Почему люди танцуют под музыку. Что происходит с вашим мозгом, когда вы танцуете Почему люди танцуют под парашу

Ответ на вопрос, почему мы танцуем - и даже почему некоторые люди делают это лучше других - можно найти в теории эволюции. Исследование, опубликованное в 2006 году, показало, что способность танцевать фактически связана с механизмом выживания. Для наших доисторических предков танцы были способом связываться и общаться, особенно в трудные времена. Более того, ученые считают, что те люди, которые обладали хорошей координацией и чувством ритма, могли иметь эволюционное преимущество.

По словам Стивена Дж. Митена, археолога из британского университета Рединга, наши предки научились использовать танец, чтобы привлечь к себе союзника или помощника, аж полтора миллиона лет назад.

Также, судя по недавним исследованиям , антропологи и эволюционные биологи сходятся во мнении, что природа танца кроется в механизме имитации. Подражая, маленькие дети, например, учатся говорить и выполнять те же действия, что и взрослые. В то же время опыт повторения укрепляет связь между восприятием себя и другими людьми, совершающими одно и то же. По аналогичной модели мы учимся танцевать, то есть не столько интуитивно сокращаем мышцы в такт музыки, сколько воспроизводим двигательные траектории, которые наблюдаем.

Некоторые исследователи полагают, что имитация поведения объясняется особыми нейронными структурами, в то время как другие эксперты утверждают, что разгадку стоит искать в когнитивных механизмах общего обучения и двигательного контроля организма. К слову, анализ мозговой активности, проведенный методом магнитно-эмиссионной томографии, выявил интересную связь.

Во время танца и во время подражания чьим-то действиям работают одни и те же нейронные схемы, происходящие в одних и тех же областях мозга - в первичной моторной коре, затылочной и височной долях.

Это наблюдение продолжает подкрепляться исследованиями особых клеток - зеркальных нейронов, расположенных в коре больших полушарий. Зеркальные нейроны были открыты лишь в 90-е годы, и многое о их функциональной роли еще предстоит выяснить. Но совершенно точно известно, что эти клетки активизируются при совершении конкретного действия и наблюдении за тем, как кто-то выполняет это же самое действие. Помимо этого, зеркальные нейроны особенно сильно возбуждаются, когда человек чему-то учится или проявляет эмпатию. Поэтому обнаружение повышенной работы этих клеток у профессиональных танцоров удивления не вызывает.

Тут стоит добавить, что биология танца куда более сложна. В комплексном исследовании, опубликованном в Scientific American , отмечается, что скоординированные движения, выполняемые под музыку, стимулируют центр удовольствия в мозге. Причем активизация этого участка мозга и повышенная выработка гормона дофамина происходят во многом именно из-за музыки, а не движений. То есть приятные ощущения, возникающие при прослушивании мелодии и ее ритма, усиливаются, если не просто слушать музыку, а двигаться в такт с ней. Взять, к примеру, бразильское традиционное искусство - капоэйру. Это и танец, и боевое искусство. Мастера капоэйры объясняют, что превращение боевых приемов в танцевальные движения под музыку неслучайно - именно удовольствие, получаемое от музыки и хореографии, позволяет искусно осуществлять боевые практики.

Кстати, помимо физиологии, в деле о танцевальной сущности замешаны и генетические закономерности. Любопытные данные получили израильские ученые, исследовавшие ДНК группы танцоров и людей, не знакомых с хореографией. В итоге генетики обнаружили интересный факт. У танцоров отчетливо выделяются два гена, связанные с предрасположенностью к тому, чтобы быть хорошими социальными коммуникаторами - во многом это связано с выработкой гормона вазопрессина. Кроме того, было обнаружено, что у танцовщиков более высокий уровень и другого гормона - серотонина, который, как известно, влияет на чувство радости и счастья.

Как танцуют люди?





Танец - это одно из самых древних искусств. С его помощью люди выражают свои эмоции - радость или грусть. В зависимости от настроения на данный момент человек танцует определенный танец.

Характеристики танца

Главные характеристики танца - это ритм, динамика, рисунок, техника.

  • Ритм - это быстрое или медленное повторение движений.
  • Динамика - это напряженность движения, проявляемая в разных вариациях.
  • Рисунок - это совокупность различных движений.
  • Техника - это определенная степень владения телом.

В зависимости от совокупности этих характеристик танцы бывают разных стилей.

Стили танца

Есть много различных стилей танца:

  • Балет - это представления, которые сопровождаются музыкой. Балет - это сценический танец.
  • Бальный танец — это танец, предназначенный для самых танцоров, а не для зрителей в отличие от балета. Исполняется он парой или большим количеством людей. Существуют следующие бальные танцы - вальс, мазурка, канкан, блюз, фокстрот и т.д. Больше узнать о вальсе можно в статье .
  • Народный танец - это танец, который содержит движения и ритмы, а также костюмы традиционные для определенной местности. Часто исполнители этого танца держат бытовые аксессуары или народные музыкальные инструменты.
  • Исторический танец - это танцы прошлого, которые исполняются в настоящем времени. При исполнении таких танцев используются исторические костюмы, относящиеся к конкретной эпохе. Исторические танцы - это джига, бранль, чакона, балло, мореска, ригодон, менуэт, бурре, полонез, кадриль и другие.
  • Эстрадный танец - это современный танец, небольшая танцевальная сценка. Чаще всего такой танец носит развлекательный характер.
  • Танец модерн - это направление зарубежной современной хореографии. Основные принципы - это отказ от традиций и канонов. Разновидностью танца модерн является хип-хоп. Подробнее узнать о нем можно в статье .
  • Клубный танец - это современный танец, который объединяет много различных направлений. Танцуют его, конечно, в клубе.
  • Уличный танец - это модное направление в танце, которое объединяет много танцевальных направлений. Танцуют этот танец на улице, во дворах, то есть, за пределами студий и клубов.

Теперь вы знаете, какие стили танца существуют, а теперь давайте узнаем, как танцуют люди.

Как сейчас танцуют люди

Однако те люди, которые увлекаются танцами, также занимаются и в студиях бальными или народными танцами, а также эстрадными танцами. В специальных студиях внимание уделяется разбору танцевальных элементов, а также выражению эмоций и импровизации.

Те из вас, кто любит проводить время на танцполе, вероятно, будут удивлены, узнав, что такое увлечение дает преимущества не только для физической формы, но и для вашего мозга. Танцы - это больше, чем просто приятное времяпрепровождение с друзьями или любимым человеком. Они обладают удивительной способностью улучшать функции мозга. Давайте рассмотрим пять удивительных вещей, которые танцы могут сделать с вашим мозгом.

Нейропластичность

Медицинским колледжем Нью-Йорка в течение 21 года велось исследование, в котором принимали участие люди старше 75 лет. Исследователи измеряли старение мозга путем мониторинга темпов деменции. Целью исследования было выяснить, могут ли какие-либо виды физической или познавательной деятельности оказывать влияние на мозг.

Исследование показало, что некоторые когнитивные действия влияют на ум, но физическая активность не имела практически никакого эффекта. Единственным исключением стали танцы. Вот некоторые результаты исследования:

  • чтение - снижение риска деменции на 35%;
  • велосипед и плаванье - снижение риска не происходит;
  • разгадывание кроссвордов четыре раза в неделю - риск развития деменции снижается на 47%;
  • игра в гольф - никак не влияет на развитии деменции;
  • частые занятия танцами - снижение риска на 76%.

Люди, которые регулярно танцуют, имеют больше познавательных резервов и повышенную сложность нейронных синапсов. Танцы снижают риск развития деменции путем улучшения этих нейронных качеств. Они заставляют мозг постоянно «ремонтировать» нервные пути, тем самым помогая нейропластике.

Вы становитесь умнее

Что подразумевают под интеллектом? Если ваш ответ на ту или иную ситуацию является автоматическим, то принято считать, что в этом процессе участвует интеллект. Когда мозг оценивает различные варианты ответов и сознательно выбирает один, то такой процесс также принято считать разумным. Жан Пиаже отметил, что мы используем интеллект в том случае, когда уже не знаем, что делать.

Проще говоря, суть интеллекта в принятии решений. Чтобы улучшить умственные способности, необходимо вовлекать себя в деятельность, которая требует долей секунды для принятия правильного решения. Танцы являются примером постоянно изменяющейся деятельности, которая требует быстрого принятия решений. Вам необходимо мгновенно понять, в какую сторону повернуться, с какой скоростью двигаться и как реагировать на движения вашего партнера. Танцы - это отличный способ поддерживать и улучшать свой интеллект.

Улучшается мышечная память

Танцоры могут выучить сложные движения более легко, если они используют способ «маркировки» - медленно разучивают все движения и координируют их. Такая «маркировка» уменьшает конфликт между когнитивными и физическими аспектами во время разучивания танца, поэтому танцоры получают возможность запоминать и повторять все движения намного лучше. Доказательства этого были опубликованы в журнале Ассоциации психологических наук.

Ученые пришли к выводу, что визуализация движений и маркировка помогают улучшить мышечную память. Но также этот механизм визуализации и маркировки, используемый для заучивания танца, можно применять в различных сферах деятельности для оптимизации производительности.

Замедляется старение и улучшается память

Некоторые ученые считают, что чем сложнее наши нейронные синапсы, тем лучше. Поэтому вы должны делать все, что можете, чтобы создавать новые нейронные связи, а танцы - это отличный способ сделать это.

Когда вы становитесь старше, клетки мозга умирают, а синапсы становятся слабее. Многие вещи, к примеру имена новых знакомых, труднее запомнить, так как есть только один нейронный путь, который ведет вас к этой хранимой информации.

Но если вы работаете над изучением новых вещей, таких как танец, то это помогает построить различные психические маршруты и множество путей. Так что когда один нейронный путь теряется из-за возраста, у вас есть альтернативный, который можно использовать как доступ к хранимой информации и воспоминаниям.

Вы можете предотвратить головокружения

Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему у артистов балета не кружится голова, когда они выполняют сложные пируэты. Исследования показывают, что многие годы практики и обучения дают возможность подавлять сигналы от органов баланса во внутреннем ухе, которые связаны с мозжечком.

Балерина просто не может себе позволить терять равновесие или чувствовать головокружение. В течение многих лет обучения ее мозг адаптируется, чтобы подавлять эти ощущения. Следовательно, сигнал, идущий в области мозга, ответственные за восприятие головокружения, снижется, и это делает балерин устойчивее к ощущениям головокружения.

Если вы страдаете от головокружений, найдите время в своем графике для любого вида танцев. Это является хорошим решением проблемы. Танцы помогают улучшить функцию вашего мозжечка, который, в свою очередь, улучшает баланс и избавляет от головокружений. Вам не нужно быть профессиональным танцором, чтобы извлечь выгоду из этого искусства. Помогают танцы любого уровня.

Вместо заключения

Танец - это отличный способ сохранить и улучшить многие функции мозга человека. Он увеличивает нейронные связи, поскольку танец объединяет несколько функций мозга одновременно: рациональную, музыкальную, кинетическую и эмоциональную. Такое повышение нейронной связи может быть полезным для вашего мозга в любом возрасте. Начните сейчас и танцуйте каждый день!

Разбираю архив своих балетных снимков.
Было время, когда я излагала свои впечатления о спектаклях на форуме «Мариинский». Теперь предпочитаю ничего не говорить, хочу просто смотреть танец. Люди, которые танцуют, все вам расскажут сами, гораздо лучше меня. Но об одном человеке я не могу не сказать. Ульяна Лопаткина… Самая загадочная и талантливая русская балерина рубежа 20 – 21 вв. На мой взгляд, ее загадка проста. Она заключена не только в ее индивидуальной пластике, но и в ее ясном уме и здоровой душе. Все это позволяет ей не только по-своему интерпретировать партии, но и рассказывать людям истории, полные глубоких обобщений, понятных каждому, кто способен видеть окружающий мир, кто живет, чувствует. Именно это всегда отличало настоящее искусство от ремесла. Лопаткина – это человек, который не стремится «попасть в рейтинг» или «оседлать удачу». Лопаткина – это просто талантливый человек на своем месте. И еще одно важное свойство этой балерины – каждый раз танцевать как в первый, улыбаясь чуть застенчивой и радостной улыбкой ученицы, открывающей для себя что-то новое.

Еще очень хочется отметить молодую балерину Валерию Мартынюк. Высокий эмоциональный подъем отличал все ее выходы, виденные мною прежде. Но ее танцу все же чего-то недоставало. С одной стороны была юная девочка, а с другой - огромный зал, на который ее не хватает. В вариации большого классического па из 3-го акта "Раймонды" выступление было просто блестящим, особенно 31.01 – стильность, точность, шарм. Спасибо!

Завораживающая Майя Думченко-Жизель

Мирта - А.Колегова

Фея Бриллиантов - Т.Ткаченко

Принцесса Аврора - А.Сомова (оказывается, танцевала с температурой)

Карабосс - немолодая женщина со следами былой красоты и испортившимся характером (И.Баймурадов)

К сожалению, редко танцующий В.Щербаков (Джеймс) и А.Петушкова (Эффи) в "Сильфиде". У Щербакова, на мой взгляд, редкая (даже для высокого Мариинского исполнтельского уровня) техника и ощущение стиля этого старинного балета (которого, к сожалению, пока нет у молодых исполнителей той же партии).

Е.Образцова и Е.Баженова в "Золушке"

Такая разная Е.Баженова, одна из наиболее ярких современных представительниц русской школы характерного танца...
в Цыганском танце из "Дон Кихота"...

в Панадеросе ("Раймонда")...

Фея-нищенка в "Золушке".

"Легенда о любви"

Е.Кондаурова – Мехменэ Бану. Свое видение роли, без копирования других исполнительниц, отсутствие ходульности в образе царицы.

Е.Осмолкина - сегодня это лучшая Ширин.

Е.Кондаурова и Е.Иванченко (Ферхад)

Но все же от яркого и удачного дебюта осталось ощущение: есть еще чем наполнить роль. Не сомневаюсь, что балерина с этим справится.