Пересказ романа Чернышевского «Что делать? Анализ романа Чернышевского «Что делать

Роман «Что делать? » был написан в рекордно короткий срок, менее чем за 4 месяца, и опубликован в весенних номерах журнала «Современник» за 1863 год. Он появился в разгар полемики, развернувшейся вокруг романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Свое произведение, имеющее очень значимый подзаголовок «Из рассказов о новых людях», Чернышевский задумал как прямой ответ Тургеневу от лица «молодого поколения». Одновременно в романе «Что делать? » нашла свое реальное воплощение эстетическая теория Чернышевского. Потому можно считать, что было создано произведение искусства, которое должно было послужить своеобразным инструментом для «переделки» действительности.

«Я ученый... Я один из тех мыслителей, которые держатся научной точки зрения», — заметил однажды Чернышевский. С этой точки зрения, «ученого», а не художника он предлагал в своем романе модель идеального жизнеустройства. Он словно и не утруждает себя поисками оригинального сюжета, а едва ли не напрямую заимствует его у Жорж Санд. Хотя под пером Чернышевского события в романе приобрели достаточную замысловатость.

Некая столичная барышня не хочет выходить замуж за богатого человека и готова идти наперекор воле своей матери. От ненавистного брака девушку спасает студент-медик Лопухов, учитель ее младшего брата. Но спасает ее достаточно оригинальным образом: сначала «развивает ее», давая читать соответствующие книги, а потом сочетается с ней фиктивным браком. В основе их совместной жизни — свобода, равенство и независимость супругов, проявляющиеся во всем: в укладе дома, в ведении хозяйства, в занятиях супругов. Так, Лопухов служит управляющим на заводе, а Вера Павловна создает швейную мастерскую «на паях» с работницами и устраивает для них жилищную коммуну. Здесь сюжет делает крутой поворот: главная героиня влюбляется в лучшего друга своего мужа, медика Кирсанова. Кирсанов, в свою очередь, «спасает» проститутку Настю Крюкову, которая вскоре умирает от чахотки. Поняв, что он стоит на пути двух любящих людей, Лопухов «уходит со сцены». Все «препятствия» оказываются устранены, Кирсанов и Вера Павловна сочетаются законным браком. По ходу развития действия становится понятным, что самоубийство Лопухова было мнимым, герой уехал в Америку, и в конце концов он появляется вновь, но уже под именем Бьюмонта. Вернувшись в Россию, он женится на богатой дворянке Кате Полозовой, которую спас от смерти Кирсанов. Две счастливые пары заводят общее хозяйство и продолжают жить в полнейшем согласии друг с другом.

Однако читателей привлекли в романе не оригинальные перипетии сюжета или какие-либо другие художественные достоинства: они увидели в нем другое — конкретную программу своей деятельности. Если демократически настроенная молодежь приняла роман как руководство к действию, то официальные круги увидели в нем угрозу существующему общественному устройству. Цензор, который оценивал роман уже по выходе в свет (о том, как удалось его опубликовать, можно написать отдельный роман) писал: «...какое извращение идеи супружества... разрушает и идею семьи, и основы гражданственности, то и другое прямо противно коренным началам религии, нравственности и общественного порядка». Однако цензор не заметил главного: автор не столько разрушал, сколько создавал новую модель поведения, новую модель экономики, новую модель жизни.

Рассказывая об устройстве мастерских Веры Павловны, он воплощал совершенно иные отношения между хозяином и работниками, которые равны в своих правах. В описании Чернышевского жизнь в мастерской и коммуне при ней выглядит настолько привлекательно, что в Петербурге тотчас же возникли подобные сообщества. Просуществовали они недолго: их члены оказались не готовы к тому, чтобы обустроить свою жизнь на новых нравственных началах, о которых, кстати, тоже немало говорится в произведении. Эти «новые начала» можно трактовать как новую мораль новых людей, как новую веру. Их жизнь, мысли и чувства, их отношения между собой решительно не совпадают с теми формами, которые сложились в «старом мире» и порождены неравенством, недостатком «разумных» начал в общественных и семейно-бытовых отношениях. И новые люди — Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Мерцаловы — стремятся преодолеть эти старые формы и строят свою жизнь по-другому. В ее основе — труд, уважение свободы и чувств друг друга, истинное равенство между мужчиной и женщиной, т. е. то, что, по мысли автора, естественно для человеческой природы, потому что разумно.

В книге под пером Чернышевского рождается знаменитая теория «разумного эгоизма», теория выгоды, которую извлекает для себя человек, совершая добрые поступки. Но эта теория доступна только «развитым натурам», поэтому так много места уделено в романе «развитию», т. е. воспитанию, формированию новой личности, в терминологии Чернышевского — «выходу из подвала». И внимательный читатель увидит пути этого «выхода». Следуй им — и ты станешь другим человеком, и тебе откроется другой мир. А если ты займешься самовоспитанием, то тогда тебе откроются новые горизонты и ты повторишь путь Рахметова, станешь особенным человеком. Вот сокровенная, хотя и утопическая программа, нашедшая свое воплощение в художественном тексте.

Чернышевский считал, что путь к светлому и прекрасному будущему лежит через революцию. Так, на вопрос, вынесенный в заглавие романа: «Что делать?», читатель получал предельно прямой и ясный ответ: «Переходить в новую веру, становиться новым человеком, преображать мир вокруг себя, «делать революцию». Эта мысль была воплощена в романе, как позже скажет один из героев Достоевского, «соблазнительно ясно».

Светлое, прекрасное будущее достижимо и близко, настолько близко, что оно даже снится главной героине Вере Павловне. «Как будут жить люди? » — думает Вера Павловна, и «светлая невеста» открывает перед ней заманчивые перспективы. Итак, читатель в обществе будущего, где царствует труд «в охотку», где труд — наслаждение, где человек пребывает в гармонии с миром, с самим собой, с другими людьми, с природой. Но это только вторая часть сна, а первая — это своеобразное путешествие «сквозь» историю человечества. Но везде взорам Веры Павловны предстают картины любви. Оказывается, что это сон не только о будущем, но еще и о любви. Вновь оказываются связанными в романе социальные и нравственные вопросы.

/ «Что делать?»

Роман начинается не с предисловия, а с рассказа, который призван вызвать интерес у читателя. Автор повествует нам о странном господине, остановившемся в одной из петербургских гостиниц. С утра его позвали, но он не открыл свой номер. Пришлось выломать дверь и выяснилось, что никакого постояльца там нет. Все недоумения местных жителей относительно пропажи господина разрешает полицейский. По его словам, ночью кто-то стрелял на Литейном мосту, а позже на том же месте была найдена простреленная фуражка того самого господина, который пропал из гостиницы. Решив, что это самоубийство, горожане делают вывод: загадочный постоялец просто дурак и не больше.

II. Первое следствие дурацкого дела.

В двенадцать часов того же дня некой молодой даме приходит послание непонятного содержания. Они читают его вместе с молодым человеком. Аноним пишет, что сходит со сцены, потому что любит их обоих. Под впечатлением женщина приходит к выводу, что кровь пославшего письмо и на ней и на её друге.

III. Предисловие.

Автор объясняется с читателями по поводу вышеописанной сцены. Он говорит, что специально рассказал её, чтобы вызвать нешуточный интерес, тем более, что романисты его времени прибегали к такой технике повествования довольно часто. Кроме того, писатель признается, что очень ценит свою публику за доброту и честность.

Глава 1. Жизнь Веры Павловны в родительском семействе

Рассказывается о семье Веры Павловны. Жили они в Петербурге, в многоэтажном доме на Гороховой. Отец Павел Константинович Розальский служил в департаменте. Мать звали Марией Алексеевной. Вера была не единственным ребенком в семье, у неё еще был брат Федя.

Вера ходила в пансион, обучалась музыке и хорошо шила. Много лет мать не относилась к девушке с должным уважением, временами даже поддразнивала ее. Но примерно с 16 лет Веру решили выдать замуж, поэтому не жалели для нее самых дорогих нарядов.

Наконец, на девушку стали обращать внимание. В числе первых был сын хозяев их дома на Гороховой, Михаил Иванович Сторешников. Чтобы свести молодых Мария Алексеевна взяла билеты в театр на оперу, где также должен был присутствовать и Сторешников. Но слишком шумная и официальная атмосфера быстро наскучила Верочке и поэтому она поспешно удалилась.

В компании своих друзей Столешников пытается выдать Веру за свою любовницу, однако друзья явно сомневаются - мадмуазель Жюли вообще делает предположение, что Михаил хочет купить Веру Павловну.

На следующий день, в дом к Розальским приходит Столешников. Вера намеренно говорит с Михаилом по французски, чтобы мать ничего не поняла. В разговоре она говорит Сторешникову, что знает о том, что он пытался выставить ее своим друзьям как любовницу. Вера просит молодого человека немедленно покинуть их дом и больше не оказывать ей никаких знаков внимания.

Жюли приезжает к Вере, ей нужна учительница фортепиано для племянницы. В беседе с Розальской Жюли выдает Сторешникова: оказывается, он с друзьями заключал на Веру пари.

Жюли пытается убедить Веру Павловну в том, что Михаил - хорошая для неё партия. Она уверена, что если Розальская выйдет замуж за Сторешникова это избавит девушку от постоянных упреков матери. В то же время Жюли говорит и с молодым человеком, объясняя, что жениться на девушке выгодно, даже несмотря на то, что она из не очень богатой семьи.

Некоторое время спустя Сторешников приезжает к Розальским свататься. Однако, Вере неприятен молодой человек. Она считает его ненадежным, непорядочным, в какой то степени. Получая отказ, Михаил просит девушку подумать еще какое-то время.

Глава 2. Первая любовь и законный брак

Чтобы младший брат Веры Федя успешно поступил гимназию для него нанимают учителя - студента Лопухова. Во время занятий мальчик рассказывает ему о Вере и настойчивом Сторешникове.

Дмитрий Лопухов учится в одном из петербургских военных госпиталей. Он не является бедным человеком, а, напротив, имеет возможность снимать квартиру вместе с другом. С 15 лет он дает уроки и преподаватели прочат ему неплохую карьеру.

Мать Веры Павловны решает пригласить Лопухова на день рождения Веры. Розальская беседуют с Лопуховым, молодой студент обещает Вере помочь с ее нелегким положением, связанным с вынужденным браком, который ей навязывают родители. Сама для себя Вера неожиданно понимает, что влюбилась в Лопухова. Во время беседы они общаются довольно свободно и Вера даже чувствует, что знает студента всю свою жизнь.

Мария Алексеевна подслушивает разговор Верочки и Лопухова. Студент объясняет девушке, что в жизни всегда выигрывает тот, у кого холодный нрав и рассудок. Иными словами, нужно во всем уметь видеть выгоду. Поэтому, Лопухов советует Вере выйти замуж за Михаила Сторешникова.

Мать Веры понимает, что Лопухов не может плохо повлиять на ее дочь, однако молодые люди еще в тот момент знали, что за ними ведет слежку Мария Алексеевна и намеренно говорили о том, что могло бы польстить слуху неугомонной матери. Тем времени сосед Дмитрия по комнате Кирсанов помогает Вере устроиться гувернанткой.

XII. Первый сон Верочки.

Вера видит сон, в котором она оказывается загнанной в темный подвал. Но неожиданно дверь отворяется и девушка выходит и идет по полю. В какой то момент Верочка понимает, что у нее паралич. Через некоторое время к ней прикасается неизвестная особа и Вера выздоравливает. У девушки, вылечившей Веру, постоянно менялась внешность - главной героине во сне не могла понять, то ли это немка, то ли полячка, то ли англичанка... Затем незнакомка открывается Вере. Она говорит, что имя ей - любовь к людям. Вдруг во сне Вера Павловна перемещается в город и уже сама выпускает молодых девушек из подвала и лечит их от паралича.

Стать гувернанткой у Розальской не получается. Женщина, у которой она должна была работать, узнает о воле родителей девушки и не хочет идти наперекор. Расстроенная Вера задумывается о самоубийстве.

Вера и студент Лопухов решают связать свою жизнь узами брака. Девушка говорит молодому человеку о том, что ей хочется самой зарабатывать себе на жизнь, чтобы не стать для мужа обузой.

Вера все-таки решается рассказать все матери. Гуляя по Гостиному двору в её компании, она говорит ей о своем венчании с Дмитрием, а затем открыто сбегает из дома.

Венчание молодых состоится в церкви. Лопухов находит отдельную квартиру и именно там поселяется супружеская пара. Студент приезжает в дом к родителям невесты и объясняется с ними относительно побега Веры из дома.

Глава 3. Замужество и вторая любовь

Могло показаться, что брак Лопухова и Розальской - настоящая идиллия. Каждый занимался своим делом: Вера давала уроки, Дмитрий работал. Никто не в чем ни нуждался. Однако, взаимоотношения супругов стали уж слишком странными. Они были друг для друга не больше, чем брат и сестра, даже входили друг к другу по стуку.

Розальская открывает швейную мастерскую. Давняя знакомая Жюли обеспечивает девушку клиентами. В главе дана сцена приезда Веры в родительский дом. Посредственные диалоги главной героини с матерью и отцом наводят её на мысль: а как она вообще могла жить в этом доме и полюбить что-то доброе?

III. Второй сон…

В очередной раз Вера видит символический сон: вновь она гуляет по полю. Но рядом уже не девушка, творящее добро, а её муж со своим другом. Лопухов рассказывает своему собеседнику, что есть два вида грязи: реальная и фантастическая. Первая дает урожай в виде колосьев, а вторая соответственно нет.

Показано, как стремительно развивается мастерская Веры. За три года она нанимает все новых работниц и они населяют большую квартиру.

Лопухов серьезно заболевает: у него воспаление легких. Друг студента Кирсанов приходит на помощь растерянной Вере и помогает ей, дежуря у постели больного, пока тот не выздоровел. За это время между Розальской и Кирсановым возникает взаимная симпатия, их тянет друг к другу все больше и больше. Друг Лопухова понимает, что надо бы остановиться, но ничего не может с собой поделать: его тянет к Вере все больше и больше.

XIX. Третий cон…

Снова Вера видит сон: он во многом объясняет происходящие с ней события. Ей открывается, что своего мужа она любит только за то, что он вывел ее из того самого подвала из первого сна. Он освободил ее, но теперь у Веры должна появиться потребность в тихой и нежной любви. Этого не может дать Лопухов.

Дмитрий догадывается, что Вера любит Александра Кирсанова. Кроме того, он понимает, что в своей любви по отношению к жене стал бесплоден.

XXII – XXVIII

Вера Павловна пишет Лопухову записку о том, что любит Александра. Муж реагирует на это спокойно и на несколько дней уезжает в Рязане. Вернувшись в Петербург, он три недели жил дома как обычно. А затем поехал в Москву, а через три дня произошёл странный случай в московской гостинице…

Записку от Лопухова Вере Павловне передает Рахметов. Там сказано, что Дмитрий решил добровольно сойти со сцены. Рахметов известен окружающим как сильный, прямолинейный человек. Автор считает, что именно на таких людях все вокруг держится

Глава 4. Второе замужество.

Из Берлина Вере Павловне приходит письмо якобы от очень хорошего друга Дмитрия. Из него девушка узнает, что ее муж давно замечал перемены в их взаимоотношениях. Анализируя свою жизнь, Лопухов понял, что они уже давно стали разными людьми и расставание- лучший выход из ситуации.

В обратном письме Вера дает ответ, где говорит о том, что тоже анализировала свои поступки, семейную жизнь и сделала вывод, что отношения в треугольнике “Вера - Лопухов - Кирсанов” можно охарактеризовать с точки зрения разумного эгоизма. Такой образ жизнью стал частью самой Веры Павловны с течением времени.

Вера выходит замуж за Кирсанова. Они обретают счастье, вместе читают книги, интеллектуально обогащаются. Вера решает заниматься медициной, чтобы быть равной мужу во всём.

Медицина ещё больше объединяет супругов, Кирсанов выражает уверенность, что без поддержки жены не смог бы справиться со своими профессиональными обязанностями.

XVI. Четвертый сон…

Вере снится лес, красивые пейзажи. Её сопровождает женщина, которая показывает ей трех богинь, олицетворяющих женское начало: Астарту (рабыню), Афродиту (богиня наслаждения) и Невинность. Проводница говорит Вере, что настала её очередь быть богиней. Обществу нужен новый тип женщины, которая олицетворяет собой равноправие. Далее Вера видит во сне идиллический образ новой России, где труд приносит человеку удовлетворение и радость.

Описание новой мастерской Веры, где трудится огромное количество подотчетных ей людей.

Вера читает письмо от некой Полозовой. В нем выражено восхищение мастерской Розальской и ей самой.

Глава 5. Новые лица и развязка

Подробно описана история жизни Катерины Полозовой. Она многим обязана Кирсанову. Катя осталась без матери и ее воспитывал отец, владевший очень большим состоянием. Но к 60 годам он поссорился с нужными людьми и очень быстро прогорел и обнищал.

Кирсанов познакомился с Полозовыми во время болезни Кати, в 16 лет она сильно похудела и слегла. Всему виной была любовь Кати к некому Соловцову. Этот тип сразу не понравился отцу Катерины. Но молодой человек продолжал слать девушке любовные послания.

Полозов запрещал дочери жениться на Соловцове, однако болезнь не отступала и как сразу догадался Кирсанов была вызвана именно несчастной любовью. Доктор сказал, что болезнь неизлечима и Полозов тут же разрешил дочери выйти замуж за ухажера. Прожив совсем малое количество времени, молодые люди развелись.

Полозов решает продать стеариновый завод и находит покупателя из Англии. Им становится Чарльз Бьюмонт.

Долгие годы отец Бьюмонта работал в России, но потом перевез семью в Америку. А после смерть отца Чарльз решил вернуться в Петербург.

Бьюмонт посещает дом Полозовых и Катя сообщает ему, что хотела бы заниматься каким-нибудь серьёзным делом. Чарльз рекомендует познакомиться с Верой Павловной Кирсановой.

Полозов понимает, что Бьюмонт - неплохая партия для его дочери. Поэтому Катя и Чарльз проводят много времени вместе. В конечном итоге, Бьюмонт делает девушке предложение, сообщая при этом интересную для читателя подробность - он уже был женат здесь в России.

Оказывается, Бьюмонт - это Лопухов. Он инсценировал самоубийство и уехал в Америку, но потом решил вернуться. Вера Павловна и Кирсанов с радостью встречают эту новость и принимают Катю с Дмитрием у себя в доме.

Проходит два года. Мы видим даму в трауре, которая присутствует на веселых молодежных гуляниях.

Глава 6. Перемена декораций

Последняя глава состоит из недосказанностей автора, поэтому довольно трудно читается. Однако, Чернышевский продолжает транслировать образ загадочной дамы. Только теперь она не в трауре, а в ярко-красочных нарядах идёт в пассаж.



vid_roll_width="300px" vid_roll_height="150px">

11 июля 1856 г. в номере одной из больших петербургских гостиниц находят записку, оставленную странным постояльцем. В записке сказано, что о её авторе вскоре услышат на Литейном мосту и что подозрений ни на кого иметь не должно. Обстоятельства выясняются очень скоро: ночью на Литейном мосту стреляется какой-то человек. Из воды вылавливают его простреленную фуражку.

В то же самое утро на даче на Каменном острове сидит и шьет молодая дама, напевая бойкую и смелую французскую песенку о рабочих людях, которых освободит знание. Зовут её Вера Павловна. Служанка приносит ей письмо, прочитав которое Вера Павловна рыдает, закрыв лицо руками. Вошедший молодой человек пытается её успокоить, но Вера Павловна безутешна. Она отталкивает молодого человека со словами: «Ты в крови! На тебе его кровь! Ты не виноват - я одна…» В письме, полученном Верой Павловной, говорится о том, что пишущий его сходит со сцены, потому что слишком любит «вас обоих»…

Трагической развязке предшествует история жизни Веры Павловны. Детство её прошло в Петербурге, в многоэтажном доме на Гороховой, между Садовой и Семеновским мостом. Отец её, Павел Константинович Розальский - управляющий домом, мать дает деньги под залог. Единственная забота матери, Марьи Алексеевны, по отношению к Верочке: поскорее выдать её замуж за богатого. Недалекая и злая женщина делает для этого все возможное: приглашает к дочери учителя музыки, наряжает её и даже водит в театр. Вскоре красивую смуглую девушку замечает хозяйский сын, офицер Сторешников, и тут же решает соблазнить её. Надеясь заставить Сторешникова жениться, Марья Алексеевна требует, чтобы дочь была к нему благосклонна, Верочка же всячески отказывается от этого, понимая истинные намерения ловеласа. Ей удается кое-как обманывать мать, делая вид, что она заманивает ухажера, но долго это продолжаться не может. Положение Верочки в доме становится совершенно невыносимым. Разрешается же оно неожиданным образом.

К Верочкиному брату Феде приглашен учитель, студент-медик выпускного курса Дмитрий Сергеевич Лопухов. Сначала молодые люди относятся друг к другу настороженно, но потом начинают беседовать о книгах, о музыке, о справедливом образе мыслей и вскоре чувствуют расположение друг к Другу. Узнав о бедственном положении девушки, Лопухов пытается ей помочь. Он ищет ей место гувернантки, которое дало бы Верочке возможность поселиться отдельно от родителей. Но поиски оказываются безуспешными: никто не хочет брать на себя ответственность за судьбу девушки, если она сбежит из дому. Тогда влюбленный студент находит другой выход: незадолго до окончания курса, чтобы иметь достаточно средств, он оставляет учебу и, занявшись частными уроками и переводом учебника географии, делает Верочке предложение. В это время Верочке снится первый её сон: она видит себя выпущенной из сырого и темного подвала и беседующей с удивительной красавицей, которая называет себя любовью к людям. Верочка обещает красавице, что всегда будет выпускать из подвалов других девушек, запертых так же, как была заперта она

Молодые снимают квартиру, и жизнь их идет хорошо. Правда, квартирной хозяйке кажутся странными их отношения: «миленькая» и «миленький» спят в разных комнатах, входят друг к другу только после стука, не показываются друг другу неодетыми и т. п. Верочке с трудом удается объяснить хозяйке, что такими и должны быть отношения между супругами, если они не хотят надоесть друг другу.

Вера Павловна читает книжки, дает частные уроки, ведет хозяйство. Вскоре она затевает собственное предприятие - швейную мастерскую. Девушки работают в мастерской не по найму, а являются её совладелицами и получают свою долю от дохода, как и Вера Павловна. Они не только трудятся вместе, но вместе проводят свободное время: ездят на пикники, беседуют. Во втором своем сне Вера Павловна видит поле, на котором растут колосья. Она видит на этом поле и грязь - вернее, две грязи: фантастическую и реальную. Реальная грязь - это забота о самом необходимом (такая, которою всегда была обременена мать Веры Павловны), и из нее могут вырасти колосья. Фантастическая грязь - забота о лишнем и ненужном; из нее ничего путного не вырастает.

У супругов Лопуховых часто бывает лучший друг Дмитрия Сергеевича, его бывший однокурсник и духовно близкий ему человек - Александр Матвеевич Кирсанов. Оба они «грудью, без связей, без знакомств, пролагали себе дорогу». Кирсанов - человек волевой, муже-ственный, способный и на решительный поступок, и на тонкое чувство. Он скрашивает разговорами одиночество Веры Павловны, когда Лопухов бывает занят, возит её в Оперу, которую оба любят. Впрочем, вскоре, не объясняя причин, Кирсанов перестает бывать у своего друга, чем очень обижает и его, и Веру Павловну. Они не знают истинной причины его «охлаждения»: Кирсанов влюблен в жену друга. Он вновь появляется в доме, только когда Лопухов заболевает: Кирсанов - врач, он лечит Лопухова и помогает Вере Павловне ухаживать за ним. Вера Павловна находится в полном смятении: она чувствует, что влюблена в друга своего мужа. Ей снится третий сон. В этом сне Вера Павловна с помощью какой-то неведомой женщины читает страницы собственного дневника, в котором сказано, что она испытывает к мужу благодарность, а не то тихое, нежное чувство, потребность которого так в ней велика.

Ситуация, в которую попали трое умных и порядочных «новых людей», кажется неразрешимой. Наконец Лопухов находит выход - выстрел на Литейном мосту. В день, когда получено это известие, к Вере Павловне приходит старый знакомый Кирсанова и Лопухова - , «особенный человек». «Высшую натуру» пробудил в нем в свое время Кирсанов, приобщивший студента Рахметова к книгам, «которые нужно читать». 11роисходя из богатой семьи, Рахметов продал имение, деньги раздал своим стипендиатам и теперь ведет суровый образ жизни: отчасти из-за того, что считает для себя невозможным иметь то, чего не имеет простой человек, отчасти - из желания воспитать свой характер. Так, однажды он решает спать на гвоздях, чтобы испытать свои физические возможности. Он не пьет вина, не прикасается к женщинам. Рахметова часто называют Никитушкой Ломовым - за то, что он ходил по Волге с бурлаками, чтобы приблизиться к народу и приобрести любовь и уважение простых людей. Жизнь Рахметова окутана покровом таинственности явно революционного толка. У него много дел, но все это не его личные дела. Он путешествует по Европе, собираясь вернуться в Россию года через три, когда ему там «нужно» будет быть. Этот «экземпляр очень редкой породы» отличается от просто «честных и добрых людей» тем, что являет собою «двигатель двигателей, соль соли земли».

Рахметов приносит Вере Павловне записку от Лопухова, прочитав которую она делается спокойною и даже веселою. Кроме того, Рахметов объясняет Вере Павловне, что несходство её характера с характером Лопухова было слишком велико, оттого она и потянулась к Кирсанову. УСПОКОИВШИСЬ после разговора с Рахметовым, Вера Павловна уезжает в Новгород, где через несколько недель венчается с Кирсановым.

О несходстве характеров Лопухова и Веры Павловны говорится и в письме, которое она вскоре получает из Берлина, Некий студент-медик, якобы хороший знакомый Лопухова, передает Вере Павловне его точные слова о том, что тот стал чувствовать себя лучше, расставшись с нею, ибо имел наклонность к уединению, которое никак невозможно было при жизни с общительной Верой Павловной. Таким образом, любовные дела устраиваются к общему удовольствию. Семейство Кирсановых имеет примерно такой же образ жизни, что прежде семейство Лопуховых. Александр Матвеевич много работает, Вера Павловна кушает сливки, принимает ванны и занимается швейными мастерскими: их теперь у нее две. Точно так же в доме существуют нейтральные и ненейтральные комнаты, и в ненейтральные комнаты супруги могут зайти только после стука. Но Вера Павловна замечает, что Кирсанов не просто предоставляет ей вести тот образ жизни, который ей нравится, и не просто готов подставить ей плечо в трудную минуту, но и живо интересуется её жизнью. Он понимает её стремление заниматься каким-нибудь делом, «которого нельзя отложить». С помощью Кирсанова Вера Павловна начинает изучать медицину.

Вскоре ей снится четвертый сон. Природа в этом сне «льет аромат и песню, любовь и негу в грудь». Поэт, чело и мысль которого озарены вдохновением, поет песнь о смысле истории. Перед Верой Павловной проходят картины жизни женщин в разные тысячелетия. Сначала женщина-рабыня повинуется своему господину среди шатров номадов, потом афиняне поклоняются женщине, все-таки не признавая её равной себе. Потом возникает образ прекрасной дамы, ради которой сражается на турнире рыцарь. Но он любит её только до тех пор, пока она не становится его женой, то есть рабыней. Затем Вера Павловна видит вместо лица богини собственное лицо. Черты его далеки от совершенства, но оно озарено сиянием любви. Великая женщина, знакомая ей еще по первому сну, объясняет Вере Павловне, в чем смысл женского равноправия и свободы. Эта женщина являет Вере Павловне и картины будущего: граждане Новой России живут в прекрасном доме из чугуна, хрусталя и алюминия. С утра они работают, вечером веселятся, а «кто не наработался вдоволь, тот не приготовил нерв, чтобы чувствовать полноту веселья». Путево-дительница объясняет Вере Павловне, что это будущее следует любить, для него следует работать и переносить из него в настоящее все, что можно перенести.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Пересказ романа Чернышевского «Что делать?» . И в закладках появилось готовое сочинение.

Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» создан им в камере Петропавловской крепости в период с 14/12/1862 по 4/04/1863 гг. за три с половиной месяца. С января по апрель 1863 г. рукопись частями передавалась в комиссию по делу писателя для цензурирования. Цензура ничего предосудительного не нашла и разрешила публикацию. Недосмотр вскоре был обнаружен и цензора Бекетова отстранили от должности, но роман уже опубликовали в журнале «Современник» (1863, No 3—5). Запреты номеров журнала ни к чему не привели и книга разошлась по стране в «самиздате».

В 1905 г. при императоре Николае Втором запрет на издание сняли, а в 1906 г. книга издана отдельным тиражом. Интересна реакция читателей на роман, которые разделились по мнениям на два лагеря. Одни поддерживали автора, другие сочли роман лишённым художественности.

Анализ произведения

1. Социально-политическое обновление общества путем революции. В книге автор из-за цензуры не мог развернуть данную тему подробнее. Она даётся полунамёками в описании жизни Рахметова и в 6-й главе романа.

2. Нравственные и психологические. Что человек силой своего ума способен создать в себе новые заданные моральные качества. Автор описывает весь процесс от малого (борьба против деспотизма в семье) и до масштабного, то есть революции.

3. Женская эмансипация, нормы семейной морали. Данная тема раскрывается в истории семьи Веры, в отношениях трёх молодых людей до мнимого самоубийства Лопухова, в 3- х первых снах Веры.

4. Будущее социалистическое общество. Это мечта о прекрасной и светлой жизни, которую автор разворачивает в 4-м сне Веры Павловны. Здесь же видение облегчённого труда при помощи технических средств, т. е. техногенное развитие производства.

(Чернышевский в камере Петропавловской крепости пишет роман )

Пафос романа - пропаганда идеи преобразования мира через революцию, подготовка умов и ожидание её. Более того, желание активного в ней участия. Главная цель произведения - разработка и внедрение новой методики революционного воспитания, создания учебника по формированию нового мировозрения для каждого думающего человека.

Сюжетная линия

В романе она фактически прикрывает основную мысль произведения. Не зря ведь поначалу даже цензоры сочли роман не более, чем любовной историей. Начало произведения, нарочито занимательное, в духе французских романов, ставило своей целью сбить с толку цензуру и попутно привлечь внимание большинства читающей публики. В основе сюжета незамысловатая любовная история, за которой скрываются социальные, философские и экономические проблемы того времени. Эзопов язык повествования насквозь пронизан идеями грядущей революции.

Сюжет таков. Есть обычная девушка Вера Павловна Розальская, которую корыстная мать всячески старается выдать за богача. Пытаясь избежать этой участи девушка прибегает к помощи своего друга Дмитрия Лопухова и заключает с ним фиктивный брак. Таким образом, она получает свободу и покидает дом родителей. Впоисках заработка Вера открывает швейную мастерскую. Это не совсем обычная мастерская. Здесь нет наёмного труда, работницы имеют свою долю в прибыли, поэтому заинтересованы в процветании предприятия.

Вера и Алекандр Кирсанов обоюдно влюблены. Чтобы освободить мнимую жену от угрызений совести Лопухов инсценирует самоубийство (именно с описания его и начинается всё действие) и уезжает в Америку. Там он приобретает новое имя Чарльз Бьюмонт, становится агентом английской фирмы и, выполняя её задание, приезжает в Россию для приобретения стеаринового завода у промышленника Полозова. Лопухов дома у Полозова знакомится с его дочерью Катей. Они влюбляются друг в друга, дело заканчиваетсясвадьбой.Теперь Дмитрий объявляется перед семьёй Кирсановых. Начинается дружба семьями, они поселяются в одном доме. Вокруг них образовывается круг «новых людей», желающих устроить свою и общественную жизнь по-новому. Жена Лопухова-Бьюмонта Екатерина Васильевна также присоединяется к делу, устраивает новую швейную мастерскую. Такая вот счастливая концовка.

Главные герои

Центральный персонаж романа - Вера Розальская. Особа общительная, относится к типу «честных девушек», не готовых идти на компромисс ради выгодного брака без любви. Девушка романтичная, но, не смотря на это, вполне современная, с хорошими административными задатками, как сказали бы сегодня. Поэтому она смогла заинтересовать девушек и организовать швейное производство и не одно.

Ещё один персонаж романа - Лопухов Дмитрий Сергеевич, студент медицинской академии. Несколько замкнут, предпочитает одиночество. Он честен, порядочен и благороден. Именно эти качества подвигли его помочь Вере в её тяжёлой ситуации. Ради неё он бросает учёбу на последнем курсе и начинает заниматься частной практикой. Считаясь официальным мужем Веры Павловны, он ведёт себя по отношению к ней в высшей степени порядочно и благородно. Апогеем его благородства становится его решение инсценировать собственную смерть, чтобы дать любящим друг друга Кирсанову и Вере объединить свои судьбы. Так же, как и Вера, он относится к формации новых людей. Умён, предприимчив. Об этом можно судить хотя бы потому, что английская фирма доверила ему очень серьёзное дело.

Кирсанов Александр муж Веры Павловны, лучший друг Лопухова. Очень импонирует его отношение к жене. Он не просто нежно любит её, но и ищет для неё занятие, в котором она могла бы самореализоваться. Автор испытывает к нему глубокую симпатию и отзывается о нём, как о человеке отважном, умеющим вести до конца то дело, за которое взялся. При этом, человек честный, глубоко порядочный и благородный. Не зная об истинных отношениях Веры и Лопухова, влюбившись в Веру Павловну, надолго исчезает из их дома, дабы не нарушать покой любимых им людей. Только болезнь Лопухова принуждает его появиться для лечения друга. Фиктивный муж, понимая состояние влюблённых, имитирует свою смерть и освобождает место для Кирсанова рядом с Верой. Таким образом, влюблённые обретают счастье в семейной жизни.

(На фотографии артист Карнович-Валуа в роли Рахметова, спектакль "Новые люди" )

Близкий друг Дмитрия и Александра революционер Рахметов - наиболее значимый герой романа, хотя ему отведено в романе немного места. В идейной канве повествования ему выпала особая роль и посвящено отдельное отступлении в 29 главе. Человек неординарный во всех отношениях. В 16 лет оставил на три года университет и бродил по России в поисках приключений и воспитания характера. Это человек с уже сформированными принципами во всех сферах жизни, в материальной, физической и духовной. При этом, обладающий кипучей натурой. Он видит свою дальнейшую жизнь в служении людям и готовится к этому, закаляя свой дух и тело. Отказался даже от любимой женщины, потому что любовь может ограничить его в действиях. Он хотел бы жить как большинство людей, но не может себе этого позволить.

В русской литературе Рахметов стал первым революционером практиком. Мнения о нём были совершенно противоположными, от негодования, до восхищения. Это - идеальный образ революционера - героя. Но сегодня, с позиции знания истории, такой человек мог бы вызвать только сочувствие, так как мы знаем насколько точно история доказала правоту слова императора Франции Наполеона Бонапарта: «Революции задумывают герои, исполняют дураки, а её плодами пользуются мерзавцы». Возможно, озвученное мнение не вполне вписывается в рамки сформированного десятилетиями образа и характеристики Рахметова, но это, действительно, так. Вышесказанное нисколько не умаляют качества Рахметова, потому что он герой своего времени.

По признанию Чернышевского, на примере Веры, Лопухова и Кирсанова, он хотел показать обыкновенных людей нового поколения, которых тысячи. Но без образа Рахметова у читателя могло бы сложиться обманчивое мнение о главных героях романа. По мнению писателя, все люди должны быть такими как эти три героя, но высшим идеалом, к которому должны стремиться все люди, это образ Рахметова. И с этим я полностью согласен.

Краткое содержание Что делать

11 июля 1856 года в Петербурге в гостиничном номере обнаружили странную записку, похожую на последнее послание самоубийцы. В ней говорилось, что об ее авторе скоро услышат на Литейном мосту и, чтобы никого в этом не винили. Вскоре так и случилось. Какой-то человек стрелялся на Литейном мосту. В реке была обнаружена простреленная фуражка. На следующее утро на своей даче на Каменном острове этой новостью была огорчена одна дама. Звали ее Вера Павловна . Пока он сидела и шила, про себя напевая какую-то французскую песенку, служанка принесла ей письмо. Прочитав его, женщина была безутешна, а вошедший мужчина пытался ее успокоить. Она не унималась и во всем винила себя.

Чтобы стало более понятно, почему так сложились обстоятельства, нужно знать и предысторию жизни Веры Павловны.­ Она выросла в Петербурге в многоэтажном доме на Гороховой. Отец ее был управляющим, а мать - ростовщицей. Маменька была довольно глупой и злой женщиной, мечтающей как можно выгоднее выдать Веру замуж. Для этого она всячески наряжала дочь, учила музыке, выводила в свет, одним словом, устроила охоту на богатого жениха. Вскоре ее мечта сбылась, на красивую Веру обратил внимание хозяйский сын - офицер Сторешников. Решив воспользоваться ситуацией, он надумал соблазнить молодую особу. Мать Веры требовала, чтобы она была добра с ним. Зная истинные намерения соблазнителя, Вера всячески уклонялась от ухаживаний, но долго так продолжаться не могло.

Эта ситуация разрешилась совершенно неожиданным образом. В их дом был приглашен учитель для брата Веры - Феди. Им оказался молодой студент-медик Дмитрий Сергеевич Лопухов . Сначала Верочка к гостю отнеслась настороженно, а потом они все чаще вместе беседовали на разные темы. Разделяя общие взгляды на жизнь, они почувствовали расположение друг к другу. Лопухов же, узнав о тягостном положении девушки в доме, захотел ей помочь. Он пытался найти Вере место гувернантки, чтобы она переехала из дома, но тщетно. Никто не хотел брать молодую особу, сбежавшую из дома. Тогда он сам оставил учебу на последнем курсе и занялся частными уроками, чтобы заработать на их совместный быт. После этого он сделал Вере предложение. В этот период ей приснился ее первый пророческий сон. В нем она была выпущена из темницы и беседовала с красивой девушкой, называющей себя любовью к людям. Тогда Вера пообещала ей впредь выпускать из подвалов всех запертых девушек.

Молодые сняли квартиру, зажили счастливо и размеренно. Хозяйка, правда, считала их отношения немного странными, так как жили они в раздельно и друг к другу без стука не входили. Верочка объяснила ей, что такие отношения ведут к долгой и счастливой жизни. Так, супруги никогда не надоедят друг другу. Постепенно Вера занялась частными уроками. В перерывах она много читала и исправно вела хозяйство. Со временем она даже задумала собственное швейное предприятие, на которое пригласила работать и других девушек. Но работали они не по найму, а на равных условиях с ней. Они стали не только вместе трудиться, но и вместе отдыхать, устраивать чаепития, пикники. Предприятие процветало. Вскоре она увидела второй сон. В нем­ она смотрела на поле, на котором были две грязи: реальная и фантастическая. Первая представляла собой заботу о самом необходимом и из нее росли колосья. А вторая была заботой о ненужных вещах. Из нее ничего хорошего, соответственно, не могло вырасти.

Завсегдатаем Лопуховых был друг и однокурсник Дмитрия Сергеевича - Кирсанов Александр Матвеевич . Оба они сами возлагали себе дорогу, без всякой помощи и связей. Иногда, когда Дмитрий Сергеевич бывал занят, Кирсанов мог вывести Веру Павловну в театр, на концерт. Они много беседовали на разные темы. Это был очень интересный, мужественный и волевой человек. Вскоре, он перестал навещать Лопуховых, не объясняя почему. Как оказалось, он был влюблен в супругу друга и не хотел им мешать. Однажды Дмитрий Сергеевич серьезно заболел и тогда Кирсанов все-таки появился в их доме, как лечащий врач. Он не просто лечил друга, но и помогал во всем Вере Павловне, пока ее муж болел. Постепенно она поняла, что тоже влюблена в этого человека. Вера Павловна была в полном смятении. Вскоре ей приснился третий сон. В нем она видела какую-то незнакомку, читающую ее дневник. В этом дневнике говорилось, что Вера испытывала к мужу нечто похожее на благодарность, а не нежное чувство, в котором на самом деле нуждалась.

Эта ситуация казалась всем троим неразрешимой. Лопухов нашел только один выход из нее - выстрел на Литейном мосту. Эту новость Вере Павловне принес Рахметов - их общий друг. Именно он объяснил ей, отчего она потянулась к Кирсанову. Ее несходство с Лопуховым было настолько велико, что ей нужен был другой человек. После этого разговора она немного успокоилась и уехала на время в Нижний Новгород. Вскоре они с Кирсановым обвенчались. У Веры Павловны открылась еще одна швейная мастерская. Некий студент-медик из Берлина, хороший знакомый Лопухова, также рассказал ей, что Лопухов и Вера Павловна были слишком разными. Сам Лопухов имел склонность к уединению, а его супруга была чересчур общительна. Таким образом, получилось, что ситуация устроилась к общему удовольствию.

Вера Павловна продолжает жить, как жила. Теперь у нее в доме две разновидности комнат: нейтральные и ненейтральные. В последние супруги могут входить без стука. Александр Матвеевич позволяет ей вести привычный образ жизни и даже интересуется ее делами. Он всегда готов прийти на помощь в трудную минуту. С его помощью она начинает увлекаться медициной. Вскоре она видит свой четвертый сон. В нем природа наполнена любовью и приятными ароматами. Перед ее глазами проходит история женщин в разные тысячелетия, от роли рабыни до богини. Затем происходит турнир, в котором храбрый рыцарь сражается за сердце прекрасной дамы. В лице богини она узнает себя. Хоть и несовершенное, но это лицо озарено любовью.

В гости к Кирсановым приходят самые разные интересные люди, друзья и единомышленники. Все они молоды, полны сил и энергии, имеют жизненные принципы и цели. Среди них особенно выделяется семья Бьюмонт. Екатерина Васильевна Полозова когда-то была богатейшей невестой в Петербурге. Она была влюблена в недостойного человека, но Кирсанов Александр Матвеевич своим советом помог ей разобраться в этой ситуации. Вскоре она вышла замуж за господина Бьюмонта - агента одной английской фирмы. Он отлично владел русским языком. По его словам он много лет проживал в России. Их роман развивался логично и без излишней суеты. Оба они люди уравновешенные, уверенные в себе. Встретившись с Чарльзом Бьюмонтом лично, Кирсанов понял, что это сам Лопухов, и они стали тесно дружить семьями.