Презентация на тему "Рассказы Л.Н. Толстого для детей". Научно-познавательные рассказы льва николаевича толстого Какие научно популярные рассказы писал толстой

Урок литературного чтения в 3-Б классе

Тема. Научно-познавательные и художественные рассказы «Зайцы», «Лебеди», «Лев и

собачка».

Цели.

  1. Знакомство с новыми произведениями Л. Н. Толстого.
  2. Развитие устной речи, выявление читательского опыта, развитие выразительного чтения, выявления сходства и различий в рассказах.
  3. Воспитание самостоятельности, умения работать в коллективе, в группах, бережного отношения к природе, умения сочувствовать, любви к животным.

Оборудование. Слайды к уроку, сообщения учащихся, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Что ни в сказке сказать, ни пером описать …

Так говорят о той ситуации, которую нельзя описать.

Например,

  • запах розы,
  • вкус шоколада,
  • состояние души,

Что ещё не подаётся описанию?

2. Проверка домашнего задания.

Мастер художественного слова

Лев Николаевич Толстой писал свои книги для взрослых и детей.

Для детей он создал «Азбуку», басни, рассказы, былины, сказки.

Читая произведения Льва Толстого, обрати внимание, какие это произведения, как они построены, как писатель изображает своих героев, как к ним относится.

Какие произведения Л. Н. Толстого ты уже читал?

  • Выполнение заданий в тетради (взаимопроверка).
  • Рассказывание сказки «Два брата».
  • Рассказывание сказки «Работник Емельян и пустой барабан».
  • Сообщение детей о Л. Н. Толстом.

3. Продолжение знакомства с творчеством Л. Н. Толстого.

Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством Л. Н. Толстого.

Если ты, читая произведение, начинаешь чувствовать, представлять, переживать вместе с автором , то ты читаешь произведение мастера художественного слова !

Какие произведения Л. Н. Толстого вы знаете? (работа со схемой)

  • Басни.
  • Сказки.

Какие ещё произведения писал Л. Н. Толстой?

4. Самостоятельное чтение рассказа «Лебеди».

1. Прочти рассказ «Лебеди»:

с. 111 учебника

2. Ответь на вопросы:

  • Какую историю рассказал Л.Н. Толстой?
  • Как описывается полёт лебедей?
  • Подумай, зачем автор вводит повторение слов. Какие слова повторяются?
  • Как море приняло уставшего лебедя?
  • Как писатель относится к лебедю?

3. Прочитай выразительно:

Полёт стаи лебедей над морем.

Уставший молодой лебедь опустился в море.

Отдохнувший лебедь продолжает свой путь.

5. Самостоятельное чтение рассказа «Зайцы».

1. Прочти произведение «Зайцы»:

с. 112 учебника

Найди в тексте сведения о зайцах.

2. Ответь на вопросы:

  • Какие бывают зайцы? Чем они питаются?
  • Какие следы оставляют ночью? Почему зайца трудно обнаружить по следам? Почему он путает следы?
  • Вызвал ли этот рассказ у тебя какие-либо чувства? Заставил ли тебя переживать? Объясни почему.

3. Прочти и запомни, что такое научно-познавательный рассказ или статья:

с. 112 учебника

Рассказ «Зайцы» сообщает, какие бывают зайцы, чем кормятся, как спасаются от врагов. Это научно-познавательный рассказ (статья). В нём автор не передаёт свои чувства, переживания, а сообщает сведения (информацию).

- Ребята, давайте мы с вами найдём сходство и различие в этих рассказах.

В обоих рассказах идет повествование о жизни животных: в первом - о жизни лебедей, во втором – о жизни зайцев. Но в первом рассказе автор рассказывает об эпизоде из жизни лебедей – об их трудном перелёте, а во втором - сообщает факты, какие бывают зайцы и об их образе жизни. В первом рассказе автор переживает за лебедя, а во втором он просто сообщает информацию.

6. Чтение были «Лев и собачка» хорошо читающими учениками.

1. Быль «Лев и собачка»:

с. 113 - 115 учебника

2. Ответь на вопросы:

  • Что поразило тебя в этой истории?
  • Как автор относится к животным?
  • Как вела себя собачка при встрече со львом?

3. Опиши дружбу льва с собачкой. Расскажи о переживаниях льва после смерти собачки.

Выявление главной мысли произведения (преданность животных).

- К какому жанру творчества Л. Н. Толстого относится это произведение?

7. Работа в группах.

Басни, сказки, стихотворения

КАРТОЧКА 1.

  • Соедини линиями группы признаков и жанры художественных произведений, которым они соответствуют.

КАРТОЧКА 2.

  • Соедини линиями отрывки из художественных произведений и названия жанров, к которым они относятся.

КАРТОЧКА 3.

  • Приведи по два примера произведений каждого из перечисленных жанров.

8. Итог урока.

- С какими произведениями Л. Н Толстого мы с вами познакомились? (работа по схеме)

Какое из произведений вам показалось самым интересным?

Чем важны научно-познавательные рассказы? (получаем информацию)

9. Игра «Перевёртыши».

В этой игре необходимо каждое слово поменять на противоположное ему по значению (например, «Старый карлик» - «Молодой великан»), и у вас получатся названия сказок русских и зарубежных писателей.

Вопросы:

1. «Пес босиком».

2. «Железный замочек».

3. «Большой паж».

4. «Академик под Землей».

5. «Песочная служанка».

6. «Белый петух».

7. «Стоянка «Розового лука».

8. «Быль о железной курочке».

9. «Первое примирение».

10. «Уход слуги».

11. «Обычное лето».

12. «Великан Рот».

13. «Зверь, который мог смеяться».

14. «Дочь сухопутного слуги».

15. «Девочка-планета».

10. Творческое задание.

Пробуем перо сами!

В каждом из нас от рождения заложен определенный талант, который мы ещё не знаем.

Возможно, в ком-то из вас заложен талант мастера художественного слова?

Я предлагаю попробовать своё перо. То есть к следующему уроку попробуйте написать своё небольшое произведение: сказку, художественный рассказ или просто статью.

Если в ком-то заложен такой талант, то он продолжит писать свои маленькие произведения. И первые его произведения мы сможем услышать уже на следующем уроке!

- Пробуйте! Это интересное занятие наблюдать и описы- вать события. Только у мастера слова это получается захватывающе!

Выполнить задание в рабочей тетради к произведениям «Лебеди», «Зайцы», «Лев и собачка».

1-я группа:

Пересказ рассказов «Зайцы», «Лев и собачка».

2-я группа:

Выразительное чтение рассказа «Лебеди».

Наизусть один из абзацев выразительного чтения.

3-я группа:

Пересказ по желанию.

Слайд 2

Актуальность данного исследования в том, что в научно-познавательных произведениях Л.Н. Толстого важен не только познавательный, но и нравственный, эстетический, общефилософский смысл. Они проникают в детскую возрастную логику восприятия.

Слайд 3

Проблема – выяснить, можно ли причислять научно-познавательные произведения Л.Н. Толстого к научно-художественной литературе. Цель – выявить своеобразие этих произведений. Задачи: анализ имеющейся по проблеме литературы; систематизация и обобщение данных по этому вопросу; социологический опрос учащихся начальной школы написание отзывов

Слайд 4

Объектом исследования в работе является творчество Л.Н. Толстого. Предмет исследования – особенности и своеобразие научно-познавательных произведений Л.Н. Толстого для детей. Гипотеза – изучение произведений Л.Н. Толстого научно-познавательного характера даст возможность детям разного возраста к разумному постижению знаний о мире и душе человека.

Слайд 5

Одним из первых научно-познавательные произведения для детей начал писать Л.Н. Толстой, работая в Яснополянской школе, где он обучал крестьянских детей и создавал учебные книги для народных школ России. «Азбука» и «Новая азбука» с четырьмя «Русскими книгами для чтения» написаны в 70-ые годы XXвека

Слайд 6

«Новая азбука» решала важные педагогические задачи: она обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы, помогала нравственному воспитанию. Писатель стремился к тому, чтобы в ней было как можно больше интересного и поучительного материала. Язык книг народный, потому что Толстой учился языку у крестьянских детей.

Слайд 7

Сказки, созданные Л. Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают ребенку усваивать географические понятия: «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шел туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен («Шат и Дон»). Сказки Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить детям запоминание научного материала

Слайд 8

Точная, конкретная образность сохраняется у Толстого и в научно-познавательных рассказах. Методика его была строго научной: знания он преподносил с постепенным нарастанием их сложности. От мини рассказов («Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него мед целый год белый») ребенок движется к более глубокому взгляду на явления окружающего мира («Старый тополь», «Как ходят деревья»), а иногда и к освоению предметов, вовсе ему до того не знакомых («Как делают воздушные шары», «Рассказ аэронавта»).

Слайд 9

Лев Толстой впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений в учебных книгах для детей. В его коротких познавательных сказках и рассказах научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью. Толстой использует разнообразные методы и приемы изложения; например, рассказы по физике он пишет в форме рассуждения. Так, в рассказе «Тепло» повествование развертывается при помощи вопросов и ответов.

Слайд 10

Знания о явлениях природы Толстой стремился закрепить с помощью художественных образов. Характерен в этом смысле рассказ «Солнце-тепло», дан поэтический образ могучего и благотворного светила. «Тепло», «Сырость», «Отчего в морозы трещат деревья?» и многие другие научно-познавательные рассказы писатель строит в форме диалога, который помогает детям анализировать, обобщать, рассуждать и приходить к самостоятельному выводу.

Слайд 11

Писатель учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения. Таков, например, рассказ «Какая бывает роса на траве»: «Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля».

Слайд 12

Особенной поэтичностью отличаются рассказы Л. Толстого о животных («Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Булька» и др.). Они оказывают наибольшее воспитательное действие на маленьких детей. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных. Действие в рассказах полно драматизма, эмоциональности, образности. В зообеллетристических рассказах Толстой знакомит детей с повадками животных и птиц, наделяя индивидуальными чертами характера.

Слайд 13

Своеобразен взгляд Толстого на популяризацию исторических знаний. Он был уверен, что историю как науку в школе преподавать не следует, а нужно лишь «возбуждать чувство», давать детям впечатление от исторических событий. В повести «Кавказский пленник», напечатанной в четвертой «Русской книге для чтения», нашли воплощение эти мысли.

Родился Лев Николаевич 28 августа (9 сентября н.с.) 1829 года, в усадьбе Ясная Поляна. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. По происхождению Толстой принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.

После смерти родителей будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, но, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство. Воевал. Много путешествовал. Вернувшись в Россию стал мировым посредником и занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и во всем Крапивенском уезде. Яснополянская школа принадлежит к числу самых оригинальных педагогических попыток, когда-либо сделанных: единственная метода преподавания и воспитания, которую он признавал, была та, что никакой методы не надо. Все в преподавании должно быть индивидуально - и учитель, и ученик, и их взаимоотношения. В Яснополянской школе дети сидели кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой определенной программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Несмотря на этот крайний педагогический анархизм, занятия шли прекрасно. Их вел сам Толстой, при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.

Писатель всю жизнь мучительно переживал бедность и страдания народа. Он был одним из организаторов общественной помощи голодающим крестьянам в 1891 году. Личный труд и отказ от богатства, от собственности, нажитой благодаря работе других, Толстой считал нравственным долгом каждого человека. Уклад жизни в Ясной Поляне тяготил Толстого и тот не раз хотел и долго не мог решиться уйти из неё.

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, покинул Ясную Поляну.

В доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. 7(20) ноября Лев Николаевич Толстой умер.

Дети читают рассказ.

Субои, зеленя, овин, гумно, озими, ток, хомут.

Субои – сугробы. Ток - расчищенная площадка, на которой ловят птиц при помощи силков. Овин – Строение для сушки снопов. Гумно – площадка для молотьбы. Зеленя-поля со всходами озими. Озимь – посеянная осенью, под снег рожь. Хомут - Надеваемая на шею часть деревянная часть конской упряжи.

Дети проверяют.

Чтобы мы узнали о жизни зайцев и быте крестьянской деревни.

Жизнь зайца – русака, его повадки, зарисовки деревенской жизни, крестьянского быта.

  1. Шел, я значит, полем. С конем своим. И вдруг вижу, цыгане идут. Чуть ли не всем табором. Пляшут, песни поют. Я аж засмотрелся. Вот, думаю, весело живут! А они прямо ко мне. Кружатся вокруг меня, юбками размахивают, глазами блестят. Потом – раз, и пошли дальше. Еще быстрее чем пришли. А я так и остался стоять. Потом – глядь, а коня – то нет! Украли!
  2. Бежал я через деревню. Быстро так. Вокруг ведь столько всего опасного! Из – за какого - то забора залаяла собака. Но я ведь смелый, я не испугался. Она ведь за забором, да и

на цепи. Потом я услышал крик какой – то женщины. Вот тут я, несмотря на свою смелость, побежал со всех ног. Даже запыхался. Много чего я еще видел и слышал. Но я не останавливался, я ведь к вам, друзья торопился!

Дети придумывают продолжение.

Ребята находят и читают.

Ребята находят и читают.

Методическая разработка

урока литературного чтения

Художественные и научно - познавательные рассказы.

Л.Н. Толстого «Лебеди», «Зайцы».

Тема: Произведения Л.Н. Толстого «Лебеди», «Зайцы».

1. Ввести понятия о рассказах научно - познавательных и художественных; Сравнить жанры научно - познавательного и художественного рассказов.

2.Научить работать с научно - познавательным текстом (выделять факты и их описания);

3.Обогащать читательский опыт; расширять круг чтения путем включения в учебный процесс работы с книгами - справочниками, ресурсами Интернета;

4. Отрабатывать навык чтения вслух и про себя.

Учебные умения:

Различать научно - познавательные и художественные (описание) рассказы;

Работать с книгами - справочниками;

Характеризовать произведения Л.Н. Толстого из круга детского чтения.

Ход урока:

Ход урока

I. Мобилизующий этап урока.

Покажите цветом, какое настроение у вас сейчас.

Для урока чтения нам понадобится учебник, тетрадь и ваше хорошее настроение.

2.Развитие речевого дыхания.

Набрали воздух. На медленном выдохе произносим:

Кто вечно хнычет и скучает, тот ничего не замечает

Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает

кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает

Поднимите руки, кому уже хватает воздуха?

3. Артикуляционная гимнастика.

1. Трубочка. (играем на дудочке). Сложить губы в форме трубочки.

2. Хоботок. Сомкнутые губы вытянуть максимально вперед.

3.Вкусное варенье. Облизать сначала верхнюю, потом нижнюю губу по кругу.

4.Лошадка. имитировать звук, издаваемый копытами лошадки при помощи языка.

5. Улыбка. Губы растянуть в улыбке.

4. Проверка д/задания.

1. Дома вы нарисовали рисунок для были «Лев и собачка» и подготовили пересказ отрывка, подходящего к рисунку.

2. Работа с таблицей.

А.А.Фет (1820-1892)

Ф.И.Тютчев (1803 - 1873)

Л.Н.Толстой (1828-1910)

Назовите фамилию, отчество, имя писателей.

Подумайте, о ком из этих людей идет речь в следующем отрывке.

Родился в семье, где было 5 детей. Его воспитанием занималась тетушка, так как родители умерли.

Служил на Кавказе. Будучи военным, участвовал в Крымской войне (1817-1864), в обороне Севастополя.

Вернувшись в свое родное имение, он открыл школу для бедных крестьянских детей и написал для них учебники «Азбука» и «книги для чтения».

Почему Л.Толстой-граф, дворянин, вдруг решил открыть школу в Ясной поляне для крестьянских детей? (хотел научить грамоте, чтобы они стали лучше жить; дать счастье общения с книгой, ведь все можно было узнать только из книг).

О каких качествах личности это говорит? (очень добрый человек, широкой души).

3. Экзамен на прочность знаний. (Викторина по произведениям Л.Толстого)

● Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. (Косточка-быль)

● В одном селе жили два брата; землю пахали, хлеб сеяли. У старшего брата детей не было; у младшего брата было четверо маленьких детей. (Два брата-сказка).

● - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем. (Белка и волк-басня)

Давайте подытожим, каких жанров произведения писал Л.Толстой?

Посмотрите на слайд 1, и подумайте, какой жанр нам еще не встречался? (рассказ).

Исходя из предыдущих заданий, определите тему нашего урока.

(Рассказы Л.Толстого)

Верно, а теперь посмотрите на следующий слайд, и, угадав «лишнее» слово, определите тему рассказов, с которыми мы познакомимся.

5. Активизация познавательной деятельности.

Что изображено на картинке? (заяц, лебедь, кошка, лес)

Изображение какого рисунка «лишнее»? (кошка-домашнее животное)

Как эти рисунки назвать одним словом? Что их объединяет? (природа).

Так о чем будут произведения? (о природе).

Молодцы!

Сейчас постараемся угадать названия этих рассказов.

Два человека составят слово из карточек красного цвета, а другие два из карточек зеленого цвета.

(лебеди, зайцы).

Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте цель.

6. Работа по теме урока.

а)Беседа о лебедях.

б) Чтение рассказа учителем.

в) Анализ произведения.

г) Чтение рассказа детьми.

д)Анализ рассказа

е)проверка усвоения нового материала.

Уч-ль: К сожалению, не все люди умеют рассмотреть прекрасное вокруг себя. Многие известные писатели старались помочь нам узнать о жизни живого мира, научить видеть красоту природы, чтобы люди полюбили ее, берегли ее богатства.

Сегодня мы коснемся мира прекрасного в произведениях Л.Толстого «Лебеди» и «Зайцы».

Кто из вас видел когда-либо лебедей? Что вы знаете о них? слайд 4

Со времен глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поет перед своей гибелью. Бывает, что лебеди могут прожить в паре и 20, и 30 лет. Вот как сильно привязаны они друг к другу, а так же и к своему потомству. Благодаря этому они уже достойны уважения, могут служить примером для нас, людей.

После прочтения мною произведения, вы ответите на вопрос: какие мысли и чувства возникли у вас при слушании? (после прочтения-ответы детей)

Понравилось ли произведение? Что показалось интересным?

Какой жанр этого произведения? Докажите. (Здесь описывается один день из жизни главного героя).

Как описывается полет лебедей? Прочитайте.

Сколько дней птицам требуется для перелета. А откуда вы узнали, что они летят долго? Найдите эти места в учебнике. Прочитайте.

Какое слово повторяется в этом отрывке? Какое значение имеет это повторение?

Слово «летели» повторяется много раз. Это повторение указывает на дальность пути.

Что узнали о птицах в конце 2 абзаца?

(Ученик читает отрывок:... Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее»)

Молодые учатся у старых жизни, законам перелета.

Какое слово в этом отрывке вызывает тревогу?

Уморились.

Почему один молодой лебедь опустился на воду? Прочитайте.

Как море приняло птицу? Прочитайте.

А теперь закройте глаза и представьте картину ночного моря:синее небо, усыпанное звездами, синее море и одинокий белоснежный лебедь в лунном свете. Какие чувства вызывает эта картина?

Вызывает тревогу одинокий лебедь. Страшно за него, что его ждет впереди.

Что вызывает особую тревогу за судьбу лебедя?

Он еще слаб. / Лебедь одинок.

Что же произошло за ночь?

Лебедь отдохнул. / Он набрался сил. / Он хочет догнать остальных.

Скажите, тяжело ли сейчас лебедю?

Да, потому что он вздохнул, как человек. Значит, ему тяжело лететь одному.

Давайте построим схему-описание лебедя: (дети пользуются словарями качеств характера)

Царская птица

лебедь уставший

Прочитайте слова известного немецкого писателя И. Гете.

Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой.

Наша схема-описание помогает нам понять, что лебедь, имея такие черты характера, превозмогая усталость, боль одиночества, после отдыха из последних сил поднимаясь вновь в небо, ведет бой за жизнь.

Ребята, Именно такие черты характера помогут лебедю выжить.

Скажите еще раз, какой жанр этого произведения?

Художественный рассказ воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора.

Прочитаем об этом в учебнике с.113

физминутка (звучит музыка из телепередачи «В мире животных».)

Словарная работа. Слайд 6

Вам встретилось выражение на гумнах. Что оно означает?

На гумнах-на местах, где молотят сжатый хлеб.

Вернемся к доске, и прочитаем название следующего рассказа, с которым мы познакомимся. (Зайцы)

Понравился ли рассказ? Что из него интересного узнали? Прочитайте.

Почему зайца трудно обнаружить по следам? Прочитайте.

Кто враги зайца? (Люди, собаки, лисицы, вороны, орлы.)

Вызывает ли какие - то чувства, переживания этот рассказ?

Никаких чувств, переживаний этот рассказ не вызвал, так зачем он создан, написан?

(Сообщает сведения, факты, из жизни зайцев).

Ребята, такие рассказы называются научно-познавательными. Научный стиль - стиль научных сообщений. Основная его функция - сообщение информации, фактов.

Прочитаем об этом в учебнике с.114

Давайте еще раз сравним два рассказа, которые изучили сегодня.

Заполните таблицу «ДА - Нет» (у каждого на столе)

Вызывает чувства

Сообщает только факты

«Лебеди»

Вывод: художественный или научно - познавательный рассказ

Научно - познавательный рассказ - рассказ, в котором автор не передает свои чувства, переживания, а сообщает сведения, факты из жизни зайцев. У. с.114.

Художественный рассказ - рассказ, в котором автор передает свое отношение к судьбе героя, писатель вызывает у читателя сочувствие, переживание за судьбу героя (лебедя), желание поддержать его в беде. У. с. 113.

У доски построим модели обложки этих произведений.

Л.Н.Толстой Л.Н.Толстой

«Лебеди» «Зайцы»

Чем же отличаются эти произведения?

7. Итог урока.

Вернемся к целям урока, поставленным в начале нашей работы, и посмотрим, со всем ли мы справились.

Познакомиться… (с рассказами Л.Толстого)

Проанализировать… (два рассказа «Лебеди» и «Зайцы»)

7. Рефлексия.

Покажите цветом, какое настроение у вас в конце нашего урока?

8. Дом.задание.

С.113 Выучить наизусть последний абзац рассказа, с.113-114 выр.чит., ТПО

Сказки,

созданные Л. Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают усваивать географические понятия: «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шел туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен» («Шат и Дон»).

Сказка «Волга и Вазуза» привлекает внимание ребенка спором двух сестер-рек: «Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживет». Эта сказка учит рассуждать и делать правильные выводы.

Сказки Толстого

рассчитаны на то, чтобы облегчить запоминание научного материала. Этому принципу подчинены многие произведения «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения». В предисловии к «Азбуке» пишет: «Вообще давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания; но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии»’.

Л. Толстой

терпеливо перерабатывал свои рассказы изведения для учебных книг. Его сын вспоминал: «Он в то время составлял «Азбуку» и на нас - своих детях - проверял ее. Он рассказывал и заставлял нас излагать эти рассказы своими словами». Лев Толстой впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений в учебных книгах для детей. В его коротких познавательных сказках и рассказах научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью. Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в крестьянском быту и хозяйстве:

  • «Есть червь, он желт, он ест лист. Из червя того шелк».
  • «Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него год целый мед белый».
  • «Слушай меня, мой пес: на вора лай, к нам в дом не пускай, а детей не пугай и с ними играй».
  • «Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зорям. Девочка вспомнила их песни и пустила».

Географические сведения

и описания природных явлений, исторических событий, физических свойств тел даются с учебно-познавательными целями и в то же время художественно. Толстой использует разнообразные методы и приемы изложения; например, рассказы по физике он пишет в виде рассуждения. Так, в рассказе «Тепло» повествование развертывается при помощи вопросов и ответов:

  • «Отчего стакан лопается, если нальешь в него кипяток? Оттого, что то место, где кипяток, разогревается, растягивается, а то место, где нет кипятка, остается по-прежнему: внизу тянет стакан врозь, а вверху не пускает, и он лопается».

«Тепло», «Сырость»,

«Отчего в морозы трещат деревья?» и многие другие научно-познавательные рассказы писатель строит в форме диалога, который помогает ребятам анализировать и обобщать, рассуждать и приходить к самостоятельному выводу. Он учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения. Таков, например, рассказ «Какая бывает роса на траве»: «Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля».