Открытое интегрированное музыкальное занятие по фгос для старшего дошкольного возраста «цветочная страна. Музыкальное интегрированное занятие в среденей группе детского сада "музыка и животные" Развитие чувства ритма по ритмическим карточкам

Создано 12.07.2017 12:56 Обновлено 12.07.2017 12:56

интегрированного музыкального

занятия

для детей средней группы

на тему:

«Путешествие в лес»

Составила: воспитатель Кропинова Надежда Михайловна

Цель:

Развитие музыкальных и творческих способностей

Задачи:

ü Закреплять знания о птицах;

ü Продолжать формировать у детей навык ритмического движения в соответствии с музыкой, закреплять выполнение танцевальных движений;

ü Развивать умение петь чисто интонируя без напряжения;

ü Развивать чувство ритма, умение передавать различные ритмические рисунки;

ü Развивать речевые способности;

ü Побуждать детей к активным самостоятельным действиям;

ü Воспитывать чувство красоты;

Предшествующая работа:

ü Разучивание танца с Мишкой;

ü Разучивание песни;

ü Слушание пьесы «Медведь»;

ü Беседа с детьми о птицах;

ü Изготовление аппликации «цветок»

Оборудование:

ü Музыкальный центр;

ü СD диски;

ü Аудиозапись пения птиц;

ü Бубны, ложки, коробочки, кубики;

ü Картинки с изображением птиц

Музыкальный материал:

ü Песня «»;

ü Коммуникативная игра «Здравствуйте» сл. и муз. М. Картушиной.

ü Музыкально ритмическая игра «Поезд» (М /р 8/2001)

ü Упражнение «Весенняя телеграмма»Т. Тютюнникова, В. Суслова

ü Пальчиковая гимнастика «Цветы»

ü Пьеса «Медведь»Тиличеевой

ü Попевка «У кого какая песенка»

Ход занятия:

Дети заходят в музыкальный зал под спокойную лёгкую музыку.

М.р.Здравствуйте, ребята. Вы пришли на музыкально е занятие, значит надо поздороваться песенкой.

Коммуникативная игра "Здравствуйте "

Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх.
Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка .
Здравствуйте, ножки! - Пружинка .
Топ-топ-топ! - Топают ногами.
Здравствуйте, щёчки! - Гладят ладонями щёчки.
Плюх-плюх-плюх! -
Пухленькие щёчки! - Круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Здравствуйте, губки! - Качают головой вправо-влево .
Чмок-чмок-чмок! - 3 раза чмокают губами.
Здравствуйте, зубки! - Качают головой вправо-влево .
Щёлк-щёлк-щёлк! - 3 раза щёлкают зубками .
Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью.
Бип- бип- бип! - Нажимают на нос указательным пальцем .
Здравствуйте, гости! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Привет! - Машут рукой.

М.р.: Сегодня утром я получила письмо. Давайте, посмотрим от кого оно и что там написано.

«Дорогие ребята!

Приглашаю вас на день рожденья!

Жду вас в лесу. Медведь»

М. р. Ну, что ж пойдём в гости к Мишке?

М. р.: А в гости принято ходить с хорошим настроением. Хорошее у вас настроение?

М.р.: Ну, что ж, в путь! А поедем мы с вами не на машине, и не на автобусе, а на поезде.

Музыкально ритмическая игра «Поезд»

Едет, едет паровоз, слышен, слышен стук колёс,

А в вагончиках сидят много маленьких ребят.

М. р.: Вот мы с вами и приехали в лес. Ребята, посмотрите, как красиво в лесу! Слышите, птички поют? (звучат голоса птиц в аудиозаписи)

Давайте присядем на пенёчки и послушаем пение птиц. (Дети разбирают гимнастические коврики и садятся слушать на пол)

М.р.: Слышали как громко и радостно пели птицы? Как будто зимой они боялись простудит свои голоса, а теперь наконец, дождались весеннего тепла и запели во весь голос. Ребята, голоса каких птиц мы слышим в лесу? Посмотрите на картинки, узнаёте ли вы этих птиц? Кто это? (дятел, кукушка, жаворонок) Почему вы так решили?

Игра «Кто лишний»

М.р.: Я загадаю вам загадку об одной из этих птиц, отгадайте о ком идёт речь:

« Все время стучит, деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит »


Дети: Дятел

М.р.: Давайте, прохлопаем в ладоши, как стучит дятел.

Упражнение «Весенняя телеграмма»

Т. Тютюнникова, В. Суслова

М.р.: А сейчас я предлагаю вам сочинить песенку других птиц и прохлопать их ритмический рисунок.

4__________________

4__________________

М.р.: Молодцы, ребята.

М. р.: Как красиво в лесу: солнышко светит ласково, поют птички, расцветают цветы. Давайте поиграем с нашими пальчиками и покажем, как распускаются цветы.

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Как в лесу на кочке

Расцвели цветочки – поочерёдно выпускают пальчики из сжатого кулачка

Цветики, цветики,

Цветики, цветочки –«фонарики»

С ветром пошептались – трут ладошки друг о друга

Солнцу улыбались –покачивают головками

Припев повторяется.

Слушание «Медведь» Тиличеевой

М.р.: Ребята, вы узнали музыкальное произведение? Как оно называется? Какая музыка по характеру?

Появляется Медведь (ребёнок подготовительной группы)

М. р.: Ребята, кто это к нам идёт?

Дети: Мишка!

Медведь: добрый день мои друзья, видеть рад в лесу вас я!

М. р.: Здравствуй Мишка! Поздравляем тебя с днём рожденья! Мы с ребятами приготовили для тебя подарки: вот такие красивые цветочки.

Медведь: Спасибо, ребята! Мне очень понравились ваши подарки. Я очень весёлый медведь, люблю петь и плясать, а вы ребята?

М. р.: Мишка, наши ребята знают весёлую песенку. Исполним для Мишки песенку?

Распевание «У кого какая песенка» (м /р 5/2009 с.8)

Пение

М. р.: Ребята пора нам прощаться с Мишкой и возвращаться в детский сад. До свиданья Миша.

Мишка: До свиданья, ребята.

Под «Песенку Паровозика» дети идут по залу.

М. р.: Ну вот мы и дома. Ребята понравилась вам наше путешествие? А, что вам понравилось больше всего? (дети отвечают)

Музыкальный руководитель прощается с детьми.

Светлана Бобкова

МДОУ «Детский сад № 44»

интегрированного музыкального занятия

Подготовила муз. руководитель Бобкова С. В. г. Саратов. 2012г.

Задачи :

1. развивать правильную, образную речь детей;

2- расширять словарный запас детей;

3- формировать основные певческие навыки (звукообразование,) ;

4- воспитывать любовь к прекрасному : музыке , живописи.

Цель : Организовать деятельность детей по обобщению знаний о характере музыкальных произведений , средствах выразительности

Программные задачи :

Развивать художественное восприятие, ассоциативное мышление,

Образное представление, познавательную активность, зрительную память, пространственное воображение, фантазию.

Развивать эмоционально-чувственную сферу детей;

Прививать чувство доброжелательного отношения друг к другу – толерантность общения; учить чувствовать других, поддерживать и сопереживать;

Обогащать эмоционально-образное восприятие не только искусства, но и окружающей природы, расширять опыт детей посредством чувственных реакций и эстетического развития

Предварительная работа :

Знакомство с творчеством П. И. Чайковского;

Слушание пьесы П. И. Чайковского «Март» ; «Апрель» , «Май»

Рассматривание пейзажей знаменитых художников;

Разучивание песен, весенней тематики;

Чтение и разучивание стихотворений и загадок о весне,

Разучивание музыкального приветствия ,

Музыкальный репертуар :

1 Слушание музыки : П. И. Чайковский «Зимнее утро» .

2. речевая игра «Здравствуй» И. В. Бодраченко по стихотворению Т. Сикачёвой

3. Пение : - «Белая берёзка»

4 Танец «Пробуждение»

Элементы декорации и атрибуты для занятия :

1. Репродукции картин;

2. Портрет композитора П. И. Чайковского,

3. Шапочки- маски цветов для танца,

4. Всё для аппликации

5. Разноцветные зановеси на ценральной стене, бабочки, цветы

Ход занятия:

Муз. руководитель- Хотим начать нашу встречу с музыкального подарка нашим гостям

Дети исполняют парный танец «Пробуждение» под современную медленную музыку .

М. р. – Почти каждое утро мы встречаемся в этом зале, но не всегда в этом зале нас ждет столько гостей. Видимо, случилось что-то необычное, волшебное и все собрались в нашем зале, чтобы встретиться с этим волшебством Дети, давайте поздороваемся с друг другом и с нашими гостями?


Муз. руководитель-(пропевает преветствие) -Здравствуйте ребята!

Дети- (пропевают) - Здравствуйте!

Я здороваюсь везде – дома и на улице,

Даже «Здравствуй» говорю я соседской курице.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро! Здравствуй, день!

Мне здороваться не лень!

Муз. рук : Мы начали нашу музыкальную встречу с улыбки , а это значит, что мы проявили эмоцию радости и доброжелательности по отношению друг к другу. На лице каждого человека можно прочитать все его чувства. Если он улыбается, то, значит, ему весело, радостно.

Муз. рук. - Дети. Я хочу вам загадать загадку…

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

К нам пришла.

Дети- ВЕСНА! У меня в руках солнышко, оно улыбается, оно радо нам, давайте тоже ему улыбнёмся? А теперь я буду передавать солнышко вам, а вы друг другу и каждый подберёт слова о весне.

Дети передают солнышко друг другу и говорят слова о весне : ранняя, солнечная, хмурая, ласковая, милая, красивая, волшебная, воздушная, прозрачная, туманная, весёлая, зелёная.

Муз. рук. берёт в руки солнышко : Вот сколько нежных слов вы знаете о весне.

А сейчас предлагаю послушать вам отрывок пьесы…

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Март» , муз. рук читает стихотворение…


Весна проснулась…

Рано встала,

Запела песенку скворца.

Наряды новые достала

Из изумрудного ларца.

Вспорхнула,

трелью зазвенела,

На крыльях песню унесла…

И в роще горлицей запела

На зорьке ранняя весна.

По окончании…

Му. Рук. - Дети пьесу какого композитора вы сейчас слушали? И как она называлась?

Дети- П. И. Чайковский «Март»

Муз. рук. - Молодцы!

Я предлагаю вам сегодня посетить нашу весеннюю картинную галерею.

(На центральной стене висят 3 картины.

1.«Весна» (речка вскрылась) - Жуковского

2. «Майские берёзы» А. Четвериков

3. «Луг зелёный» А. Смирнов - Русецский

Давайте подойдём к первой картине, Рассмотрите её пожалуйста.


(Рассматривание сопровождается тихой ненавящивой музыкой ) Что вы видите, что изображено на ней? Как бы вы её назвали?

Рассказ детей (ранняя весна)

(речка вскрылась) Жуковского.

Муз. рук. - Может эта картина кого -то вдохновила?

Выходит ребёнок и рассказывает стихотворение :

В. Орлова «Ты скажи мне, реченька» :

Отчего ты звонкая такая?

–Утром надо мной поёт синичка,

Оттого и звонкая водичка!

– Ты скажи мне, реченька лесная,

Оттого и чистая водичка!

–Ты скажи мне, реченька лесная,

Отчего ты синяя такая?

–В родничке купается синичка,

Оттого и синяя водичка!

Муз. рук. - Какое замечательное стихотворение, молодец!

Предлагаю подойти ко второй картине. Что на ней вы видите? Какое время года изобразил художник?


Рассказы детей. (звучит тихая музыка из альбома Чайковского

«Апрель» ).

Муз. рук. - Дети, а давайте споём песню про берёзки?

Исполняется песня «Берёзка белая»


Муз. рук. - Молодцы дети, вы очень нежно исполнили эту песню, очень выразительно.

Ну теперь давайте полюбуемся третьей картиной.


Что вы видите на ней, что хотел сказать художник? Какая здесь весна? Она уже не ранняя, она уже яркая, зелёная, настоящая!

(Рассказ и рассуждения детей)

Муз. рук. - Я вам предлагаю присесть и послушать музыку .

(Звучит отрывок из альбома Чайковского «Времена года- Май»

Муз. рук. - расскажите пожалуйста, кто написал эту пьесу, и как она называется, какое настроение у этой пьесы, какой характер, какие слова к ней можно подобрать?

(Рассказы детей)

Муз. рук. – Очень хорошо, молодцы дети! Ну вот и закончилось наше путешествие по музыкальной картинной галереи , мы много говорили, читали стихи, слушали музыку , пели песню, танцевали. Вам понравилось? А какая картина вам понравилось больше всего? Кто её автор?

(Ответы детей)

Тогда я вам предлагаю присесть за столы и сделать аппликацию на весеннюю тему.

(Аппликация сопровождается лёгкой ненавящивой музыкой с журчанием ручьёв и пением птиц)


Педагог- воспитатель объясняет методику проведение аппликации и помогает детям. В конце дети рассматривают свои работы, прощаются с гостями и уходят.





Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной группе. Приключение капельки

Описание. Данный сценарий будет полезен педагогам, воспитывающих детей подготовительного дошкольного возраста, воспитателям, музыкальным руководителям, педагогам по доп. образованию. Сценарий соответствует возрастным особенностям детей 6 - 7 лет.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (музыка)
Интеграция образовательных областей: познание (формирование целостной картины мира), социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель занятия: Закреплять песенный репертуар, умение передавать хлопками ритмический рисунок мелодии, расширять певческий диапазон. Закреплять знания об изменениях состояния и круговороте воды в природе.
Вызвать у дошкольников эмоциональный отклик на занятие.
Интегрированные задачи:
1. Развивать певческие навыки детей, воспитывать музыкально-эстетическую культуру во время восприятия музыки. Закреплять песенный репертуар, умение передавать хлопками ритмический рисунок мелодии, расширять певческий диапазон;
2. Познакомить с композитором А Вивальди, с музыкальным произведением «Весна».
3. Закреплять знания об изменениях состояния и круговороте воды в природе;
4. Развивать чувство ритма, творческие способности, внимание.
Развивать интерес к музыке, нравственные качества характера. Развивать двигательные навыки детей, совершенствовать танцевальные навыки.
5. Формировать позитивное, радостное общение с музыкой; побуждать интерес к творчеству;
Средства:
Мольберт с прикрепленной иллюстрацией круговорота воды в природе, МP-3 записи с фрагментами музыкальных произведений, портрет композитора М.П. Мусоргского; музыкальные инструменты: колокольчики, маракасы, деревянные ложки, барабаны.
Драматургия занятия:
Музыкальное произведение А. Вивальди «Весна», песня В Шаинского «Облака».
Ход организованно образовательной деятельности.
Дети парами заходят в зал под песню «Облака» В. Шаинского (Приложение 2) и затем встают в круг.
1.Музыкально-ритмические движения
Музыкальный руководитель
Как хорошо! Весна пришла
Легко дыханье ветерка,
И, нежась в солнечных лучах
Плывут по небу облака.
Музыкальный руководитель Поздороваемся ребята. (Музыкальное приветствие).
Музыкальный руководитель Под какую музыку вы вошли в зал? («Облака»).
Музыкальный руководитель Кто композитор этой песни? (В. Шаинский).
Музыкальный руководитель А еще музыку к каким песням написал В. Шаинский?
2. Постановка цели и задач занятия.
Музыкальный руководитель Сегодня мы с вами поговорим о воде в природе, превратимся в капельку и будем путешествовать вместе с ней: петь, слушать музыку и играть.
3.Вступительная беседа.
Музыкальный руководитель Послушайте рассказ о капельке. Посмотрите на рисунок. (В процессе рассказа я обращаюсь к иллюстрации круговорота воды в природе)
В облаке жила-была маленькая капелька. Давайте мы тоже присоединимся к ней и превратимся в маленьких капелек.
Вместе, вместе весело играем (Дети хлопают в ладоши)
Вместе, вместе песни распеваем (Притопывают одной ногой)
Повернись, улыбнись (Поворачиваются вокруг себя и
улыбаются).
И в капельку превратись! (Друг другу, протягивают ладошки). Теперь вы капельки.
4. Распевание.
1) Пальчиковая игра «Облака».
Музыкальный руководитель Где сначала живет капелька? (В облаке).
Музыкальный руководитель Давайте поиграем с облачком.
Маленькое облако (Округлить руки, пальцы сцепить в «замок».
качать).
По небу плывет. (Руками вправо-влево).
Маленькое облако ветерок несет.
Поднимает облако (Поднять сцепленные руки и потянуться
вверх).
На утес могучий,
Превращает облако (Развести руки в стороны).
В грозовую тучу.
2)Коммуникативная игра «Туча».
Музыкальный руководитель А сейчас наша тучка превратилась в маленькие капельки и они рассыпались по залу.
(На 1 часть дети двигаются легким бегом по залу в рассыпную (под звон бубна), на 2-ю собираются в круг и кладут руки на плечи друг другу.(ударяю в бубен).
Музыкальный руководитель Капельки собираются в большую тучу.
(3-я часть – Попевка «Туча»).
Туча, ты туча, спустись по ниже.
Чем туча ниже, тем земля ближе.
Бух! (дети присели).
3) Фонопедическое упражнение «Гром».
(Дети встают и проговаривают упражнение).
Музыкальный руководитель Загремел гром. Проговорим упражнение «Гром», не забываем про дыхание.
Гром гремит на всю округу «Р-р-р…» - произносят сердито.
Грому рады ровно другу. «Р-р-р…» - произносят радостно.
С треском с грохотом гремит
Так, что все вокруг дрожит. «Тр-р-р» - делая голосом « волну» вверх и
вниз по показу рукой..
Ну и треск! Вот это гром!
Ох, гроза! Пожар кругом! «Бах-бах!» - на1-й слог руки внизу, произносят
низким голосом, на 2-й слог поднимают резко
руки вверх и говорят как можно более высоким
голосом.
Так сверкнет вокруг вдруг ярко.
От грозы на небе жарко. Скользящие движения ладони о ладонь,
произносят: «Ших».
Гром народ благодарил,
Гром прохладу подарил. «Ф-ф-ф» - сопровождая плавными движениями
Кистей рук сверху вниз.
Музыкальный руководитель Набежали тучи, загремел гром, и из тучи покапало много- много капелек.Во что превратились капельки? (В дождинки).
Музыкальный руководитель Правильно, в дождинки. (Показываю иллюстрацию). У каждой капельки-дождинки своя песенка. Давайте споем ее. (Одновременно дети поют, я хожу по кругу и слушаю их). Вот как весело стучит дождик по крыше. Молодцы ребята.
5. Пение.
Музыкальный руководитель Споем песню про дождик.
1) Исполнение песни «Дождик» муз. М. Парцхаладзе, сл. Н. Соловьева
(1куплет поют девочки, 2 куплет – мальчики, 3 куплет – все). (Дети садятся).
2) Исполнение украинской народной песни «Веснянка»
Музыкальный руководитель Ребята, отгадайте загадку:
Кап-кап капелям не до сна.
Бегут ручьи, пришла…(весна).
Музыкальный руководитель Побежала капелька вместе с ручейком.
(Исполнение песни «Веснянка»).
Музыкальный руководитель А сейчас капельки-детки тихо-тихо сядем на стульчики.
(Дети садятся на стульчики).
6. Слушание музыки.
Музыкальный руководитель Ребята, еще раз скажите, какое сейчас время года? (Весна).
Музыкальный руководитель А что происходит весной в природе? (показ картинок о весне).
Музыкальный руководитель Весной природа пробуждается от зимнего сна и живет в ожидании тепла и солнца. Весна. Послушайте, как нежно звучит это слово. Именно это время года побуждает многих поэтов писать стихи, художников – картины, а композиторов писать музыку. Сегодня мы с вами познакомимся с музыкальным произведением которое так и называется «Весна» А написал его итальянский композитор, скрипач А. Вивальди. Посмотрите на мольберт. Перед вами его портрет (Приложение 1). Жил он более двухсот лет назад. Создал цикл «Времена года» - концерт для скрипки с оркестром, куда вошли пьесы о весне, лете, осени и зиме. Итак, слушаем пьесу «Весна» А. Вивальди из цикла времена года (Приложение 2).
Музыкальный руководитель Закройте все глаза и постарайтесь себе представить то, о чем рассказывает нам музыка.
(Первичное слушание).
Музыкальный руководитель Понравилась ли вам музыка?
Музыкальный руководитель Какое настроение она вызывает у вас?
Музыкальный руководитель Как она прозвучала?
Музыкальный руководитель О чем рассказала нам музыка?
(Вторичное слушание).
Музыкальный руководитель Давайте еще раз послушаем фрагмент музыкального произведения А. Вивальди «Весна». Я хочу, чтобы вы его запомнили и поделились впечатлениями с родителями.
Ребята, пока мы пели и слушали музыку, солнце вышло из-за тучи и высушило лужи. Капельки стали превращаться в пар. (На иллюстрации показываю пар).
Чтобы скорее им облачком стать
Детский оркестр начинает играть.
7. Игра на детских музыкальных инструментах. Исполнение песни «Веселый оркестр» (в сопровождение детских музыкальных инструментов).
(Дети подходят к столику, берут музыкальные инструменты и исполняют песню «Веселый оркестр» сл. и муз. Г. Шпадэ-Глазыриной).

Музыкальный руководитель Наши паринки благополучно вернулись на облачко. Улеглись наши капельки на облаке, как на мягкой перине, и сладко заснули. Вот какие превращения-приключения происходят каждый раз, когда капелька попадает на землю. Наше путешествие закончилось и нам пора из капелек превратиться в ребяток.
(Проговаривают слова превращения).
10. Обобщение.
Музыкальный руководитель С каким музыкальным произведением познакомились?
Музыкальный руководитель Кто его написал?
Музыкальный руководитель Какие песни исполнили?
Музыкальный руководитель В какие игры поиграли?
Музыкальный руководитель А кем вы сегодня были?
Музыкальный руководитель Давайте вспомним. Капельки сначала где живут?
Музыкальный руководитель Что с ними потом происходит?
Музыкальный руководитель Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо играли. А теперь попрощаемся.
(Прощаемся под музыку и дети уходят из зала под песню «Облака» В. Шаинского).

Закрепить знания и представления детей о характере музыки, умение отражать настроение музыки движениями, мимикой, жестами;

Продолжать формировать умение детей отражать характер музыки цветом, развивать навыки в пении, хореографии, изобразительной и музыкально-игровой деятельности.

Оборудование: фланелеграф, гномики, дома (пиктограммы), краски, лист для рисования, колпачки.

Ход музыкального занятия в детском саду

(Дети под музыку заходят в зал)

Музыкальное приветствие.

Муз.рук.: Дети, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие к сказочным гномикам, а помогут нам в этом веселые упражнения.

Веселые упражнения под музыку

Муз.рук.: Вот как весело мы шли и куда мы пришли? А пришли мы к домику, где живет первый гномик. Зовут этого гномика Весельчак (на фланелеграфе появляется Гномик). Дети, как вы думаете, почему его так называют?

Дети: Потому что он улыбается, у него всегда хорошее настроение, яркая одежда.

Муз.рук.: Посмотрите, какой красивый у него дом. Что вы видите?

Дети: Солнышко, бабочки, цветы, конфеты

Муз.рук.: Давайте покажем, как гномик улыбается (дети показывают, музыкальный руководитель обращается к кому-то из детей: Если бы ты был гномик, то как бы поздоровался? (Дети по-своему жестами и интонацией, мимикой показывают приветствие)

Муз.рук.: А еще этот гномик очень любит музыку. А какую? Мы сейчас послушаем. («Полька» М. Глинка). Какую музыку любит гномик? (Веселую, радостную, игривую) Как она называется? Давайте весело похлопаем в ладоши под эту музыку.

А теперь нам нужно нарисовать дорожку, которая ведет к дому веселого гнома. Подумайте и возьмите тот цвет, который подходит ему (дети садятся за столы и рисуют первую дорожку)

Веселые упражнения

Муз. рук. Ой, дети, посмотрите, а какой гномик здесь живет? Это Плакса. Послушайте, а какие песни он поет? (Дети отвечают: печальные, грустные) А почему эта музыка печальная? (Ответы детей) А как Плакса с нами поздоровается? (Дети по очереди показывают) Ребята, вы посмотрите на дом Плаксы и нарисуйте дорожку, которая приведет нас к этому гномику.

(Звучит грустная музыка, дети рисуют)

Муз.рук.: Давайте попробуем развеселить нашего гномика, поиграем в игру «Кто поет - угадайте»

Музыкальная игра «Кто поет - угадайте»

Муз.рук.: Пока мы с вами играли, попали в другой домик. Я, кажется, знаю этого гнома. Как вы думаете, как его зовут?

Дети: Злюка.

Муз.рук.: Какую музыку он любит? Давайте послушаем (звучит отрывок Шумана «Дед Мороз») Дети, посмотрите на его дом. Он и краски выбрал темные. Давайте нарисуем тропинку к его домику. (Дети рисуют)

Муз.рук.: Дети, а нравится ли вам Злюка? Что можно сделать, чтобы он стал добрее?

Дети: Спеть песню.

Муз.рук.: Мы знаем такую ​​песенку. Называется она «Улыбка»

Детская песня «Улыбка»

Итог занятия

Муз.рук.: Давайте вспомним, малыши, с какими гномиками мы сегодня встретились? (Весельчак, Плакса, Злюка). А какими бы вы хотели быть? Давайте представим, что мы гномики, наденем яркие колпачки и станцуем танец.

Танец гномов

Вот и закончилась наша поездка к сказочным гномикам, но у нас остались дорожки, которые ведут к их домам. Каждый из вас возьмет свой рисунок и разрисует дорожки так, как пожелает. Например, что можно нарисовать на дорожке, ведущей к веселому гномику? (Солнышко, бабочки и т.д.)

Рисование (самостоятельная деятельность детей)

Дети берут работы и рисуют.

А мы по веселой тропинке возвращаемся в детский сад.

Музыкальное прощание.

Интегрированные музыкальные занятия в ДОУ.

«Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В. Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка.

Цель моей работы как музыкального руководителя – создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности. Формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно на музыкальных занятиях в детском саду. Для того, чтобы решить эту основную задачу, используются в работе новые программы и технологии. Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Интеграция в педагогической деятельности помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ и служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников.

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Передо мной стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становятся интегрированные занятия. Цель этого вида занятий – дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

В ходе интегрированныx занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания ориентируемся на ребенка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства. Новые программы по музыкальному воспитанию дают возможность научить детей слышать высокохудожественную музыку. Передавать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах, в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин и др., то есть использовать интегрированный подход к организации занятий.

Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.

На этапе подготовки к проведению интегрированного занятия для соблюдения системности знаний можно применять метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.

Интеллектуальная карта − структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы (проблемы) (вместе они складывают неразрывное единство) [Н. Гавриш / 1, с. 58].

Эти карты (схемы изучения понятия или темы) помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами (явлениями, процессами, предметами). Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий (если очень большая по объему тема).

Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.

Следует отметить, что проведение интегрированных занятий требует особенной подготовки от музыкального руководителя и уже сформированного запаса знаний, умений у детей по соответствующей теме. Поэтому проведение таких занятий каждый день является очень сложным.

Интегрированное занятие обязательно является тематическим, в нем избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.

Возрастных ограничений для проведения интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение музыкального руководителя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.

Планируя в своей работе проведение интегрированных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки, как детей, так и музыкального руководителя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на музыкального руководителя.

При подготовке интегрированного занятия необходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения:

    планируя занятие, сформулировать основную цель и задание;

    смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия;

    выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).

Интегрированные музыкальные занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка становится его миром радостных переживаний. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.

Литература

    Н. Гавриш "Современное занятие"

    С.Д.Сажина. Технология интегрированного занятия в ДОУ. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.

    Интернет-ресурсы