и которая была и женой, и музой, и первым критиком. Пережив О. более чем на полвека, Т. А. Бакунина-Осоргина посвятила себя сохранению и изучению творчества мужа, подготовив к печати фундаментальную «Библиографию М. А Осоргина».
В эмиграции О. жил литературной работой. Являлся постоянным автором крупнейших эмигрантских изданий - газет «Последние новости» и «Современные записки». Здесь, в частности, были опубликованы мемуарные очерки о пермском детстве М. Осоргина, ставшие по признанию критиков одними из лучших произведений писателя. По этим публикациям были составлены книги Повесть о сестре (отд. изд. 1931; впервые опубл. 1930 в журнале «Современные записки»), Вещи человека (1929), Чудо на озере (1931). В них создан удивительно уютный, светлый образ детства и подсвеченный этими детскими, сказочными воспоминаниями образ малой родины, ставший в эмигрантском далеке Осоргина оплотом главных жизненных ценностей.
О. очень много внимания уделял проблеме сохранения и развития родного литературного языка. В поисках его обновления он обращается к истокам - народному говору и русской истории. Появляется цикл великолепных «старинных рассказов» (часть вошла в сб. Повесть о некоей девице, 1938) с удивительно живой стилизацией старинного народного говора 17-18 столетий. История России тех лет предстает в рассказах Осоргина как история насилия и подавления простого человека, как история стихийного сопротивления и закаливания русского духа. Достаточно жесткие и уродливые события крепостного быта подаются Осоргиным в намеренно безоценочной, описательной стилистике народного рассказа, производя тем не менее сильнейший эмоциональный эффект.
Дебют Осоргина-романиста был неожиданным и шумным. Роман «Сивцев вражек» был начат Осоргиным еще в 1918 году, и только в 1928 он увидел свет целиком. Роман выдержал подряд два издания, был переведен сразу на несколько языков, что было большой редкостью в условиях русской эмиграции. Успех его во многом был связан с живой актуальностью тем, поднятых писателем. Посвящен он событиям последней русской революции и размышлениям о судьбах русской интеллигенции и русской культуры на переломе эпох. В центре повествования, построенного по принципу журналистского объединения глав-новелл, жизнь московского профессора-орнитолога и его внучки, представляющая «типичное бытие прекраснодушной русской интеллигенции» (О. Ю. Авдеева). Кровавой логике большевистской революции Осоргин противопоставляет ценности внесоциального гуманизма, потерянной человечеством природной гармонии – поэтому в романе постоянно проводятся параллели человеческого мира с миром природы. Роман упрекали в тенденциозности и явном следовании за «толстовской традицией». Однако это не помешало его читательскому успеху. Роман читался как книга о старой Москве и настоящих героях, ее отличали острая ностальгическая тональность, фактурность деталей и напряженный публицистический пафос.
Последующие романы Осоргина также были обращены к событиям отечественной истории последних ее роковых лет. Дилогия Свидетель истории (1932) и Книга о концах (1935) посвящена исходу русского революционного терроризма. Романы скреплены сквозным персонажем родом из пермского прошлого Осоргина. Им стал странный человек, поп-расстрига, человек из народа, которому все любопытно, Яков Кампинский (Яков Шестаков). Не лишенные черт авантюрно-приключенческого повествования, романы все же не имели большого читательского резонанса, оставшись слишком скорым свидетельством бурных событий русской истории, не получивших убедительной психологической проработки и яркого художественного решения. В этом отношении более состоятельным оказался роман «Вольный каменщик» (1937), который обращен к теме масонства, увлекшего многих русских эмигрантов. В романе использована стилистики кинематографа и газетных жанров (документальные вставки, событийная насыщенность, заголовочные «шапки»).
В 1940 писатель перебрался из Парижа на юг Франции; в 1940 – 1942 публиковал в «Новом русском слове» (Нью-Йорк) корреспонденции «Письма из Франции» и «Письма о незначительном», вышедшие в 1952 году отдельной книгой и ставшие заключительным манифестом писателя. Перед угрозой нового и самого страшного насилия, который воплощала собой фашистская диктатура, в нем О. отстаивал гуманизм, защищающий конкретного человека и его личностную свободу.
Завершающим и, по признанию многих литературоведов, лучшим произведением М. Осоргина стали начатые в 1938 году мемуары (Детство и Юность). Отдельной книгой они были изданы под общим названием «Времена» в 1955 году с предисловием М. Алданова. Исследователи называют книгу «романом души», путеводителем по вехам душевного становления писателя, принадлежавшего, по определению самого Осоргина, к сословию “просчитавшихся мечтателей”, “русских интеллигентных чудаков”. Для Перми «Времена» имеют особое значение. Город отражен в них в целостном, законченном художественном образе, в котором сошлись мотивы детства и живительной природной силы, персонифицированной в образах леса и Камы. О. Г. Ласунский называл М. Осоргина крестником Камы, имея в виду глубокую лирико-философскую значимость темы малой родины в творческой судьбе писателя. Пермь и Кама стали одними из центральных персонажей в художественном пространстве М. Осоргина. В них воплотились излюбленная писателем тема русской провинции и свойственная его манере акцентированная лиричность, окрашенная глубочайшей ностальгией: по России и своему родовому гнезду, по родной природе и великому языку, не траченному молью советского новояза.
Умер Осоргин в Шабри 27 ноября 1942, похоронен на местном кладбище.

Соч.:
Осоргин М. А. Мемуарная проза. Пермь: Кн. изд-во, 1992. 286 с.
Осоргин, Михаил. Времена. Екатеринбург, Средне-Уральское книжное изд-во.1992.
Осоргин, М. Собрание сочинений в 4 тт. Москва, Изд-во «Интелвак», 1999 - 2001.
Осоргин, М. Московские письма. Пермь, 2003.
Осоргин, М.А. Мемуарная проза: 2-ое издание. Пермь: Дом учителя, 2006.
Лит.: Михаил Осоргин: страницы жизни и творчества. Материалы научной конференции «Первые Осоргинские чтения. 23-24 ноября 1993 г. Пермь: Изд-во Перм. Ун-та. 1994.
Михаил Осоргин: художник и журналист. Материалы вторых Осоргинских чтений. Пермь/ Пермский госуниверситет, 2006.
Авдеева О. Ю. М. А. Осоргин. Библиобиографическая статья.

Жизнь Михаила Андреевича Осоргина и его краткая биография началась в Перми. В 1878 году, семье, что принадлежала к древнему русскому дворянскому роду, родился Михаил, который был излюбленным сыном своего отца. Детство его прошло замечательно. Мать занималась воспитанием детей и передавала им все свои знания и познания. Отец же, который занимал пост судьи, любил с Мишей выезжать в лес к реке, где они занимались рыболовством. Уже с детства мальчик полюбил красоту своих краев и не единожды любимые реки и просторы будут фигурировать в его произведениях. Ну а пока ребенок подрастал и черпал свои знания.

В подростковом возрасте он покидает дом родителей и едет в столицу, где поступает в 1897 году на юрфак Московского университета. Однако не пост юриста его привлекает. Еще с детства ему понравилось писать и первые свои работы он написал еще в гимназии. Уже тогда он знал, что станет писателем, поэтому в университете он продолжил писательскую карьеру. Его тексты печатали в пермской газете, а также в уральских издательствах.

После университета он работает юридическим консультантом, пока в 1905 году его не арестовали за то, что был революционером, а квартиру свою превратил в убежище для революционеров, где также хранилось оружие и нелегальная литература. Осоргин получил три года тюрьмы, а когда чудом оказался на свободе, он покинул родные края, уехав за границу.

Далее жизнь Михаила Осоргина и его биография связана с Италией, где он и осел, оказавшись в приюте русских политических эмигрантов. Осоргин продолжает писать и даже в Италии работает в «Русских ведомостях», где за десять лет проживания в чужой стране он издал множество статей, репортажей, очерков. Здесь же в Италии он пишет знаменитые рассказы Эмигрант», «Призраки», «Старая вилла» и другие.

После начала первой мировой, Осоргин не мог оставаться за границей и на свой страх и риск нелегально возвращается в Россию, однако долго здесь не задержался. Из-за того, что писатель не принял политику большевиков, из-за ее критики, писатель вновь арестован, был сослан на Казань, а потом и вовсе из страны.

И вновь жизнь Михаила Андреевича Осоргина и его биография продолжается за границей. Сначала судьба его забросила в Берлин, затем был в Италии. А потом осел в Париже. Но где бы он ни проживал, он постоянно писал и печатался и все свои произведения посвящал родной стране и жизни о России.

Когда началась вторая мировая, он уехал из Парижа и поселился с женой в городке Шабри, здесь же в 1942 году Осоргин умер, чем и завершилась жизнь и деятельность Михаила Осоргина и его краткая биография.

Биография Осоргина интересные факты

В биографии Осоргина имеются интересные факты и первое, это его фамилия, ведь на самом деле он родился с фамилией Ильин, а уже позже решил взять фамилию бабушки, поэтому он нам и известен как Осоргин.

Еще интересный факт в том, что ради женитьбы на девушке иных верований, Осоргин принял иудаизм. После чего, женился на Рахили Гинцберг.

Осоргин (Ильин) Михаил Андреевич (07.10.1878, г. Пермь - 27.11.1942, Франция)
Родился в Перми в семье потомственного дворянина А. Ф. Ильина. Отец, образованный и либерально настроенный человек, служил в окружном суде. Мать была интеллигентной женщиной, владела языками. Она посвятила себя воспитанию детей.
В Перми Михаил Ильин окончил гимназию. Как и старший брат Сергей, он начал писать и публиковаться еще в гимназические годы. Затем поступил в Московский ун-т на юридический факультет. В Пермь приезжал на праздники, на каникулы, жил здесь, пока ун-т был закрыт из-за студенческих волнений, и в это время писал для перм. газет. После окончания ун-та он еще дважды приезжал в Пермь; во второй раз, в 1916 г., уже в качестве корреспондента «Русских ведомостей». Больше в родном крае он не бывал, лишь писал о нем с искренней любовью.
На жизненном пути писателя было еще многое: увлечение революционными идеями, краткое тюремное заключение, тайный переход границы, первая эмиграция. Писатель живет в Италии, ездит на Балканы. Начинается первая мировая война. Через Париж, Лондон, Осло, Стокгольм он возвращается в Россию.
Февраль 1917 г. Осоргин принял, октябрьский переворот - нет. Но он пока работает, становится одним из организаторов Всероссийского союза писателей, председателем Всероссийского союза журналистов, учреждает вместе с др. писателями кооперативную книжную лавку, где они сами продают книги. Знаменитая постановка режиссера Е. Б. Вахтангова - «Принцесса Турандот», много лет не сходившая со сцены театра, не обошлась без участия писателя: это он перевел с итальянского сказку Карло Гоцци.
Затем в судьбе Осоргина происходят сразу героическое деяние и трагический исход. Во время голода 1921 г. в стране была создана Комиссия помощи голодающим. Осоргин был членом этой комиссии. Помгол успел сделать многое, и за это почти все члены его были арестованы. От расстрела их спасло заступничество Фритьофа Нансена. Осоргина сослали... А затем, в 1922 г., на знаменитом «философском пароходе» в числе большой группы научной и творческой интеллигенции он был выслан из родной страны.
Двадцать лет вынужденной эмиграции. Писатель работает. Роман «Сивцев вражек» (1928) посвящен событиям революционных лет. Затем выходит «Повесть о сестре» (1931), дилогия «Свидетель истории» (1932), «Книга о концах» (1935), повесть «Вольный каменщик» (1937), книги «Повесть о некой девице», «Происшествия зеленого мира» (1938). Созданы в эти же годы очерки, мемуарные этюды и роман «Времена», и немало страниц этих произведений посвящено Перм. краю.
Все эти произведения, написанные прекрасным русским языком, слогом мастера, были опубликованы за границей. Вернулись они на родину лишь в конце XX в. А сам писатель не вернулся никогда - он похоронен в городке Шабри на реке Шер во Франции.