План экскурсии в музей. Экскурсия в школьном музее на тему. Целями экскурсии могут выступать

Конспект проведения краеведческой экскурсии в музее.

Тема экскурсии: «Изучая свои истоки»

Цели экскурсии :

    Углубление, расширение и развитие знаний учащихся об истории и культуре родного края.

    Формирование правил поведения в музее.

    Развитие наблюдательности, памяти, мышления

Оборудование : блокноты, ручки, фотоаппарат.

Подготовка учащихся к экскурсии. Перед экскурсией учитель проводит инструктаж о правилах поведения, в музее, обращая внимание на то, что следует передвигаться бесшумно, разговаривать негромко и обсуждать. Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другими посетителями.

Затем сообщается тема и цель экскурсии и проводится предварительная беседа по следующим вопросам.

1. Что такое музей? (Ответы детей)

2. Что мы можем там увидеть? (Ответы детей)

3. Какие бывают музеи? (Ответы детей)

Ход экскурсии:

    Рассказ учителя.

Дорогие ребята! Поселок Гайны – это ваш родной край. Он знаком вам с раннего детства. Вы здесь растете, учитесь быть примерными гражданами своей страны.

Гайны – замечательный уголок земли с неповторимой по красоте природой.

И сегодня я хочу подробнее вам рассказать о возникновении нашего поселка Гайны.

На Каме-реке
Стоит наш поселок
Пусть он не велик,
Но каждому дорог.
Он наша судьба,
Он родина наша.
Весь свет обойти
Не найдешь его краше. (Мышкина А.)

Откуда же, как вы думаете, взялось название поселка - Гайны? (Ответы детей)

В тревожные времена 600 - 700 лет назад родилось имя Гайна, по имени башкирского племени гайна, которое временно захватило богатые берега Камы и прилесье.

Сами коренные жители проще подходят к образованию названия и связывают название со словом "гайно" - беличье гнездо.

Экспонат «Изба крестьянина».

Как вы думаете, как выглядели Гайны раньше? (Ответы детей).

Избы с постройками из круглого, рубленого топором. Обстановка избы отвечает образу жизни крестьянской семьи. Здесь все предельно скромно, строго и целесообразно. Большая печь топилась "по-черному". Кроме нее, все оборудование избы состоит из встроенной в сруб мебели. Вдоль трех стен тянутся лавки, опирающиеся на широкие дощатые ножки - подставки. Над лавками под потолком устроены полки - полавочники. Они защищали низ стен и лавки от сажи. Над низкими дверьми - тесовые полати, на которых обычно спали дети.

Экспонат «Одежда жителей коми-пермяков».

Одежду шили в основном из тканей собственного производства. Льняную однотонную ткань называли холстом, а узорную клетчатую - пестрядью. Среди северных коми-пермяков наиболее употребительной была яркая расцветка.

Повседневной одеждой женщин были сарафаны. Первоначально их называли дубасами, так как использовался холст, окрашенный способом дубления - погружения в раствор красителя, полученного из древесной коры.

Мужской и женской верхней одеждой были шабур, пониток, зипун. Надевали их поверх рубахи и сарафана. Нательная и верхняя одежда обязательно подпоясывалась. Простейшими были пояса плетеные и витые. Костюм коми-пермяков становился самобытным и красочным от узорчатых поясов -кушаков, покромок, тельников. В основе узоров - геометрический рисунок, образованный прямыми линиями, треугольниками, квадратами, ромбами, которые имеют коми-пермяцкие и русские названия: сынан - гребешок, перна - крест, радз - цедилка, катша кок - сорочья нога, тупдсь - оладушка, дзуган - путанка, баран сюр - бараний рог и др. Пояса являлись воплощением духовной жизни народа, запечатленной в смыслах декоративных узоров, в обычае дарить пояса во время свадьбы.

На ногах носили лапти. Зимой надевали шерстяные носки, в лапти стелили солому. В лавке можно было купить коты (обувь из коровьей кожи).

Основным занятием коми-пермяков издавна было: земледелие. Выращивали рожь, ячмень, овес, а в южных районах - пшеницу и просо. Животноводство представлено разведением лошадей, коров, овец, свиней, кур. Коми-Пермяки были искусными рыболовами и охотниками. До нашего времени сохраняется значение собирательства. Все коми-пермяки занимались промыслами и ремеслами.

    Осмотр экспонатов, фотографий, архивов.

    Практическая деятельность: фотографирование

Итог:

Важно ли знать историю своих предков? (ответы детей)

О чем мы с вами вели разговор? (Ответы детей)

Где мы побывали? Что интересного вы увидели? (Ответы детей)

Как первоначально назывался наш поселок? (Ответы детей)

Почему так его назвали? (Ответы детей)

Сколько лет поселку? (Ответы детей)

Изучите узоры коми-пермяков на одежде. Украсьте данный пояс узором коми-пермяков.

Экскурсия в Третьяковскую галерею

Экскурсионное обслуживание осуществляют музеи: естественнонаучные (геологические, ботанические, зоологические, медицинские); исторические (общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические, боевой и трудовой славы); искусствоведческие (русского, национального, зарубежного, народного изобразительного искусства, художественных промыслов, театральные, музыкальные); литературные; технические (политехнические, технические отраслевые -- связи, автомобильные, железнодорожного транспорта, космонавтики и др.), а также мемориальные, экспозиции которых посвящаются выдающимся историческим событиям, государственным, общественным и военным деятелям, деятелям науки, культуры и искусства.

Популярны экскурсии и в так называемые комплексные музеи преимущественно краеведческого профиля, а также музеи-заповедники, в состав которых наряду с экспозициями в закрытых помещениях входят расположенные территории заповедника архитектурные и исторические памятники. В последнее время широкое распространение получили народные музеи, музеи промышленных предприятий, учреждений, учебных заведений, посещение которых обычно включается в краеведческие экскурсии.

Основная функция музеев -- собирание, хранение и пополнение коллекций ценными историческими материалами и памятниками.

Музейные экспонаты хранятся в экспозиционных залах музея или в фондохранилищах и запасниках. В экспозиции, как правило, размещаются наиболее ценные в историческом или художественном отношении памятники или вещи, полнее характеризующие определенную эпоху или события. Хорошо подготовленная экспозиция музея представляет собой основу для успешного проведения экскурсий. Музейные экскурсии, как правило, проводятся сотрудниками отделов научной пропаганды музеев.

Важным моментом подготовки музейной экскурсии, как и городской, является отбор объектов, так как обилие памятников в залах музеев не позволяет останавливаться на их полной характеристике. При отборе экспонатов руководствуются темой и целью экскурсии. Отбираются только те экспонаты, которые отличаются предельной выразительностью и значимостью: уникальные памятники; памятники, не обладающие внешней выразительностью, но необходимые для характеристики важнейших сторон исторического процесса; памятники, отражающие реставрационную, собирательскую и научно-исследовательскую работу музея. В тематической экскурсии осматриваются 2-3, реже 4 зала и в каждом из них 40-50 памятников, в обзорной -- 10-12 залов, но только 5-10 памятников.

В обзорной экскурсии, где освещаются отдельные, наиболее характерные моменты исторического развития, показ памятника или изложение одного вопроса не всегда связаны с предыдущим и последующим моментами экскурсии. В данном случае последовательность показа памятников в обзоре определяется удобством переходов. Фрагментарный показ памятников обусловливает и свойственную обзору форму изложения материала -- тезисную. Здесь невозможно дать последовательное повествование.

В тематических музейных экскурсиях показ памятников зависит от темы, последовательности и очередности подтем. Нарушение последовательности ведет к нарушению смысла экскурсии, поэтому в маршруте иногда допускаются так называемые «петли». В тематических экскурсиях необходимы переходы хронологические и тематические, связывающие содержание залов, разделов и отдельных памятников. Маршрут в музее не имеет длительных пауз. Насыщенность экспозиции материалом на «компактном» маршруте -- одна из отличительных черт экскурсии в музее.

Музейные экскурсии проводятся дифференцированно, с учетом возрастных, образовательных, профессиональных особенностей экскурсионных групп, например для работников искусства можно усилить показ разделов культуры, для группы колхозников подробнее охарактеризовать сельскохозяйственные орудия прошлого. С учетом возраста экскурсантов разрабатываются экскурсии и различной продолжительности: для школьников 4-5-х классов -- 45-50 мин, для 8-10-х -- до 1 ч 30 мин, для взрослых -- 2 ч.

Структура музейных экскурсий обычна: введение, основная часть, заключительная беседа. Музейные экскурсии, как и другие, имеют текст и методическую разработку. Основное правило методики проведения экскурсий-- сочетание показа с рассказом -- применимо и к музейным экскурсиям. В этих показ преобладает над рассказом. Однако, поскольку музейные экспозиции готовятся специально для осмотра, методика их показа упрощается по сравнению с показом объектов в городской экскурсии.

При анализе памятников в музейных экскурсиях чаще всего прибегают к приему сравнения, реконструкции, если необходимо воссоздать памятник по какой-либо сохранившейся его части, представленной в экспозиции, или картину жизни при показе интерьера.

Проведение экскурсии в одном из музеев г.Москвы: Третьяковская галерея, Исторический музеи или музей Изобразительных искусств им.А.С. Пушкина.

Государственная Третьяковская галерея - самая крупная сокровищница русского изобразительного искусства. За свою более чем вековую историю галерея стала одним из крупнейших музеев мира.

Музей вырос из частного собрания Павла Михайловича Третьякова, выдающегося деятеля русской культуры второй половины XIX столетия и его брата Сергея Михайловича Третьякова, который также был коллекционером.

В коллекцию галереи входят работы выдающихся русских художников, как В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. Н. Крамской, В. И. Суриков, И. И. Левитана и других художников.

15 августа 1893 г. - день официального открытия Городской художественной галереи братьев Третьяковых (ныне Государственная Третьяковская галерея). Братья Третьяковы несколько раз перестраивали свой дом, чтобы в нём разместилась вся коллекция живописи и наконец им удалось создать первый общедоступный музей русского искусства, несущий многим пользу и всем удовольствие.

Логическим завершением собирательской деятельности Третьяковых явился акт передачи галереи городу Москве в 1892 году.

К тому времени в ней было 1287 картин и 518 рисунков.

Сейчас общее число картин и рисунков составило свыше 50 тыс. экземпляров.

Галерея стала первым национальным музеем, доказавшим своеобразие, самобытность, прогрессивность общественных воззрений русской школы живописи.

Датой основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год. Именно тогда московский коллекционер, купец и промышленник Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) приобрел первые работы современных русских художников, задавшись целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства. Такого музея в России в ту пору не было.

Среди частных коллекций Москвы и Петербурга в 1840-1850-е годы были такие, которые могли стать основой для музея национального искусства, например коллекции П.П.Свиньина, Ф.И.Прянишникова и других. Но все они оказались расформированными, в связи со смертью или банкротством своих владельцев. И только Третьякову удалось создать из частной коллекции подлинный музей общенационального значения, общественный по духу, исторический по характеру. Этому способствовали с одной стороны характер Павла Михайловича - человека деятельного, цельного, совестливого, а с другой - та обстановка невиданного ранее подъема национального самосознания, которая характеризовала атмосферу общественной жизни России рубежа 1850-1860-х годов.

К началу 1860-х коллекция Третьякова насчитывала несколько десятков картин не только его современников, но и художников предшествующих десятилетий. Особое внимание коллекционера было обращено в сторону молодого реализма. «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, - писал он в конце 1850-х годов, - …дайте мне хоть грязную лужу, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».

Такая эстетическая установка естественно привела Третьякова в конце 1860-х годов к сближению с группой художников-реалистов, чуть позже образовавших Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ), крупнейшее творческое объединение за всю историю существования русского искусства. Начиная с первой выставки 1871 года Третьяков становится главным покупателем картин передвижников, оказывая тем самым им, а вместе с ними всему русскому искусству неоценимую поддержку. Но поддержка здесь была обоюдной: художники-передвижники часто не продавали своих картин, пока их не увидит и не выскажет своего мнения Третьяков.

Размах собирательской деятельности и широта кругозора П.М.Третьякова были удивительны. Каждый год на выставках и в мастерских художников он покупал десятки, а то и сотни работ, не останавливаясь подчас перед очень крупными тратами, если того требовали интересы дела. Третьяков покупал картины, несмотря на отрицательную критику и недовольство цензуры, как это было, например, с полотнами «Сельский крестный ход на Пасхе» В.Г. Перова или «Иван Грозный и сын его Иван» И.Е. Репина. Покупал, если даже не все в картине совпадало с его собственными взглядами, но соответствовало духу времени, как это было с картиной того же И.Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии», социальная острота которой не вполне импонировала Третьякову.

Первоначально все, что приобреталось Третьяковым, размещалось в комнатах его жилого дома в Лаврушинском переулке в Замоскворечье. К концу 1860-х годов картин стало так много, что разместить их все в комнатах стало невозможно. В 1872 году было принято решение о постройке специальной галереи, примыкавшей к жилому дому. Весной 1874 года картины разместили в новом двухэтажном здании, состоящем из двух больших залов. Быстрый рост коллекции вскоре потребовал его расширения за счет дополнительных построек. К концу 1880-х годов галерея состояла уже более чем из 20 комнат. С появлением специального здания галереи собрание Третьякова приобрело статус настоящего музея, частного по принадлежности, общественного по характеру, музея бесплатного и открытого на протяжении почти всех дней недели для всех желающих, независимо от сословной принадлежности.

31 августа (ст. ст.) 1892 года Третьяков обратился в Московскую городскую думу с предложением принять от него в дар картинную галерею. Она включала в себя 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII-XIX веков. В дар вошла также и коллекция западноевропейского искусства (всего 88 работ), принадлежавшая скончавшемуся в 1892 году младшему брату Павла Третьякова - Сергею Михайловичу, бывшему московскому городскому голове, купцу. Московская городская дума с благодарностью приняла бесценный дар, и П.М. Третьяков был назначен ее пожизненным попечителем. В 1896 году ему было присвоено звание Почетного гражданина города Москвы.

После смерти П.М.Третьякова делами галереи стал ведать Совет попечителей, избираемый Думой. В его состав в разные годы входили видные московские художники и коллекционеры: В.А.Серов, И.С.Остроухов, И.Е.Цветков, а также дочь Павла Михайловича - Александра Павловна Боткина, впоследствии написавшая книгу воспоминаний об отце и истории создания знаменитой галереи.

1918 году Третьяковская галерея получила статус государственного музея. В последующие годы стремительно пополнялась коллекция Галереи. Национализация частных и централизация музейных собраний привели к тому, что за первое послереволюционное десятилетие количество экспонатов увеличилось более чем в пять раз. В состав галереи влился ряд малых московских музеев: Цветковская галерея, Музей иконописи и живописи имени И.С. Остроухова, часть собрания Московского Публичного и Румянцевского музеев.

В 1980-е годы начались реконструкция и расширение помещений Третьяковской галереи. В 1985 году был открыт новый корпус - Депозитарий, включающий в себя просторные хранилища произведений искусства и реставрационные мастерские; в 1989 - второй, так называемый Инженерный корпус, где разместились выставочные помещения, лекционный и конференц-залы, детская студия, информационно-компьютерная и инженерная службы. В 1986 году началась реконструкция основного здания, завершившаяся в 1994 году. Фасад, возведенный по проекту В.М. Васнецова и ставший эмблемой Третьяковской галереи, был сохранен и отреставрирован.

За годы реконструкции сложилась новая концепция галереи как единого музея, существующего в двух зданиях: в Лаврушинском переулке, где сосредоточены экспозиция и хранилища старого искусства, и на Крымском Валу, в залах посвященных искусству ХХ века. Тогда же в структуру Галереи на правах научных отделов был включен ряд московских мемориальных музеев: Дом-музей В.М. Васнецова, Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова, Музей-квартира скульптора А.С.Голубкиной, Дом-музей П.Д.Корина. В процессе реконструкции здания галереи в Лаврушинском переулке новую жизнь обрела церковь Святителя Николая в Толмачах, прихожанином которой был в свое время П.М.Третьяков, получившая теперь статус «домовой церкви» при музее, то есть Храма-музея.

Третьяковская галерея сегодня - это не только сокровищница отечественного культурного наследия, прошедшая за 150 лет путь от частной коллекции до всемирно известного музея национального искусства, но и крупный научный центр, занимающийся хранением и реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей. Собрание Третьяковской галереи насчитывает сейчас около 150 тысяч произведений. Третьяковская галерея обладает одной из богатейших в России специализированных библиотек, насчитывающей более 500 тысяч единиц хранения (среди них - свыше 200 тысяч русских и 30 тысяч иностранных книг), отделом рукописей, в котором хранятся уникальные документы и архивные материалы, единственной в своем роде фото- и слайдотекой русского искусства, большими оснащенными современными техническими средствами реставрационными мастерскими.

Экспозиция в Лаврушинском переулке, размещенная в 62 залах, построена по хронологическому принципу и включает 7 разделов.

Древнерусское искусство представлено работами иконописцев XI-XVII столетий (в том числе Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия). В залах XVIII - первой половины XIX века демонстрируются полотна знаменитых русских мастеров: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. С исчерпывающей полнотой представлено русское реалистическое искусство второй половины XIX века: это известные картины И.Н. Крамского, И.Е Репина, В.И. Сурикова, И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана и многих других художников - современников П.М. Третьякова. Их произведения составили основу всемирно известного собрания искусства передвижников. В яркой коллекции живописи рубежа XIX-XX столетий - творения М.А. Врубеля, В.А. Серова, мастеров художественных объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза».

Особой частью экспозиции является «Сокровищница», где можно увидеть художественные изделия из благородных металлов и драгоценных камней. Специальный раздел галереи посвящен демонстрации графики, которая не выносит яркого прямого света, поэтому для ее экспонирования оборудованы залы с приглушенным освещением. Галерея располагает крупнейшим в стране собранием графики XVIII - начала XX века, а также небольшой, не многим более 300 произведений, но очень ценной коллекцией портретной миниатюры.

В здании Третьяковской галереи на Крымском Валу представлена экспозиция отечественного искусства ХХ и начала XXI века, обновленная к 150-летнему юбилею: работы всемирно известных мастеров русского авангарда 1910-1920-х годов, произведения социалистического реализма 1930-1950-х, творчество художников «сурового стиля» 1960-х, искусство представителей андеграунда, положивших начало «второй волне» русского авангарда. Третьяковская галерея готова пополнять свое собрание самыми новыми и актуальными произведениями отечественных авторов. В соответствии с традициями П.М. Третьякова современная экспозиция позволяет «иметь понятие о всех русских художниках».

Вопросы для самоконтроля:

  • 1. В чем особенность подготовки музейной экскурсии?
  • 2. Какова специфика проведения музейной экскурсии?
  • 3. Перечислите основные функции музеев.
  • 4. Охарактеризуйте основные этапы создания Третьяковской Галереи.
  • 5. Какова цель обзорной экскурсии в Третьяковскую Галерею?
  • 6. Перечислите несколько тематических экскурсий для иностранных граждан в Третьяковской Галерее.

Методическая разработка экскурсии в школьном музее «Рушник – это Вам ни полотенце!»
Цель
: Воспитание подрастающего поколение в духе возрождения народных традиций России через возрождение интереса к народному декоративно-прикладному творчеству на примере использования рушника в обрядах.

Место проведения: школьный музей.

Участники : Учитель технологии, хранитель музея, заранее подготовленные ученики-экскурсоводы, школьники (обучающиеся возрастной категории 11-14 лет).

Материальное обеспечение: музейные экспонаты предметов быта, оформленные вышивкой; выполненные работы детей, мам и бабушек; магнитофон и аудиокассета с записью народных мелодий (мероприятие проходит на фоне русских народных мелодий).

    Приветствие, общее знакомство с музеем

II . Экскурсия (рассказы экскурсоводов сопровождаются демонстрацией музейных экспонатов, принесенных детьми работ мам и бабушек, своих первых работ).

Рассказ учителя: Рушник это расшитое декоративное полотно прямоугольной формы из конопляного или льняного холста. Это не только предмет народной культуры славян, но и один из немногих реликтов уходящей в прошлое славянской культуры вышитого символьного письма. Рушник несёт в себе множество смыслов, хранит историю народа не только христианского, но и гораздо более раннего, языческого периода.

Слово рушник имеет корень «руш», «рух». Что означает «рушить» – рвать, ломать, то есть рушник это оторванный кусок ткани, отрез. В славянском языке корень с этим значением встречается в таких словах, которые означают рубашку, простыню, одежду - рухо, рухлядь, то есть полотно, целостность которого нарушена.

Ткань рвали, а не резали потому, что ткачество как таковое появилось намного раньше металлических ножей и ножниц.

Созвучие со словом «рука» наталкивает многих людей на ошибочное толкование слова «рушник» как полотенца для рук. Однако для вытирания использовались утирки, ширинки, полотенца, рукотерки, ручники - небольшие куски полотна, которые были украшены гораздо скромнее по сравнению с настоящим рушником.

Настоящий же рушник имел ширину 35 - 40 сантиметров и длину 3 - 5 метров. Он был богато украшен вышивкой, лентами, бранным ткачеством, кружевом и тесьмой - таким декоративным изделием практически невозможно вытирать руки. Рушник на Руси имел в первую очередь ритуально-обрядовое значение, а никак не бытовое.

Экскурсовод 1: Рушник - дорога жизни. Вышитое льняное (или конопляное) полотенце - очень символичная вещь. Оно сопровождает человека в самые ответственные моменты его жизни - рождение, крещение, свадьба. А длинное - порой до двух с половиной и трёх метров - отбеленное полотно символизирует дорогу.

Важнейшие события в жизни народа не обходились без рушника:

    он был знάком гостеприимства,

    на нём дорогим гостям подносили хлеб-соль,

    на рушниках принимали новорожденных,

    мать дарила рушник сыну в дорогу - на счастье в новой жизни,

    славянская невеста должна была приготовить к свадьбе 40 рушников.

Существовало большое число разновидностей рушников, каждый из которых нес свой сакральный смысл и имел четкое предназначение.

Если вспомнить известную присказку «скатертью дорога», которое имеет сейчас негативное значение, то раньше, таким образом, путникам желали счастливого пути. А связано это с особыми, подорожными рушниками. Подорожный рушник олицетворял собой пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.

На родильный рушник повитуха принимала новорожденного, а на крестины вышивали крестильный рушник , на котором ребёнка несли в храм и вытирали после окунания в купель.

На большие ежегодные праздники вышивались особые праздничные рушники. Например, на Масленицу в благодарность за угощение хозяев дома одаривали рушником-блинником . Пасхальные рушники предназначались для выпеченных куличей, хлебов и похожи на хлебосольные рушники , но отличаются орнаментом – на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскреси) и символы яйца. «Божником » называли рушник, обрамляющий иконы.

Свадебных рушников насчитывается около 40. В знак согласия невесты и ее родителей на брак семье жениха дарили богато вышитый рукобитный рушник . Когда невеста была подготовлена к свадьбе, её отец передавал в дом жениха посыльный рушник - знак того, что можно ехать за невестой и начинать свадьбу. Рушник-ширинку повязывали на руку невесте, чтобы вывести девушку из родного дома. Отдельно ткали и вышивали рушник «родительский» или «благословенный» , на который преклоняли колени молодожены, когда их благословляли на брак родители перед венчанием. Такие рушники входили в приданое невесты.

Дружные рушники преподносятся свидетелям-дружкам (отсюда и современный обычай одевать свидетелям в ЗАГСе ленты через плечо).

Самый главный свадебный рушник носит название «венчальный» . Ещё были «союзный», «хлебосольный», «рушник–утренник» и много других, о которых могут рассказать вам ваши бабушки.

Экскурсовод 2: Рушники украшали магическими узорами. Старинная вышивка представляет собой своеобразную систему тайнописи. Узоры, вышиваемые на рушниках, носили глубоко символический смысл. На рушниках вышивались орнаменты зооморфные (лебеди, петухи, куры, орлы, утки, олени, кони и др.), растительные (дуб, хмель, виноград, калина, лилия, мак, роза, и др.) и геометрические (круги, ромбы, свастики, зигзагообразные линии и проч.).

Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли , горизонтальной волнистой линией - воду , а вертикальной волнистой - дождь , треугольником - горы , скрещивающимися линиями - огонь и молнию . Солнцу , как источнику жизни, обладающему очистительной и охранительной силой, придавалось большое значение, поэтому солнечная символика присутствовала на многих предметах. По условиям техники вышивки счетными швами круг превращен в многогранник, ромб, или в квадрат. Посланницей солнца, тепла и света, символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство. Олень и конь олицетворяли «жизнедающее светило» - солнце, приносили счастье и веселье, благополучие. Калина - дерево украинского рода. Ягоды калины красные, что символизирует бессмертие рода. Дуб и калина - символы красоты и силы, но силы необыкновенной, красоты необычайной. Символика винограда открывает нам радость и красоту образования семьи. Лилия - символ девичьей чистоты и невинности, женской энергии. Узоры срозами вышиваются по законам растительного орнамента, что означает беспрерывное солнечное движение с постоянным обновлением. Хмель - очень близок к символике воды и винограда, он несет в себе значение молодости, любви. Соловей и кукушка вышиваются на девичьих рушниках. Молодоженов символизируют соколы , голуби и петухи . Ласточка - эта птица всегда несет добрые вести.


III . Рефлексия. Школьники заинтересовались вышивкой рушников, выбрали узоры для своих будущих работ. Решили пригласить мам и бабушек, послушать их рассказы, поучиться у них вышивке.

IV . Фотоотчет

Фото 1. Место проведения экскурсии - школьный музей.

Фото 2. Хранительница музея Т.Б. Лисова познакомила школьников с музейными экспонатами.

Фото 3. Ученицы демонстрируют свои первые работы, выполненные на уроках технологии.

Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012/13учебный год)

Номинация конкурса: педагогические идеи и технологии: дошкольное образование .

Консультация для педагогов: «Экскурсия в музей как средство ознакомления дошкольников с народной игрушкой»

Место выполнения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9»

Экскурсия в музей как средство ознакомления дошкольников с народной игрушкой.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что полноценное их развитие во многом зависит от личности педагога, культуры воспитания, условий в семье. Особая роль в этом процессе принадлежит эстетическому воспитанию. Ознакомление детей с искусством в детском саду не может в полном объёме сформировать умение понимать, принимать и чувствовать прекрасное. Необходима встреча ребёнка с его подлинными произведениями.

Экскурсии детей в музей необходимы. Образная память ребёнка сохранит впечатления, полученные в детстве, и он сможет снова к ним обратиться в более зрелом возрасте.

Музей способен обогатить ребёнка впечатлениями подчас совершенно новыми, от незнакомых предметов, которые он никогда не видел, да и не мог встретить в доступной ему действительности.

Очень интересны детям выставки игрушек. Это может быть и студия мастера прикладного искусства: рассматривание художественных предметов быта, скульптурок, игрушек, что доставит ребёнку огромное эстетическое удовольствие. Каждый экспонат по отдельности и все они вмести создают приподнятое, жизнерадостное настроение детям. Эти экспонаты надолго запомниться детям, а потом найдут отражение в изобразительном творчестве юных художников.

На сегодняшней день в дошкольных учреждениях сложилась определенная система работы с детьми, включающая несколько этапов:

1. Подготовка детей в детском саду к посещению музея. Сначала педагог рассказывает, показывая иллюстрации, репродукции, слайды. Создав у детей определённые представления, он переходит к диалогу с ними. Это позволяет дошкольникам впоследствии легко непринуждённо общаться с экскурсоводом, отвечать на вопросы, поддерживать беседу. Возможно использование дидактической игры, игры беседы.

2. Экскурсия в музей. По приходу в музей встречает экскурсовод.

3.Работа с детьми в детском саду по закреплению музейных впечатлениях.

Посещение музея группой дошкольников происходит в сопровождении педагогов. Дети знают, какие единые правила поведения они должны придерживаться, а педагоги организуют предварительную работу и закрепляющую работу по согласованию с экскурсоводом.

Единственной проблемой является транспортировка детей к музею, так как их перевоз в городских экскурсионных автобусах запрещён. Решением этого вопроса мог бы стать транспорт, непосредственно приписанный к музею.

Многолетние наблюдения позволяют сделать выводы о том, что привлечение детей старшего дошкольного возраста к музею в высшей степени целесообразно.

При этой работе решаются важнейшие задачи по формированию:

Познавательной мотивации;

Потребности посещать музей;

Культуры поведения в музее;

Эстетического вкуса.

Дети, не обладая абстрактным мышлением, очень восприимчивы к конкретике. Например, работники музеев художественного профиля отмечают, что дети обычно с интересом рассматривают мелкую пластику, а при восприятии живописи сосредотачиваются на лице изображаемого. Таким образом, способность к зрительному переживанию у детей развита едва ли не в большей степени, чем у взрослых. Поэтому в работе с маленькими посетителями особенно важно идти постепенно от экспоната к доступным их пониманию обобщениям.

Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребёнка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию.

Работающие с детьми специалисты должны вводить в экспозицию или специально приносить на занятия экспонаты (копии, дубликаты), которые ребёнок может взять в руки. Психологи выявили, что использование такого приёма в работе с детьми 6-7 лет увеличивает запоминание ими информации более чем на 40% и обеспечивает точность описания и изображения исторических предметов и ситуаций.

Музейная информация может быть активно освоена и другими способами, например в игровой деятельности. Игра в жизни ребёнка – ведущая форма познания. Именно в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленно манипулирования с предметами; пробуждается творческое начало, развивается воображение.

Вариантов игры в музей или с музейными предметами много. Педагог начинает рассказывать сказку об «оживших» экспонатах, а дети должны продолжить её, представить себе, что именно старинные вещи могут вспомнить о своём прошлом, своих прежних хозяевах, какие поведали друг другу истории. Возможно коллективное придумывание небольшого сказочного действа, исполнители которого дети, а действующие лица – музейные экспонаты. Игра «Живая скульптура» направлена на развитие пластического чувства, зрительной памяти и наблюдательности: кто-то из детей принимает позу наиболее запомнившейся скульптуры, а остальные пытаются отгадать это произведение.

Создание ситуации ролевого употребления, да вообще проведение музейных игр, требует, как подчеркивают психологи, очень большой работы музейного педагога. Он должен дать детям чёткое и одновременно доступное их пониманию представление о том контексте, в котором протекает игровое действо.

В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог. Это обусловлено тем, что дети этого возраста особенно расположены к общению.

Вопросы, которые им задаются, носят отнюдь не риторический характер: каждый из них обычно подразумевает конкретный ответ, который дети дают хором или по одиночке. Его можно оспорить, с ним можно согласиться, но главное он стимулирует дальнейший ход беседы. Предпочтение следует отдавать не вопросам на знание (хотя они тоже необходимы), а тем, которые требуют работы воображения, обращение к собственному жизненному опыту и, что более важно, побуждают к детальному рассматриванию, наблюдению, к отгадыванию смысла и значения того, что видит ребёнок. Экскурсия – монолог неприемлема в работе с детьми дошкольного возраста.

Для экскурсии необходимо:

При составлении маршрута желательно предусмотреть возможность отдыха через 15-20 минут после начала экскурсии (на скамейках или принесённых с собой маленьких подушках, разложив их на полу).

Для удобства общения желательно использовать бейджики с крупно написанными на них именами детей.

Рассказ экскурсовода должен быть эмоционально насыщенным, ярким.

Многие дети затрудняются описывать переживаемые ими впечатления, поскольку их словарный запас не содержит необходимых понятий. Поэтому в подготовки экскурсии предметом специального внимания должны стать слова, которые позволят описывать как сам экспонат, так и вызываемые чувства, а также личное отношение.

Экскурсоводу необходимо осознано дозировать передаваемую детям познавательную информацию.

Необходимо продумать вопросы. Хорошо продуманные вопросы позволяют нацелить детей на восприятие произведения, подвести к самостоятельным открытиям.

Непринуждённая беседа, в форме которой протекают занятия с детьми, вносит в экскурсию немалый элемент непредсказуемости. Поэтому музейному педагогу необходимо обладать даром импровизации, быть находчивым, но одновременно и достаточно строгим. Атмосфера свободы и раскованности, которая создаётся благодаря живому диалогу, не должна мешать сосредоточенной работе детей. Не случайно опытные экскурсоводы более трети всего времени тратят на поддержания дисциплины, что, конечно, достигается чёткой организацией занятия.

Восприятие музейной информации требует большого умственного и физического напряжения даже от взрослых посетителей. Сравнительная слабость произвольного внимания, быстрая утомляемость мешает ребёнку долго стоять у музейной витрины , рассматривать большое количество экспонатов, впитывать все новые и новые сведения. Именно поэтому при работе с детьми нужно очень чётко знать, сколько времени займёт экскурсия, что им показать и в каком объёме.

Наиболее эффективно дети воспринимают информацию только первые 15-20 минут, после чего внимание снижается. Поэтому при продолжительности экскурсии 40-45 минут её первую половину рекомендуется сделать информационно более насыщенной, тогда как во вторую – внести элементы игры, творческой работы, двигательной разрядки.

Последняя может быть связана непосредственно с осмотром экспоната, (экскурсовод предлагает детям самим рассмотреть крупногабаритный предмет: они обходят его, наклоняются, приседают, заглядывают внутрь), но может стать своеобразной паузой в экскурсии. Чрезвычайно важно не забывать, что детям очень трудно стоять на одном месте. Время остановки у одной витрины не может быть очень долгим: обычно это 1-3 минуты.

Особая проблема – отбор экспонатов. Музейная среда, как правило, чрезвычайно насыщена: это вызывает быстрое появление усталости, особенно у детей. Поэтому количество демонстрируемых предметов следует ограничить 7-10, действуя по принципу «лучше меньше, да лучше».

Методика рассматриваемой работы предполагает постоянную организацию аудитории. Решая такие вопросы, как на что обращать внимание, как размещаться около стенда или витрины, в каком темпе идти, как задавать вопросы, экскурсовод, по существу, преследует весьма важную цель – воспитание музейной культуры маленького посетителя.

Для того чтобы ребёнок обогатился новыми знаниями, необходимо постоянное закрепление музейного материала, возращение к уже увиденному и услышанному.

Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации. Творческая работа происходит, как на занятии, так и в свободное время . Во многих музеях стало традицией, чтобы каждое занятие с детьми заканчивалось в студии, где посетители могут, к примеру, смастерить или раскрасить игрушку. Так возникает ситуация «знания через руки», дающая наибольший эффект в работе с дошкольниками.

На сегодняшний день музеи сделали большой шаг в развитии концепции наглядности, применяя новые и современные средства.

Широко применяется сотрудниками музея принцип учёта возрастных особенностей детской аудитории.

Сделать мир музейных экспонатов понятным, значимым для ребёнка помогает тесное сотрудничество педагогов детского сада и музейных работников. Характер такого взаимодействия определяется типом музея и предусматривает разные формы совместной деятельности.

Это может быть:

Семинары, в ходе которых обсуждаются основные направления работы с детьми.

Ознакомление музейных работников с воспитательными мероприятиями, проводимыми в детском саду.

Консультации по конкретным вопросам музейной педагогики.

Лекции научных сотрудников музея для воспитателей; тематические экспозиции.

Совместное проведение игр – путешествий в музее, в ходе которых роль экскурсовода в определённый момент берёт на себя воспитатель.

Многообразны и формы работы сотрудников музея с детьми.

Экскурсии, структура которых предусматривает дидактические игры, практическую деятельность детей по изготовлению кукол.

Выезд в детский сад с музейными экспонатами для проведения занятий.

Выставка одного экспоната (по теме занятия).

Создание «исторической гостиной», в которой изучаемая эпоха, культура того времени представлена историческими или сказочными персонажами.

Тематическое коллекционирование, в котором принимают участие сотрудники детского сада, дети и их родители, создание на этой основе мини-музеев с обязательным педагогическим сопровождением – «паспортом», включающим исторические сведения. Литературную подборку, фотографии по теме коллекции.

Встречи с краеведами, архитекторами, народными умельцами.

В конце каждой темы – заполнение творческих тетрадей для закрепления материала и развития интереса к познанию.

Приобщение к красоте, стремление пробудить фантазию в ребёнке – вот главные задачи, которые ставит и успешно решает народный умелец, вкладывающий в своё творение всю душу, всё тепло, свои представления о прекрасном.

Предания старины глубокой

Экскурсия в школьный краеведческий музей

Цель экскурсии: формирование знаний по истории заселения родного края, о труде и быте зауральских крестьян на основе фольклорных данных и экспонатов музея.

Задачи экскурсии:

1. Образовательные: в ходе экскурсии обеспечить усвоение основных факторов, повлиявших на развитие родного края.

2. Развивающие: развивать умение работать с различными источниками информации, анализировать полученную информацию.

3. Воспитывающие: формировать интерес к истории родного края, к достижениям предков.

Ожидаемые результаты .

В ходе экскурсии учащиеся смогут:

Высказывать собственное мнение;

Применять различные источники информации;

Использовать полученные знания в общении с людьми.

Оборудование: экспонаты школьного музея.

После похода Ермака в 1581 – 1582 гг. потянулись люди в Сибирь. Юрий Конецкий в поэме «Верхотурье» написал:

Русь в Сибирь повалила по тракту.

Кто с проезжей, а кто с кистеньком,

Кто - с лошадкой по свежую травку,

Кто – свободной землицей влеком.

Кто – тайком, кто в железах – кандальник,

Кто – по делу гуляет, кто – так…

С брякунцами на тройке – начальник,

Приказной воевода иль дьяк.

В колымагах, повозках, кошёвах,

В сапогах, в лапотках, босиком

То ли счастья пытают большого,

То ль от прежнего горя - бегом?

Шли люди и в Зауралье, которое протянулось полосой между Уралом-батюшкой и Сибирью-матушкой. Фамилии поселенцев часто говорят, откуда пришли люди в наши края. Крестьяне шли из Верхотурского, Тюменского и Тобольского уездов, из России.

Устюжанины – из Устюга, Басаргины – с севера европейской России, Пермяковы, Зыряновы – из Пермской губернии (коми-пермяки и коми-зыряне), Булатов – фамилия тюркского происхождения и др. (1, с. 16, 17).

В Зауралье русские люди столкнулись с татарами и башкирами. Часто бывало, что нападали тюркские народы и уводили людей в плен. Вот что об этом говорит легенда.

Жил за Тоболом народ нерусский. До сих пор сохранились ещё ямы от их юрт. Увели они однажды девушку совсем молоденькую, годиков 7. Выросла она среди людей нерусских. Потом её замуж выдали. Сын родился и стал расти.

Пошла в лес собирать грибы старуха русская. Налетели на неё нерусские люди, как коршуны, и увели в полон. Отдал старуху муж к молодой жене в гусятницы, да ребёнка качать. Увидела хозяйку пленница и узнала дочь свою потерянную. И запела песню жалобную.

По этому сюжету была написана баллада:

Как за речкою

Да за Дарьею

Злы татарове

Дуван дуванили.

На дуваньице

Доставалася,

Доставалася

Тёща зятю.

Как повёз тёщу зять

Во далёку степь,

Во далёку степь

К молодой жене.

Ну и вот, жена,

Тебе работница,

С Руси русская

Полоняночка.

Ты заставь её

Семь дел делати.

Первое дело –

Дитя качать,

Другое дело –

Куделю прясть;

А и третье дело –

Гусей пасти.

Полоняночка

Колыбель колышет,

Колыбель колышет,

Вот качает дитя,

Вот качает дитя,

Приговаривает:

«Ты баю, баю,

Боярский сын,

Ты по батюшке –

Зол татарчоночек,

А по матушке –

Ты – русёночек,

А по роду-то

Мне ты – внучоночек.

Ведь твоя-то мать –

Мне родная дочь.

Семи лет она

Во полон взята».

Как услыхала эту песню хозяйка, так и вскинулась вся. Подбежала к матери, в ноги повалилась и заплакала слезами горькими:

Ты родимая государыня,

Ты почто мне не сказалася,

Ты зачем мне не призналася?

Эта песня заинтересовала Михаила Юрьевича Лермонтова, который записал её для себя (2, с. 164).

В XVII веке земли по реке Исети стали активно заселяться. В 1644 году монахом Далматом (в миру Дмитрий Иоаннович Мокринский) был основан монастырь. У подножия высокого места вырыл он пещеру и поселился отшельником. А земли эти принадлежали знатному татарину, тюменскому мурзе Илигею. Прискакал он с отрядом татар, вошёл в пещеру преподобного с обнажённым клинком, но в разговоре выяснил, что мать Далмата была крещёной татаркой из его рода. В 1646 году отдал он Далмату всю вотчину во владение, подарил ему свой боевой шишак и кольчугу.

Построили деревянную обитель, но в 1651 году налетели калмыки, сожгли обитель, замучив монахов, только Далмат уцелел. Снова к нему пошли монахи, крестьяне с семьями. Пришёл его родной сын Иоанн (в монашестве Исаак). Построили деревянную церковь во имя Успения Божьей Матери (3, с. 5 – 11).

Макет монастыря в Далматовском краеведческом музее. Фото: Л. Плотникова

В 1664 г. монастырь снова сгорел, опять его отстроили. В 1697 г. монах Далмат умер в возрасте 103 лет. А его сын Исаак выстроил каменный монастырь.

О времени трудном, опасном свидетельствуют экспонаты музея: кистени, ядра от пушек, кандалы.

Мирная жизнь крестьян была наполнена тяжким трудом. Об этом говорят пословицы.

«Хлеб да вода – то наша еда».

«То ещё не беда, что во ржи лебеда, а то беда, как ни ржи, ни лебеды».

Поговорки:

Без соли, без хлеба половина обеда.

Никто без хлеба не обедает.

Если хлеба край, то и под елью рай.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

Обратите внимание на орудия труда, которыми пользовались зауральские крестьяне. Как вы думаете, о чём эти загадки?

    Весь мир кормит, сама голодная (соха).

    Ног много, а с поля домой на спине едет (борона).

    Маленький, сутуленький, все поля обежит, к зиме домой прибежит (серп).

    Насажена на дерево, летом – на лугу, зимой – на крюку (коса).

А вот ещё одна загадка:

Показать сито для подсева семян, ступу, жернова, лопату, на которой отправляли калачи в печь.

Обратите внимание на предметы быта, одежду жителей деревни. В нашем музее представлены вещи, которые хранят тепло рук мастериц: полотенца, кружева, вышивки. Они донесли до нас представления о красоте и счастье. Зимними вечерами женщины пряли, вязали, ткали. Девушки сами готовили приданое: полотенца, скатерти, кушаки и др. В богатых семьях невеста дарила жениху гарусные вожжи и ковровую подпругу. За работой пели, слушали сказки, предания, были, духовные стихи и библейские легенды.

Среди них была легенда о «всемирном потопе».

Когда Ной загружал ковчег, сторожить вход поставил собаку. А была она, как люди, без шерсти. Дьявол напустил ветер, дождь, град.

Когда собака съёжилась от холода, дьявол подполз к ней, соблазняя тёплой шубой, но собака держалась, неся честно службу.

Он тут же начал грызть корабль и прогрыз-таки. В дырку потекла вода, ковчег осел. Беда надвинулась неминучая.

Тогда кошка кинулась на мышь и съела её, а уж своим телом заткнул дыру. Увидел это Бог и всем «сёстрам раздал по серьгам», повелев: «Пусть к собаке прирастёт шуба, а у ужа на лбу будет отметина – «белая звёздочка», чтобы он выделялся из змей.

Собаке велено жить во дворе (проступок большой!), кошке за её ответственность – в доме, рядом с человеком. Ужу тоже разрешено быть рядом с людьми, которые обязаны наливать ему молоко (2, с. 172) .

Христианский мир нашёл своё отражение в экспонатах музея. Это церковный колокол, потир, нательные кресты.

Задания для учащихся:

Расспросите своих родных, пожилых людей, какие сказки, песни, частушки, легенды и были они знают;

Сделайте записи.

Литература

1.Антропов, В.И.Земля Катайская / В.И. Антропов. – Курган, Парус-М., !998. - 304 с.

2.История земли Курганской с древнейших времён до начала 60-х годов XIX века. Учебное пособие для учащихся V VII классов школ Курганской области. – Курган, 1997. – 206 с.

3.Преподобный Далмат Исетский, основатель Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря (1594 – 1697). Буклет.