Пименов картины с названиями. Русские художники. Пименов Юрий Иванович. Пименов Юрий Иванович: биография

Биография

Выдающийся живописец, график, монументалист, театральный художник и педагог. Член союза художников СССР. Народный художник СССР (1970). Действительный член АХ СССР (1962). Лауреат Ленинской (1967) и двух Сталинских премий (1947, 1950).

Родился, учился и работал в Москве. С 1920 по 1925 учился в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемасе) у Владимира Фоворского, Сергея Малютина, Вадима Фалилеева и Дмитрия Кардовского. С 1923 работал в журналах «Самолет», «Красная нива», «Советский экран» и других. Некоторые рисунки были выполнены совместно с Андреем Гончаровым под псевдонимом «Пиго».

В 1925 году вместе с группой студентов Вхутемаса Пименов организовал и стал учредителем легендарного Общества станковистов (ОСТ), в 1931 – перешел в объединение «Изобригада» . С 1926 – работает как художник-постановщик в нескольких московских театрах. С 1928 по 1931 год был членом объединения работников революционного плаката (ОРРП). В это время он создаёт свои лучшие политические и индустриальные плакаты: «Мы строим социализм» (1927), «Трудящийся Востока. Не забывай о страданиях твоих зарубежных братьев! Вступай в МОПР!» (1927), «Все на смотр» (1929), «За промфинплан. За пятилетку в 4 года. Против религии» (1930). Позже исполняет киноплакаты: «Новый Гулливер» (1935), «Пышка» (1935), «Женитьба» (1936), «Романс о влюбленных» (1974).

Как и многие «остовцы» Георгий Пименов, в 20-х годах испытал сильное влияние немецкого экспрессионизма, что во многом объясняет драматизм, остроту и некоторую экзальтированность его лучших работ этих лет («Инвалиды войны» 1926, «Футбол» 1926, «Пианист» 1926, «Даешь тяжелую индустрию!» 1927, «Взятие английского блокгауза (Северный фронт)» 1928, «Солдаты переходят на сторону революции» 1932).

В них художник намеренно искажает человеческие фигуры, обостряет характеры и подчеркивает позы, часто эти преувеличения доходят до гримасы. Эти внесённые деформации Пименов умело увязывает со строгими линиями и формами городского или индустриального пейзажа выполненного с безукоризненным соблюдением пропорций и линейной перспективы. Ловко компонует статические и движущиеся фигуры, смело использует сопоставления крупных и дальних планов. Такая антитеза усиливает экспрессивную выразительность его работ.

В «остовский» период Пименов увлечен в первую очередь спортивно-индустриальной темой. В своих графических работах он активно использует прием обобщения в обыденных бытовых сценах, убирает лишние детали и тем самым усиливает монументальность произведения. При этом неизбежно возникает схематичность, которая, придает работам художника некоторою экстравагантную формальность («НЕП. В ресторане» 1927, «Танец Чарльстон» 1928, «Бега» 1928, «Художники в мастерской. Ю. И. Пименов и А. Д. Гончаров» 1928, «Катя» кон. 1920-х, «Скачки» 1929). Эта рациональность придает работам Пименова особую привлекательность, кстати, это качество в той или иной степени присуще многим художникам ОСТа (А. Дейнека , А. Гончаров, Е. Зернова и другие).

С 1930-х годов в творчестве художника наступает лирическая полоса. И художник перешёл к обновлённому импрессионизму, исповедуя творческий принцип «прекрасного мгновения», лёгкого и артистичного образа-впечатления. («Актриса» 1935, «Новая Москва» 1937, «Новые кварталы» 1963–1967).

Известен Пименов и как театральный художник. Для Ленкома он оформил спектакль «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1943), для московского Малого театра – «Волки и овцы» А.Н.Островского (1941), «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренева (1946), для Центрального театра Советской Армии – «Степь широкая» Н. Г. Винникова (1949) и других театров. Преподавал во ВГИКе в Москве с 1945 по 1972 годы.

Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Российской государственной библиотеке (РГБ), Институте русского реалистического искусства (ИРРИ) и других музеях Москвы, Русском музее Санкт-Петербурга, Харьковском художественном музее, крупных региональных музеях бывшего Советского Союза.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Творчество художника Ю.Пименова и в наше время завораживает и поклонников западного и современного искусства, и убежденных сторонников идей академического реализма (соцреализма)

Трагическая или веселая, задумчивая или озорная -
действительность стоит
за каждым поворотом улицы,
за каждым окном и за каждой дверью...

Ю. Пименов

XX век в истории отечественного искусства - время сложное. Было разное: революции (авангард), контрреволюции (например, ОСТ), реакция (АХР), официальное (СХ и соцреализм), тихое и другое искусство. Яростно спорили об идеологии и эстетике искусства, отстаивали свои взгляды и не думали о последствиях. И в этом бурном море идеологических несоответствий нечто общее для непримиримых, казалось бы, адептов старого и нового, а позже формалистического и традиционного искусства возникало редко. Одной из таких точек соприкосновения было творчество Юрия Ивановича Пименова . Ему удалось практически немыслимое: оставаясь верным себе, он создавал работы, которые понимали и принимали все. Наполненные живым, пульсирующим светом, движением, динамичные и по-своему изящные, его картины до сих пор завораживают и поклонников западного и современного искусства, и убежденных сторонников идей академического реализма (соцреализма).

Родился будущий художник 13 (26) ноября 1903 года в Москве, в семье помощника присяжного поверенного Ивана Васильевича Пименова и Клавдии Михайловны Пименовой, происходившей из московского купеческого рода Бабаниных.

В 7 лет мальчика отдали учиться 10-ю московскую гимназию; там юный Пименов не ладил с математикой, но с удовольствием занимался рисованием. Как ни странно, отец-юрист совсем не возражал - напротив, он, всегда интересовавшийся литературой и рисованием, по мере возможности поощрял и поддерживал творческие наклонности сына. В 1915 году по рекомендации гимназического учителя рисования Алфёрова Пименова-младшего устроили в Замоскворецкую школу рисования и живописи. «Учась в гимназии, я с двенадцати лет начал ходить в воскресную школу рисования и живописи. Честно рисовал гипсы, - вспоминал позже Пименов. - Художником решил стать обязательно... Дома я рисовал пейзажи и срисовывал с открыток Серова , Сомова ».

Размеренная детская жизнь (гимназия - художественная школа - домашние занятия) закончилась в 1917 году; теперь после занятий в школе подросток отправлялся на работу в Жилищно-земельный отдел Замоскворецкого Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Как только позволили обстоятельства, Пименов, верный своему решению стать художником, вернулся к занятиям изобразительным искусством. В начале 1920 года он показал С. В. Малютину, тогда уже известному мастеру, свои работы - рисунки, этюды и копии, после чего Малютин взял его заниматься в свою мастерскую. 1920–1924 годы - время учебы во Вхутемасе: «Я учился у Малютина , Шемякина , Фалилеева и очень благодарен им. Но большее вхутемасовское время я проучился у Фаворского и - может быть, без права - хочу считать себя его учеником... Владимир Андреевич Фаворский был огромный и необычайно светлый человек. Ему присущи высокое благородство, мужественность, подлинная человечность» (Ю. Пименов).

Судя по всему, помимо личных качеств, молодому художнику в Фаворском импонировало и стремление последнего к предельной светоносности и сложности построения пространства в работах - именно эти вопросы, а не тема и не композиция картины были самыми важными для Пименова в те годы. Представитель передового искусства первой половины 1920-х, имеющего целью прежде всего агитацию изобразительными средствами, автор вполне стандартно-репортажных по сюжету работ - «Бокс» (1924), «Лыжники» (1925), «Бега» (1928) и т. п. - в первую очередь он был озадачен тем, как приемами станковой живописи максимально передать иллюзию света, объема и пространства, тот поражающий эффект присутствия, который сегодня является своеобразной визитной карточкой многих его живописных и графических работ. Возможно также, что не последнюю роль в стремлении вовлечь зрителя в пространство своих картин сыграла его многолетняя работа в журнальной графике (с 1923 года художник делал иллюстрации для журналов «Самолет», «Красная нива», «30 дней», «Советский экран», «Прожектор» и др.).

Однако станковая живопись для Пименова в этот период все же была на первом месте. Его интересовала картина и ее возможности. И в своих художественных поисках Юрий Пименов был не одинок; большое влияние на формирование его творческих воззрений оказали его друзья-единомышленники, учившиеся во Вхутемасе вместе с ним: Андрей Гончаров , Александр Дейнека , Пётр Вильямс , Сергей Лучишкин . «Первые годы Вхутемаса. Первая встреча на первом курсе с Андреем Гончаровым, с которым мы сразу поругались, а потом всю жизнь дружили, правда, всегда продолжая спорить... Саша Дейнека... Нас в ту пору связывала большая дружба, и ведь это было немудрено. Когда мы смотрим ранние, первые картины Дейнеки, молодость нашего государства и молодость нашего поколения стоят перед глазами» (Ю. Пименов). На Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства (1924) среди другой вхутемасовской молодежи даже была представлена «Группа трех» в составе Александра Дейнеки, Андрея Гончарова и Юрия Пименова: «Это действительно, очень однородная группа, о членах которой можно говорить сразу обо всех. Их картины полны движения, ни одна фигура не покоится, каждая форма показана в развертывании. Это очень характерная черта урбанизма... На всех на них очень ощутимо влияние В. А. Фаворского... И их мы назвали бы - экспрессионистический реализм» (А. Федоров-Давыдов, 1924) .

Спустя некоторое время эта группа стала ядром, вокруг которого образовалось знаменитое общество художников-станковистов (ОСТ), создавшее целое отдельное направление в русском искусстве первой половины ХХ века. Известный художественный критик и искусствовед Яков Тугендхольд в своей статье «По выставкам» (1925) писал: «Еще не так давно наша левая молодежь, перегибая палку, совершенно бойкотировала живопись во имя производства утилитарных конструкций или в лучшем случае допускала чисто-отвлеченные живописные искания… молодежь, составляющая основу ОСТа, пришла к убеждению, что картина как таковая вовсе не изжила свой век, что именно она находит отклик в душе массового зрителя, столь широко посещающего музеи».

В период работы ОСТа Пименов захвачен в первую очередь спортивно-индустриальными мотивами. В своих работах он монументализирует в общем-то бытовые сцены, отсекает все лишнее и возводит изображенное на полотне в степень абсолюта, используя прием изобразительного монтажа. При таком взгляде на окружающее неизбежна некая схематичность (графичность), которая, однако, придает работам Пименова необходимую для правильного баланса восприятия чистоту и условность, уравновешивая таким образом иногда излишне реалистичное и осязаемое пименовское пространство. К слову, годы спустя самого художника в своих ранних работах не устраивало именно это несовершенство пластики, некоторая холодность, рациональность, а порою несколько схематическая заданность работ, присущая ОСТу.

В 1927 году Юрий Пименов получил премию жюри Выставки художественных произведений к десятилетнему юбилею Октября за картину «Даешь тяжелую индустрию!».

В январе 1931-го раскололся ОСТ; отделившаяся часть его образовала новую группу «Изобригада», в которую вошел и Пименов. Программа нового объединения декларировала: «Наша прежняя практика, протекавшая в условиях старого ОСТа, носила в себе элементы мелкобуржуазного и буржуазного влияния… Порвав с другой частью ОСТа, признав свои ошибки, перед нами стоит задача изжить недостатки… мы считаем, что основой объединения художников должна быть классовая направленность в их творчестве. Поэтому мы будем стремиться к укреплению пролетарского сектора в искусстве…»

Надо сказать, что на выставках ОСТа художественная критика уделяла творчеству Пименова довольно много внимания. Поначалу в основном хвалили, характеризуя его как «превосходного четкого графика» (Ф. Рогинская, 1926) и отмечая, что, например, «в таких вещах, как “Плакаты кино“ и “На взгляд Запада” Ю. Пименова… самый обыденный материал жизни дается в таком подчас неожиданном раскрытии, которое свидетельствует о весьма интенсивной переработке усвоенного материала в образы искусства» (И . Хвойник, 1927) . Однако к концу 1920-х отношение критики изменилось. В 1928 году И. Грабарь отмечает, что художник «как-то мало двигается вперед» , а в 1931-м Г. Геронский в статье «Атака кистью» сетует, что «Ю. Пименов, пытаясь освободиться от формализма, не находит путей…» , и советует ему решительнее рвать с формализмом.

1932–1933 годы - сложный период в жизни художника. Вышло известное «Постановление о перестройке литературно-художественных организаций» (1932), разом прекратившее деятельность всех объединений, в том числе и «Изобригады»; Пименова нещадно клевала критика, он тяжело заболел.

«...Это было мое трудное время.

У меня расползлись нервы, я совсем не мог работать. К тому же меня постигли и профессиональные беды: одну книжку, которую я иллюстрировал, за рисунки признали формалистической, и я оказался без денег и без работы, так как после этой книжки работы в журналах мне не давали, и мы существовали на те деньги, которые стенографией зарабатывала моя жена» (Ю. Пименов).

Все эти события заставили художника по-новому взглянуть на собственное творчество. Как прежде, вдохновение он искал в окружающем его шумном, быстро меняющемся, заново строящемся мире. Но теперь, в 1930-е годы, главной темой его творчества становится город - его стройки, улицы; люди - новые, молодые, жизнерадостные. Вспоминают, что Пименов часами гулял по Москве или мог уехать в один из подмосковных городков и изучать там местные улицы и пейзажи. «Я люблю эти новые кварталы, - рассказывал Пименов. - В их незаконченности, даже в их неполадках живет молодая душа новизны...

Новые города, районы и кварталы рождают свою особенную поэзию, особенный характер жизни. На новом месте начинают разворачивать землю, на строительных площадках появляется медленное и неуклонное движение огромных кранов...

Сколько потом разной жизни придет в эти дома».

В 1937 году Пименов создал одно из самых известных своих произведений - картину «Новая Москва», в которой в полной мере раскрылась обновленная, более светлая, свободная, с почти импрессионистским мазком и светом манера живописи художника.

В период Второй мировой войны Пименов, совместно с еще одним бывшим ОСТовцем, Владимиром Васильевым , работал над Окнами ТАСС, а также создал серии произведений на военную тематику. В 1943 году он был командирован на Северо-Западный фронт, в район Старой Руссы и в Ленинград; другой главной темой в творчестве Пименова в этот период стало изображение героев тыла.

С окончанием войны, в 1945 году Пименов начал преподавать на художественном факультете ВГИКа, а в 1950-м как художник работал на съемках одного из самых ярких по оформлению фильмов послевоенного советского кино - «Кубанские казаки». Работа для театра и кино вообще занимала не последнее место в его жизни. Уже в 1930-х он участвовал в создании около 10 постановок.

«Есть еще одна, очень важная тонкость в моих отношениях с театром… ведь именно театр давал мне много работы в ту, теперь уже давнюю пору, когда моя живопись “не шла”, когда меня прорабатывали за “импрессионистичность” и обвиняли в тысячах несуществующих формалистских грехов.

Тогда театр просто помогал мне жить» (Юрий Пименов).

В 1947 году Пименову была присуждена Государственная премия СССР за оформление спектакля по пьесе Б. А. Лавренёва «За тех, кто в море!» (1946, Малый театр, Москва) и в 1950-м - за оформление спектакля «Степь широкая» Н. Винникова (1949, Центральный театр Советской Армии).

В послевоенные годы в станковой живописи Пименова преобладали пейзажи, а также зарисовки московской жизни, где много внимания он уделял женским персонажам. Его излюбленным мотивом стала тема «женщина - цветы».

Начиная с середины 1950-х годов помимо того, что он преподавал во ВГИКе (до 1972) и работал для театра, Пименов много путешествовал и много писал под впечатлением от увиденных стран. Он всерьез увлекся литературной работой, опубликовал ряд очерков: «Заметки о работе художника» (1955), «Прекрасная простая жизнь» (1956), «В Подмосковье» (1956), «Рассказ о поездке в Лондон» (1962), «В древней и новой Индии» (1962), «Новые кварталы» (1966); написал книги: «Год путешествий» (1960), «Искусство жизни или “искусство ничего”» (1964), «Необыкновенность обыкновенного» (1964), «Цветы» (1970), «Таинственный мир зрелищ» (1974).

1960–70-е годы - время государственного признания. Пименов стал народным художником РСФСР (1962), действительным членом Академии художеств СССР (1962), кавалером ордена Трудового Красного Знамени (1963), лауреатом Ленинской премии (1967) за серию работ «Новые кварталы» (1963–1966), народным художником СССР (1970), кавалером ордена Ленина (1973).

6 сентября 1977 года Юрий Иванович Пименов скончался в Москве, он похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сегодня светоносное творчество Юрия Пименова по-прежнему любимо. Его «Новая Москва» остается одной из самых репродуцируемых работ русских художников первой половины ХХ века; его картины находятся в постоянных экспозициях всех крупных музеев России. А в 2003 году Московский музей современного искусства совместно с Российской Академией художеств и при участии Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительного искусства им. А. С. Пушкина организовали грандиозную ретроспективу, посвященную 100-летию со дня рождения художника.

Его работы ценят и на арт-рынке. Основное число продаж Пименова приходится на Москву, Лондон и Нью-Йорк. На сегодняшний день на открытые аукционные торги было выставлено более 100 его работ, 52 из них - живописные полотна, 47 - графика. Пика продаж (если ориентироваться по ценам) картины Пименова достигали в 2010–2011 годах. Рекордная цена за работу Пименова составляет на сегодняшний день 1 538 500 долларов - столько заплатили за крупноформатный (примерно 2,5 х 1 метр) холст 1950 года «Праздник Первомая» на нью-йоркских торгах Sotheby’s 4 ноября 2010 года. Следующий за ним результат гораздо скромнее - 433 250 фунтов (626 869 долларов) отдали за «Похищение Европы» на Sotheby’s(Лондон) 7 июня 2010 года. Лучший результат 2011 года - 602 500 долларов, которые были заплачены за графику «Пианист» (1926) в ходе торгов того же Sotheby’s в Нью-Йорке 12 апреля.

Речь пойдет о прекрасном человеке и мастере своего дела Пименове Юрии Ивановиче. Он является известным советским графиком, педагогом, живописцем, профессором и сценографом. Мы узнаем подробнее о его биографии, а также познакомимся с его творчеством.

Пименов Юрий Иванович: биография

Герой нашей статьи родился в 1903 году, 26 ноября. Мальчик появился на свет в семье юриста. Мать мальчика была купчихой. В детстве он обучался в Московской гимназии. С 1920 по 1925 год обучался во ВХУТЕМАСе на факультетах живописи и полиграфии. Брал уроки у С. Малютина и В. Фаворского. Начиная с 1923 года, работал в журналах. После того как в 1925 году закончил обучение, стал учредителем Общества станковистов.

Вскоре Пименов открыл себя как художника. В это время он работал декоратором в театре. В этом деле он тоже весьма преуспел, ведь был творческим человеком. Его называли мастером рекламного киноплаката, в котором он прибегнул к использованию элементов станкового искусства.

В 1954 году мужчину избрали членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1962 году он стал ее почетным членом. В 1966 году подписал письмо, направленное Л. Брежневу против исторической реабилитации И. Сталина. Это было письмо 25 деятелей культуры и науки.

Что касается личной жизни героя нашей статьи, то она у него, конечно, была. Не считая влюбленностей, которые случались в юные годы, мужчина всегда был верен одной и главной женщине в своей жизни - жене Наталье Константиновке Бернадской. Брак влюбленная пара заключила в 1931 году. К сожалению, детей в семье не было.

Умер наш герой в 1977 году, 6 сентября. Похоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище. Родители Пименова были похоронены на Даниловском кладбище.

Сочинения

Пименов Юрий Иванович написал немного сочинений, но каждое из них пробирает до глубины души. Список его произведений краток, зато емок. Писал мужчина с довольно большими перерывами, как для писателя. Однако сам себя вовсе не считал писателем. В 1958 году он написал сочинение «В Подмосковье», которое есть в сборнике его рассказов «Записки художника».

Через два года в СССР вышел его сборник «Год путешествий». В этом же - 1960 - году он издал «Искусство жить или «искусство ничего»». Новый сборник появился только через 8 лет и назывался он «Новые кварталы». В 1974 году - «Таинственный мир зрелищ» .

Пименов Юрий Иванович: картины

Стоит сказать, что в начале творческого пути на Пименова Юрия Ивановича большое влияние оказали мэтры немецкого экспрессионизма. И это заметно в его картинах. Стоит только вспомнить ужасно напряженную драматическую атмосферу одной из его лучших картин «Инвалиды войны», которую он написал в 1926 году. На данный момент она, кстати, находится в Государственном Русском музее. Такие же настроения отражены в картине «Даешь тяжелую индустрию!» и «Солдаты переходят на сторону революции». Последняя картина находится в Третьяковской галерее.

С течением времени художник Пименов Юрий Иванович изменил свои воззрения. Он стал последователем обновленного импрессионизма. Основной для него стало воспевание «прекрасного момента», который так чудесен и так короток. Картины его стали отражать более легкие и вдохновленные образы.

Две самые известные картины нашего героя - это «Новая Москва», написанная в 1937 году, а также «Фронтовая дорога» (1944 год).

Награды

Пименов Юрий Иванович имел ряд наград. Он был признан заслуженным деятелем искусств и народным художником СССР. Имел Ленинскую премию за серию картин под названием «Новые кварталы», которую он писал с 1963 по 1967 год. Также был отмечен двумя второй степени. Первая была дана ему за оформление «За тех, кто в море!» - спектакля Вторую премию Пименов получил за оформление «Степи широкой» - спектакля Н. Винникова. Он был награжден орденами - Трудового Красного Знамени и Ленина, а также серебряной медалью от Министерства культуры СССР и золотой медалью с Дипломом первой степени АХ СССР.

Мы узнали о жизни Пименова Юрия Ивановича, а также познакомились с его творчеством. В статье также представлены некоторые его картины. По послужному списку этого человека становится понятно, что он был очень талантливым и трудолюбивым, ведь преуспевал в каждом деле, за которое брался. Всю свою жизнь он прожил с единственной любимой женщиной и оставался ей верен до последних дней. Известный советский деятель искусства заслуживает не только уважения, но и памяти.

Пименов Юрий Иванович (1903-1977)

Ю. И. Пименову всегда хотелось быть художником современности, воплощать сегодняшнее, соответствующее духу и облику каждого бегущего дня ощущение жизни. Поэтому он оказался художником очень советским.

В 1924 г. с группой студентов Вхутемаса, где он учился в 1920-25 гг., Пименов участвовал в "Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства", а через год ее участники учредили Общество станковистов (ОСТ). "футбол, бокс, заводская архитектура, подъемные краны - все самоновейшее, самонаисовершенное - это было страстью моей и многих моих товарищей", - вспоминал Пименов.

Но не только тематику, весь строй своего искусства остовцы хотели сделать остросовременным. Таким казался немецкий экспрессионизм, с его резким, порой гротескным изобразительным языком. Пименов пишет "Инвалидов войны", с безглазыми масками вместо лиц (1926), аскетичных скелетоподобных спортсменов ("Бег", 1928) и почти столь же изможденных рабочих на фоне жестко вычерченных паровозов и стальных ферм в плакатной по заглавию и замыслу картине "Даешь тяжелую индустрию!" (1927).

К 1930-м гг. эта напускная суровость исчезает из творчества Пименова. "Я хочу сделать лирическое и нарядное искусство", - объявляет он. Легким, подвижным мазком, светлыми красками пишет он женские портреты ("Портрет Л. А. Ереминой", 1935), подмосковную природу, переливающуюся пестроту вещей и тканей в уборной актрисы ("Актриса", 1935). Радужная поверхность жизни увлекает его: только что отстроенные громады Охотного ряда, стриженый затылок девушки, ее руки на баранке открытой машины, гвоздики у ветрового стекла - все в розово-голубых переливах импрессионистически-нежного колорита ("Новая Москва", 1937).

Потом эту уже широко известную композицию художник демонстративно повторит в изменившейся декорации и суровом колорите "Фронтовой дороги" (1944). Жанр лирического репортажа, сентиментальное любование праздничной суетой городского быта останутся до конца жизни стихией Пименова.
С конца 1950-х гг. главный для него предмет наблюдения и поэтизации - окружающие Москву новые кварталы. Он любуется самой их неоконченностью и необжитостью, временным, еще не устроенным бытом. Работницы моют в луже свои блестящие боты ("Франтихи", 1958), балансируют по переброшенным через грязь трубам юные красавицы ("Первые модницы нового квартала", 1961), торжественно шествуют по дощатому настилу среди размытой дороги молодожены ("Свадьба на завтрашней улице", 1962). Все это он увлеченно наблюдает и все, пытаясь опоэтизировать, приукрашивает. Известен Пименов и своими театральными работами: для московского Малого театра он оформил спектакль "За тех, кто в море!" Б. А. Лавренева (1946), для Центрального театра Советской Армии - "Степь широкая" Н. Г. Винникова(1949).


Живописец, театральный художник, график, народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР Юрий Иванович Пименов (1903–1977) был одним из создателей ОСТ (Общества художников-станковистов, 1925) - целой главы в становлении нового искусства. В его жанровых полотнах, пейзажах, портретах поэтически запечатлены трудовые будни страны и ее героев.

Утренние покупки


Пименов - лирик, когда он изображает родную Москву, радуется новым городским кварталам; лирик, когда рисует пейзаж, снег, ливень, капли дождя на стекле, отражающем дома и людей; он лирик, когда изображает молодежь, энтузиастов и романтиков - строителей, студентов, продавщиц, крановщиков; лирик, когда замечает милые, иногда смешные подробности нового, строящегося, завтрашнего... Наконец, лирик по своей живописной манере, серебристому колориту, лирик в своей любви к ритму, движению, легким и струящимся, поступательным и как бы убегающим формам...


Дороги
Казалось бы, ну что может быть привычнее и обыкновеннее улицы? Едут машины, спешат куда-то пешеходы...
По одной из московских улиц шагал художник Юрий Пименов. Он мало чем выделялся из толпы прохожих. Может быть, спортивной курткой с большими накладными карманами, моложавым видом да маленьким альбомчиком в руке... Художник любуется своим родным городом и без устали рисует его.


...Тридцатые годы прошлого века. Центр столицы в лесах. На месте снесенных двухэтажных домишек Охотного ряда кипит стройка. Москву-реку не узнать - одевают в гранит берега, возводят новые мосты. Кладут асфальт. Начали строительство метро. Метростроевцы - молодые ребята и девчата в касках, в комбинезонах... Передвигают на новые места дома... Город меняется на глазах.


Спор


Стюардесса



Утро в городе


Лирическое новоселье



Новая Москва


Обыкновенное утро



Первые модницы


Перед танцами



Проливной дождь


Свадьба на завтрашней улице


Невеста