Первый воздушный таран великой отечественной. Олимпиада по истории авиации и воздухоплавания

Ровно 75 лет назад, в ночь на 7 августа 1941 года, младший лейтенант Виктор Талалихин одним из первых в советской авиации совершил ночной таран вражеского бомбардировщика. Воздушная битва за Москву только начиналась.

Зловещий самолет

В эту ночь заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка ПВО Виктор Талалихин получил приказ перехватить противника, который шел на Москву. На высоте 4800 метров младший лейтенант настиг вражеский самолет, молниеносно зашел к нему в хвост и начал по нему стрелять.

Однако сбить дальний бомбардировщик "Хейнкель-111" было непросто. Из пяти членов экипажа трое боролись с истребителями. Подфюзеляжный, задний и боковой стрелки в полете постоянно держали в поле зрения свой сектор обстрела и в случае появления цели открывали по ней яростный огонь.

Зловещий силуэт "Хейнкеля-111" был хорошо знаком жителям Польши, Дании, Норвегии, Франции, Великобритании. Этот бомбардировщик считался одним из основных в люфтваффе и принимал активное участие во всех военных кампаниях Третьего рейха в Европе. Он принял активное участие и в нападении на СССР с самых первых минут.

Лишить СССР Москвы

В 1941 году немцы попытались разбомбить Москву. Они преследовали две стратегические задачи: во-первых, лишить Советский Союз крупнейшего железнодорожного и транспортного узла, а также центра управления войсками и страной. Во-вторых, они надеялись помочь своим наземным войскам сломить сопротивление защитников Москвы.

Эта задача была возложена Гитлером на командующего 2-м воздушным флотом Германии фельдмаршала Альберта Кессельринга. Это оперативное соединение численностью в 1600 самолетов поддерживало наступление группы армий "Центр", чьей главной целью, согласно плану "Барбаросса", была советская столица.

У экипажей бомбардировщиков был обширный боевой опыт ударов по крупным городам, в том числе в ночное время.

Неприятные сюрпризы для люфтваффе

Оружие победителей: особые, секретные, универсальные "Катюши" Первый залп знаменитые "Катюши" сделали 75 лет назад, а потом все годы Великой Отечественной эти реактивные установки были палочкой-выручалочкой для пехоты и танкистов. Историю разработки и применения "Катюш" напоминает Сергей Варшавчик.

Фюрер потребовал от летчиков "нанести удар по центру большевистского сопротивления и воспрепятствовать организованной эвакуации русского правительственного аппарата". Сильного сопротивления не предвиделось, а потому военное и политическое руководство Германии было уверено в своем скором параде на Красной площади.

В ночь на 22 июля 1941 года состоялся первый налет на Москву. Немцы обнаружили, что у русских много зенитных орудий, аэростатов заграждения, которые установлены куда выше, чем обычно, и немало истребительной авиации ПВО, активно действовавшей и ночью.

Понеся ощутимые потери, пилоты люфтваффе стали подниматься на новую высоту. Активно участвовали в массированных налетах и "Хейнкели-111".

Трофеи 177-го истребительного полка

Командование ВВС Германии не вынесло урока из воздушной битвы за Британию в 1940 году, в которой немцы лишились двух с половиной тысяч самолетов. Из них почти 400 "хейнкелей-111". Как азартный игрок, в сражениях над Москвой нацисты ставили на свою удачу, игнорируя боевой потенциал противника.

Между тем истребительный полк ПВО под командованием майора Михаила Королева, в котором служил Талалихин, открыл боевой счет вражеским потерям 26 июля 1941 года.

В этот день заместитель командира полка капитан Иван Самсонов сбил немецкий бомбардировщик. Вскоре у этой воинской части появились и другие "трофеи".

Молодой, но опытный летчик

"Непробиваемый" "Хейнкель-111", с которым встретился в ночном бою Талалихин, не успел сбросить бомбы на цель и стал уходить. Один из его моторов загорелся. Советский летчик продолжал стрелять, но вскоре авиапулеметы замолчали. Он понял, что патроны кончились.

Тогда младший лейтенант принял решение таранить вражеский самолет. В свои почти 23 года Виктор имел невысокое звание, но к началу Великой Отечественной войны он был уже опытным пилотом. За его плечами была советско-финская война 1939/40 годов и орден Красной Звезды за четыре сбитых финских самолета.

Там молодой пилот воевал на морально устаревшем биплане И-153, прозванном "Чайкой". Однако в первом же бою одержал воздушную победу. Другой вражеский самолет был сбит им, когда Талалихин прикрывал своего командира Михаила Королева.

Не дать гадам уйти

В молниеносной схватке в ночном московском небе, когда советский летчик направил свой самолет на таран, его руку внезапно обожгло. Один из вражеских стрелков ранил его.

Позднее Талалихин рассказывал, что "принял решение жертвовать собой, но не упустить гада". Он дал полный газ и своим самолетом врезался в хвост противника. "Хейнкель-111" загорелся и беспорядочно начал падать вниз.

Поврежденный истребитель И-16 после страшного удара потерял управление, и Талалихин покинул его на парашюте. Он приземлился в речку Северку, откуда ему помогли выбраться местные жители. Весь немецкий экипаж погиб. На следующий день Виктор Васильевич Талалихин был удостоен звания Героя Советского Союза.

Адская ПВО

Потеряв за короткое время 172 самолета "Хейнкель-111" (не считая значительного числа бомбардировщиков других типов), к десятым числам августа 1941 года германская авиация отказалась от тактики налета большими группами с одного или двух направлений.

Теперь пилоты люфтваффе старались "просочиться" в Москву с разных сторон и часто нападали на цель, заходя по очереди, один за другим. Им приходилось напрягать все свои силы и умение в борьбе с адской для нацистов противовоздушной обороной столицы СССР.

Апогея воздушная борьба достигла осенью 1941 года, когда на подступах к Москве развернулась грандиозная наземная битва. Немцы перебазировали свои аэродромы поближе к городу и смогли увеличить интенсивность боевых вылетов, перемежая ночные налеты с дневными.

Гибель в бою

В ожесточенных схватках поредели ряды 177-го истребительного авиационного полка. 27 октября 1941 года в воздушном бою погиб Виктор Талалихин, а 8 декабря не стало Ивана Самсонова.

Однако и немцы несли ощутимые потери, прорываясь сквозь стену зенитного огня и отбиваясь от советских истребителей. За период с 26 июля 1941 года по 10 марта 1942 года к городу прорвалось 4% вражеских самолетов. За этот период средствами ПВО Москвы было уничтожено свыше тысячи самолетов противника.

Те из экипажей немецких бомбардировщиков, кому удавалось сбросить бомбы, делали это хаотично, торопясь поскорее освободиться от груза и уйти из зоны обстрелы.

Провал воздушного блицкрига

Британский журналист Александр Верт, который находился в СССР с начала Великой Отечественной войны, писал, что в Москве шрапнель зенитных снарядов барабанила по улицам, точно град. Десятки прожекторов освещали небо. В Лондоне ему не приходилось ни видеть, ни слышать ничего подобного.

От зенитчиков не отставали и летчики, причем не только истребители. Например, командир эскадрильи 65-го штурмового авиационного полка лейтенант Георгий Невкипелый за свои 29 боевых вылета сжег не только шесть вражеских самолетов, но и несколько танков, и более сотни автомашин с пехотой.

Он пал смертью храбрых 15 декабря 1941 года и посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза. Мощность противовоздушной обороны столицы Советского Союза оказалась в целом непреодолимой для люфтваффе. Воздушный блицкриг, на который рассчитывали летчики Геринга, провалился.

Таран (воздушный)

Плакат времён Первой мировой войны «Подвиг и гибель лётчика Нестерова»

Нередки были случаи, когда повреждённый самолёт направлялся лётчиком на наземную или водную цель (Гастелло, Николай Францевич , Грибовский, Александр Прокофьевич). В японских войсках времён Второй мировой войны существовали специальные подразделения камикадзе - лётчики таранили корабли противника на самолётах, начинённых взрывчаткой.

18 июля 1981 года - советский перехватчик Су-15ТМ (пилот - Куляпин, Валентин Александрович) совершил таран транспортного самолёта CL-44 (номер LV-JTN, авиакомпания «Transportes Aereo Rioplatense», Аргентина), совершавшего тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив - Тегеран и непреднамеренно вторгшегося в воздушное пространство СССР над территорией Армении . Все 4 члена экипажа CL-44 погибли, включая подданного Великобритании. Куляпин успешно катапультировался, хотя, по его позднейшим воспоминаниям, самолёт слушался рулей, двигатель работал, так что можно было попробовать дотянуть до аэродрома и приземлиться. За таран награждён орденом Красного Знамени . Это второй случай тарана реактивным самолётом нарушителей границы в истории советских ВВС.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Таран (воздушный)" в других словарях:

    Один из приёмов воздушного боя. Заключается в нанесении удара винтом или крылом самолёта по вражескому самолёту (после израсходования боезапаса). Является наивысшим проявлением мужества и воли лётчика. Первый Т. в. самолётом совершён русским… … Энциклопедия техники

    таран воздушный Энциклопедия «Авиация»

    таран воздушный - таран воздушный — один из приёмов воздушного боя. Заключается в нанесении удара винтом или крылом самолёта по вражескому самолёту (после израсходования боезапаса). Является наивысшим проявлением мужества и воли лётчика. Первый Т. в.… … Энциклопедия «Авиация»

    ТАРАН, в военном деле орудие, приспособление или боевой прием предназначенный для разрушения защитных сооружений, кораблей, самолетов, танков и иной техники противника. В древности тараном называли осадное орудие, применявшееся для разрушения… … Энциклопедический словарь

    Воздушный бой … Википедия

    Основная форма действий истребительной авиации. Воздушный бой ведется одиночными летательными аппаратами (одиночный бои) или группами летательных аппаратов (групповой бой) с целью уничтожения противника или отражения его атак. Разновидность… … Морской словарь

    Почтовая марка СССР 1943 г. с картиной ночного тарана Талалихина Таран приём авиационного боя, предназначенный для выведения из строя самолёта или дирижабля противника путём столкновения или срезания лопастями винта рулевых плоскостей (в случае… … Википедия

Не поможет теперь ни Завет, ни Коран.
Что давить на пустую гашетку?..
Впереди самолёт — я иду на таран,
Мозгом чувствуя каждую клетку.
Морозовлит

В оздушный таран второй мировой - не всегда жест отчаяния и героического самоубийства.
У опытного советского летчика это вид боя, маневр при выполнении которого противник погибал, а летчик и его машина оставались невредимыми.

5 ноября 1941 года в боевые части германских ВВС поступил циркуляр рейхсмаршала Геринга, который требовал: «…не приближаться к советским самолетам ближе, чем на 100 метров во избежание тарана». Такое решение было принято по указанию Гитлера после длительного «уламывания» командиров авиационных частей, считавших подобную «тактику» унизительной для прославленных асов рейха. Ведь совсем недавно сам фюрер говорил им: «Славяне никогда ничего не поймут в воздушной войне — это оружие могущественных людей, германская форма боя». «Никто и никогда не сможет добиться преимущества в воздухе над германскими асами!» — вторил командующий фашистскими ВВС Геринг.

Но воздушные тараны первых дней войны заставили забыть эти хвастливые речи. И это было первое посрамление «германской формы боя» и первая моральная победа советских летчиков.


До 22 июня 1941 года фашистским летчикам не приходилось встречаться в Европе с таким тактическим приемом как воздушный таран. Зато в первый же день нападения на СССР «Люфтваффе» потеряли сразу 16 самолетов в результате таранных атак советских летчиков.

22 июня 1941 года в 4 часа 25 минут утра в районе города Дубно Ровенской области был произведён первый воздушный таран Второй мировой войны.

Его совершил уроженец деревни Чижово Щелковского района (ныне входит в черту города Фрязино) Московской области заместитель командира эскадрильи 46-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Иван Иванович Иванов.

На рассвете 22 июня 1941 года старший лейтенант Иванов вылетел по боевой тревоге во главе звена И-16 на перехват группы немецких самолётов, приближающихся к аэродрому Млынов. В воздухе наши лётчики обнаружили 6 бомбардировщиков Хe-111. Иванов повёл звено в атаку на врага. Стрелки «хейнкелей» открыли огонь по истребителям. Выйдя из пикирования, наши самолёты повторили атаку. Один из бомбардировщиков был подбит. Остальные, сбросив беспорядочно бомбы, стали уходить на запад. После атаки оба ведомых пошли на свой аэродром, так как, маневрируя, израсходовали почти всё горючее. Иванов тоже решил идти на посадку. В это время над аэродромом появился ещё один Хe-111. Иванов ринулся ему навстречу. Вскоре у него кончились боеприпасы и было на исходе горючее. Тогда, чтобы предотвратить бомбардировку аэродрома, Иванов пошёл на таран. От удара «хейнкель», пилотируемый, как потом выяснилось, унтер-офицером Х.Вольфейлем, потерял управление, врезался в землю и взорвался на своих бомбах. Весь экипаж при этом погиб. Но и самолёт Иванова был повреждён. Из-за малой высоты пилот не смог воспользоваться парашютом и погиб.

2 августа 1941 года старшему лейтенанту Иванову И.И. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Примерно в то же время, что Иванов, у польского города Замбрув Дмитрий Кокорев тараном сбил фашистского разведчика, уходящего на запад с отснятой фотопленкой. Потом советский летчик совершил вынужденную посадку и пешком вернулся в свой полк.

В 5.15 под Галичем, уничтожив огнем один «юнкерс», таранил второй Леонид Бутелин. Советский легчик погиб, но бомбы врага не упали на боевые позиции наших войск.

В 5.20, отражая налет вражеских самолетов на Пружаны, близ Бреста, сбил Хе-111, а второй уничтожил тараном своего горящего «ястребка» смертельно раненный Степан Гудимов.

Между шестью и семью часами утра таранным ударом сразил фашистский самолет Василий Лобода в районе Шавли в Прибалтике. Погиб…

В 7.00 над аэродромом в Черляны, сбив самолет противника, таранил второй и погиб смертью героя Анатолий Протасов.

В 8.30, отогнав группу «юнкерсов» от аэродрома и продолжая патрулирование над ним, Евгений Панфилов и Георгий Алаев вступили в бой с группой «мессеров», и когда самолет Алаева был подбит, а у Панфилова кончился боезапас, он пошел на таран, отогнав этим врагов от аэродрома. Сам приземлился на парашюте.

В 10.00 в неравном бою над Брестом (четверо наших самолетов против восьми фашистских) таранил врага Петр Рябцев, вскоре снова поднявшийся в небо.

Список героических таранов первого дня войны продолжили на разных участках фронта, Александр Мокляк над Бессарабией, Hиколай Игнатьев в районе Харькова, Иван Ковтун над городом Стрый…

22 июня 1941 летчик Андрей Степанович Данилов в одиночку принял бой с девятью вражескими самолетами. Ему удалось сбить два бомбардировщика, но в это время появились вражеские истребители. Фашистский снаряд попал в крыло «чайки», осколком был ранен Данилов. Часы, лежавшие в нагрудном кармане, спасли ему жизнь, защитили от пули. Летчик видел самоуверенное лицо немецкого пилота и понимал, что его самолет скоро будет расстрелян фашистами. И тогда Данилов, растратив все боеприпасы, направил свою «чайку» на противника и таранил винтом крыло «мессершмитта».

Вражеский истребитель начал падать. «Чайка» тоже потеряла управление, но отчаянным усилием воли опытный летчик Данилов, истекая кровью, вывел самолет в горизонтальный полет и с убранным шасси сумел посадить его на поле с рожью.

Первый воздушный таран в небе Подмосковья совершил заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса войск ПВО младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин. В ночь на 7 августа 1941 года на И-16 в районе Подольска он сбил бомбардировщик Хe-111. 8 августа 1941 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Первый таран самолётом механизированной колонны противника совершил житель подмосковного села Хлебниково (ныне входит в черту города Долгопрудный), в годы войны — командир эскадрильи капитан Николай Францевич Гастелло.

26 июня 1941 года в район Молодечно вылетело звено под командованием капитана Гастелло, состоящее из двух тяжёлых бомбардировщиков ДБ-3ф. Вторым самолётом управлял старший лейтенант Фёдор Воробьёв, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас. Во время атаки скопления немецкой техники самолёт Гастелло был подбит. Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни извлекли трупы лётчиков из самолета и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.

5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро впервые был упомянут подвиг Гастелло: «Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя».

26 июля 1941 года Гастелло было присвоено звание Героя Советского Сроюза. В Долгопрудном рядом со школой № 3, носящей имя Николая Гастелло, Герою установлен памятник.

Известный факт, первые авиаторы не воевали в небе, а приветствовали друг-друга.
В 1911 году и французы и русские одновременно оборудовали самолеты пулеметами и понеслась эра воздушных боев. При отсутствии патронов пилоты применяли таран.

Таран — приём авиационного боя, предназначенный для вывода из строя самолета противника, наземной цели или зазевавшегося пешехода.
Впервые был применен Пётром Нестеровым 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика.

Существуют несколько видов таранов: удар шасси по крылу, удар пропеллером по хвостовому оперению, удар крылом, удар фюзеляжем, удар хвостом (таран И. Ш. Бикмухаметова)
Таран, совершённый И. Ш. Бикмухаметовым во время Великой Отечественной войны: выйдя в лоб противнику с горкой и виражом Бикмухаметов нанёс удар хвостом своего самолёта по крылу противника. В результате противник потерял управление, сорвался в штопор и разбился, а Бикмухаметов смог даже довести свой самолёт до аэродрома и благополучно приземлиться.
Таран В. А. Куляпина таран С. П. Субботина, таран на реактивном истребителе, применён в воздушном бою в Корее. Субботин попал в ситуацию, когда его на снижении догонял противник. Выпустив тормозные щитки, Субботин сбросил скорость, фактически подставив свой самолёт под удар. В результате столкновения противник был уничтожен, Субботин успел катапультироваться и остался жив.

1

Первым воздушный таран применил Пётр Нестеров 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика.

2


За время войны сбил 28 самолётов противника, из них один в группе, а 4 самолёта сбил тараном. В трёх случаях Ковзан на своём самолёте МиГ-3 возвращался на аэродром. 13 августа 1942 года на самолёте Ла-5 капитан Ковзан обнаружил группу бомбардировщиков и истребителей противника. В бою с ними он был подбит, получил ранение глаза, и тогда Ковзан направил свой самолёт на вражеский бомбардировщик. От удара Ковзана выкинуло из кабины и с высоты 6000 метров с не полностью раскрывшимся парашютом он упал в болото, сломав ногу и несколько рёбер.

3


Нарпавил поврежденный самолет на назменую цель. Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолета и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика. Подвиг Гастелло был в некоторой степени канонизирован. Первый таран в истории Великой Отечественной войны совершил советский лётчик Д. В. Кокорев 22 июня 1941 года приблизительно в 4 часа 15 минут (длительное время автором первого тарана в истории Великой Отечественной считался И. И. Иванов, но на самом деле он совершил свой таран на 10 мин. позже Кокорева)

4


На лёгком бомбардировщике Су-2 сбила один немецкий истребитель Me-109, второй таранила. От удара крылом по фюзеляжу «мессершмитт» разломился пополам, а Су-2 взорвался, при этом лётчицу выбросило из кабины.

5


Первый 7 августа 1941 года применил ночной таран, сбив около Москвы бомбардировщик He-111. При этом сам остался жив.

6


20 декабря 1943 года в своём первом воздушном бою, уничтожил два американских бомбардировщика Б-24 «Либерейтор» — первый из пулемёта, а второй воздушным тараном.

7


13 февраля 1945 в южной части Балтийского моря при атаке концевого транспорта водоизмещением 6000 тонн в самолёт Носова В. П. попал снаряд, самолёт стал падать, но лётчик направил свой горящий самолёт прямо в транспорт и уничтожил его. Экипаж самолета погиб.

8


20 мая 1942 года вылетел на самолёте И-153 на перехват вражеского разведчика Ju-88, фотографировавшего военные объекты в городе Ельце Липецкой области. Подбил самолет противника, однако тот остался в воздухе и продолжал полет. Барковский нарпавил свой самолет на таран и уничтожил Ju-88. Пилот погиб при столкновении.

9


28 ноября 1973 года на реактивном истребителе МиГ-21СМ совершил таран F-4 «Фантом» ВВС Ирана (при нарушении последним Государственной границы СССР в районе Муганской долины АзССР) капитаном Г. Елисеев погиб.

10 Куляпин Валентин (Таран Куляпина)


Совершил таран транспортного самолёта CL-44 (номер LV-JTN, авиакомпания «Transportes Aereo Rioplatense», Аргентина), совершавшего тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив - Тегеран и непреднамеренно вторгшегося в воздушное пространство Армении.

Таран как прием воздушного боя никогда не являлся и не будет являться основным, так как столкновение с противника очень часто приводит к разрушению и падению обеих машин. Таранный удар допустим лишь в ситуации, когда у пилота не остается иного выбора. Впервые подобную атаку выполнил в 1912 году знаменитый пилот Петр Нестеров, сбивший австрийский -разведчик. Его легкий «Моран» ударил сверху тяжелый вражеский «Альбатрос», на котором находились пилот и наблюдатель. В результате атаки оба самолета были повреждены и упали, Нестеров и австрийцы погибли. В то время на самолеты еще не устанавливали пулеметов, поэтому таран был единственным способом сбить вражеский аэроплан.

После гибели Нестерова тактика таранных ударов была тщательно проработана, пилоты стали стремиться сбить вражеский самолет, сохранив свой. Основным способом атаки стал удар лопастями воздушного винта по хвостовому оперению самолета противника. Быстро вращающийся пропеллер повреждал хвост самолета, что приводило к потере его управляемости и падению. При этом пилотам атакующих машин нередко удавалось благополучно посадить свои самолеты. После замены погнутых винтов машины снова были готовы к полетам. Применялись и другие варианты – удар крылом, килем , фюзеляжем, шасси.

Особенно сложными были ночные тараны, так как в условиях плохой видимости выполнить удар очень трудно. Впервые ночной воздушный таран применил 28 октября 1937 в небе Испании советский Евгений Степанов. Ночью над Барселоной на «И-15» ему удалось таранным ударом уничтожить итальянский бомбардировщик «Савойя-Маркетти». Так как Советский Союз официально не принимал участия в гражданской в Испании, о подвиге летчика долгое время предпочитали не говорить.

В ходе Великой Отечественной первый ночной воздушный таран выполнил летчик-истребитель 28-го истребительного Петр Васильевич Еремеев: 29 июля 1941 года на самолете «МиГ-3» он таранным ударом уничтожил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88». Но более известным стал ночной таран летчика-истребителя Виктора Васильевича Талалихина: в ночь на 7 августа 1941 года на самолете «И-16» в районе подмосковного Подольска он сбил немецкий бомбардировщик «Хeйнкель-111». Битва за Москву была одним из ключевых моментов войны, поэтому подвиг летчика стал широко известен. За проявленные мужество и героизм Виктору Талалихину были вручены Орден Ленина и Золотая Звезда Героя Советского Союза. Погиб он 27 октября 1941 года в воздушном бою, уничтожив два самолета противника и получив смертельное ранение осколком разорвавшегося снаряда.

В ходе боев с фашистской Германией советские пилоты выполнили более 500 таранных атак, некоторые летчики применяли этот прием несколько раз и оставались живы. Применялись таранные удары и позднее, уже на реактивных машинах.