Поколение y и поколение x — кто они и в чем разница? Потерянное поколение Поколение рожденных в конце 80 х

Поколение Y или поколение Миллениума (millennials), а также поколение next, сетевое поколение, миллениалы - поколение родившихся после 1981-1983гг., встретивших новое тысячелетие в молодом возрасте и характеризующееся прежде всего глубокой вовлечённостью в цифровые технологии. В момент появления термина поколение Y противопоставлялось поколению X, которое соответствует предыдущему демографическому поколению. Часто встречается употребление термина Yllo (Young Liberty Love).

Прежде чем начать разговор об особенностях того или иного поколения, необходимо внести историко-хронологическое пояснение.

Родоначальниками теории поколений как таковой являются американцы Нейли Хоув и Уильям Штраус. В России применение этой теории имеет свою специфику, поскольку события, под влиянием которых у нас формировались поколенческие ценности, несколько разнятся с американскими.

Итак, по мнению американских ученых, с начала ХХ века можно насчитать уже пять поколений:

Родившиеся в 1900 – 1923 годах были причислены к GI – «поколению победителей». Их ценности складывались до 1933 года. В России это происходило под влиянием революционных событий 1905 и 1917 годов, коллективизации, электрификации. Трудолюбие и ответственность, а также приверженность идеологии были отличительными чертами человека этого поколения как работника.

Следом за ними с 1923 по 1943 год на свет появилось «молчаливое поколение», формировавшееся до 1953 года и отличавшееся, по наблюдению американских основателей теории, терпеливостью и законопослушанием. У нас решающее влияние на этих людей кроме Великой Отечественной войны оказали сталинские репрессии и восстановление разрушенной страны. Среди главных ценностей этого поколения – преданность, соблюдение правил и законов, уважение к должности и статусу, честь и терпение.

Поколение беби-бумеров, связанное с всплеском рождаемости, пришло в этот мир в 1943 – 1963 годах и росло вплоть до 1973 года. В СССР – его рост происходил под влиянием советской «оттепели», покорения космоса, совершенствования мировой супердержавы и наличия холодной войны. Как работники — эти люди оптимистичны, заинтересованы в личностном росте и вознаграждении, в то же время их отличает коллективизм и отработанный командный дух.

1963 – 1983 годы (воспитание, соответственно, шло до 1993-го) – появление «поколения Х», или «неизвестного поколения». Продолжение холодной войны, перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане – все это, по мнению специалистов, сформировало готовность этих людей к изменениям. Их характеризуют глобальная информированность и техническая грамотность, а также индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, прагматизм, надежда только на себя. Но и это сильное и многочисленное поколение чувствует, что молодежь наступает ему на пятки.

А молодежь – это как раз и есть «поколение Y», на котором мы попытаемся поподробнее остановиться. Годы рождения «игреков» – 1983 – 2003. Их жизненные ценности продолжают формироваться и сейчас.

Согласно опросу на тему «Что для вас главное в жизни?», проведенному организаторами одноименного круглого стола в социальной сети Вконтакте, большинство молодых людей ставит на первое место познание чего-то нового и самосовершенствование. На втором месте по количеству голосов находится стремление создать крепкую и любящую семью.

Данные результаты сильно отличаются от приоритетов поколения Х. И конечно, их жизненные ценности разнятся, но ведь именно в этом и заключается секрет движения вперед.

Как уже говорилось выше, сильнейшее влияние на поколение Y оказало развитие технологий сетевой коммуникации, таких как электронная почта, служба коротких сообщений, средства мгновенных онлайн сообщений и других новых медиа-ресурсов наподобие видеохостинга YouTube и социальных сетей (Livejournal, MySpace, Facebook, Twitter и т.д.).

Одна из важнейших отличительных особенностей психологии современной молодежи - это многозадачность в использовании средств коммуникации: они могут одновременно чатиться с несколькими людьми, читать текст сайта на отдаленную тему и следить за обновлениями в Твиттере и блогах. Среди них в десятки раз снижено потребление таких медиа, как телевидение и радио.

Дети российского миллениума

«Дети российского Миллениума - это, пожалуй, первое поколение, у которого нет героев, но есть кумиры. Предполагаем, что они сами станут героями и образцами для других поколений, несмотря на то, что не всегда хотят быть таковыми.» - Координатор проекта «Теория поколений в России-Rugenerations» Евгения Шамис

Прав был тот человек, который когда-то сказал, что молодежь в любые времена будет восприниматься негативно. Старшее поколение всегда будет поглядывать на молодое немного искоса, а порой даже с опаской. И на лицо не столько конфликт поколений и не разница взглядов отцов и детей, а естественная предосторожность ко всему новому и пока мало известному.

Чтобы как следует понять характер современной российской молодежи, нужно обратиться к тому времени, когда произошло ее взросление.

Современные «молодые» – это люди до 30 лет – т.е, как уже обозначалось, поколение конца 80-х и начала 90-х годов. В литературе же существует такое понятие, как «потерянная молодежь» того времени. Потерялась она в лабиринтах изменений, которые происходили в то время в нашей стране. Потерянной она стала и для государства и для старшего поколения.

Колоссальная переоценка ценностей и безвозвратная смена всех идеалов дала о себе знать.

Таким образом, детство современных «молодых» проходило не в самых простых условиях. Кого-то эти условия со временем сломали, вывели на неправильный путь, кого-то научили с цинизмом относиться ко всему и всем, а кого-то сделали сильнее и целеустремленнее. И последних абсолютное большинство. Иначе не звучали бы известия о все новых и новых выигранных российскими студентами олимпиадах, и не радовались бы мы спортивным достижениям наших молодых соотечественников.

Безусловно, проблемы существуют: это и наркотики, и алкоголизм, и подростковая развязанность. Но здесь, как и в любом правиле, есть свои исключения. И, конечно, нельзя всю молодежь подводить под одну мерку. Люди с аморальным поведением существовали и скорее всего будут существовать всегда.

Кстати, сейчас все меньше слышится критики в адрес молодежи. Старшее поколение, те люди, которым есть, с чем сравнивать, понимает, что жизнь меняется, мир не статичен, и человек, как лакмусовая бумажка, реагирует на малейшие изменения. И если где и можно услышать пресловутое: «Мы в вашем возрасте были другими», то, как правило, с добавлением: «Правда и время было другое…».

Многое из того, о чем когда-то люди могли только мечтать, для современной молодежи стало досягаемым и повседневным, более того, это стало в порядке вещей. Интернет, видеосвязь, спутниковый телефон и прочие достижения техники делают человека абсолютно мобильным и независимым. И все это наложило определенный отпечаток на характер и манеру поведения молодежи.

Вероятно, в отличии от старших поколений, это поколение не готово умереть ради всеобщей идеи, но оно с неменьшим успехом может привнести что-то новое, выйти за установленные границы и расширить горизонт своих деяний. Все это возможно, благодаря внутренней свободе и умению ориентироваться во многих аспектах современной жизни.

Предыдущие поколения сначала обзаводились семьями, потом начинали карьеру - а чаще делали это одновременно и незамедлительно. Сегодня молодые люди видят и понимают, что имея такой подход к жизни, их родители давно уже развелись и по сей день имеют нелюбимую работу. Большинство представителей поколения Y тоже хочет семью, но они хотят с первого раза сделать правильный выбор, и то же самое происходит с работой. Но, повторюсь, любое правило имеет свои исключения.

«Поколение трофеев»

Ещё одно название поколения Y - «поколение трофеев».
Этот термин отражает тенденцию проявления современного характера в состязательных видах деятельности, а также и в других сферах жизни, где нет победителя и проигравшего, так как из раза в раз «побеждает дружба», и каждый получает «благодарность за участие в соревновании».

Опрос среди работодателей подтвердил, что точно так же молодое поколение проявляет себя и в корпоративной культуре. Некоторые наниматели отмечают, что у молодёжи слишком завышенные ожидания от своего трудоустройства, они предпочитают подстраивать условия работы под свою жизнь, а не наоборот. Однако они трудоспособны, хотят отдачи от своей работы и большего участия в принятии решений, часто предпочитают использовать гибкое рабочее время.

Эксперт компании PricewaterhouseCoopers Светлана Кульганек представила интересную презентацию на тему отношения работодателей к людям поколения Y. По ее словам, работа с поколением Y - одна из важнейших задач.

Молодые люди, представляющие современный рынок труда, в ближайшие десять лет будут активно работать. Основные особенности данного поколения таковы: ребята сфокусированы на обучении больше, чем на работе, стремятся уехать в крупные мегаполисы и другие страны, имеют четкие требования к работодателям, сформированное мировоззрение. Они не хотят работать по принципу «так надо», им необходима заинтересованность в том, что они делают.

Наличие карьерных приоритетов и обязательный интерес - вот, пожалуй, главная особенность поколения Y.

Игреки, как правило, не имеют такого глубинного фундаментального образования, как Иксы, и многие из них предпочитают развиваться одновременно в нескольких областях. Они отличаются высокой обучаемостью, разносторонностью и быстрой адаптацией. Поэтому у многих к 23 годам имеется уже не один диплом об образовании, зачастую в абсолютно разных сферах, что отражается и на их поведении на рынке труда. В их среде очень востребованы краткосрочные курсы переподготовки и повышения квалификации, помогающие сэкономить время, высоко ценимое ими.

И хотя представители поколения Y – это в большей степени люди с высшим образованием, они не всегда становятся «белыми воротничками» и нередко находят себя в самых разных сферах бизнеса, будь то производство и добывающая промышленность или, скажем, государственная служба. Учитывая способности и любовь молодежи к новым технологиям, многие из них в отличие от поколения Х легко осваивают профессии, связанные с коммуникациями и IT. Также Игреки с удовольствием покоряют и совсем новые сферы, где еще нет большой конкуренции.

Молодежь о молодежи

Погружаясь в аспекты современных тенденций развития личности, мне все же стало интересно, а как сама молодежь себя характеризует? И довольна ли она поведением своих сверстников? Вот, что мне удалось узнать:

Елена, 19 лет

Современный молодой человек яркий, динамичный, самостоятельный, независимый, постоянно находящийся в движении, поиске. Современные студенты обладают желанием учиться, чтобы в будущем устроиться на достойную и интересную работу, чтобы не зависеть от родителей, бабушек и дедушек. Многие обвиняют молодежь в пассивности и бездействии. Это не так. Уже во время учебы современные студенты пытаются подработать, чтобы помочь родителям. Во всяком случае, я стараюсь и мои друзья тоже.

Кирилл, 30 лет

Современные молодые люди, особенно подростки, всегда находятся в окружении соблазнов: яркая цветная реклама манит выпить пиво; известный актер призывает закурить, обещая мгновенное решение всех проблем; игровой автомат вызывает жажду легкой наживы. Не устоявшаяся детская психика очень чувствительна к подобным вещам. Нужно постоянно себя контролировать, не поддаться соблазнам, не попасть в плохую компанию… Я, в свою очередь, не смог этого избежать, как результат – не могу бросить курить вот уже 10.

Сергей, 25 лет

Современная молодежь, по-моему, легкомысленна и хочет всего и сразу. Мне кажется, что наше поколение пока до конца не осмыслило своего предназначения и не имеет четких планов на будущее. Возможно, это связано с общей нестабильностью и с тем, что это самое будущее пока никому и не известно.

Кира, 18 лет

Каким бы не было сегодняшнее поколение, важно помнить одно: для того, чтобы сохранилась связь поколений и времен, мы должны передавать своим детям самое ценное, чему научили нас наши родители. Ведь в мире есть две вечные вещи: небо над нашими головами и молодость наших душ. И то, и другое одинаково важно для всех. И горе тому, кто видит на небе только серые тучи, а возраст своей души измеряет лишь прожитыми годами.

Анна, 29 лет

Согласна, качественный «конфликт» между поколениями существовал всегда. Можно сказать, это вполне нормально, ведь на лицо явное различие интересов, ценностных систем и т.д. Но здесь надо отметить, что самое главное в обществе - это мораль, духовные ценности и нравственность. Нынешняя молодежь не коем образом не виновата в происходящем, ведь алкоголь, наркотики, сексуальная индустрия, предметы роскоши производятся под патронажем старшего поколения (капитал-то в их руках). Также определенная часть вины лежит на правительстве, т.к. в стране напрочь отсутствует государственная, гражданская и нравственная идеология. Человек в целом, а тем более молодое поколение нуждается в идеологическом направлении и зримом очертании жизненно важных принципов.

Безусловно, молодое поколение всегда можно в чем-то упрекнуть. Ведь у них есть энергия, но пока еще мало опыта. В тоже время, примерно также можно сказать и о предыдущем поколении: ведь у них есть опыт (пусть и не всегда положительный), но уже нет энергии.

Поколение Y – это ребята, которые хотят всего и сразу. Они не готовы мириться с рутинной и неинтересной работой, не хотят отделять работу от самореализации. Они не будут делать что-то сейчас ради будущего, откладывать хорошее на потом, а сегодня терпеть лишения. Им хочется оставить свой след, не быть шестеренкой в механизме. Не кирпичи класть, а храм строить — вот что им хочется. И, чтобы жить было интересно, хочется быть частью чего-то большого, достигать чего-то, расти и развиваться, менять мир вокруг себя, а не просто зарабатывать деньги. Они готовы много работать – но при условии, что видят, ради чего это делают.

Я думаю сила и ценность нас в особой выживаемости, на стыке больших эпох не каждому достаётся жить и умирать. И сила сохранить в себе человека, вернее стать человеком под таким вот интересным прессингом, обрести новые знания, устоять под напором золотого тельца. Так думаю.

Автор вы лучше со своими бабушками и дедушками пообщайтесь. И тогда может поймете что такое по-настоящему сложные времена и как в них выжить. А то что было в 90-е это легкая прогулка на фоне того что было с нашими предками за весь 20 век. Моя бабка в 20-е годы выжила в семье из 10 детей, от голода выжило их только трое. Далее ее ждала война и оккупация под фашистами. Жили фактически под страхом смерти. Далее пахала всю жизнь в колхозе. А мы сейчас фактически живем без каких либо проблем. Ну да были лихие 90-е, пришлось менять отношение к миру. Крутились как могли, бартер спасал. Родня помогала продуктами с огорода. Но по настоящему сложные были всего три года с 91 по 93-й. Дальше стало легче и платить стали относительно нормально.

Но я могу рассказать и свою историю, я тоже из этого поколения.

Я как и вы пошел в универ, но на пару лет раньше в 1995 году, хотя тогда все больше торговали на рынке и учеба в универе вызывала у многих просто смех. И я не просто пошел в универ, хотя собирался на экономический факультет, а прикинул перспективу что будущее за ИТ. А тут как раз второй набор в инженеры-программисты. Туда и пошел, хотя все смеялись что я дурак меняю финансы на какого-то инженера. Далее учился на программиста, а тут интернет зародился уже как отдельная отрасль. Я понял это будущее. Стал делать фактически первую дипломную работу в своем городе по созданию веб-сайта города. Мои сокурсники смеялись, что интернет это просто развлечение и толку от него мало. А дипломная работа должна быть серьезная типа программирование микроконтроллеров. Ну-ну, жизнь показала обратное.

А в 2000 году после выпуска случился первый крах доткомов. Но это там за океаном, а в России начался бум интернет. Моя профессия просто была на пике. В итоге я переехал в Москву и сходу нашел работу за 2 недели в крупном банке. С зарплатой 550 долларов в 2001 году! Для понимания я снимал квартиру в хорошем районе Москвы всего за 100 баксов. Ну а дальше резкий рост в России при Путине и к 2014 году когда доллар еще был по 30р мы айтишники спокойно в Москве зарабатывали порядка 5000 долларов в месяц. Не было даже никакого смысла ехать в кремниевую долину или Европу, где зарплаты были сопоставимы. Нас у тут хорошо кормят, в России для айтишника куча работы. Хотя конечно доллар по 60 уже не так радует, но я не жалуюсь. На хорошую жизнь хватает вполне.

И практически все мои сокурсники сейчас живут более чем хорошо. Кто-то уже даже яхту себе прикупил. А ведь все мы учились в 90-е на новую тогда мало кому известную профессию в провинциальном ВУЗе.

Вот такие вот дела. Так что не могу сказать за себя что я прямо страдал где-то и выживал. Все плавно идет в гору вот уже 25 лет и уверен и дальше так будет. Лишь бы только либерастня не раскачала майданами страну и она не погрузилась в новый хаос по типу 90-х.

Пересказывать теорию поколений не буду, лишь пару моментов про Игриков обозначу, так как сам к ним принадлежу.

Это поколение перемен, которое с раннего детства видело только нестабильность, и разные положительные, отрицательные изменения, часто резкие. Я говорю в первую очередь о тех кто живет в бывшем СССР - локальные войны, тяжелые 90-е, кризисы.

При нас валюта несколько раз обваливалась, появилась криптовалюта. Некоторые наши ровесники в мире уже миллионеры и миллиардеры.

Как следствие мы быстро адаптируемся к изменениям, умеем жить моментом. Мы поколение заставшее старый доинтернетовский уклад жизни, и новый уже с гаджетами. И можем понять разницу.

Нам нет смысла рассказывать про упорный труд, для того чтобы через 5-10-20 лет добиться повышения, результата - по нашему опыту это слишком много, за это время жизнь слишком изменится, мы мыслим в гораздо более краткосрочной перспективе, и не хотим столько ждать. При этом понимаем что важно не столько количество, сколько качество работы и предприимчивость, умение находить нетривиальные пути.

Нам знакомо что такое специализация, делегирование. У нас нет проблем с доверием, мы не стремимся делать всё сами, и понимаем как ценен специалист, и как важно правильно руководить людьми, не делая за них их работу. Нас раздражают Иксы которые зависли в своих 90-х, и не могут никак начать работать по-другому, двигаться быстрее, не расслабляться, работать не с друзьями, а с профессионалами. Нам при этом несложно понять поколение Z, которое так зациклено на гаджетах и разных других примочках.

В общем как по мне - интересное поколение, многообразное. И главное - на нём будет стоять весь уклад жизни в ближайшее время.

Постсовковое поколение Y во многом несговорчивое, не кооперируется для положительных изменений или прогресса даже в пятилетней перспективе.

Скажи им (нам, чо уж): "Давайте слетаем на Луну. Для этого нужны люди почти из всех профессий".

В ответ получим: "Деньги вперёд".

Они не выяснят никаких деталей проекта, задач, выхлопа. "Деньги вперёд". Точка.

Мало денег - никуда не летим, потому что от злобы растащим ракету не лом.

В совке для кооперации придумали коллективизм, но это .

Сейчас есть теория игр (она уже давно есть, я в курсе, но ведь и сейчас тоже есть), по которой кооперация приносит плюшки. Только это мало кому интересно, потому что едва ли не каждый хочет быть Джобсом/ Маском, но мало кто хочет работать над чем-то крупным.
Опять же, "рыба гниёт с головы" - об этом я тоже в курсе.


Феномен “советского школьного кино” связан не только с кино, а еще и со “Школой” как таковой. Каким-то странным образом “Школа” в эпоху застоя стала одним из центральных векторов жизни. Почти все знаменитые школьные фильмы были сняты при Брежневе. До Брежнева школьное кино только зарождалось, после Брежневе оно начало умирать.

Я уже писал, что каждое десятилетие выдвигает те или иные социальные страты на первый план. “Нулевые” XXI-го века выдвинули чиновников и блоггеров. 90-ые - бизнесменов и братанов. 80-ые – рокеров и андеграунд. 60-ые - лириков, физиков и космонавтов. 30-е - летчиков и танкистов. 60-ые и 70-ые годы XIX века – разночинцев и интеллигентов. 90-ые годы XIX века промышленников и банкиров. Екатерининское время подняло дворян на немыслимую высоту и так далее.


А вот 70-ые годы XX века выдвинули “школьников”. “Школа”, “молодой педагог”, “директор-новатор” – вдруг попали под фокус общественного внимания в нашей стране. Почему? Об этом чуть попозже. Потом уже в 80-ые и 90-ые “Школа” и вообще система образования, в том числе и ВУЗы, ушли на периферию жизни. Я был свидетелем ослабления накала образования, остроты школьной и университетской жизни, поскольку учился почти беспрерывно с 1975-го по 2000 год. У меня была школа, 2 универа, с перерывом на армию, потом 5 лет аспирантуры.


Помню, что в 1977 году какая-нибудь контрольная ГОРОНО приравнивалась к “высадке человека на Марс”, то в 1999 году студенты Нижневартовский ВУЗов, мои друзья, сдавали экзамены по любому предмету наобум. Часто кафедры вводили предмет уже в конце семестра. Давали 4 дня на подготовку. Все приходили, списывали открыто из учебников, препод отворачивался или вообще уходил из аудитории. Студиозы получали свои пятерки в зачетки и уходили счастливые. Я этого до сих пор не понимаю такой учебы. В чем смысл?


Так вот, почему “Школа” стала столь интересна для кинорежиссеров в 70-ые годы? Дело в том, что тогда советская этика загнивала и воняла вовсю. Режиссеры и сценаристы заметили, что гнила и воняла она именно в среде школьников. Это поколение было водоразделом, волнорезом, отделявшим социализм и романтизм 60-х от зарождавшегося индивидуализма и буржуазности. Конфликт в этом кино происходил из-за наступления бесчисленных циников и прагматиков как на старый сталинисткий педсостав, так и на романтиков “молодых педагогов” – “социалистов с человеческим лицом”, а также недобитых пока сентименталистов Лопухиных из среды одноклассников. Посмотрите на Лаврика из картины в “Моей смерти прошу винить Клаву К”, на комсорга Глеба из “100 дней после детства” и все поймете. Типичные Дмитрии Медведевы.



В 90-ые эти школьники 70-х были еще молодежью. Они были повернуты на обогащении. Многие шли в бандиты. Кое-кто к концу 90-х начал "подниматься" в бизнесе. Это поколение в детстве страдало материальным культом, поэтому с жадностью поглощало новые рестораны, курорты, автомобили или исходило гавном, если не получилось. В любом случае поколение 70-х в тараканьих бегах было циничино и настроено на победу любой ценой. Наконец, в “нулевые” школьники из Совкино пришли к власти. Путинская эпоха выросла из детей 70-х как бурьян в поле. Те, из школьников кому недосталось “Фордов Фокусов” в 90-ые возрадовались и уехали в Анталью, крича Путину – ура. Кроме того, бытование ребенка в 70-ые годы очень сильно зависело от авторитетов, в частности от авторитерета “Школы”, “Учителя” поэтому дети 70-х склонны к подчинению.

Путинская эпоха являет собой жизненный расцвет тех школяров 70-х.



А где-то с 2006 года повылазило новое поколение. Это генерация леваков-хипстеров, часто чурающихся карьерного роста, не стремящихся как дети 70-х к заработкам любой ценой. Их не удивишь сникерсом. Они с детства видят 100 сортов колбасы в супермаркете и не падают в обморок. Поэтому это поколение более интеллектуально, более возвышено, но интеллекутально оно весьма по-своему. У них совсем иной культурный код. Они много путешествуют, знают иностранные языки, сидят в Интернете сутками и они не привыкли к подчинению. В основном в больших городах это раздолби, кидалты, то есть kid-adults. К 2010 году они уже подминают потихоньку детей 70-х - циников-путинистов. Как это ни странно они формируют базис для нового социализма. Они склонны его идеализировать, склонны вообще больше мечтать.

Но все, же в чем-то дети 1980-х уступают детям 1970-х. Мышление детей 70-х - книжко-центрично, а мышление детей 80-х интернето-центрично. И хотя дети 1980 года более эрудированны, имеют больший объем знаний (это мое личное мнение) они проигрывает детям 1970 года в глубине мышления, так как читают несколько простоватые тексты в сети.

Феномен “советского школьного кино” связан не только с кино, а еще и со “Школой” как таковой. Каким-то странным образом “Школа” в эпоху застоя стала одним из центральных векторов жизни. Почти все знаменитые школьные фильмы были сняты при Брежневе. До Брежнева школьное кино только зарождалось, после Брежневе оно начало умирать.

Я уже писал, что каждое десятилетие выдвигает те или иные социальные страты на первый план. “Нулевые” XXI-го века выдвинули чиновников и блоггеров. 90-ые - бизнесменов и братанов. 80-ые - рокеров и андеграунд. 60-ые - лириков, физиков и космонавтов. 30-е - летчиков и танкистов. 60-ые и 70-ые годы XIX века - разночинцев и интеллигентов. 90-ые годы XIX века промышленников и банкиров. Екатерининское время подняло дворян на немыслимую высоту и так далее.

А вот 70-ые годы XX века выдвинули “школьников”. “Школа”, “молодой педагог”, “директор-новатор” - вдруг попали под фокус общественного внимания в нашей стране. Почему? Об этом чуть попозже. Потом уже в 80-ые и 90-ые “Школа” и вообще система образования, в том числе и ВУЗы, ушли на периферию жизни. Я был свидетелем ослабления накала образования, остроты школьной и университетской жизни, поскольку учился почти беспрерывно с 1975-го по 2000 год. У меня была школа, 2 универа, с перерывом на армию, потом 5 лет аспирантуры.

Помню, что в 1977 году какая-нибудь контрольная ГОРОНО приравнивалась к “высадке человека на Марс”, то в 1999 году студенты Нижневартовский ВУЗов, мои друзья, сдавали экзамены по любому предмету наобум. Часто кафедры вводили предмет уже в конце семестра. Давали 4 дня на подготовку. Все приходили, списывали открыто из учебников, препод отворачивался или вообще уходил из аудитории. Студиозы получали свои пятерки в зачетки и уходили счастливые. Я этого до сих пор не понимаю такой учебы. В чем смысл?

Так вот, почему “Школа” стала столь интересна для кинорежиссеров в 70-ые годы? Дело в том, что тогда советская этика загнивала и воняла вовсю. Режиссеры и сценаристы заметили, что гнила и воняла она именно в среде школьников. Это поколение было водоразделом, волнорезом, отделявшим социализм и романтизм 60-х от зарождавшегося индивидуализма и буржуазности. Конфликт в этом кино происходил из-за наступления бесчисленных циников и прагматиков как на старый сталинисткий педсостав, так и на романтиков “молодых педагогов” - “социалистов с человеческим лицом”, а также недобитых пока сентименталистов Лопухиных из среды одноклассников. Посмотрите на Лаврика из картины в “Моей смерти прошу винить Клаву К”, на комсорга Глеба из “100 дней после детства” и все поймете. Типичные Дмитрии Медведевы.

В 90-ые эти школьники 70-х были еще молодежью. Они были повернуты на обогащении. Многие шли в бандиты. Кое-кто к концу 90-х начал "подниматься" в бизнесе. Это поколение в детстве страдало материальным культом, поэтому с жадностью поглощало новые рестораны, курорты, автомобили или исходило гавном, если не получилось. В любом случае поколение 70-х в тараканьих бегах было циничино и настроено на победу любой ценой. Наконец, в “нулевые” школьники из Совкино пришли к власти. Путинская эпоха выросла из детей 70-х как бурьян в поле. Те, из школьников кому недосталось “Фордов Фокусов” в 90-ые возрадовались и уехали в Анталью, крича Путину - ура. Кроме того, бытование ребенка в 70-ые годы очень сильно зависело от авторитетов, в частности от авторитерета “Школы”, “Учителя” поэтому дети 70-х склонны к подчинению.

Путинская эпоха являет собой жизненный расцвет тех школяров 70-х.

А где-то с 2006 года повылазило новое поколение. Это генерация леваков-хипстеров, часто чурающихся карьерного роста, не стремящихся как дети 70-х к заработкам любой ценой. Их не удивишь сникерсом. Они с детства видят 100 сортов колбасы в супермаркете и не падают в обморок. Поэтому это поколение более интеллектуально, более возвышено, но интеллекутально оно весьма по-своему. У них совсем иной культурный код. Они много путешествуют, знают иностранные языки, сидят в Интернете сутками и они не привыкли к подчинению. В основном в больших городах это раздолби, кидалты, то есть kid-adults. К 2010 году они уже подминают потихоньку детей 70-х - циников-путинистов. Как это ни странно они формируют базис для нового социализма. Они склонны его идеализировать, склонны вообще больше мечтать.

Но все, же в чем-то дети 1980-х уступают детям 1970-х. Мышление детей 70-х - книжко-центрично, а мышление детей 80-х интернето-центрично. И хотя дети 1980 года более эрудированны, имеют больший объем знаний (это мое личное мнение) они проигрывает детям 1970 года в глубине мышления, так как читают несколько простоватые тексты в сети.