Послание апостола павла. Послание к Римлянам. Место и время написания послания

Апостол Павел написал 14 посланий Первое послание к Фессалоникийцам (1 Фес.) – 50 г. Второе послание к Фессалоникийцам (2 Фес.) – 51 г. Послание к Галатам (Гал.) – 54 -56 г. Первое послание к Коринфянам (1 Кор.) – 53 -57 гг. Второе послание к Коринфянам (2 Кор.) – 57 -58 гг. Послание к Римлянам (Рим.) – 57 -58 гг. Послание к Ефесянам (Еф.) – 59 -63 гг. Послание к Филиппийцам (Флп.) – 63 -64 гг. Послание к Колосянам (Кол.) – 61 -63 гг. Послание к Филимону (Флм.) – 61 -63 гг. Первое послание к Тимофею (1 Тим.) – Второе послание к Тимофею (2 Тим.) – 64 -67 гг. Послание к Титу (Тит.) – Послание ко Евреям (Евр.) – 60 -67 гг.

Первое послание к Фессалоникийцам Авторство: Современной библейской наукой не оспаривается. v Время написания: Во время второго миссионерского путешествия. Ок. 50 -51 гг. v Место написания: Коринф. v Причины написания: 1. Поддержать новообращенных. 2. Устранить недопонимания и искажения относительно учения о Воскресении мертвых и Пришествии Господнем. v

План послания (5 глав) v I. Апостольская проповедь в Фессалониках (1: 1 – 2: 13) ◦ 1. Успех проповеди в Фессалониках (1: 1 -10). ◦ 2. Характер проповеди (2: 1 – 13). v II. Гонения на христиан и состояние Фессалонийской Церкви (2: 14 – 3: 13). v III. Призыв к чистоте, святости и братолюбию (4: 1 – 12). v IV. О судьбах умерших и сроках Второго Пришествия (4: 13 – 5: 5). ◦ 1. Призыв к бодрствованию (5: 6 – 10). ◦ 2. О духовной жизни (5: 11 -28).

Основные темы Пришествие Господне: Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес. 4, 13 -17). О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут (1 Фес. 5: 1 -3). Наставления: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла (1 Фес. 5, 16 -22).

Второе послание к Фессалоникийцам Авторство: В современной зарубежной библейской науке подлинность данного послания подвергается сомнению и относится к группе т. н. «девтеро-павловых» посланий. Время написания: Две точки зрения. 1. Написано вскоре после Первого послания (50 -51 гг.). 2. Написано через продолжительное время после Первого письма к фессалоникийцам (60 -е гг.). Место написания: Коринф (как и 1 Фес.). Причины написания: 1. В этой церкви сохранялось неправильное понимание учения о Пришествии Господнем, несмотря на то, что данному вопросу было посвящено Первое послание апостола. 2. Распространение в общине подложного послания, написанное якобы ап. Павлом, в котором содержалось ложное учение, что Пришествие Христово уже наступило (2 Фес. 2: 2).

План послания (3 главы) v. I. Увещание к терпеливому перенесению скорбей (1: 3 – 12). v. II. Признаки Второго Пришествия (2: 1 -12). v. III. Хранение апостольского предания (2: 15 – 3: 5). v. IV. Заключительные наставления. О необходимости жить собственным трудом (3: 6 – 16).

Основные темы День Господень: День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения (2 Фес. 2: 3 -10). Отношение к труду: Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3: 10). Вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, – не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам (2 Фес. 3, 7 -9).

Епископ Александр (Милеант)

Послания апостола Павла

Введение

Жизнь и труды св. апостола

Обзор учения апостола Павла

Избранные тексты из его посланий

Введение

И з всех новозаветных священных писателей более всего потрудился в изложении христианского учения ап. Павел, написавший целых 14 посланий. По важности своего содержания они справедливо называются "вторым Евангелием" и всегда привлекали к себе внимание как мыслителей-философов, так и простых верующих. Сами апостолы не оставляли без внимания этих назидательных творений своего "возлюбленного собрата," младшего по времени обращения ко Христу, но равного им по духу учения и благодатным дарам (2 Петр. 3:15-16).

Составляя необходимое и важное дополнение к евангельскому учению, послания ап. Павла должны быть предметом самого внимательного и усердного изучения каждого человека, стремящегося глубже познать христианскую веру. Эти послания отличаются особой высотой религиозной мысли, отражающей обширную ученость и знание ветхозаветного Писания ап. Павлом, а равно и его глубокое понимание новозаветного Христова учения. Не находя иногда в современном греческом языке необходимых слов, ап. Павел вынужден был иногда для выражения своих мыслей создавать собственные словесные сочетания, которые потом вошли в широкое употребление среди христианских писателей. К таким словосочетаниям относятся: "совоскреснуть," "спогребстись Христу," "облечься во Христа," "совлечься ветхого человека," "спастись банею пакибытия," "закон духа жизни," "иной закон в членах моих, противовоюющий закону ума" и т.п.

Связь учения апостола Павла с его жизнью

П ослания Ап. Павла - это плоды его апостольского усердия в раскрытии учения Христова. Они замечательны тем, что апостол раскрывает в них христианское учение не отвлеченно, но в тесной связи с развитием основанных им церквей, своими апостольскими трудами и личными переживаниями. Так как учение, изложенное в посланиях ап. Павла, тесно переплетается с его личностью, то знакомство с его жизнью и личностью содействует их пониманию. Поэтому здесь мы познакомим читателя с теми фактами жизни ап. Павла, которые, по указанию самого апостола, служили для него источником решения вопросов христианского учения о вере и нравственности. "Я - наименьший из апостолов и недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию. Но благодатью Божьею я есть то, что есть, и благодать Его во мне не была напрасна" (1 Кор. 15:9-10) - так характеризует себя великий "Апостол языков" (язычников - имя, под которым ап. Павел вошел в историю христианской Церкви).

Наделенный от природы богатыми умственными способностями, он был воспитан и обучен в строгих фарисейских правилах и, по его собственным словам, преуспевал в иудействе более многих своих сверстников, будучи в молодости неумеренным приверженцем отеческих своих преданий (Гал. 1:14). Когда же Господь, избравший его от чрева матери, призвал его к апостольскому служению, он всю энергию, все силы своего великого духа посвятил проповеди имени Христова среди язычников. Делая это, он претерпел много скорбей от своих ослепленных неверием и ожесточенных против Христа единоплеменников.

Изучая жизнь и труды св. Павла по книге Деяний св. апостолов, поистине нельзя не прийти в изумление от необычной несокрушимой энергии этого великого "апостола языков." Трудно представить себе, как этот человек, не обладавший крепким здоровьем и физической силой (Гал. 4; 13-14), мог перенести столько невероятных трудностей и опасностей, сколько пришлось перенести их ап. Павлу, ради славы имени Христова. И что особенно замечательно: по мере умножения этих трудностей и опасностей, пламенная ревность его и энергия не только не ослабевали, а еще больше возгорались и крепли.

Вынужденный вспомнить для назидания Коринфян о своих подвигах, он так о них пишет:

"Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано было мне по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе" (2 Кор. 11:23-27).

Сравнивая себя с прочими апостолами и по смирению называя себя "меньшим" из них, св. Павел тем не менее со всей справедливостью мог заявить: "но я более всех их потрудился; не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1 Кор. 15:10).

И действительно, без благодати Божией обыкновенный человек не смог бы поднять таких трудов и совершить столько подвигов. Насколько мужественным, прямым и непоколебимым в своих убеждениях являл себя Павел перед царями и владыками, настолько же решителен и искренен был он и в отношениях со своими собратьями-апостолами. Так однажды он не остановился даже перед обличением самого апостола Петра, когда этот апостол дал повод к нареканию в малоазийской столице язычества Антиохии (Гал. 2:11-14). Этот факт важен, между прочим, тем, что ясно говорит против ложного утверждения римо-католиков, будто ап. Петр был поставлен Господом "князем над прочими апостолами" и как бы заместителем Самого Господа (от чего римские Папы присваивают себе титул "наместников Сына Божия"). Разве посмел бы св. Павел, бывший гонитель Церкви Христовой и позже других пришедший к апостольскому служению, обличать "заместителя" Господа Иисуса Христа? Это совершенно невероятно. Апостол Павел обличил св. Ап. Петра, как равный равного, как брат брата.

Жизнь и труды апостола Павла

С в. Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском г. Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города и как происходивший от иудеев, освободившихся от рабства римлян, Павел имел права римского гражданина . В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями (Деян. 17:28; 1 Кор. 15:33; Тит. 1:12). Свое окончательное образование он получил в Иерусалиме в славившейся тогда раввинской академии, у знаменитого учителя Гамалиила (Деян. 22:3), который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим (Деян. 5:34) и любителем греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом (Деян. 18:3; 2 Кор. 11:8; 2 Сол. 3:8).

Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина, потому сразу же по окончании своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой. Может быть, по назначению синедриона он был свидетелем смерти первомученика Стефана , (Деян. 7:58; 8:1), а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске (Деян. 9:1-2).

Господь, усмотревший в нем "сосуд избранный Себе," на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: "Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?" На вопрос Савла: "Кто Ты?" - Господь ответил: "Я Иисус, Которого ты гонишь." Господь повелел Савлу идти в Дамаск, с тем, что ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но свет не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого им учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.

Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим (Деян. 9:23 в 38 г. по Р. Хр). где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами. Из-за покушения эллинистов на жизнь Савла, он отправился в свой родной г. Тарс. Отсюда около 43 г. он был вызван Варнавой в Антиохию для проповеди, и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда привез помощь нуждающимся (Деян. 11:30).

Вскоре после возвращения из Иерусалима - по повелению Духа Святого - Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие , продолжавшееся с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр, и с этого времени Савл, когда обратил к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом . За время миссионерского путешествия Павла и Варнавы были основаны христианские общины в малоазийских городах Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии (малоазийские города). В 51 г. св. Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для христиан из язычников соблюдения обрядов Моисеева закона.

Вернувшись в Антиохию, св. Павел в сопровождении Силы предпринял второе апостольское путешествие. Сначала он посетил раннее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии. В Листре св. Павел приобрел любимого ученика своего Тимофея, а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним ап. Лукой. Из Македонии св. Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Коринфе, задержавшись в последнем полтора года. Отсюда он послал два послания к Солунянам. Второе путешествие длилось с 51 по 54 год. В 55 г. св. Павел отправился во Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию (Деян. 17 и 18 гл.).

После недолгого пребывания в Антиохии св. Павел предпринял третье апостольское путешествие (56-58 г.), посетив сначала, по обычаю своему, ранее основанные малоазийские церкви, а затем остановился в Ефесе, где в продолжение двух лет занимался ежедневно проповедью в училище Тиранна. Отсюда он написал свое послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое послание к Коринфянам (по поводу возникших там беспорядков и в ответ на письмо Коринфян к нему). Народное восстание, поднятое против Павла серебряных дел мастером Димитрием, заставило апостола оставить Ефес, и он отправился в Македонию (Деян. 1:9 гл.). На пути он получил от Тита известие о состоянии Коринфской церкви и о благоприятном действии его послания. Поэтому он послал с Титом из Македонии второе послание к Коринфянам. Вскоре он и сам прибыл в Коринф, откуда написал послание к Римлянам, намереваясь после Иерусалима отправиться в Рим и дальше на запад.

Попрощавшись в Мелите с Ефесскими пресвитерами, он прибыл в Иерусалим, где из-за возникшего против него народного мятежа был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении, сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59 г., а в 61 г. Павел, как римский гражданин, по своему желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о. Мальты, апостол только летом 62 г. достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Этим и оканчивается повествование о его жизни, имеющееся в книге Деяний апостольских (главы 27 и 28). Из Рима св. Павел написал свои послания к Филиппийцам (с благодарностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Колоссянам, к Ефесянам и к Филимону, жителю Колосс (по поводу бежавшего от него раба Онисима). Все эти три послания были написаны в 63 г. и отправлены с Тихиком. Из Рима же в 64 г. написано и послание к палестинским Евреям.

Дальнейшая судьба ап. Павла в точности неизвестна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 г. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения Павлу дана была свобода, и он предпринял четвертое апостольское путешествие, на которое указывают его так называемые "пастырские послания" - к Тимофею и Титу. После защиты своего дела перед сенатом и императором св. Павел был освобожден от уз и снова путешествовал на Восток. Пробыв долгое время на острове Крите, он оставил там своего ученика Тита для рукоположения пресвитеров по всем городам (Тит. 1:5),что свидетельствует о рукоположении им Тита во епископа Критской церкви. Позже в своем послании к Титу ап. Павел наставляет его, как проходить обязанности епископа. Из этого же послания видно, что он предполагал провести ту зиму 64 г. в Никополе (Тит. 3:12), близ родного Тарса.

Весной 65 г. он посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первые узы (2 Тим. 4:20).Проходил ли св. Павел через Ефес, неизвестно, так как он говорил, что пресвитеры ефесские уже не увидят его лица (Деян. 20:25), но он, по-видимому, в это время рукоположил Тимофея во епископа для Ефеса. Далее апостол проходил через Троаду, где у некоего Карпа оставил свою фелонь (богослужебная верхняя одежда) и книги (вероятно тоже богослужебные, 2 Тим. 4:13), и потом отправился в Македонию. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Коринфе (2 Тим. 4:20) и встретившись на пути с ап. Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматию (2 Тим. 4:10) и Италию, дошел до Рима, где оставил ап. Петра, а сам уже в 66 г. отправился далее на запад, дойдя, вероятно, до Испании .

После возвращения в Рим он был снова заключен в узы (второй раз), в которых и находился до смерти. Есть предание, что по возвращении в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду, и хотя милостью Божией избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке (1 Тим. 4:16-17), однако был заключен в узы. Из этих вторых уз он написал в Ефес второе послание к Тимофею, приглашая его в Рим на последнее свидание, в предчувствии своей близкой смерти. Предание не говорит, успел ли Тимофей застать в живых своего учителя, но оно рассказывает, что сам апостол уже недолго ждал своего мученического венца. После девятимесячного заключения он был усечен мечом , как римский гражданин, недалеко от Рима. Это было в 67 г. по Р. Хр., в 12-ый год царствования Нерона.

При общем взгляде на жизнь ап. Павла видно, что она резко делится на две половины. До своего обращения ко Христу св. Павел, тогда Савл, был строгим фарисеем, исполнителем закона Моисеева и отеческих преданий, думавшим оправдаться делами закона и ревностью к вере отцов, доходившей до фанатизма. После обращения своего он стал апостолом Христовым, всецело преданным делу евангельского благовестия, счастливым в своем призвании, но сознающим свое собственное бессилие при исполнении этого высокого служения и приписывающим все свои дела и заслуги благодати Божией. Вся жизнь апостола до обращения, по глубокому убеждению его, была заблуждением, грехом и вела его не к оправданию, а к осуждению, и только благодать Божия извлекла его из этого губительного заблуждения. С этого времени св. Павел старается лишь быть достойным этой благодати Божией и не уклоняться от своего призвания. Поэтому нет и не может быть речи о каких бы то ни было заслугах - все дело Божие .

Будучи полным отражением жизни апостола, все учение св. Павла, раскрытое в его посланиях, проводит именно эту основную мысль: человек оправдывается верою , независимо от дел закона (Рим. 3:28). Но отсюда нельзя вывести заключение, будто ап. Павел отрицает всякое значение добрых дел (см. напр. Гал. 6:4; Ефес. 2:10 или 1 Тим. 2:10 и другие). Под "делами закона " в его посланиях разумеются не "добрые дела" вообще, а обрядовые дела закона Моисеева . Надо помнить, что ап. Павлу во время его проповеднической деятельности пришлось вынести упорную борьбу с противодействием иудеев и иудействующих христиан.

Многие из иудеев и по принятии христианства держались взгляда, что и для христиан необходимо тщательное исполнение всех обрядовых предписаний Моисеева закона. Они обольщали себя горделивой мыслью, что Христос пришел на землю для спасения только иудеев , а потому язычники, желающие спастись, должны принять обрезание и исполнять все иудейские обряды. Это заблуждение так сильно мешало распространению христианства среди язычников, что апостолы должны были созвать в 51 г. в Иерусалиме Собор , который отменил обязательность обрядовых постановлений закона Моисеева для христиан. Но и после этого Собора многие иудействующие христиане продолжали упорно держаться своего прежнего взгляда и впоследствии совсем отделились от Церкви, составив свое еретическое общество. Эти еретики, противодействуя лично ап. Павлу, вносили смуту в церковную жизнь, пользуясь отсутствием Павла в той или другой церкви. Поэтому св. Павел в своих посланиях был и вынужден постоянно подчеркивать, что Христос - Спаситель всего человечества, - как иудеев, так и язычников, и что спасается человек не выполнением обрядовых дел закона, а только верою во Христа . К сожалению, эта мысль ап. Павла была извращена Лютером и его последователями- протестантами в том смысле, будто ап. Павел отрицает значение вообще всяких добрых дел для спасения. Если это было бы так, тогда не говорил бы св. Павел в 1-ом послании к Коринфянам, в 13-ой главе, что "если я имею всю веру, так что могу и горы переставлять, а любви не имею, то я - ничто," ибо любовь как раз и проявляет себя в добрых делах.

Перечень посланий апостола Павла

Н а основании достоверных свидетельств, общий голос Церкви присваивает ап. Павлу авторство четырнадцати посланий, которые помещаются в Библии в следующем порядке:

1) Послание к Римлянам,

2) Первое послание к Коринфянам,

3) Второе послание к Коринфянам,

4) Послание к Галатам,

5) Послание к Ефесянам,

6) Послание к Филиппийцам,

7) Послание к Колоссянам,

8) Первое послание к Солунянам,

9) Второе послание к Солунянам,

10) Первое послание к Тимофею,

11) Второе послание к Тимофею,

12) Послание к Титу,

13) Послание к Филимону,

14) Послание к Евреям.

Порядок этот не хронологический, а расположенный по важности и обширности посланий и по сравнительному значению церквей и лиц, к которым послания адресованы. За посланиями к семи церквам следует послание к трем лицам, а послание к Евреям поставлено позади всех, потому что подлинность его признана позже всего. Послания ап. Павла делятся обыкновенно на две неравные группы: 1) Послания общехристианские и 2) Послания пастырские . К этим последним относятся два послания к Тимофею и послание к Титу, потому что в них указываются основы и правила доброго пастырствования.

Некоторые места в посланиях св. Павла, как например: 1 Кор. 5:9, также Кол. 4:16 - давали повод думать, что существовали еще другие Павловы послания, до нас не дошедшие. Приписываемая ап. Павлу переписка с неизвестным философом Сенекой, братом упоминаемого в Деяниях проконсула Галлиона (18:12), не заслужила признания своей подлинности.

Обзор учения апостола Павла

П ослания св. ап. Павла имеют в составе Нового Завета великое значение, ибо в них мы находим глубокое и всестороннее раскрытие и разъяснение истин евангельского учения. Кроме отдельных, особо любимых ап. Павлом истин Христовой веры, как например: о значении ветхозаветного закона по отношению к Новому Завету, о растлении и порче человеческой природы и о единственном средстве оправдания пред Богом через веру во Иисуса Христа - нет, можно сказать, ни одного частного пункта во всей христианской догматике, который бы не находил своего обоснования и подкрепления в Павловых посланиях. Большая часть посланий построена по одному и тому же плану. Начинаются они приветствием к читателям и благодарностью Богу за Его промыслительные действия о том месте, куда адресовано послание. Далее послание обыкновенно делится на две части - вероучительную (догматическую) и нравственную. В заключение св. апостол касается частных дел, делает поручения, говорит о своем личном положении, выражает свои добрые пожелания и посылает приветствия мира и любви. Язык его живой и яркий, напоминает язык ветхозаветных пророков и свидетельствует о глубоком знании ветхозаветного Писания.

Избранные тексты из посланий апостола Павла

Н е имея возможности более обстоятельно осветить разные стороны христианского учения ап. Павла, мы ограничимся здесь цитатами из его посланий, имеющими преимущественно нравственный характер . В них, как увидим, св. апостол разъясняет, в чем заключается подлинная духовная жизнь и к чему должен стремиться христианин. Для удобства мы приводим эти цитаты в алфавитном порядке по темам , чтобы читатель мог легко найти нужное ему наставление ап. Павла.

Благодать Божия и дары духовные: "Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии, потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии" (Рим. 8:14-16). "Дары различны, но Дух один и тот же... Каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1 Кор. 12:4-11). "Явилась благодать Божия, спасительная для всех людей, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа" (Тит. 2:11-13).

Смотри также: Рим. 5:2; 1 Кор. 12:1-11; 2 Кор. 3:5; 2 Кор. 4:7; 2 Кор. 6:1-2; 2 Кор. 8:9; Гал. 3:5; Еф. 4:7-12; Фил. 2:13; Ев. 4:16; Ев. 12:15.

Об отношении к богатству : "Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам (Бог) сказал: не оставлю тебя и не покину тебя" (Ев. 13:5). Смотри также:1 Тим. 6:9-11.

Жизнь - война духовная : "Облекитесь во всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолевши устоять. Итак станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекитесь в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие" (Еф. 6:11-17). Смотри также:1 Фес. 5:4-8; 2 Кор. 10:3-5; Кол. 2:14-15.

Вера и ее значение: "Верой (в Иисуса) мы получили доступ к той благодати, в которой стоим" (Рим. 5:2). "Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению" (Рим. 10:10). "Мы ходим верой, а не ведением" (2 Кор. 5:7). "Во Христе Иисусе не имеют силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью" (Гал. 5:6). "Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, дар Божий" (Еф. 2:8). "Без веры угодить Богу невозможно" (Ев. 11:6). Смотри также: Рим:3:28-30, Рим. 14:23, 2 Кор. 13:5, Гал. 2:16, Гал. 3:26, Еф. 6:16, Ев. 11:1.

О Воскресении мертвых :1 Кор. 15:12-57; 2 Кор. 5:1-10; 1 Фес. 4:13-18; Фил. 3:10-11; Фил. 3:20-21; Ев. 2:14-15; Ев. 4:1-11.

О Втором пришествии Христа :1 Фес. 5:1-3; 2 Фес. 1:6-10.

О Девстве и браке :1 Кор. 7:1-17

О Добрых делах : "Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере" (Гал. 6:9-10)."Итак, едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте во славу Божию" (1 Кор. 10:31). "Мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Еф. 2:10)"Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы угодны Богу" (Ев. 13:16). Смотри также: Еф. 6:8; Фил. 2:4; Кол. 3:23; Кол. 4:17; 1 Фес. 5:15; Тит. 3:14; Ев. 13:1-3.

О Благодарении Богу : "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу" (1 Тим. 6:6-10). "Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни" (1 Тим. 6:17-19).

Духовное обновление и христианская жизнь : "Кто во Христе, - тот новое творение. Древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор. 5:17)."Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облекитесь. (В Церкви) нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово, и по обетованию наследники... Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти" (Гал. 3:27-29, 5:16)."Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с ним во славе. Итак умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его, и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства, - и да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И все что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца" (Кол. 3:1-17).

"Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, - и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами" (Фил. 4:4-9).

"Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не унижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла" (1 Фес. 5:14-22).

Крещение - смерть для греха : "Нет никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" (Рим. 8:1-2). "Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир. Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности" (Рим. 8:5-10).Смотри также: Рим. 8:1; 1 Кор. 5:7-8; 2 Кор. 5:17; Гал. 3:27-29; Гал. 5:16-26; Гал. 6:8; Гал. 6:15; Еф. 2:1-6; Еф. 2:14-15; Еф. 3:16-17; Еф. 4:22 - 5:11; Еф. 5:14; Кол. 3:1-17; Кол. 3:23-24; Фил. 2:14-15; Фил. 3:8-15; Фил 3:17; 3:20-21; Фил. 4:4-9; Фил. 4:11-13; 1 Фес. 5:14-22. О смерти для греха и крещении смотри также: Рим. 6:1-7; Рим. 8:1-17 и 8:32-34; Гал. 2:19-20 и Гал. 3:27; Кол. 2:11-14; 2 Тим. 2:11-13.

Единство верующих : "Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и не было между вами разделения, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях (1 Кор. 1:1-10). "Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленными; ничего не делайте по упрямству или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие во Христе Иисусе" (Фил. 2:1-5). "Если друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом" (Гал. 5:15). "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12:18). Смотри также: Еф. 4:1-5; Еф. 4:13; Фил. 1:27.

Дела закона не оправдывают человека : Рим. 3:19 - 5:2 и послание к Галатам.

Жизнь и смерть : Фил. 1:21-24.

Искупление Христом и о Кресте :1 Кор. 1:18-24; 1 Кор. 2:2; Гал. 6:14; Фил. 3:18-19.

Рим. 5:10; Кол. 1:20-23; Ев. 5:1-9; 2 Кор. 5:19-21; Гал. 3:13-14; Еф. 1:7; Еф. 2:16; Тит. 2:14; Ев. 9:11-28; Ев. 10:5.Ев. 10:14-22.

Качества и обязанности служителей Божиих : епископа (1 Тим. 3:1-7), пресвитера (Тит. 1:5-9) и дьякона (1 Тим. 3:8-13).

Кротость и прощение : "Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию... Если враг твой голоден, накорми его, если жаждет, напои его... Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12:19-21). "Кротость ваша да будет известна всем людям" Фил. 4:5). (Смотри также: Гал. 6:1, Кол. 3:12, 2 Тим. 2:25.

Любовь к Богу : "Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание (Псал. 43:23). Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, или Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8:35-39).

Любовь к ближним: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая, или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знания упразднятся" (1 Кор. 13:1-8). Весь закон в одном слове заключается: "Люби ближнего своего, как самого себя"(Гал. 5:14). Смотри также:1 Фес. 4:9; 1 Тим. 1:5-6.

Молитва : "Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением" (Кол. 4:2). Смотри также: Рим. 8:26-27; Еф. 5:19-20; Еф. 6:18; 1 Тим. 2:1-3; 2:8; Ев. 13:15.

Мудрость Божия в спасении человека :1 Кор. 2:4-16; 1 Кор. 3:18-21; Еф. 1:17-19; Еф. 3:18-19; Еф. 5:15-17; Кол. 1:9; Кол. 2:3; Кол. 3:16.

Мужество : "Не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас спасения. И сие от Бога" (Фил. 1:28). Смотри также:1 Кор. 16:13.

О негодности тех, которые живут лениво : Ев. 6:4-8; Ев. 10:26-31.

Награда за добродетель: Рим. 2:6-17.

Оправдание верой и благодатью: Гал. 2:16-21; Гал. 3:18-26; Тит. 3:4-7.

Ответственность : Рим. 2:6-17.

Христос и Его две природы : Кол. 1:15-20; Кол. 2:9; Фил. 2:5-11; Ев. 1:1-4; Ев. 2:7-11.

Последние времена и антихрист:2 Фес. 2:1-12; 1 Тим. 4:1-2; 2 Тим. 3:1-5.

Подвиг, пост и умерщвлении греховной плоти: "Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, угодную Богу для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим. 12:1-2)."Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. И потому я бегу не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным" (1 Кор. 9:24-27). "Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал. 5:24).

Священное Писание боговдохновенно :2 Тим. 3:15-16; Ев. 4; 12.

Познание Бога : Рим. 1:19-32.

Помощь нуждающимся : "При сем скажу: кто сеет скупо (скупо жертвует), тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением: ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век (Псал. 111:9). Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей так, чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через вас производит благодарение Богу. Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу" (2 Кор. 9:6-12).Смотри также:1 Кор. 16:1-4; 2 Кор. 8:11-15.

Примеры веры прежних праведников: Ев. 11:1 - 12:3.

Причащение Тела и Крови Христовых: 1 Кор. 10:16-17; 1 Кор. 11:23-32.

О радости : "Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14:17). "Плод Духа: любовь, радость, мир" (Гал. 5:22). "Радуйтесь всегда о Господе, и еще говорю: радуйтесь" (Фил. 3:1, 4:4, 1 Фес. 5:16).

Христианская свобода : "Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства... К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти" (Гал. 5:1, Гал. 5:13)."Берегитесь, чтобы свобода ваша не послужила соблазном для немощных" (1 Кор. 8:9-13). Смотри также: Рим. 14:13.

Святость: "Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (Левит. 26:12). И потому выйдете из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому и Я приму вас (Исаия 52:11); и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель (Иерем. 3:19, Осия 1:10). Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием" (2 Кор. 6:16-7:1)."Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда, чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести" (1 Фес. 4:3-4).Смотри также:1 Кор. 6:15-20; 2 Кор. 6:16-7:1; Еф. 1:4; Кол. 1:22-23; 1 Фес. 4:3-4; Ев. 10:10; Ев. 10:14; Ев. 12:14-15.

Семья и об обязанностях ее членов : Еф. 5:22-33; Еф. 6:1-4; Кол. 3:18-21; 1 Тим. 2:9-15.

Скорби и искушения : "Через (Христа) верою мы получили доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда" (Рим. 5:2-4). "Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! Не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Притч. 3:11-12). Если же вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем общее, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, - то не гораздо ли более должны покоряться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней, а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется нам не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колена и ходите прямо ногами вашими, чтобы хромающее не совратилось, а лучше исправилось" (Евр. 12:3-13). Смотри также: Рим. 5:2-4; 2 Кор. 4:8-18; 2 Кор. 1:3-6; 2 Кор. 7:10; 2 Кор. 12:10; 1 Фес. 3:3-4; 2 Фес. 1:6-7; 2 Тим. 3:12; Ев. 2:18; Ев. 4:15; Ев. 12:3-13; Ев. 13:12-14.

Смирение : "Ничего не делайте по любви к спорам или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя" (Фил. 2:3). Смотри также: Рим. 12:16; 1 Кор. 1:26-31, Кол. 3:12.

Снисхождение и помощь друг другу : "Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Гал. 6:1-2).

Совесть : "Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере" (1 Тим. 1:18-19). Смотри также: Ев. 9:14; Ев. 10:22.

Нельзя судиться и ссориться:1 Кор. 6:1-7.

Христиане - сыны Божии: Гал. 4:7; Еф. 2:18.

Терпение : "Вы же, братия, не унывайте, делая добро" (2 Фес. 3:13). "Ты же, человек Божий, преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости" (1 Тим. 6:11). "Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное" (Ев. 10:36; Ев. 12:1; Рим. 5:3).

Трудолюбие : "Кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2 Фес. 3:8-12). Смотри также:1 Фес. 4:10-12; 1 Тим. 5:8.

Значение посланий апостола Павла

И так, послания ап. Павла являются богатейшим источником духовной мудрости и вдохновения. Нет, кажется, такой религиозной истины, которая бы не была освещена и разъяснена в его творениях. Причем, эти истины изложены апостолом не как отвлеченные богословские понятия, но как факты веры, воодушевляющие человека к праведной жизни. Откликаясь на конкретные проблемы, с которыми сталкивались христиане первого века, послания ап. Павла служат ценным дополнением к Евангелиям. Они разъясняют, как на деле преодолевать неизбежные в жизни испытания, как осуществлять высокие христианские идеалы, в чем состоит суть христианского подвига. Они живым языком описывают быт и подвиги первых христиан, становление христианских общин, дают цельный облик Церкви Христовой апостольского времени.

Послания ап. Павла не менее ценны и своими автобиографическими заметками. Из них видно, как применял апостол в своей личной жизни высокие христианские принципы, которые проповедовал - что содействовало его духовному росту, что помогало его миссионерской деятельности, где он черпал духовные силы. Первым фактором успеха миссионерской деятельности апостола было его уменье все свои великие таланты, душевные и физические силы сконцентрировать на одной цели - на служении Христу . Вторым фактором было полное предание себя водительству благодати Христовой , которая давала ему воодушевление и силы для преодоления всех внешних препятствий и собственных немощей. Благодать Божия помогла ему обратить к Христу значительную часть Римской империи.

По молитвам апостола Павла да вразумит и помилует нас Господь!

Границы канона Нового Завета оставались до некоторой степени неопределенными несколько столетий, а на его формирование влияли разные силы и мнения. В восточных и западных Церквах долгое время насчитывалось разное количество книг, а убежденность в каноничности основывалась на литературных, литургических, богословских критериях, связанных с авторством, содержанием и употреблением конкретной книги. В основном выделяют три главные предпосылки, позволяющие причислить текст к разряду канонических: 1) его соответствие основным христианским традициям, которые считались в Церкви нормой; 2) апостольское происхождение книги, реальное или предполагаемое; 3) признание и широкое употребление книги в Церкви. В конце II века начали складываться списки книг, воспринимаемые как христианское Св. Писание. Среди более полных списков новозаветных книг наиболее древний – канон Муратори. В 367 г. впервые отмечено, что объявленный канон Нового Завета в точности совпадает с теми 27 книгами, которые и теперь признаны каноническими.

Многие библеисты считают, что ядром канона были Евангелия, к которым вскоре присоединились Послания апостола Павла. Деяния апостолов были добавлены главным образом для того, чтобы подтвердить апостольское достоинство Павла. На вопрос о том, сколько Посланий было включено в самое древнее собрание, есть несколько ответов. Сравнив последовательность посланий в древних списках, ученые пришли к выводу, что древнейший corpus Paulinum содержал семь посланий, а именно: 1-е и 2-е Коринфянам, Галатам, Филиппийцам, 1-е и 2-е к Фессалоникийцам и Римлянам. Согласно другому мнению, послания собрала и даже дописала «Павлова школа», т.е. группа людей, знавших учение апостола и восхищавшихся им.

С древних времен за подлинные принимаются все Послания Павла. Канон Муратори упоминает все 14 Посланий, и в трудах почти всех отцов Церкви имеются ссылки на труды апостола. Порядок Посланий сложился в каноне постепенно. Послания к церквам помещали всегда первыми, только Послание к Евреям наиболее часто помещали в конце, т.к. оно было признано каноническим позднее. Множество Посланий Павла не вызывало трудностей у древних деятелей Церкви. Вопрос, почему Послания, адресованные конкретным церквам и по определенному поводу, нужно признавать авторитетными для всех и читать повсюду, решался через богословское обоснование с использованием числовой символики и через редактирование текста. Так, в строках 49-50 канона Муратори подчеркнуто, что Павел, как и Иоанн, написал семи церквам, а значит всей Церкви, так как мистический смысл числа семь означал завершенность и полноту. Это мнение встречается у Киприана, Викторина Петтауского и более поздних авторов. После того как Послание к Евреям включили в корпус Посланий, стало трудно сохранить идею о семи церквах, поэтому число Посланий, равное 14, представляли как 7 помноженное на 2. В каноне Муратори предлагается особый аргумент в пользу соборности Посланий, адресованных отдельным лицам. Хотя Павел и писал из любви к Филимону, Титу и Тимофею, Послания все, по оценке Церкви, священны и соборны, так как устанавливают правила ее жизни (строки 62-63). Другой способ, за счет которого Послания Павла обрели статус общецерковных, состоял в коррекции текстов. Например, фраза «вместе со всеми», которая не совсем к месту появляется в 1Кор.1:2, часто считается указанием на то, что Послание предназначалось для более широкого церковного круга читателей.

Современный порядок Посланий связан с важностью обсуждаемых в них вопросов. Поэтому вначале помещаются сотериологические Послания (Римлянам, 1-е и 2-е Коринфянам, Галатам), затем христологические (Ефесянам, Колоссянам, Филиппийцам, Евреям, Филимону), нравственно-эсхатологические (1-е и 2-е Фессалоникийцам) и пастырские послания (1-е и 2-е Тимофею, Титу.) Хронологически Послания делят на четыре группы: 1) Послания из второго путешествия (53 г.), 1 и 2 Фес.; 2) Послания из третьего путешествия (ок. 57-58 гг.), 1 и 2 Кор., Гал., Рим.; 3) Послания из первых римских уз (ок. 63-64 гг.), Еф., Флп, Кол., Флм., Евр.; 4) пастырские Послания (1 и 2 Тим, Тит.), написанные в конце жизни апостола ок. 64-67 гг.

Таким образом, причин для включения всех 14 Посланий апостола Павла в канон было несколько. Послания широко использовались Церковью для обоснования догматических положений, они служили источником для общего библейского богословия, так как в них изложены все важнейшие истины христианства. К тому же авторитет апостола Павла, покорившего Христу многие народы языческого мира и провозгласившего христианство религией свободы, в глазах христианских богословов был непоколебим. Например, значимость Марка и Луки подтверждалась тем, что они в церковном предании связывались с апостолами Петром и Павлом. Иоанн Златоуст утверждал, что «мир не увидит другого Павла», подчеркивая уникальность личности апостола народов. А Ориген писал: «Среди писаний Павла нет ни одного, которое обычно называлось бы Евангелием, но то, что он проповедовал и говорил – это и есть Евангелие».

В Новый Завет входят и 13 посланий апостола Павла, написанных им к христианам, живущим в городах Риме, Коринфе, Ефесе, Филиппах, Колоссах, Фессалониках и в области Галатии, а также к частным лицам к Тимофею, Титу и Филимону. (Считается, что Павлом было написано и « ».)

Послания Павла составляют четвертую часть Нового Завета. Передать все богатство Слова Божьего, заключенного в этих посланиях, просто невозможно. По-этому мы ограничимся лишь несколькими отрывками из них:

Любовь

«Бог есть любовь» - учит Слово Божие.

В Первом Послании к Коринфянам апостол Павел пишет о любви так:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы…»

Любовь - это сущность учения Иисуса Христа. Иисус сказал: «„Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим“. Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: „возлюби ближнего твоего, как самого себя“; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ().

А в другом месте Библии Иисус так говорит о любви Божией: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». ()

Из всех новозаветных священных писателей более всего потрудился в письменном изъяснении христианского учения св. апостол Павел, написавший целых четырнадцать посланий. По важности своего содержания они справедливо именуются некоторыми "вторым Евангелием" и всегда привлекали к себе внимание как свв. Отцов Церкви, так и врагов христианства. Сами апостолы, как мы видели из соборного послания св. апостола Петра, не оставляли без внимания этих назидательных творений своего "возлюбленного собрата, младшего по времени обращения ко Христу, но равного им по духу учения и благодатным дарам" (2 Пет. 3:15-16). Многие Отцы и Учители Церкви занимались истолкованием посланий св. апостола Павла. Составляя необходимое и важное дополнение к евангельскому учению, послания св. апостола Павла должны быть предметом самого внимательного и усердного изучения всякого христианского богослова. При этом необходимо никогда не упускать из вида той высоты и глубины богословствующей мысли св. апостола и той своеобразности выражений, которая иногда доходила до неудобовразумительности и останавливала таких великих толкователей Священного Писания, как св. Златоуст, Иероним и Августин. В этих посланиях отразилась обширная ученость и знакомство св. апостола Павла со Священным Писанием Ветхого Завета, а равно и глубина в раскрытии новозаветного Христова учения, плодом коего был целый ряд новых слов и речений догматического свойства или нравоучительного характера, принадлежащих исключительно св. апостолу Павлу, как, например, "совоскреснуть", "спогребстися Христу", "облечься во Христа", "совлечься ветхого человека", "спастись банею пакибытия", "закон духа жизни", "другой закон в членах, востающий против закона ума" и т.п. Каждое послание заключает в себе истины и вероучения, и нравоучения христианского, так как и само христианство есть не только известное верование - признание умом известных истин, но непременно и самая жизнь по вере, согласная с этой верой.

Связь учения св. апостола Павла с его жизнью

Послания св. апостола Павла - это плоды его апостольской ревности; учение его, в них изложенное, - это полное отражение его жизни. Поэтому чтобы лучше понять его послания, нужно хорошо изучить его жизнь и понять внутренний характер его личности. Для этого нет надобности входить в разбор всех подробностей его жизни, известных нам из книги Деяний, а нужно только остановиться на внутренней стороне его жизни и разобраться в тех фактах, которые, по указанию самого апостола, служили для него источником решения многих вопросов христианской догматики и учения о христианской нравственности.

Жизнь и личность св. апостола Павла

"Я - наименьший из апостолов и недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию, но благодатию Божиею есмь то, что есмь, и благодать Его во мне не была тщетна" (1 Кор. 15:9-10) - так характеризует себя сам великий "апостол языков" (прозвание, под которым св. апостол Павел вошел в историю христианской Церкви). Наделенный от природы богатыми умственными способностями, он воспитан и обучен был в строгих правилах фарисейских и, по его собственным словам, преуспевал в иудействе более многих сверстников своих, ибо был неумеренным ревнителем отеческих своих преданий (Гал. 1:14). Когда же Господь, избравший его от чрева матери, призвал его к апостольскому служению, он всю энергию, все силы своего великого духа посвятил проповеди имени Христова среди язычников всего тогдашнего культурного мира, после того как претерпел много скорбей от своих слепотствующих и ожесточенных против Христа родичей. Изучая жизнь и труды св. апостола Павла по книге Деяний св. апостолов, поистине нельзя не прийти в изумление от необычайной несокрушимой энергии этого великого "апостола языков". Трудно представить себе, как это человек, не обладавший мощным организмом и крепкими физическими силами (Гал. 4:13-14), мог перенести столько невероятных трудностей и опасностей, сколько пришлось перенести их св. апостолу Павлу ради славы имени Христова. И что особенно замечательно: по мере умножения этих трудностей и опасностей пламенная ревность его и энергия не только не умалялась, а еще больше возгоралась и закалялась, как сталь. Вынужденный вспомнить для назидания Коринфян о своих подвигах, он так о них пишет: "я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано было мне по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, ...в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе..." (2 Кор. 11:23-27). Сравнивая себя с прочими апостолами и по смирению называя себя "меньшим" из них, св. Павел тем не менее со всей справедливостью мог заявить: "но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1 Кор. 15:10). И действительно, без благодати Божией обыкновенный человек не смог бы поднять таких трудов и совершить столько подвигов. Насколько мужественным, прямым и непоколебимым в своих убеждениях являл себя Павел перед царями и владыками, настолько же решителен и искренен был он и в отношениях со своими собратиями апостолами: так, однажды он не остановился даже перед обличением самого апостола Петра, когда сей великий апостол дал повод нареканию в малоазийской столице язычества Антиохии (Гал. 2:11-14). Этот факт важен, между прочим, тем, что ясно говорит против ложного учения римо-католиков о том, будто св. апостол Петр был поставлен Господом "князем над прочими апостолами" и как бы заместителем Самого Господа (отчего и папы римские будто бы носят титул "наместников Сына Божия"). Разве посмел бы св. апостол Павел, бывший гонитель Церкви Христовой и позже других пришедший к апостольскому служению, обличать самого заместителя Господа Иисуса Христа в апостольском лике? Это совершенно невероятно. Св. Павел обличил св. Петра, как равный равного, как брат брата.
Св. апостол Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе, который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города или как происходивший от иудеев, вышедших из рабства от римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, может быть, познакомился с языческой образованностью, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями (Деян. 17:28; 1 Кор. 15:33; Тит. 1:12). Главное и окончательное образование он получил в Иерусалиме в славившейся тогда раввинской академии, у ног знаменитого учителя Гамалиила (Деян. 22:3), который считался славою закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человек свободомысливший (Деян. 5:34) и любитель греческой мудрости. Здесь же по принятому у евреев обычаю молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогало ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом (Деян. 18:3; 2 Кор. 11:8; 2 Сол. 3:8).
Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина, а потому сразу же по окончании своего воспитания и образования он явил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой: может быть, по назначению синедриона, он был свидетелем смерти первомученика Стефана (Деян. 7:58; 8:1), а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины, в Дамаске (9:1-2). Господь, усмотревший в нем сосуд, избранный Себе, на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Будучи крещен Аланией, он сделался ревностным проповедником прежде гонимого им учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе. Ярость возмущенных его обращением ко Христу иудеев заставила его бежать в Иерусалим (Деян. 9:23) в 38 году по Р. X., где он присоединился к обществу верующих. Вследствие покушения эллинистов убить его (9:23) он отправился в свой родной город Тарс. Отсюда около 43 года он был вызван Варнавою в Антиохию для проповеди, путешествовал вместе с ним в Иерусалим с подаянием для голодавших (Деян. 11:30). Вскоре после возвращения из Иерусалима по повелению Духа Святого Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 годы. Апостолы прошли весь остров Кипр, с какового времени Савл, после обращения им к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом, а затем основали христианские общины в малоазийских городах Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. В 51 году св. Павел принял участие в апостольском соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости соблюдения для христиан из язычников обрядового Моисеева закона. Вернувшись в Антиохию, св. Павел в сопровождении Силы предпринял второе апостольское путешествие. Сначала он посетил уже основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии. В Листре св. Павел приобрел любимого ученика своего Тимофея, а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним Дееписателем Лукой. Из Македонии св. Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Коринфе, задержавшись в последнем полтора года. Отсюда он послал два послания к Солунянам. Второе путешествие длилось с 51 по 54 годы. В 55 году св. Павел отправился во Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию (Деян. гл. 17 и 18).
После недолгого пребывания в Антиохии св. Павел предпринял третье апостольское путешествие (56-58 гг.), посетив прежде всего, по обычаю своему, ранее основанные малоазийские церкви, а затем основал свое пребывание в Ефесе, где в продолжение двух лет занимался ежедневно проповедью в училище некоего Тиранна. Отсюда он написал свое послание к Галатам по поводу усиления там партии иудействующих и первое послание к Коринфянам, по поводу возникших там беспорядков и в ответ на письмо коринфян к нему. Народное восстание, возбужденное против Павла среброковачом Димитрием, заставило апостола оставить Ефес, и он отправился в Македонию (Деян. 1:9). На пути он получил от Тита известие о состоянии Коринфской церкви и о благоприятном действии его послания, вследствие чего послал с Титом из Македонии второе послание к Коринфянам. Вскоре он и сам прибыл в Коринф, откуда написал послание к Римлянам, намереваясь, посетив Иерусалим, отправиться в Рим и дальше на Запад. Попрощавшись в Мелите с ефесскими пресвитерами, он прибыл в Иерусалим, где, вследствие возникшего против него народного мятежа, был взят под стражу римскими властями и оказался в узах, сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59 году, а в 61 году Павел, как римский гражданин, по собственному желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у острова Мальты, св. апостол только летом 62 года достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и невозбранно проповедовал. Этим и оканчивается повествование о его жизни, имеющееся в книге Деяний св. апостолов (гл. 27 и 28). Из Рима св. Павел написал свои послания к Филиппийцам (с благодарностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Колоссянам, к Ефесянам и к Филимону, жителю Колосс, по поводу бежавшего от него раба Онисима. Все эти три послания были написаны в 63 году и отправлены с Тихиком. Из Рима же в 64 году написано и послание к палестинским евреям.
Дальнейшая судьба св. апостола Павла в точности неизвестна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 году. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения Павлу дана была свобода и он предпринял четвертое апостольское путешествие, на которое указывают его так называемые "пастырские послания" - к Тимофею и к Титу. После защиты своего дела перед сенатом и императором св. Павел был освобожден от уз и снова путешествовал на Восток; пробыв долгое время на острове Крите и оставив там ученика своего Тита для рукоположения по всем городам пресвитеров (Тит. 1:5), что свидетельствует о поставлении им Тита во епископа Критской церкви, св. Павел проходил по Малой Азии, откуда и написал послание к Титу, наставляя его, как проходить обязанности епископа. Из послания видно, что он предполагал провести ту зиму 64 году в Никополе (Тит. 3:12) близ Тарса. Весной 65 года он посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первые узы (2 Тим. 4:20). Проходил ли св. Павел через Ефес, неизвестно, так как он говорил, что пресвитеры ефесские уже не увидят его лица (Деян. 20:25), но он, по-видимому, в это время рукоположил Тимофея во епископа для Ефеса. Далее апостол проходил через Троаду, где у некоего Карпа оставил свой фелонь и книги (2 Тим. 4:13), и потом отправился в Македонию. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Коринфе (2 Тим. 4:20) и встретившись на пути с апостолом Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматию (2 Тим. 4:10) и Италию, дошел до Рима, где оставил апостола Петра, а сам уже в 66 году отправился далее на запад, в Испанию, как предполагал издавна (Рим. 15:24) и как утверждает предание. Там же или уже по возвращении в Рим он был снова заключен в узы ("вторые узы"), в которых и находился до смерти. Есть предание, что по возвращении в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду, и хотя милостью Божиею избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке (2 Тим. 4:16-17), однако был заключен в узы. Из этих вторых уз он написал в Ефес второе послание к Тимофею, приглашая его в Рим, в предчувствии близкой своей смерти, на последнее свидание. Предание не говорит, успел ли Тимофей застать в живых своего учителя, но оно рассказывает, что сам апостол уже недолго ждал своего мученического венца. После девятимесячного заключения он был усечен мечом, как римский гражданин, недалеко от Рима. Это было в 67 году по Р. X., в 12 год царствования Нерона.
При общем взгляде на жизнь св. апостола Павла видно, что она резко делится на две половины. До своего обращения ко Христу св. Павел, тогда Савл, был строгим фарисеем, исполнителем закона Моисеева и отеческих преданий, думавшим оправдаться делами закона и ревностью к вере отцов, доходившей до фанатизма. По обращении своем он стал апостолом Христовым, всецело преданным делу евангельского благовестия, счастливым своим призванием, но сознающим свое собственное бессилие при исполнении этого высокого служения и приписывающим все свои дела и заслуги благодати Божией. Самый акт своего обращения ко Христу св. Павел представляет исключительно только как действие благодати Божией. Вся жизнь апостола до обращения, по глубокому убеждению его, была заблуждением, грехом и вела его не к оправданию, а к осуждению, и только благодать Божия извлекла его из этого губительного заблуждения. С этого времени св. Павел старается лишь о том, чтобы быть достойным этой благодати Божией и не уклоняться от своего призвания. Нет и не может быть речи поэтому о каких бы то ни было заслугах - все дело Божие. Будучи полным отражением жизни апостола, все учение св. Павла, раскрытое в его посланиях, проводит именно эту основную мысль: человек оправдывается верою, независимо от дел закона (Рим. 3:28). Но отсюда нельзя вывести заключение, будто св. апостол Павел отрицает всякое значение в деле спасения личных усилий человека - добрых дел (см., например, Гал. 6:4 или Еф. 2:10, или 1 Тим. 2:10 и мн. др.). Под "делами закона" в его посланиях разумеются не "добрые дела" вообще, а обрядовые дела закона Моисеева. Надо твердо знать и помнить, что апостолу Павлу во время его проповеднической деятельности пришлось вынести упорную борьбу с противодействием иудеев и иудействующих христиан. Многие из иудеев и по принятии христианства держались взгляда, что и для христиан необходимо тщательное исполнение всех обрядовых предписаний Моисеева закона. Они обольщали себя горделивою мыслью, что Христос пришел на землю для спасения только иудеев, а потому язычники, желающие спастись, должны сначала стать иудеями, то есть принять обрезание и навыкнуть к исполнению всего Моисеева закона. Это заблуждение так сильно мешало распространению христианства среди язычников, что апостолы должны были созвать в 51 году в Иерусалиме собор, который отменил обязательность обрядовых постановлений закона Моисева для христиан. Но и после этого собора многие иудействующие христиане продолжали упорно держаться своего прежнего взгляда и впоследствии совсем отделились от Церкви, составив свое еретическое сообщество. Эти еретики, противодействуя лично св. апостолу Павлу, вносили смуту в церковную жизнь, пользуясь отсутствием св. апостола Павла в той иди другой церкви. Поэтому св. Павел в своих посланиях и принужден был постоянно подчеркивать, что Христос - Спаситель всего человечества, как иудеев, так и язычников, и что спасается человек не выполнением обрядовых дел закона, а только верою во Христа. К сожалению, эта мысль св. апостола Павла была извращена Лютером и его последователями протестантами в том смысле, будто св. апостол Павел отрицает значение вообще всяких добрых дел для спасения. Если бы это было так, тогда не говорил бы св. Павел в первом послании к Коринфянам, в 13 главе, что "если я имею всю веру, так что могу и горы переставлять, а любви не имею, то я - ничто", ибо любовь как раз и проявляет себя в добрых делах.

Число посланий св. апостола Павла

На основании положительных и достоверных свидетельств общий голос Церкви усвояет св. апостолу Павлу четырнадцать посланий, хотя в древности было немало колебаний в отношении признания Павловым послания к Евреям. Эти послания помещаются в Библии в следующем порядке:
1) Послание к Римлянам
2) Первое послание к Коринфянам
3) Второе послание к Коринфянам
4) Послание к Галатам
5) Послание к Ефесянам
6) Послание к Филиппийцам
7) Послание к Колоссянам
8) Первое послание к Фессалоникийцам, или Солунянам
9) Второе послание к Фессалоникийцам, или Солунянам
10) Первое послание к Тимофею
11) Второе послание к Тимофею
12) Послание к Титу
13) Послание к Филимону
14) Послание к Евреям.

Порядок этот не хронологический. Это размещение сделано, как легко приметить, по важности и обширности самих посланий и по сравнительному значению церквей и лиц, которым послания адресованы. За посланиями к семи церквам следуют послания к трем лицам, а послание к Евреям поставлено позади всех, потому что подлинность его признана позже всего. Послания св. апостола Павла делятся обыкновенно на две неравные группы: 1) послания общехристианские и 2) послания пастырские К этим последним относятся два послания к Тимофею и послание к Титу, потому что в них указываются основы и правила доброго пастырствования
Некоторые места в посланиях св апостола Павла, как, например, 1 Кор 5.9, также - Кол. 4:16, давали повод думать, что существовали еще другие Павловы послания, до нас не дошедшие. Но невероятно, чтобы они могли быть утрачены при той заботливости, с какой первенствующая Церковь сберегала писания св. апостолов Приписывавшаяся св. апостолу Павлу переписка с известным философом Сенекою, братом упоминаемого в Деяниях проконсула Галлиона (18:12), не заслужила признания своей подлинности.

Значение посланий св. апостола Павла и предмет их

Послания св. апостола Павла имеют великое значение в составе Нового Завета, ибо в них мы находим глубокое и всестороннее раскрытие и разъяснение истин евангельского учения. Кроме отдельных по преимуществу любимых св. апостолом Павлом истин Христовой веры, как, например, о значении ветхозаветного закона по отношению к Новому Завету, о растлении и порче человеческой природы и о единственном средстве оправдания перед Богом через веру во Иисуса Христа, нет, можно сказать, ни одного частного пункта во всей христианской догматике, который не находил бы себе основания и подкрепления в Павловых посланиях Поэтому не может быть истинным богословом тот, кто не изучил их самым основательным образом. Большая часть посланий построена по одному и тому же плану. Начинаются они приветствием к читателям и благодарностью Богу за Его промыслительные действия о том месте, куда адресовано послание. Далее послание обыкновенно делится на две части - догматическую и нравственную. В заключение св. апостол касается частных дел, делает поручения, говорит о своем личном положении, выражает свои благопожелания и посылает приветствия мира и любви. Язык его, живой и яркий, напоминает язык ветхозаветных пророков и свидетельствует о большом знакомстве со Священным Писанием.