От «попросить» до помолиться. Мощи Николая Чудотворца. Образ святой мученицы Татианы с частицей её мощей

Тысячи людей стекаются к мощам святой Матроны, на ее могилку, к иконам. Многим, обратившимся в слезной и смиренной молитве к ней она помогла, научила, просветила, излечила от духовных и физических недугов.

Незадолго до своей кончины Матушка Матрона сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».

Она также наставляла: "Умру, ставьте на канон за меня свечки, самые дешевые, ходите ко мне на могилку, я всегда буду там, не ищите никого другого. Все поверяйте мне, а я буду вкладывать вам мысли, что вам делать и как поступать. Наступает время прелести, не ищите никого, иначе обманетесь".

Многие задают вопрос:

Как и где просить помощи у блаженной святой старицы Матроны Московской?

Отвечает Протоиерей Максим Козлов:

"К святой блаженной Матроне Вы можете молитвенно обращаться, как и к любому другому святому Православной Церкви, которых мы призываем на помощь вслед за Господом нашим Иисусом Христом и Пресвятой Богородицей, памятуя о том, что прежде всего мы должны обращаться в молитвах к Спасителю и Его Пречистой Матери.

Обращаться к святой Матроне Вы можете в любом месте – в том числе в городе, где Вы проживаете, в храме, в который Вы ходите, и дома. То верно, что есть древний и благочестивый, правильный обычай совершения паломничеств к святыням церковным, в том числе и к святыням чудотворных икон или к мощам святых угодников Божиих. И если обстоятельства Вашей жизни позволят Вам посетить первопрестольный град, посетить там Покровский монастырь, постояв вместе с множеством других православных людей в череде паломников, приложиться к мощам блаженной матушки Матроны, - это дело доброе, и его можно только приветствовать.

Но впрочем, вновь и вновь напомним, что святые слышат нас в любом месте. Если по обстоятельствам Вашей жизни – экономическим или другим практическим – Вы не имеете возможности на сегодня доехать до Москвы, не убивайтесь из-за этого слишком сильно. Святая примет Ваши молитвы и там, где Вы живете."

Вы можете обратиться к Матушке Матроне и попросить помощи разными способами:

  1. Если вы хотите навестить Матушку Матрону, поклониться ее святым мощам и попросить помощи, то приезжайте в московский Покровский монастырь. О том, как доехать до монастыря, смотрите на странице .
  2. Вы можете посетить могилку Матронушки на Даниловском кладбище в Москве. Подробнее об этом смотрите на странице .
  3. Вы можете написать письмо Матушке Матроне и отправить его по почте на адрес Покровского монастыря: 109147, Москва, ул. Таганская, д. 58. Ваше письмо будет возложено служительницами монастыря к мощам блаженной старицы.
  4. Во многих храмах есть икона блаженной старицы, в любом уголке земного шара можно обратиться к Матроне за помощью. И даже если вы не знаете и не можете прочитать полной молитвы, обратитесь с верою всем сердцем и разумом к святой блаженной Матроне Московской с просьбой наставить вас на путь истины и спасения. Молитесь и будете услышаны.
  5. Если хотите прочесть молитву Матушке Матроне, перейдите на страницу . Короткая молитва: "Святая праведная старице Матроно, моли Бога о нас!»

Посмотрите небольшой видеоролик о помощи Матушки Матроны:

«Услышь смиренную молитву мою, из глубины девичьего сердца Тебе возсылаемую; дай мне супруга честнаго и благочестиваго, чтобы мы в любви с ним и в согласии прославляли Тебя, милосерднаго Бога», - повторяют раз за разом молитву о замужестве из православного молитвослова девушки - участницы экскурсии по , помогающим в любовных делах. Мест, где о счастливом замужестве столичные девушки просят уже многие века, в Москве существует множество. И, как с некоторой неохотой признают священнослужители, паломничество по ним принесло заветное колечко на палец очень многим. Нашим гидом по этому «кольцевому» пути стал искусствовед Илья СПИЦЫН, ныне послушник одного из российских монастырей.

Софьюшкина башня

Новодевичий монастырь.

Адрес: Новодевичий пр-д, 1,

ст. метро «Спортивная»

Построен на месте, где татаро-монголы выбирали лучших девушек, чтобы увезти в полон в Орду. Постриг здесь принимали только знатные женщины. Понятно, что очень многие из них делали это, мягко скажем, не по своему желанию. Потому многие века монастырь был, по сути, «VIP-темницей». Здесь монахинями стали дочь царя Михаила Фёдоровича царевна Татьяна, вдова царя Феодора Иоанновича Ирина Годунова, сёстры Петра I Екатерина и Евдокия, здесь же содержалась и первая жена Петра I Евдокия Лопухина. С именем ещё одной опальной царевны, старшей сестры Петра Софьи, связана легенда, которая нас сюда и привела. После неудавшегося Стрелецкого бунта она долгое время провела в заточении в башне, получившей потом название Софьюшкина. Сама царевна выйти замуж так и не успела, хотя чрезвычайно стремилась к браку, а потому благоволит незамужним. Согласно легенде, стоит приложиться к белокаменным стенам постройки и загадать желание, как оно обязательно сбудется. Только просить надо о чём-нибудь очень-очень романтическом.

Вход в храм на Кулишках


Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках (на Стрелке).

Адрес: ул. Солянка, 5/2, ст. метро «Китай-город»

Имеет занимательнейшую историю: отсюда, помолясь, войска уходили на Куликово поле, здесь, под церковной сенью, чудесным образом спаслось от пожаров в 1812 году множество москвичей. Но нам интересна другая связанная с этим местом легенда. Глубокой осенью 1666 года в расположенной неподалёку богадельне «по действу некоего чародея вселился демон и живущим тамо различные пакости творяще». Иными словами, местные старушки стали регулярно слышать разные непристойности, и кто-то постоянно щипал их за мягкие места. В роли спасителя старушек выступил преподобный Иларион. Ценой невероятных душевных усилий, молясь и совершая службы в данном храме, он сумел изгнать сексуального супостата. Но некая романтическая аура в этом месте осталась. Так что и сегодня при входе в церковь можно загадать любовное желание, которое, поговаривают, обязательно исполнится.

Кийский крест


Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.

Адрес: Крапивинский пер., 4, ст. метро «Пушкинская», «Чеховская»

При он был заказан для монастыря на острове Кий, где Никон в 1639 году спасся во время бури. Кийский крест был изготовлен «из дерева кипарисного, в высоту и в ширину во всём подобен мерою Кресту Христову». В крест помещено 104 частицы мощей святых и 16 камней с мест библейских событий. В центре креста серебряный ковчежец с частью и частицей Животворящего Креста. После революции он был передан в запасники Исторического музея, а в 1991 году вернулся в храм. Такое большое число мощей разных святых позволяет молиться у реликвии почти обо всём. Но особенно он полезен для возвращения физических сил мужчинам, а также в разных молитвах о любовных делах.

Образ святой мученицы Татианы с частицей её мощей


Храм святителя Николая

Мирликийского на Трёх Горах.

Адрес: Нововаганьковский пер., 9,

ст. метро «Баррикадная», «1905 года»

Как мы знаем, святая Татьяна особенно почитается студенчеством, покровительницей которого она является с лёгкой руки императрицы . Но ведь среди студентов немало незамужних барышень, ведь так? И им вполне возможно попросить себе у этой святой если уж не мужа, так хотя бы поклонника.

Чудотворная икона Божией Матери «Владимирская»


при Третьяковской галерее.

Адрес: М. Толмачёвский пер., 9, ст. метро «Третьяковская», «Полянка»

В 1999 году эта самая чтимая и ценимая в столице икона была передана сюда на хранение из Третьяковки. Этот образ - единственный подлинный, а не сохранившийся в списках (копиях). Впервые о её существовании упоминается в 1155 году. С тех пор образ этот не раз защищал нашу страну от врагов, перед ним молились самые прославленные мужи России. При чём тут наши ищущие супругов девушки? Дело в том, что Божия Матерь, конечно, является покровительницей целых народов, в том числе и нашего, но помимо защиты Руси от Тамерлана, Мехмет-Гирея, Гитлера и прочих супостатов она известна тем, что с особым трепетом относится к молитвам юных дев. Так что искренняя просьба о возможном супружестве будет встречена Пресвятой Владычицей с благосклонностью.

Мощи Николая Чудотворца


Данилов монастырь.

Адрес: Даниловский вал, 22,

ст. метро «Тульская»

Частица мощей подарена монастырю в 1991 году. Ковчег следует искать в северном, Даниловском приделе храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, рядом с ракой с мощами святого князя Даниила. Согласно преданию, Николай Чудотворец, один из самых любимых россиянами святых, чрезвычайно благоволит семейным парам. Мощи его помогают вернуть в семью мир, а отвергнутым возлюбленным и мужьям - любовь их вторых половинок.

Фото Виктора Анина

Блаженная Матрона Московская ещё при жизни прославилась праведной жизнью и многочисленными чудесами, совершенными её молитвами к Господу. Сегодня тысячи людей обращаются к ней с просьбами о помощи в различных житейских невзгодах.

Старица Матрона являет людям пример, что где бы и в каких условиях ни жил человек, был бы полностью здоров или имел врожденные недуги, он может прославить Бога всей своей жизнью.

В чем помогает святая Матрона?

Незадолго перед смертью Матронушка говорила: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».

В чём же помогает Матрона Московская? Верующие обращаются к святой в самых разных жизненных ситуациях, проблемах и испытаниях. Она молитвенница о душах наших и скорая помощница в любых скорбях. Многие верующие, рассказывая о чудесной помощи старицы, говорят о том, что она очень скоро откликается на молитвы, произнесенные искренне и с верой.

Нет обязательного списка в каких именно жизненных ситуациях помогает Матрона. Тем не менее люди вспоминают, а с чем приходили паломники к матушке при её жизни? С обычными бедами: тяжелая болезнь, уход мужа из семьи, несчастная любовь, потеря работы. Приходили с житейскими нуждами и вопросами. Менять ли место жительства или службы? Не меньше было болящих, одержимых разными недугами. И никому Матронушка не отказывала.

Святая блаженная Матрона Московская помогает в самых разных бедах и скорбях: в исцелении от болезней, при финансовых трудностях, в сохранении семьи, при заботе о детях и их благополучии. Матроне молятся о зачатии и рождении детей. Известно множество случаев, когда после усердной молитвы супругов наступала долгожданная беременность. И каждого обращающегося к ней за помощью Матронушка укрепляет в вере, учит доверять Господу и полагаться на Его волю.

Как молиться святой блаженной Матроне?

«К святой блаженной Матроне Вы можете молитвенно обращаться, как и к любому другому святому Православной Церкви, которых мы призываем на помощь вслед за Господом нашим Иисусом Христом и Пресвятой Богородицей, памятуя о том, что прежде всего мы должны обращаться в молитвах к Спасителю и Его Пречистой Матери — говорит Протоиерей Максим Козлов.

Обращаться к святой Матроне Вы можете в любом месте – в том числе в городе, где Вы проживаете, в храме, в который Вы ходите, и дома. То верно, что есть древний и благочестивый, правильный обычай совершения паломничеств к святыням церковным, в том числе и к святыням чудотворных икон или к мощам святых угодников Божиих.

И если обстоятельства Вашей жизни позволят Вам посетить первопрестольный град, посетить там Покровский монастырь, постояв вместе с множеством других православных людей в череде паломников, приложиться к мощам блаженной матушки Матроны, - это дело доброе, и его можно только приветствовать. Но впрочем, вновь и вновь напомним, что святые слышат нас в любом месте».

За помощью к иконе Матроны с цветами

Икона святой блаженной Матроны Московской на территории Покровского монастыря

Есть обычай приносить блаженной Матроне живые цветы. в Покровском монастыре, всегда утопает в роскошных букетах. Приношение одних становится подарком для других - каждому, пришедшему к Матронушке, местные служительницы на прощание вручают один или несколько цветков, кому как повезет. Цветы, которые перед раздачей были освящены на мощах, принято засушивать и хранить дома возле икон. Говорят, что лепестки можно заваривать в чай и пить с молитвой к святой Матроне, надеясь на скорое исцеление от болезни. Паломники приносят старице самые разные живые цветы: хризантемы, сирень, тюльпаны, гвоздики и розы любого цвета.

На территории монастыря, на стене храма располагается большая икона Матроны Московской. К ней также стекаются паломники, готовые часами стоять в очереди в любую погоду. Каждый хочет лишь приложиться к образу блаженной, преклониться и помолиться перед ней. Это чудотворная икона. Подтверждением служат многочисленные свидетельства верующих об исцелении и чудесном разрешении трудных обстоятельств.

Впрочем, как говорят святые отцы, любая икона может стать чудотворной, а образ Матроны Московской можно найти в каждом православном храме. Как сказал Господь: «И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Евангелие от Матфея. ).

Где у них кнопка?

Наверное, каждый священник, да и любой сотрудник, несущий послушание в храме или в церковной лавке, гораздо чаще, нежели хотелось бы, сталкивается с вопросами о том, какому святому следует поставить свечу, чтобы разрешилась та или иная жизненная ситуация. Тревожнее всего тот факт, что такие вопросы приходится слышать не только от людей, почти ничего о христианской жизни не знающих, но и от тех, кто появляется в храме достаточно регулярно. Отсутствие должного понимания того, как складываются отношения Церкви земной и Церкви небесной, неизбежно отражается на церковной жизни человека, поэтому мне представляется важным об этом поговорить.

Человек приходит в храм, и в глазах у него читается вопрос: «Где у них кнопка?»

Нужно отдавать себе отчет в том, что молиться одному святому исключительно об исцелении глазных болезней, а другому - о хорошем урожае огурцов,- не просто обычай с языческой подоплекой. Это то, к чему подводит человека в какой-то степени специфика современной жизни. Мы всё больше привыкаем к тому, что результат в очень многих житейских вещах достигается нажатием кнопки или последовательности кнопок, причем то, как происходит сам процесс, на пользовательском уровне знать не обязательно. И что-то подобное мы подчас видим в Церкви: человек приходит в храм, и в глазах у него читается вопрос: «Где у них кнопка?». И он начинает буквально метаться в поисках того, какое действие ему выполнить, чтобы получить на выходе тот результат, на который он рассчитывает.

Конечно, играют здесь определенную роль и молитвословы, в которых издатели для достижения большего коммерческого эффекта от продаж наделяют каждого святого некой узкой «специализацией». У человека, увидевшего в таком сборнике рядом с именем определенного угодника Божия указание на свою проблему или болезнь, не возникает сомнений, что именно так и принято в Церкви.

Безусловно, некоторое основание молиться тем или иным святым в определенной нужде мы имеем; это бывает сопряжено с тем, в чем этот святой уже оказывал нам помощь, каково его житие, что в нем рассказывается о его помощи людям, какова история чудес уже по его кончине. Но и в этом случае наши молитвы к святым должны основываться не на том, что мы можем от них получить, а в первую очередь на межличностном общении. Ведь каждый угодник Божий - это прежде всего человек, который жил когда-то на земле и продолжает теперь жить на Небесах, оставаясь личностью. Мы понимаем, что если бы с кем-то из тех людей, с которыми мы встречаемся на путях земной жизни, мы общались только ради их положения и возможности в чем-то оказать нам помощь, это было бы лицемерием, но в отношении святых нам почему-то такая мысль в голову не приходит. А было бы совершенно естественным, если бы наше узнавание святителей, мучеников, преподобных, праведных, Христа ради юродивых происходило так же, как узнаём мы людей, которые нам становятся близкими: мы вникаем в их житие и как бы входим в их жизнь, а они - входят в нашу. Тогда возникает уважение, тогда приходит истинное почитание, тогда проявляется бескорыстие. И тогда из всего этого может родиться в наших отношениях со святым то, что действительно изменит к лучшему нашу жизнь.

Узнавание - из молитвы

Есть во всем этом, однако, такой момент: жизнеописание далеко не каждого святого доносит до нас живые подробности, позволяющие увидеть его поступки и особенности характера. А есть угодники Божии, о которых и вовсе почти ничего не известно. Хочется человеку глубже узнать своего небесного покровителя - а о нем в житийном сборнике всего один абзац. Получается, что многие имена в святцах должны так и остаться для нас, условно говоря, именами?

Узнавать святого можно и непосредственно в молитвах к нему

Думаю, что в любом случае нам нужно постараться выйти за рамки отношения к святому как к некоему набору фактов. Может быть, это прозвучит странно и удивительно, но узнавать святого можно и непосредственно в молитвах к нему. Ведь наша молитва не заключается только в том, что мы произнесли какие-то слова и ушли - в нашем сердце рождаются те или иные чувства, и это вызывает отклик тех угодников Божиих, к которым мы обращаемся и которые в Духе Святом видят всю нашу жизнь на земле. А из этого какое-то более определенное отношение к святому рождается уже и у нас. Возникает взаимность, и эта взаимность совершенно реальна, потому что на самом деле близость к нам святых бывает гораздо большей, нежели близость тех людей, с которыми мы можем общаться непосредственным образом.

Мы не знаем, каким именно образом святые видят помышления и жизнь всех людей, но это, несомненно, так. приводит в одной из своих книг такой эпизод: однажды он, по обыкновению, совершал свое утреннее правило, и когда дошел до поминовения тех святых, память которых в этот день совершается, вспомнил, что у него нет под рукой календаря. Он переезжал в это время из кельи в келью, и книги у него были упакованы, так что он не мог до этого календаря добраться. Наверное, его это очень опечалило - и в этот момент ему явился некий благолепный муж и сказал: «Отче, я такой-то святой, сегодня моя память». Конечно, нам не стоит рассчитывать на такого рода события в нашей жизни, потому что нам это гораздо скорее повредит, нежели пользу принесет. Но невидимые нити между нами и святыми протягиваются именно таким образом: мы о них постоянно помним, к ним обращаемся, надеемся на их ходатайство - и они тоже помнят нас, видят нас и однажды вдруг приходят нам на помощь.

К слову сказать, не всегда первый шаг к этому общению, к дружбе со святыми делаем именно мы сами. Всё как в обычном человеческом общении: не только мы делаем первый шаг, но и кто-то порою делает его к нам. А как такого рода шаг может сделать святой? Для того чтобы это понять, достаточно вспомнить историю чудес, которые совершались по кончине или, к примеру, святителя Нектария Эгинского. Мы знаем, что святитель Нектарий удивительным образом известен и почитаем в Канаде, в Северной Америке, хотя всю свою жизнь прожил в Греции. Всё очень просто и одновременно необъяснимо: он неоднократно являлся там православным христианам, они получали облегчение в тяжелых обстоятельствах, а потом им где-нибудь попадалось иконописное изображение святителя, и они узнавали, кто это такой. А дальше уже это почитание распространялось на их близких, знакомых и на всю христианскую общину. Примерно то же самое можно сказать и об особом почитании святителя Николая на Руси: он никогда не имел отношения ни к Русской Церкви, ни к нашему народу и мог бы остаться для нас не очень известным, если бы не его действительно необыкновенная любовь и бесчисленные случаи помощи русским людям. И точно так же, как милость и любовь святых изливается порой на целые страны и народы, может она изливаться и на конкретного человека. И, конечно, не стоит от этого недоумевать, не стоит и, наоборот, искать в этом какой-то смысл, наполняющий нас гордостью,- просто нужно на этот шаг со всей возможной для нас любовью и благодарностью откликнуться.

Просить или не просить?

Из нашей жизни уходит молитвенное предстояние святым - бескорыстное, без какой-то нужды

Как-то мы ездили с прихожанами в паломничество по московской земле - были у , в Хотьково, в Троице-Сергиевой лавре, в Гефсиманском скиту. И как бы там ни было, не может не поражать такая несообразность: в очереди к раке с мощами блаженной Матроны - огромное количество людей (пришлось простоять там несколько часов), а к мощам преподобного Сергия мы все приложились за пятнадцать минут. Я люблю и почитаю блаженную Матрону, но разве нечто большее она в нашей Церкви, нежели игумен земли Русской? Почему же тогда такой ажиотаж? Мне кажется, ответ здесь один: к блаженной Матроне чаще всего едут «попросить», а к преподобному Сергию - помолиться. Из нашей церковной жизни уходит, и всё в большей степени, молитвенное предстояние святым - бескорыстное, без какой-то нужды, без сиюминутной потребности. Человек несет к раке с мощами весь набор своих скорбей, и очень мало кто находит среди этого возможность просто порадоваться встрече с угодником Божиим. А эта радость очень важна, без нее полноценное общение невозможно.

Говорит, что молитва человека должна быть сообразна с его житием. То есть когда мы испытываем в чем-либо нужду, о чем-то переживаем, не надо нести это «мимо» Бога - нужно к Нему обращаться и просить. Но нужно помнить, что есть нечто выше всего этого - желание одной лишь милости Божией и исполнения Его воли. И есть молитва «Господи, помилуй!», которая объемлет собой абсолютно всё. А в чем конкретно захочет Господь явить Свою милость, как Он проявит Свою любовь, уже совершенно неважно, потому что человек ощущает присутствие Бога и Свое доверие к Нему. С таким же настроем и в таком состоянии духа нам нужно молиться и святым. Обязательно, хотя бы иногда. И тогда они действительно, по выражению священноисповедника Афанасия (Сахарова), станут для нас братьями нашими большими.