Принципы воспитания эстетической и художественной культуры личности. Структура эстетической культуры

. Эстетическая культура - это способность личности к полноценному восприятию, правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности, стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты

Эстетическая культура включает в себя следующие компоненты: эстетические восприятия - способность выделять в искусстве и жизни эстетические качества, образы и переживать эстетические чувства; эстетические чувства - эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства; эстетические потребности - потребности в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях; эстетические вкусы - способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов эстетические идеалы - социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе и, обществе, человеке, искусстве; художественные умения, способности в области искусства

Эстетическая культура формируется в процессе художественно-эстетического воспитания, является его целью. Задачи и содержание художественно-эстетического воспитания определяются объемом понятия"Эстетическая культура": развитие эстетического ческого восприятия, вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художньоестетичних умений, творческих способностей здібностей.

Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Большое значение имеет материальная база школы, декоративное оформление помещений, благоустройство пришкольного усадьбы, оформление кабинетов и лабораторий, ко оридорив, других помещений. Не случайно в учебно-воспитательных учреждениях, которыми руководил. А. С. Макаренко, посетители отмечали множество цветов, блестящий паркет, зеркала, белоснежные скатерти в столовых, идет реальными чистоту помещенияннях.

В учебном процессе эстетическому воспитанию способствует преподавание всех предметов. Любой урок, семинар, лекция имеет эстетический потенциал. Этому служит и творческий подход к решению познавательной й задачи, и выразительность слова учителя и учеников, и отбор и оформление наглядного и раздаточного материала, и аккуратность записей и чертежей на доске и в тетрадях и поод.

Предметы эстетического цикла - литература, музыкальное искусство, изобразительное искусство, художественная культура обеспечивают учащимся знания и навыки практической творчества, эстетического поведения. В внеклассной работе и эстетическое воспитание проводится в различных творческих объединениях учащихся (хоровых коллективах, оркестрах народных инструментов, хореографических, фольклора, изобразительного искусства и т.д.), творческих объединения х школьников, связанные с возрождением народных ремесел и декоративно-прикладного творчества (рушникарства, ковроткачества, резьбы и других ремесел), в художественных кружках, студиях, клубах, театрах тощ в. Способствуют эстетическому воспитанию учащихся экскурсии к природе, вечера и утренники, посвященные жилье и творчестве выдающихся украинских и зарубежных композиторов и исполнителей (например,"Песни о. Родин в","Музыка украинских композиторов","Музыка XXI века"и т.п.), конференции по изобразительному искусству ("Украинское изобразительное искусство","Шедевры мирового изобразительного искусства","Мистецт во и жизнь"), экспедиции (фольклорные, этнографические), проведение традиционных обрядовых праздников ко дню. Святого. Николая,. Калиты,. Масленицы и и обрядових свят до дня. Святого. Миколая,. Калити,. Масляної та ін.

38 Формирование физической культуры

. Физическая культура - это сложившийся образ жизни человека, направленный на укрепление здоровья, закаливание организма, гармоничное развитие форм, функций и возможностей человека, формированию жизненно важных двигательных их навыков и умений.

1. Морфологическое и функциональное совершенствование организма, закрепление его устойчивости перед неблагоприятными условиями внешней среды, предупреждения заболеваний и здравоохранение

2. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств. Способность человека к выполнению многих действий обеспечивается высоким и гармоничным развитием всех физических качеств: силы (способности преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий) выносливости (способности выполнять работу длительное время), ловкости (способности быстро усваивать новые движения и успешно действовать в изменяющихся условиях), скорости (способности выполнять движения за минимальное время)

3. Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков: бега, прыжков, плавания, ходьбы на лыжах

4. Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Для я формирования такой готовности необходимо организовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать ей разумный выход. Интерес и удовольствие, которые учащиеся получают в процессе физических упражнений, постепе во переходят в привычку систематически заниматься ими, которая затем превращается в постоянную потребностейребу.

5. Приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. Учащиеся должны иметь четкое представление о режиме дня, гигиену питания, сна, значение физической культуры и спорт ту для укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности, о гигиенических правилах занятий физическими упражнениями, гигиенические требования закалки время они овладевают приемами самоконтроля за свое ю работоспособностью, утомляемостью, общим чувстватям.

Основными средствами воспитания физической культуры учащихся являются физические упражнения, природные и гигиенические факторы

Во физическими упражнениями понимают двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с содержанием физической культуры. К физических упражнений принадлежит гимнастика, игры, туризм, спорт

С педагогической точки зрения ценность гимнастики заключается в том, что она способна избирательно воздействовать на организм или на развитие его основных систем и функций. Гимнастика бывает основной, гигиенической, спортсмены ивною, художественной, производственной, лечебной. Согласно учебной программе по физической культуре учащиеся занимаются преимущественно основной гимнастикой (построения и перестроения, упражнения с предметами и без них, хо дьба, бег, прыжки, метание, элементарные акробатические упражнения и т.д.). Она развивает физические силы ребенка, сообразительность, ловкость, инициатививу.

. Туризм - это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, которые организуют для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В них учащиеся физически закаляются ся, учатся быть выносливыми, приобретают опыт коллективной жизни и деятельности, ответственного отношения к природи.

. Спорт . В отличие от физической культуры, спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений на тренировках и особенно на соревнованиях ученики преодолевают значительные физические и н нервные нагрузки, выявляют и развивают двигательные и морально-волевые качеі.

. Природные факторы - солнечные лучи, воздух, вода выступают неотъемлемым компонентом всех видов двигательной деятельности учащихся, усиливая оздоровительное воздействие на них. Кроме того, они являются источником специально организованных процедурах ур: солнечных и воздушных ванн, обтираний, обливанийь.

. Гигиенические факторы требуют строгого соблюдения санитарно-гигиенических требований при проведении физкультурных занятий, учебной работы, отдыха, питания и др.; в строительстве, реконструкции, благоустройстве, содержании шк кильних помещений, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка), в подборе орудий, инвентаря и обл аднання (по размерам, весу и обустройством они должны соответствовать возрасту и полу учащихся) для занятий физическими упражнениями; в соблюдении режима дня, который определяет строгий распорядок и целесообразное дежурств ния труда и отдыхау.

Формированию здоровьесберегающей компетентности служат тренинговые программы"Философия здоровья","Здоровый образ жизни","Красота спасет мир","Выбери жизнь без наркотиков","За будущее без. СПИДа"; пр роекты"Модель здоровья украинской нации","Здоровье - самая большая ценность человека"; кружки, секции, соревнования и др."я - найбільша цінність людини"; гуртки, секції, змагання та інше.

В основе воспитания физической культуры школьников должны лежать глубокие мировоззренческие, культурологические идеи о смысле человеческой жизни. Они утверждают идеал здорового гармонично развитой личности и том м играют особую роль в становлении здорового образа жизния.

Базовыми категориями эстетической культуры личности являются эстетическое сознание, художественно-эстетическое восприятие, эстетическое чувство, эстетическое переживание, эстетическая потребность, эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое суждение.

Эстетическое сознание включает в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критериев.

Важнейшим элементом эстетического сознания человека является художественно-эстетическое восприятие. Восприятие - исходный этап общения с искусством и красотой действительности, психологическая основа эстетического отношения к миру.

Художественно-эстетическое восприятие проявляется в способности человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства.

Эстетическое чувство - субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства.

Эстетическое переживание - состояние потрясения, просветления, страдания, радости, восторга и др. Эстетические переживания способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей.

Эстетическая потребность проявляется как устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями.

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал - социально обусловленное представление о современной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Эстетическое сознание в единстве с эстетическим чувством рождает художественно-эстетический вкус как тонкое и сложное умение видеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценить его.

На этой основе развивается способность эстетического суждения -доказательной, аргументированной, обоснованной оценки эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы.

Формирование эстетической культуры осуществляется в процессе эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать

прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по «законам красоты».

Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие -организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей.

Сердцевиной эстетического воспитания является воздействие на личность средствами искусства и осуществление на его основе художественного воспитания.

Художественное воспитание - целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности.

В основе организации системы эстетического воспитания лежит ряд принципов:

Всеобщность эстетического воспитания;

Комплексный подход ко всему делу воспитания;

Сочетание классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством через средства массовой информации;

Связь художественно-эстетической деятельности с жизнью, практикой обновления общества;

Единства художественного и психического развития;

Художественной деятельности и самодеятельности детей;

Эстетизация всей жизни;

Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Критерии сформированности эстетической культуры:

Наличие стремления к общению с искусством и природой;

Наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты и нетерпимости к безобразному;

Умение воспринять искусство, сопереживать и получать наслаждение от высокохудожественных образцов;

Умение дать эстетическую оценку произведению искусства и объекту природы;

Способность художественно-творческого самовыражения;

Эстетизация отношений с окружающими людьми;

Знание основ народного творчества, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению.

Еще по теме § 4. Формирование эстетической культуры личности:

  1. ЗАНЯТИЕ № 20 ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Понятие об эстетической культуре личности. Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Эстетика детской жизни. Человек по натуре своей - художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М. Горького представляется нам чрезвычайно важной. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического развития личности.

Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.

Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятельность учения. В математике, например, нередко говорят: "Красивое, изящное решение или доказательство", понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между воспитанниками, между старшими и младшими школьниками. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педагогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.

В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта.

Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. Детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе, в квартире. Чрезвычайно большой интерес в этом плане представляет опыт А. С. Макаренко. Побывавшие в руководимых им учебно-воспитательных учреждениях очевидцы рассказывали об обилии цветов, о сверкающем паркете, зеркалах, белоснежных скатертях в столовых, идеальной чистоте в помещениях.

Эстетическое восприятие природы. Природа - ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. "А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?" - писал К.Д.Ушинский. "Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога..."

Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе - красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении.

В процессе формирования эстетической культуры учащихся важная роль принадлежит курсам биологии и географии, которые в значительной мере строятся на непосредственном изучении и наблюдении явлений природы. Во время экскурсий и прогулок на природе у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воссоздающее воображение и образное мышление. Большой интерес у школьников вызывают экскурсии на такие темы, как "В багрец и золото одетые леса", "Весны желанные приметы", "Природа и фантазия", "Цветы наших полей", "Осенний букет", "Памятники культуры нашего края" и др. Во время экскурсий ученики выполняют различные задания: делают наброски и зарисовки с натуры, фотографируют любимый уголок, собирают материалы для коллекции, находят отмершие ветки, корни, сучки, наплывы на деревьях, используя их для поделок и миниатюрной скульптуры.

Педагогам следует чаще обращаться к произведениям писателей, композиторов, художников, воспевших красоту природы. Учащимся можно предложить для раздумий и обсуждений такие, например, вопросы и задания: найдите и прочтите любимые вами описания лесов, полей, степей, рек, озер, гор; выпишите понравившиеся вам высказывания о природе; чему вас учит общение с природой; опишите любимый уголок природы; как вы себе представляете основные правила поведения в природе; пробовали ли вы отобразить свои впечатления о природе в стихах, рассказах, рисунках, поделках?

Воспитанию эстетического отношения к природе активно способствуют беседы и конференции по произведениям художественной литературы ("Белый Бим - Черное ухо" Г. Троепольского, "Не стреляйте в белых лебедей" Б. Васильева, "Белый пароход", "Плаха" Ч.Айтматова, "Царь-рыба" В.Астафьева, "Русский лес" Л.Леонова, "Прощание с Матерой" В.А.Распутина, повести и рассказы В.Белова, Ю.Казакова, В.Солоухина).

Формирование эстетической культуры средствами искусства. Художественные потенции человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.

Учебный план общеобразовательной школы включает дисциплины художественного цикла - литературу, музыку, изобразительное искусство.

Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо знания ряда художественных произведений, человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не убивает (как это иногда утверждают) эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмысленным.

Одно из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости - развитие культуры чтения. На уроках родного языка учащиеся учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления.

Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного. Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций, т.е. передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом. И как бы ни был мал и ограничен этот опыт, он все же придает исполнению учащегося свежесть и неповторимое своеобразие.

Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Большое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомление с элементарными основами музыкальной грамоты.

Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это, в свою очередь, требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформировать у них умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Основами реалистического изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности, как фактура материала, цвет-линия-объем, светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, композиция.

Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства. С целью формирования у учащихся представлений о жизненности искусства с ними проводят занятия: "Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя", "Искусство вокруг нас", "Ты и искусство", "Каждый народ - художник", "Изобразительное искусство и мир интересов человека", "Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека".

Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и программой, ограниченны. Эта ограниченность должна быть компенсирована в системе дополнительного образования.

Большое распространение получили беседы, лекции, встречи за круглым столом, университеты культуры, клубы друзей искусства. Утвердилась такая форма эстетического воспитания, как музыкальная фонотека, в которую включаются записи лучших исполнителей - солистов, хоровых и оркестровых коллективов. Школьники знакомятся с языком и жанрами музыки, изучают музыкальные инструменты, голоса, узнают о жизни и творчестве композиторов. Особенно эмоционально дети отзываются на песни, в которых воспеты мужественные, беззаветно преданные своему делу люди, раскрывается романтика борьбы и подвигов.

Большую роль в формировании эстетической культуры учащихся играют кино-, видео- и телефильмы. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. В ряде школ с этой целью введен факультативный курс "Основы киноискусства", организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры.

Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, создавать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.

Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.

77 78 79 ..

§ 5. Формирование эстетической культуры учащихся

Понятие об эстетической культуре личности

Формирование эстетической культуры - это процесс целе­направленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечи­вает удовлетворение от того, что является действительно эстети­чески ценным. Одновременно с этим у школьников воспитыва­ется стремление и умения вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразно­го, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Формирование эстетической культуры не только расширение художественного кругозора, списка рекомендуемых книг, кино­фильмов, музыкальных произведений. Это - организация чело­веческих чувств, духовного роста личности, регулятор и коррек­тив поведения. Если проявление стяжательства, мещанства, пош­лости отталкивает человека своей антиэстетичностью, если школьник способен чувствовать красоту положительного поступ­ка, поэзию творческого труда - это говорит о его высоком уровне эстетической культуры. И наоборот, есть люди, которые читают романы и стихи, посещают выставки и концерты, осведомлены о событиях художественной жизни, но нарушают нормы обще­ственной морали. Такие люди далеки от подлинной эстетической культуры. Эстетические взгляды и вкусы не стали их внутренней принадлежностью.

Система работы школы по формированию эстетической культуры. Эстетика детской жизни

Человек по натуре своей - художник. Он всюду так или ина­че стремится вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М.Горь­кого представляется нам чрезвычайно важной. Эстетическое ос­воение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало зало­жено в самом человеческом труде, в деятельности человека, на­правленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного состав­ляют фундамент эстетического развития личности.

Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обу­зу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухо­творен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохнове­нием, увлеченностью. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловко­сти, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.

Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятель­ность учения. В математике, например, нередко говорят: "Кра­сивое, изящное решение или доказательство", понимая под этим его простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаи­моотношениях между учащимися и учителями, между воспитан­никами, между старшими и младшими школьниками. Примитив­ные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педагогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.

В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетическо­го оформления ближайшего окружения и быта.

Важно пробудить у школьников стремление утверждать кра­соту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, зани­маются делом или отдыхают. Чрезвычайно большой интерес в этом плане представляет опыт А. С. Макаренко. В руководимых им учебно-воспитательных учреждениях очевидцы отмечали массу цветов, сверкающий блеском паркет, зеркала, белоснежные ска­терти в столовых, идеальную чистоту в помещениях.

Ничем не заменимый источник прекрасного - природа. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. "А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?" - писал К.Д.Ушинский. "Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное вос­питательное влияние на развитие молодой души, с которым труд­но соперничать влиянию педагога...".*

* Ушинский К.Д. Биографические материалы // Собр. соч.: В 11 т. Т. 11. - М., 1952. С. 52 - 53.

Формирование эстетической культуры средствами искусства

Художественные потенции человека, его эстетические возмож­ности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материаль­ного производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действи­тельности.

Учебный план общеобразовательной школы включает дисцип­лины художественного цикла - литературу, музыку, изобразитель­ное искусство, они соединяют в себе сложную совокупность самого искусства, науки о нем, навыков практического творчества.

Эстетическое развитие личности средствами искусства при­нято в педагогике называть художественным воспитанием. Об­ращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-про­фессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо знания ряда художественных произведений человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных худо­жественных впечатлений знанием законов искусства и мастерст­ва художника отнюдь не убивает (как это иногда утверждают) эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмыс­ленным.

Одно из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости - развитие культуры чтения. На уро­ках родного языка учащиеся учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произ­ведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и харак­теристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумы­ваться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления.

Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эс­тетической деятельности, которая характеризуется определенны­ми результатами и предполагает, что во время занятий искусст­вом учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы пре­красного. Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциа­ций, т.е. передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом. И как бы ни был мал и ограни­чен этот опыт, он все же придает исполнению учащегося свежесть и неповторимое своеобразие.

Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание героиче­ских и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Боль­шое место в школе отводится прослушиванию музыкальных про­изведений в записи, а также ознакомлению с элементарными ос­новами музыкальной грамоты.

Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это в свою очередь требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформи­ровать у них умения пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Основами реалистического изображения ученики овладевают бла­годаря обучению их таким средствам художественной выразитель­ности, как фактура материала, цвет - линия - объем, светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, композиция.

Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубеж­ного изобразительного искусства и архитектуры, научить пони­мать выразительный язык художника, неразрывную связь содер­жания и художественной формы, воспитать эмоционально-эсте­тическое отношение к произведениям искусства. Принцип свя­зи искусства с жизнью реализуется в идейно-тематическом содер­жании занятий: "Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя", "Ис­кусство вокруг нас", "Ты и искусство", "Каждый народ - худож­ник", "Изобразительное искусство и мир интересов человека", "Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека".

Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и про­граммой, ограничены. Поэтому они должны быть компенсирова­ны в системе дополнительного образования.

Большое распространение получили беседы, лекции, встречи за "круглым столом", университета культуры, клубы друзей ис­кусства. Утвердилась такая форма эстетического воспитания, как музыкальная фонотека, в которую включаются записи лучших исполнителей - солистов, хоровых и оркестровых коллективов. Слушая произведения Глинки, Чайковского, Шостаковича, Римского-Корсакова, Прокофьева, школьники знакомятся с языком и жанрами музыки, изучают музыкальные инструменты, голоса, узнают о жизни и творчестве композиторов.

Дети особенно эмоционально отзываются на песни, в которых воспеты мужественные, беззаветно преданные своему делу люди, раскрывается романтика борьбы и подвигов.

Большую роль в формировании эстетической культуры уча­щихся играют кино и телефильмы. Восприятие экранизирован­ных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. Важно научить школьников пра­вильно смотреть и понимать кино и телефильмы. В ряде школ с этой целью введен факультативный курс "Основы киноискусст­ва", организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры.

Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо, разумеется, предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, но самое глав­ное - создать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.

Социально-педагогические исследования показали, что школьни­ки довольно интенсивно посещают кино, смотрят видеофильмы, к остальным же видам искусства обращаются явно недостаточно.

Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь "по законам красоты".

Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим у школьников воспитываются стремление и умения вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Формирование эстетической культуры - не только расширение художественного кругозора, списка рекомендуемых книг, кинофильмов, музыкальных произведений, но и организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор поведения. Если проявление стяжательства, мещанства, пошлости отталкивает человека своей антиэстетичностью, если школьник способен чувствовать красоту положительного поступка, поэзию творческого труда - это говорит о его высоком уровне эстетической культуры. И наоборот, есть люди, которые читают романы и стихи, посещают выставки и концерты, осведомлены о событиях художественной жизни, но нарушают нормы общественной морали. Такие люди далеки от подлинной эстетической культуры. Эстетические взгляды и вкусы не стали их внутренней принадлежностью.

Система работы школы по формированию эстетической культуры. Эстетика детской жизни.

Человек по натуре своей - художник. Он всюду так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М. Горького представляется нам чрезвычайно важной. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи иди музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной па преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического развития личности.

Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.

Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятельность учения. В математике, например, нередко говорят: "Красивое, изящное решение или доказательство", понимая под этим его простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между воспитанниками, между старшими и младшими школьниками. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педагогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.

В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта.

Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. Чрезвычайно большой интерес в этом плане представляет опыт А. С. Макаренко. В руководимых им учебно-воспитательных учреждениях очевидцы отмечали массу цветов, сверкающий блеском паркет, зеркала, белоснежные скатерти в столовых, идеальную чистоту в помещениях.

Ничем не заменимый источник прекрасного - природа. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. "А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? - писал К. Д. Ушинский. - Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога...".