Правополушарный рисунок. Правополушарное, интуитивное рисование, как метод снятия стресса и релаксации. Метод правополушарного рисования позволяет

Хотите научиться тратить на обычную работу значительно меньше сил и энергии , принимать правильные решения при недостатке информации, открыть источник своих творческих способностей и научиться писать самые настоящие картины ? Тогда вам просто необходимо попасть на один из тренингов по правополушарному рисованию ! Что это такое?

Методика

Обычно в художественной школе и на курсах рисования обучают рисовать в левополушарном режиме (правила, законы, рисование «головой»). Методика правополушарного рисования основана на теории американского невролога, лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри, доказавшего, что правое и левое полушария человека отвечают за совершенно разные виды деятельности. Левое (вербальное) – за логику и аналитическое мышление, а правое (образное) – за творчество и интуицию, восприятие формы и цвета.

Когда у человека развито правое полушарие, то он все время находится в режиме творческого полета: исчезают ограничения, решения принимаются быстро и верно, человек ощущает легкость и радость от своей профессиональной деятельности, да и в других сферах ему неизменно сопутствует успех.

Переключение мозга в правополушарный режим – это еще и возможность научиться тратить на обычную работу значительно меньше сил и энергии. Люди искусства порой забывают обо всем и проводят длительное время без еды и сна. Секрет прост – в процессе творения у них активно правое полушарие мозга. Время в этом режиме проходит незаметно, и человек гораздо меньше ощущает усталость, а успевает больше.

Тренинг правополушарного рисования — это волшебное путешествие к источнику своих творческих способностей, снятие стереотипов восприятия и мышления и обретение чувства вдохновения. Главная цель тренинга – «включение» творческого правополушарного режима работы мозга через технику экспресс-рисования и обучение человека приемам, позволяющим осознанно включать и длительно удерживать состояние вдохновения.

Как это происходит?

Тренинг не является программой ускоренного обучения рисованию. Он позволяет использовать правополушарный режим работы мозга и рассчитан на людей с разными уровнями художественных навыков. Наибольшую пользу из него извлекут те, кто не находит в себе таланта и сомневается в том, что вообще способен научиться рисовать.

На тренинге снимается барьер перед рисованием, стимулируется пространственно-образное восприятие, целостное, а не схематичное видение. Человек должен научиться видеть картину со всех её сторон, сформировать новое восприятие пространства во всем его многообразии.

Умение рисовать фактически является приятным «побочным эффектом» тренинга. После тренинга вы сможете самостоятельно создавать картины, отражающие ваш взгляд на мир, имеющие свой неповторимый стиль и почерк. Вы сможете рисовать объемно и реалистично и получать удовольствие как от процесса, так и от результата.

Чем привлекает Правополушарное рисование (с точки зрения Левого Полушария):

1.Отношение к ошибкам

Рисование - это постоянный процесс изменения, уточнения и корректировки.

В процессе рисования невозможно ничего испортить: фон, который казался «неинтересным», детали, нарисованные «не так, как было задумано» — Вы всегда можете изменить это, и то, что, возможно, сначала казалось вам несовершенным, в конечном итоге окажется неповторимым, авторским и оригинальным.

Как только вы забудете про свой страх ошибиться, то обретете ключ к творчеству. Процесс рисования заставляет нас встретиться со своими ограничениями и страхами, разобраться с ними, выйти из привычной зоны комфорта и за счет этого получить новые результаты.

«Рисуй, пока другие бояться начать!»

2. О других областях жизни.

Практически все люди думают о том, что для создания красивых картин нужен особенный талант. А так как они им не обладают, то даже и не пробуют рисовать. Более того, думать так можно не только о рисовании, но и о других областях жизни. Ведь мозг человека любит упрощать мир, а значит, обобщать различные убеждения. Начав же развивать в себе внутреннего художника, а вместе с этим и правое полушарие, Вы откроете в себе способность более глубоко видеть окружающий мир. Яркость и четкость картинки окружающего вас мира измениться (разумеется, в лучшую сторону).

3.Концентрация

Во время рисования появляется доступ к моменту «здесь и сейчас». В этом состоянии есть только ваш творческий процесс. Но умение переходить в такое состояние остается с Вами и после того, как Вы закончили рисовать. Вызывая такое состояние на переговорах, при планировании и в других жизненных ситуациях, Вы сможете получать более качественные результаты практически во всем.

4.Положительные эмоции

Рисование — это функция правого полушария нашего мозга, и, действительно, создание рисунка сильно влияет на эмоции. Часто во время рисования ощущение времени пропадает и происходит тотальное вовлечение в процесс. Наверняка Вы помните эпизоды из детства, когда чем-то увлекались, получали много приятных эмоций, и время пролетало незаметно. Если хотите достигать состояний такой же интенсивности, то хороший ключ к этому — процесс рисования.

5. Возможность делать подарки

Иногда хочется подарить близким людям что-то, сделанное своими руками. Подарок, в который вложено именно ваше творчество, частичка собственной души.

Рисунок является именно таким подарком.

6. Для обучения ребенка

Все дети любят рисовать. Родитель, рисующий вместе с ребенком, всегда будет находиться с ним «в контакте», ощущать общность эмоций и интересов. Рисование способствует развитию творчества и уверенности вашего ребенка.

7. Уверенность

Удивительно, но остановка в развитии умения рисовать в детстве напрямую влияет на уверенность. Ребенок иногда не может перенести реалистичность выбранного объекта на бумагу. И если рядом нет поддерживающего педагога, то ребенок может ошибочно решить, что у него нет таланта к творчеству. Что прямым образом повлияет на его уверенность в себе. И в некоторых случаях такие ошибочные детские решения идут с человеком существенную часть его жизни. Но истина в том, что каждый может рисовать – талантливо, красиво, творчески.

8. Самовыражение и самореализация

Рисование — это отличный инструмент для развития своих созидательных способностей.

Результат процесса рисования в прямом смысле очень нагляден и реалистичен — картины, которые могут долго радовать Вас уже после их создания.

9. Отдых

Мы живем в эпоху огромного количества информации. Мы получаем информацию через интернет, телевизор и окружающих людей. В день человек принимает огромное множество решений. Обычно этим занимается левое полушарие. Часто бывает так, что оно перегружается, и человек испытывает боль в голове или раздражение. Для того, чтобы дать себе отдохнуть, можно перенести мозговую активность в правое полушарие за счет рисования, что значительно уменьшит уровень стресса в вашей жизни.

Для кого тренинг?

  • Для семейных пар и родителей с детьми
  • Для бизнесменов
  • Для подростков
  • Для беременных женщин
  • Для всех, кто хочет оживить вдохновение и усовершенствовать свои творческие способности.
  • Для тех, чья профессия связана с изобретениями, дизайном, креативом
  • Для всех, кто работает в сфере оказания социальных и психологических услуг

Дети

Для детей естественно любить рисование красками и карандашом, лепку, пение и театральные постановки. К сожалению, в системе образования остается все меньше времени на эти вдохновляющие занятия. Дети все больше времени заняты точными науками, что стимулирует развитие только левого полушария. Между тем для эффективной работы мозга необходима согласованная работа обоих полушарий.

Гармонизация работы правого и левого полушарий с помощью тренинга по правополушарному рисованию не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов. Люди, у которых развиты оба полушария, меньше устают и имеют более высокую работоспособность.

Результаты для участников тренинга:

Тренинг поможет научиться включать правополушарный режим работы мозга, который управляет воображением, визуальным и пространственным восприятием, а это в свою очередь способствует росту профессиональных и личностных компетенций:

  • Нахождению новых нестандартных решений,
  • Постановке новых интересных задач и желанных целей.
  • Участники тренинга научаются осознанно включать и длительно удерживать состояние вдохновения. В таком режиме человек может много часов и дней с увлечением напряжённо работать без какого-либо утомления и последующего истощения. По измерению физиологической активности мозга это возможно только при решении творческих задач в правополушарном мышлении.
  • Вы заметите, что станете по-другому смотреть на мир. Кто-то может почувствовать желание изменить стиль одежды, у кого-то наладятся отношения, а кто-то найдёт в этом своё хобби или уникальную возможность для занятий с детьми.
  • Изменения могут войти в ваш мир в виде подарков близким и друзьям, которые вы теперь сможете не покупать, а создавать сами. Такими работами особенно дорожат.
  • Появляется уверенность и радость, желание творить, поднимается энергетический тонус организма.
  • Техника правополушарного рисования постепенно приучает видеть контуры, вместо фигуры, видеть перспективу и соотношение предметов, видеть работу света и тени и собирать отдельные элементы в целостное восприятие.
  • Вы начинаете писать настоящие картины, поражая своих друзей и знакомых!
  • Творческое состояние переносится на все сферы вашей жизни: отношения, работа, кулинария, дизайн, пение, танцы и т.д.
  • Вы начинаете верить в свои силы и в то, что вы — ТВОРЧЕСКИЙ человек!

– яркий творческий привет! Сегодня мы поговорим о правополушарном рисовании: что это такое, откуда взялось и немного о функциях обоих полушарий нашего мозга, а на десерт 3 истории о том, как правополушарное рисование помогает жить более интересно, приятно, осознано. Если вы ищите внутри себя художника – смело вперед!

Все как всегда…

Конечно, вы не раз слышали о правополушарном рисовании, и, возможно, на себе испытали эффективность этого метода. Многие истории правополушарного рисования начинаются одинаково. Люди с полной уверенностью говорят: «Я не умею рисовать, у меня не получится, у меня нет способностей к рисованию». За последние несколько лет я слышала это много раз. Но так же одинаково истории правополушарного рисования и заканчиваются (не совсем, конечно, заканчиваются – я имею в виду окончание первого занятия): «Это невороятно, у меня получилось! Я могу рисовать! Мне нравится моя картина! Я в восторге от себя и от результата!» За последние несколько лет я видела эту реакцию после каждого занятия правополушарным рисованием. Когда-то такая история случилась и со мной…

Я не умею рисовать! Научите!

Правополушарное рисование набирает невероятную популярность и распространяется по планете со скоростью света. И это легко объяснить: даже если вы не рисовали с самого детства, а вам сейчас уже за…, одно занятие и тренером – и в результате вы держите в руках одну или несколько собственных картин, удивляетесь собственным возможностям и талантам и с восхищением разглядываете только что созданные маленькие шедевры. Еще пару часов наза вы были уверены, что бог обделил вас художественным талантом, и ваш удел – восхищаться работами других, но теперь вы знаете на что способны. Вы потрясены!

Кажется, что случилось чудо, но все дело в согласованной работе полушарий головного мозга. Поэтому, удивляться надо не блестящему результату, а тому, насколько сильны в нас убеждения в собственной ограниченности.

Правополушарное рисование наглядно показывает, что многие заблуждаются, не верят в себя, жутко боятся оценок, но с успехом встают на путь изменений, расшатывают и выбрасывая из головы работающие годами установки «у меня не получится, потому что у меня нет таланта». Результат то говорит сам за себя: получилось, смогли, сделали!

Что такое ПП рисование?

Правополушарное рисование – это не только метод быстрого обучения рисованию людей разного возраста, не имеющих художественного образования, но и эффективный способ раскрытия или пробуждения творческого потенциала с выходом на путь дальнейшего саморазвития. Обычно первые результаты этого удивительного рисования дают о себе знать прямо в процессе, когда люди погружаются в процесс, позволяющий переживать искреннюю радость, удовлетворение от полученных картин. Негативные эмоции растворяются, острота накопленного стресса снижается. Несколько занятий – и вот, человек стал уверенней в себе, открыл в себе залежи ресурсов, увидел новые возможности… Конечно, метод правополушарного рисования не «отключает» левое. Просто активизация правого приводит к гармонии в работе полушарий, и это переключает мозг на другой режим работы, и… происходят чудеса!

За что отвечает правое полушарие и как левое полушарие «вмешивается» в творческую деятельность?

Работа правого полушария предоставляет нам возможность проявлять творческое мышление, созидать новое, находить нестандартный подход в разрешении ситуации, действовать по интуиции, мыслить образами, эмоционально воспринимать не только богатства внешнего, но и своего внутреннего мира.

В результате наше восприятие реальности меняется, что и происходит под воздействием занятий правополушарного рисования. При этом «хладнокровное» левое полушарие постарается внести свой вклад в деятельность, подкидывая мысли о том, что это не для нас, это несерьезно, да какая в этом польза и выгода, люди годами учатся, поэтому невозможно научиться рисовать за один день и т.д. – логичные и рациональные мысли, между прочим. Именно они, бывает, перевешивают на чаше весов, и поэтому мы не слышим слабенького голоса наших истинных желаний, и не совершаем больших и малых «чудачеств». Некоторые, все же прорываются сквозь ровный заслон логики и «рацио», и… выходят на новый уровень жизни.

В чем сила, брат? Чем ПП рисование отличается от традиционного? Что происходит на занятии по ПП рисованию?

Традиционный способ обучения рисованию или по-другому, левополушарный – годы занятий в художественной школе, потом на худграфе и далее. Оттачивание навыков занимает действительно много времени: масса теоретических часов с погружением в историю предмета, изучение правил и схем рисования, освоение различных техник, приемов, хитростей. Уф!

Принцип правополушарного рисования другой. Никаких лекций с углублением в техники. С помощью специальных приемов тренер «включает» правополушарный режим у учеников, и сразу начинает мастер-класс. Левое полушарие, естественно, не «отключается», а просто на время уступает обычно лидирующие позиции. Правополушарная разминка, «зарядка» перед занятием сразу дает результат: наш внутренний критик засыпает, а ребенок просыпается и в процессе рисования получает максимум радости и удовольствия, не скрывая переполняющих живых эмоций.

Погружение в процесс происходит быстро, незаметно. Ученикам остается только одно: повторять приемы, которые показывает тренер. И они с удивлением понимают, что это довольно легко, интересно и увлекательно. Да: любая критика во время занятий отсутствует, поэтому неуверенность быстро проходит. Правополушарное рисование создает ощущение свободы действий. Несмотря на то, что ученики пытаются воспроизвести действия преподавателя, они знают, что могут вносить и свои элементы в картину. А давайте на несколько минут отвлечемся от чтения, и заглянем на один из уроков, просто, чтобы увидеть принцип действия (видео в ускоренном варианте, без слов, но с музыкальным сопровождением). Наслаждаемся!

Как правило, первые картины создаются на небольшом формате (А5 или А6), и если следовать за действиями тренера, то рисование на А6 занимает минут 5-10, а А5 – 15-30 минут. Готово! На одном занятии можно создать сразу несколько первых шедевров с видами природы. Когда ученики рассматривают свои работы, они удивляются, что сделали их сами, что получилось очень даже красиво. На душе становится легко и радостно. Как в детстве.

3 истории о людях, гуаши и детском восторге взрослых людей

История №1

Я занялась правополушарным рисованием в 2015 году. Спасибо, что существует на свете интернет, и можно не выходя из дома научиться чему угодно! У меня был свой интерес: во-первых, в детстве мне нравилось рисовать, хотя никакого «таланта» или хотя бы «способностей» тогда у меня никто не обнаружил. Средненькие четверочки по ИЗО. Со временем карандаши, краски и альбомы были задвинуты в ящик стола и… позабыты. История, по-моему, самая стандартная, банальная.

Но проходят годы. И душа просит, а иногда требует чего-то… забытого. И тут приходит осознание, озарение. Несерьезное, детское: «Я хочу рисовать!» Зачем это надо – пока не ясно, главное – хочу! Потом разобралась в себе, поняла. Обучилась – несколько дней интенсива. В первый раз за много лет я держала в руках кисти, малевала гуашью фон, выводила дрожащей рукой детали, стараясь успеть за преподавателем. Если честно – думать было некогда, глаза смотрели, а руки – делали. Результат изумил после первого же занятия: я смотрела на свои картинки и изумлялась, что это я сама их нарисовала. С тех пор прошло уже несколько лет, а я не останавливаюсь. Рисую сама, рисую вместе с другими, сама провожу мастер-классы. Почему я это делаю? Расскажу в следующей части статьи.

История №2

Есть у меня одна группа (работники умственного труда), в которой я периодически провожу мастер-классы по правополушарному рисованию. После каждого занятия – масса впечатлений, эмоций. Участники пытаются описать свое состояние после рисования – и не могут. Эйфория? Эффект легкого алкогольного опьянения? Искренняя радость? Одна из участниц сообщает, что «такого» состояния она не испытывала с самого детства и уже не надеялась когда-либо испытать. Эмоции искрятся, расходиться никому не хочется.

Однажды к обычной женской компании присоединился мужчина, его зовут Владимир. Он рисовал быстрее, чем другие, не стараясь улучшить тот или иной элемент. Он просто повторял за мной, а потом ждал следующего шага и так до конца. Если честно, я думала, что его картинка получится довольно… примитивной – и была абсолютно не права!

Когда мы рассматривали готовые картины, я поразилась, насколько эффектно выглядела работа Владимира – хоть сейчас на выставку или в музей! Я сказала ему об этом, а он, все еще не веря, что это его картина, рассказывал, что в школе ему сказали, что рисовать он не умеет и т.д. (все как обычно). Вместе мы сделали вывод, что он умеет рисовать, а те педагоги из его прошлого были не правы. В дополнение я рассказала ему историю об известном русском художнике В.И. Сурикове, которого не хотели принимать в художественную академию, в связи с отсутствием «таланта». И что из этого вышло. Владимир «улетал» с занятия окрыленный.

История №3

Как-то раз я предложила своим родственникам порисовать. Что? Порисовать? Тетя сразу согласилась. Другим было некогда. Мама категорически заявила, что рисовать она совершенно не умеет (ха-ха – подумала я, слыша эту заевшую пластинку). Так вот: с тетей Олей мы рисовали много, вдохновенно, быстро. Она настолько воодушевилась, прочувствовав на себе мощный эффект от правополушарного рисования, что занялась волонтерской деятельностью, проводя мастер-классы с онкологически больными людьми. Она рассказывает чудесные истории про то, как вновь загораются глаза светом жизни у тех, кто уже отчаялся… Но это уже другая история, и не моя.

Так вот, уже долгое время каждый вторник мы собираемся у бабушки и рисуем семьей. Рисует даже мама, которая громче всех кричала, что она «не умеет». Рисуют дети. Растет уверенность в себе, повышается настроение, энергия. Сестра говорит, что теперь она смотрит на небо, на деревья, на природные явления по-другому. Племянник перестал бояться совершить ошибку. Друг моего сына, Платон (приезжал в гости на каникулы из другого города), недавно удивил меня. Он сказал, что видел коллекцию наших картин:

— Я знаю, что это такое. Я просто забыл как это называется. Это когда быстро рисуешь много рисунков и они все красиво получаются. Я ходил с мамой на такое занятие в Тюмени. Мне понравилось.

Когда Платон приедет погостить в следующий раз, мы обязательно включим его в нашу дружную компанию любителей правополушарного рисования. На сегодня историй достаточно. Пойду готовить кисти, гуашь и бумагу для следующего сеанса. В я расскажу о художнице, преподавателе правополушарного рисования, которая творит настоящие чудеса. А также о пользе этих занятий для больших и маленьких. Всем творческих успехов!

Если эта статья вам понравилась и оказалась полезной — сделайте доброе дело, нажмите на кнопки социальных сетей ниже. Благодарю вас!

С пожеланиями открыть для себя мощную технику ППР,

Наталья Реутова

— Научиться рисовать за два дня?

— Невероятно!

Возможно! Проверено!

Большинству из нас уроки школьного рисования впрок не пошли. Все художество заканчивается набросками в блокноте во время скучных докладов и совещаний.

Как-то услышала от хорошей знакомой о тренинге, на котором обучают рисованию любого… за два дня. Засомневалась — может, обычный развод?

Но источник информации заслуживал доверия, а реальные рисунки не оставляли никакого сомнения. Каждый лист просто немедленно просился в рамку и на стену. Старые мостки над тёмной водой, ваза с полевыми цветами, луга маков и люпинов, сказочные горы… Невероятно прелестные и профессиональные картины. Конечно, академический художник наверняка найдёт в них кучу изъянов, но то, что в каждом сюжете точно переданы и цвет, и свет, и настроение — бесспорно. Трудно поверить, что это рука дилетанта. Вернисаж впечатлял.

Я отправилась на тренинг.

Первое, что впечатлило — это удивительная атмосфера тренинга. На столе красиво лежали наборы кистей и гуаши, стаканчики для воды, бумага… и сочные зелёные яблоки в большой вазе для цветов, звучали всеми любимые детские песни Шаинского.

Нас пришло человек пятнадцать, в основном, женщины от 15 до 60. Хотя было и трое молодых людей. Среди нас — студенты, бизнесмены, учителя, банковские работники и инженеры. Скоро все уже довольные сидели за столом.

Начался тренинг. Всего 10 минут мы потратили на теорию, и приступили к любимому делу, стали рисовать фоны для будущих шедевров. Надо заметить, что все кто пришёл, признались, что рисовать почти не умеют, но всегда мечтали это сделать.

Так в чем же суть этого волшебного метода?

Известно, что повседневной жизни мы загружаем в основном левое полушарие, которое решает поставленные задачи пошагово, с помощью логики. Сначала мозг собирает информацию, анализирует причины, просчитывает варианты, затем выводит результаты и взвешивает последствия. На это опирается вся современная система образования, включая традиционное обучение рисованию.

Правое полушарие работает иначе. Даже при недостающих фрагментах информации, оно способно мгновенно выдать целостную картину. Чувство пространства, формы, цвета, интуиция — это все правое полушарие. Если включить "ленивую" часть мозга в рабочий режим, то решение возникает как озарение, инсайт, интуитивная вспышка.

Преподаватель попросила нас нарисовать какую-нибудь картинку и сохранить листок. Я нарисовала поле красных маков, так как знала, что в программе будут их рисовать. Очень хотелось сравнить результаты До и После. Затем нам начали показывать один за другим несложные технические приёмы: как размешивать краски, создавать фон, как изображать деревья, траву, солнце и луну, туман, снег, иней, цветы, горы, стеклянные вазы и фрукты.

Каждый новый приём тут же закрепляли практикой: с трепетом мы брались за кисти и склонялись над кусочком бумаги, на который уже был нанесён фон. Собственно, уже с создания фона начался весь творческий процесс. Смешение разных красок в разных пропорциях даёт всякий раз неожиданный эффект. То получается знойное оранжевое марево, то сиренево-лиловый закат, то лазурная морская гладь, то северное сияние…

Интуиция подсказывает: здесь добавь жёлтого и белого, здесь пару синих мазков, вот тут растушуй, ниже положи тень…

Все — готово! Смотрю, обалдев, на плоды своих усилий и не могу поверить — это я что ли автор? Рядом, по соседству, царили похожие эмоции.

Большинство участников постепенно приходило в неописуемый восторг. Их невозможно оторвать от рисования даже на обед. Но "тренер" предупреждает: не переусердсвтуйте! Для правого полушария это непривычная нагрузка. У кого-то может к вечеру разболеться голова, проявиться плаксивость или ещё что-нибудь подобное.

Только у пары участников включился "внутренний критик": ах, у меня не получается! Все плохо! Но когда тренер вставила "неудачный" рисунок в рамку и показала всем на расстоянии, пейзаж "звучал" совсем по-другому. Все заахали и заохали, а самокритичные авторы расплывались в счастливой улыбке.

Что поразительно: набор красок и кистей у всех одинаковый, размер "холста", тема и техника — одни и те же. Но в итоге ни одной похожей картинки!

Положим, пишем горы. У одной выйдет суровая скалистая гряда, у другого — лесистые холмы, у третьей — песчаный бархан в пустыне… Какие же мы все разные!

Ну а как описать само состояние творческого подъёма, в котором мы пребывали все два дня тренинга? Окрылённость, вдохновение, удивление, восторг, экстаз…

После первого дня я шла домой по осенней улице и смотрела не под ноги, как обычно, а наблюдала, как ложится луч закатного солнца на старую кирпичную стену, как сплетаются в кружево поредевшие осенние ветви, как блестят трамвайные рельсы на матовой булыжной мостовой и играет красками вечернее небо. И сразу прикидывала, а как это воспроизвести с помощью кисти и простой гуаши.

Преподаватель нас предупредила, что теперь из путешествий мы будем привозить не фотки себя, любимых, на фоне пальм, волн и замков, а снимки живописных уголков и интересных деталей.

Да, теперь я понимаю, сколько уникального упустила во время своих поездок. Но ничего, буду наверстывать.

На днях, кстати, глянула на репродукции Моне. Да я же п о н и м а ю, как он это писал!

Теперь каждый вечер я сажусь не к телевизору, а за палитру. Процесс рисования, оказывается, приносит колоссальное удовольствие, стирает все дневные тревоги и усталость. Рядом, быстро схватывают методику дети и рисуют со мной.

Ну а на следующие выходные — решено! — идём всей семьёй на художественную выставку. Надо посмотреть ревнивым глазом на труды мэтров.

Поле красных маков в моей комнате на стене… Да… Глядя на них становится понятно. Это действительно сенсационный метод!

Если вы в поиске интересного хобби, попробуйте правополушарную живопись. Ведь рисовать может каждый, независимо от природного таланта и художественного образования. И наука это подтверждает.

Что такое правополушарное рисование

Лауреат Нобелевской премии Роджер Сперри считал, что полушария головного мозга имеют «функциональную специализацию». Левое отвечает за математические вычисления, логику. У большинства взрослых оно доминирует, так как в обществе принято полагаться на разум, а не на чувства. Правое полушарие - образное, творческое, отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов.

Теория доктора Сперри легла в основу метода правополушарного рисования, который в конце 1970-х годов разработала преподаватель искусства, доктор наук Бетти Эдвардс. Работу левого полушария она назвала «Л-режимом», а правого - «П-режимом».

Правополушарное рисование - это художественное творчество в «П-режиме». Это когда правое полушарие головного мозга получает главенствующую роль, а активность левого намеренно подавляется.

Как это работает

Помните, почему герой, ведущий повествование в «Маленьком принце», отказался от «блестящей карьеры художника»? Верно - взрослые приняли его удава, проглотившего слона, за шляпу.

Мышление детей нешаблонно, потому что их знания и опыт невелики. Левое полушарие мозга пока что не доминирует - нет привычки «думать рационально».

А теперь представьте, что вам нужно нарисовать дом. Как только вы об этом подумаете, левое полушарие тут же превратит дом в квадрат (здание), треугольник (крыша) и цилиндр (труба). В результате вместо цельного образа, на листке получится набор геометрических фигуры, из которых, по логике, состоит жилище. Но если включить «П-режим», рисунок выйдет более детальным и живым.

Отсутствие анализа позволяет расслабиться и наслаждаться процессом. Главное - преодолеть страх «нарисовать непохоже»

В чём польза правополушарного рисования

  1. Развитие когнитивных функций. Любое рисование, в том числе правополушарное, улучшает восприятие, зрительную память и мелкую моторику.
  2. Развитие воображения. «П-режим» снимает барьеры, отпускает фантазию в полёт, отвлекает от рутины и помогает взглянуть на вещи с другого ракурса.
  3. Повышение самооценки. Живопись - это диалог внутреннего «Я» с миром. Рисуя, человек демонстрируют свой внутренний мир, а получая положительные отклики на произведения, обретает уверенность в себе.
  4. Расслабление. Рисование - прекрасное хобби как для взрослых, так и для детей. Когда на белом листе «оживает» созданный тобой мир, тревоги и проблемы улетучиваются.

Как этому научиться

Правополушарное рисование сейчас популярно: проводятся тренинги и мастер-классы, существуют даже специальные творческие центры, обучающие этой методике.

Но первые шаги можно делать и самостоятельно. Запустить «П-режим» помогут следующие простые упражнения.

Оптическая иллюзия

Распечатайте и разрежьте изображение пополам. Правшам нужно взять левую часть, а левшам - правую.

Положите картинку на чистый лист бумаги и попробуйте продолжить очертания профиля. При этом мысленно или вслух проговаривайте названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок.

Если вы нарисовали профиль, не обращая внимания на симметрию, возобладала логика. Попробуйте ещё раз. Когда получится абстрагироваться от слов и нарисовать просто линии, значит включилось правое полушарие.

Вверх ногами

Выберите любой рисунок, где есть только контуры, как в детской раскраске. Переверните изображение и перерисуйте его вверху ногами, последовательно - линию за линией. Отнестись к рисованию, как к собиранию пазла.

Старайтесь копировать линии, как есть. Не стоит сначала переносить общий контур, а потом прорисовывать мелкие детали. Для удобства можно прикрыть часть изображения рукой или другим листом бумаги.

Постепенно придёт осознание, что каждая линия - это лишь часть единой картины, и всё начнёт получаться.

Видоискатель

Возьмите рамку с прозрачным пластиком или стеклом. Это будет ваш «видоискатель». Нацельтесь им на какой-нибудь объект, например, свою ладонь.

Примите удобную позу, чтобы рука под «видоискателем» не тряслась. Перманентным маркером, прямо по стеклу, обведите контур и все линии ладони.

Затем перенесите изображения со стекла на бумагу - строго по линиям, как в предыдущем упражнении.

Большинство людей считают, что умение рисовать присуще далеко не каждому. Обязательно должны быть какие-либо врожденные задатки, талант, способность видеть по-другому. Но, оказывается, все не так.

Существуют разнообразные интереснейшие методики по обучению рисованию, которые помогают людям в любом возрасте не просто правильно держать кисть в руке, но и создавать настоящие картины. Одна из таких методик – правополушарное рисование . Очень интересно наблюдать прогресс учеников, выбравших именно этот способ.

Обычно рисунок, сделанный до первого занятия, напоминает набор символов, которые у нас ассоциируются с предметом, что мы видим. Например, если нам предложить нарисовать цветок, то изобразим мы его с помощью нескольких кружков и овалов, потому что лепестки - это прообраз овала. Но уже во время первого занятия по правополушарному рисованию разница становится заметна.

После посещения нескольких занятий результат будет неправдоподобно хорош. Семью вы точно удивите своими работами.

Так что же такое правополушарное рисование? В чем его суть и отличительные черты?

Для начала вспомним школьные уроки анатомии и рассказы про левое и правое полушария мозга. Левое полушарие в ответе за логическое мышление, а правое – за образное . Цифры, слова, логические взаимосвязи, речь – все это элементы левого полушария. В свою очередь, правое полушарие ориентировано на нестандартные решения и творческий подход, где активно задействовано воображение. В идеале, оба полушария должны работать одинаково.

Но к сожалению, идеала не получилось. У большинства взрослых мужчин и женщин больше развито левое полушарие . И это легко объяснить. Вся наша повседневная жизнь складывается из привычных вещей, алгоритмов, действий. С определенного возраста мы перестаем изучать мир, задавать вопросы, ответы на которые вроде бы и так знаем. Плывем по течению.

Каждый день становится повторением вчерашнего – просыпаемся, выключаем будильник, минут пять еще не можем подняться, встаем, чтобы пойти в туалет, душ. Потом завтрак, поездка на работу и так далее. Причем делаем мы это все, не задумываясь, – автоматически. Наш мозг, а, вернее, ее левая сторона, выработав шаблон один раз, использует его в последующих похожих ситуациях.

Однако с детьми все наоборот . Они постоянно что-то изобретают (лепят, рисуют, строят замки из конструктора) , все время задают самые разные вопросы, над которыми взрослым уже лень думать, не боятся делать ошибки. В детском возрасте правое полушарие работает гораздо лучше, но со временем оно отдает первенство левому. Взрослея, мы все меньше задаем вопросов, интересуемся чем-то новым и теряем способность мыслить творчески.

Происходит это от того, что процесс изобретения новых идей и неожиданных решений весьма трудоемкий, наш ленивый мозг сразу же вспоминает похожую ситуацию из прошлого и предлагает уже готовое лекало. Для того чтобы «расшевелить» себя и свое мышление, нужно подключать правое полушарие. Для этого хорошо подойдет освоение новых видов деятельности .

Например, можно научиться кататься на коньках, роликах, горных лыжах или плести из бисера. Главное, чтобы новое занятие включало в себя физическую активность, что-то, чего наше тело не помнит или не знает.

Именно это будет заставлять обращаться за помощью к правому полушарию, потому что левое не сможет найти заготовленного шаблона. А вот изучение иностранных языков уже может не сработать в борьбе за способность мыслить креативно.

Рисование тоже может быть хорошим вариантом. Но только оно должно быть правополушарным . Нужно забыть о классическом (академическом) подходе, который преподают в художественных школах. Правило золотого сечения, свет и тень, перспектива – все это логическое учение левого полушария. Правополушарное рисование получается не таким точным, но более эмоциональным. Самое главное – довериться интуиции и рукам, которые сами все сделают.

На самом занятии вы должны научиться использовать все ваши органы чувств . Зрение поможет выбрать правильный цвет, осязание – понять структуру предмета, который хотите нарисовать, почувствовать шершавость бумаги или структуру краски, куда можно окунуть палец.

Во время занятия обычно звучит приятная музыка, что подключает и слух к творческому процессу. Главное, не думать, под каким углом должна быть тень от вазы, а чувствовать предмет, цвета и краски.

Перед занятием на вас наденут фартук. А рабочее место будет устроено следующим образом: картон крепится к листу большего размера, который, в свою очередь, закреплен на столе. Стол также застелен газетами или пленкой. Все это делается, чтобы вы не боялись испачкать свое рабочее место или испачкаться самому.

Все приготовления сделаны – . Сначала на листе бумаги (картона) появляются красочные пятна. Затем ваше полотно покрывается разными цветами и тонами, которые делают сюжет реалистичным и оживляют картину. Важно не бояться выйти за границы рисунка, картона и даже второго большого листа бумаги.

Одновременно преподаватель рассказывает и показывает некоторые приемы, например, как рисовать облака, траву или деревья. Вы повторяете за ним, но в итоге у каждого получается свой уникальный рисунок.

Если вы до этого совсем не рисовали, то вполне естественной реакцией будет осторожность. Страх испортить картину последующим «улучшением» . У вас получилось такое прекрасное небо! Зачем его улучшать?! Но не надо бояться. Несколько дополнительных штрихов – и у вас готовы пушистые облака. А если провести кистью с коричневой краской по песчаному берегу, то можно получить скалистый мыс.

Во время таких занятий вы становитесь свободнее, позволяете себе больше (например, запачкаться краской) , расширяете свои рамки, стирая границы дозволенного. Ваша творческая натура просыпается, а доказательством служат картины, которые не стыдно принести домой и повесить в гостиную на самое почетное место.

Единственное, что нельзя делать – разговаривать. Речь – это часть левого полушария, которое нельзя активировать , потому что оно тут же запустит реакцию логического мышления.

Вы станете размышлять о том, правильно ли выбрали цвет, расположили предметы в композиции и прочее. Поэтому никаких разговоров – только чувства и эмоции.

После посещения занятий по правополушарному рисованию приемы, которым вас научили, запомнятся и останутся надолго. С их помощью появятся на свет многочисленные произведения. Но преимущество такого тренинга еще в том, что вы научитесь не только рисовать, но и мыслить по-другому , творчески подходить к решению других задач, применяя нестандартные методы и изобретая новые способы.