Презентация музыкальная живопись мусоргского. Музыкальная живопись. IV. Домашнее задание

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Музыкальная живопись Мусоргского Фортепианная сюита «Картинки с выставки»

Картинная галерея

Рисунки В. Гартмана

М.П. Мусоргский Русский композитор (1839-1881)

Виктор Гартман Русский художник, архитектор, дизайнер (1834-1873)

Фортепианная сюита «Картинки с выставки» Сюита состоит из 10 пьес: Гном Старый замок Тюильрийский сад Быдло Балет невылупившихся птенцов Два еврея, богатый и бедный Лиможский рынок Катакомбы. Римская гробница. Избушка на курьих ножках Богатырские ворота

Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединенное общим замыслом. «Прогулка»

Избушка на курьих ножках

Балет невылупившихся птенцов В. Гартман. Эскиз костюмов к балету « Трильби »

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Богатырские ворота

Творческое задание! (найди пару) Инструментальный Тембровая Звуковая 7 нот Композитор инструменты Палитра 7 цветов радуги Краски, кисти художник Окраска колорит

Морис Равель

Дорогой друг! Приглашаем тебя на выставку-концерт. Будут представлены рисунки учеников к музыке Мусоргского. Ждём тебя в субботу 14 ноября в классе музыки в 12 часов Пригласительный билет

1. Если видишь на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется ПЕЙЗАЖ. Григорий Гладков – «О картинах»

2. Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это НАТЮРМОРТ.

3. Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Лётчик, или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина Называется ПОРТРЕТ.

Спасибо за внимание

Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5 классе. Тема урока: «Музыкальная живопись Мусоргского. Фортепианная сюита Картинки с выставки» является частью раздела «Музыка и изобразительное искусство» и рассчитана на 1 час (урок).

Так как с циклом «Картинки с выставки» М.Мусоргского учащиеся знакомы со второго, а так же третьего и четвертого класса, данный урок является уроком-расширением полученных знаний.

Цель урока: расширение знаний, дальнейшее ознакомление с творчеством Мусоргского, закрепление в сознании учащихся тесной взаимосвязи музыки и живописи. Развитие чувства прекрасного, творческого мышления, воображения, развитие слухового восприятия музыки через собственное творчество учащихся.

Задачи: 1. Воспитательная: Вызвать эмоциональный отклик на музыку.

Воспитывать чувство уважения и любви к

Творчеству М. П. Мусоргского и В.А.Гартмана.

2. Образовательная: Познакомить с пьесами из фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Определить средства музыкальной выразительности.

3. Развивающая. Развивать умение анализировать музыкальные произведения, сопоставлять средства выразительности с содержанием произведений.

Оборудование урока : аудиозапись -СД, презентация, словарь эстетических эмоций, карты настроений, компьютер, проектор, экран

Тип урока : комбинированный.

Методы и методические приёмы : беседа, нагляднозвуковые и нагляднозрительные методы, частично поисковые.

Ход урока

  1. Организационный момент :
  • музыкальное приветствие;
  1. Разминка.

Блиц-опрос

  1. Что такое «программное произведение»?
  2. Вступление бывает в начале или в конце произведения?
  3. Сколько нот в музыке?
  4. Что такое «темп»?
  5. Как называется ансамбль, состоящий из трёх исполнителей?
  6. Что такое «опера»?
  7. Как называется большое количество людей, поющих вместе?
  8. Что такое «динамика»?
  9. Как называется ансамбль, состоящий из двух человек?
  10. Какую форму имеет песня?

Мы часто говорим о связи музыки с литературой и изобразительным искусством. (слайд 2 Выставка картин)

Что вы видите на этом слайде? (картинная галерея, выставка) Давайте пройдем и посмотрим, что же интересного на выставке. (слайд 3 ) Посмотрите на эти рисунки, они разные. Но что-то их объединяет. Как вы думаете, что? (Они находятся на одной выставке.)

Мы говорим о том, что если не хватает слов выразить чувства и настроения – нам помогает музыка. А может ли музыка рисовать в нашем воображении какие-либо картины, сюжеты? (может )

О чём же мы с вами сегодня будем говорить?

О связи музыки и изобразительного искусства и мы отправляемся на выставку картин, а поможет нам в этом музыка русского композитора (слайд 4 – портрет Мусоргского) – назовите его.

Что вы знаете о нём? Ребятам было дано задание на опережение – подготовить сообщение о Мусоргском. Одна из учениц рассказывает.

В дополнение к рассказу посмотрим фрагмент фильма о Мусоргском, а затем ответим на несколько вопросов.(слайд 5)

М. П. Мусоргский был очень необычным человеком. Чтобы освободить крепостных крестьян, он отказался от откупных платежей и остался без всяких средств к существованию. Вся жизнь его была великим трудовым подвигом.

Музыку, которую он писал, современники не понимали, его друзья – композиторы часто жестко критиковали написанное. А между тем, в произведениях этого композитора очень много изобразительных, красочных моментов. М.П.Мусоргский создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывает неповторимость русского характера.

Одна из основных особенностей музыки М.П.Мусоргского – мелодия, построенная на интонациях человеческой речи.

У Мусоргского был друг Виктор Гартман (слайд 6 ) и о нём нам расскажет…. (задание на опережение)

Гартман был одним из немногих друзей Мусоргского. В.А.Гартман был человеком веселым, живым, быстрым на выдумки и очень требовательным к себе и другим. Совершенно неожиданно он умер в возрасте 39 лет. И его друзья, чтобы почтить память художника, организовали выставку работ талантливого художника.

Мусоргский был потрясён и взволнован. Буквально за три недели он создал сочинение для фортепиано под названием «Картинки с выставки».

Итак, мы отправляемся на выставку картин с помощью музыки Мусоргского.

Как вы думаете: какое название дал своей музыке композитор? (слайд 7 )

«Картинки с выставки». Всего в фортепианной сюите 10 пьес, но мы остановимся лишь на некоторых. Мы попробуем доказать, что Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку, но создал свои «картинки», порой совершенно не похожие на зарисовки Гартмана, предложил свое видение. Конечно, он не ограничился простыми музыкальными иллюстрациями к картинам, а переосмыслил увиденное и создал яркое театральное зрелище, рассказанное в звуках.

Давайте вспомним: что такое сюита? После ответа - (слайд 8)

«Прогулка»

Скрепляет цикл «Прогулка», она звучит несколько раз и как бы ведёт нас от картины к картине. Здесь Мусоргский изобразил себя, переходящего от картины к картине. Представьте, что это вы идёте от картины к картине. Меняется ли ваше настроение от содержания картины? Как вы думаете: меняется ли настроение Прогулки? (меняется) Именно поэтому «Прогулка» звучит несколько изменяясь, т.е. варьируется.

Попробуйте «пошагать» под эту музыку.

Что вы видите на этой картинке? Какое настроение? (слайд 9 ) Это «Часы в русском стиле».ответы детей: сказочная избушка и т.п.

  • Послушайте и подумайте, похож ли характер музыки на этот домик? (Нет, здесь композитор придумал свою историю, не похожую на рисунок.)

Мусоргский оттолкнулся от этого эскиза и воображение его представило хозяйку этого домика. А как её зовут? Конечно Баба-Яга. Какая она? Что в музыке подсказало такой ответ?

Правильно. Так и кажется, что издалека летит, стучит нечистая сила, быстро приближается и уже совсем рядом свистнула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом. В средней части показан зачарованный лес: звуки дрожат, шуршат, слышится таинственный стук – несколькими штрихами показана ночная природа.

Слайд 10 « Балет невылупившихся птенцов »

Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета «Трильби». В «Трильби» был эпизод, в котором выступала группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища. Всего Гартман создал для балета 17 эскизов костюмов, из которых 4 сохранились до наших дней.

Давайте послушаем, как Мусоргский сумел изобразить эту сценку. Чтобы выразить свое отношение к музыке вы можете воспользоваться словарем эмоций, чувств и образов.

(Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов».)

  • Какие средства выразительности использовал композитор? (Высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм, много украшений.)
  • Верно.
  • Слайд 11 « Городские ворота в Киеве»
  • «Богатырские ворота» по эскизу В. А. Гартмана «Городские ворота в Киеве». Что напоминает эскиз ворот? (шлем богатыря)

Интонациями эта пьеса близка русским народным песням. Характер величавый, торжественный.

  • (Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота».)

Слайд 12 «Два еврея, богатый и бедный».

Эти рисунки вдохновили композитора на создание своей музыкальной зарисовки, где мы можем наблюдать диалог двух евреев. Прослушайте фрагмент и расскажите о своих впечатлениях. (речь богатого – властная, грубая, а речь бедного- дрожащая, запинающаяся)

Обратите внимание на то, что музыка прозвучала в исполнении оркестра.

Существует несколько переложений этой сюиты для оркестра, но самое удачное и популярное – оркестровка французского композитора Мориса Равеля (слайд 14).

А сейчас, предлагаю выполнить творческое задание: найди пару. (слайд 13)

  • Картинки Виктора Гартмана вдохновили Мусоргского на создание музыки. И на основе музыки Мусоргского рождается новый, синтетический вид искусства – мультипликация. Д авайте посмотрим, как себе представила образ Бабы-Яги кинорежиссер И.Ковалевская, которая создала мультфильм на основе музыкального произведения « Баба-Яга» из фортепианного цикла « Картинки с выставки». (слайд 15 )
  • Многие картинки были распроданы и судьба их неизвестна, поэтому мы не можем их увидеть, но зато можем представить свои картинки с помощью музыки Мусоргского. (слайд 16) Ребята с удовольствием рисуют свои картинки по впечатлениям от музыки. Вам я тоже предлагаю в качестве домашнего задания нарисовать свою картинку.
  • «Викторина»
  • - Как называется цикл пьес по эскизам и картинам В. А. Гартмана? («Картинки с выставки».)
  • - Сколько всего пьес в цикле? (Десять.)
  • - Для какого инструмента был написан цикл? (Для фортепиано.)
  • - Какое отношение имеет Виктор Гартман к произведению М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»? (М.П. Мусоргский посетил посмертную выставку В. Гартмана. Это послужило главной идеей создания произведения “Картинки с выставки” )
  • - Есть ли версия для оркестра? (Да.)
  • - Кто сделал оркестровое переложение этой сюиты? (Французский композитор Морис Равель )

В заключение урока предлагаю разучить песню Геннадия Гладкова «О картинах».


Сюита Картинки с выставки была написана Модестом Мусоргским в 1874 году как дань дружбе с художником и архитектором Виктором Гартманом (умер не достигнув сорока лет). Именно посмертная выставка картин друга и дала Мусоргскому идею создать композицию.

Этот цикл можно назвать сюитой – последованием десяти самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом. Как каждая пьеса – музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком Гартмана.
Тут и яркие бытовые картинки, и меткие зарисовки человеческих характеров, и пейзажи, и образы русских сказок, былин. Отдельные миниатюры контрастируют между собой по содержанию и по выразительным средствам.

Цикл начинается пьесой "Прогулка", что олицетворяет прогулку самого композитора по галерее от картины к картине, поэтому данная тема повторяется в промежутках между описаниями картин.
Произведение состоит из десяти частей каждая из которых передает образ какой-то картины.

Исп.Святослав Рихтер
Прогулка 00:00
I. Гном 01:06
Прогулка 03:29
II. Средневековый замок 04:14
Прогулка 08:39
III.Тюильский сад 09:01
IV. Быдло 09:58
Прогулка 12:07
V. Балет невылупившихся птенцов 12:36
VI. Два еврея, богатый и бедный 13:52
Прогулка 15:33
VII. Лимож. Рынок 16:36
VIII. Катакомбы.Римская гробница 17:55
IX. Избушка на курьих ножках 22:04
X. Богатырские ворота. В стольном городе Киеве 25:02


Первая картинка – «Гном». Рисунок Гартмана изображал щипцы для орехов в виде неуклюжего гнома. Мусоргский наделяет в своей музыке гнома чертами человеческого характера, сохраняя при этом внешний облик сказочного и причудливого существа. В этой небольшой пьесе слышится и глубокое страдание, в ней запечатлена и угловатая поступь угрюмого гнома.

В следующей картинке – «Старый замок» - композитор передал ночной пейзаж и тихими аккордами, создающими призрачный и таинственный колорит. спокойное, зачарованное настроение. На фоне тонического органного пункта звучит печальная мелодия трубадура, изображенного на картине Гартмана. Песня сменяется

Третья картинка – «Тюльерийский сад» - резко контрастирует предыдущим пьесам. Она изображает играющих детей в одном из парков Парижа. Все радостно и солнечно в этой музыке. Быстрый темп, причудливые акценты передают оживление и веселье детской игры на фоне летнего дня.

Четвертая картинка называется «Быдло». На рисунке Гартмана изображена крестьянская повозка на высоких колесах, запряженная двумя унылыми волами. В музыке слышится, как устало, тяжело ступают волы, медленно со скрипом тащится повозка.

И опять характер музыки резко меняется: задорно и бестолково, невпопад звучат диссонансы в высоком регистре, чередуясь с аккордами, и все в стремительном темпе. Рисунок Гартмана представлял собой эскиз костюмов к балету «Трильби». На нем изображены юные ученики балетной школы, исполняющей характерный танец. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы. Отсюда и забавное название миниатюры «Балет невылупившихся птенцов».

Пьеса «Два еврея» изображает разговор богача с бедняком. Здесь воплотился принцип Мусоргского: как можно точнее выразить в музыке через речевые интонации характер человека. И хотя в этой песне нет вокальной партии, нет слов, в звуках фортепиано безошибочно можно услышать грубый, надменный голос богача и робкий, приниженный, просящий голос бедняка. Для речи богача Мусоргский нашел властные интонации, решительный характер которых усиливается благодаря низкому регистру. Глубоко контрастно ей речь бедняка – тихая, трепетная, прерывистая, в высоком регистре.

В картинке «Лиможский рынок» рисуется пестрая рыночная толпа. В музыке хорошо переданы композитором разноголосый говор, выкрики, толкотня и праздничная сутолока южного базара.


Миниатюра «Катакомбы» написана по рисунку Гартмана «Римские катакомбы». Звучат аккорды, то тихие и отдаленные, будто затерявшиеся в глубине лабиринта эхо, то резкие ясные, как внезапный звон упавшей капли, зловещий крик совы… Слушая эти долго тянущиеся аккорды, легко представить себе холодный сумрак таинственного подземелья, неясный свет фонаря, блики на сырых стенах, тревожное, смутное предчувствие.

Следующая картина – «Избушка на курьих ножках» - рисует сказочный образ бабы-яги. Художником изображены часы в форме сказочной избушки. Мусоргский переосмыслил образ. В его музыке воплощена не красивая игрушечная избушка, а ее хозяйка, баба-яга. Вот свистнула она и понеслась в своей ступе ко всем чертям собачьим, погоняя их помелом. От пьесы так и веет былинным размахом, русской удалью. Не даром основная тема этой картинки перекликается с музыкой из сцены под Кромами в опере «Борис Годунов».

Еще большее родство с русской народной музыкой, с образами былин ощущается в последней картинке – «Богатырские ворота». Мусоргский написал эту пьесу под впечатлением архитектурного эскиза Гартмана «Городские ворота в Киеве». Интонациями и своим гармоническим языком музыка близка к русским народным песням. Характер пьесы величаво-спокойный и торжественный. Таким образом, последняя картинка, символизирующая мощь родного народа, естественно завершает весь цикл.

***
Очень любопытна судьба этого фортепианного цикла.
На рукописи «Картинок» есть надпись «К печати. Мусоргский. 26 июля 74 г. Петроград», однако при жизни композитора «Картинки» не издавались и не исполнялись, хоть и получили одобрение в среде «Могучей кучки». Опубликованы они были лишь через пять лет после смерти композитора В. Бесселем в 1886 году, в редакции Н. А. Римского-Корсакова.

Обложка первого издания «Картинок с выставки»
Поскольку последний был уверен, что ноты Мусоргского содержат ошибки и упущения, которые необходимо исправить, то эта публикация не вполне точно соответствовала авторской рукописи, в ней было определённое количество редакторского «блеска». Тираж разошёлся, и через год вышло второе издание, уже с предисловием Стасова. Однако широкой известности произведение тогда не получило, пианисты долго от него отмахивались, не находя в нём «привычной» виртуозности и считая его неконцертным и нефортепианным. Вскоре М. М. Тушмалов (1861-1896) при участии Римского-Корсакова оркестровал главные части «Картинок», оркестровый вариант был издан, премьера состоялась 30 ноября 1891 года, и в таком виде они довольно часто исполнялись в Петербурге и Павловске, причём финал исполнялся оркестром и как отдельная пьеса. В 1900 году появилось переложение для фортепиано в четыре руки, в феврале 1903-го цикл впервые исполнил в Москве молодой пианист Г. Н. Беклемишев, в 1905-м «Картинки» прозвучали в Париже на лекции М. Кальвокоресси о Мусоргском.

Но признание широкой публики пришло лишь после того, как Морис Равель по той же редакции Римского-Корсакова создал в 1922 году свою известную оркестровку, а в 1930 году вышла её первая грамзапись.

Однако, цикл был написан именно для фортепиано!
При всей красочности оркестровки Равеля, он всё же утратил те глубоко русские черты музыки Мусоргского, которые слышны именно в фортепьянном исполнении.

И только в 1931 году, в пятидесятилетнюю годовщину со дня смерти композитора, «Картинки с выставки» были выпущены в соответствии с авторской рукописью в академическом издании «Музгиза», и затем они стали неотъемлемой частью репертуара советских пианистов.

С тех пор, сосуществуют две традиции фортепианного исполнения «Картинок». Среди сторонников оригинальной авторской версии - такие пианисты, как Святослав Рихтер(см.выше) и Владимир Ашкенази.

Другие, как, например, Владимир Горовиц в своих записях и выступлениях середины XX века, старались воспроизвести на фортепиано оркестровое воплощение «Картинок», то есть сделать «обратное переложение» Равеля.



Фортепиано:Владимир Горовиц.Запись:1951 г.
(00:00) 1. Promenade
(01:21) 2. The Gnome
(03:41) 3. Promenade
(04:31) 4. The Old Castle
(08:19) 5. Promenade
(08:49) 6. The Tuileries
(09:58) 7. Bydlo
(12:32) 8. Promenade
(13:14) 9. Ballet of Unhatched Chicks
(14:26) 10. Samuel Goldenberg and Schmuÿle
(16:44) 11. The Marketplace at Limoges
(18:02) 12. The Catacombs
(19:18) 13. Cum mortuis in lingua mortua
(21:39) 14. The Hut on Fowl"s Legs (Baba-Yaga)
(24:56) 15. The Great Gate of Kiev

***
Картинки с выставки с песочной анимацией.

Рок-версия Картинки с выставки.

Василий Кандинский. Синтез Искусств.
Шагом Кандинского на пути к воплощению в жизнь идеи “монументального искусства” явилась постановка “Картинок с выставки” Модеста Мусоргского ”с собственными декорациями и с героями – светом, цветом и геометрическими формами”.
Это был первый и единственный раз, когда он согласился работать по готовой партитуре, что было явным свидетельством его глубочайшей заинтересованности.
Премьера 4 апреля 1928 года в Театре Фридриха в Дессау имела громкий успех. Музыка исполнялась на фортепьяно. Постановка была очень громоздкой, ибо подразумевала постоянно движущиеся декорации и меняющееся освещение зала, по поводу чего Кандинский оставил подробнейшие инструкции. Например, в одной из них говорилось, что требуется черный фон, на котором «бездонные глубины» черного должны превращаться в фиолетовые, в то время как затемнителей (реостатов) еще не существовало.

«Картинки с выставки» Модеста Мусоргского не раз вдохновляли художников на создание движущегося видеоряда. В 1963 году балетмейстером Федором Лопуховым был поставлен балет «Картинки с Выставки» в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. В США, Японии, Франции, СССР были созданы талантливые мультфильмы на темы «Картинок с выставки».

В наши дни мы можем окунуться в «синтез искусств», попав на концерт французского пианиста Михаила Рудя. В своем известном проекте «Модест Мусоргский / Василий Кандинский. «Картинки с выставки» он соединил музыку русского композитора с абстрактной мультипликацией и видео, основанную на акварелях и инструкциях Кандинского.

Возможности компьютера вдохновляют художников на создание 2D и 3D анимации. Ещё один из наиболее интересных опытов создания «движущихся» картин Василия Кандинского.

***
текст из многих источников

«Птицы в музыке» - А.А. Алябьев - „Два ворона“. Михаил Иваноич Глинка. М.И. Глинка - „Жаворонок“. Родители. Александр Александрович Алябьев. Петр Ильич Чайковский. Русская народная песня - „Летят утки“. Март. Времена года. Символ мира. Русская народная песня - „Черный ворон“. Детские и юношеские годы композитора. Подготовка первых пьес к изданию.

«Музыка по сказкам Пушкина» - Опера. Образы Пушкинских сказок. Иллюстрации к сказке. М.И. Глинка. Труба. Флейта. Руслан. Ель растёт перед дворцом. Скрипка. Инструменты. Добрая песня. Звезды. Добрые сказки. Царевна. Челеста. Тромбон. Море. Сказки. Месяц.

«Музыка и литература» - - Выявить истоки родства между искусствами; Искусство рождено жизнью. 5. В каких музыкальных жанрах «дружат» музыка и литература? Опера – это… , …, музыка, танец, театр. Задачи урока: -научиться видеть красоту каждого вида искусства; Iii раунд. Друзья или соперники?». Тест. Литература и музыка не иллюстрируют одна другую.

««Музыка» 5 класс» - Между светлым и темным. Какие понятия из области изобразительного искусства перешли в музыку? Мажор минор. Концерт №1 для фортепиано с оркестром. М.П. МУСОРГСКИЙ. ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ. Пабло Пикассо. Урок музыки в 5 классе. К. Моне. Э. Дробицкий. Борис Михайлович Кустодиев. Рельеф и фон. Стог сена в живерни.

«Средства музыкальной выразительности» - 4.Отрывисто, связно, отчётливо. 1. Один из видов лада. Средства музыкальной выразительности. 7.Таким может быть темп. 6.Одна из форм произведения. 3.Как называется громкость звука? О чём идёт речь?

«Музыкальная литература» - Примерная презентация музыкальных и литературных произведений, используемых на уроке. Э. Гофман Сказка «Щелкунчик и мышиный король». М.И. Глинка Опера «Руслан и Людмила». П.И. Чайковский Опера «Евгений Онегин». П.И. Чайковский Балет «Щелкунчик». А.С. Даргомыжский Опера «Русалка». А.С. Пушкин «Руслан и Людмила».

Всего в теме 37 презентаций

Невозможно представить без знаменитого цикла «Картинки с выставки». Смелые, по-настоящему новаторские музыкальные решения были реализованы композитором в данном сочинении. Яркие сатирические образы, театральность – вот, что характерно для данного цикла.

Историю создания «Картинок с выставки» Мусоргского, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Модест Мусоргский был отзывчивым по натуре человеком, поэтому люди к нему тянулись и старались завести с ним приятельские отношения. Одним из лучших друзей композитора был талантливый художник и архитектор Виктор Гартман . Они много времени проводили за разговорами, часто встречались, обсуждая искусство. Смерть столь близкого по духу человека привела в ужас музыканта. После трагического события Мусоргский вспоминал, что при последней встрече не обратил внимание в каком ужасном состоянии было здоровье архитектора. Он думал, что подобные приступы в дыхании – это последствия активной нервной деятельности, которая так свойственна творческим людям.

Через год после смерти Гартмана , по воле Стасова была организована огромная выставка, включавшая в себя работы талантливого мастера от акварели до работ маслом. Разумеется, Модест Петрович не мог пропустить данное мероприятие. Выставка имела успех. Художественные работы произвели сильнейшее впечатление на композитора, поэтому он незамедлительно принялся за сочинение цикла произведений. В ту весну 1874 года сочинитель ограничился лишь импровизацией, но уже летом всего за три недели были готовы все миниатюры.

Интересные факты

  • При жизни автора цикл так и не был издан. Первое издание состоялось лишь спустя пять лет после смерти.
  • Существует 19 оркестровок данной сюиты.
  • Модест Мусоргский написал данный цикл произведений для фортепиано, наиболее удачную оркестровку удалось создать знаменитому композитору Морису Равелю . Подбор тембров полностью соответствует образам. Премьера оркестрованного варианта состоялась осенью 1922 года в Париже. После первого же исполнения забытые «Картинки с выставки» вновь обрели популярность. Многие дирижеры с мировым именем захотели исполнить цикл.
  • Гном у Гартмана - это щелкунчик на кривых ножках.
  • На выставке были представлены около четырех сотен различных экспонатов. Мусоргский выбрал только несколько наиболее ярких, по его мнению, картин.
  • К сожалению, образцы рисунков, по которым были написаны миниатюры были утеряны.
  • Несмотря на то, что вдохновением стали работы Гартмана , цикл был посвящен Стасову, который оказал огромную помощь и содействие в реализации планов Мусоргского.
  • Редакция первого сборника, вышедшего в печать принадлежит гениальному Римскому-Корсакову . При этом, как преподаватель в консерватории, композитор изрядно постарался, чтобы исправить всевозможные авторские «ошибки». Так, произведения многое потеряли, они лишились новаторства. Тем не менее тираж разошелся достаточно быстро. Вторая редакция была под руководством Стасова, который ничего не изменил в рукописях. Популярность данного издания не оправдала надежд критика, пианисты считали, что они слишком тяжелы для исполнения.

«Картинки с выставки» - это уникальная сюита, сотканная из фортепианных миниатюр. Автор помогает слушателю ощутить себя посетителем выставки Гартмана. Картины меняются одна за другой, объединяет весь цикл «Прогулка ». При том, что сюита имеет программу, музыка рисует достаточно свободные образы и сюжеты, связанные между собой музыкальным материалом первого номера. В зависимости от отношения автора к увиденному изменяется. Таким образом прослеживается сквозная форма произведения, оно непрерывно развивается. Чередование номеров проводится по контрастному принципу.

Прогулка . Первый номер словно рисует шаги. Мелодия напоминает русскую народную песню, не только переменным метром, но и собственной широтой и глубиной. Герой зашел в выставочный зал. Медленно он приближается, звучность нарастает, подводя к кульминации. В письмах к Стасову можно прочитать, что автор изображает самого себя, рассматривающего разнообразные экспонаты. Свет, чистота и простор – это ощущения, которые дарит музыка. Как уже говорилось ранее, тема прогулки будет пронизывать сюиту от начала до конца, постоянно изменяясь. Единственное, что останется неизменным, это народный склад и величавость.

«Прогулка» (слушать)

Гном . Смешной и одновременно трогательный номер. Фантастическое немного нелепое существо, которое характеризуют постоянные скачки, угловатости в мелодии, также умеет чувствовать мир. Жалобные интонации показывают, что гном грустит. Этот психологический портрет раскрывает многогранность образа. Развитие образа стремительное. После достижения кульминации, композитор вновь возвращает тему «Прогулки», существенно сокращенную по сравнению с первым вариантом, она соединяет два номера.

Старый замок . Лирический герой подходит к следующему произведению искусства акварельному рисунку, написанному в Италии. Что он видит: старый средневековый замок, перед которым поет влюбленный трубадур. Печальная мелодия льётся из уст молодого музыканта. Задумчивость, взволнованность и печаль пронизывают музыкальный номер. Постоянно повторяющийся бас позволяет воспроизвести музыку средневековья, тема варьируется, напоминая живое пение. Средняя часть наполнена светом, который вновь сменяется мрачными оттенками. Все постепенно стихает, лишь последняя фраза на фортиссимо, разрушает тишину. Короткая прогулка до следующей картины, позволяет смодулировать в тональность следующего номера в Си мажор.

«Старый замок» (слушать)


Тюильрийский сад . Роскошный сад недалеко от парижского дворца Тюильри наполнен светом и радостью. Маленькие дети резвятся и радуются жизни в компании нянюшек. Ритм полностью соответствует детским дразнилкам и считалкам. Произведение полифонично, две темы проводятся одновременно, одна из них изображение детей, а другая нянек.

Быдло . Резким фортиссимо начинается пьеса, это сильный контраст. Едет тяжелая повозка. Двухдольный метр подчеркивает простоту и неотёсанность мелодии. Слышны скрипы колес тяжелых повозок, мычание волов и безрадостная песня крестьянина. Постепенно музыка затихает, телега уехала далеко-далеко. Вступает тема первого номера, но она звучит в миноре. Это передает настроение лирического героя, он погружен в собственные мысли.

Балет невылупившихся птенцов . Герой не сразу обратил внимание на следующий экспонат. Яркие эскизы к балету «Трильби». Лёгкое и безмятежное скерцо написано в трехчастной форме da capo. Это танец маленьких канареек. Комичность и наивность буквально пронизывают номер.

«Балет невылупившихся птенцов» (слушать)

Самуэль Голдберг и Шмуйле или Два еврея – богатый и бедный . Модест Петрович Мусоргский особенно восхищался двумя картинками на выставке. Образная выразительность проявилась в данном музыкальном номере. Особенный колорит создается при помощи цыганской гаммы. Вторая тема наполнена жалобными интонациями. В дальнейшем темы будут соединены и звучать вместе. По сюжету бедный еврей просит помощи у богатого, но тот не соглашается. Последнее слово оказывается за богачом. Для данного номера характерна политональность.

«Два еврея – богатый и бедный» (слушать)

Первая часть цикла завершается прогулкой , которая практически полностью повторяет музыкальный материал первого номера.

Лимож . В маленьком городке во Франции на рынке собрались самые отъявленные сплетницы. Гул разговоров не останавливается ни на секунду. Вокруг царит дух суеты и веселья. Один из самых веселых и жизнерадостных номеров сюиты. Но взор лирического героя попадает на другую картину, музыка обрывается и начинается другой номер.

Катакомбы . Все словно застыло, безысходность и боль главенствуют в данном сочинении. Тональность си минор всегда была символом трагического предопределения. Интонации жалобы передают ужас от увиденного. Тональная неустойчивость определяет драматичность номера сюиты. Композитор словно хочет передать невосполнимое чувство утраты, которое возникло после смерти талантливого художника Гартмана. Звучит продолжение данного номера «С мертвыми на мертвом языке». В основу положена тема прогулки, которая звучит медленно и трагично. Ощущение скорби передается диссонирующими гармониями. Тремоло в высоких регистрах создает атмосферу напряженности. Постепенно происходит модуляция в мажор, что означает, что человек смерился с уготовленной ему участью.

Избушка на курьих ножках или Баба-Яга . Достаточно плавным переходом к праздничному финалу можно считать номер «Избушка на курьих ножках». Сказочность и мифологичность отчётливо проявляются в пьесе. Тональность до мажор обогащена альтерированными ступенями, что добавляет мрачности. Зловещая атмосфера передается при помощи ломанных аккордов, все в образе колдуньи угловатое и фантастическое. Музыка написана в жанре русской народной песни, что определяет фольклорность и близость к национальной культуре. Динамичный номер завершается взлетом. Резко проявляются аккорды финала.

«Избушка на курьих ножках» (слушать)

Богатырские ворота . Первая прозвучавшая тема во многом напоминает мелодию «Прогулки», теперь она звучит еще более гордо и величественно. Музыка наполняет пространство, набирает силу и мощь. Словно богатырь поднимается на защиту Родины. Тема чередуется со строгим церковным распевом, который звучит камерно, душевно и трогательно. Подобные контрасты позволяют выразить богатый эмоциональный спектр. Номер завершается праздничным колокольным звоном.

Многие известные режиссеры активно используют отдельные номера из цикла «Картинки с выставки» Мусоргского. Каждый музыкальный номер имеет ярко-выраженный образ. Точность музыкальной образной передачи позволяет точно изобразить атмосферу фильмов, приведенных в списке:

  • «Симпсоны» (2016);
  • «Древо жизни» (2011);
  • «Фетиш» (2008);
  • «После прочтения сжечь» (2008);
  • «Курьез Георга» (2008);
  • «Я очень высоко» (2007);
  • «Луни Тюнз: Снова в деле» (2003);
  • «Хистерия» (2000);
  • «Каждое воскресенье» (1999);
  • «Шоу Рена и Стимпи» (1994);
  • «Витгенштейн» (1992);
  • «Русалочка» (1992);
  • «Атомное кафе» (1982);
  • «Психбольница» (1972).

«Картинки с выставки » - это произведение, которое позволяет увековечить мгновение. Мусоргский сумел раскрыть разнообразные художественные образы и сюжеты разнообразием музыкальных красок.

Видео: слушать «Картинки с выставки» Мусоргского

Виктор Гартман.

«Картинки с выставки» (1876 год).

Первым произведением, появившимся вслед за «Борисом Годуновым», в год первой постановки его, была сюита «Картинки с выставки ». Когда после смерти Гартмана Стасов устроил в Петербурге выставку его работ, Мусоргский, вдохновившись ею, написал сюиту и посвятил ее памяти умершего друга.

Это - самое крупное и одновременно самое значительное из всех произведений для рояля, сочиненных Мусоргским. Свое изумительное искусство рисовать в звуках реальные жизненные сценки, воссоздавать облик живых людей, композитор перенес на этот раз в область фортепианной музыки, открыв совершенно новые красочные и выразительные возможности инструмента.

Он очень вольно подошел к истолкованию отдельных произведений Гартмана. Взяв за основу отдельного номера сюиты сюжет того или иного рисунка, эскиза или макета, он предоставлял затем полную свободу своей фантазии. Так выросла целая серия музыкальных зарисовок. Сюда вошли картинки быта и природы, портреты, комические и даже сказочные сценки. Впервые разнообразные стороны жизни получили такое широкое и красочное воплощение в русской фортепианной музыке.

Объединено все это проведениями ведущей темы, которая открывает сюиту, появляется затем в ряде связок между «картинками» и вводит наконец в финал. По словам композитора, он изобразил этой темой самого себя прохаживающимся по выставке работ Гартмана (отсюда и название «Прогулка », присвоенное вступлению и связующим эпизодам). Но вместе с тем Мусоргский придал теме обобщенный характер. В ней даже можно уловить отголоски эпических и величальных народных песен, а рояль временами удачно передает звучание хора. Это, по существу, не столько автопортрет, сколько воплощение русского народного духа. Повторяясь на протяжении сюиты, тема «Прогулки» постоянно меняет свой облик. Она звучит то спокойно, то напряженно, то светло, то скорбно, в зависимости от того, с какими образами она сопоставляется. Но величавый и народный характер в ней неизменно сохраняется. В целом же сюита представляет пеструю вереницу картинок. При всем разнообразии, каждая из них, однако, отмечена характерным для Мусоргского восприятием жизни.

Вот эпизод под названием «Гном ». Причудливые изломы мелодии, судорожный ритм передают ужимки этого смешного, уродливого человечка. Но нет-нет да и прорываются интонации жалобы, стона; они заставляют нас тепло и сочувственно отнестись к затаенному горю этого обездоленного существа. - Глубокопоэтична картинка «Старый замок ». Воображению рисуется средневековый замок и поющий перед ним странствующий рыцарь-трубадур. Льется проникновенная печальная мелодия - одна из лучших среди инструментальных тем Мусоргского. Она повествует о давно прошедшем, невозвратном. - Но вот раздается веселый гомон: это детишки веселятся в одном из парков Парижа («Тюильри »). - Эпизод «Быдло » вызывает представление о сельской природе. Слышны приближающийся скрип повозки, выкрики крестьянина, понукающего волов. Вот он затянул заунывную песенку. Она сродни его невеселым думам. И уже удаляется повозка, и песня затихает вдали. - За этим следует полуфантастическое, полушуточное легкое, грациозное скерцо «Балет невылупившихся птенцов » (он навеян эскизами балетных костюмов).


Но что это? Как будто возникает диалог. Мусоргский перенес в инструментальную область свое искусство правдивой передачи человеческой речи. Беседуют двое. Один из них говорит властно, важно, держится неприступно. Другой - лебезит, упрашивает, молит. Это - сценка «Два еврея, богатый и бедный ».


Все строже и неумолимее становятся интонации богатого, все жалобнее и горестнее речь второго. В самом конце противопоставлены две короткие фразы: возглас отчаяния бедняка и грозный окрик богача. - Затем следует самый веселый и жизнерадостный из номеров сюиты - «Лимож. Рынок » (Лимож - город во Франции.). Слышна неумолчная болтовня кумушек, передающих друг другу городские сплетни. - Внезапно веселый говор обрывается. Краски сгущаются. Ряд застывших в неподвижности аккордов вызывает представление об образах мрачного подземелья, смерти, тлена. Лишь временами оцепенение прерывают горестные возгласы. Эта картинка - «Катакомбы. Римская гробница ».


Здесь Мусоргский обрисовал состояние человека, тщетно силящегося проникнуть в зловещую тайну смерти. Сказалось еще не остывшее острое чувство боли, вызванное в душе композитора смертью Гартмана. - Непосредственным продолжением «Катакомб» является эпизод «С мертвыми на мертвом языке ». Печаль об умершем выражена здесь еще сильнее. Грустно и проникновенно звучит в высоком регистре тема «Прогулки». Затем неоднократно возникают интонации скорбного вопроса. - Тяжкие раздумья сменяются контрастной картинкой в народно-фантастическом духе. Это - «Избушка на курьих ножках ».


В образе сказочной Бабы-Яги страшное, зловещее начало причудливо слилось с юмором. В музыке чувствуются мощь, размах. Появление народно-плясовых ритмов становится, как и в сцене под Кромами из «Бориса Годунова», выражением разгулявшейся силы. А в финале сюиты, названном «Богатырские ворота », уже открыто и прямо воспевается могучая сила народа.


Создается яркая, живописная картина. Гудят колокола. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краев в стольный град Киев. Постепенно все нарастает ощущение праздничности. Звучность рояля приобретает почти оркестровую красочность и грандиозность. Заключение полно яркого, мужественного жизнеутверждения. Здесь Мусоргский перекликается с Глинкой, особенно - с могучим гимном «Славься» из «Ивана Сусанина».