Примеры произведений показывающих человечность. Сочинения на тему «Что есть человечность

Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы - сочинение по рассказам В. Шукшина.

Около тридцати лет назад не стало человека, который воспел жизнь со всеми ее звуками, красками, запахами.
Это - Василий Макарович Шукшин.
Шукшин снял 5 фильмов, выпустил 7 книг, сыграл два десятка ролей - в общем, достаточно, чтобы войти в историю русской культуры.
Но он не знал этого. Он знал одно - труд. О нем говорили как о "деревенском" писателе, критики искали истоки силы его таланта и забывали о Шукшине-человеке, о его сердце - нервном, наполненном кровью и действительно страдающем, которое не выдержало своей ноши... Ни на минуту Шукшин не прекращал борьбу со злом - ни в литературе, ни в кино. "Нам бы про душу не забыть", - говорил он. Герои его книг часто говорят о душе. Что такое душа в понимании Шукшина? Доброта, человечность, милосердие, понимание ближнего, совесть, раздумья о смысле жизни. Анализируя традиционные конфликты - бедность и богатство, добро и зло, Шукшин решает их, опираясь на законы нравственности: он отвергает зло независимо от того, кто является его носителем. Писатель видит, что главное испытание сегодня не бедность, а богатство и сытость. В одном из лучших рассказов Шукшина - "Охота жить" - добро и зло показаны в прямой схватке. Старый охотник Никитич, человек необыкновенной доброты, открытая душа, приютил уголовника, фактически спас ему жизнь и получил от него пулю в спину. В исполненном страшной драматической силы рассказе старик-охотник говорит беглому преступнику: "Голод тебя великий воровать толкнул? С жиру беситесь, окаянные". В этих простых словах показаны и источник зла, и бескомпромиссное его отрицание. Свое негодование, свое отрицание зла, свою ненависть к страшным порокам людей - эгоизму, шкурничеству, потребительскому отношению к жизни, демагогии - с необыкновенной художественной силой Шукшин выразил в рассказе "Волки". Читая Шукшина, нужно сразу понять, что в его произведениях нет "высокого слога" и напыщенных фраз, берущих за душу своей цветистостью.
Шукшин не любил повторять прописные истины, но в каждом рассказе есть своя изюминка, свой философский урок. Какой же философский урок содержит рассказ "Сапожки?" На первый взгляд, перед нами обыкновенная бытовая история, история взаимоотношений в семье. Но написана она таким добрым и таким теплым языком, что вспоминаются народные сказки с их напевностью и мелодичностью. Кажется, что в этом произведении нет больших событий и нравственных потрясений, но небольшой эпизод из жизни шофера Сергея Духанина (покупка жене новых, необыкновенных сапожек) изменил внутреннее состояние не только Сергея, но и его жены. Грубый поначалу человек, Сергей становится добрым и чутким. Он понял, что дело не в подарке, а в отношении к самому близкому человеку - жене.
Сергею Духанину не случайно 45 лет. На этом жизненном рубеже у многих людей происходит переоценка ценностей, переосмысление окружающего мира и своего места в нем. Сергей почувствовал, что малое добро, сделанное им, отозвалось большим счастьем и теплом в доме. Он пришел к мысли, что попытка понять человека и сделать для него что-то светлое - это величайшее счастье. Смысл этого рассказа заключен в таких строках: "Вот так живешь, думаешь, что когда-то будешь жить лучше..." А ведь это и есть проявление нравственной силы личности! Василий Макарович призывает нас любить Человека, любить "чудинку" в людях, не мерить всех одной меркой. Правда, считал Шукшин, есть проявление души человека, она не может быть показной. Шукшин пишет очень самобытно, интересно, у него есть свой, шукшинский, слог, своя композиция. Любовь к Родине, отцу, матери... Писатель не говорит о ней громких слов, боясь потревожить что-то очень трепетное в наших сердцах. Любовь к старикам - высшее проявление нравственной силы. Так главный герой рассказа "Как помирал старик" - старик Степан, проживший долгую трудную жизнь. Писатель рассказывает нам о последнем дне и смерти Степана и затрагивает многие обще человеческие вопросы. Например, мы видим, как жена Степана, с первого взгляда показавшаяся нам неласковой и даже сварливой, становится чуткой и доброй, раскрывается ее подлинная душа, сердце старухи "оттаивает". Она просит прощение у мужа: "Ну, тогда прости меня, старик, если я в чем виноватая". Страх остаться одной, потерять самого дорогого человека, с которым прожила всю жизнь, не оставляет ее. Старуха понимает, что любит старика и что жизнь ее без мужа потеряет всякий смысл. Старик тоже становится мягче, добрее. Он говорит: "Агнюша... прости меня... я маленько заполошный был... А хлеб-то рясный-рясный!.." Две мысли преследуют Степана перед смертью: мысль о жене и мысль о хлебе. Что еще можно сказать об этом? Человек, выросший на земле, любивший и работавший на ней, в итоге уходит в ту же землю. Старик думает в последние минуты не о себе, он завещает нам хлеб, то есть родной край, любимое дело. Простыми, неловкими словами он старается сказать о смысле жизни, о том, как она прекрасна... Но есть в этом коротком рассказе и другие, менее глобальные, но не менее актуальные проблемы. В частности, проблема взаимоотношений детей и родителей. Старик умирает один, только его жена остается с ним до конца. Где же дети? Мишка отказался от них, Манька далеко, Петька "едва концы с концами сводит". Всех любят и понимают отец и мать, всех прощают и жалеют старики. Но жалеют ли дети своих родителей? Нравственность - это и отношение к старым людям, особенно к тем, кто тебя вырастил, отдал тебе душу и сердце. Родители всегда оправдывают своих детей, видят в них только хорошие черты. Но должны ли дети злоупотреблять этим? Черная неблагодарность вырастает из малейшего невнимания, малейшей нечуткости. Надо иметь много сил и терпения, чтобы выполнить свой сыновний долг. Но ведь на то мы и люди, чтобы не только брать, но и отдавать долги. В 1967 году Шукшин пишет удивительную статью "Нравственность есть Правда". В ней есть такие строчки: "Есть культурная тетя у меня в деревне, та все возмущается: "Одна ругань! Писатель... " Есть тети в штанах: "грубый мужик". А невдомек им: если бы мои мужики не были грубыми, они не были бы нежными..."
Герои рассказов Шукшина, правда, иногда шокируют нас внешней грубостью и неотесанностью.
Но талант читателя заключается в том, чтобы увидеть в самом непривлекательном человеке искорку доброты, света.
Шукшин говорил: "Как художник я не могу обманывать свой народ - показывать жизнь только счастливой, например.
Правда бывает и горькой... Я верю в силы моего народа, очень люблю свою Родину - и не отчаиваюсь. Напротив".
Писатель ни на миг не отделяет себя от России, русской деревни, ее природы. Его герои ищут основы жизни в родной земле. В частности, в рассказе "Алеша Бесконвойный " главный герой нашел себя в любви ко всему, что его окружает. Он обрел "покой в душе", но ни в коем случае не самоуспокоенность. Величайших русских писателей волновала таинственная зависимость между землей и человеческой совестью. Недаром в "Преступлении и наказании" Раскольников целует землю, герой "Войны и мира" Андрей Болконский приходит к философскому пониманию жизни, глядя в бездонное небо Аустерлица. Егор Прокудин (герой "Калины красной" В. Шукшина) в сцене после свидания с матерью падает на землю, хочет удержаться на ней, ищет в ней поддержку и опору, высший нравственный суд. Искусство должно учить добру.
В. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видит самое дорогое богатство.
"Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке", - говорил он.
С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин.

1. Понятие гуманизма.
2. Пушкин как провозвестник человечности.
3. Примеры гуманистических произведений.
4. Произведения писателя учат быть человеком.

...Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека...
В. Г. Белинский

В словаре литературоведческих терминов можно найти следующее определение термина «гуманизм»: «гуманизм, гуманность — любовь к человеку, человечность, сострадание к человеку в беде, в угнетении, стремление помочь ему».

Гуманизм возник как определенное течение передовой общественной мысли, поднявшее борьбу за права человеческой личности, против церковной идеологии, гнета схоластики, в эпоху Возрождения в борьбе буржуазии против феодализма и стал одной из основных особенностей передовой буржуазной литературы и искусства.

Гуманизмом проникнуто творчество таких русских писателей, отражавших освободительную борьбу народа, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.

А. С. Пушкин — писатель-гуманист, но что это обозначает на практике? Это значит, что для Пушкина огромное значение имеет принцип человечности, то есть в своих произведениях писатель проповедует истинно христианские добродетели: милосердие, понимание, сострадание. В каждом главном герое можно найти черты гуманизма, будь то Онегин, Гринев или безымянный кавказский пленник. Однако для каждого героя понятие гуманизма меняется. Меняется и наполнение этого термина в зависимости от периодов творчества великого русского писателя.

В самом начале творческого пути писателя под словом «гуманизм» зачастую понималась внутренняя свобода выбора человека. Не случайно в то время, когда сам поэт пребывал в южной ссылке, творчество его обогатилось новым типом героя, романтическим, сильным, но несвободным. Две кавказские поэмы — «Кавказский пленник» и «Цыганы» — яркое тому подтверждение. Безымянный герой, плененный и удерживаемый в заточении, однако, оказывается более свободным, чем Алеко, избрав жизнь с кочующим народом. Идея свободы личности занимает в этот период мысли автора и получает оригинальную, нестандартную интерпретацию. Так определяющая черта характера Алеко — эгоизм — становится силой, полностью крадущей внутреннюю свободу человека, тогда как герой «Кавказского пленника», пусть и ограниченный в передвижении, внутренне свободен. Именно это и помогает сделать ему судьбоносный, но сознательный выбор. Алеко же жаждет воли лишь для себя. Поэтому история любви его и цыганки Земфиры, полностью свободной духовно, оказывается печальной — главный герой убивает возлюбленную, разлюбившую его. В поэме «Цыганы» показана трагедия, современного индивидуализма, а в главном герое — характер личности незаурядной, который впервые был обрисован в «Кавказском пленнике» и окончательно воссоздан в «Евгении Онегине».

Следующий период творчества дает новую интерпретацию гуманизма и новых героев. «Борис Годунов» и «Евгений Онегин», написанные в период с 1823 по 1831 год, дают нам новую пищу для размышлений: что же такое человеколюбие для поэта? Этот период творчества представлен более сложными, но при этом цельными характерами главных героев. И Борис, и Евгений — каждый из них стоит перед определенным морально-нравственным выборам, принятие или непринятие которого целиком зависит от их характера. Обе личности трагичны, каждый из них заслуживает жалости и понимания.

Вершиной гуманизма в произведениях Пушкина стал замыкающий период его творчества и такие произведения, как «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Капитанская дочка». Теперь гуманизм и человечность становятся по-настоящему сложными понятиями и включают в себя множество разнообразных характеристик. Это и свобода воли и личности героя, честь и совесть, способность к сочувствию и сопереживанию и, главным образом, способность любить. Не только человека, но и окружающий его мир, природу и искусство должен любить герой, чтобы стать действительно интересным для Пушкина-гуманиста. Для этих произведений характерно также наказание негуманности, в котором четко прослеживается авторская позиция. Если ранее трагизм героя зависел от внешних обстоятельств, то теперь он определяется внутренней способностью к человечности. Каждый, кто осмысленно уходит со светлого пути человеколюбия, обречен на строгое наказание. Антигерой является носителем одного из типов страстей. Барон из «Скупого рыцаря» не просто скупердяй, он носитель страсти обогащения и власти. Сальери жаждет славы, его гнетет также зависть к более счастливому в таланте своем другу. Дон Гуан, герой «Каменного гостя», носитель чувственных страстей, а жители города, уничтожаемого чумой, оказываются во власти страсти упоения. Каждый из них получает по заслугам, каждый) оказывается наказанным.

В этом отношении наиболее значимыми произведениями для раскрытия понятия гуманизм являются «Повести Белкина» и «Капитанская дочка». «Повести Белкина» — особое явление в творчестве писателя, состоящее из пяти прозаических произведений, объединенных единым замыслом: «Станционный смотритель», «Выстрел», «Барышня-крестьянка», «Метель», «Гробовщик». Каждая из новелл посвящена невзгодам и страданиям, выпавшим на долю одного из основных классов — мелкого помещика, крестьянина, чиновника или ремесленника. Каждая из повестей учит нас состраданию, пониманию общечеловеческих ценностей и их принятию. Действительно, несмотря на разницу в восприятии счастья каждым классом, мы понимаем и страшный сон гробовщика, и переживания влюбленной дочери мелкого помещика, и безрассудство армейских чинов.

Венцом гуманистических произведений Пушкина является «Капитанская дочка». Здесь мы видим уже созревшую, сформировавшуюся мысль автора, касающуюся общечеловеческих страстей и проблем. Через сострадание главному герою читатель вместе с ним проходит путь становления сильной, волевой личности, не понаслышке знающей, что такое честь. Раз за разом читатель вместе с главным героем делает нравственный выбор, от которого зависит жизнь, честь и свобода. Благодаря этому читатель растет вместе с героем и учится быть человеком.

В. Г. Белинский сказал о Пушкине: «...Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека...». Действительно произведения Пушкина настолько полны гуманизма, человеколюбия и внимания к непреходящим общечеловечески ценностям: милосердия, сострадания и любви, что по ним, как по учебнику, можно учиться принимать важные решения, беречь честь, любить и ненавидеть — научиться быть человеком.

Человек всегда был и остается центром практически любого литературного произведения. Герой рассказа, повести, романа - чаще всего человек, со своими проблемами, бедами. Человечность же - приверженность общечеловеческим моральным принципам - неотделимый признак человека. И если герой произведения становится бесчеловечен, он превращается в отрицательный персонаж.
Вопрос человечности как способности противостоять мировой несправедливости с помощью внутренних духовных качеств всегда интересовал писателей. Творцы ставили своих героев в самые острые, самые немыслимые ситуации, дабы прояснить «вопрос о человечности», о том, насколько человек может остаться самим собой, когда весь мир против него.
Данную в названии тему хотелось бы рассмотреть на примере повести «Собачье сердце» Булгакова. Это произведение считается одной из вершин сатирической фантастики. В нем Булгаков говорит о трагическом несоответствии достижений науки - стремлении человека изменить мир - и его противоречивой, несовершенной сущности, неспособности предвидеть будущее, здесь он воплощает свою убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед насильственным, революционным методом вторжения в жизнь, об ответственности ученого и страшной, разрушительной силе самодовольного агрессивного невежества. Эти темы вечны, и они не утратили своего значения и теперь.
Но одной из основополагающих тем произведения Булгакова является тема человека и человечности. В «Собачьем сердце» выражается мысль о том, что голый прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель.
В основе понести лежит великий эксперимент. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент - огромный по масштабам и более чем опасный. К попыткам создания нового совершенного общества революционными (не исключающими насилия) методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека писатель относился крайне скептично. Для него это было таким вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными, в том числе и для самих «экспериментаторов». Об этом автор своим произведением и предупреждает читателей.
Герой повести профессор Преображенский пришел в булгаковскую повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная московская интеллигенция. Недавний москвич, Булгаков этот район знал и любил. В Обуховой (Чистом) переулке он поселился, здесь написаны «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Здесь жили люди, близкие ему по духу, по культуре. Прототипом профессора Филиппа Филипповича Преображенского считают родственника Булгакова по матери, профессора Н. М. Покровского. Но, в сущности, в нем отразился тип мышления и лучшие черты того слоя русской интеллигенции, который в окружении Булгакова назывался «Пречистенкой».
Булгаков считал своим долгом «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране». В какой-то степени профессор Преображенский, герой повести Булгакова - воплощение уходящей русской культуры, культуры духа, аристократизма. Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной комфортабельной квартире. Автор любуется культурой его быта, его облика - Михаил Афанасьевич и сам любил аристократизм во всем, одно время он даже носил монокль.
Гордый и величественный профессор Преображенский, который так и сыплет старинными афоризмами, светило московской генетики, гениальный хирург занимается прибыльными операциями но омоложению стареющих дам и бойких стариков: беспощадна авторская ирония - сарказм в отношении процветающих нэпманов.
Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решается посоревноваться с самой Жизнью и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга.
Профессор, осуществляющий превращение пса в человека, носит фамилию Преображенский. А само действие происходит в канун Рождества. Между тем, всеми возможными средствами писатель указывает на противоестественность происходящего, что это есть антитворение, пародия на Рождество. Взаимоотношения ученого и уличного пса Шарика-Шарикова составляют основу сюжетной канвы повести.
Основа повествования - внутренний монолог Шарика, вечно голодного, горемычного уличного пса. Он очень не глуп, по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен НЭПа с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке и пахло сосисками».
Весь продрогший, голодный пес, к тому же ошпаренный, наблюдает жизнь улицы, делает умозаключения: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь». «Повар попадается разный. Например - покойный Влас с Пречистенки. Скольким жизнь спас. « Он сочувствует бедной барышне-машинистке, замерзшей, «бегущей в подворотню в любовниковых фельдеперсовых чулках». «Ей и на кинематограф не хватает, на службе с нее вычли, тухлятиной в столовой накормили, да половину ее столовских сорока копеек завхоз украл». В своих мыслях-представлениях Шарик противопоставляет бедной девушке образ торжествующего хама - нового хозяина жизни: «Я теперь председатель, и сколько ни накраду - все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо». «Жаль мне ее, жаль. А самого себя мне еще больше жаль», - сетует Шарик.
Шарик, в сущности, неплохой пес. И его «собачье» поведение в конечном итоге оказывается лучше «человечьего». Профессор Преображенский пересаживает псу Шарику гипофиз от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот - Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, трижды судим. «Профессия - игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти - удар ножом в сердце в пивной».
В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего «предка». Первые произнесенные им слова были руганью, первое отчетливое слово - «буржуи». А потом слова уличные: «не толкайся! « «подлец», «слезай с подножки» и т.п. В результате эксперимента получился «человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие... Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка». Так же безобразно-вульгарно он и «принарядился».
Чудовищный гомункулус, человек с собачьим правом, «основой» которого был люмпен-пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским, Борменталем и человекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. «Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом».
«- Окурки на пол не бросать - в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите!» - негодует профессор. «- Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, - вдруг плаксиво выговорил ои (Шариков) ... Что вы мне жить не даете? « Вопреки недовольству хозяина дома. Шариков живет по-своему, примитивно-паразитически: днем большей частью спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что «в настоящее время каждый имеет свое право». Усмешка жизни в том, что, едва встав па задние конечности, Шариков готов утеснить, загнать в угол породившего его «папашу» - профессора.
И вот это человекообразное существо требует от профессора документ о проживании, уверенный, что в этом ему поможет домком, который «интересы защищает»:
- Чьи интересы, позвольте осведомиться?
- Известно чьи - трудового элемента. Филипп Филиппович выкатил глаза.
- Почему же вы - труженик?
- Да уж известно, не нэпман. : Из этого словесного поединка, пользуясь растерянностью профессора по поводу его происхождения («вы ведь, так сказать, неожиданно появившееся существо, лабораторное») гомункулус выходит победителем и требует присвоить ему «наследственную» фамилию Шариков, а имя он себе выбирает Полиграф Полиграфович. Он устраивает дикие погромы в квартире, гоняется (по своей собачей сущности) за котами, устраивает потоп... Все обитатели профессорской квартиры деморализованы, ни о каком приеме пациентов и речи быть не может.
В сущности, все эти стремления Шарикова заполучить фамилию, защитить свои интересы, то есть, по сути, естественные человеческие желания - лишь пародия на человека. Неплохой, в сущности, пес превращается в жуткого типа.
Страшно то, что бюрократической системе наука профессора не нужна. Ей ничего не стоит кого угодно назначить человеком. Любое ничтожество, даже пустое место - взять и назначить. Оформив это «назначение» соответствующим образом и отразив в документах. И Шариков - такой «назначенный» человек: искусственно созданный гибрид хорошего пса и плохого гражданина, он получает человечьи черты внешности и замашки животного.
Звездным часом для Полиграфа Полиграфовича явилась его «служба». Исчезнув из дома, он предстает перед изумленным профессором и Борменталем этаким молодцом, полным достоинства и уважения к себе, «в кожаной куртке с чужого плеча, в кожаных же потертых штанах и высоких английских сапожках. Страшный, неимоверный запах котов сейчас же расплылся по всей передней. Ошарашенному профессору он предъявляет бумагу, в которой говорится, что товарищ Шариков состоит заведующим подотделом очистки города от бродячих животных. Конечно, устроил его туда Швондер. На вопрос, почему же от него так отвратительно пахнет, монстр отвечает: «- Ну, что ж, пахнет... известно: по специальности. Вчера котов душили-душили...»
Итак, булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячих собак - в санитары по очистке города от бродячих собак и кошек.
Последний, заключительный аккорд шариковской деятельности - донос-пасквиль на профессора Преображенского.
Нужно отметить, что именно тогда, в тридцатые годы, донос становится одной из основ «социалистического» общества, которое правильней было бы назвать тоталитарным. Так как только тоталитарный режим может иметь в своей основе донос.
Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют все человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы...
И Булгаков делает вывод: носить штаны, иметь имя, фамилию и работу - недостаточно для того, чтобы называться человеком. Профессор Преображенский - личность мыслящая, многого добился в этой жизни, но он совершил ошибку со своим экспериментом, вмешательством в природу.

21.08.2014


Сострадание — это то, что делает нас людьми. Это то, что ведет нас через жизненные перипетии и сумасшествие мира.

Вот 30 самых впечатляющих моментов в истории, которые стали возможными благодаря сочувствию друг к другу. Эти фотографии доказывают, что лучший мир возможен.

1. Военный санитар Ричард Барнетт держит ребенка, семья которого пропала во время перестрелки. Ирак, 2003 год.


2. Российский спецназовец несет ребенка, спасенного из школы, захваченной террористами. Беслан, 2004 год.


3. Медик перевязывает раненого ребенка. Вторая мировая война, 1944 год.


4. Протестующих в Окленде, штат Калифорния, увозят женщину в инвалидной коляске от слезоточивого газа.


5. Врачи-негры оказывают помощь члену Ку-клус-клана.


6. После погромов в Лос-Анджелесе в 1992 году мальчик позирует на фоне солдат Национальной гвардии.


7. Жители Лондона все вместе вышли убирать улицы после погромов и протестов в 2011 году.


8. Жители улиц, где проходили погромы, предлагают чай полицейскому в Лондоне, в 2011 году.


9. Бразильские протестующие принесли офицеру торт на его день рождения.

10. Священник выступает в качестве живого щита во время протестов на Украине в 2014 году.


11. Участник студенческих выступлений в Боготе, Колумбия пытается поцеловать офицера полиции.

12. Американские солдаты толкают машину с двумя тяжело ранеными немецкими солдатами, 26 января 1945 года.


13. Человек играет на пианино перед милицейским заграждением в Киеве, в 2013 году.

14. Женщина защищает раненого демонстранта от военного бульдозера. Египет, 2013 год.


15. Протестующий защищает полицейского от расправы во время протестов против итогов выборов в Иране.

16. Солдат из ГДР, игнорируя приказ, помогает мальчику пересечь Берлинскую стену, чтобы воссоединиться со своей семьей, 1961 год.

17. Журналист спасает ребенка во время гражданской войны в Испании в 1936 году.

18. Митингующие выносят раненого полицейского во время протестов в Турции.

19. Украинский солдат целует подругу сквозь решетку базы, окруженной «вежливыми людьми» в Крыму.

20. Французский солдат помогает семье из Испании после перехода границы во время гражданской войны в 1938 году.

21. Американцы лечат раненого пса во время Второй мировой войны, 1944.

22. Протестующие в Турции промывают глаза собаке, пострадавшей от слезоточивого газа.

23. Сержант Фрэнк Прейтор кормит котенка, мать которого погибла под обстрелом. Корейская война, 1953 год.

Оставаться человеком в любой ситуации - едва ли не основная, первоочередная задача каждого из нас. Это позволяет при любых жизненных неурядицах идти дальше, двигаться вперед и надеяться на лучшее. Именно поэтому формирование человечности - одна из важнейших воспитательных целей для педагогов, преподавателей, родителей и каждого члена социума в целом. В нашей сегодняшней статье мы подробно рассмотрим эту тему.

Такое простое глубокое слово

Представления о нормах этикета, морали постоянно пребывают в динамике, меняются и совершенствуются. То, что было диким несколько веков назад, сегодня кажется нам вполне обыденной вещью, и наоборот.

Каждый из нас может вспомнить те или иные примеры человечности из жизни, которые могут утешить в трудною минуту и вселить уверенность даже в самой сложной ситуации. Это может быть воспоминание о маленьком котенке, снятом с дерева соседским мальчишкой, или бабушкины рассказы о страшном военном времени, когда своего лица не смогли сохранить очень многие.

Выход из безвыходных ситуаций

В условиях вечной спешки, как правило, руководствуется исключительно сегодняшним днем, мало оглядываясь на прошлое. он находит в собственных поступках, действиях своих знакомых или Порой мы даже не обращаем внимание на величие, правильность и красоту того или иного поступка, который совершается с нашим участием или вовсе без него.

Мы находим примеры человечности из жизни в спасенных во время наводнения животных или милостыне, данной бездомному из последних сбережений. Мы поражаемся храбрости и доброте автомобилистов, подбирающих людей, голосующих на дорогах, и впускающих их в свои дом, семью и жизнь.

Мы пересказываем знакомым примеры человечности из жизни, увидев, как пожарные выносят ребенка из горящего дома, а военные перевязывают раны женам противника. Мы замечаем что-то хорошее каждый день, и, пожалуй, именно это позволяет миру размеренно существовать и далее.

Человечность в нечеловеческих условиях

Чего стоит Эдит Пиаф, дававшая концерты немецким солдатам и помогавшая с изготовлением поддельных документов? Или подвиг выносившей еврейских детей из концентрационных лагерей, организованных фашистами?

Скольких духовных сил стоило юной восемнадцатилетней негритянке Кешье Томас закрыть собой расиста на демонстрации? Или священнику, под пулями успокаивавшему солдата во время восстания в Венесуэле?

Все эти примеры - лишь малая, незначительная часть тех прекрасных поступков, которые совершали люди с огромным сердцем.

Литература и реальность

Совершенно неудивительно, что подобного рода подвиги находили и находят отражение в искусстве. Примеры человечности в литературе встречаются практически в каждом произведении. Отыскать их совершенно несложно, если задуматься на данную тему.

Это булгаковская Маргарита, пощадившая Фриду, рыдавшую у ее ног во время бала темных сил. Это Соня, пожалевшая и попытавшаяся исправить Родиона Раскольникова, повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка", подаривший заячий тулуп за помощь в борьбе с метелью. Это огромная галерея персонажей, демонстрирующих примеры человечности в литературе.

Детские книжки

Нередки такие случае и в причем как авторской, так и представленной записанным устным народным творчеством. Герои-помощники в сказках с самого детства рассказывают нам о том, как сохранять человеческое лицо в самых страшных, самых сложных ситуациях, когда, казалось бы, надежды не остается.

Примеры человечности в русской литературе для детей также встречаются достаточно часто. Чего стоит доброжелательность и готовность прийти на помощь доктора Айболита? Или, к примеру, героические поступки Конька-Горбунка, постоянно выручающего из беды главного героя?

Не отстает от отечественной и зарубежная литература. Серия романов о Гарри Поттере, на которой успело вырасти уже не одно поколение, сама по себе становится примером человечности, самопожертвования и любви к жизни.

Воспитание качества в школьниках

Совершенно очевидно, что формирование моральных и должно начинаться еще в раннем детстве, когда наибольшее влияние на личность оказывается семьей в целом и родителями в частности. Однако не менее важно продолжение этого великого дела в стенах школы, на что и направлены усилия педагогов испокон веков.

Помимо чтения литературы, предусмотренной учебной программой, детям, как правило, предлагаются и другие задания, призванные не только совершенствовать навыки письма и рассуждения, но и формировать представления о моральных и эстетических ценностях.

Перед каждым учителем стоит в первую очередь задача привить ребенку человечность. Сочинение "Пример из жизни" или любая другая творческая работа на схожую тематику подходят для этого лучше всего.

На каждом уроке, каждый день перед учениками должна ставиться та или иная проблема, решение которой помогало бы детям хоть на один шаг приблизиться к пониманию идеалов истины, добра и красоты.

Человек всегда должен оставаться человеком, что бы с ним ни происходило, какие бы сюрпризы ни готовила ему жизнь. Фундамент же этого должен закладываться еще в раннем детстве: во время разговоров по душам с родителями, во время просмотра фильмов и прослушивания песен, при написании сочинений-рассуждений и участии в проблемных дискуссиях. Не важно, каким образом это будет происходить, важен лишь результат. Важны действия, которые постоянно будут делать мир лучше и передаваться друзьям, знакомым и совершенно чужим людям в качестве примера поведения, достойного восхищения и подражания.