Преступление и наказание жанр. Жанр и композиция романа преступление и наказание. История создания произведения

Сочинение

"Преступление и наказание" - это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в современной действительности, определить меру влияния на человека популярных в то время идей революционного переустройства жизни и индивидуалистических теорий. Вступая в полемику с демократами и социалистами, писатель стремился показать в своем романе, как заблуждение неокрепших умов приводит к убийству, пролитию крови, калеча и ломая молодые жизни.

Главная идея романа раскрывается в образе Родиона Раскольникова, бедного студента, умного и одаренного человека, не имеющего возможности продолжать образование в университете, влачащего нищенское, недостойное человека существование. Рисуя жалкий и убогий мир петербургских трущоб, писатель шаг за шагом прослеживает, как зарождается в сознании героя страшная теория, как она завладевает всеми его помыслами, толкая на убийство.

Значит, идеи Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме того, пореформенная ломка разрушила вековые устои общества, лишая человеческую индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической памяти. Личность человека освобождалась, таким образом, от каких-либо нравственных принципов и запретов, тем более, что Раскольников на каждом шагу видит нарушение общечеловеческих моральных норм. Честным трудом невозможно прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а его дочь Сонечка идет на панель, ведь иначе погибнет с голоду ее семья. Если невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов, значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно не принимать во внимание. Примерно к такому выводу приходит Раскольников, когда в его воспаленном мозгу рождается теория, согласно которой он делит все человечество на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности, "сверх-человеки" типа Магомета и Наполеона, а с другой - серая, безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительным наименованием - "тварь дрожащая" и "муравейник".

Обладая изощренным аналитическим умом и болезненным самолюбием. Раскольников вполне естественно задумывается о том, к какой половине принадлежит он сам. Конечно, ему хочется думать, что он - сильная личность, которая, по его теории, имеет моральное право на преступление ради осуществления гуманной цели. Какова же эта цель? Физическое уничтожение эксплуататоров, к которым Родион причисляет зловредную старушонку-процентщицу, наживавшуюся на человеческих страданиях. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы, убив никчемную старуху, воспользоваться ее богатствами для помощи бедным, нуждающимся людям. Эти мысли Раскольникова совпадают с популярными в 60-е годы идеями революционной демократии, но они в теории героя причудливо сплетаются с философией индивидуализма, допускающей "кровь по совести", нарушение моральных норм, принятых большинством людей. По мнению героя, исторический прогресс невозможен без жертв, страданий, крови и осуществляется сильными мира сего, великими историческими личностями. Значит, Раскольников мечтает одновременно и о роли властелина, и о миссии спасителя. Но христианская, самоотверженная любовь к людям несовместима с насилием и презрением к ним.

Правильность всякой теории должна подтверждаться практикой. И Родион Раскольников задумывает и осуществляет убийство, снимая с себя нравственный запрет. Что же показывает проверка? К каким выводам приводит она героя и читателя? Уже в момент убийства значительно нарушается с математической точностью выверенный план. Раскольников убивает не только процентщицу Алену Ивановну, как было задумано, но и ее сестру Лизавету. Почему? Ведь старухина сестра была кроткой, безобидной женщиной, забитым и униженным существом, которое само нуждается в помощи и защите. Ответ прост: Родион убивает Лизавету уже не по идейным соображениям, а как нежеланного свидетеля своего преступления. Кроме того, в описании этого эпизода есть очень важная деталь: когда посетители Алены Ивановны, заподозрившие неладное, пытаются открыть запертую дверь. Раскольников стоит с поднятым топором, очевидно, для того, чтобы крушить всех тех, кто ворвется в комнату. Вообще после своего преступления Раскольников начинает видеть в убийстве единственный способ борьбы или защиты. Его жизнь после убийства превращается в настоящий ад.

Достоевский детально исследует мысли, чувства, переживания героя. Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он "как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего". Казалось бы, улик против него нет, преступник объявился. Можно использовать украденные у старухи деньги для помощи людям. Но они так и остаются в укромном месте. Что-то мешает Раскольникову воспользоваться ими, спокойно жить дальше. Это, безусловно, не раскаяние в содеянном, не жалость к убитой им Лизавете. Нет. Он попытался переступить через свою натуру, но не смог, ибо нормальному человеку чуждо кровопролитие и убийство. Преступление отгородило его от людей, а человек, даже такой скрытный и гордый, как Раскольников, не может жить без общения. Но, несмотря на страдания и муки, он отнюдь не разочаровывается в своей жестокой, нечеловеческой теории. Напротив, она продолжает властвовать над его умом. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к "твари дрожащей".

Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении. Почему именно ей, малознакомой, невзрачной, не блещущей умом девушке, которая к тому же принадлежит к самой жалкой и презираемой категории людей? Наверное, потому, что Родион видел в ней союзницу по преступлению. Ведь она тоже убивает себя как личность, но делает она это ради своей несчастной, голодающей семьи, отказывая себе даже в самоубийстве. Значит, Соня сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Кроме того, она распоряжается своей жизнью, а не чужой. Именно Соня окончательно опровергает теоретизированный взгляд Раскольникова на окружающий мир. Ведь Сонечка отнюдь не смиренная жертва обстоятельств и не "тварь дрожащая". В страшных, казалось бы, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и высоконравственным человеком, стремящимся делать людям добро. Таким образом, по мысли Достоевского, только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путем к преобразованию общества.

4 бунт Раскольникова

В 1866 году Ф. М. Достоевский написал роман «Преступление и наказание». Это сложное произведение, поражающее философской глубиной поставленных в нем вопросов и психологичностью обрисовки характеров главных действующих лиц. Роман захватывает остротой социальных проблем и странностью повествования. В нем на первом плане находятся не уголовной преступление, а то наказание (нравственное и физическое), которое несет преступник. Не случайно из шести частей только первая часть романа посвящена описанию преступления, а все остальные и эпилог – наказанию за него. В центре повествования находится образ Родиона Раскольникова, совершившего убийство «по совести». Сам по себе Раскольников не преступник. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. Раскольников помогает отцу умершего товарища, отдает последние деньги на похороны Мармеладова. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения. Родион перестал посещать университет, потому что ему нечем платить за обучение; ему приходится избегать хозяйку, т. к. накопился долг за комнату; он болен, голодает… И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Действие романа развертывается в районе Сенной площади, где жили бедные чиновники, ремесленники, студенты. А совсем рядом находился Невский проспект с дорогими магазинами, шикарными дворцами, изысканными ресторанами. Раскольников видит, что общество устроено несправедливо: одни купаются в роскоши, а другие погибают от голода. Он хочет изменить мир. Но это сможет сделать только необыкновенный человек, способный «сломать, что надо, раз навсегда» и взять власть «над всею дрожащей тварью и над всем муравейником». «Свобода и власть, а главное – власть!...Вот цель!» - говорит Раскольников Соне Мармеладовой. Под низким потолком комнаты в уме голодного человека зарождается чудовищная теория. Согласно этой теории, все люди делятся на два «разряда»: на людей обыкновенных, составляющих большинство и вынужденных подчиняться силе, и на людей необыкновенных, «властелинов судьбы» 0 таких, как Наполеон. Они способны навязать большинству свою волю, способны во имя прогресса или высокой идеи, не задумываясь, «перешагнуть через кровь». Раскольников хочет быть добрым властелином, защитником «униженных и оскорбленных», он поднимает бунт против несправедливого общественного устройства. Но его мучает вопрос: властелин ли он? «Тварь я дрожащая или право имею?» - спрашивает он себя. Чтобы получить ответ, раскольников задумывает убийство старухи-процентщицы. Это как бы эксперимент над собой: способен ли он, как властелин, перешагнуть через кровь? Конечно, герой находит «предлог» для убийства: ограбить богатую и никчемную старушонку и на ее деньги спасти от нищеты и гибели сотни молодых людей. Но тем не менее Раскольников всегда внутренне осознавал, что совершил убийство не по этой причине и не потому, что был голоден, и даже не во имя спасения сестры Дуни от брака с Лужиным, а для того, чтобы проверить себя. Это преступление навсегда отгородило его от других людей. Раскольников чувствует себя убийцей, на его руках – кровь невинных жертв. Одно преступление неизбежно влечет за собой другое: убив старуху, Раскольников был вынужден убить ее сестру – «безвинную Лизавету». Достоевский убедительно доказывает, что ни одна цель, даже самая высокая и благородная, не может служить оправданием для преступных средств. Все счастье в мире не стоит единой слезинки ребенка. И понимание этого, в конце концов, приходит к Раскольникову. Но раскаяние и осознание вины далось ему не сразу. Это произошло во многом благодаря спасительному влиянию Сони Мармеладовой. Именно ее доброта, вера в людей и в Бога помогли Раскольникову отказаться от своей бесчеловечной теории. Лишь на каторге произошел перелом в его душе, и началось постепенное возвращение к людям. Только через веру в Бога, через раскаяние и самопожертвование могло, по мнению Достоевского, произойти воскрешение мертвой души Раскольникова и любого другого человека. Не индивидуалистический бунт, а красота и любовь спасут мир.

"Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки "под самой кровлей высокого пятиэтажного дома" выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Раскольников". Так начинается роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". В самом начале своего произведения мы видим гнетущую обстановку, окружающую героев на протяжении всего действия романа. С этого момента мечется по петербургским грязным улицам, останавливается на бесконечных мостах, заходит в грязные распивочные - без покоя и отдыха, без передышки, в исступлении и задумчивости, в бреду и страхе, - герой романа Достоевского Родион Раскольников. И все это время мы ощущаем рядом с ним присутствие некоего неживого персонажа – огромного серого города. Образ Петербурга занимает центральное место в творчестве Достоевского, так как с этим городом связаны многие воспоминания писателя.

На самом деле было два Петербурга. Город, созданный руками гениальных архитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, Петербург дворцовых переворотов и пышных балов, Петербург - символ величия и расцвета послепетровской России, поражающий нас своим великолепием и сегодня. Но был и другой, далекий и неизвестный нам, теперешним людям, Петербург - город, в котором люди живут в "клетушках", в желтых грязных домах с грязными темными лестницами, проводят время в маленьких душных мастерских или в смердящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший, как и большинство знакомых нам героев Достоевского. В том Петербурге, где разворачивается сюжет романа "Преступление и наказание", жизнь находится в состоянии нравственного и социального разложения. Духота петербургских трущоб – частица общей атмосферы романа, безысходной и душной. Есть определенная связь между мыслями Раскольникова и "черепашьей скорлупой" его коморки, "крошечной комнатушки шагов шесть длинной", с желтыми, пыльными, отставшими от стен обоями и низким деревянным потолком. Эта коморка – маленькая копия более грандиозной, столь же душной "коморки" большого города. Не зря Катерина Ивановна говорит, что на улицах Петербурга словно в комнатах без форточек. Картину тесноты, удушающей скученности людей, находящихся "на ограниченном пространстве", преследует чувство духовного одиночества. Люди относятся друг к другу с недоверием и подозрением, их объединяет только любопытство к несчастьям ближнего и злорадство к удачам других. Под пьяный хохот и ядовитые насмешки посетителей распивочной рассказывает Мармеладов потрясающую своим трагизмом историю собственной жизни; сбегаются на скандал жильцы дома, в котором живет Катерина Ивановна. Отличительной чертой русской общественной мысли, русской литературы всегда была напряженность духовных исканий, стремление писателей к постановке коренных философских, мировоззренческих вопросов, связанных с нравственной ориентацией человека в мире, к поискам смысла жизни. Духовный мир героев Достоевского раскрывается через такие категории, как зло, добро, свобода, добродетель, необходимость, бог, бессмертие, совесть. Достоевский, как художник, отличается тонкостью психологического анализа, произведения его характеризуются глубиной философского содержания. В этом важнейшая особенность его творчества. Герои его - люди ищущие, одержимые той или иной идеей, все интересы их сосредоточены вокруг какого-либо вопроса, над разрешением которого они мучаются. Образ Петербурга дан ярко, в динамике, город олицетворяет души растерзанных трагизмом жизни героев. Петербург - это тоже один из героев, который постоянно присутствует в произведениях Достоевского. Образ Петербурга создавали в своих произведениях и Пушкин, и Гоголь, и Некрасов, раскрывая все новые и новые его грани. Достоевский рисует Петербург в пору стремительного развития капитализма, когда стали, как грибы, расти доходные дома, банкирские конторы, магазины, заводы, рабочие предместья. Город - это не просто фон, на котором происходит какое-либо действие, это тоже своеобразное "действующее лицо". Петербург Достоевского душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи. Достоевский рисует трущобы Петербурга: много распивочных, пьяных, голодных, потерявших смысл жизни людей, которые нередко кончают с собой, не выдержав невыносимой жизни. Раскольников стесняется своих лохмотьев, избегает встреч со знакомыми на улице, он задолжал хозяйке и старается не видеть ее лишний раз, чтобы избежать ругани и крика. Комната его похожа на душный шкаф. Многие живут еще хуже, чем Раскольников, хотя если задуматься, то приходит мысль - люди живут не только в душных комнатах трущобного Петербурга, но и во внутренней духоте, теряя человеческий облик. Серый, мрачный город, в котором на каждом углу расположены распивочные, зовущие бедняков залить свое горе, а на улицах – проститутки и пьяный народ, видится нам своеобразным "царством" бесправия, болезней, нищеты. Здесь можно задохнуться, появляется желание побыстрее убежать отсюда, набрать в легкие свежего деревенского воздуха, избавиться от испарений "злости", подлости и безнравственности. Гениальным писателем, рассматривающим разные стороны современного ему общества и рисующим не приукрашенные картины русской действительности, считался и считается в наше время Ф.М. Достоевский. Духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека, верой в его высокое призвание проникнуты созданные автором в романе "Преступление и наказание" образы "маленьких людей". Фундаментальная истина, на которой основывается мировоззрение писателя, - это любовь к человеку, признание духовной индивидуальности человека. Все искания Достоевского были направлены на создание достойных человека условий жизни. А городской пейзаж Петербурга несет огромную художественную нагрузку. Пейзаж Достоевского – это не только пейзаж впечатления, это пейзаж выражения, который внутренне связан с изображенным в романе человеческим миром и подчеркивает чувство безысходности, испытываемое героями произведения.

Судьбы униженных и сокрбленныых в романе

В своём романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский поднимает тему «униженных и оскорблённых», тему маленького человека. Общество, в котором живут герои романа, так устроено, что жизнь каждого из них возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью. Писатель изображает гнетущую обстановку безысходнодной жизни человека, заставляя за судьбами людей увидеть образ преступного мира, где унижен и придавлен человек, где человеку «некуда пойти». Эпизоды, рисующие жизнь «униженных и оскорблённых», говорят о том, что судьбы героев романа обусловлены не какими-то случайными трагическими обстоятельствами или их личностными качествами, а законами устройства общества.

Автор, проводя читателя по Петербургу, рисует людей разных социальных слоёв, в том числе, и бедных, потерявших смысл жизни. Часто они кончают с собой, не выдерживая своего унылого существования, или губят жизнь в многочисленных распивочных. В одной из таких распивочных Родион Раскольников знакомится с Мармеладовым. Из рассказа этого героя мы узнаём о несчастной судьбе всей его семьи.

Фраза Мармеладова: «Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти…» поднимает фигуру маленького человека, смешного своей торжественно-витиеватой и канцелярской манерой говорить, на высоту трагического размышления о судьбе человечества.

Некуда идти и Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для её честолюбивой натуры противоречие между прошлой обеспеченной и богатой жизнью и жалкой, нищенской настоящей.

Соня Мармеладова, чистая душой девушка, вынуждена торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и её малолетних детей. При этом она не требует никакой благодарности. Она ни в чём не винит Катерину Ивановну, просто смиряется со своей судьбой. Только Сонечке стыдно перед собой и Богом.

Идея самопожертвования, воплощённая в образе Сони, поднимает его до символа страдания всего человечества. Эти страдания сливались для Достоевского с любовью. Соня – олицетворение любви к людям, именно поэтому она сохранила нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила её жизнь.

Тем же смыслом наполнен образ Дуни, сестры Раскольникова. Она соглашается на жертву: ради свято любимого брата соглашается выйти замуж за Лужина, в котором воплощён классический тип буржуазного дельца, карьериста, унижающего людей и способного пойти на всё ради личной выгоды.

Достоевский показывает, что положение безнадёжности, тупика толкает людей на моральные преступления против самих себя. Общество ставит их перед выбором таких путей, которые ведут к бесчеловечности.

На сделку с совестью идёт и Раскольников, решившись на убийство. В противоречие с человеконенавистнической теорией вступает живая и гуманная натура героя. Достоевский показывает, как каждый раз при встрече с человеческим страданием Раскольников испытывает почти инстинктивное желание прийти на помощь. Его теория вседозволенности, раздвоения человечества на две категории терпит крах. Чувство отверженности, одиночества становится страшным наказанием для преступника.

Достоевский показывает, что идея Раскольникова неразрывно связана с непосредственными условиями его жизни, с миром петербургских углов. Рисуя ужасающую картину человеческой скученности, грязи, духоты, Достоевский в то же время показывает одиночество человека в толпе, одиночество, прежде всего, духовное, его жизненную неприкаянность.

Раскольников и Свидригайло

Раскольников и Свидригайлов - герои одного из лучших романов Достоевского "Преступление и наказание". Этот роман отличается глубочайшим психологизмом и обилием резких контрастов. На первый взгляд, в характерах Раскольникова и Свидригайлова нет ничего общего, мало того, они представляются антиподами. Однако если внимательнее вглядеться в образы этих героев, то можно найти определенное сходство. В первую очередь это сходство проявляется в том, что оба героя совершают преступления. Правда, делают они это в разных целях: Раскольников убивает старушку и Лизавету ради проверки своей теории, с благородной целью помочь нищим, обездоленным, униженным и оскорбленным. А Свидригайлов всю свою низменную энергию направляет на получение сомнительных удовольствий, стараясь добиться желаемого любой ценой. Раскольников и Свидригайлов предстают перед читателями как "сильные" личности. И это действительно так. Только обладающие исключительной силой воли и невозмутимостью люди могут заставить себя переступить кровавую черту, сознательно пойти на преступление. Оба эти героя прекрасно пони- мают, что по сути своей они чрезвычайно близки. И недаром при первой же встрече Свидригайлов говорит Раскольникову: "Мы одного поля ягоды". Впоследствии и Раскольников приходит к пониманию этого. За преступлением следует наказание. У обоих героев оно примерно одинаково. И Раскольников, и Свидригайлов испытывают сильнейшие муки совести, они раскаиваются в содеянном и пытаются исправить положение. И, казалось бы, встают на путь истинный. Но душевные терзания вскоре становятся невыносимыми. У Свидригайлова не выдерживают нервы, и он заканчивает жизнь самоубийством. Раскольников с ужасом понимает, что с ним может произойти то же самое, и в конце концов признается в содеянном. В отличие от Раскольникова Свидригайлов имеет несколько двойственный характер. С одной стороны, кажется, что он обыкновенный, нормальный, трезвомыслящий человек, каким он и представляется Раскольникову, но эту сторону характера заглушает его вечное и неодолимое влечение к удовольствиям. Раскольников же, по-моему, куда более твердый в своих намерениях человек. Он даже в чем-то похож на тургеневского Базарова, который жестко придерживается своей теории и проверяет ее на практике. Ради своей теории Раскольников даже разрывает отношения с матерью и сестрой, он хочет произвести впечатление на окружающих благодаря своей теории и ставит себя намного выше окружающих. В представленных выше соображениях и заключаются, на мой взгляд, различия и сходства между Раскольниковым и Свидригайловым, которых можно назвать двумя сторонами одной медали.

«Правда» Сони Мармеладовой (по «Преступлению и наказанию» Достоевского)

В романе Достоевского «Преступление и наказание», как и в каждом романе, существует много различных героев. Главный из них – Раскольников – изучает остальных, создаёт на основе своих рассуждений теорию, у него появляется некое убеждение, которое и толкает его к преступлению. В появлении у него этого убеждения, а, стало быть, и в совершении им этого преступления виноваты все герои, с которыми он общался: ведь они же были такими, какими их видел Раскольников, на их основе он формировал свою теорию. Но их вклад в создание убеждений Раскольникова малоэффективен, так как происходит случайно, нечаянно. Зато намного больший вклад второстепенные герои романа вносят в осознание Раскольниковым неправильности своей теории, которое побудило его к тому, чтобы признаться во всём народу. Наибольший такой вклад сделала Соня Мармеладова. Она помогла герою понять, кто она, а кто он, что ему даёт признание, для чего им нужно жить, помогла душевно воскресить и посмотреть на себя и на других по-другому. Это была хорошенькая девушка лет восемнадцати, худенькая, небольшого роста. Жизнь очень жестоко относилась к ней, так же как и к её родным. Она рано потеряла отца и мать. После смерти матери её семья пришла в бедственное положение, и ей пришлось идти на панель, чтобы прокормить себя и детей Катерины Ивановны. Но её дух был настолько сильным, что не сломился даже в таких условиях: когда мораль человека разлагается, мала вероятность удачи в жизни, существование становится всё тяжелее и тяжелее, дух сдерживает гнёт окружающей среды и, если у человека дух слабый, он не выдерживает и начинает пропускать негативную энергию вовнутрь, портя душу. Дух же Сони очень сильный, и в условиях всех невзгод её душа остаётся чистой, и она идёт на самопожертвование. Чистая, нетронутая душа в ней очень быстро находит в душах других людей все изъяны, сравнивая их со своей; она с лёгкостью учит других убирать эти изъяны, потому что сама их периодически убирает из своей души (если каких-то изъянов у неё ещё не было, она их искусственно на время для себя создаёт и старается почувствовать, что ей говорят делать инстинкты). Внешне это проявляется в её способности понимать других людей и сострадать им. Она жалеет Катерину Ивановну за её глупость и несчастность, своего отца, умирающего и раскаивающегося перед ней. Такая девушка привлекает внимание многих людей, заставляет (в том числе и себя) уважать себя. Поэтому Раскольников решил рассказать о своей тайне именно ей, а не Разумихину, Порфирию Петровичу, или Свидригайлову. Он подозревал, что она мудрее всего оценит обстановку и примет решение. Он очень хотел, чтобы кто-то ещё разделил с ним страдания, хотел, чтобы кто-то помог ему идти по жизни, сделал за него некоторую работу. Найдя такого человека в Соне, Раскольников не ошибся с выбором: это была прекраснейшая девушка, которая поняла его и пришла к выводу, что он такой же несчастный человек, как и она, что Раскольников не зря пришёл к ней. И такая женщина ещё называется «девица отъявленного поведения». (Тут Раскольников и понял неверность его теории в этом). Именно так её называет Лужин, сам являясь подлым и эгоистичным, не понимая ничего в людях, в том числе и в Соне, что она ведёт себя унижающим для себя образом только из сострадания к людям, желая им помочь, подарить хотя бы на мгновение ощущение счастья. Всю жизнь она занимается самопожертвованием, помогает другим людям. Так, она помогла и Раскольникову, она помогла ему переосмыслить себя, что и его теория неверна, что совершил он преступление зря, что ему необходимо в нём покаяться, признаться во всём. Теория была неверна, так как она основывается на разделении людей на две группы по внешним признакам, а те редко выражают всего человека. Ярким примером является та самая Соня, бедность и унижение которой не отражают полностью всю сущность её личности, самопожертвование которой направлено на помощь другим бедствующим людям. Она очень верит, что воскресила Раскольникова и теперь готова разделить с ним наказание на каторге. Её «правда» заключается в том, что, чтобы прожить жизнь достойно и умереть с чувством, что ты был великим человеком, нужно любить всех людей и жертвовать собой ради других.

Роман «Преступление и наказание»

Книга, написанная в минуты страданий и отчаяния и возвышающая читателя через сострадание героям Достоевского и самого автора, судьба которого определила историю создания этой книги. Достоевский признавался в письме к брату, что роман был задуман «на скрипучих нарах Омского острога». На каторге впервые перед Достоевским возник вопрос преступления и наказания. Уголовное преступление, преступление исторического масштаба. Это вопрос был связан с проблемами греха и возмездия, греха и воскресения в человеческой душе. Работу над романом писатель начал в 1864 году в тяжелейшей жизненной ситуации. Этот год был отмечен тяжелейшими утратами: смерть жены Марии Дмитриевны, смерть брата Михаила, смерть друга Аполлона Григорьева. В 1865 году Достоевский переживает крах журнального дела, его осаждают кредиторы, он уезжает за границу, заключив кабальный договор с издателем Стилловским: он обещал ему за год написать роман. В случае неисполнения договора Стилловский получал право на издание всех уже написанных произведений Достоевского. За границу писатель уезжает в надежде на встречу с любимой женщиной Апполинарией Сусловой и в надежде на везение в игре. Азарт игрока в рулетку усилился в трагические месяцы и годы жизни полного безденежья. Слова Мармеладова, обращенные к Раскольникову о тупиках жизни: «знаете ли вы, милостивый государь, что такое некуда пойти» - это слова самого Достоевского. За границей - новое смятение, Апполинария Суслова только играет с ним, заводит романы с другими мужчинами. Достоевский, философски одаренный человек, пристально вглядывался в европейскую жизнь и сравнивал русские ментальные ценности и европейские. Очень важная для Достоевского-почвенника проблема Россия и Европа стала ключевой в романе «Игрок», написанном по требованию Стилловского, и зазвучала в подтексте его романа «Преступление и наказание».

Жанр и проблемы. Достоевский в романах великого пятикнижия создал уникальный романный жанр. Разные жанровые аспекты указывают следующие жанровые определения: полифонический, символико-философский роман-трагедия; полифоническая структура романов великого пятикнижия связана с полифонией голосов: каждый герой в мире романов Достоевского показан в его субъектности. Зона авторского сознания не персонифицирована - автор связана со всеми героями. Именно герои не только воспринимают мир, их окружающий, но активно участвуют в споре о смысле человеческого бытия по ключевой для Достоевского проблеме БОГ И МИРОВОЕ ЗЛО. Автор и читатель оказываются в орбите этого спора, в процессе спора рождается истина. Читатель и автор свободно принимают позицию того или иного героя. Теория полифонического, многоголосого романа разработана М. Бахтиным. В каждом романе в хоре многих голосов преоюладают два голоса, они формируют философские проблемы и мотивы романа, их судьба составляет основной романный сюжет и метафорический сюжет (Раскольников и Соня). Главный философский диалог в романе, с которым связаны образы Раскольникова и Сони, соединяет комплекс мотивов: БОГ И МИРОВОЕ ЗЛО, вера и неверие, грех и возмездие, преступление и наказание, грехопадение и путь к воскресению заблудшей души. Все эти проблемы решены в романе с позиций почвеннической философии Достоевского. В этом романе с особой декларативностью выражена заветная мечта Достоевского о пути русской интеллигенции Раскольниковых к народу. Народное религиозно-нравственное сознание олицетворяют в романе Миколка, Лизавета и Соня. Определение роман-трагедия принадлежит младосимволисту Вячеславу Иванову, оно указывает не только на трагические коллизии в каждом романе и обязательный трагедийный катарсис, но и на художественную структуру романа, на его диалогическую природу. Иванов читает романы Достоевского как драматические произведения (о «Преступлении и наказании» - трагедия в четырех действиях с эпилогом). Главная трагическая ситуация, воплощенная в каждом романе - «мир на пороге Апокалипсиса» (апокалипсис - откровение Иоанна Богослова, мир на пороге конца человеческой цивилизации). В романе тема апокалипсиса - эпилог романа «Сны Раскольникова» на каторге. Метафорично апокалипсис носят в своей душе герои Достоевского, носители атеистического сознания, способные к бунту и преступлению (безбожники). Роман «Преступление и наказание» - историософский роман о настоящей русской жизни и об искомом пути спасения современного человека через возрождение «мертвой души» (приход к Богу). Историософские проблемы, почвеннические идеи связаны и с социальной проблематикой романа. В русской жизни 60-70х гг. Достоевский уловил черты разложения и глубочайший кризис нравственной, духовной культуры человека. Он обнажает социальные язвы в жизни Петербурга, всей России в эпоху становления русского капитализма: рост богатства, денежного могущества одних и потрясающая нищета большинства городского населения, рост преступности, пьянства, проституция как главная психологическая нота в поведении современного человека, всеобщая продажность (все продается и все покупается), человек, его душа, брошенная на чудовищный аукцион. Достоевский с негодованием пишет о ростовщичестве - социальной примете времени, о проституции как постыдной профессии для девушки и женщины. Исследователь Шкловский отмечает, что в романе «Преступление и наказание» отсутствуют черты детективного жанра (когда и читатель и детектив не знают, кто преступник). Читатель знает, как готовилось преступление, следователь Порфирий Петрович, прочитав статью Раскольникова, увидел в нем потенциального преступника (следователь выявил в нем преступника, когда он упал в обморок при чтении криминальных новостей о его убийстве). Понять роман, как считает Шкловский, значит ответить на два вопроса: 1) каковы мотивы преступления Раскольникова 2) каковы психологические, нравственные, философские последствия его бунта.

Мотивы преступления Раскольникова. Дмитрий Иванович Писарев обратил внимание на социальные мотивы преступления («причина не в уме, а в кармане»): герой унижен бедностью, в жизненных тупиках бьются окружающие его люди. Критик-демократ объясняет преступление средой, обстоятельствами жизни. Его справедливые выводы не вполне соответствовали философии преступления в романе. Достоевский не раз говорил: «во всем уповая на среду мы снимаем с человека нравственную ответственность за совершенные поступки». Важнейший мотив романа - НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА за мысль, слово, поступок перед своей совестью, Богом и людьми. С точки зрения автора первопричина преступления - теория Раскольникова. Образ Раскольникова - это трагический образ русского философа, оказавшегося в плену его преступных идей. У истоков преступления - статья о праве на преступление, соединившая мысли и слово. Первый этап - статья, второй - первый визит к старухе-процентщице, третий - разговор студента с офицером в трактире, и только четвертый эпизод - это проба, с которой начинается роман. В 1865 году в русском переводе был опубликован исторический трактат Наполеона III “История Юлия Цезаря», в предисловии автор писал о незаурядном человеке, о его праве и вседозволенности. Эти идеи очень обсуждались в русском обществе, и статья Раскольникова - тоже отклик на эту статью. Достоевский подчеркивает, что подобные умонастроения типичны для того времени (что подтверждает разговор в трактире между офицером и студентом). После пробы следует 5) отречение от преступления, т. к. теория, которая уже выкристаллизовалась в его голове, она противна его натуре (конфликт ума и сердца, теории и человеческой натуры). Раскольников в мире людей - 6) встреча с Мармеладовыми, 7) письмо от матери, 8) встреча на бульваре с опозоренной девочкой и наконец 9) сон о лошади. Первый сон Раскольникова на Петровском острове - кульминация сюжетной линии «Раскольников в мире униженных и оскорбленных». Сон есть следствие глубочайшего душевного напряжения. В сознании Раскольникова соединились судьбы семейства Мармеладовых и собственной семьи. Он сравнивает жребий Дуни и жребий Сони, а себя самого с Мармеладовым. Он стоит перед выбором между постыдным смирением Мармеладова, принявшего жертву Сонечки, и поступком активным, бунтующим. Исследователь Керпотин состояние Раскольникова сравнивает с состоянием Гамлета, решающего вопросы жизни и смерти: быть или не быть (Гамлет: «О мысль моя, отныне ты кровавой быть должна, иль грош тебе цена?»). Сны в романах Достоевского выполняют три основные функции: 1) сюжетная - они предвосхищают эпизоды сюжета или становятся философским эпилогом к ним 2) психологическая функция - в снах показана диалектика сознания и подсознания, образы памяти и фантазии, фантасмагория сновидения, устремление героя к желаемому 3) сны ведут к пониманию символико-философских мотивов сюжета и метафорического сюжета. Сны всегда кризисны для героев, они ведут к катарсису (сны Раскольникова) или увлекают в бездну греха и падения (сны Свидригайлова). Все сны Раскольникова имеют литературную основу, проявляют круг его чтения (комментарий Белова к роману).

Первый сон Раскольникова восходит к стихотворению Некрасова «О погоде», 1 часть,раздел до сумерек, где Некрасов показывает безобразную сцену истязания лошади. Достоевский дважды обращается к этому эпизоду. Первый сон Раскольникова и слова Ивана Карамазова брату Алеше об удивительных некрасовских стихах. В устах Ивана некрасовское стихотворение получает очень емкую и универсальную оценку: «это русизм». Эта оценка совпадает с представлениями Достоевского о русском характере. Русский человек «широк» и в добре и в зле, неукротим, во всем доходит до крайности.

Сны Раскольникова соединяют образы прочитанных книг, реальные впечатления жизни, его мечты, идеи, бунтующие даже в его сознании. Некрасов, Лермонтов, Пушкин, Гюго, Вольтер и главные книги, вдохновенным читателем которых был Раскольников - Библия, Коран.

К Библии: библейские мотивы возникают в эпилоге, в сибирских просторах Раскольников присутствие «стад Авраамовых». Болезненные сны на каторге передают картины гибели человеческой цивилизации. По вине людей бесноватых, одержимых «трихинами безумия» - идеями, которые смущают и самого Раскольникова. В этих снах возникают образы Апокалипсиса, соединящие философскую прозу Вольтера и откровение Иоанна Богослова.

В грезах Раскольникова перед преступлением возникает образ чистой родниковой воды, оазиса в пустыне, восходящий и к стихотворению Лермонтова «Три пальмы» и к первоисточнику - Корану. Раскольникову известен пушкинский цикл «Подражание Корану», где возникает образ дрожащей твари. Убийство старухи - мотивы «Пиковой дамы».

Первый сон Раскольникова основан на символических образах. Достоевский воссоздает русское пространство и образы-символы русской судьбы. Окрестности провинциального городка, проселочная дорога, размытая дождями, израненная колесами, пыльная, грязная. Она идет мимо придорожного кабака к кладбищу и кладбищенскому храму. Среди цветообразов доминируют серые, черные, красные цвета, зеленый купол храма.

Раскольников трижды проходит через испытание грехом - проба, сон и само преступление. Всякий раз Раскольников отрекается от греха, чувствуя его противоестественность, внутреннее несогласие с преступлением. Преступление уводит Раскольникова из мира людей, отречение от преступления возвращает к людям и Богу.

Сон становитя для Раскольникова катарсисом, он вновь отрекается от идеи преступления и молитва рождается на его устах: «Господи...укажи мне путь мой... а я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Раскольников ищет этот путь, он идет к людям, но он трагически приговорен к совершению преступления, у него уже нет свободы воли и рассудка, даже день и час определяется помимо его воли.

В сюжете романа-притчи важна евангельская притча о блудном сыне.

В каждом эпизоде предыстории и всей первой части романа автором обнажено диалектическое единство разных мотивов:

1) мотивы объективные социальные - обстоятельства жизни героя и страдания окружающих

2) психологические субъективные мотивы. Болезненная противоречивость сознания и психологии Раскольникова (он верит в Бога и не верит; самоотверженно любит людей и гордо презирает их, веруя в свою исключительность; сознательно идет на преступление и отрекается от идеи насилия...). Свой графический портрет Раскольникова Эрнст Неизвестный назвал «Между крестом и топором».

3) Мотивы философские, идеологические - теория Раскольникова, главные по замыслу автора мотивы.

Теория Раскольникова . Исследователь Кирпотин утверждает, что теория Раскольникова повторяет противоречия его сознания, его натуры. Он выделяет в теории героя два комплекса мотивов: наполеоновские и миссианские, дает образные, метафорические имена Раскольникову - Наполеон и Мессия, Великий Инквизитор и Христос.

Комплекс наполеоновских идей:

1) идея исключительной личности, деление людей на «обычных» и «необычных». Раскольников ценой преступления мечтает проверить самого себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?».

2) Идея демонической власти, власти авторитета, исключительной личности над толпой. Подобная власть по Раскольникову - знак избранничества, признание незаурядности человека («Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью, над всем муравейником...»).

3) Идея вседозволенности. Исключительный человек презирает те нравственные законы, по которым живет людской муравейник, он не руководствуется ими. Он по ту сторону от добра и зла. Ему все позволено, вплоть до пролития крови себе подобных.

Идеи миссианские:

1. идея Мессии - спасителя человечества. Раскольникову кажется, что он призван изменить этот мир, утешить род человеческий в его страданиях.

2. Идея насильственного добра. Кирпотин утверждает, что в черновиках романа мотив демонической власти был усилен и трансформировался в теорию Раскольникова, в идею насильственного добра: «Люди - пигмеи... Надо властвовать. Для цели...сгрести их в руки, а потом делать им добро».

3. Идея «крови по совести». Раскольников ограничивает идею вседозволенности, он разрешает не всякое преступление, а только во имя спасения человечества, так возникает главная и кощунственная идея его теории - «кровь по совести».

Наполеоновские идеи - не оригинальная часть теории Раскольникова. Они появились в европейской философии и культуре 19 века, в эпоху становления европейской модели капитализма. Эти идеи были знакомы Достоевскому по книгам Штирнера, Наполеон III, “История Юлия Цезаря». На философском уровне эти идеи повторит в своих трудах Ницше («Так говорит Заратустра», «Генеалогия морали» и др.). «Дневник нигилиста» Ницше- отклик на «Бесы» Достоевского. От ницшеанской идеи сверхчеловека в 20 веке Европа и человечество шагнули к идее сверхнации (как философское оправдание фашизма).

Образ Раскольникова был задуман как образ русского мыслителя, русского Наполеона. Потому главными идеями в его теории стали миссианские идеи и в подтексте всего романа культ Христа. Однако миссианские идеи не оправдывают Раскольникова. Идея «крови по совести» так же преступна, как и утверждение вседозволенности. Достоевскому очень близка гуманистическая философия человека, воплощенная в творчестве Пушкина: «Гений и злодейство - две вещи несовместные...» (Моцарт и Сальери).

Последствия бунта Раскольникова . В психологическом плане Раскольников ведет себя как обычный преступник: он панически боится уголовного наказания и жаждет освободиться от тайны преступления, постоянно совершает провокации против самого себя. Раскольников понимает, что преступление уводит его от мира людей: «он словно ножницами отрезал себя от мира людей». Особенно мучительны для героя встречи с матерью и сестрой, самыми близкими - таковы нравственные последствия преступления. В трудные дни после преступления в жизни героя была одна минуточка света, связывающая его с людьми - эпизод, когда Поленька целует его (поцелуй ребенка - благодарение всей семьи Мармеладовых). К выводам, сделанным Писаревым следует добавить философские итоги, сокрушающие Раскольникова: герой по-прежнему верит в свою теорию, но разочаровался в самом себе («Я не старушонку убил, я себя убил...»). Пропала вера в собственную исключительность.

На пути Раскольникова к правде Сони, к воскресению и восстановлению попранной человечности очень важны встречи с его двойниками - Лужиным, Свидригайловым, Порфирием Петровичем.

Раскольников и Лужин. В каждом романе Достоевского грандиозные по масштабу философские идеи героя получают снижение на уровне ЖИТЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ и практики его двойников, на уровне «уличной философии», философии толпы. Петр Петрович Лужин олицетворяет современную буржуазную мораль и кризис нравственного в человеке. Он олицетворяет жизненную практику, житейскую философию столичного жителя. Не случайно он из провинции рвался в столицу, это подчеркнуто даже в имени (Петр - камень, а по Достоевскому Петеребург - стихия камня и воды, Лужин). Раскольников сразу увидел в Лужине потенциального преступника. Преступна житейская философия Лужина: «все в жизни на личном интересе основано», возлюби прежде всех самого себя. Исполняя эти аморальные заветы, он совершает преступные акции против Дунечки и Пульхерии Александровны, против Сони. Раскольников презирает Лужина, потому что тот не знает сомнений, противоречий, угрызений совести. Это «деревянный человек», по инстинкту подлой натуры верующий в свою правоту.

Раскольников и Свидригайлов. Свидригайлов сам намекает Раскольникову на некую общность их жизненных позиций: «нигилизма есть два, и обе точки соприкасаются», «мы с вами одного поля ягоды». Наполеоновская часть теории Раскольникова своеобразно преломилась в жизни и судьбе Свидригайлова. Он эгоист, избирающий свой исключительный путь в жизни. Он руководствуется идеей вседозволенности, стремится к свободе и власти над другим человеком, будь то его супруга или девочки-нимфетки. Свидригайлов смеется над миссианскими идеями Раскольникова, называет его Шиллером (т. е. Романтиком). Образ Свидригайлова - образ великого грешника, и одновременно человека-универса, способного на добро и зло, но не различающего эти категории из сферы морали нравственности. Любовь-страсть Свидригайлова к Дуне - это последний и самоубийственный аккорд вечного стремления к воскресению даже души великого грешника. Последнее свидание с Дунечкой окончательно решило его судьбу. Его душевный мрак символически воссоздан в серии его снов перед самоубийством.

В романе рождается новая метафорическая типологическая оценка уровня падения, греховности человека: «ЧЕЛОВЕК-НАСЕКОМОЕ». Образы насекомых возникают в романе в связи с образом Свидригайлова, символически отмечая его появление в жизни Раскольникова и его уход из жизни через самоубийство. Образ мухи в момент появления Свидригайлова перед взором Раскольникова как продолжение его болезненных сновидений. В мировой культуре известны разные имена, связанные с персонификацией мирового зла: Сатана, Дьявол, Люцифер, Мефистофель, Вельзевул - Повелитель мух. В предсмертных снах Свидригайлова является безобразный, натуралистический образ - разлагающаяся говядина, на которой кишат мухи и черви. Т. е. Это символизирует причастность Свидригайлова к мировому злу, к сатане. По Свидригайлову вечность - грязный угол в предбаннике деревенской бани и паук (также насекомое), погибающий в собственных сетях. В традициях Достоевского будут работать европейские писатели 20 века - Кафка «Превращение» и Сартр «Мухи». Самоубийство Свидригайлова сопровождается символическими образами и деталями: гроза, потоки дождя и паническая водобоязнь Свидригайлова. Потому что вода - крещение, очищение. Самоубийство Свидригайлова стало нравственным сигналом для Раскольникова, ускорило явку с повинной. Свидригайлов - двойник Раскольникова, в нем, как в кривом зеркале, Раскольников видит самого себя и это потрясает его сознание и душу.

Раскольников и Порфирий Петрович (ПП). В советском литературоведении возник спор между Кирпотиным и Карякиным. Суть полемики: добро или зло для Раскольникова ПП? Кирпотин в своей монографии утверждал, что ПП олицетворяет тот мир, против которого бунтует Раскольников. Он заставляет Раскольникова страдать, действует как садист, как изувер. Карякин неожиданно сблизил ПП с Достоевским как выразителя почвеннических идей в романе. Именно ПП указывает Раскольникову на притягательность народной правды, на нравственный опыт Миколки.

В контексте романа принципиально важны три встречи Раскольникова и следователя. Первая - теоретический разговор, философский спор: Раскольников увлеченно излагает свою теорию. ПП осторожно и иронично комментирует его идеи. Возникает впечатление, что в прошлом, в молодости ПП тоже увлекался такими идеями (возникает мотив двойничества). Вторая - психологический поединок в полицейском участке. Следователь уже торжествует победу над преступником, но неожиданно в комнате появляется Миколка, который признается в совершенном преступлении. Третья - нравственно-философский итог. ПП приходит в гости к Раскольникову и объясняет ему его поведение. В этом эпизоде ПП излагает почвеннические идеи. Он говорит о «людях ума», таких, как Раскольников, которые не замечают собственной греховности и бунтуют против мира, против существующего порядка вещей. Миколка, человек из народа, противопоставлен им как носитель совести. Он знает, что каждый человек живет во грехе, вольно или невольно, и готов страданием искупить свои прегрешения. ПП: «Миколка ведь прав...нет счастья в комфорте, счастье страданием покупается». В устах ПП символический смысл обретает образ солнца, восходящий к евангельскому первоисточнику. В евангелии: «Христос - солнце жизни». ПП: «Станьте солнцем, и вас заметят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем».

Раскольников и Соня. В черновых вариантах романа Достоевский указал на главные образы, ведущие к пониманию его замысла и всей книги: Раскольникову в романе предстояло пройти трудный путь греха и еще более тяжкий путь воскресения. Это роман-притча о выборе пути человеком. Рядом с Раскольниковым его мистический двойник Свидригайлов и душа любящая, светлая Сонечка Мармеладова. Раскольникову, как всякому человеку открыто два пути: отчаяние и вера. Каждый образ-характер в романах Достоевского двупланов. Это реальный, психологически достоверный характер и человеческая судьба и одновременно образ символический, связанный с метафорическим сюжетам романа. Создавая образ Сони, Достоевский стремился ответить на вопрос: «Что есть православие?». В сюжете романа три главных эпизода, формирующие основной и метафорический сюжет книги, авторскую идею романа: 1) чтение Евангелия в комнате Сони 2) признание Раскольникова перед Соней 3) эпизоды эпилога.

Центральные образы-характеры у Достоевского двуплановы: это реалистически достоверные характеры и одновременно образы символические. Образ Сони есть великий ответ Достоевского на вопрос о сущности нравственной, православной культуры русского человека. Символично имя героя: София - премудрость божия. София в православной культуре - один из верховных образов, соединяющий те духовные дары, которые наследовали ее дочери: Вера, Надежда, любовь. И София и дочери ее - великий и вечный пример самопожертвования в любви к Богу. Святое самопожертвование - главная черта Сонечки, ее религиозные чувства лишены мистики - это музыка ее души, искренняя и чистая вера, в основе которой любовь к Богу и людям. В сюжете романа, в его метасюжете (метафорический сюжет) некой кульминацией является эпизод чтения Евангелия в комнате Сони, евангельского сюжета о воскресения Лазаря. Сюжет о воскресении Лазаря венчает три года служения Спасителя людям. Это чудо совершил Христос накануне торжественного входа в Иерусалим. Чудо свершилось по любви его к Богу и людям. Чудо о Лазаре предвосхищает воскресение самого Спасителя, которое совершится ровно через неделю, на Пасху. В метафорическом сюжете романа соединились два мотива: преступление и наказание, грех и воскресение через любовь к людям и Богу. На четвертый день восстал Лазарь из мертвых, на четвертый день Раскольников пришел к Соне и начинается его трудный путь к воскресению. (Зинаида Гиппиус написала по мотивам романа стихотворение «Лазарь»). Раскольниов и Соня по-разному понимают смысл евангельского сюжета, очень популярного в русской культуре, в русской иконописи. Воскресение Лазаря - это своеобразная предПасха, праздник праздников, торжество торжеств. Сверхчуткая, трепетно относящаяся к людям Соня чувствует страдания Раскольникова, не зная его причины. Она дает ему утешение, надежду на воскресение души, но Раскольников пока не понимает этого. Ибо для него Христос - исключительная, избранная личность, властитель духа, ума и сердца человеческого. Символично, что преступника и блудницу соединяет Евангелие - подарок Лизаветы, духовной сестры Сонечки. Второй эпизод - признание Раскольникова перед Соней. Признание его далеко еще от исповеди и покаяния. Свидетели его признания - Соня и Свидригайлов, и Раскольников делает выбор пути к правде Сони. Вторая встреча Раскольникова и Сони - это нравственный поединок человека веры и человека сомнений. Орудие Раскольникова - слово. Многословие и слово, лишенное духовного огня и света, - это игра дьявола с человеком. Сонечкино молчание исполнено света и духовного огня веры, любви к Раскольникову и сострадания. Ключевым становится молитвенное слово Сонечки «Господи!». И неожиданные метаморфозы в восприятии Раскольникова: он узнает в Сонечке Лизавету, и в эту секунду возвышается до понимания сокровенности и высшего смысла человеческой жизни, греховности своего преступления. В эпилоге романа тема греха и воскресения обретает новое образное воплощение и новый символико-философский масштаб. В эпилоге возникает новый хронотоп, отличающийся от хронотопа в основной части романа. В основной части романа художественное время - 13 дней, место действия - Петербург, где нет свободы душе и сознанию человеческому, где на улицах «душно, как в комнатах без форточек». Еще накануне преступления мысль и взор Раскольникова «просили простору». В эпилоге возникает такой простор, но этот простор открывается Раскольникову не сразу. Тяготы каторжного труда, лазарет - это поприще его человеческих страданий. В эпилоге в смысловом единстве представлено три временных пласта: 1) реальное историческое время (год каторги); 2) время, совпадающее с православным календарем (Великий пост, страстная седмица и День жен-мироносиц - в этот день встреча Раскольникова и Сони на берегу сибирской реки, это после две недели после Пасхи). Соне первой дано было свидетельство о воскресении Раскольникова. Исследователи считают, что в эпилоге романа образ Сонечки обретает иконописность: она, облаченная в зеленый платок, очень напоминает лик Богоматери на известной русской иконе «Споручница грешных». Она помогала каторжанам перенести тяжелое испытание, страдальческую жизнь. И они отвечали ей глубочайшим уважением: когда она появлялась, они снимали шапки и кланялись ей в пояс (называли ее «Матушка ты наша»). К Раскольникову каторжане относились враждебно. Во время великого поста они устроили лраку в православном храме, они видели в Раскольникове безбожника. В трудные и суровые дни Великого поста Раскольников заболел. Это была не столько телесная, сколько душевная болезнь. В бредовых сновидениях Раскольникова оживали образы Апокалипсиса, трагического конца всей человеческой цивилизации, братоубийства, пожаров, природных катастроф. Он увидел человеческое БЕСНОВАНИЕ, людей, как и он сам, зараженных «трихинами» (микробами) бесноватости. Эти трагические сны вели его к катарсису. Финал эпилога исполнен надежды и света. На берегу сибирской реки Раскольникову открылся образ вечности и вечных истин. В романе возникает новый образ времени - 3) время вечности, в орбите которого и историческое и православное время. Образ вечности в восприятии Раскольникова резко отличается от мрачных представлений о вечности Свидригайлова. Ему открывается неоглядный простор, сибирские дали. На другом берегу реки Раскольников видит далекие юрты кочевников, а за ними, как кажется ему, еще «ходят стада Авраамовы» (Авраам - один из ветхозаветных пророков, один из прародителей рода человеческого). Символичны детали этого вселенского пейзажа: земля и небо, многоводная река, ее берега, раннее утро и восход солнца. Роман венчает универсальная по смыслу авторская оценка судьбы героев: «Их воскресила любовь». А соединяет человеческие судьбы преступника и блудницы на путях воскресения Евангелие.

На Викитеке есть полный текст этого произведения

«Преступле́ние и наказа́ние» - роман Фёдора Михайловича Достоевского , впервые опубликованный в 1866 году в журнале «Русский вестник » (№ 1, 2, 4, 6-8, 11-12). Отдельным изданием роман (с изменением деления на части, некоторыми сокращениями и стилистической правкой) вышел в 1867 году .

История создания

Первые части «Преступления и наказания» появились впервые в 1866 году в восьми номерах журнала «Русский вестник ». Роман печатается по частям в январе-декабре. Весь год Достоевский работает над романом, торопясь добавить к очередной книжке журнала написанные главы.

Вскоре после окончания публикации романа в журнале Достоевский печатает его отдельным изданием: «Роман в шести частях с эпилогом Ф. М. Достоевского. Издание исправленное». Для этого издания Достоевский сделал в тексте значительные сокращения и изменения: три части журнальной редакции были преобразованы в шесть, изменено частично и деление на главы.

Сюжет

Сюжет разворачивается вокруг главного героя, Родиона Раскольникова, в голове которого созревает теория преступления. Согласно его идее человечество делится на «избранных» и «материал». «Избранные» (классическим примером является Наполеон) имеют право совершить убийство или несколько убийств ради будущих великих свершений. Раскольников сам очень беден, он не может оплатить не только учебу в университете, но и собственное свое проживание. Мать и сестра его очень бедны, вскоре он узнает что его сестра (Авдотья Романовна) готова выйти замуж за человека, которого не любит, ради денег, ради брата. Это было последней каплей, и Раскольников совершает преднамеренное убийство старухи-процентщицы («вошь» по его определению) и вынужденное убийство её сестры, свидетельницы. Но Раскольников не может воспользоваться краденым, он прячет его. С этого времени начинается ужасная жизнь преступника, мятущегося, лихорадочного сознания, его попытки обрести опору и смысл в жизни, оправдание поступка и его оценка. Тонкий психологизм, экзистенциальное осмысление поступка и дальнейшего существования Раскольникова красочно переданы Достоевским. В действие романа вовлекаются все новые и новые лица. Судьба сталкивает его с одинокой запуганной, бедной девушкой, в которой он находит родственную душу и поддержку,Соней Мармеладовой, ставшей на путь самопродажи по причине бедности. Соня, верующая в Бога, пытается как-то продержаться в жизни, потеряв родителей. Раскольников находит также опору в университетском друге Разумихине, влюбленном в его сестру Авдотью Романовну. Появляются такие персонажи, как следователь Порфирий Петрович, понявший душу Раскольникова и остроумно выведший его на чистую воду, Свидригайлов, развратник и подлец - яркий пример «избранного» человека (по теории Раскольникова), Лужин, адвокат и хитроумный эгоист и др. В романе вскрываются социальные причины преступлений и бедствий, моральных противоречий, гнетущих обстоятельств падения, описывается жизнь петербуржской бедноты, пьянства и проституции, описаны десятки своеобразных персонажей и действующих лиц. На протяжении романа Раскольников пытается понять, достойным ли человеком он является, имеет ли он право вершить суд над другими людьми. Не выдержав бремени своего преступления, главный герой признается в совершённом убийстве, написав чистосердечное признание. Однако он видит вину не в том, что совершил убийство, а в том, что пошел на него, не оценив своей внутренней слабости и жалкого малодушия. Он отказывается от претензии на избранность. Раскольников попадает на каторгу, но Соня остаётся рядом с ним. Эти два одиноких человека обрели друг друга в очень сложный период жизни для обоих. В конце концов, герой находит опору в любви и религиозном сознании.

Место действия

Действие романа происходит летом в Санкт-Петербурге .

Персонажи

  • Родион Романович Раскольников , нищенствующий бывший студент, главный герой повествования. Считает, что имеет моральное право совершать преступления и убийство лишь первая ступенька на бескомпромиссной дороге, которая приведет его к вершине. Бессознательно выбирает в качестве жертвы самого слабого и беззащитного члена общества, оправдывая это ничтожностью жизни старухи-процентщицы, после убийства которой сталкивается с жесточайшим психологическим шоком: убийство не делает человека «избранным».
  • Пульхерия Александровна Раскольникова , мать Родиона Романовича Раскольникова, приезжает к нему в Петербург в надежде выдать дочь за Лужина и обустроить семейную жизнь. Разочарование в Лужине, боязнь за жизнь и душевное спокойствие Родиона, несчастье дочери приводят ее к болезни и смерти.
  • Авдотья Романовна Раскольникова , сестра Родиона Романовича Раскольникова. Умная, красивая, целомудренная девушка, влюбленная в своего брата до самопожертвования. Имеет привычку в моменты задумчивости ходить из угла в угол по комнате. В борьбе за его счастье готова была пойти на брак по расчету, но не смогла пойти на связь с Лужиным ради его спасения. Выходит замуж за Разумихина, найдя в нем искреннего и любящего человека, истинного товарища своего брата.
  • Пётр Петрович Лужин , жених Авдотьи Романовны Раскольниковой, адвокат, предприимчивый и эгоистичный делец. Жених Авдотьи Романовны, желавший сделать ее своей рабой, обязанной ему своим положением и благополучием. Неприязнь к Раскольникову, желание поссорить его с семьей фундируют попытку обесчестить Мармеладову, сфальсифицировать совершенную якобы ей кражу.
  • Дмитрий Прокофьевич Разумихин , бывший студент, друг Раскольникова. Сильный, веселый, смышленый малый, искренний и непосредственный. Глубокая любовь и привязанность к Раскольникову объясняют его заботу о нем. Влюбляется в Дунечку, доказывает своей помощью и поддержкой свою любовь. Женится на Дуне.
  • Семён Захарович Мармеладов , бывший титулярный советник , опустившийся пьяница, алкоголик. В нем отражены черты героев ненаписанного Достоевским романа «Пьяненькие», к которому генетически восходит написание романа. Отец Сони Мармеладовой, сам тяготится своей пристрастностью к спиртному, слабый, безвольный человек, любящий, однако, своих детей. Раздавлен лошадью.
  • Катерина Ивановна Мармеладова , жена Семёна Захаровича Мармеладова, штаб-офицерская дочь. Больная женщина, вынужденная одна воспитывать троих детей, не совсем здоровая душевно. После тяжело прошедших похорон мужа, подточенная постоянной работой, заботами и болезнью, сходит с ума и умирает.
  • Соня Семёновна Мармеладова , дочь Семёна Захаровича Мармеладова от первого брака, девушка отчаявшаяся на самопродажу. Несмотря на такой род занятий, чувствительная, робкая и застенчивая девушка, вынужденная зарабатывать таким неприглядным образом. Понимает страдания Родиона, находит в нем опору в жизни, и силы сделать из него вновь человека. Уезжает за ним в Сибирь, становится его пожизненной подругой.
  • Аркадий Иванович Свидригайлов , дворянин, бывший офицер, помещик. Развратник, подлец, шулер. Вводится в противовес Раскольникову как пример человека не останавливающегося ни перед чем для достижения своих целей и ни на секунду не задумывающихся об методах и «праве своем» (о таких людях и рассуждает Родион в своей теории). Объектом страсти Свидригайлова стала Авдотья Романовна. Попытка добиться ее расположения путем помощи Родиона не увенчалась успехом. Скатываясь в безумие и пропасть разврата, несмотря на страшную его боязнь смерти, выстреливает себе в висок.
  • Марфа Петровна Свидригайлова , его покойная жена, в убийстве которой заподозрен Аркадий Иванович, по утверждению которого являлась ему ввиде привидения. Пожертвовала Дуне три тысячи рублей, что позволило Дуне отвергнуть Лужина в качестве жениха.
  • Андрей Семёнович Лебезятников , молодой человек, служащий в министерстве. «Прогрессист», социалист-утопист, однако глупый человек, не до конца понимающий и утрирующий многие из идей построения коммун. Сосед Лужина.
  • Порфирий Петрович , пристав следственных дел. Прожженный своих дел мастер, тонкий психолог, раскусивший Раскольникова и предлагающий ему самому признаться в убийстве. Но был не способен доказать виновность Родиона, ввиду отсутствия доказательств.
  • Амалия Людвиговна (Ивановна) Липпевехзель , Сдавала квартиру Лебезятникову, Лужину, Мармеладовым. Глупая и вздорная женщина, гордящаяся своим отцом, происхождение которого вообще не известно.
  • Алёна Ивановна , коллежская секретарша, процентщица. Сухонькая и злобная старушонка, убита Раскольниковым.
  • Лизавета Ивановна , сводная сестра Алёны Ивановны, случайная свидетельница убийства, убита Раскольниковым.
  • Зосимов , доктор, друг Разумихина

Экранизации

По мотивам романа неоднократно снимались художественные и мультипликационные фильмы. Наиболее известные из них:

  • Преступление и наказание (англ. Crime and Punishment ) (1935, США с участием Peter Lorre , Edward Arnold и Marian Marsh);
  • Преступление и наказание (фр. Crime et Châtiment ) (1956, Франция режиссёра Georges Lampin, с участием Жана Габена , Марины Влади и Робера Оссейна) ;
  • Преступление и наказание (1969, СССР , с участием Георгия Тараторкина , Иннокентия Смоктуновского , Татьяны Бедовой , Виктории Фёдоровой) ;
  • Преступление и наказание (англ. Crime and Punishment ) (1979, короткометражный фильм с учатием Timothy West, Vanessa Redgrave и John Hurt);
  • Потрясение (англ. Astonished ) (1988, США с участием Лилиана Коморовска, Томми Холлис и Кен Райан);
  • Преступление и наказание Достоевского (англ. Dostoevsky"s Crime and Punishment ) (1998, США, телефильм с участием Патрика Демпси , Бена Кингсли и Жюли Дельпи);
  • Преступление и наказание (англ. Crime and Punishment ) (2002, США-Россия-Польша)
  • Преступление и наказание (2007, Россия , при участии Владимира Кошевого , Андрея Панина , Александра Балуева и Елены Яковлевой).

Театральные постановки

Роман многократно инсценировался в России и за рубежом. Первая попытка инсценировать роман А. С. Ушакова в 1867 году не состоялась из-за запрета цензуры . Первая состоявшаяся постановка в России относится к 1899 году . Первая известная зарубежная постановка состоялась в парижском театре «Одеон» () .

Переводы

Первый польский перевод (Zbrodnia i kara) вышел в 1887-88 годах.

Несовершенный литовский перевод Юозаса Бальчюнаса вышел в 1929 году . Его переиздание в

Жанр произведения Достоевского «Преступление и наказание» можно определить как философский роман , отражающий авторскую модель мира и философию человеческой личности. В отличие от Л.Н.Толстого, который воспринимал жизнь не в ее резких, катастрофических изломах, а в постоянном ее движении, естественном течении, Достоевский тяготеет к раскрытию неожиданных, трагических ситуаций. Мир Достоевского – это мир на пределе, на грани переступления всех нравственных законов, это мир, где человек постоянно проверяется на человечность. Реализм Достоевского – это реализм исключительного, не случайно сам писатель называл его «фантастическим», подчеркивая, что в самой жизни «фантастическое», исключительное бывает важней, знаменательней обыденного, открывает в жизни ее скрытые от поверхностного взгляда истины.

Произведение Достоевского можно определить также и как идеологический роман. Герой писателя – это человек идеи, он из тех, «кому не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Сюжет романа – это столкновение персонажей-идеологов между собой и проверка идеи Раскольникова жизнью. Большое место в произведении занимают диалоги-споры героев, что также характерно для философского, идеологического романа.

Смысл названия

Часто названиями литературных произведений становятся противоположные понятия: «Война и мир», «Отцы и дети», «Живые и мертвые», «Преступление и наказание». Как это ни парадоксально, противоположности в конечном счете становятся не только взаимосвязанными, но и взаимообусловленными. Так и в романе Достоевского «преступление» и «наказание» - ключевые понятия, в которых отражается авторская идея. Смысл первого слова в названии романа многопланов: преступление осознается Достоевским как переступление всех нравственных и общественных преград. Героями «переступившими» оказываются не только Раскольников, но и Соня Мармеладова, Свидригайлов, Миколка из сна о забитой лошаденке, более того – сам Петербург в романе также переступает законы справедливости.Второе слово в названии романа также многозначно: наказание становится не только страданием, неимоверным мучением, но и спасением. Наказание в романе Достоевского – понятие не юридическое, а психологическое, философское.

Идея духовного воскресения – одна из основных в русской классической литературе 19 века: у Гоголя можно вспомнить замысел поэмы «Мертвые души» и повесть «Портрет», у Толстого - роман «Воскресение». В творчестве Федора Михайловича Достоевского тема духовного воскресения, обновления души, которая обретает любовь и Бога, - центральная в романе «Преступление и наказание».

Особенности психологизма Достоевского

Человек – тайна. Достоевский писал брату: «Человек есть тайна, её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». У Достоевского нет «простых» героев, все, даже второстепенные, сложны, все несут свою тайну, свою идею. По Достоевскому, «сложенвсякий человек и глубок, как море». В человеке всегда остается что-то неизведанное, не разгаданное до конца, «тайное» даже для себя самого.

Сознательное и подсознательное (разум и чувство). По Достоевскому, рассудок, разум не является представителемвсего человека, не всё поддается в жизни и в человеке логическому расчету («Всё рассчитают, а натуру-то и не учтут», – слова Порфирия Петровича). Именно натура Раскольникова восстает против его «арифметического расчета», против его теории – порождения его рассудка. Именно «натура», подсознательная суть человека может быть «умнее» ума. Обмороки, припадки героев Достоевского - отказ разума – часто спасают их от того пути, на который толкает разум. Это защитная реакция натуры человека против диктата разума.

В снах, когда безраздельно властвует подсознательное, человек способен более глубоко познать себя, открыть в себе такое, чего еще не знал. Сны – это более глубокое познание человеком мира и себя (таковы все три сна Раскольникова – сон о лошадёнке, сон о «смеющейся старухе» и сон о «моровой язве»).

Зачастую подсознательное более точно руководит человеком, чем сознательное: частые «вдруг» и «случайно» в романе Достоевского лишь для разума «вдруг» и «случайно», но не для подсознания.

Раздвоенность героев до последнего предела. Достоевский считал, что добро и зло не являются внешними по отношению к человеку силами, а коренятся в самой природе человека: «В человеке содержится вся мощь темного начала и в нем же содержится вся сила света. В нем оба средоточия: и крайняя глубь бездны, и высший предел неба». «Бог с дьяволом борются, а поле битвы – сердца людей». Отсюда раздвоенность героев Достоевского до последнего предела: бездну нравственного падения и бездну высших идеалов они могут созерцать одновременно. «Идеал мадонны» и «идеал Содомский» могут жить в человеке одновременно.

Сюжет, композиция, жанровые особенности романа “Преступление и наказание”

Ф. М. Достоевский, как писатель, придавал большое значение занимательности повествования, был непревзойденным мастером острой, авантюрной фабулы, захватывающей читателя, держащей его в напряжении

От первых до последних страниц романа. Никому прежде не удавалось соединить детективный сюжет с тончайшим психологизмом и глубиной философского смысла.

“Преступление и наказание” – роман о преступлении, но отнести его к “криминальному, детективному” жанру нельзя, его называют романом-исповедью, романом-трагедией, одним из величайших философско-психологических романов. В романе для читателя нет загадки в том, кто убийца, сюжет развивается вокруг другого: повествование построено так, что на всем его протяжении мы напряженно следим за каждым движением воспаленной мысли Раскольникова, за одинокими

Блужданиями его души, за лихорадочной сменой решений и противоречивых поступков.

Другие персонажи романа обрисованы таким образом, чтобы, не утрачивая большого самостоятельного значения, они, каждый по-своему, “разъясняли” ту драму, которая развертывается в сознании Раскольникова между помыслами и душой. “. Раскольников – единственный герой книги. Всеостальные – проекции его души. Тут-то и находит объяснение феномен двойников. Каждый персонаж, вплоть до случайных прохожих, вплоть до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова, отражает частичку его личности” (П. Вайль, А. Генис. “Страшный суд”). В “Преступлении и наказании” история главного героя тесно переплетается с двумя сюжетными линиями: историей семьи Мармеладовых и судьбой Дунечки и Пульхерии Александровны, а также связанными с ними историями Свидригайлова и Лужина. Эти две параллельно развивающиеся фабулы теснейшим образом связаны с Раскольниковым и его теорией.

Но не только композиционным центром является Раскольников. Трагические метания его духа вовлекают в свою орбиту всех действующих лиц, каждый по-своему пытается объяснить противоречия его личности, отгадать тайну его роковой раздвоенности. С ними он ведет страстный спор в своих внутренних монологах. “Каждое лицо входит. в его внутреннюю речь не как характер или тип, не как фабульное лицо его жизненного сюжета (сестра, жених сестры и т. п.), а как символ некоторой жизненной установки и идеологической позиции, как символ определенного жизненного решения тех самых идеологических вопросов, которые его мучают” (М. М. Бахтин). Разумихин, Свидригайлов, Лужин, Мармеладов, Соня, Порфирий Петрович становятся для Раскольникова как бы воплощенным разрешением его собственного вопроса, “разрешением, не согласным с тем, к которому пришел он сам, поэтому каждый задевает его за живое и получает твердую роль в его внутренней речи”. Таким образом, Раскольников становится духовным и идейным центром романа.

Совершенство композиции “Преступления и наказания” не имеет себе равных у Ф. М. Достоевского. Состоящий из шести частей и эпилога роман, “построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает катарсис. Первая такая точка – преступление. Вторая – наказание” (П. Вайль, А. Генис. “Страшный суд”). Причем Достоевский пишет больше о наказании, чем преступлении Раскольникова: из шести частей описанию преступления посвящена лишь одна, все же остальные представляют собой своеобразный анализ психологического состояния личности, душевной жизни героя, мотивов его преступления. Но даже и не наказание, а “восстановление погибшего человека” более всего волнует Достоевского как художника и мыслителя, поэтому, сменяя друг друга, в романе звучат мотивы осуждения и защиты Раскольникова, нарастая к эпилогу, где намечен путь к возрождению героя и его постепенному обновлению, за которое необходимо “заплатить. великим, будущим подвигом”. Вся поэтика романа подчиняется основной цели – воскресению, преображению героя. Особую роль в эпилоге играет пейзаж. Из мрачного, душного, давящего Петербурга действие переносится на берега широкой и пустынной реки: “С высокого берега открывалась широкая окрестность. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди. ” В гармонии с миром и с самим собой изображен Раскольников в эпилоге, “он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим. “. Отказ Раскольникова от бесчеловечной “недоконченной теории” и возвращение к вечным ценностям происходит только в эпилоге и подчеркивается многократно повторенным эпитетом: “бесконечное счастье”, “бесконечные источники жизни”, “бесконечно любит”, “бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания”. На страницах эпилога в третий раз в романе упоминается Евангелие и воскресение Лазаря (впервые – в разговоре с Порфирием Петровичем о статье Раскольникова, второй раз – когда Соня читает ему эту легенду, возвращая читателя к главной, глубинной мысли Достоевского – к его надежде на “восстановление падшего человека” через приобщение к христианскому идеалу “великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех. по Христову евангельскому закону”.

Сочинения по темам:

  1. “Преступление и наказание” – роман о преступлении, тем не менее никак не подходящий по определение детективного жара: повествование развивается не...
  2. Ф. М. Достоевский, как писатель, придавал большое значение занимательности повествования, был непревзойденным мастером острой, авантюрной фабулы, захватывающей читателя, держащей его...
  3. Общеизвестно, что роман “Преступление и наказание” в списке самых читаемых произведений на земле. Актуальность романа возрастает с каждым новым поколением,...
  4. Глазами бродящего по Петербургу Родиона Романовича Раскольникова читатель видит грязные улицы и темные переулки, убогие жилища и трущобные гостиницы, дома...