Причины, почему в РПЦ решили не давать оценку фильму «Матильда. Учитель назвал недоразумением претензии РПЦ к фильму «Матильда

Приемлема ли цензура в изображении событий истории, где заканчивается свобода и начинается ответственность, об этом корреспондент «АиФ Оренбург» поговорил с руководителем отдела культуры Оренбургской епархии, ректором православной гимназии, режиссером городских концертов и спектаклей протоиереем Георгием Горловым.

Вера индивидуальна

Людмила Максимова, «АиФ Оренбург»: Отец Георгий, вы в курсе, о чем этот фильм. Какое возникло отношение к нему и тому, что происходит вокруг него?

Георгий Горлов: Какое может быть отношение к фильму, если я его не видел. Но есть отношение к факту появления этого фильма и к страстям, которые разгорелись вокруг него. Я уверен, что художник имеет права свободно говорить, думать, мыслить. Мы не имеем права ему что-либо запрещать, просто должны соглашаться или не соглашаться с ним. Так мы выражаем свое мнение. Но художник должен чувствовать и ответственность за свое творчество. Классик утверждает: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется?» А мне кажется, что в этом фильме есть некая сознательная попытка провокации со стороны режиссера. Когда человек берется за исторические фигуры, события, которые происходили в реальной истории, он должен быть все-таки более объективным. Здесь же с этим большая проблема. Меня смущают многие вещи. Хотя бы то, что на роль царя Николая II, которого мы чтим как страстотерца, выбирается актер с сомнительной репутацией (известен в обществе как актер порнофильмов). В сердце верующего человека сразу возникает неприятие. Как и вообще неприятна всякая попытка копаться в личной, интимной жизни любого человека, а уж тем более человека почитаемого и любимого многими людьми. Уважая свободу творчества художника, общество вправе рассчитывать и на ответственное и уважительное отношение к реальным историческим личностям и событиям.

С другой стороны не радуют выступления некоторых представителей православной общественности, доходящие порой до истерии и экстремистских призывов сжигать кинотеатры и т.д. Нет таких убеждений - ни в религии, ни в общественной жизни, - которые бы заставляли моего соседа жить по-другому, нежели он хочет, а жить так, как я хочу. Вера наша - глубоко индивидуальная вещь. Никто не говорит: иди и спасай народ. Христианство - это то, что обращается к внутреннему состоянию человека. Спаси себя сам, совершенствуй себя, а совершенствуя себя, мы совершенствуем и мир, который вокруг нас.

Фильм «Матильда» очень показателен сейчас, когда мы размышляем о столетии русской трагедии, разделения в обществе, которое привело к неисчислимым жертвам, бедам, морю крови. Та революция, которая началась в 1917 году, продолжается сто лет и до сих пор не закончилась. Мы не сделали самого главного - не примирились друг с другом. Нас мало, надо друг друга любить. Нужно друг друга беречь, уважать и, несмотря на собственные убеждения, стараться ради всеобщего покоя и всеобщего примирения чем-то жертвовать. Если мы начнем опять разъединяться, покоя и мира в стране не будет. Именно это больше всего меня смущает в этой дискуссии. Культурного, разумного обсуждения фильма нет. Как не существует вообще культуры дискуссии. Ничего не получится, если дать дальше развиваться конфликту и не погасить его общественным консенсусом и единением. Он может привести ко многому. Мы опять готовы воевать друга против друга, отстаивая непонятные идеалы. Помните, что Господь нас к этому не призывает.

Из радикального ислама?

С этим фильмом сложилась хитрая ситуация. Многие верующие уверены, что должны как-то отреагировать на оскорбление памяти царя и истории, а если они промолчат, то станут предателями и трусами…

Апостол Павел говорит: «Бог поругаем не бывает», так и святые Его поругаемы не бывают. Когда мы вступаем в богословские споры с пеной у рта, мы не защищаем Бога и его святых. Это они нас защищают. Есть, конечно, предел, через который нельзя переходить. Его переходили святые мученики, когда их заставляли отречься от Христа, а они пытались сохранить в своем Отечестве веру. Тогда они возвышали свой голос, но не брали в руки меч, а отдавали жизни.

Православие никогда не предполагает войну за веру. Господь сам смирялся и смирением своим дошел до смерти крестной и этим победил зло. Современная раздутая ситуация вокруг «Матильды», на мой взгляд, как раз пришла из примера радикальных исламских организаций, когда люди ради, казалось бы, проявления веры убивают другого человека. Вспомните историю с карикатурами на пророка Мухаммеда. Такое не может быть оправдано ничем. Поэтому хорошо, что так не вышло с этим фильмом. Пусть каждый взглянет на себя и проверит, какая у него вера. Я не говорю, что нужно переносить безропотно торжествующее зло, но есть закон, в рамках которого надо действовать. Призывать сжигать кинотеатры недопустимо. Это не только против закона человеческого, но, прежде всего, против закона Божия. Нигде Господь не говорит: измени другого человека, ударь его, чтобы он стал лучше, положи на прокрустово ложе. А ведь как хорошо, если бы все были одинаковыми. Но люди имеют различное отношение к тем или иным вопросам. У нас страна не только многонациональная, но и во многом еще атеистическая. Нужно уметь существовать как-то вместе.

Ко всему этому должно быть христианское отношение. Это хорошо показывает наше священноначалие. Мы должны помолиться за вразумление всех людей, которые совершают, на наш взгляд, не очень хороший поступок. Надо дать время, чтобы эти люди, которые посеяли конфликт, смогли покаяться в нем.

Фильм не опорочит царя

Насколько уважительными по отношению к создателям фильма являются молитвенные стояния или сборы подписей о запрете фильмов верующими, не теми, которые поджигают и делают противоправное. К тому же это подразумевает, что другие люди не могут сделать собственный выбор и оценить произведение искусства.

Опять же это принуждение призывать к запрету. Если мы вышли на молитвенное стояние, мы показываем свое личное отношение, что это мне не нравится, при этом не принуждая других людей поступать по-моему. Но тоже нужно принять два момента. Во-первых, фильм никак не может опорочить царя-мученика. Во-вторых, причисление к лику святых не значит, что человек всю жизнь был безгрешен и не мог совершать ошибок. Царя Николая признали святым по страданиям, которые он претерпел безропотно в конце своей жизни, умер за веру вместе со своими детьми. Это великий подвиг любви к Богу и любви друг к другу. Что угодно мне скажи о царе, мое отношение не изменится, потому что я читал дневники его и царицы. Надо историю любить и изучать ее, а мы все хотим историю судить, и каждый судит со своей точки зрения. Пора перестать быть судьями друг другу. Пора стать друг другу братьями. Братья прощают друг друга и стараются, чтобы в доме было хорошо, чтобы были порядок и мир.

- Как не допустить попадание людей под влияние радикальных движений, которые и привели к этим преступлениям?

Я думаю, что, прежде всего, духовным просвещением. Многие из тех людей, которые ходят в храмы, на самом деле, о вере своей истинного знания имеют не так много. Сегодня ведь все открыто. Но мы продолжаем жить какими-то не совсем каноническими вещами.Мы не читаем святых отцов, а читаем псевдоправославные газеты, из которых так и льются порой какие-то экстремистские вещи. Придаем внимание внешним явлениям, больше, чем внутренним. Мы не познаем основы веры, не учимся у Христа кротости и смирению. Основа фанатизма всегда отсутствие знания. Фанатизм - это мое личное представление о вере, а не сама вера. Сколько людей, которые сейчас устремляются в разного рода течения. Все хотят скоропознать и стать носителем истины. Это признак сектантства, когда себя считают просвещенными, а остальных - несмыслящими, которых надо просвещать и тянуть куда-нибудь, иначе они пропадут. Мне кажется, мы сатану больше боимся, чем Бога. Бога не любим. Начинаем ждать конца света, бояться ИНН, еще чего-то. Как сказано в апостольском послании, ничто нас не отлучит от любви Божией. Ни жизнь, ни смерть, ни болезнь, ни страх.

«Церковь не должна давать оценку культурным явлениям», — заявил пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков, комментируя ситуацию с фильмом «Матильда» режиссера Алексея Учителя.

«Важно, чтобы оценка этого фильма, как и любого другого произведения культуры, не исходила из церкви, с амвона,

— цитирует RT спикера патриархии. — Нужно категорически избегать, чтобы священник, стоя на амвоне, в проповеди говорил: вот это произведение хорошее, а вот это плохое, на этот фильм ходить нельзя, а туда идите жечь кинотеатры».

При этом, говоря о самой картине, Волков отметил, что она может задеть за живое очень многих людей. «Та реакция, которая есть, — это нечто в достаточной степени естественное. Фильм, очевидно, вызовет неоднозначную реакцию и не пройдет незамеченным, в том числе и с негативной точки зрения», — сказал он.

Заявление представителя РПЦ по поводу фильма Алексея Учителя, еще до своего выхода ставшего предметом преувеличенного внимания консервативной общественности, выглядит либеральнее прежних заявлений церкви о фильме. Так, ранее игумен Сретенского монастыря, епископ Тихон (Шевкунов) в интервью «Российской газете» говорил, что задача церкви в отношении фильма — «не требовать запретов, а предупреждать о правде и неправде». При этом, по мнению Шевкунова,

если фильм будет художественно переосмысливать реальные исторические события, то он должен заявлять о себе как об историческом «фэнтези».

Возможно, новые заявления связаны с активностью правоохранительных (а точнее, надзорных) органов в отношении фильма и развязанной против него кампании. Так, накануне стало известно, что

прокуратура Москвы направила следователям столичного ГУ МВД материалы и представление для решения вопроса об уголовном преследовании по результату прокурорской проверки действий членов общественной организации «Христианское государство — Святая Русь».

Как напоминает RNS, несколько месяцев назад от имени этой организации были разосланы письма в несколько сотен кинотеатров и кинопрокатных компаний с угрозой поджога кинотеатров в случае, если те не откажутся от проката фильма. По всей видимости, проверка проводилась по заявлению режиссера Алексея Учителя и его адвокатов в связи с угрозами, поступившими и в адрес создателей фильма.

Надзорное ведомство установило, что в действиях руководства организации «Христианское государство — Святая Русь»

есть признак преступления по ч. 1 ст. 179 УК России (принуждение к отказу совершения сделки под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества).

Закрытый показ, которого не было

Ранее стало известно, что в июне прошел закрытый показ «Матильды», на котором, по некоторым данным, присутствовал спикер Госдумы Вячеслав Володин и председатель Общественного совета при Минкультуры Павел Пожигайло. Последний якобы уговорил режиссера внести некоторые поправки как в трейлер фильма, так и в саму картину. Правда, сам постановщик в беседе с «Газетой.Ru» опроверг эту информацию, сказав, что

считает «смешным» предположение, что председатель общественной структуры при федеральном министерстве может рекомендовать правки кинорежиссеру.

В интервью с ТАСС Алексей Учитель рассказывал, что Павел Пожигайло «был на просмотре, говорил хвалебные слова, никаких переделок не предлагал».

Поклонская и коробки

Тем временем в конце прошлой недели инициатор кампании против фильма депутат Госдумы Наталья Поклонская собрала подписи от 37 депутатов, а также более 100 тыс. обращений против фильма «Матильда» режиссера Алексея Учителя. По ее словам, запрос о принятии мер «в пределах компетенции» был направлен министру культуры, генеральному прокурору, а также министру внутренних дел. К запросу и подписям граждан была приложена и информация Счетной палаты РФ о том, что государством было выделено на создание картины 280 млн руб. В приложении к запросу Поклонская направила подписи и обращения той самой сотни тысяч граждан «об оскорблении их чувств».

Собственно, именно это приложение с трудом уместилось в 13 коробках, рассказала Поклонская.

В запросе содержится просьба принять необходимые меры и не допустить «оскорблений религиозных чувств верующих и осквернения православных святынь сюжетной линией фильма». Она и ее единомышленники считают оскорбительными предположения о романе Николая II c Матильдой Кшесинской после брака российского императора с Александрой Федоровной, а также тот факт, что в фильме императрица Александра Федоровна показана как поклонница оккультизма.

Кроме того, неприятие самой Поклонской вызвало исполнение главной роли немецким артистом Ларсом Айдингером, которого депутат неоднократно называла порноактером (видимо, за его роль в фильме Питера Гринуэя «Гольциус и Пеликанья компания», где он играл обнаженным).

Как «Матильда» стала самым скандальным фильмом перед выходом в прокат

Съемки картины под рабочим названием «Матильда» начались в июне 2014 года, «но, как и было предусмотрено графиком, прерывались несколько раз из-за занятости исполнителей и ожидания натуры», говорится на сайте студии Rock Films. В 2015 году работа возобновилась, осенью 2016 года съемочная группа планировала выпустить фильм на экран.

20 апреля 2017 года. С критикой сложившейся вокруг фильма ситуации министр культуры Владимир Мединский, который назвал ситуацию «вакханалией демократии».

«Это вакханалия демократии. Как можно судить фильм, который никто еще не видел?»

25 апреля 2017 года. Первый замминистра культуры Владимир Аристархов , что при выдаче разрешения на прокат фильма «Матильда» выводы экспертного заключения учитываться не будут, а премьер-министр Дмитрий Медведев чиновников не вмешиваться в творческий процесс создания произведений культуры и искусства и не объяснять художнику, что он должен делать.

«Если мы снова не хотим вернуться во времена, когда культура жестко регламентировалась сверху, то нам всем это нужно учитывать, в том числе чиновникам, политикам. Вообще любому облеченному властью человеку нужно подавлять в себе соблазн объяснять художнику, что он должен делать».

2 мая 2017 года. РПЦ выступает с новой критикой фильма, глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион его «кощунственным» и «апофеозом пошлости».

«Речь идет, как мне кажется, о нашем национальном достоянии, о нашей истории. Мы не должны плевать в свою историю. Мы не должны людей такого уровня и такого масштаба, как последний русский император, подвергать вот такому публичному унижению».

В том же году депутат от КПРФ Валерий Рашкин обратился к руководству ФСБ с запросом о деятельности движения. По мнению ответила депутат.

1 августа 2017 года. В Москве прошло молитвенное стояние против «Матильды». Выйти на стояние накануне призвала депутат Наталья Поклонская.​ На мероприятии собрались 500 человек, которые молились «за вразумление создателей такого «кино».

8 августа 2017 года. Глава Чечни Рамзан Кадыров министру культуры Владимиру Мединскому письмо с просьбой не допустить показа фильма «Матильда» на территории республики.

«Чтобы жить с честью, надо помнить свою историю, гордиться и почитать тех, кто сражался за нас. Эта память священна и благородна. Мы, потомки победителей, должны не только свято чтить память о защитниках Родины, но и воспитывать молодое поколение в духе уважения к своей истории. Прошу вас исключить Чеченскую Республику из прокатного удостоверения на показ фильма «Матильда».

Учитель Кадырова лично посмотреть фильм, прежде чем просить его запретить.

На следующий день Министерство культуры просьбу о запрете фильма от властей Дагестана.

10 августа 2017 года. Министерство культуры показ фильма зрителям старше 16 лет на всей территории России. Наталья Поклонская в решении Министерства культуры основание для привлечения сотрудников министерства к ответственности «за нарушение закона о противодействии экстремистской деятельности». У властей регионов между тем осталось право ограничить демонстрацию «Матильды» на своей территории. Кроме того, это могут сделать прокатчики: так, единственный кинопрокатчик в Ингушетии отказался ​показывать фильм из-за фрагментов, оскорбляющих религиозные чувства верующих.

Алексей Учитель к министру внутренних дел и главе ФСБ, потребовав от них обеспечить после нападения на его студию в Петербурге свою безопасность, а также безопасность зрителей, которые ждут премьеры фильма «Матильда».

4 сентября 2017 года. «Первый канал» объявил, что показывать четырехсерийную версию фильма. Незадолго до этого режиссер , что в 2019 году на телеэкраны выйдет сериал на основе «Матильды», но не уточнил, на каком именно телеканале планируется премьера.

Утром 4 сентября в Екатеринбурге в фойе кинотеатра микроавтобус, нагруженный бочками с бензином и газовыми баллонами, после чего в здании начался . По словам очевидцев, после столкновения из машины выбежали два человека, один из них бросил в здание «коктейль Молотова». Подозреваемый в поджоге мужчинаотменен «по техническим причинам». «Показ переносится на 25 октября 2017 года, 18:00», — указано на сайте.

В этот же день у офиса адвоката Учителя Константина Добрынина две машины. На месте поджога были разбросаны листовки «Гореть за Матильду». О случившемся

— Где молиться будем? В храме или на улице?— спрашивают верующие, заходя на территорию храма Воскресения Христова в Кадашах.

— А как Бог даст. Если нас немного соберется, то в храме, а если много, то на улице, — отвечает один из организаторов молитвенного стояния против фильма "Матильда".

Сначала православные активисты хотели провести митинг на одной из городских площадей, но мэрия Москвы им в этом отказала, поэтому пришлось ограничиться территорией храма.

Недалеко от ворот установлен журнальный столик, на нем — книги. Участникам молитвенного стояния предлагают купить "Царя и Россию" за 500 рублей, а также журнал "Мир Божий" за 200. Вскоре становится ясно, что храм всех желающих вместить не сможет: люди заполонили практически всю территорию вокруг здания церкви.

Многие в толпе волнуются и ищут глазами депутата Госдумы Наталью Поклонскую. Слыша их переговоры, другие ворчат: "В храм надо на молитву приходить, а не на политиков глазеть". Сквозь толпу туда-сюда снуют женщины с кипами бумаг - это активистки, собирающие подписи за запрет фильма "Матильда".

Наконец, вокруг храма идут крестным ходом с два десятка священнослужителей и несколько сотен верующих. Вновь прибывшие люди постепенно вливаются в движущуюся толпу. Теперь уже около тысячи человек медленно перемещаются в сторону заднего двора церкви, где, как объявили организаторы, и пройдет молитвенное стояние.

Высокую стену, отделяющую территорию храма от стройки, обвесили плакатами с изображением семьи последнего российского императора и надписями "За веру, за Отечество, за царя!" Живости зрелищу придает огромный строительный кран, возвышающийся над стеной. Несмотря на массовое мероприятие по соседству, он продолжает свою работу, перетаскивает грузы. Зато на кране висит табличка "Вертикаль", поэтому кажется, что он — еще одна декорация молитвенного стояния.

Суть претензий

"Мы оцениваем фильм, исходя из общедоступных трейлеров, размещенных в интернете… В "Матильде" наш святой император предстает в образе блудника, а императрица Александра - колдуньи. Это ложь, оскорбляющая чувства верующих", — объявляет координатор православного общественного движения "Сорок сороков" и организатор стояния Андрей Кормухин.

Он подчеркивает, что православные не могут в этой ситуации занять позицию "не нравится - не смотрим", так как для них Николай II "подобен родственнику".

"Господа чиновники! Мы, православный народ, не хотим, чтобы этот фильм, порочащий святых Русской православной церкви и напрямую оскорбляющий наши религиозные чувства, выходил на экраны", — обращается к собравшимся лидер "Сорока сороков".

Он также заверил, что если сегодня верующие не будут услышаны, то подобные акции будут проводиться вновь. Затем в течение полутора часов все молились. До последнего сами организаторы акции надеялись, что Поклонская, так активно поддерживавшая проведение стояния, сможет приехать. Лишь в самом конце молитвы стало известно, что депутат находится на важной встрече и поучаствовать в акции в этот раз не сможет.

Страсти по Матильде

Скандал вокруг "Матильды" разгорелся еще в 2016 году. Тогда мало кому известное общественное движение "Царский крест" посчитало картину "угрозой национальной безопасности". Вероятно, никто бы про это так и не узнал, если бы историей не заинтересовалась Наталья Поклонская.

Зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции направила запрос генпрокурору Юрию Чайке с просьбой проверить киноленту. Хотя создатели фильма настаивали, что "Матильда" пока не готова, и ее никто еще не видел, депутат ответила, что для обращения в Генпрокуратуру достаточно письменных и устных обращений общественности.

Позднее режиссер фильма Алексей Учитель заявил, что никаких нарушений закона в его киноленте не нашли. А Поклонская вскоре рассказала, что прокуратура запросит еще и утвержденный сценарий фильма, чтобы провести его исследование и экспертизу. Однако до сих пор не последовало никаких официальных постановлений об обнаружении нарушений законодательства.

В конце января телеканал НТВ распространил в эфире письмо, которое организация "Христианское государство — Святая Русь" разослала директорам кинотеатров с требованиями отказаться от проката "Матильды". Позднее адвокат Учителя сообщил, что режиссер обратился с заявлением в генпрокуратуру РФ с просьбой оградить коллектив фильма от "угроз и противоправных действий лиц экстремистской направленности", а также от клеветы со стороны депутата Госдумы Натальи Поклонской.

"Не читал, но осуждаю"

По запросу Поклонской комиссия экспертов сделала заключение по поводу "Матильды", исследовав трейлеры фильма и сценарий. Вердикт: образ Николая II в киноленте не соответствует образу канонизированного Русской православной церковью императора. Министерство культуры такое заключение принять отказалось, возмутившись, что эксперты его сделали, "не видя фильма".

Спикер Госдумы Вячеслав Володин назвал запрос о проверках кинокомпании режиссера Учителя личной инициативой депутата Натальи Поклонской. При этом он подчеркнул, что проверяющие ведомства в такой ситуации могут либо назначить проверку, либо отказать в ней.

Сама депутат наотрез отказалась смотреть "Матильду", не желая "мараться". "Люди уже расценивают этот фильм как антиправославную провокацию и имеют право так говорить, потому что они выражают свое мнение", — написала Поклонская в своем блоге в LiveJournal. Она также выразила сомнение в том, что кинолента будет прославлять и культивировать патриотизм и высоконравственные начала.

Позицию Поклонской разделяют православные общественные организации по всей стране, в частности, движение "Сорок сороков". Именно они инициировали всероссийское молитвенное стояние против "Матильды". Поклонская также пригласила Учителя на стояние, чтобы он мог пообщаться с оппонентами. Режиссер ответил ей приглашением на премьеру готовящегося к прокату фильма.

Позиция Церкви

Русская православная церковь пока так и не озвучила своей официальной позиции относительно "Матильды". Однако некоторые ее представители высказали свои мнения. Так, председатель отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион даже посмотрел киноленту. Однако потом признался Учителю, что ничего хорошего сказать о его фильме не может и считает его "апофеозом пошлости".

Еще одному иерарху РПЦ — епископу Егорьевскому Тихону (Шевкунову) — не понравилось искажение истории в "Матильде". У создателей киноленты Николай II мечется между Матильдой и Александрой Федоровной — это, по мнению епископа, не что иное, как клевета, так как в реальности, по его словам, никакого любовного треугольника не было.

"Зачем, кому они хотят заморочить голову еще одним шедевральным слоганом: "Тайна дома Романовых"? Какая еще тайна? Об отношениях наследника и Кшесинской знал весь светский Петербург", — возмутился епископ Тихон.

Однако представитель РПЦ подчеркнул, что требовать запрета фильма неверно. По его мнению, достаточно предупредить зрителей об исторической правде и неправде в "Матильде". Сюжет фильма, считает епископ, позволяет отнести его лишь к жанру фэнтези.

  • 1290 2
  • источник: ura.news
  • Председатель совета по культуре при патриархе Русской православной церкви епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), которого считают духовником Владимира Путина, высказался о фильме Алексея Учителя «Матильда», готовящемся к выходу на российские экраны. Владыка Тихон рассказал о своем отношении к картине в ходе лекции о событиях 1917 года в России, которую он прочитал в Екатеринбурге на открытии музея «Россия — моя история» .

    По рассказу Тихона, он чуть было не стал консультантом ленты — с таким предложением к нему обращался режиссер Учитель. Священник, будучи сценаристом по первой профессии, удивился, что режиссер ищет консультантов к фильму, сценарий которого уже готов и который уже почти снят, но все же попросил сценарий для ознакомления. Его очень долго не слали, и за это время он успел посмотрел трейлер, которой, по словам Тихона, привел его в ужас.

    «Отношения наследника Николая Александровича и Матильды Феликсовны Кшесинской ни для кого тайной не были — весь Питер об этом только и сплетничал, — объясняет епископ Егорьевский. — Но появляется император Александр III — самый мой любимый император — и произносит фразу, от которой мне стало плохо. Фраза феерическая по своей пошлости и по тому, что невозможно было от Александра III такого услышать: „Я — единственный из Романовых, кто не жил с балеринами“. Я увидел и Алексея Михайловича, и Михаила Федоровича, при которых балетов даже близко не было, и других императоров».

    Позже епископу все же удалось ознакомиться со сценарием, в котором, по его словам, все примерно то же самое, что и в трейлере. «Николай прыгает из будуара Матильды в будуар к Александре, от Александры к Матильде — это уже после брака с Александрой Федоровной. Потом коронация, Матильда вдруг оказывается на этой коронации, кричит «Ники!», он падает в обморок, катится корона российской империи. Пошлятина на уровне предобморочном!

    Ну как комментировать то, что Александра Федоровна, принцесса Аликс, хрупкая тогда девушка, с ножом, с заточкой идет на Матильду, чтобы добыть ее кровь. О чем здесь говорить вообще?»

    По словам Тихона, он высказал все это режиссеру Учителю, извинившись перед ним (поскольку тот его старше). Епископ назвал фильм экранизацией песни Аллы Пугачевой: «Все могут короли, но только жениться по любви не может ни один король». «Посмотрим, конечно, фильм, что там переделали, — говорит священник. — Но в сценарии рассказывают о том, что любит-то он пролетарскую девушку Матильду, но должен из династических соображений жениться на этой странной злобной фурии Александре».

    По мнению Тихона, все было, конечно, не так. Слушателям лекции епископ предложил свой взгляд на любовный треугольник между Николаем II, его женой Александрой Федоровной и балериной Кшесинской: у последней действительно были отношения с наследником, который очень сильно переживал из-за отказа принцессы Аликс на его предложение. Однако, как только она согласилась, он покончил с отношениями с Матильдой, извинившись перед ней, что позволил ей влюбиться в себя, и в дальнейшем обеспечивал ее. А с Александрой Федоровной они создали «образец семьи».

    По мнению Тихона Шевкунова, фильм «Матильда» запрещать не стоит, поскольку это ничего не даст (невозможно, поскольку в стране отсутствует цензура), а также потому что путь запретов — тупиковый. Вместо этого епископ предлагает рассказывать о правде истории. «А дальше — кто как хочет: кому-то нравится заниматься экзорцизмами по развешиванию лапши на уши, но это уже индивидуально», — заявил владыка Тихон. — Нравится поддерживать такой фильм — поддержите!»

    Интересна статья?