Памятник николаю васильевичу гоголю на никитском бульваре. Памятник николаю васильевичу гоголю С легкой руки остроухова

Фото: Памятник Н.В.Гоголю на Никитском бульваре

Фото и описание

Памятник Николаю Гоголю на Никитском бульваре стал первой работой в монументальном жанре скульптора Николая Андреева. В работе над монументом также участвовал известный архитектор Федор Шехтель.

Сбор средств на создание этого монумента велся по подписке среди московских литераторов и меценатов по инициативе Общества любителей российской словесности. Продолжался он довольно долго, более пятнадцати лет, лишь к 1896 году была набрана нужная сумма и были начаты работы по созданию монумента. Открытие памятника состоялось в год столетнего юбилея писателя, это событие отмечалось в Москве с размахом. Памятник установили на Пречистенском (сейчас Гоголевском) бульваре, и на этом месте он простоял более сорока лет.

В 1951 году памятник Гоголю был перенесен (возможно, потому, что не нравился Сталину) на территорию Донского монастыря, а еще через восемь лет – на его нынешнее место, во двор дома на Никитском бульваре, в котором Николай Васильевич прожил несколько последних лет. В 70-е в нем был открыт мемориальный центр «Дом Гоголя».

В этой своей работе Николай Андреев отказался от традиционного, парадного образа писателя и изобразил его больным, со скорбно опущенными головой и плечами, закутанным в шинель, как в больничное одеяло. Глубокий душевный кризис действительно был в жизни Гоголя (в этом состоянии он сжег второй том «Мертвых душ») и даже привел к смерти писателя. Стоит отметить, что современники Андреева встретили его работу неоднозначно: одни, как Илья Репин, считали работу трогательной, другие, как Василий Розанов, считали выбор именно такого образа крайне неудачным.

По периметру пьедестала скульптор разместил бронзовые барельефы с изображенными героями гоголевских произведений – персонажами комедии «Ревизор», повестей «Шинель» и «Тарас Бульба», поэмы «Мертвые души».

Примечательно, но на прежнем месте размещения андреевского памятника на Гоголевском бульваре в 50-е годы был установлен другой монумент Николаю Гоголю. Скульптор Николай Томский создал еще один образ писателя, более приятный советской власти и более привычный образ гения русской литературы XIX столетия. Сам Томский оценивал эту свою работу как неудачную.

Во второй половине XX века и начале нынешнего столетия несколько раз поднимался вопрос о переносе памятника Андреева на прежнее место, однако пока монумент по-прежнему находится на Никитском бульваре.

Памятники контрастны по стилю и эмоциональному впечатлению: монумент по случаю рождения запечатлевает посмертный образ писателя, а памятник ко дню смерти показывает его в самом расцвете сил.

Идея установки памятника Гоголю в Москве возникла после открытия памятника Пушкину. В августе 1880 года по инициативе Общества любителей российской словесности начался сбор средств. Необходимую сумму в 70 000 рублей набрали только к 1896 году. Тогда же открыли конкурс, по условиям которого памятник должен был представлять бронзовое изваяние Николая Васильевича Гоголя в сидячем положении, в костюме времени жизни писателя.

Памятник открыли 26 апреля 1909 года. Публики было так много, что в близлежащих домах комнаты с видом на бульвар сдавали за баснословные по тем временам суммы. В 12 часов 39 минут с памятника сдернули пелену, и воцарилась гробовая тишина - зрители были поражены. Они не были готовы к такому Гоголю - опустошенному до отчаянья. На памятник сразу же обрушилась волна критики.

Особенно недолюбливал «скорбного» Гоголя И.В. Сталин, поэтому монумент решили заменить. До Великой Отечественной войны сделать это не удалось, и к конкурсам на новый памятник вернулись лишь в конце 1940-х годов.

Юмор Гоголя нам мил,
Слезы Гоголя - помеха.
Сидя, грусть он наводил,
Пусть теперь стоит - для смеха!

Победил проект Н.В. Томского. И это не удивительно: в 1951 году он создал мраморный бюст Гоголя, за который получил Сталинскую премию.

Увеличенная копия этого бюста стоит на могиле писателя. Она же стала отправной точкой для памятника.

В 1951 году памятник Андреева убрали с бульвара, освободив место для нового монумента. А 2 марта 1952 года открыли новый памятник. Теперь образ писателя интерпретировали по-новому: полным сил, стоящим во весь рост на высоком постаменте, улыбающимся и излучающим оптимизм. Пьедестал украсило развернутое посвящение: Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза 2 марта 1952 года. Из-за этого появился афоризм Только советская власть смогла поставить Гоголя на ноги.

В официальной прессе публиковали только положительные отзывы, но в среде московской интеллигенции памятник называли шаблонным и невыразительным.

Незримая всевластная рука истории переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый памятник, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный птичий нос в воротник бронзовой шинели - почти весь потонув в этой шинели, - с Арбатской площади во двор особняка, где по преданию сумасшедший писатель сжег в камине вторую часть «Мертвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя - во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, не то водевильный артист, не то столоначальник, лишенный всякой индивидуальности и поэзии.

Сам Томский невысоко оценивал свою работу. Не удивительно, что вскоре появились предложения вернуть Андреевский памятник на Гоголевский бульвар.

26 апреля 1909 года на Арбатской площади состоялось торжественное открытие памятника Гоголю. Ажиотаж вокруг события был такой, что жильцы окрестных домов, не растерявшись, давали в газетах объявления об аренде балконов с видом на Арбатскую площадь на время открытия. И не прогадали: увидеть своими глазами памятник, внешний облик которого держался в тайне, пришло несколько десятков тысяч человек. После молебна, торжественных речей наступило время депутаций с венками. Правда, из-за огромного стечения народа красиво продефилировать удалось далеко не всем: некоторые затерялись в толпе и даже в 3 часа пополудни ещё никак не могли добрести до памятника и тщетно прокладывали себе в толпе путь. «Усталые, измученные, в растерзанных костюмах иностранные гости, высоко держа над головами свои растерзанные венки, с недоумением спрашивали, скоро ли они доберутся и где находится дорожка к памятнику. Почётных гостей поприжали к перилам; озадаченные, они сидели на скамейке» – писал журналист. Тем не менее, к монументу всё же было возложено около 180 (!) венков (от властей, от родственников, даже от гимнастического общества. Необыкновенный венок возложили депутаты от Украины – сноп ржи, украшенный полевыми цветами). А потом нескончаемой толпой потянулись к памятнику горожане. Власти опасались повторения Ходынки, но обошлось всего сорока обмороками школьниц от переутомления: пришедшим пришлось постоять в общей сложности около 5 часов. А само празднование длилось ещё несколько дней – с концертами, спектаклями, раздачей и продажей книг и сувениров, с настоящими народными гуляньями.
Однако теперь место андреевского Гоголя занимает другой Гоголь. По легенде, «грустный» Гоголь не нравился И. Сталину, часто проезжавшему мимо Арбатской площади на кунцевскую дачу: не соответствовал он послевоенному оптимизму и привычному облику сатирика и обличителя. И памятник убрали, заменив жизнерадостным Гоголем работы Николая Томского ФОТО 8 – неплохим памятником, но гораздо слабее андреевского. Томский сам, выступая на съезде Союза художников в 1957 году, невысоко оценивал свою работу: «Из всех созданных мною в последние годы монументальных произведений я считаю самым неудачным памятник Н.В. Гоголю в Москве, выполненный мной в чрезвычайной спешке к юбилею писателя». Москвичи тоже своеобразно откликнулись на новый монумент – эпиграммами: «Юмор Гоголя нам мил, Слёзы Гоголя - помеха. Сидя, грусть он наводил, Этот пусть стоит - для смеха». Поэтесса Юлия Друнина писала:
Безлик сей Гоголь...
Прежний спрятан в дворик.
Кто объяснит: зачем и почему?
Пускай здесь разбирается историк -
Я трансплантаций этих не пойму.
У Беллы Ахмадулиной уже находятся сочувственные слова, обращённые к монументу:
Как бедный Гоголь худ там, во главе бульвара,
и одинок вблизи вселенской полыньи.
А «грустного» сослали в Донской монастырь, где сотрудники музея архитектуры спасли его от переплавки. Только спустя семь лет, на волне «оттепели», по настоятельным просьбам москвичей памятник вернули из ссылки – но уже на новое место, где он стоит и по сей день. Периодически поднимаются разговоры о том, что неплохо бы восстановить историческую справедливость и вернуть памятник на Арбатскую. Но ведь и средств на это нужно очень много, и площадь с начала XX века совершенно изменилась (от былого ансамбля остались лишь несколько близлежащих особнячков да ограда и фонари работы Андреева). Кроме того, оба памятника могут пострадать при перестановке. Наверное, лучшего расположения, чем сейчас, сложно придумать: парадный Гоголь - на парадной Арбатской, Гоголь задумчивый, болезненный - в дворике дома, где прошли последние четыре года его жизни, где был сожжен второй том и где писателя не стало.
Лев Толстой сетовал и удивлялся, отчего Гоголю хотят ставить памятник, раз сам Гоголь этого не желал. Философ Василий Розанов в статье «Отчего не удался памятник Гоголю» (1909) пришёл к выводу, что памятник просто не мог удаться: Гоголь невоплотим, и единственно возможный материальный памятник ему – простая чёрная плита на могиле в Даниловом монастыре. Как бы то ни было, московские памятники Гоголю – это художественный и исторический факт, наше наследие, памятники не только Гоголю, но и эпохам, в которые они были установлены. Расположенные в 400 метрах друг от друга и при этом абсолютно разные по характеру, эти памятники создают единый облик загадочного гения.
И еще один памятник появился неподалеку в 2012 г.: это перенесенный с могилы на Новодевичьем кладбище и установленный в музее памятник Гоголю работы Томского.

Памятник Николаю Гоголю был открыт на Гоголевском бульваре 2 марта 1952 года - в канун 100-летней годовщины его смерти - и по иронии судьбы стал вторым памятником Гоголю на этом месте. Благодаря необычной истории и общей культовости места установки монумент стал одним из наиболее известных в Москве.

Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852) - признанный классик русской литературы, прозаик, поэт, драматург и публицист. Детство Гоголя прошло в Полтавской губернии в обстановке малороссийского быта: впоследствии детские впечатления легли в основу написанных им малороссийских повестей и обусловили этнографические интересы писателя. Писатель рано обнаружил в себе литературные наклонности и, переехав в Петербург, сумел развить их, обнаружив интерес столичной публики к малороссийскому быту. Однако, на каком-то этапе уверившись в своём пророческом предназначении, Гоголь ударился в мистицизм и, уделяя много времени идее духовного самосовершенствования, стал отрицать достоинства написанных им ранее произведений. Тем не менее, многие его повести, рассказы и комедии - "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Ревизор", "Тарас Бульба", "Мёртвые души", "Вий", "Петербургские повести" и другие - стали яркой классикой русской литературы.

Памятник выполнен с портретным сходством: весьма бодрого вида Гоголь, словно слегка ухмыляясь, смотрит прямо перед собой. Писатель одет по моде 19 века - в шинель, поверх которой накинута крылатка - и держит в левой руке книгу. Скульптура установлена на высоком ступенчатом постаменте из гранита, на котором размещена надпись:

Вокруг монумента размещены любопытные фигурные фонари с бронзовыми львами в подножии: хотя они отлично вписались в обстановку, в действительности они остались "в наследство" от предыдущего памятника Гоголю.

История памятника Гоголю

Памятник Гоголю имеет необычную историю, одновременно комедийную и драматическую: дело в том, что это уже второй памятник писателю на этом месте.

Впервые идея установить памятник Гоголю появилась после установки памятника Пушкину в 1880 году, в тот же год была открыта подписка для сбора необходимых средств. В 1909 году, к 100-летию со дня рождения писателя, по проекту скульптора Николай Андреева и архитектора Фёдора Шехтеля в конце Пречистенского бульвара (современный Гоголевский бульвар) была установлена скульптура, изображающая Гоголя в довольно драматическом образе: скульптор изобразил его в период душевного кризиса; сгорбленный и погруженный в размышления, писатель сидел, закутавшись в плащ, словно озяб. На пьедестале разместились бронзовые барельефы с изображениями персонажей из наиболее известных произведений автора.

Вокруг памятника обустроили сквер и установили фигурные фонари со львами.

Фото: памятник Николаю Гоголю на Пречистенском бульваре (у Арбатской площади), 1909, pastvu.com

Идея "скорбящего" Гоголя изначально вызвала в обществе споры, так как его привыкли видеть сатирическим писателем, однако, впоследствии достоинства работы Андреева были оценены.

После Революции 1917 года памятник сначала не вызывал нареканий, так как скорбный Гоголь вписывался в образ "жертвы царизма", однако, в 1930-х его начали критиковать в прессе и в среде интеллигенции, а в 1951 году демонтировали и перенесли в Донской монастырь. В 1959 году памятник переехал ещё раз - теперь во двор бывшей усадьбы графа Алексея Толстого на Никитском бульваре, где Гоголь провёл последние 4 года жизни.

В 1952 году на месте прежнего памятника был установлен новый: работы скульптора Николая Томского и архитектора Льва Голубовского. Теперь писатель бодро стоял во весь рост и излучал оптимизм. Согласно любопытной городской легенде, причиной замены монумента стала неприязнь Иосифа Сталина к "скорбному" Гоголю: советский лидер недолюбливал "грустную" скульптуру, мимо которой ему приходилось регулярно ездить на машине из Кремля на Кунцевскую дачу, и её заменили на "весёлую".

Однако, новый Гоголь был очень холодно принят общественностью и стал объектом издевательских шуточек, анекдотов и четверостиший:

Что любопытно, сам скульптор Николай Томский в 1957 году оценил свою работу довольно критично: выступая на Съезде художников, он отметил, что памятник Гоголю стал его самым неудачным монументальным произведением, так как был выполнен в спешке к юбилейной дате.

Тем не менее, впоследствии к новому "весёлому" Гоголю все привыкли, да и район Арбатской площади изменился настолько, что старый памятник уже никак не мог в него вписаться, а новый вполне справлялся с ролью скульптурной доминанты.

С 1960-х годов, во время Перестройки и в наши дни не раз обсуждалась возможность возвращения исторического памятника на изначальное место и переноса нового в какое-то другое, однако, в целом идея такой рокировки не нашла поддержки и не была осуществлена.

Интересно, что первый памятник писателю простоял на своём месте 42 года - ровно столько прожил сам Гоголь, а после его переноса во двор на Никитском бульваре сложилась уникальная ситуация: теперь "грустного" и "весёлого" Гоголей разделяют всего 350 метров.

Памятник Николаю Гоголю на Гоголевском бульваре находится вблизи Арбатской площади. Добраться до него можно пешком от станции метро "Арбатская" Филёвской и Арбатско-Покровской линий.

Памятник Гоголю в Москве

Скульптор Андреев Николай Андреевич. 1904–1909

В 1909 году по народной подписке был установлен на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре памятник Гоголю в граните и бронзе.

Н.А. Андрееву удалось соединить конструктивную ясность форм с изломанными линиями и заостренным силуэтом общей композиции. Это обусловило яркую характерность и необычность монументального образа.

Скульптор изобразил Гоголя в последний, трагический период жизни, когда писатель окончательно утратил веру в себя и в свое творчество. Памятник проникнут осознанием внутреннего надлома и драматизма творческих исканий писателя. Подойдя вплотную, можно увидеть его сумрачное, болезненное лицо, на котором едва заметна грустно-извиняющаяся улыбка. Андреевский образ Гоголя был воспринят интеллигенцией как воплощение трагедии творческой личности, он был созвучен душевным настроениям многих мастеров русской культуры на переломе двух веков.

Памятник Гоголю – произведение большого таланта, и одно из лучших творений в истории отечественной монументальной скульптуры.

Однако появление в Москве нового памятника отнюдь не вызвало всеобщего восторга. В правой, промонархической печати в адрес скульптора раздавались многочисленные упреки в его непатриотичности, в том, что он исказил образ великого писателя, который столь дорог истинно русским людям. Раздражение было чрезвычайно велико: раздавались возгласы, что работу Андреева «нужно взорвать, уничтожить… тогда, по крайней мере, когда-нибудь, кто-нибудь воздвигнет достойное и Гоголя и Москвы». Мнение многих недовольных выразил, как это ни странно, Василий Розанов, парадоксалист, мыслитель на свою особь и противник тривиальных суждений. В статье «Отчего не удался памятник Гоголю» его собеседник заявляет: «Памятник не годится … он поставлен не великому человеку, а какому-то больному существу, до которого нам нет дела». Розанов развивает эту мысль: «Памятник ставится «всему» в человеке, ставится «целому» человека и творца. Это - непременно. <…> Но тут идея памятника столкнулась с фактом в человеке: «конец» Гоголя есть сожжение 2-го тома «Мертвых душ», безумие и смерть. Андреев волей-неволей взялся за это, и его Гоголь с упреком, недоумением и негодованием смотрит на толпу у своего подножия,- готовый бросить в печь свои творения...

Это - болезнь, этого конца не надо было изображать» (Розанов В.В. Отчего не удался памятник Гоголю // Розанов В.В. Сочинения. – М.: «Советская Россия», 1990. С. 347.).

Андреевский «Гоголь», действительно, не вписывается в общепринятые представления о том, каким должен быть памятник великому человеку, памятник действительно, во многом нетрадиционен. И это касалось не только необычных пластических форм, но, главного, общего концептуального замысла.

Национальные герои на городских площадях предстоят во всем своем торжествующем величии, вызывая у зрителей гордость и воодушевление, или, во всяком случае, чувство сопричастности, близости к своим кумирам. А на Пречистенском бульваре сидел отчужденный, надломленный и глубоко несчастный человек, замкнутый в себе.

В сущности, и царские, и советские власти только терпели памятник Гоголю и то лишь до поры до времени. В 1952 году, когда по всей стране вознеслись триумфальные монументы «Великому вождю», болезненный Гоголь выглядел явным диссонансом. И его убрали… в монастырь. А на его месте ведущий мастер соцреализма Н.В. Томским воздвиг «от советского правительства» официозный памятник Николаю Васильевичу – величественному и улыбчивому. Трагедия творчества отменялась.

На скамейках сидят влюбленные, любители пива и тусовок. Играют дети. Я помню, как и меня дедушка катал на саночках вокруг памятника. И я часто его просил: «Пойдем гулять к генералу».

Однако андреевский «Гоголь» в Донском монастыре (филиале Музея архитектуры) пробыл недолго. В хрущевскую «оттепель» о нем вспомнили и нашли тихое место, недалеко от прежнего. В 1956 году его перенесли во двор дома № 7 по Никитскому бульвару. Новое место выбрано очень удачно: писатель прожил в этом доме последние годы и умер в нем. Здесь за несколько дней до смерти он сжег черновики второго тома «Мертвых душ».

Теперь в Москве (небывалый случай для любого города) на расстоянии нескольких сот метров находятся два памятника одном и тому же лицу. Но памятники совершенно разные. Настолько разные, что, кажется, поставлены двум людям, которые даже не были знакомы друг с другом. Один общепризнанный гений, доброжелательный к соплеменникам, а другой – несостоявшийся писатель, подававший надежды, но неудачник, осознавший в конце концов свое творческое бессилие.

В этих двух монументальных произведениях (и дело даже не в Гоголе и в понимании его творчества) воплощены две разные концепции городской скульптуры. Что она должна воплощать? Общепринятое значение выдающейся личности, вознесенной на пьедестал? Или это еще одна творческая попытка осмыслить его внутренний мир, его деяния и жизнь?

К Гоголю, теперь сидящему в маленьком скверике, лучше всего приходить в осенние сумерки, когда в воздухе висит серая морось. Тогда скорбное звучание скульптуры сливается с пасмурной мелодией города и грустным настроем человека.