Первый раз иду фотографировать детей дома. Как фотографировать грудных детей? Советы по съемке новорожденных

В этой заметке я расскажу о тех проблемах, которые возникают при попытке фотографировать детей, без учёта «среды обитания». То есть, здесь я не буду затрагивать такие проблемы, как некрасивый задний фон, недостаток места и так далее, а говорить буду только о трудностях «работы с моделью».

Можно научиться фотографировать пейзажи, можно освоить съемку портретов взрослых моделей, которые готовы замереть и подождать, не двигаться и работать ради успешного результата фотосессии, которые послушают вас, если вы попросите их подойти ближе или отойти подальше, наклонить голову, расправить плечи. Взрослая модель заинтересована в результатах съёмки, и это принципиально отличает ее от ребёнка. Итак, первое отличие ребёнка от взрослого:

Действительно, ребенку абсолютно безразлично, как он выглядит на фото. У него есть занятия поважнее: накормить куклу, построить башню из кубиков, попрыгать на диване, потаскать за хвост кошку, гонять по двору на велосипеде, ловить бабочек, играть в снежки…

Поиграть с вами, наконец!

Я хорошо помню, как в мои шесть лет на новогоднем утреннике ко мне подошел дядечка-фотограф, поставил рядом с елочкой, сказал чтоб я взялся рукой за елочный шарик. Я растерялся, и дядечка слегка раздраженно подошел и, взяв меня за руку, поднес ее к правильному шарику. Бумажный нос (я был в костюме Буратино) заставил снять, потому что он чем-то ему не понравился. Короче говоря, я был расстроен и обескуражен. Картину дополнил категоричный приказ: «улыбнись!», и я совершенно не понял, зачем я должен его выполнить и как мне это сделать. В итоге получилось, скажем так, не очень радостное лицо.

И это вторая проблема!

2. Ребенок не знает, как он выглядит

С какого расстояния вы разглядываете себя в зеркале? Метр, полтора? Полметра? Например, у меня не очень хорошее зрение, и я смотрю на своё отражение с метра, чтобы что-то разглядеть. А классическая крупно- и среднеплановая портретная фотография делается с расстояния 3 метра и больше. Несоответствие! Человек в зеркале и человек на фото в большинстве ситуаций выглядят совершенно по-разному. А если прибавить к этому асимметрию лиц, то проблема усугубляется ещё больше: в зеркале наш правый глаз находится справа, а левый слева. В то же время на фотографиях всё наоборот!


Как вижу себя я в зеркале и как его видят меня окружающие

Когда вы разглядываете себя в близком отражении, вы почти не видите ушей, а лицо кажется более узким. Но если вас фотографируют с «правильного» портретного расстояния, нос становится чуть меньше, появляются уши, лицо становится шире. В примере выше первый снимок сделал я менее чем с метра (с вытянутых рук), и затем отзеркалил его как в зеркале. Второй снимок сделала моя ученица на занятии, расстояние до 3 метров. Обратите внимание, как сильно отличаются пропорции лица.

И пока что мы говорим о взрослых ! Что уж говорить о детях, которые вообще ни малейшего понятия не имеют, как они выглядят, пока не посмотрят в зеркало. Да им это и неважно!

Ребёнок не знает, как изобразить эмоцию


Эмоции детей всегда естественны и непосредственны

В этом и есть магия детства: дети непосредственны, они не играют, а живут. И если вы просите ребёнка улыбнуться, будьте готовы к такому подарку:

И это нормально, сами напросились!

Вы просите ребенка улыбнуться, а он корчит гримасу. Вы просите взрослого принять естественную позу, а он напрягается и выглядит странно.

Да, есть эта проблема не только у детей: взрослые зачастую ведут себя точно как маленькие дети: напрягаются при виде незнакомого дядьки с большой камерой, при попытке стать в непринужденную позу иногда становятся в позу бревна. Я это отлично знаю сам по себе — крайне трудно поначалу понять, как ты получишься на фото. Вроде и делаешь всё нормально, а на выходе — страх и ужас. Как не надо заставлять детей улыбаться!

3. Дети и мужчины намеренно портят снимки


У наших детей к 4-6 годам (а затем от 11 лет до 50) зачастую формируется такая реакция на фотографа, а все потому что ребенка заставляют замирать, улыбаться, «показывать зубки», «смотреть сюда», «стоять тут», «обнимать братика». Еще хуже, когда ребенку это нравится, и он начинает «воображать» — вести себя так, как его «научили» взрослые. Стоит однажды взрослому фотографу показать ребенку язык, и маленькая фотомодель может принять игру, начав зеркалить фотографа. Нужно ли говорить, что впоследствии ребенок может начать показывать язык всем фотографам? Стоит ли говорить, что мужчина, который в последние 30 лет фотографировался только на паспорт и водительское удостоверение, при виде фотоаппарата может начать закрываться рукой и корчить рожи? Все это защитные реакции, возникшие из-за чересчур назойливых фотографов.

4. Ребенок подвижен по своей детской природе

— Замри!
— Смотри сюда!
— Не крутись!
— Сашенька, улыбайся!

Что только не делают родители, лишь бы заставить ребенка не убегать из кадра, и чтобы все-таки получилось сфокусироваться и сделать фото. Но ребенок движется, крутится, бегает. Стоит вам сфокусироваться, как у него появится новое неотложное дело, малыш развернется и убежит, оставив в кадре в лучшем случае свой маленький затылок:)


Как фотографировать подвижного ребенка?

Прежде всего, помните главные вещи :

  1. Ребенку не нужны фотографии
  2. Ребенок не знает, как он выглядит
  3. Ребенок, которому вы надоели, будет портить фотографии
  4. Ребенок подвижен, и это нормально

А теперь, когда вы запомнили эти 4 пункта, можно приступить к пристройке. Но об этом мы поговорим в следующем материале!

Когда в семье появляется малыш, даже очень далекие от фотографии родители берут в руки фотоаппарат. Это не удивительно, ведь ребенок меняется каждый день, но за повседневными хлопотами у мам и пап не всегда есть возможность это увидеть и прочувствовать. Фотографии помогают сохранить самые удивительные, приятные моменты. К тому же сами детки растут, взрослеют и с определенного возраста начинают интересоваться своим младенчеством, многократно обращаясь к семейному фотоархиву. Некоторые правила фотографирования новорожденных помогут оптимизировать процесс съемки и повысить качество конечного результата.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  1. Фотографировать младенцев нужно часто. Каждый день малыши меняются, осваивают новые эмоции, действия. Меняется выражение их мордашек, состояние, настроение. Такие метаморфозы нельзя упускать из виду, поэтому лучше ежедневно запечатлевать любимого карапуза.
  2. Не забывайте делать несколько кадров с каждого ракурса. Какие-то фотографии могут оказаться не очень удачными или не сфокусированными, или, наоборот, многократно нажимая кнопку «Спуск», можно неожиданно поймать интересный момент. Малыши еще не умеют позировать, поэтому оригинальность и уникальность снимком целиком зависит от сноровки взрослого.
  3. Возьмите за правило регулярно наводить порядок в вашем семейном фотобанке и удалять неудачные или повторяющиеся кадры. Нет никакой нужды в том, чтобы хранить в памяти компьютера десятки одинаковых снимков. Выбирайте лучшие кадры, это избавит вас в будущем от просмотра тонны слайдов в поисках нужного.
  4. Фотографировать новорожденных лучше всего в дневное время. Во-первых, дневной свет намного удачнее электрического. Во-вторых, сам кроха днем будет больше расположен к съемке, особенно если он уже успел покушать и выспаться. Кстати, совсем не обязательно дожидаться пробуждения малыша. Детки прекрасно получаются на фото и спящими, тем более что новорожденные проводят в этом состоянии большую часть суток.
  5. Отключите вспышку. Младенец может испугаться вспышки, к тому же, яркий свет негативно влияет на сетчатку.
  6. Привлекайте к участию в фотосъемке и других членов семьи. На руках у мамы или папы, рядом с братом или сестренкой новорожденный малыш будет чувствовать себя комфортнее и спокойнее.
  7. Создавайте атмосферу и настроение. Для детских снимков необходимы красивые наряды, игрушки, милые и уютные вещицы: корзинки, пледы, подушечки, предметы интерьера. Если вы хотите сделать красивый снимок — уберите из кадра все лишние вещи, поэкспериментируйте с реквизитом и дерзайте.
  8. Придумывайте интересные сюжеты. Здесь все ограничено только полетом фантазии фотографа. Например, одним из самых популярных сюжетов является контраст между взрослым и малышом: малыш держит крохотной ладошкой папу за палец, папа или мама держат в ладонях малюсенькие пяточки.
  9. Всегда держите фотоаппарат под рукой. Постановочные красивые фотографии – это замечательно, но и в повседневных делах можно поймать вдохновение для съемки. Купание, массаж, кормление грудью, укачивание, первые прогулки в коляске – вероятно, по своим эстетическим качествам такие снимки будут уступать постановочным, но зато по своему сюжету они точно будут более ценными для всей семьи.
  10. Не бойтесь капризов и плача. Плачущий младенец – совершенно нормальная картина, в таком состоянии и настроении тоже стоит фотографировать новорожденного.
  11. Обязательно делайте крупные планы: лицо, ручки или ножки. Такие фотографии прекрасно передают нежность и трогательность маленького создания. Очень забавные и милые фотографии получаются, когда удается поймать интересный момент: малыш зевает, жмурится, робко улыбается.
  12. Не ленитесь печатать сделанные фотографии. Фото на бумаге намного «живее», чем на экране компьютера.
  13. Постарайтесь выкроить время и сходить всей семьей на профессиональную фотосессию. Как бы ни старались родители, какими бы естественными ни были домашние фото, профессиональная фотография имеет свою прелесть. Грамотно выставленный свет, профессиональная аппаратура, ретушь и мастерство фотографа в сумме выливаются в настоящее произведение искусства (Кстати, тут можете заказать услуги фотографа — ).

Спонтанные и не очень, любительские и профессиональные, любые фотографии новорожденного малыша — это память на всю жизнь. Многие родители так увлекаются фотографированием, что подспудно начинают осваивать фоторедакторы, сами учатся ретушировать фотографии, делать коллажи и слайд-шоу. Это приятное и творческое занятие – еще один вариант проявления любви к своему ребенку.

Настройки фотоаппарата - дело индивидуальное. Однажды, я работал в редакции газеты, где фотографировали все - от главного редактора, до верстальщика. У низ было штуки 4 фотоаппарата, все зеркалки со сменной оптикой, но все они снимали на волшебном "AUTO". Я не утверждаю, что это плохо. Скорее это глупо. Если вы увидели что-то интересное и у вас нету времени настроить выдержку или диафрагму, это понятно. Однако, когда вы собираетесь снимать детей дома, они играют, или что они там любят еще делать, то у вас найдется пара минут, чтобы попробовать различные настройки.

ISO (чувствительность матрицы /пленки/)

Это первое, что я обычно настраиваю. Если у вас мыльница, то установите режим съемки как минимум такой, в котором можно настроить ISO вручную, обычно это P. Старайтесь, по возможности установить минимальное ISO, в пределах разумного, само собой. Если вы снимаете в яркую погоду на улице, да еще и на снегу, то устанавливайте 100 и меньше. Если вы ушли в лес - поставьте 200, потому, как при небольшом ISO у вас могут быть не проработаны детали в тенях. Если на улице обычная погода и даже слегка пасмурно, то скорее всего вам достаточно будет 200, если вечереет или пасмурно - 400. Дома, со вспышкой я снимаю на 200, но у меня внешняя, мощная вспышка. Если вы снимаете на довольно большом расстоянии со вспышкой, то лучше поставьте 400. Если у вас в комнате светло, но вы хотите снимать без вспышки, старайтесь выше 600 ISO не задирать, если у вас конечно не полноматричная зеркалка. Вообще, все режимы выше 400-600 нужно тестировать. Большинство мыльниц однозначно будут шуметь, хорошие фотоаппараты справляются и с ISO и больше 800, чем больше матрица, тем лучше. Но при 800 я снимаю только если это необходимо - секретные бумаги, доллары и т.д.

Выдержка (приоритет выдержки Tv или S)

Если у вас дети-черти и они не сидят на месте, то лучше снимать с минимальной выдержкой. 1/200 и меньше - 1/500-1/1000, если светло. Используйте спортивный режим (следящий автофокус) в камере, серийную съемку, если есть. Если дети сидят на одном месте, красят обои или отдирают линолеум на полу, то выдержку можете увеличить, это вам даст возможность настроить диафрагму.

Диафрагма (приоритет диафрагмы Av или А)

Чем более светосильный у вас объектив, тем больше значений диафрагмы вы увидите. Если вы хотите снять портрет, чтобы задник был не в фокусе, то открывайте диафрагму - 2 или 3,4. Если есть, то меньше.

Если вы хотите, чтобы в резкости была вся комната, все дети в ней, то закрывайте диафрагму - 8, 12, 16. Отсюда и ГРИП - глубина резкости. Чем более закрыта диафрагма, тем резче будет все вокруг. Но, имейте в виду, что с увеличением диафрагмы у вас будет автоматически уменьшаться выдержка и наоборот. Одно зависит от другого. Если у вас диафрагма 16 - матрице нужно больше света, для проработки кадра - увеличивается выдержка до 1/30 или 1/15 или мощность вспышки. В крайнем случае ISO. Но, в большинстве случаев это вас не будет беспокоить - в режиме Tv или S - диафрагма настраивается автоматически, тоже самое относится к режиму Av или А.

Фокусировка

Если у вас зеркальный фотоаппарат, установите режим фокуса по одной точке. В мыльницах тоже есть нечто подобное. В моем Canon SX50 HS есть режим следящего АФ, т.е. когда я настроил резкость (нажата кнопка наполовину), то рамка все-равно продолжает следить за фокусом, если объект перемещается. В любом случае, тут нужно экспериментировать с теми режимами, которые подойдут вам.

Вспышка

Снимая с внешней вспышкой, можно отражать ее от потолка или даже от пола, получая таким образом непрямой свет. Встроенная вспышка, обычно, довольно резкая и дает грубые тени и красные глаза. Однако, не имея ничего другого под рукой, я вырезаю из белой бумаги небольшой кулек и одеваю его на вспышку. Получается перед лампой рассеиватель, а часть света уходит в потолок. Как минимум от грубых теней таким образом можно избавиться. Вообще, используя отражающий свет вспышки можно получить интересные кадры. Кроме того, не забывайте про заполняющую вспышку - если вы снимаете на улице против солнца.

Дата публикации: 15.12.2013

Фотография – это рисунок светом, и для того, чтобы стать настоящим фотохудожником, нужно научиться этот свет находить и направлять. Если попробовать сделать в помещении снимок камерой, настроенной на авторежим, то в 90 процентах случаев сработает встроенная вспышка и сразу же уничтожит важные для художественного портрета полутени, исказит цвет, сотрет детали. По этому лучше сразу отключить встроенную вспышку и постараться забыть где находится кнопочка, которая ее включает обратно. Будем бороться с нехваткой света врукопашную.

Меняем локацию

На первый взгляд это самое простое, что можно сделать. То есть выйти из дома на улицу, подождать пока выглянет солнышко, отложить фотосъемку на завтра. Но как мы знаем, дети растут не по дням, а по часам, хочется фотографировать их каждый день, по нескольку раз в день. Поздней осенью света можно ждать бесконечно, в квартире его скорей всего не будет до самой весны, а на улице грязь и дождь и сильный ветер. Вот почему этот вариант мы оставим только на крайний случай.

Изучаем настройки камеры. Снимаем в ручном режиме.

Современная цифровая камера – инструмент совсем несложный, доступный простому фотолюбителю, достаточно вникнуть в основные понятия, связанные с фотографией, чтобы научиться управлять ручным режимом съемки и тем самым гарантировать себе полную свободу в управлении светом. Этих основных понятий всего три, и сейчас мы о них поговорим:

Выдержка – это интервал времени, в течение которого свет воздействует на светочувствительный элемент внутри камеры, то есть, матрицу. Днем камере нужны доли секунды, чтобы уловить свет. В помещении и ночью это время может увеличиться до нескольких секунд или даже минут. За несколько секунд ваш ребенок не только выбежит из кадра, но и добежит до канадской границы, в кадре никого не останется. Вот почему нужно стремиться, чтобы выдержка была как можно короче. На длинных выдержках на снимке может получиться смаз. Особенно эта проблема актуальна для детской фотографии: попробуйте заставить двухлетку смирно сидеть на одном месте и не двигаться. Будем считать максимальной выдержкой для получения резкого портрета 1/125 секунды. Если камера выбрала большее значение, то значит нужно что-то менять.

ISO – это чувствительность матрицы. Другими словами то, как матрица камеры отреагирует на свет. Чувствительность можно повысить, тогда камера будет лучше улавливать свет и в слабо освещенном помещении. Однако высокая чувствительность отрицательно сказывается на качестве снимка, на фотографии появляется мелкая цветная рябь, искажаются цвета. Можно провести эксперимент: найти, где в камере выставляется ISO, и снять по кадру на каждом из значений, а потом сравнить результаты. Разница между снимками, снятыми на крайних значениях, будет очевидна. Этот эксперимент позволит оценить, какое максимальное значение ISO в вашей камере, дает максимально приемлемый результат. Выше этого значения ISO поднимать не стоит.

Таким образом, если света для нужной вам выдержки не хватает, то поднимаем ISO, но не выше приемлемого значения.

Диафрагма – это еще одно понятие, которое влияет на количество света, попадающего внутрь камеры. Диафрагмой называют отверстие в объективе, через которое свет попадает в камеру. Устройство объектива позволяет это отверстие как немного раздвинуть, так и прикрыть. Чем шире отверстие, тем больше света попадет на матрицу. Значение диафрагмы обозначается числом f, чем меньше число, тем шире отверстие. Следовательно, если не хватает выдержки и зашкаливает ISO, то нужно пошире открыть диафрагму. Стоит отметить, что диафрагма не только контролирует поток света, но и отвечает за глубину резкости. Портреты, снятые на открытой диафрагме отличаются красиво размытым фоном. Важно не промахнуться с фокусировкой, чтобы резким получился объект съемки, а не самовар, стоящий за его спиной.

Итак подытожим:

    управлять потоком света можно при помощи выдержки, ISO и диафрагмы;

    стараемся снимать шустриков на коротких выдержках (не больше 1/125 секунды);

    если выдержки не хватает, то максимально открываем диафрагму, а потом уже поднимаем ISO.

Что делать, если диафрагма шире не открывается, ISO зашкаливает, а выдержки все равно не хватает? – спросите вы. Выход из этой ситуации тоже имеется, и даже не один.

    Можно снимать на более длинной выдержке и держать камеру как можно крепче (чтобы минимизировать шевеление рук, которые тоже влияют на результат при съемке на длинных выдержках), но тогда все таки придется уговорить ребенка сидеть смирно. Съемка репортажа (мероприятий, всяких активных игр и состязаний) на длинной выдержке обречена на провал, процент резких кадров будет стремиться к 0.

    Использовать искусственное освещение: лампы дневного света, встроенную вспышку и так далее. О работе с искусственным освещением мы поговорим в одной из будущих статей. Отмечу лишь одно, что лампы имеют ярко выраженный оттенок - желтоватый или красноватый. Такие снимки скорее всего потребуют коррекции цвета при обработке.

    Все таки сменить локацию. При этом достаточно всего лишь переместиться из глубины комнаты чуть ближе к окну, света станет заметно больше. Профессиональные фотографы очень часто отказываются от импульсного света в пользу естественного освещения от окна, только дневной свет способен создать нужный объем и форму.

Остается последний вопрос: как определить, что камере не хватает света? Проще простого!

Перед тем как нажать на кнопку спуска затвора, посмотрите на экспонометр – это такая горизонтальная шкала с мигающей рисочкой. В зависимости от модели камеры эта шкала располагается на ЖК дисплее, или ее видно в видоискателе. Если рисочка мигает у правого края, то света слишком много, снимок будет пересвечен. Если наоборот у левого, то света явно мало, нужно менять настройки. Мигающая по центру рисочка говорит о том, что света достаточно. Однако обязательно проконтролируйте автоматику камеры после того, как сделаете кадр. Включите просмотр кадров и оцените результат по ЖК дисплею. Иногда экспонометр ошибается, это часто происходит, если в кадре есть какой-то очень яркий объект, например солнце или ясное небо.

И в заключении хочется сказать: не бойтесь экспериментировать со светом, ищите локации, пробуйте по максимуму использовать дневной свет от окна (это особенно актуально зимой). Только практика поможет вам научиться находить и направлять свет – главный инструмент фотохудожника.

Советы мамы-папарацци

Эта статья посвящается родителям - фотолюбителям, и мы поговорим о том, как правильно фотографировать наших собственных чад. Про чужих детей сегодня не будем говорить, а разберемся с родными маленькими моделями.

Во-первых, они всегда под рукой, или лучше сказать, крутятся под ногами. То есть это благодарный и доступный объект для фотосъемки.

Во-вторых, не надо просить разрешения на фотосъемку и публикацию фотографий. Пока ребенку не исполнилось 18 лет, вы решаете, что и где публиковать. Это удобно, если вы ведете свой блог или продаете фотографии на стоках. Хотя сейчас время такое, что уже у четырехлетних стоит просить разрешение на публикацию их снимков в фейсбук! Все фотографии, представленные здесь, публикуются с разрешения моих дочерей.

В-третьих, детки меняются каждый день и не помнят себя в раннем возрасте. Мы с помощью фотографий восполняем «белые пятна» в их памяти. Создавая фотолетопись, мы позволяем выросшему ребенку вернуться в детство. Перелистывая домашний альбом и глядя на свои фотографии, он создаст для себя историю своей жизни. В снимках, где ребенок изображен на руках у папы и мамы, в объятьях бабушки, с любимой игрушкой, он будет черпать доказательства, что его любили и любят. А это очень важное для человека чувство! Оно дает взрослому опору, уверенность в себе. Вот так, а вы говорите, просто картинки в семейном альбоме!

Фотографируя детей, ловите естественные эмоции!

Детство - это ощущение свободы и полета!

Быть родителем - папарацци очень непросто! Поймать в кадр этих сумасшедших гномиков в естественной среде их обитания, так же увлекательно, как и сложно! Пожалуй, самое важное в фотографии детей - следовать за ними, наблюдая со стороны и не вторгаясь в их жизнь, ловя живые естественные эмоции.

Поэтому сегодня мы не будем затрагивать постановочную съемку, а поговорим больше о репортаже.

Конечно, можно взять на себя роль руководителя-сценариста и расписать, что и как должен делать ребенок, пока вы его фотографируете: «Солнышко, посмотри на маму, теперь помаши ручкой!». Порой диву даешься, откуда маленькая модель набралась этих жеманных штампов позирования? Возможно, видела по телевизору. Сохраните подольше естественность в ребенке, не заставляйте его позировать. Не учите детей плохому, они сами научатся!

Многие дети, когда видят в руках взрослого камеру, сразу начинают позировать.

Технические моменты, которые надо знать

Выбор объектива

Прежде всего, давайте подумаем, как вы будете ? Если это группа детей в помещении, тогда лучше всего подойдет широкоугольный объектив 17-35 мм. Наши комнаты, как правило, позволяют использовать оптимальные «портретные» фокусные расстояния 50 -100 мм только для крупных планов. В полный рост модель дома вы уже ими не сфотографируете. Придется с этим смириться.

Если будем фотографировать портреты с близкого расстояния, то вполне подойдет объектив 50- 100 мм. Рекомендуется использовать нормальные фокусные расстояния (50 мм) или короткие телеобъективы (70-135 мм). Широкоугольные искажают черты, если человек расположен близко. При съемке портрета с объективом 17 мм могут получиться лица, как в мультфильмах: большая мордочка и маленькое тело. Или крупные башмаки и где-то вдалеке маленькая голова. Кстати, это тоже интересный художественный прием. Конечно, если модель обладает чувством юмора и не обидится.

На этом снимке хорошо показаны две главные ошибки при съемке портрета. Во-первых, снимок сделан на фокусном расстоянии в 35 мм с близкого расстояния, что искажает черты лица. Во-вторых, резкость наведена не на глаза, а на губы.

Если вы хотите фотографировать «вождей краснокожих» с безопасного расстояния, то можно использовать телеобъектив до 200 мм. В этом случае мы можем «охотиться» скрытно, чтобы наше присутствие не было заметным. Но для этого понадобятся большое открытое пространство, где вы можете отойти на нужное вам расстояние от объекта съемки.

Я предпочитаю фотографировать объективами, фокусное расстояние которых можно менять, так называемые зумы или вариобъективы 17-70 мм. Они дают нужную свободу, чтобы среагировать правильно на происходящие события, приблизить или отдалить объект, не сходя с места.

Выдержка, диафрагма и ISO для фотосъемки детей

Так как дети - это вечные двигатели и прыгатели, то нужно выставлять выдержку не меньше 1/160-1/200 секунды, так как в любой момент ребенок может сделать непредсказуемое резкое движение. Очень удобно снимать в режиме приоритета выдержки (обозначается Tv или S).

И лучше всего кадрировать с запасом, чтобы наш активный объект съемки не выскочил за пределы кадра. То есть делать более открытый снимок, захватывать приличную часть окружающего пространства. Это позволит избежать отрезанных частей тела. Согласитесь, нам нужен наш ребенок весь, в целости и сохранности. Потом при пост-обработке мы сможем убрать лишнее.

Чтобы не пропустить «тот самый» кадр, полезно делать серийную съемку. Эту функцию можно установить в настройках вашего фотоаппарата. При этом вы нажимаете на кнопку «пуск» один раз, а камера делает серию снимков, из которых можно будет выбрать 1-2 приличных.

Выдержка в 1/500 секунды позволила поймать ребенка в движении, ISO 160. Диафрагма закрыта до 7, чтобы увеличить глубину резкости. Использовался следящий автофокус и серийная съемка.

Если нужно сделать фотографию ребенка в прыжке, когда он бежит, тогда придется ставить очень короткую выдержку 1/300 и короче, 1/800. Это можно делать в яркий солнечный день или с импульсным светом.

Оптимальная диафрагма для съемки детей f 5,6. Эта величина даст хорошую глубину резкости, но позволит не уменьшать выдержку. Однако если вы хотите достичь художественного эффекта и мягкости образа, тогда откройте максимально диафрагму.

Если вы общаетесь с фотоаппаратом «на вы», тогда можно начать делать репортаж в те моменты, когда ребенок спокоен, например, рисует, играет в шахматы, смотрит мультфильмы, играет с пеной в ванне. При этом выдержку можно увеличить до 1/100, а порой до 1/60 секунды. Но не забывайте, что важно соблюдать правило «золотой выдержки»: 1/(фокусное расстояние х на кроп-фактор). Иначе снимок может получиться смазанным.

Фотография сделана без вспышки, фокусное расстояние 47 мм, 1/80 сек, ISO 125, f 5,6

Какое ISO устанавливать? Фотосъемка детей - это один из тех случаев, когда можно максимально поднять ISO. Это позволит уменьшить выдержку и не открывать широко диафрагму, тем самым увеличить глубину резкости. Если у вас компакт с маленькой матрицей, то пределом для вас будет ISO 400. На современных зеркальных камерах любительского уровня ISO можно поднять до 800. Хорошие репортажные и профессиональные камеры позволяют делать снимки с ISO 3000 - 5000.

Как определяется предел ISO? Если вы увеличите ISO, то появятся шумы, которые сделают ваш снимок «грязным» и нечетким. Появление цветных точек на изображении и «зерна» - признак того, что вы подошли к пределу хорошего качества для вашей камеры и дальше увеличивать ISO не стоит. Хотя порой можно пренебречь этим и получить шумный кадр, на котором изображен ваш ребенок в какой-то особенный момент. В конце концов, любимые фотографии часто бывают не идеальными. В глянцевый журнал их не возьмут, но поместить Вконтакте или выслать бабушке и дедушке - можно.

Как фокусироваться?

Лучше всего, если объективы будут светосильными в пределах от f/1.8 до f/2.8, так как при выдержке в 1/200 секунды в помещении часто не хватает света, так что приходится открывать диафрагму, а при этом уменьшается глубина резкости.

И перед нами встает другая проблема: где фокусироваться? Лучше всего выставлять фокусное расстояние и диафрагму так, чтобы глубина резкости была достаточной и, как минимум, при съемке портрета все лицо было в резкости. Но если нет выбора, то фокусируемся по глазу, который ближе расположен к фотокамере.

Делая снимок в полный рост движущегося ребенка, некоторые фотографы предпочитают наводить резкость вручную. Они заранее «прицеливаются» в определенную точку, попросив кого-то позировать, затем ждут, когда ребенок окажется в этой точке, и нажимают на кнопку спуска. Данный метод отлично срабатывает, если вы снимаете прыжки, бег, спортивные соревнования, игры и что-то еще в таком плане.

Можно использовать метод предварительной фокусировки, описанный выше, на автомате, затем перевести в ручной режим фокусировки.

У меня не очень хорошее зрение и такой вариант не подходит, поэтому снимаю на автофокусе. Что сделать, чтобы автофокус не промахивался? Прежде всего, выставить фокусировку по одной точке. Если ребенок бежит вам на встречу или от вас, или качается на качелях, то можно использовать следящий автофокус. Обозначается Servo AF у фотоаппаратов Canon и Continuous-servo AF у Nikon. В этом случае фотоаппарат будет постоянно следить за предметом, когда он приближается к вам или отдаляется, если вы держите на половину зажатой кнопку спуска фотоаппарата (так называемый лок-фокус).

Существует еще специальная программа, про которую мне рассказали профессиональные фотографы. Она позволяет сделать кадр при срабатывании точки фокусировки. Называется Magic Lantern, работает с карты памяти и не требует прошивки фотоаппарата, что важно, когда он на гарантии. Этот софт есть не для всех камер, но точно работает для Canon Mark II 5D. Я такой программой не пользовалась, но может кому-то, из тех, кто читает эти строки, данная информация пригодится.

Использовать вспышку, фотографируя детей, или нет?

Если есть такая возможность, то лучше использовать натуральный свет. Причем в яркую солнечную погоду, например, на пляже, даже автоматика прекрасно справится со своей задачей - сделать быстрый и четкий кадр. Если же этого недостаточно, хочется чего-то художественного, тогда придется думать нам.

Один из распространенных мифов заключается в том, что вспышка - это зло! Не могу согласиться. Просто надо уметь с ней работать. Все студийные фотосессии проводятся с использованием вспышки. Часто профессиональные фотографии на улице делают с помощью дополнительной подсветки. Только называются эти источники света не «вспышка», а «импульсный свет».

Как уже говорили, дети сидеть смирно не любят. Поэтому мы уменьшаем выдержку до 1/200 секунды. Чтобы добиться правильной экспозиции, что надо сделать? Правильно! Увеличить световой поток. И вспышка нам в этом поможет.

Лучше всего использовать внешнюю вспышку с насадками - рассеивателями. В идеале рассеивателем служит зонт или лайт-бокс. Если нет внешней вспышки, то в крайних случаях можно использовать встроенную, но смягчить ее, сделав самодельный рассеиватель или использовать фабричный.

Снимок сделан в яркий солнечный день, но в тени дерева. Использовалась вспышка.

Как может использоваться вспышка на улице? Зачем бегать днем с огнем? Летом вспышка может помочь при съемке в полдень, чтобы смягчить жесткие тени. В этом случае ее мощность слегка снижают, в зависимости от интенсивности окружающего освещения. Часто этот прием используют при контровом освещении, когда солнце красиво подсвечивает волосы модели сзади, а вспышка - лицо спереди.

Но не забудьте, что дальность действия вспышки ограничена ее характеристиками. Поэтому выбирайте правильную дистанцию от вспышки до модели. Если вспышка распложена далеко, тогда она бесполезна. Если слишком близко, то нужно регулировать мощность импульса, чтобы не было пересветов.

А так же вспышка выручит, когда снимаем в тени здания или под деревьями. Хотя в этом случае можно обойтись без нее, если удастся выставить правильную экспозицию. Еще важный момент. Вспышка для подсветки теней помогает избежать шумов в этих областях.

Прямая встроенная вспышка дает жесткие тени и красные глаза. Но иногда овчинка выделки стоит, если мы хотим запечатлеть какой-то особый момент, а ничего другого нет под рукой.

Если на улице фотографировать детей просто, то в домашних условиях может не хватить света. В таких случаях есть два пути. Во-первых, ждать, когда солнышко войдет в дом, и совместить два солнышка в одном месте: ребенка и солнечные лучи. Либо снимать около окна, подсвечивая отражателем с теневой стороны. Причем это можно делать даже в пасмурную погоду.

Если нам нужно использовать вспышку, то по возможности отражаем ее от потолка или от стены. Помните, что глаза детей особенно чувствительны! К тому же прямая вспышка оставляет жесткие тени. Чтобы не было теней под глазами, можно выдвинуть на вспышке «лепесток» или сделать самодельный из белого куска картона.

При работе с отраженным светом, обязательно обращайте внимание на цвет, в который окрашены стены и потолок помещения. Если стены выкрашены, например, в зеленый цвет, то свет отразится от них и на снимке будет соответствующая цветовая доминанта, от которой сложно избавиться.

Если мы фотографируем фронтальной вспышкой в помещении, например, в нашей квартире, то такой тип освещения позволит визуально «прибрать комнату», так как главный импульс света будет направлен на ребенка и экспозамер будет сделан по нему, а весь задний план будет затемнен, так что в этой темноте будет сложно разглядеть наш творческий домашний беспорядок. К тому же при постобработке можно дополнительно затемнить нежелательные участки. Вот такая маленькая женская хитрость.

Этот портрет старшей дочери был сделан именно так: внешняя вспышка, отраженная от потолка и легкая обработка заднего фона.

А вы говорите, что вспышка - это зло! Нет, это ваше маленькое ручное солнышко.

Берегись! Дети!

Съемка детей приравнивается к особо опасным условиям. Поэтому стоит принять меры безопасности, например, защитить объектив фильтром. Можно надеть бленду. Не оставляйте камеру без присмотра и в тех местах, докуда могут дотянуться детские ручки.

Кто снимал детей в естественной среде их обитания, тот помнит, сколько раз вытирал объектив от шоколада, слюней и других вязких субстанций. Конечно, если хотите достичь особых художественных эффектов, можете это использовать. Если нет, то набор для чистки объектива, включающий специальную жидкость, вам очень пригодится!

Типичная проблема мам - фотографов в том, что ребенок, увидев камеру, начинает тянуть к ней руки, дергает за ремешок и мешает фотографировать, активно участвуя в процессе.

Во-первых, крепко держите фотоаппарат, наденьте ремешок на шею. Полезно попросить второго взрослого помочь вам, отвлекая внимание ребенка от камеры. Фотографируйте дома часто, чтобы ребенок привык и перестал реагировать на камеру. Научитесь подкрадываться незаметно. Для этого можно убрать в настройках камеры звуковые сигналы.

Если это не помогает, тогда сядьте рядом с малышом и терпеливо показывайте ему фотоаппарат, позволяя нажимать на кнопки. Может быть, ребенку скоро надоест это занятие. Если же малыш решил стать фотографом, то подарите ему детскую камеру и фотографируйте вдвоем.

Фотографируем детей играя!

Когда мы просим малыша посмотреть в камеру, очень часто добиваемся обратного эффекта: ребенок отворачивается и прячется. Что делать?

Решить эту проблему может игра. Запаситесь терпением. Большинство детей не слушают инструкций фотографа: «Сядь прямо, смотри сюда!». Нужно создать такую обстановку, чтобы они вели себя естественно, выжидать нужный момент, общаясь с ними, играя.

Когда фотографируем детишек в возрасте нескольких месяцев до года, то можно привлечь их внимание, используя специальные игрушки, которые одеваются на объектив фотоаппарата. Их можно сделать и своими руками.

Со старшими детками гораздо проще общаться. С ними уже можно вести диалог. Хорошо, если удастся заставить детей смеяться. Можно играть в прятки, когда мама или ассистент прячется позади фотографа и выглядывает: «Ку-ку!».

Есть еще одна интересная игра, которую придумал замечательный детский фотограф Игорь Губарев. Ребенок стоит к нам спиной. В это время мы наводим резкость, настраиваем экспозицию, после этого даем сигнал: «Лови меня глазками!». Ребенок должен повернуться и найти, где находится фотограф.

Когда делаем фотографию группы детей, то ситуация усложняется. Не важно, сколько лет нашим маленьким друзьям, ведут они себя в стае весьма активно! Поэтому с одной стороны вы должны добиться естественности поведения, а с другой - взять ситуацию под контроль. Для этого хорошо подходят сюжетные игры. Например, скажите им, что они пираты или феи. Попросите всех закрыть глаза и на счет «три» открыть. В этот момент делайте снимок, тогда все получатся с открытыми глазами.

В моей практике помогало, когда я показывала детям результаты фотосъемки на дисплее. Если до этого они относились к тете с фотоаппаратом с настороженностью, то после показа снимков, начинали активно позировать и участвовать в фотосессии. Но в этом есть и подводные камни. Во-первых, дети вам проходу не дадут сделать, пока им не надоест фотографироваться. Во-вторых, позируя, они теряют естественность. Так что если у вас постановочная съемка, то имеет смысл показать, что получилось на первых кадрах. Если это репортаж, то лучше демонстрировать снимки в конце фотосессии.

Если дети взрослые, то можно провести эксперимент: дать им камеру в руки. Пусть фотографируют друг друга. Будем надеяться, что при этом камера останется целой, и такие снимки можно будет показать бабушке без страха, что у нее случиться сердечный приступ.

Ракурс съемки

Съемка сверху показывает, как малы дети. Если к тому же фотографировать близко и широкоугольником, то голова получится очень большой. В большинстве случаев это смотрится как карикатура. Но в тоже время, съемка снизу делает из детей гигантов. Иногда это им нравится. Самое лучшее положение, когда фотограф делает снимок на уровне глаз ребенка. Поэтому детскому фотографу нужно научиться передвигаться полуприсядью, ползать по-пластунски и перемещаться с ловкостью ящерицы.

Ребенок - это маленький человечек в мире взрослых Гулливеров. Поэтому очень интересно получается, если фотографировать его в масштабе со «взрослыми» предметами: с большими ложками, в папиной шляпе или маминых туфлях.

Как хранить детские фотографии

Детские фотографии - это продукт, который со временем только растет в цене. Поэтому не жалейте места на жестком диске. Настройте вашу камеру, чтобы получить снимки в максимальном разрешении и с наилучшим качеством, если снимаете в jpg.

Снимайте в RAW формате, не экономьте на карте памяти. Фотосъемка детей приравнивается к сложному фоторепортажу, так как приходится работать в постоянно изменяющихся условиях и действовать быстро. Поэтому запаситесь достаточным количеством карт памяти, так как многие снимки у вас уйдут в мусор, а оставшиеся нужно будет править в графических редакторах.

Придя домой, сохраните оригиналы и никогда не работайте напрямую с ними, чтобы избежать перезаписи измененной версии поверх оригинала. Со временем вы научитесь лучше обрабатывать снимки, появятся более прогрессивные графические редакторы и вам захочется вернуться к исходнику. Поэтому храните его в оригинальном размере и неизмененным.

Типичные ошибки при съемке детей

  1. Отрезанные ноги, руки, головы.
  2. Искажение пропорций тела за счет неправильного фокусного расстояния и точки съемки
  3. Закрытые глаза (исключение - творческий замысел).
  4. Ребенок получается нерезким, на портрете нерезкие глаза
  5. Задний план содержит много лишних объектов, видна неубранная комната
  6. Кроме ребенка много лишних предметов в кадре
  7. На фото в солнечный день видна тень фотографа
  8. На фото видна дата съемки
  9. Ребенок отвернулся
  10. Не надо фотографировать плачущих детей. Им будет неприятно потом смотреть эти кадры.
  11. Не публикуйте фотографии голых детей в сети.
  12. Учитесь обрабатывать фотографии!
  13. Самая главная ошибка: НЕ фотографировать своего ребенка, боясь совершить все предыдущие промахи! Все равно самая плохая по качеству фотография нашего ребенка - лучше всех!

И теперь небольшое задание:

ДЛЯ НОВИЧКОВ

  1. Сфотографируйте вашего ребенка, когда он занимается чем-то в спокойной обстановке. Обратите внимание, чтобы было видно лицо, а не только склоненная макушка.
  2. Сфотографируйте ребенка в полный рост сверху. Следите, чтобы ноги, руки и голова не были отрезаны.
  3. А теперь буквально лягте на пол и сделайте снимок снизу. Сравните два кадра. Какие выводы можно сделать? Как меняются пропорции тела в зависимости от точки съемки?
  4. Просмотрите ваши фотографии из архива. Какие типичные ошибки вы допускаете чаще всего?

ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ

  1. Сделайте фоторепортаж «Один день из жизни моего ребенка» начиная с того момента, когда он просыпается, заканчивая сказкой на ночь. Какие интересные моменты вам удалось поймать?
  2. Сфотографируйте ребенка в движении, сделайте так, чтобы это было видно на фотографии.