Правила поведения в театре. Этикет для мужчин. Правила поведения в театре для детей Правила поведения в театре окружающий мир 2

Посещение театра, концертного зала, музея и художественной выставки требуют от посетителя знания и соблюдения особых этикетных установлений. Прежде всего, это касается одежды. Собираясь в театр или концертный зал, лучше всего надеть костюм спокойных тонов и классического покроя. Другими словами, одеться нужно так, что не привлекать к себе особенного внимания окружающих, которые пришли в театр для того, чтобы увидеть спектакль, а не ваш супёрмодный и оригинальный наряд. Дополнить строгое по покрою платье или костюм женщины могут скромными украшениями.

Мужчине следует облачиться в темный костюм. В холодное время важно не забыть взять с собой сменную обувь. Правила этикета предписывают сидящим в ложах и в первых рядах партера мужчинам надевать фрак или смокинг, а женщинам — вечерние платья и перчатки. При этом правила хорошего тона гласят о том, что на премьерный показ спектакля можно надеть праздничный наряд, а для посещения и просмотра будничной театральной постановки подойдет и тот, в котором вы обычно ходите на работу (если такой наряд не слишком кричащий и вызывающий).

Опаздывать к началу спектакля или концерта считается недопустимым. Однако если по каким-либо причинам вам пришлось опоздать, то не нужно беспокоить других зрителей и, наступая тем на ноги, направляться к своему месту. Необходимо подождать окончания акта или части спектакля или музыкального произведения и уже в антракте пройти к своим местам. Идти вдоль ряда нужно, повернувшись лицом к другим зрителям. При этом следует извиниться перед ними за причиняемое беспокойство.

Так же как и при посещении ресторана, мужчина должен сопровождать даму, указывая путь к местам. В гардеробе мужчине следует сначала снять свой головной убор и верхнюю одежду, а затем помочь раздеться даме. Если в ресторане или кафе женщине разрешается правилами этикета оставаться, в шляпе, то в театре нужно снимать и ее, поскольку поля головного убора могут закрывать обзор сцены сидящим позади. После того как женщина сняла верхнюю одежду и шляпу, она может подойти к зеркалу, чтобы слегка поправить прическу или посмотреть, все ли в порядке с ее внешним видом. Наносить макияж, красить губы или одергивать подол платья в помещении гардеробной недопустимо. Все это нужно делать в дамской комнате. В то время пока женщина осматривает себя в зеркале, ее спутник должен терпеливо ждать в стороне. При этом ему не стоит углубляться в чтение газеты, журнала или книги, что считается дурным тоном. Единственное, что он может себе позволить,— это приобрести программку спектакля или концерта и прочесть ее.

В том случае если места находятся в ярусе, то мужчина при подъеме должен идти на полшага впереди своей спутницы, а при спуске — на полшага позади. В партере первым проходит к своему месту мужчина, за ним — женщина. Если спектакль или концерт решили посетить четверо знакомых людей, две женщины и двое мужчин, то сначала место занимает один из мужчин, затем садятся женщины, далее — второй мужчина. При этом дамам можно сесть так, чтобы не оказаться рядом со своим супругом. Выбирая место для себя, истинный кавалер оставит лучшее и более удобное своей даме. Так, например, если одно из двух назначенных мест находится у прохода, то мужчина должен занять именно его.

В том случае если в театр или на концерт пришла группа знакомых людей, то первой должна занять место в ряду женщина, затем — мужчина, далее — вновь женщина и т. д. Последним свое место занимает тот, кто всех пригласил (исключение составляют женщины).

Признаком дурного тона и невежеством считается подпевание, похлопывание рукой или притоптывание ногой в такт музыке, обсуждение постановки, происходящее во время продолжения спектакля. Нельзя также разговаривать с соседями. И уж тем более непозволительно в это время что-либо есть, шуршать фантиками от конфет или фольгой от шоколада и т. п. В том случае, если вас мучает кашель или насморк, не нужно кашлять или высмаркиваться прямо в зале. Следует тихо извиниться перед.соседями и покинуть зал.

Так же нужно сделать, если вы пришли на спектакль с ребенком, который, не заинтересовавшись просмотром постановки, нашел для себя другое занятие.

Перекусить во время антракта можно в буфете. Однако не стоит за короткие 15 минут или полчаса наедаться так, будто дома у вас вовсе нет продуктов и вам нечего будет поесть. В театральном буфете для утоления легкого голода достаточно приобрести напитки, пирожное или мороженое. При этом в буфет может отправиться один только мужчина, дама же (или остальные знакомые, посетившие театр) может остаться на своем месте.

Наиболее грубой ошибкой и серьезным нарушением норм театрального этикета считается уход из зрительного зала во время продолжения или за несколько минут до окончания спектакля. Вежливый человек и благодарный зритель непременно дождется той минуты, когда он сможет бурными аплодисментами поблагодарить актеров или музыкантов за игру.

Для аплодисментов также существуют свои правила. Так, аплодировать принято:


  • в театре: после завершения последнего акта пьесы; после завершения особенно удачно сыгранной актерами арии или сцены; во время появления на сцене популярного или обладающего выдающимися талантами актера;

  • на концерте: во время выхода дирижера и солистов; после завершения исполнения произведения (песни) солистом.

Не нужно аплодировать:


  • во время исполнения или игры актеров;

  • во время паузы, предусмотренной между отдельными частями музыкального, камерного или симфонического, произведения.

Если в театре или на концерте присутствовали двое, мужчина и женщина, то первым после завершения спектакля или выступления со своего места встает мужчина. Так же первым поднимается с места и мужчина, сидящий последним в ряду, если в театр или на концерт пришла группа знакомых друг другу людей. Поднявшийся с места мужчина должен встать в проходе и подождать, когда встанет и выйдет дама. Из зала первой выходит женщина. Исключение составляют лишь случаи, когда вокруг так много народа, что женщине трудно самостоятельно пробраться через толпу к выходу.

Театральные сцены поражают своей зрелищностью, красотой. Живая актерская игра вызывает бурю эмоций, погружая в атмосферу мастерски созданного представления. Одним из самых распространенных способов приобщения к культуре считается посещение театров, где существует свой этикет поведения.

Как правильно себя вести?

По значимости театральное представление сопоставимо с торжественным или официальным приемом, поэтому требует соблюдения определенных норм этики общения, поведения. Во все времена существовали свои поведенческие нормы. Сейчас требования к ним немного упростились. Однако это не означает, что их можно игнорировать.

При посещении театрального заведения рекомендуется вести себя сдержанно. Не стоит громко разговаривать, создавать скученность, прилюдно приводить себя в порядок. Для этого существуют дамские комнаты. По любым вопросам можно обращаться к служащим театра. Делать это нужно с особой вежливостью, уважением.

Чтобы не быть «белой вороной» и получить максимум удовольствия от просмотренного спектакля, необходимо соблюдать принятые обществом негласные каноны. Они позволят поддержать атмосферу праздника и своеобразного таинства действия.


Театральная этика уделяет внимание внешнему виду, правилам нахождения в здании театра, в зрительном зале, по окончанию представления. Особая роль отводится нормам поведения детей, за которые ответственны их родители.

Требования к внешнему виду

Первое впечатление создается по внешнему виду. Важен стиль, цветовая гамма, манера носить одежду, прическа.

  • Внешний вид должен быть опрятным. Совсем необязательно надевать шикарные платья или смокинги. Скромный аккуратный образ вполне уместен. Допускаются украшения.
  • Мужчинам лучше прийти в классическом костюме с рубашкой неброских тонов. Не рекомендуется использовать спортивный стиль одежды.
  • Следует уделить внимание обуви, не только ее модели, но и чистоте. Кроссовки, конечно, удобнее, но для театрального мероприятия лучше выбрать классический стиль.
  • Волосы должны быть аккуратно уложены. Они могут спадать с плеч или быть собранными в пучок. При использовании заколок, лучше отдавать предпочтение элегантным неброским цветам и дизайну.
  • Мужчины также должны быть аккуратно причесаны, выбриты. Одной из модных тенденций является ношение бороды. В этом случае она должна выглядеть ухоженной.
  • Можно использовать парфюм.

Однако важно не переборщить с духами или туалетной водой. Иначе это может создать чувство дискомфорта у сидящих рядом людей. К тому же следует учитывать наличие возможной аллергии на запахи.


Выбор места

Среди основных канонов выделяют следующие.

  1. В театр нельзя опаздывать . Нужно приходить за 15-20 минут до того, как прозвенит последний звонок. Иначе на представление могут не пустить. При опоздании нельзя пробираться сквозь проходы между сиденьями. Рекомендуется тихонечко присесть на ближайшее свободное место. Занять свои места можно будет во время перерыва.
  2. Занимать места следует до того момента, как прозвенит третий звонок . Нельзя занимать понравившиеся чужие сиденья. Если же место, указанное в билете будет занято, следует вежливо попросить сидящих людей освободить его.
  3. Проходить к своим местам нужно аккуратно , стараясь не задеть других зрителей. Лицо должно быть обращено по направлению к сидящему человеку. В случае если проход очень узкий, сидящим зрителям нужно привстать и дать возможность пройти другим.
  4. Заняв свое место, не рекомендуется занимать оба подлокотника , близко придвигаться, загораживая сцену. Все это способно создавать чувство нервозности, дискомфорта у окружающих.


Несоблюдение правил этикета может вызвать ответную реакцию в виде негодования. Чтобы замечания не испортили остаток вечера, нужно быть внимательным к другим.

На спектакле или представлении

К основным правилам поведения, будь то на обычном представлении, оперном или музыкальном, можно отнести следующие.

  • Следует соблюдать полнейшую тишину. Нельзя выкрикивать что-то с места, обсуждать актеров, шуршать сумками, чихать, громко кашлять. Мобильные телефоны необходимо выключить или убрать звук. Это отвлекает не только окружающих, но также самих актеров.
  • Не допускается спать во время представления.
  • Не рекомендуется принимать пищу. Есть следует во время перерыва в специальных местах, например, в кафе или баре.
  • Неприлично покидать зал во время театрального действия, даже если оно наскучило.




  • Если для просмотра спектакля выдан бинокль, то не рекомендуется через него рассматривать других зрителей.
  • Не стоит бурно выражать свои эмоции. Аплодисменты важны в уместное время. Лучше, если они будут сдержанными.
  • Дарить цветы следует по окончании всего действия. Для этого не нужно идти прямиком на сцену. Букеты передают в проходе между сценой и первым рядом или через сотрудников театра.
  • В конце представления актеры несколько раз выходят к зрителям, кланяясь. Поэтому сразу после завершения действия не надо быстрее бежать забирать одежду.


Этикет для противоположных полов

Театральное заведение – это место, где приветствуется соблюдение этикета между мужчиной и женщиной.

  • При входе в здание мужчина должен опережать женщину. Он открывает дверь своей спутнице.
  • В гардеробе мужчина помогает раздеться женщине, только потом снимает свое пальто или куртку. Номерки остаются также в кармане у спутника. Он же их передает гардеробщику по окончании театрального представления. Покидая театр, наоборот, сначала одевается мужчина, а потом он помогает одеться своей девушке.
  • При входе в зал, где будет проходить спектакль, билеты дает контролеру мужчина. Они должны храниться у него.
  • К местам, указанным в билетах, мужчина проходит первым, показывая путь своей спутнице.
  • Найдя нужные сиденья, мужчина должен подождать, когда устроится женщина, а затем сесть самому.
  • Если во время перерыва женщина остается в зале, то мужчине рекомендуется остаться рядом с ней. Если же ему все-таки необходимо выйти, то он может это сделать, предварительно извинившись.


Соблюдение этических норм позволяет произвести положительное впечатление на спутницу, вызвать симпатию, доверие.

Памятка для детей

Дети являются самыми требовательными зрителями. Они тонко чувствуют атмосферу неискренности. Для каждого возраста характерно свое восприятие окружающего мира, поведенческие особенности. Но, несмотря на это, детям с раннего возраста необходимо прививать правила этикета, которые помогут им стать успешными в жизни.

Перед первым посещением театрального заведения ребенку важно кратко, в общих чертах, объяснить, что это за место, зачем туда приходят, какие есть правила поведения.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТЕАТРЕ. Классный час « МЫ ИДЁМ В ТЕАТР».

    Познакомить детей с культурно – просветительными учреждениями.

    Закрепить знания школьников о правилах поведения.

    Продолжить работу по воспитанию общей культуры учащихся.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

    Организационный момент.

    Слайд1

Загадка:

Там по сцене ходят, скачут,
то смеются, а то плачут!
Хоть кого изобразят,-
Мастерством всех поразят.

Отгадка : театр

    Сообщение темы.

Слайд 2

Беседа по теме.

Ребята, кто из вас был в театре?

Что же такое театр?

Слайд 3

Что же такое театр?

Слово "театр" греческого происхожде ния. В греческом языке оно означает место для зрелища, да и само зрелище (слайд 2) .Театральное искусство возникло очень давно. И развивалось вместе со всем человечеством.Когда мальчишки играют в роботов или в космонавтов - разве это не спек такль, не представление? Или девчон ки рассаживают своих кукол и ведут с ними длинные разговоры - не свой ли это маленький домашний театр, где у каждого - своя роль?

Местом рождения драматического театра можно считать Древнюю Гре цию.

В России появление национально го театра связано с народными игра ми и обрядами. В XI веке на Руси поя вились скоморохи - бродячие акте ры. В середине XVIII века появился и первый театр в Ярославле. Потом те атры возникали в других городах. По явились и писатели, которые писали пьесы для театра. Каждый день наши театры раскрывают свои двери перед сотнями юных зрителей.

Но прежде чем попасть в театр, что необходимо сделать?

Слайд6

Нужно купить билет. А где и как это сделать?

Билеты нужно купить в кассе.

Посещение в театр и есть маленький праздник. Только чтобы не испортить его ни себе, ни людям, нужно соблюдать некоторые правила этикета.

Слайд 7

Дверь в театр - это не просто дверь, за которой контролер проверяет билеты, это дверь, открывающая перед нами особый мир - мир искусства.

Но от самих вас зависит, принесет ли посещение театра радость или оставит равнодушным, вызовет чувство досады или огорчения.

Собираясь в театр не забудь одеться понаряднее. На представление приходят за 15-20 минут до начала.

Слайд 8

Приходя в театр нужно неспеша раздеться, получить номерки, поправить прическу, и пройти в зал.

Слайд 9

Как правильно пройти к своим креслам?

    На своё место проходят лицом к уже сидящим зрителям.

    Они же могут встать, если так удобнее вас пропустить.

Слайд10

Во время спектакля не принято разговаривать, даже шёпотом, подпевать артистам или топать ногой в такт музыке, также нельзя говорить по мобильному телефону.

Слайд11

В зрительном зале неприлично есть,особенно во время представления

Шуршание бумажек и другие звуки мешают окружающим.

Слайд12

Во время антракта зрители могут сходить в буфет, где соблюдают очередь и разговаривают в полголоса.

Слайд13

После окончания спектакля зрители аплодируют и дарят артистам заранее

принесённые цветы.

Затем публика спокойно покидает зрительный зал.

IV . Закрепление материала.

Вот мы с вами повторили правила поведения в театре. Все их запомнили?

Сейчас проверим. Я вам буду задавать вопросы и предлагать варианты ответов, а вы должны будете выбрать правильный:

    Как нужно одеваться в театр?

а) повседневно;

б) празднично;

в) как на спортивное мероприятие.

2. За сколько времени нужно приходить в театр?

а) за полчаса;

б) за 5 минут;

в) когда начнётся спектакль.

3. Как правильно пройти на своё место?

а) лицом к сидящему;

б) спиной к сидящему.

4. Как вести себя во время спектакля?

а) кричать;

б) топать;

в) смотреть и слушать

г) разговаривать.

5. На какое место надо садится в зале?

а) на любое;

б) указанное на билете;

в) где будет свободно.

6. Что можно взять с собой в театр?

а) поп-корн;

б) конфеты;

в) ничего;

г) семечки.

V. Закрепление на практике.

Молодцы, ребята! Теорию вы запомнили хорошо. А теперь давайте попробуем применить эти правила на практике.

Есть желающие?

(5 человек подходят к кассе, берут билеты и садятся по своим местам, указанных на билетах; 6-ой человек приходит позже всех и проходит по рядам на своё место)

VI. Беседа по стихотворению.

Теперь послушайте историю о девочке, которая очень любила ходить в театр.

А. БАРТО « В ТЕАТРЕ».

Когда мне было восемь лет,

Я пошла смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой,

Мы в театре сняли шубы,

Сняли тёплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!

Я забыла всё на свете!

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла.

Наконец-то я в театре!

Как я этого ждала!

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, двигать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу – нету номерка.

Фея крутится по сцене –

Я на сцену не гляжу.

Обыскала все колени –

Номерка не нахожу.

Может он под стулом где-то?

Мне теперь не до балета!

Всё сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то …

Я в девятый раз ползу.

Удивляются ребята.

Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхает –

Я не видала ничего:

Я номерок везде искала

И наконец нашла его.

Но тут как раз зажёгся свет,

И все ушли из зала,

Мне очень нравится балет,-

Ребятам я сказала.

Ребята, увидела ли девочка спектакль?

Правильно ли она поступила?

Как надо было вести себя в данной ситуации?

VII. Кроссворд.

Сейчас мы с вами будем отгадывать кроссворд на те же правила, которые сегодня повторили.

Вопросы по горизонтали:

    Что показывают в театре? (спектакль)

    Что такое «Лебединое озеро»? (балет)

    Место, куда зрители сдают свою одежду? (гардероб)

    Человек, который смотрит спектакль? (зритель)

Вопросы по вертикали:

    Человек, исполняющий роль? (актёр)

    Помещение, где продают билеты? (касса)

    Пропуск в театр? (билет)

    Что выдают в раздевалке при сдаче одежды? (номерок)

    Возвышенное место в зрительном зале, где проходит спектакль? (сцена)

VIII. Подведение итогов.

Какие правила поведения в театре вы запомнили?

Как вы думаете, можно ли применять эти правила в других общественных местах?

Классный час для 2 класса на тему: Этикет

Цели: обучить детей правилам поведения в театре; расширить речевой диапазон ребенка.

Оборудование : кроссворд, памятка.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Ребята, вы, наверное, не раз бывали в театре и, ожидая поднятия занавеса, испытывали некоторое волнение. Наконец, занавес поднимается, открывая сцену, и перед вами возникает особая жизнь. Невольно вы начинаете переживать вместе с героями их радости и печали, становитесь как бы участниками происходящих на сцене событий. И прежде чем мы начнем разговор о театре и о том, как следует вести себя в нем, давайте угадаем два засекреченных слова.

Разгадывание кроссворда

По горизонтали:

1. Исполнитель ролей в театральных представлениях. (Актер.)

2. Работник театра, подсказывающий актеру слова. (Суфлер.)

3. Возглас, требующий по просьбе публики повторения фрагмента представления. (Бис.)

4. Когда поднимается занавес, то в зале прекращается... (шум.)

5. Место в зрительном зале, отделенное для нескольких лиц. (Ложа.)

Итак, по вертикали у нас получилось слово АФИША (афиша - объявление о предстоящем спектакле, концерте, лекции и т.п.) Именно афиша расскажет вам, где, когда и какой спектакль или концерт вы сможете посмотреть. Предлагаю угадать еще одно слово.

По горизонтали:

1. Место в задних рядах зрительного зала. (Галерка.)

2. Краткий перерыв между отделениями спектакля или концерта. (Антракт).

3. Слово, выражающее одобрение, восхищение. (Браво.)

4. Рукоплескания в знак одобрения или приветствия (Аплодисменты.)

5. Специальная площадка, на которой происходит театральное представление. (Сцена.)

6. Низкий барьер вдоль авансцены (передняя часть сцены), закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену. (Рампа.)

7. Изображение актером на сцене действующего лица пьесы. (Роль.)

8. Театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений, сопровождаемых музыкой. (Балет.)

По вертикали у нас получилось слово «гардероб». Что это такое?

(Гардероб - это раздевалка.)

Именно с вешалки, по словам известного режиссера Константина Сергеевича Станиславского, начинается театр. Но кто создает этот удивительный, волнующий, незабываемый праздник-спектакль, концерт, цирковое представление? Артисты - скажете вы. Да, конечно, и артисты, и режиссер, и осветители, и рабочие сцены, и те, кто помогает нам снять пальто, найти свое место в зале, кто продает лимонад в буфете. Подумайте сами, какое было бы у вас в театре настроение, если бы вы томились жаждой или бегали по лестницам, запутавшись в амфитеатрах, бельэтажах и ярусах. Или гардеробщик с хмурым лицом небрежно швырнул бы вашу шапку, раздраженно повесил ваше пальто и мрачно сунул вам в руки номерок.

Чтение рассказа

А теперь прослушайте небольшой рассказ артиста театра.

Ты пришел в театр

Каждый день наш театр раскрывает свои двери перед сотнями зрителей. Они очень разные и по возрасту, и по настроению, и даже по внешнему виду.

Вот идут ребята, подтянутые, нарядные, и хотя им хочется поговорить, они сдерживаются, стараясь и говорить тише, и смеяться вполголоса. Они пришли в театр.

Группа мальчиков, проходя в зал, расталкивает тех, кто оказывается у них на пути. Обувь у ребят грязная, у одного пуговицы застегнуты через одну, у другого их вообще нет - оторвались.

Между тем дверь в театр - это не просто дверь, за которой контролер проверяет билеты. Это дверь, открывающая перед нами особый

мир - мир искусства.

Приглядитесь внимательнее: уже в фойе царит та торжественно-приподнятая обстановка, которая как бы предупреждает вас о предстоящей встрече с чудом. Потому что сейчас вы перенесетесь в другое время, другое место...

Я не раз расспрашивал наших зрителей, как они готовились к спектаклю, как обсуждали его. Чаще всего ребята недоуменно пожимали плечами: «Это актеры должны готовиться! И что можно обсуждать, если спектакля еще не видел? Вот посмотрим, тогда обсудим...»

Это неверно. Конечно, большой разговор ПОСЛЕ спектакля необходим. Но не менее важен и серьезный разговор ДО него. Когда была написана пьеса, по которой поставлен спектакль? Кто ее автор? О чем он писал?..

Даже перед спектаклем-сказкой вам, ребята, надо хорошенько поговорить друг с другом, почитать книги сказок, войти заранее в сказочный мир. Иначе вам трудно будет воспринять некоторую условность театра - Конька-Горбунка с «человечьим» голосом и лицом или двухголового Тяни-Толкая.

Хочу еще сказать, что мы, работники театра, в момент встречи с вами сами становимся зрителями. Мы смотрим в зал и по тому, какие «спектакли» вы там разыгрываете, судим о вас, о вашей школе.

Вот, хотя свет погас и зазвучала увертюра, выскочил мальчик из первого ряда и подпрыгнул, пытаясь заглянуть в оркестр. Какие-то ребята сорвались с места, не дожидаясь, пока упадет занавес, не поблагодарив актеров за их сложное, высокое мастерство. Сорвались для того, чтобы первыми попасть в гардероб.

А что тут еще ждать? Кого надо, поймали, кого надо спасли. Все ясно!

И выскакивают, не дослушав последних реплик, которые часто несут в себе основную мысль автора, идею спектакля.

Мне хочется, ребята, чтобы вы поняли: быть зрителем - это тоже искусство. Особое искусство, сложное, учиться которому надо с ранних лет, с ваших лет. Я верю, что вы научитесь.

В. Кузьмин

Обсуждение прочитанного

Какое неправильное поведение ребят вы заметили?

(Высказывания учащихся.)

Знакомство с памяткой

Собираясь в театр, принято одеваться особенно опрятно, празднично и нарядно.

Нельзя опаздывать к началу спектакля.

Входя в театр, следует снять верхнюю одежду и привести себя в порядок: поправить платье и прическу.

Нельзя в театре занимать чужие места.

Проходя на свое место, нужно идти между рядами лицом к сидящим.

В зрительном зале нельзя мешать окружающим: вертеться, вскакивать, хлопать откидными сиденьями стульев, шуршать бумагой, свистеть, громко разговаривать, топать.

При входе и выходе из зала во время антракта проходи спокойно, не толкайся.

Будь аккуратен, не сори. Не ешь во время действия.

Практическая часть

Дать заранее задания: одни делают билеты, другие готовят про- Фаммки, третьи готовят номера - сценки, связанные по содержанию культурой поведения. Выбрать кассира, контролера. Надо купить бмлет, пройти в зрительный зал, занять свое место. Во время пред- давления вести себя, как полагается в театре. После представления - обсуждение правил поведения в театре.

Подведение итогов

Экзамен «Хитрый этикет»

В заключение давайте проверим, насколько хорошо вы все поняли, попробуем сдать своеобразный экзамен на знание так называемого «хитрого этикета». (Учитель заранее готовит карточки, а ученики достают карточки по очереди, зачитывают вслух вопросы и варианты ответов на них, выбирая верные. Если ответ неправильный, учитель может привлечь всех присутствующих к поиску правильного ответа или сам подробно раскрыть ситуацию, подводя школьников к правильному ответу. Можно обойтись и без непосредственного вмешательства учителя, если написать правильные ответы на обороте карточек. Правильные ответы отмечены знаком *.)

1. Следует ли, находясь в музее, на выставке и в театре, сдавать зонты, портфели, большие пакеты в гардероб?

а) Следует, если их там принимают.

б) Не следует, если они вам не мешают.

в)* Следует, если их не принимают в гардероб, сдать их в камеру хранения.

2. Нужно ли приходить в театр или на концерт заранее?

а) Не нужно.

б)* Нужно.

в) Желательно, но не обязательно.

3. В какой одежде лучше всего посещать театр?

а) В свитере и джинсах.

б) В легкой декольтированной одежде.

в)* В нарядной одежде по сезону.

г) В брючном костюме.

4. Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?

б) Сколько угодно.

в) В любом, кроме большой меховой шапки.

г)*Только в небольшом, являющиеся частью нарядного вечернего костюма.

5. Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

а) Спиной к сидящим, наклоняясь вперед.

б)* Лицом к сидящим.

в) Боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.

6. Следует ли извиняться перед сидящими, проходя в середину ряда?

а)* Следует.

б) Не следует.

в) Желательно.

7. Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к своему месту в ряду?

а) Обязательно.

б)* Желательно.

в) Не следует.

8. Можно ли занимать оба подлокотника кресла?

а) Можно, если успеваешь это сделать первым.

б) Желательно.

в)* Нежелательно.

9. Можно ли одалживать бинокль и программу у соседа по ряду?

б)* Нельзя.

в) Нежелательно.

10. Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?

б)* Нельзя.

в) Нежелательно.

11. Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот-вот начнется?

а) Нельзя.

б) Нежелательно.

в)* Можно в знак одобрения декораций.

12. Можно ли вслух комментировать спектакль?

а) Можно, если это интересно вашим соседям по ряду.

б) Нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей.

в)* Нельзя - подождите антракта.

13. Можно ли на концерте в театре подпевать артистам?

б) Желательно, чтобы подбодрить артистов.

в)* Нельзя.

14. Как правильно вести себя на концерте, в театре при сильном насморке или кашле?

а)* Взять с собой несколько носовых платков.

б) Не предпринимать ничего особенного - окружающие увидят ваше нездоровье и посочувствуют вам.

в) В таком состоянии лучше остаться дома.

15. Можно ли есть, помимо буфета, в фойе?

б) Нежелательно.

в)* Нельзя.

16. Как выразить свой восторг от концерта, спектакля?

а) Громким свистом и топаньем ногами.

б)* Криками «браво» и вставанием.

в) Громкими и ритмическими аплодисментами * (кроме концерта классической музыки).

17. Как проявить свое неодобрение содержанием спектакля или неудовлетворительной игрой актера?

а) Свистеть и топать ногами.

б) Немедленно встать и покинуть зал.

в)* Молчать и не аплодировать.

18. Как вручить цветы актеру, певцу?

а) Бросить посильнее, чтобы упали на сцену.

б)* Подойти к сцене и вручить исполнителю.

в) Передать через работников театра, концертного зала.

19. Можно ли отправляться в гардероб, если занавес еще не опустился?

б) Нельзя.

в)* Допускается в крайнем случае, если вы спешите на поезд или последний автобус.

г) На ваше усмотрение.

Дополнительный материал для учителя

Стыдно!

Идет комедия Грибоедова «Горе от ума» в Московском Малом театре. Зрительный зал полон школьников.

Все было странно в этот вечер. Перед закрытым занавесом появился человек, не обозначенный в числе действующих лиц. Он приветствовал школьников, как будто это были делегаты съезда, послы иностранных держав или олимпийские чемпионы. Он выразил радость по поводу того, что школьники пришли в Малый театр. Он рассказал о великих людях, которые здесь бывали. Он призывал уважать эти стены и кресла, хранящие память о прошлом. Нас удивило такое вступление, но удивление вскоре рассеялось. Занавес поднялся, актеры начали спектакль.

В зале стоял гул. Кто-то хохотал в амфитеатре, кто-то кого-то щипал в бельэтаже, кто-то на галерке отпускал реплики.

На сцену вышел Фамусов - народный артист СССР, любимый и почитаемый зрителями Михаил Иванович Царев. На школьников его выход не произвел впечатления. В темном зале была своя жизнь - смешки, выкрики, базар.

Было стыдно! Как было стыдно! Хотелось выскочить на сцену и просить прощения у актеров за неуважение к бессмертной комедии.

Актеры с достоинством доиграли спектакль.

А потом уборщицы вымели из зала выпотрошенную из кресел вату, бумажки, обертки от конфет...

«Как такое могло случиться с московскими школьниками? - думала я, уходя из театра. - В чем причина?»

И. Токмакова

В театре

Когда мне было восемь лет,

Я пошла смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой,

Мы в театре сняли шубы,

Сняли теплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!

Я забыла все на свете!

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла.

Наконец-то я в театре!

Как я этого ждала!

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу - нету номерка.

Фея кружится по сцене -

Я на сцену не гляжу.

Обыскала все колени -

Номерка не нахожу.

Может, он под стулом где-то?

Мне теперь не до балета!

Все сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то...

Я в девятый ряд ползу.

Удивляются ребята:

Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала -

Я не видала ничего:

Я номерок везде искала

И наконец нашла его.

Но тут как раз зажегся свет,

И все ушли из зала.

Мне очень нравится балет, -

Ребятам я сказала.

Известный русский театральный режиссер Константин Станиславский сказал: «Для детей нужно играть так же, как для взрослых, только еще лучше».

И действительно, ребенок – самый внимательный и доверчивый зритель, он тонко чувствует атмосферу, которую создают актеры, и непременно распознает фальшь, если она появляется. Ведь театр для него – это целый мир, полный загадок и новизны. Но существуют особые правила поведения в театре для детей, которые нужно выполнять.

Правила поведения в театре для малышей

Некоторые детские спектакли предназначены для совсем маленьких зрителей, их могут посещать детки уже с двухлетнего возраста. Малыши в два года активно изучают окружающий мир, и спектакль с яркими костюмами и веселыми песнями их завораживает.

Правила поведения в театре для малышей касаются больше их родителей. Мамы и папы, идя на детский спектакль со своим малышом, должны ознакомиться со списком простых правил.

  • Нужно обязательно подготовить ребенка к предстоящему культурному мероприятию. Расскажите ему про театр, объясните, куда и зачем вы пойдете. Хотя малыш еще не имеет понятия о том, что такое театр, в его маленькой головке уже будет складываться некое представление о захватывающем театральном мире.
  • Перед покупкой билета постарайтесь учесть режим дня малыша. Ведь спектакль не принесет радости, если совпадет по времени с периодом, когда ребенок должен спать. В этом случае малыш будет капризным и плаксивым. Лучше брать билеты на утро или на послеобеденное время, когда ребенок хорошо выспался, сыт и доволен.
  • Зайдя в театр, лучше сдать куртки и плащи в гардероб. Но не забудьте о том, что во время представления могут понадобиться такие мелочи, как влажные салфетки или бутылочка с водой.
  • Есть множество споров на тему, стоит ли брать еду в театр для малышей . Взрослым лакомиться вкусностями в зрительном зале, конечно, возбраняется, однако маленькие дети могут отвлечься небольшим печеньем, если спектакль оказался для них скучным или длинным. Это делается для того чтобы ребенок не мешал другим смотреть представление. Безусловно, не нужно на весь зал шуршать фантиками или громко открывать газированную воду, но иметь в сумке парочку печений на всякий случай стоит.
  • Маленькие дети непредсказуемы, и вы не можете предвидеть, как поведет себя ваш малыш при виде того или иного сказочного персонажа. Нужно быть готовым к тому, что ребенок может испугаться и расплакаться. В этом случае не стоит долго успокаивать ребенка, мешая актерам и другим зрителям. Лучше сразу покинуть представление и подождать с походами в театр до того времени, когда малыш подрастет.

Рассказывает Наталья: «Когда мы с дочерью пошли на первое в ее жизни новогоднее представление в театр, ей было всего два годика. Тогда я и мой муж переживали, выдержит ли непоседа часовой спектакль, будет ли ей интересно, не закапризничает ли? Все страхи улетучились с первыми нотками мелодии «В лесу родилась елочка». Дочь, которая обычно и пяти минут не могла просидеть на одном месте, во все глаза удивленно смотрела на сцену. Во время представления я рассказывала ей на ушко, где Дед Мороз, а где Снегурочка. Она спокойно досидела до конца спектакля и еще долго делилась с нами впечатлениями. Дочка как могла, еще довольно бессвязно рассказывала о новогодней елке и жестами показывала ее размеры. Мы с мужем решили, что обязательно поведем нашу малышку на следующее детское представление».


Правила поведения в театре для дошкольников и школьников

Детям дошкольного возраста, которые уже многое понимают, тем более нужно прививать правила этикета и рассказывать о том, как вести себя в театре. Дети 3–6 лет еще не ходят на спектакли без сопровождения родителей, поэтому всегда рядом есть взрослые, которые могут сделать замечание или поправить ребенка. А вот в школьном возрасте дети могут посещать театр группой: со своим школьным учителем или просто с друзьями. В любом случае, идет ли ребенок в театр со сверстниками или с взрослыми, он должен вести себя прилично.

  • На культурные мероприятия нужно одеваться должным образом. Лучше выбрать классический стиль одежды, вещи должны быть чистыми и выглаженными. Не принято отправляться на представление в спортивной одежде или обуви.
  • В театр нужно приходить заранее . Лучше выйти из дома с запасом времени в полчаса, чтобы не опоздать на спектакль из-за случившихся по дороге непредвиденных обстоятельств.
  • После того как вы вошли в здание театра, нужно сдать верхнюю одежду в гардероб. Вежливо обращайтесь к гардеробщице и поблагодарите за номерок, который она вам дала.
  • Если до начала представления вам нужно выйти или, наоборот, пройти на свое место, а люди уже сидят, вежливо попросите пропустить вас. Они встанут и поднимут сидения, после чего нужно осторожно пройти мимо них, обязательно повернувшись спиной к сцене и лицом к людям.


Эта памятка позволит вам не забывать о правилах этикета и всегда оставаться вежливым.

Идя в театр, вы отправляетесь в мир искусства и культуры. Поэтому нужно с малых лет обучать своих детей правилам этикета и вежливого общения. Посещая театральные представления с детьми, вы развиваете в них эстетический вкус. Будьте вежливыми и внимательными в общении с окружающими, и ваш ребенок непременно будет брать с вас пример!

Видео: Театральный этикет