Про богатыря илью муромца. Русские богатыри. Былины. Героические сказки. Илья Муромец и Соловей разбойник

Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод. Илья́ Му́ромец (полное былинное имя - Илья Муромец сын Ивана) - один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Жил он 800 лет назад.
Я иду служить за веру христианскую,
И за землю русскую,
Илья́ Му́ромец идеал героя-воина, народного заступника. Жил он 800 Да и за стольный Киев град,
лет назад. За вдов, за сирот, за бедных людей
И за тебя, молодую княгиню, вдовицу Апраксию

В городе Муроме, в селе Кара­ча­рове, живет Илья, крестьян­ский сын. Трид­цать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его роди­тели уходят и он оста­ется один, под окнами оста­нав­ли­ва­ются двое калик пере­хожих и просят Илью отво­рить им ворота и пустить в дом. Тот отве­чает, что не может встать, но они повто­ряют свою просьбу. Тогда Илья подни­ма­ется, впус­кает калик, а те нали­вают ему чарку медо­вого питья. Сердце Ильи разо­гре­ва­ется, и он чует в себе силу. Илья благо­дарит калик, а те говорят ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим бога­тырем и ему не грозит смерть в бою: он будет биться со многими могу­чими бога­ты­рями и побеж­дать их. Но со Свято­гором калики не сове­туют Илье сражаться, потому что Свято­гора сама земля через силу носит - так он дороден и могуч. Не должен Илья биться и с Самсоном-бога­тырем, потому что у того на голове семь волосов ангель­ских. Калики также предо­сте­ре­гают Илью, чтобы тот не вступал в едино­бор­ство с родом Мику­ловым, ибо этот род любит мать-сыра земля, и с Вольгой Сесла­вичем, потому что Вольга побеж­дает не силой, но хитро­стью. Калики учат Илью, как добыть бога­тыр­ского коня: надо купить первого попав­ше­гося жереб­чика, держать его три месяца в срубе и кормить отборным пшеном, потом три ночи подряд выгу­ли­вать по росе, а когда жеребчик станет пере­пры­ги­вать через высокий тын, на нем можно ездить.
Калики уходят, а Илья отправ­ля­ется в лес, на поляну, которую надо очистить от пней и коряг, и справ­ля­ется с этим в одиночку. Наутро его роди­тели идут в лес и обна­ру­жи­вают, что кто-то сделал за них всю работу. Дома они видят, что их немощный сын, который трид­цать лет не мог подняться с места, ходит по избе. Илья расска­зы­вает им о том, как выздо­ровел. Илья отправ­ля­ется в поле, видит хилого бурого жереб­чика, поку­пает его и ухажи­вает за ним так, как его научили. Через три месяца Илья садится на коня, берет у роди­телей благо­сло­вение и выез­жает в чистое поле.

Отстояв заут­реню в Муроме, Илья отправ­ля­ется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный град Киев. По дороге он осво­бож­дает от осады Чернигов и один разби­вает целую враже­скую армию. Он отка­зы­ва­ется от пред­ло­жения горожан стать в Черни­гове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев. Те отве­чают бога­тырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Черной Грязи, близ речки Сморо­дины, непо­да­леку от слав­ного Лева­ни­дова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одих­ман­тьев сын, и своим криком и посви­стом убивает в округе все живое. Но бога­тырь не боится встречи со злодеем. Он подъ­ез­жает к речке Сморо­дине, а когда Соловей-разбойник начи­нает свистать по-соло­вьи­ному и кричать по-звери­ному, Илья стрелой выби­вает разбой­нику правый глаз, присте­ги­вает его к стре­мени и едет дальше.
Когда он проез­жает мимо жилища разбой­ника, его дочери просят своих мужей выру­чить отца и убить мужика-дере­вен­щину. Те хвата­ются за рога­тины, но Соловей-разбойник убеж­дает их не биться с бога­тырем, а пригла­сить в дом и щедро одарить, только бы Илья Муромец его отпу­стил. Но бога­тырь не обра­щает внимания на их посулы и отвозит плен­ника в Киев.
Князь Владимир пригла­шает Илью отобе­дать и узнает от него, что бога­тырь ехал прямой дорогой мимо Черни­гова и тех самых мест, где обитает Соловей-разбойник. Князь не верит бога­тырю, пока тот не пока­зы­вает ему пленен­ного и ране­ного разбой­ника. По просьбе князя Илья прика­зы­вает злодею впол­силы засви­стать по-соло­вьи­ному и заре­веть по-звери­ному. От крика Соловья-разбой­ника кривятся маковки на теремах и умирают люди. Тогда Илья Муромец увозит разбой­ника в поле и срубает ему голову.

Несметное войско татар под пред­во­ди­тель­ством Идолища осаждает Киев. Идолище явля­ется к самому князю Влади­миру, и тот, зная, что никого из бога­тырей нет побли­зости, пуга­ется и пригла­шает его к себе на пир. Илья Муромец, который в это время нахо­дится в Царь-граде, узнает про беду и тотчас отправ­ля­ется в Киев.
По дороге он встре­чает старца пили­грима Ивана, берет у него клюку и меня­ется с ним одеждой. Иван в платье бога­тыря идет на пир к князю Влади­миру, а Илья Муромец приходит туда же под видом старца. Идолище спра­ши­вает у мнимого бога­тыря, каков из себя Илья Муромец, много ли он ест и пьет. Узнав от старца, что бога­тырь Илья Муромец ест и пьет совсем немного по срав­нению с бога­ты­рями татар­скими, Идолище насме­ха­ется над русскими воинами. Илья Муромец, пере­одетый пили­гримом, вмеши­ва­ется в разговор с изде­ва­тель­скими словами о прожор­ливой корове, которая так много ела, что от жадности лопнула. Идолище хвата­ется за нож и бросает его в бога­тыря, но тот ловит его на лету и срубает Идолищу голову. Потом выбе­гает во двор, пере­би­вает клюкой всех татар в Киеве и избав­ляет от плена князя Влади­мира.

Илья Муромец едет по полю, выез­жает на Святые горы и видит могу­чего бога­тыря, который дремлет, сидя на коне. Илья удив­ля­ется, что тот спит на ходу, и с разбега сильно ударяет его, но бога­тырь продол­жает спокойно спать. Илье кажется, что он нанес недо­ста­точно сильный удар, он бьет его еще раз, уже сильнее. Но тому все нипочем. Когда же Илья изо всей силы бьет бога­тыря в третий раз, тот наконец просы­па­ется, хватает Илью одной рукой, кладет себе в карман и возит с собой двое суток. Наконец конь бога­тыря начи­нает споты­каться, а когда хозяин корит его за это, конь отве­чает, что ему трудно одному возить двоих бога­тырей.
Святогор брата­ется с Ильей: они меня­ются натель­ными крестами и стано­вятся отныне кресто­выми братьями. Вместе ездят они по Святым горам и однажды видят чудо чудное: стоит большой белый гроб. Начи­нают они гадать, для кого пред­на­значен этот гроб. Сначала в него ложится Илья Муромец, но Святогор говорит ему, что этот гроб не для него, и ложится в него сам, а назва­ного кресто­вого брата просит закрыть его дубо­выми досками.
Через неко­торое время Святогор просит Илью убрать дубовые доски, которые закры­вают гроб, но, как Илья ни стара­ется, он не может их даже сдви­нуть. Тогда Святогор пони­мает, что пришло время ему умирать, и начи­нает исхо­дить пеной. Перед смертью Святогор говорит Илье, чтобы тот слизал эту пену, и тогда никто из могучих бога­тырей не срав­нится с ним по силе.

Стольный князь Владимир устра­и­вает пир для князей, бояр и бога­тырей, а лучшего из бога­тырей, Илью Муромца, не пригла­шает. Илья сердится, берет лук со стре­лами, сбивает золо­ченые маковки с церквей и созы­вает голь кабацкую - соби­рать золо­ченые маковки и нести в кабак. Князь Владимир видит, что вся город­ская голь соби­ра­ется вокруг бога­тыря и вместе с Ильей они пьют и гуляют. Опасаясь, как бы не вышло беды, князь сове­ту­ется с боярами, кого им послать за Ильей Муромцем, чтобы пригла­сить его на пир. Те подска­зы­вают князю послать за Ильей его назва­ного кресто­вого брата, Добрыню Ники­тича. Тот приходит к Илье, напо­ми­нает ему, что у них с самого начала был уговор, чтобы мень­шему брату слушаться боль­шего, а боль­шему - мень­шего, а потом зовет его на пир. Илья усту­пает своему кресто­вому брату, но говорит, что никого другого не стал бы и слушать.
Вместе с Добрыней Ники­тичем Илья приходит на княже­ский пир. Князь Владимир сажает их на почетное место и подносит вина. После угощения Илья, обра­щаясь к князю, говорит, что, если бы князь послал к нему не Добрыню Ники­тича, а кого-нибудь другого, он не стал бы даже слушать послан­ного, а взял бы стрелу и убил бы князя с княгиней. Но на этот раз бога­тырь прощает князя Влади­мира за причи­ненную обиду.

Стольный князь Владимир гнева­ется на Илью Муромца и сажает его на три года в глубокий погреб. Но дочь князя не одоб­ряет решение отца: тайком от Него она делает поддельные ключи и через своих дове­ренных людей пере­дает бога­тырю в холодный погреб сытную еду и теплые вещи.
В это время на Киев соби­ра­ется идти войной Калин-царь и грозит разо­рить город, сжечь церкви и выре­зать все насе­ление вместе с князем Влади­миром и Апраксой-короле­вичной. Калин-царь отправ­ляет в Киев своего послан­ника с грамотой, в которой сказано, что князь Владимир должен очистить все улицы стре­лецкие, все дворы и пере­улки княже­ские и всюду наста­вить полных бочонков хмельных напитков, чтобы было чем разгу­ляться татар­скому войску. Князь Владимир пишет ему в ответ повинную грамоту, в которой просит у Калина-царя три года, чтобы очистить улицы и припасти хмельных напитков.
Проходит указанный срок, и Калин-царь с огромным войском осаждает Киев. Князь отча­и­ва­ется, что нет в живых Илья Муромца и некому защи­тить город от непри­я­теля. Но княже­ская дочь говорит отцу, что бога­тырь Илья Муромец жив. Обра­до­ванный князь выпус­кает бога­тыря из погреба, расска­зы­вает ему про беду и просит постоять за веру и отече­ство.
Илья Муромец седлает коня, наде­вает доспехи, берет лучшее оружие и отправ­ля­ется в чистое поле, где стоит неис­чис­лимая татар­ская рать. Тогда Илья Муромец отправ­ля­ется на поиски свято­рус­ских бога­тырей и находит их в белых шатрах. Двена­дцать бога­тырей пригла­шают его вместе с ними отобе­дать. Илья Муромец расска­зы­вает своему крест­ному батюшке, Самсону Самой­ло­вичу, что Калин-царь грозит захва­тить Киев, и просит у него помощи, но тот отве­чает, что ни он, ни остальные бога­тыри не станут помо­гать князю Влади­миру, который поит и кормит многих князей и бояр, а они, свято­рус­ские бога­тыри, никогда ничего доброго от него не видели.
Илья Муромец в одиночку напа­дает на татар­ское войско и начи­нает топтать врагов конем. Конь же говорит ему, что одному Илье с тата­рами не спра­виться, и расска­зы­вает, что татары сделали в поле глубокие подкопы и этих подкопов три: из первого и второго конь сможет вывезти бога­тыря, а из третьего - только сам выбе­рется, а Илью Муромца вывезти не сумеет. Бога­тырь сердится на коня, бьет его плеткой и продол­жает сражаться с врагами, но все случа­ется так, как и говорил ему конь: из третьего подкопа он не может вывезти хозяина, и Илья попа­дает в плен.
Татары зако­вы­вают ему руки и ноги и отводят в палатку к Калину-царю. Тот прика­зы­вает раско­вать бога­тыря и пред­ла­гает ему служить у него, но бога­тырь отка­зы­ва­ется. Илья выходит из палатки Калина-царя, а когда татары пыта­ются его задер­жать, бога­тырь хватает одного из них за ноги, и, разма­хивая им как дубиной, проходит сквозь все татар­ское войско. На свист бога­тыря к нему прибе­гает его верный конь. Илья выез­жает на высокую гору и оттуда стре­ляет из лука в сторону белых шатров, чтобы каленая стрела сняла крышу с шатра и сделала цара­пину на груди его крест­ного батюшки, Самсона Самой­ло­вича Тот просы­па­ется, дога­ды­ва­ется, что стрела, которая сделала цара­пину ему на груди, - это весть от его крест­ника, Ильи, и прика­зы­вает бога­тырям седлать коней и ехать к столь­ному городу Киеву на помощь Илье Муромцу.
В чистом поле к ним присо­еди­ня­ется Илья, и они разго­няют все татар­ское войско. Калина-царя они берут в плен, привозят к князю Влади­миру в Киев, и тот согла­ша­ется не казнить врага, а брать с него богатую дань.

По Хвалын­скому морю двена­дцать лет плавает Сокол-корабль, ни разу не прича­ливая к берегу. Корабль этот дивно украшен: нос и корма - в виде морды звериной, и у нее вместо глаз - два яхонта, а вместо бровей - два соболя. На корабле поме­ща­ются три церкви, три мона­стыря, три торго­вища немецких, три госу­да­ревых кабака, и живут там три разных народа, которые не знают языка друг друга.
Хозяин корабля - Илья Муромец, а верный его слуга - Добрыня, Никитин сын. Турецкий пан, Салтан Салта­нович, заме­чает с берега Сокол-корабль и прика­зы­вает своим гребцам плыть к Соколу-кораблю и взять Илью Муромца в плен, а Добрыню Ники­тича убить. Илья Муромец слышит слова Салтана Салта­но­вича, накла­ды­вает каленую стрелу на свой тугой лук и приго­ва­ри­вает над ней, чтобы летела стрела прямо в город, в зеленый сад, в белый шатер, за золотой стол, где сидит Салтан, и чтобы она прон­зила Салтану сердце. Тот слышит слова Ильи Муромца, пуга­ется, отка­зы­ва­ется от своего ковар­ного замысла и впредь заре­ка­ется иметь дело с могучим бога­тырем.

Неда­леко от города на заставе пятна­дцать лет живут трид­цать бога­тырей под началом Ильи Муромца. Бога­тырь подни­ма­ется на заре, берет подзорную трубу, смотрит во все стороны и видит, как с западной стороны прибли­жа­ется неиз­вестный бога­тырь, подъ­ез­жает к белому шатру, пишет грамоту и пере­дает Илье Муромцу. А в той грамоте неиз­вестный бога­тырь написал, что он едет в стольный город Киев - церкви и госу­да­ревы кабаки огнем пожечь, иконы в воде утопить, печатные книги в грязи истоп­тать, князя в котле сварить, а княгиню с собой забрать. Илья Муромец будит свою дружину и расска­зы­вает про неиз­вест­ного удальца и про его послание. Вместе со своими бога­ты­рями он думает, кого послать вдогонку за чужаком. Наконец он решает послать Добрыню Ники­тича.
Добрыня дого­няет неиз­вест­ного в чистом поле и пыта­ется всту­пить с ним в разговор. Сначала чужак не обра­щает на слова Добрыни ника­кого внимания, а потом пово­ра­чи­ва­ется, одним ударом снимает Добрыню с коня и велит ему ехать назад к Илье Муромцу и спро­сить у него, почему он, Илья, сам не поехал за ним.
Присты­женный Добрыня возвра­ща­ется и расска­зы­вает, что с ним произошло. Тогда сам Илья садится на коня, чтобы догнать чужака и раскви­таться с ним. Своим дружин­никам он говорит, что не успеют они щи сварить, как он вернется с головой дерз­кого удальца.
Илья дого­няет неиз­вест­ного бога­тыря, и они всту­пают в поединок. Когда лома­ются их сабли, они берутся за палицы, пока те не распа­и­ва­ются, потом хвата­ются за копья, а когда лома­ются и копья, всту­пают в руко­пашный бой. Так они дерутся целые сутки, но ни один не может ранить другого. Наконец у Ильи подла­мы­ва­ется нога, и он падает. Сокольник соби­ра­ется зако­лоть бога­тыря, но Илье удается сбро­сить с себя врага Он придав­ли­вает Соколь­ника к земле и, прежде чем зако­лоть его кинжалом, спра­ши­вает, кто он такой, какого роду и племени. Тот отве­чает Илье, что его мать - Злато­горка, удалая бога­тырка одно­окая. Так Илья узнает, что Сокольник - его родной сын.
Илья просит сына, чтобы тот привез свою мать в Киев, и обещает, что отныне он будет первым бога­тырем в его дружине. Однако, Соколь­ника берет досада, что мать скрыла от него, чей он сын. Он приез­жает домой и требует у нее ответа. Старушка во всем призна­ется сыну, а тот, разгне­вав­шись, убивает ее. После этого Сокольник сразу же едет на заставу, чтобы убить и Илью Муромца. Он входит в шатер, где спит его отец, берет копье и ударяет его в грудь, но копье попа­дает в золотой нательный крест. Илья просы­па­ется, убивает сына, отры­вает ему руки и ноги и разбра­сы­вает по полю на добычу диким зверям и птицам.

Едет Илья по Латын­ской дороге и видит камень, на котором напи­сано, что перед ним, Ильей, три дороги: по одной ехать - быть убитым, по другой - быть женатым, по третьей - быть богатым.
Богат­ства у Ильи много, а жениться ему, старому, ни к чему, вот и решает он ехать по той дороге, которая грозит ему смертью, и встре­чает целую станицу разбой­ников. Те пыта­ются огра­бить старика, но Илья соска­ки­вает с коня и одной лишь шапкой разго­няет разбой­ников, а потом возвра­ща­ется к камню и исправ­ляет на нем надпись. Он пишет, что ему, Илье, не грозит смерть в бою.
Поехал он по другой дороге, оста­но­вился в крепости бога­тыр­ской, пошел в церковь и видит, что от обедни идут двена­дцать прекрасных девиц, а с ними - королевна. Та пригла­шает его в свой терем на угощение. Насы­тив­шись, Илья просит краса­вицу отвести его в опочи­вальню, но, когда он видит кровать, в душу ему закра­ды­ва­ется подо­зрение. Он ударяет краса­вицу о стену, кровать пере­во­ра­чи­ва­ется, а под ней - глубокий погреб. Королевна туда и прова­ли­ва­ется. Тогда Илья идет во двор, находит двери погреба, зава­ленные песком и дровами, и выпус­кает на волю сорок царей и сорок царе­вичей. А когда из погреба выходит краса­вица королевна, Илья срубает ей голову, рассе­кает ее тело и разме­ты­вает куски по полю на съедение диким зверям и птицам.
После этого Илья возвра­ща­ется к камню и снова подправ­ляет на нем надпись. Едет бога­тырь по третьей дороге, которая сулит ему богат­ство, и видит: стоит на дороге пречудный крест из золота и серебра. Илья берет этот крест, отвозит в Киев и строит соборную церковь. После этого Илья окаме­не­вает, а его нетленные мощи поныне хранятся в Киеве.

В славном было городе Муроме, в селе Карачарове - жил крестьянин Иван Тимофеевич. У него было любимое детище Илья Муромец; сидел он сиднем тридцать лет, и как минуло тридцать лет, то стал он ходить на ногах крепко, и ощутил в себе силу великую, и сделал себе сбрую ратную и копье булатное, и оседлал коня доброго, богатырского. Приходит к отцу и матери и стал у них просить благословения:

Государи мои, батюшка и матушка! Отпустите меня в славный город Киев богу помолиться, а князю киевскому поклониться.

Отец и мать его дают ему благословение, кладут на него заклятие великое и говорят такие речи:

Поезжай ты прямо на Киев-град, прямо на Чернигов-град, и на пути своем не делай никакой обиды, не проливай напрасно крови христианской.

Илья Муромец принял у отца и матери благословение, богу молится, с отцом и с матерью прощается, и поехал в путь свой.

И так далеко заехал во темны леса, что наехал на таборы разбойничьи; и те разбойники увидели Илью Муромца, и разгорелись у них сердца разбойнические на коня богатырского, и стали между себя разговаривать, чтобы лошадь отнять, что такой лошади ни в которых местах не видывали, а ныне едет на таком добром коне незнамо какой человек. И стали на Илью Муромца напущать человек по десяти и по двадцати; и стал Илья Муромец остановлять коня своего богатырского, и вынимает из колчана калену стрелу, и накладывает на тугой лук. Пустил он калену стрелу по-над землею, калена стрела стала рвать на косую сажень. И, видя то, разбойники испужались и собирались во един круг, пали на колени и стали говорить:

Государь ты наш батюшка, удал добрый молодец! Виноваты мы перед тобою, и за такую вину нашу бери казны, сколько надобно, и платья цветного, и табуны лошадей, сколько угодно.

Илья, усмехнувшись, сказал:

Некуды мне девать!.. А если хотите живы быть, так вперед не отважьтесь! - и поехал в путь свой к славному граду Киеву.

Подъезжает он ко граду Чернигову, и под тем градом Черниговом стоят войска басурманские, что и сметы нет, и Чернигов-град осадили, и хотят его вырубить и божии церкви на дым пустить, а самого князя и воеводу черниговского живых в полон взять. И той великой силе Илья Муромец ужаснулся; однако положился на волю создателя своего господа бога и вздумал положить главу свою за веру христианскую. И стал Илья Муромец побивать силу басурманскую копием булатным, и всю силу поганую побил, и царевича басурманского в полон взял и ведет во град Чернигов. Встречают его из града Чернигова граждане с честию, идет сам князь и воевода черниговский, принимают доброго молодца с честию, благодарение господу богу воссылают, что господь прислал нечаянно граду очищение и не дал всем напрасно погибнути от такой силы басурманския; взяли его в палаты свои, и сотвориша великий пир, и отпустиша его в путь.

Илья Муромец поехал ко граду Киеву прямою дорогою от Чернигова, которую заложил Соловей-разбойник ровно тридцать лет, не пропущал ни конного, ни пешего, а убивал не оружием, но своим свистом разбойничьим. Выехал Илья Муромец в чисто поле и увидел попрыски богатырские, и по них поехал, и приехал на те леса Брянские, на те грязи топучие, на те мосты калиновы и к той реке Смородинке. Соловей-разбойник послышал себе кончину и бессчастие великое и, не допуская Илью Муромца за двадцать верст, засвистал своим свистом разбойническим крепко; но богатырское сердце не устрашилось. И, не допуская еще за десять верст, засвистал он громче того, и с того свисту под Ильею Муромцем конь спотыкнулся. Приехал Илья Муромец под самое гнездо, которое свито на двенадцати дубах; и Соловей-разбойник, на гнезде сидя, увидел святорусского богатыря, и засвистал во весь свист, и хотел Илью Муромца убить до смерти.

Илья Муромец снимает с себя тугой лук, накладывает калену стрелу и пускает на то гнездо Соловьиное, и попал ему в правый глаз и вышиб вон; Соловей-разбойник свалился с гнезда, что овсяный сноп. Илья Муромец берет Соловья-разбойника; привязал его крепко к стремени булатному и поехал к славному граду Киеву. На пути стоят палаты Соловья-разбойника, и как поравнялся Илья Муромец против палат разбойнических, у которых окна были растворены и в те окна смотрели разбойничьи три дочери, - увидела его меньшая дочь и закричала своим сестрам:

Вон наш батюшка едет с добычею и везет к нам мужика, привязанного у стремени булатного.

А большая дочь посмотрела и горько заплакала:

Это не батюшка наш едет; это едет незнамо какой человек и везет нашего батюшку.

И закричали они мужьям своим:

Мужья наши милые! Поезжайте к мужику навстречу и отбейте у него нашего батюшку, не кладите наш род в таком позоре.

Мужья их, сильные богатыри, поехали против святорусского богатыря; кони у них добрые, копья острые, и хотят они Илью на копьях поднять. И увидел Соловей-разбойник и стал говорить:

Зятья мои милые! Не позорьтесь вы и не дразните такого сильного богатыря, чтобы всем вам не принять от него смерти; лучше с покорностию попросите его в дом мой выпить чару зелена вина.

По просьбе зятей поворотил Илья в дом, не ведая их злобы. Большая дочь подняла железную на цепях подворотню, чтоб его пришибить. Но Илья усмотрел ее на воротах, ударил копием и ушиб до смерти.

И как приехал Илья Муромец в Киев-град, въезжает прямо на княженецкий двор и входит в палаты белокаменные, богу молится и князю кланяется. Князь киевский спрашивает:

Скажи, добрый молодец, как тебя зовут и из которого города ты уроженец?

Ответ держит Илья Муромец:

Меня, государь, зовут Ильюшкою, а по отечеству Иванов, уроженец города Мурома, села Карачарова.

Князь спрашивает:

Которою дорогою ехал ты из Мурома?

На Чернигов-град, и под Черниговом побил войска басурманские, что и сметы нет, к очистил Чернигов-град; и оттуда поехал прямою дорогою, и взял сильного богатыря Соловья-разбойника, и привел его с собою у стремени булатного.

Князь, осердясь, сказал:

Что ты обманываешь!

Как услышали это богатыри Алеша Попович и Добрыня Никитич, они бросились смотреть и, увидев, князя уверили, что справедливо так. И приказал князь поднести чару зелена вина доброму молодцу. Захотелось князю разбойнического свисту послушать. Илья князя со княгинею обернул в шубу соболью и, поставя их под мышки, призвал Соловья и приказал в полсвиста засвистать соловьем. А Соловей-разбойник засвистал во весь разбойнический свист и оглушил богатырей так, что они упали на пол; и за то убил его Илья Муромец.

Илья Муромец назвался с Добрынею Никитичем братьями. И оседлали они своих добрых коней, и поехали в чистые поля гулять, и ездили ровно три месяца, не нашли себе супротивника. Только наехали в чистом поле: идет калечище прохожий; гуня на нем в пятьдесят пуд, шляпа в девять пуд, костыль в десять сажон. Илья Муромец стал на него коня напущать и хочет отведать с ним своей силы богатырския. И увидал калечище прохожий Илью Муромца и говорит:

Ой ты еси, Илья Муромец! Помнишь ли, мы с тобою в одной школе грамоте учились, а ныне ты на меня, такого калику, напускаешь коня, как на некоего неприятеля; а того ты не ведаешь, что во славном городе Киеве великая невзгодушка учинилась: приехал неверный сильный богатырь Идолище нечестивый, голова у него с пивной котел, а в плечах сажень, промеж бровьми пядь, промеж ушей калена стрела, а ест он по быку, а пьет он по котлу; и князь киевский вельми о тебе соболезнует, что ты его в этакой печали оставил.

Нарядясь в калечищино платье, едет Илья Муромец прямо на княженецкий двор и закричал богатырским голосом:

Ой еси ты, князь киевский! Сошли мне, калечищу прохожему, милостыню.

И увидел его князь и говорит такову речь:

Поди ко мне в палаты, калечище! Я тебя накормлю-напою и золотой казны на дорогу дам.

И вошел калечище в палаты и стал у печи - поглядывает. Идолище просит есть. Принесли ему быка целого жареного, а он его и с костьми съел. Идолище просит пить. Принесли котел пива, а несли двадцать человек; и он взял его за уши и выпил весь. Илья Муромец говорит:

Была у моего батюшки кобыла обжорлива, обожралась и издохла!

Идолище не утерпел и говорит:

Ой еси ты, калечище прохожий! Что ты меня замаешь? Мне тебя нечего и в руки взять! Не то что ты, - каков был у вас Илья Муромец, я бы и с тем стычку дал.

Да вот каков он! - сказал Илья Муромец, и схватил с себя шляпу, и ударил его в голову тихонько - только прошиб стену палат, и взял туловище (Идолищино) - туда ж выкинул. И за то князь Илью Муромца почтил великими похвалами и причел в сильные, могучие богатыри.

Илья Муромец – главный герой киевского цикла былин. Важнейшие из них: "Исцеление Ильи Муромца", "Илья и Соловей-разбойник", "Илья и Сокольник", "Илья в ссоре с князем Владимиром", "Илья и Калин-царь", "Илья и Идолище поганое". Наиболее древними считаются былины о бое Ильи Муромца с Соловьем-разбойником и о бое с Сокольником (его сыном).

Еще в XIX веке ученые задумывались над тем, кто стоит за былинным образом противника русского богатыря – Соловья-разбойника. Одни в нем видели мифическое существо – олицетворение сил природы, бортника-древолаза, другие высказывали мнение о заимствовании этого образа из фольклора других народов. Третьи придерживались взгляда, согласно которому Соловей – обычный человек, занимающийся разбоем. За свое умение громко свистеть он был прозван Соловьем. В былинном повествовании Соловей-разбойник изображен как существо, живущее в лесах со всем своим выводком.

В былине рассказывается о воинских подвигах Ильи. Он отправляется из дома, из села Карачарово, что под Муромом, в стольный град Киев на службу к князю Владимиру. По пути Илья совершает свой первый подвиг. У Чернигова он разбивает вражеское войско, осадившее город.

У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А ий черным-черно, как черно ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не прорыскиват.

А Илья, "дородный добрый молодец", стал эту силу великую конем топтать и копьем колоть. И побил он эту силу великую. За это черниговские мужики приглашали его в Чернигов воеводою, но богатырь не согласился, поскольку ехал он служить всей Русской земле.

Его предупреждают, что дорога в Киев неспокойна и опасна:

Заколодила дорожка, замуравела,
Как у той ли-то у Грязи-то у Черноей,
Да у той ли у березы у покляпыя…
Сидит Соловей-разбойник со сыром дубу,
Сидит Соловей-разбойник Одихмантьев1 сын.2

Противник Ильи изображен в былине гиперболизированно, его грозная сила преувеличена. Это злодей-разбойник. Он "свищет по-соловьему", "кричит позвериному". От этого "травушки-муравы уплетаются, все лазоревы цветочки осыпаются, темны лесушки к земле все приклоняются, а что есть людей – то все мертвы лежат".

Однако Илью не испугало предупреждение мужиков черниговских. Он выбирает "дорогу прямоезжую". Добрый богатырский конь Ильи, услышав посвист Соловья, "упирается, на корзни спотыкается". Но богатырь бесстрашен. Он готов совершить свой второй подвиг. Поединок описан лаконично, в былинной традиции. Илья берет тугой лук "разрывчатый", натягивает "тетивочку шелковую", накладывает "стрелочку каленую" и стреляет. Поверженного Соловья он пристегивает к "стремечку булатному" и везет в Киев. Это первый приезд богатыря в Киев, его никто здесь еще не знает. К Илье с вопросами обращается сам князь:

"Ты скажи-ко, ты откулешний,
Дородный добрый молодец,
Тебя как-то, молодца, да именем зовут,
Величают, удалого, по отечеству?"

Князь не верит рассказу Ильи, сомневается, что можно проехать по той дороге, где нагнано силы множество и владычествует Соловей-разбойник. Тогда Илья ведет князя к Соловью. Но разбойник признает над собой только власть Ильи, видя в нем достойного противника и победителя, почитает его выше князя. На приказ Влади- мира продемонстрировать свое искусство, Соловей отвечает:

"Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,
А не вас-то я хочу да и послушати.
Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца,
Да его хочу-то я послушати".3

Тогда Илья Муромец приказывает ему засвистеть "в полсвиста соловьиного" и "в полкрика звериного". Но Соловей ослушался и засвистел во всю силу. "Маковки на теремах покривились, а околенки во теремах рассыпались от него, посвиста Соловьиного, что есть людишек, то все мертвы лежат". А Владимир-князь "куньей шубонькой укрывается". Только Илья устоял на ногах. Со словами: "тебе полно-тко свистать да по-соловьему, тебе полно-тко слезить да отцов-матерей, тебе полно-тко вдовить да жен молодых, тебе полно-тко спущать сиротать малых детушек!" он рубит Соловью голову.

Подвиг Ильи был наполнен особым смыслом для современников, выступавших за объединение русских земель, за целостность древнерусского государства. В былине утверждается мысль о служении Руси, о совершении народного подвига во имя ее.

Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник" обладает признаками, характерными для художественного своеобразия былин. Это сюжетный жанр. События изображаются в развитии, персонажи – в действии. Былине присущи своеобразные выразительно-изобразительные средства: троекратные повторы (в описании силушки под Черниговым, посвиста богатырского), гиперболы (изображение Соловья-разбойника, богатырского коня Ильи), сравнения, метафоры, эпитеты (темный лес, травушки-муравы, лазоревы цветочки), уменьшительно-ласкательные суффиксы и т. п. В былине переплетаются фантастические и реальные образы (Соловей – Илья).

Наверное, нет человека в России, которому было бы незнакомо имя Ильи Муромца. Он одна из главных фигур русского былинного эпоса и олицетворяет собой русскую силу, удаль и, вместе с тем, справедливость и честность.

Но вот откуда он появился, был ли настоящим, реальным богатырем или просто собирательным образом и был ли у него прототип - об этом известно мало. Автор данного материала и пытается раскрыть этот вопрос.

Что есть былины

Начнем с выяснения того, что представляют собой былины. Классическая точка зрения такова:

«Былины - устные эпические песни русского народа о своем прошлом, отразившие в художественных образах историческую действительность /…/, взгляд народа на историю в целом. Термин «былины» введен в 30—40-х гг. XIX века И.П. Сахаровым на основании упоминаемых в «Слове о полку Игореве» «былин сего времени»*.

…Былины возникали постепенно и впитывали в себя отголоски разных исторических событий и фактов. Поэтому при анализе былин как исторического источника необходимо отделять более поздние напластования от первоначально возникшего текста. Отнесение былинных сюжетов к тому или иному историческому периоду, как источников не датированных, всегда условно».

(Советская Историческая Энциклопедия, том 2. М., 1962, ст. 884.)

/* Кстати говоря, текст «Слова о полку Игореве», в котором впервые упомянут термин «былины», был введен в обиход только в 1800 году, когда его опубликовал граф А.В. Мусин-Пушкин. Сейчас уже никто, кроме наиболее упорных русских шовинистов, не сомневается в том, что «Слово» написано в конце XVIII века (а не в XII) и представляет собой талантливую имитацию произведения «древнерусской литературы». Высказывается также мысль, что анонимный автор «Слова» использовал в качестве основы для своего сочинения поэму «Задонщина», известную в шести списках (вариантах)./

Итак, былины - это смутные народные воспоминания о событиях и персонажах далекого прошлого. Ученые доказали, что язык былин условен и символичен, это своего рода код (шифр), скрывающий их подлинный смысл. Поэтому воспринимать былины в качестве исторических рассказов о конкретных фактах - неверно в принципе.

Все былинные сюжеты известны во многих вариантах, существенно различающихся между собой интригой, именами персонажей, названиями местностей. Такой серьезный исследователь былин как академик Всеволод Миллер (1848—1913) использовал для анализа 20 текстов об Илье Муромце*. А современный автор Сергей Горюнков рассматривает уже 58 аналогичных текстов. Единый свод былин об Илье Муромце («канон») не существует.

Первый сборник былин был издан в 1804 году (Кирша Данилов. «Древние российские стихотворения»). Он переиздавался в 1901, 1938 и 1958 гг. Известны сборники былин, собранных П.Н. Рыбниковым (в 3-х томах), П.В. Киреевским (в 10 выпусках), А.Ф. Гильфердингом (в 3-х томах), А.Д. Григорьевым (в 3-х томах), А.М. Астаховой (в 2-х томах). Кроме того, существует более дюжины однотомных сборников былин./

/* См. труд В.Ф. Миллера «Очерки русской народной словесности» в трех томах (1910—1924 гг.)/

Смысл сюжета об Илье Муромце и Соловье Разбойнике

Сюжет этой былины можно свести к двум основным версиям.

Согласно более поздней из них, Илья - крестьянин села Карачарова под Муромом, сидевший сиднем 31 год (в некоторых вариантах - 33 года) и получивший исцеление, а также богатырскую силу от «калик перехожих». По выезде из дома он побеждает разбойников, затем освобождает от басурманской рати то ли Себеж (в одних вариантах этой версии), то ли Чернигов (в других вариантах). Соловей Разбойник - сказочное чудовище с чертами птицы, коварный злодей, как и его дочь, пытающаяся убить Илью чугунной подворотней. В Киеве Илье выказывают недоверие, доходящее до конфликта с князем Владимиром. В конце былины Соловья Разбойника убивают.

В вариантах былины, относящихся к древнейшей версии, указаний на крестьянское происхождение Ильи нет. Наоборот, князь Владимир обращается к нему с титулом «осударь»; прозвище Ильи не «Муромец», а «Муравленин», «Муровец» или «Мурович». Богатырскую силу Илья получает от некоего Святогора, образ которого имеет кавказские черты; столкновение с разбойниками отсутствует. Илья спасает от вражеской осады город Чернигов. Соловей-Разбойник - не чудовище, а богатырь, имеющий иногда отчество «Будимирович»; покушение его дочери на Илью отсутствует. Князь Владимир принимает Илью с полным доверием; Соловья Разбойника в конце сюжета отпускают на волю.

Современные ученые полагают, что символические образы и метафоры этой былины скрывает в себе конкретную историческую реальность Киевской Руси. Во-первых, соперничество между киевскими князьями (пришельцами-варягами) и князьями древлян (исконных местных жителей) в Х веке. Во-вторых, противостояние христианства и язычества (варяги - христиане, местные жители - язычники), кульминация которого пришлась на XI—XII века.

Например, все характерные места в данном сюжете, относящиеся к «языческой стороне» (свойства и качества главного отрицательного персонажа Соловья Разбойника, приметы быта и прочее), воспроизводят устойчивый комплекс представлений, связанный с темой языческих жрецов.

Таких мест в сюжете немного, зато они весьма специфичны. В первую очередь это дуб, на котором сидит Соловей Разбойник. Как известно, во времена язычества славяне (а также пруссы, ятвяги и жамойты) повсеместно почитали дубы. Дубы считались местом обитания мифологических персонажей. Например, на больших дубах якобы жили гигантские змеи. Знаменитый собиратель фольклора А.Н. Афанасьев еще в середине XIX века указал на типологическое сходство образов змея и Соловья Разбойника:

«Соловей-разбойник гнездится на двенадцати дубах; народная сказка то же самое говорит о змее, и подробность эта объясняется мифическим значением дуба - дерева, посвященного Перуну: загремел Зилант (змей), выходящий из железного гнезда, а висело оно на двенадцати дубах, на двенадцати цепях»*.

/* Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Том 1. М., 1994, с. 307./

Первоначальный (наиболее древний) смысл боя Ильи с Соловьем ученые объясняют в рамках мифа о поединке Бога-громовержца со Змеем. Правда, в былинных текстах нет прямого отождествления Соловья Разбойника с мифологическим Змеем. Но в них содержится указание на то, что природа этого чудища по-прежнему мыслится змеиной: «свистит по-змеиному», а не шипит. Афанасьев отмечал, что в рукописной повести XVII века можно прочесть: «начаша змий великий свистати; от змиева свистания падоша под ними кони»*.

/* Афанасьев, с. 307./

Кто такой Змей? В энциклопедии мифов сказано (с. 468—470), что змей (или дракон) - символ, представленный почти во всех мифологиях мира. Он воплощает своей персоной водный, подземный или потусторонний мир. В мифах змей всегда находится возле водоема, чаще всего - на священном дереве, а ему в жертву приносят девушек. Соответственно, Бог-громовержец (у славян - Перун) побеждает Змея, благодаря чему начинают идти дожди, питающие землю.

Время

Современные исследователи, в отличие от ученых XIX и первой половины ХХ века, используют весьма изощренные методы лингвистического анализа. Это позволило им различать в текстах былин три смысловых слоя («пласта»).

Первый относится к периоду складывания тех племен, которые получили названия восточнославянских (время с IV по VIII век). Тогда у них еще не было государственных форм организации общественной жизни (княжеств). А в религиозном плане они оставались язычниками. Как у всех язычников, среди этих племен были распространены так называемые хтонические мифы (от греческого «хтониос» - подземный). Например, о борьбе Перуна (Бога-громовержца) со Змеем, о путешествии героя в царство мертвых и т.п. Именно с такими мифами связаны упоминания в былинах о мировом дереве, о камне Алатырь - центре мира, о Соколе и Вороне, о кузнеце Свароге и т.п.

Из языческих времен проистекают сюжеты хронологически наиболее старых трех былин так называемого Киевского цикла: «Илья Муромец и Соловей-разбойник»», «Илья Муромец и Идолище Поганое»», «Бой Ильи Муромца с Жидовином».

Следующий по хронологии смысловой слой восходит к периоду борьбы варягов-христиан, утвердившихся в Киеве, с язычниками-древлянами, чьим центром был Искоростень. Это Х век, время князей Игоря (погиб в 945 г.), Святослава Игоревича (погиб в 972 г.) и княгини Ольги (умерла в 969 г.).

Еще в XIX веке было высказано предположение, что реальный исторический прототип Ильи Муромца данного смыслового слоя - древлянский князь Малфред Сильный, он же Мал.

Летописи ничего не говорят об Илье Муромце. Былины не упоминают Мала Древлянского. Видимо потому, что во времена летописцев Никона и Нестора (XI - начало XII века) все знали, кто скрывается под именем Ильи. Народ слушал былины об Илье, зная, что это Мал. Нестор не упоминал имени Ильи в «Повести временных лет», зная, что о нём и так всем всё известно.

Справка: Древляне - племенное объединение, занимавшее территорию Полесья и Правобережной Украины по течениям рек Роставица, Словечна, Ствига, Тетерев, Уборть, Уж. На западе земли древлян доходили до реки Случь (где начиналась территория волынян), на севере - до земель дреговичей. Наиболее известные грады - Вручий (ныне Овруч), Городск (возле Коростышева) и Малин (возле Малина). Центром княжества был Искоростень (Коростень) на реке Уж. В этих местах люди оседло жили уже в III веке до нашей эры.

Древляне долго сопротивлялись христианизации и попыткам включить их земли в состав Киевского княжества. В последний раз название «древляне» встречается в летописи под 1136 годом. На сами они не исчезли. Прямыми потомками древлян являются жители Коростеньского, Овручского, Олевского районов Житомирской области Украины.

Кроме того, официальные киевские летописцы XI—XIII веков (Никон, Нестор, Сильвестр, Кирик, Воята и прочие) еще и сознательно молчали об этом в угоду варяжской династии, правившей в Киеве. Народ пусть говорит о Мале (Илье) сколько хочет! Пусть хоть обожествляет его! Пусть придаёт ему сказочные черты, пусть совмещает со старыми мифологическими образами и сюжетами. Чем больше мифологии, тем дальше от реальности.

Некоторые же относят героическую деятельность Ильи ко времени правления киевского князя Владимира Святославовича «Красное солнышко» (с 980 по 1015 год), якобы создавшего (по былинам) «заставы богатырские».

Третий слой сюжетных линий, персонажей и географических названий в былинах об Илье Муромце связан с эпохой после XIII века, когда христианство окончательно победило язычество. Вот что пишет об этом С.В. Горюнков:

«Лишь к концу XIII столетия прекращается влияние на русскую культуру ее языческой составляющей, причиной чего считается обычно татаро-монгольское нашествие. /…/ Начало XIV века и нужно, видимо, считать нижней границей того временного «окна» (зазора), когда подразумевавшееся содержание былины о Соловье Будимировиче становилось уже несовместимым с общим умонастроением ее исполнителей и слушателей»*.

/* Горюнков С.В. Незнакомая древняя Русь, или как изучать язык былин. СПб., 2010, с. 88./

Именно в этот позднейший период народные сказители переосмыслили исходное (языческое и мифологическое) содержание былин в христианском духе, серьезно изменив их первоначальный смысл. В частности, Илья из аристократа превратился в крестьянского сына либо в казака, а местом его «рождения» была названа деревня Карачарово под Муромом.

Была переосмыслена и былина о бое Ильи с жидовином, отражавшая мотив борьбы язычников-славян с иудеями-хазарами. Набеги хазар на земли древлян и полян прекратились после того как князь Святослав Игоревич в 965 году разгромил Хазарию. А от 965 года до начала правления Владимира «Красное солнышко» было еще 15 лет. Но в новых версиях былины на первый план вместо борьбы оседлых жителей Киевщины с кочевниками-степняками вышло противостояние богатыря-христианина с богатырем-иудеем. Дескать, не землю Киевскую он защищал, а веру православную!

Такое переосмысление повлекло за собой соответствующее практическое действие. Образ Ильи Муромца сказители в XVI или XVII веке «привязали» к монаху Федосьевского монастыря (Киево-Печерской лавры) по прозвищу Чоботок (Сапожок), умершему в декабре 1188 года в возрасте примерно 55 лет. Якобы это некий Илья Гущин из села Карачарово возле Мурома. По одной версии, он был профессиональным воином (княжеским дружинником), а в монахи пошел после тяжелого ранения, но прожил недолго, год или два.

По другой версии, он погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 году, сопровождавшемся разгромом Печерской лавры союзными Рюрику половцами. В таком случае, Илья «Чоботок» (Гущин) должен был родиться между 1155 и 1165 гг.

Еще отметим, что вскоре после смерти в 1132 году киевского князя Мстислава, сына Владимира Мономаха, Киевская Русь распалась. Соответственно, времена «богатырских застав» навсегда ушли в прошлое.

Место

Чернигов впервые упоминается в киевских летописях под 907 годом, как центр племени север (северян). Что касается Искоростеня, то постоянное укрепленное селение древлян на этом месте существовало уже в VI веке.

Кроме того, во многих поздних вариантах былин Илья Муромец приходит на помощь не Чернигову, а Себежу. Сейчас этот город находится в Псковской области. Он до сих пор окружен со всех сторон густыми лесами, здесь даже существует Себежский национальный парк. Но до 1919 года Себеж входил в состав Витебской губернии.

В некоторых вариантах былины сказано, что «застава» Соловья-разбойника находилась у речки Смородинной, а сам Соловей сидел на девяти дубах. В этой связи академик Всеволод Миллер писал:

«К окрестностям города /Карачева/ приурочивается местопребывание былинного Соловья Разбойника: в 25 верстах от Карачева протекает река Смородинная, и на берегу ее находится древнее село Девятидубье. Местные старожилы указывают то место, где будто бы было расположено гнездо Соловья Разбойника. И теперь на берегу Смородинной находится огромный пень, который, по преданию, сохранился от девяти дубов»*. (Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности. Том 3, с. 89.)

С.В. Горюнков обратил внимание на следующие обстоятельства:

«Во-первых, практически нет ни одного более или менее сохранившегося текста былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник», где местонахождение «заставы» Соловья не связывалось бы с «брынскими», то есть с брянскими лесами (про «брынские» леса говорят Илье даже черниговцы, показывая «прямоезжую дорожку» на Киев).

А во-вторых, указание на Карачев способно раскрыть нам тот смысл, который отражен мотивом залегания пути. Если взглянуть на географическую карту этого региона, то легко убедиться, что урочище под Карачевом находится в центре той части Волго-Днепровского бассейна, где верховья Дона вплотную приближены к верховьям Оки. В этом смысле урочище под Карачевом должно было полностью контролировать самый доступ киевских князей к Волго-Окскому междуречью, экономически очень важному для Киева (именно здесь обитала третья часть перечисленных Нестором «иных языков», плативших дань Руси).

В-третьих, нужно понимать, что под Карачевом располагалось «идеологическое руководство» антикиевского языческого движения, выполнявшее функцию «рупора» протестных настроений целого региона - того самого, чье лесное население традиционно противостояло полянской власти Киева» (с. 144—145).

А.М. Астахова отметила (в 1958 г.), что в былинных текстах название Чернигов (Чернигород, Чернягин) встречается значительно чаще, чем Себеж. Опять-таки, эта топонимическая привязка к конкретной местности утвердилась далеко не сразу.

В этой связи надо вспомнить до сих пор не локализованный «Чернигород на Днепре» из перечня «городов русских» в Воскресенской летописи (первая половина XVI века); «Чернятин», «Чернятичи», «Чернево» и «Черневку» под Брянском, а также «Черное» и «Чернь» под Смоленском (они расположены как раз там, где начинались «черные грязи смоленские» (даже на современных картах этот район изображается сплошь покрытый болотами).

Астахова указала на разнообразие названий других населенных пунктов: Бежегов (Бенежов-град), Бекетовец (Быкетовец-град), Бекешовец (Бекешев-град, град Бекешовский), Кидош (Кидаш, Кидиш), Кинешма, Кряков (Караков, Коряков), Обалковщина, Себеж, Смолянец (Смолягин, Смоленский), Тиговский, Тургов, Чиженец (Малой Чиженец, Чижен) и т.д.

Рассмотрим несколько из них. Так, название Бежегов (он же Бекешев, Бекешевец, Бекетовец) соотносится с северными пригородами современного Брянска - Бежичи и Бежица. Здесь же вдоль Десны проходит длинная улица Бежицкая.

Название Смолягин (Смолянец) связано не со Смоленском, а со Смолигово и Смольянью опять-таки под Брянском.

Название Чиженец с его корневым «чиж» явно указывает на древний город Вщиж и одноименное княжество (по В.Н. Татищеву это «Счижское княжество, которому некогда принадлежали Брянск и Стародуб»). Известный географ П.П. Семенов указал в «Географическо-статистическом словаре Российской империи», что Вщиж - село в 40 верстах на северо-запад от Брянска; в древности оно называлось Вщиже или Щиж и было местом пребывания удельных князей Вщижских.

Город Себеж попал в былину после успешной войны Московии с Великим Княжеством Литовским в 1534—1537 гг. Он заменил собой забытый к тому времени и поэтому ставший непонятным для сказителей город Севск на юге Брянщины (в XII веке Севск упоминался в Ипатьевской летописи наравне с Путивлем и Карачевом). И даже «сёла Кутузовские», о которых идет речь в нескольких вариантах «себежской» группы былин как о месте хранения «золотой казны» Соловья Разбойника, имеют реальный аналог. В.Ф. Миллер отмечал, что в 31 версте от Севска в старину находился хутор Кутузовский.

Центральный персонаж

Ученые давно пришли к мнению, что образ Ильи Муромца так же многослоен, как и тексты былин в целом. Хорошо изучены лишь самые поздние слои: «крестьянский слой» (появившийся в былинах в период XVII—XIX вв.) и «казацкий слой» (восходящий к временам Смуты начала XVII века). Именно с ними связаны представления об Илье - «крестьянском сыне из города Мурома села Карачарова» и «старом казаке».

Но оставался невыясненным вопрос, какие исторические реалии скрываются за киевско-брянско-черниговской локализацией этого образа и за письменными сведениями об Илье Муравленине (Моровлине, Муровце).

Сопоставление текстов былин и летописей позволило соотнести образ Ильи Муромца с реалиями Х века. С одной стороны, в былинах существует мотив запрета на имя Ильи:

«А кто помянет у нас да Илью Муромца,
А да такового у нас да нонь судом судить,
А судом-де судить да живому не быть;
Очи ясные вымать его косицами,
Да язык бы тянуть да его теменем»…

С другой стороны, в летописях мотив «запрещенного имени» связан с фигурой Малка Любечанина - отца Добрыни и Малуши, деда князя Владимира I Святославича - «крестителя Руси».

Посредством такого рода сопоставлений Д. Прозоровский еще в 1864 году отождествил Малко Любечанина с древлянским князем Малом (Малфредом «Сильным»). Это тот самый летописный Мал, который в 945 году убил князя Игоря «Старого» под стенами города Искоростеня, а затем был побежден княгиней Ольгой, после чего в «Повести временных лет» более не упоминался.

У Прозоровского получилась следующая картина. Мал (сокращение родового имени Малфред, тогда как личное имя князя - Нискиня) после разгрома древлян попал в плен и был сослан в Любеч вместе со своей женой Амельфой (чешской принцессой!), детьми Добрыней и Малушей. Заточенного в Любече Мала народная молва превратила в Малко Любечанина*.

/* См. Записки Императорской Академии наук. Том V. СПб., 1864, с. 18—26./

Но у детей древлянского князя Мала-Нискини, потомков древнейшего знатного рода (по линии отца от готской династии Амалафридов, по линии матери от чешских королей Пржемысловичей) оставалась возможность для «социальной реабилитации». Это и произошло в действительности. Малуша стала женой князя Святослава Игоревича (сына Ольги), а Добрыня Нискинич (Никитич) - посадником в Новгороде. От него и его жены Настасьи Микуличны пошла целая династия Добрыничей*.

/* У Малуши и Святослава было трое сыновей: старший - Ярополк (ок. 959—980), средний - Олег (ок. 961—977), младший - Владимир (ок. 964—1015)./

А былины запечатлели образ Мала - Малфреда под именем Ильи Муравленина (Муровца, Муровича). И только значительно позже сказители трансформировали прозвище Муровец в Муромец, «привязав» Илью к городу Мурому («города Мурома село Карачарово»).

В наше время концепцию Прозоровского развил и детализировал С.В. Горюнков. Совершенно справедливо М. Устинов заявляет в предисловии к книге Горюнкова, что в ней рассматривается «замалчиваемая летописями ключевая фигура древнерусской истории Х века, послужившая историческим прототипом эпических образов Ильи Муромца русских былин».

Далеко не случайно то, что некий Илья Муравленин, по сообщениям документов XVI века, был захоронен в родовой усыпальнице киевских князей в приделе Софийского собора, там же, где находились гробницы княгини Ольги и князя Ярослава. А в скандинавской «Саге о Тидреке Бернском» богатырь Илья Русский (т.е. Муромец) прямо назван родственником «конунга Вальдемара» (Владимира Святославича).

Скажем в заключение еще несколько слов о прозвище «Муравленин». Надо вспомнить, что в былинах постоянно упоминается «богатырская застава», возглавляемая Ильей Муромцем. Между тем известно, что в историческом противостоянии между Киевом и Черниговым роль естественного пограничного рубежа играл город Моровск, расположенный по левую сторону Днепра, на полпути между Киевом и Черниговым. Вот почему древнейшие формы прозвища Ильи звучат как «Муравленин», «Моровлин», «Муровец», «Мурович».

Кстати, поселок Любечанинов (бывший Любеч, куда был сослан князь Мал) находится совсем недалеко от современного Моровска.

Взято с сайта http://inbelhist.org

В городе Муроме, в селе Карачарове, живёт Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его родители уходят и он остаётся один, под окнами останавливаются двое калик перехожих и просят Илью отворить им ворота и пустить в дом. Тот отвечает, что не может встать, но они повторяют свою просьбу. Тогда Илья поднимается, впускает калик, а те наливают ему чарку медового питья. Сердце Ильи разогревается, и он чует в себе силу. Илья благодарит калик, а те говорят ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим богатырём и ему не грозит смерть в бою: он будет биться со многими могучими богатырями и побеждать их. Но со Святогором калики не советуют Илье сражаться, потому что Святогора сама земля через силу носит - так он дороден и могуч. Не должен Илья биться и с Самсоном-богатырём, потому что у того на голове семь волосов ангельских. Калики также предостерегают Илью, чтобы тот не вступал в единоборство с родом Микуловым, ибо этот род любит мать-сыра земля, и с Вольгой Сеславичем, потому что Вольга побеждает не силой, но хитростью. Калики учат Илью, как добыть богатырского коня: надо купить первого попавшегося жеребчика, держать его три месяца в срубе и кормить отборным пшеном, потом три ночи подряд выгуливать по росе, а когда жеребчик станет перепрыгивать через высокий тын, на нем можно ездить.

Калики уходят, а Илья отправляется в лес, на поляну, которую надо очистить от пней и коряг, и справляется с этим в одиночку. Наутро его родители идут в лес и обнаруживают, что кто-то сделал за них всю работу. Дома они видят, что их немощный сын, который тридцать лет не мог подняться с места, ходит по избе. Илья рассказывает им о том, как выздоровел. Илья отправляется в поле, видит хилого бурого жеребчика, покупает его и ухаживает за ним так, как его научили. Через три месяца Илья садится на коня, берет у родителей благословение и выезжает в чистое поле.

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Отстояв заутреню в Муроме, Илья отправляется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный град Киев. По дороге он освобождает от осады Чернигов и один разбивает целую вражескую армию. Он отказывается от предложения горожан стать в Чернигове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев. Те отвечают богатырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Чёрной Грязи, близ речки Смородины, неподалёку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое. Но богатырь не боится встречи со злодеем. Он подъезжает к речке Смородине, а когда Соловей-разбойник начинает свистать по-соловьиному и кричать по-звериному, Илья стрелой выбивает разбойнику правый глаз, пристёгивает его к стремени и едет дальше.

Когда он проезжает мимо жилища разбойника, его дочери просят своих мужей выручить отца и убить мужика-деревенщину. Те хватаются за рогатины, но Соловей-разбойник убеждает их не биться с богатырём, а пригласить в дом и щедро одарить, только бы Илья Муромец его отпустил. Но богатырь не обращает внимания на их посулы и отвозит пленника в Киев.

Князь Владимир приглашает Илью отобедать и узнает от него, что богатырь ехал прямой дорогой мимо Чернигова и тех самых мест, где обитает Соловей-разбойник. Князь не верит богатырю, пока тот не показывает ему пленённого и раненого разбойника. По просьбе князя Илья приказывает злодею вполсилы засвистать по-соловьиному и зареветь по-звериному. От крика Соловья-разбойника кривятся маковки на теремах и умирают люди. Тогда Илья Муромец увозит разбойника в поле и срубает ему голову.

Илья Муромец и Идолище

Несметное войско татар под предводительством Идолища осаждает Киев. Идолище является к самому князю Владимиру, и тот, зная, что никого из богатырей нет поблизости, пугается и приглашает его к себе на пир. Илья Муромец, который в это время находится в Царь-граде, узнает про беду и тотчас отправляется в Киев.

По дороге он встречает старца пилигрима Ивана, берет у него клюку и меняется с ним одеждой. Иван в платье богатыря идёт на пир к князю Владимиру, а Илья Муромец приходит туда же под видом старца. Идолище спрашивает у мнимого богатыря, каков из себя Илья Муромец, много ли он ест и пьёт. Узнав от старца, что богатырь Илья Муромец ест и пьёт совсем немного по сравнению с богатырями татарскими, Идолище насмехается над русскими воинами. Илья Муромец, переодетый пилигримом, вмешивается в разговор с издевательскими словами о прожорливой корове, которая так много ела, что от жадности лопнула. Идолище хватается за нож и бросает его в богатыря, но тот ловит его на лету и срубает Идолищу голову. Потом выбегает во двор, перебивает клюкой всех татар в Киеве и избавляет от плена князя Владимира.

Илья Муромец и Святогор

Илья Муромец едет по полю, выезжает на Святые горы и видит могучего богатыря, который дремлет, сидя на коне. Илья удивляется, что тот спит на ходу, и с разбега сильно ударяет его, но богатырь продолжает спокойно спать. Илье кажется, что он нанёс недостаточно сильный удар, он бьёт его ещё раз, уже сильнее. Но тому все нипочём. Когда же Илья изо всей силы бьёт богатыря в третий раз, тот наконец просыпается, хватает Илью одной рукой, кладёт себе в карман и возит с собой двое суток. Наконец конь богатыря начинает спотыкаться, а когда хозяин корит его за это, конь отвечает, что ему трудно одному возить двоих богатырей.

Святогор братается с Ильёй: они меняются нательными крестами и становятся отныне крестовыми братьями. Вместе ездят они по Святым горам и однажды видят чудо чудное: стоит большой белый гроб. Начинают они гадать, для кого предназначен этот гроб. Сначала в него ложится Илья Муромец, но Святогор говорит ему, что этот гроб не для него, и ложится в него сам, а названого крестового брата просит закрыть его дубовыми досками.

Через некоторое время Святогор просит Илью убрать дубовые доски, которые закрывают гроб, но, как Илья ни старается, он не может их даже сдвинуть. Тогда Святогор понимает, что пришло время ему умирать, и начинает исходить пеной. Перед смертью Святогор говорит Илье, чтобы тот слизал эту пену, и тогда никто из могучих богатырей не сравнится с ним по силе.

Илья в ссоре с князем Владимиром

Стольный князь Владимир устраивает пир для князей, бояр и богатырей, а лучшего из богатырей, Илью Муромца, не приглашает. Илья сердится, берет лук со стрелами, сбивает золочёные маковки с церквей и созывает голь кабацкую - собирать золочёные маковки и нести в кабак. Князь Владимир видит, что вся городская голь собирается вокруг богатыря и вместе с Ильёй они пьют и гуляют. Опасаясь, как бы не вышло беды, князь советуется с боярами, кого им послать за Ильёй Муромцем, чтобы пригласить его на пир. Те подсказывают князю послать за Ильёй его названого крестового брата, Добрыню Никитича. Тот приходит к Илье, напоминает ему, что у них с самого начала был уговор, чтобы меньшему брату слушаться большего, а большему - меньшего, а потом зовёт его на пир. Илья уступает своему крестовому брату, но говорит, что никого другого не стал бы и слушать.

Вместе с Добрыней Никитичем Илья приходит на княжеский пир. Князь Владимир сажает их на почётное место и подносит вина. После угощения Илья, обращаясь к князю, говорит, что, если бы князь послал к нему не Добрыню Никитича, а кого-нибудь другого, он не стал бы даже слушать посланного, а взял бы стрелу и убил бы князя с княгиней. Но на этот раз богатырь прощает князя Владимира за причинённую обиду.

Илья Муромец и Калин-царь

Стольный князь Владимир гневается на Илью Муромца и сажает его на три года в глубокий погреб. Но дочь князя не одобряет решение отца: тайком от Него она делает поддельные ключи и через своих доверенных людей передаёт богатырю в холодный погреб сытную еду и тёплые вещи.

В это время на Киев собирается идти войной Калин-царь и грозит разорить город, сжечь церкви и вырезать все население вместе с князем Владимиром и Апраксой-королевичной. Калин-царь отправляет в Киев своего посланника с грамотой, в которой сказано, что князь Владимир должен очистить все улицы стрелецкие, все дворы и переулки княжеские и всюду наставить полных бочонков хмельных напитков, чтобы было чем разгуляться татарскому войску. Князь Владимир пишет ему в ответ повинную грамоту, в которой просит у Калина-царя три года, чтобы очистить улицы и припасти хмельных напитков.

Проходит указанный срок, и Калин-царь с огромным войском осаждает Киев. Князь отчаивается, что нет в живых Илья Муромца и некому защитить город от неприятеля. Но княжеская дочь говорит отцу, что богатырь Илья Муромец жив. Обрадованный князь выпускает богатыря из погреба, рассказывает ему про беду и просит постоять за веру и отечество.

Илья Муромец седлает коня, надевает доспехи, берет лучшее оружие и отправляется в чистое поле, где стоит неисчислимая татарская рать. Тогда Илья Муромец отправляется на поиски святорусских богатырей и находит их в белых шатрах. Двенадцать богатырей приглашают его вместе с ними отобедать. Илья Муромец рассказывает своему крестному батюшке, Самсону Самойловичу, что Калин-царь грозит захватить Киев, и просит у него помощи, но тот отвечает, что ни он, ни остальные богатыри не станут помогать князю Владимиру, который поит и кормит многих князей и бояр, а они, святорусские богатыри, никогда ничего доброго от него не видели.

Илья Муромец в одиночку нападает на татарское войско и начинает топтать врагов конём. Конь же говорит ему, что одному Илье с татарами не справиться, и рассказывает, что татары сделали в поле глубокие подкопы и этих подкопов три: из первого и второго конь сможет вывезти богатыря, а из третьего - только сам выберется, а Илью Муромца вывезти не сумеет. Богатырь сердится на коня, бьёт его плёткой и продолжает сражаться с врагами, но все случается так, как и говорил ему конь: из третьего подкопа он не может вывезти хозяина, и Илья попадает в плен.

Татары заковывают ему руки и ноги и отводят в палатку к Калину-царю. Тот приказывает расковать богатыря и предлагает ему служить у него, но богатырь отказывается. Илья выходит из палатки Калина-царя, а когда татары пытаются его задержать, богатырь хватает одного из них за ноги, и, размахивая им как дубиной, проходит сквозь все татарское войско. На свист богатыря к нему прибегает его верный конь. Илья выезжает на высокую гору и оттуда стреляет из лука в сторону белых шатров, чтобы калёная стрела сняла крышу с шатра и сделала царапину на груди его крестного батюшки, Самсона Самойловича Тот просыпается, догадывается, что стрела, которая сделала царапину ему на груди, - это весть от его крестника, Ильи, и приказывает богатырям седлать коней и ехать к стольному городу Киеву на помощь Илье Муромцу.

В чистом поле к ним присоединяется Илья, и они разгоняют все татарское войско. Калина-царя они берут в плен, привозят к князю Владимиру в Киев, и тот соглашается не казнить врага, а брать с него богатую дань.

Илья Муромец на Соколе-корабле

По Хвалынскому морю двенадцать лет плавает Сокол-корабль, ни разу не причаливая к берегу. Корабль этот дивно украшен: нос и корма - в виде морды звериной, и у неё вместо глаз - два яхонта, а вместо бровей - два соболя. На корабле помещаются три церкви, три монастыря, три торговища немецких, три государевых кабака, и живут там три разных народа, которые не знают языка друг друга.

Хозяин корабля - Илья Муромец, а верный его слуга - Добрыня, Никитин сын. Турецкий пан, Салтан Салтанович, замечает с берега Сокол-корабль и приказывает своим гребцам плыть к Соколу-кораблю и взять Илью Муромца в плен, а Добрыню Никитича убить. Илья Муромец слышит слова Салтана Салтановича, накладывает калёную стрелу на свой тугой лук и приговаривает над ней, чтобы летела стрела прямо в город, в зелёный сад, в белый шатёр, за золотой стол, где сидит Салтан, и чтобы она пронзила Салтану сердце. Тот слышит слова Ильи Муромца, пугается, отказывается от своего коварного замысла и впредь зарекается иметь дело с могучим богатырем.

Илья Муромец и Сокольник

Недалеко от города на заставе пятнадцать лет живут тридцать богатырей под началом Ильи Муромца. Богатырь поднимается на заре, берет подзорную трубу, смотрит во все стороны и видит, как с западной стороны приближается неизвестный богатырь, подъезжает к белому шатру, пишет грамоту и передаёт Илье Муромцу. А в той грамоте неизвестный богатырь написал, что он едет в стольный город Киев - церкви и государевы кабаки огнём пожечь, иконы в воде утопить, печатные книги в грязи истоптать, князя в котле сварить, а княгиню с собой забрать. Илья Муромец будит свою дружину и рассказывает про неизвестного удальца и про его послание. Вместе со своими богатырями он думает, кого послать вдогонку за чужаком. Наконец он решает послать Добрыню Никитича.

Добрыня догоняет неизвестного в чистом поле и пытается вступить с ним в разговор. Сначала чужак не обращает на слова Добрыни никакого внимания, а потом поворачивается, одним ударом снимает Добрыню с коня и велит ему ехать назад к Илье Муромцу и спросить у него, почему он, Илья, сам не поехал за ним.

Пристыженный Добрыня возвращается и рассказывает, что с ним произошло. Тогда сам Илья садится на коня, чтобы догнать чужака и расквитаться с ним. Своим дружинникам он говорит, что не успеют они щи сварить, как он вернётся с головой дерзкого удальца.

Илья догоняет неизвестного богатыря, и они вступают в поединок. Когда ломаются их сабли, они берутся за палицы, пока те не распаиваются, потом хватаются за копья, а когда ломаются и копья, вступают в рукопашный бой. Так они дерутся целые сутки, но ни один не может ранить другого. Наконец у Ильи подламывается нога, и он падает. Сокольник собирается заколоть богатыря, но Илье удаётся сбросить с себя врага Он придавливает Сокольника к земле и, прежде чем заколоть его кинжалом, спрашивает, кто он такой, какого роду и племени. Тот отвечает Илье, что его мать - Златогорка, удалая богатырка одноокая. Так Илья узнает, что Сокольник - его родной сын.

Илья просит сына, чтобы тот привёз свою мать в Киев, и обещает, что отныне он будет первым богатырём в его дружине. Однако, Сокольника берет досада, что мать скрыла от него, чей он сын. Он приезжает домой и требует у неё ответа. Старушка во всем признается сыну, а тот, разгневавшись, убивает ее. После этого Сокольник сразу же едет на заставу, чтобы убить и Илью Муромца. Он входит в шатёр, где спит его отец, берет копье и ударяет его в грудь, но копье попадает в золотой нательный крест. Илья просыпается, убивает сына, отрывает ему руки и ноги и разбрасывает по полю на добычу диким зверям и птицам.

Три поездки Ильи Муромца

Едет Илья по Латынской дороге и видит камень, на котором написано, что перед ним, Ильёй, три дороги: по одной ехать - быть убитым, по другой - быть женатым, по третьей - быть богатым.

Богатства у Ильи много, а жениться ему, старому, ни к чему, вот и решает он ехать по той дороге, которая грозит ему смертью, и встречает целую станицу разбойников. Те пытаются ограбить старика, но Илья соскакивает с коня и одной лишь шапкой разгоняет разбойников, а потом возвращается к камню и исправляет на нем надпись. Он пишет, что ему, Илье, не грозит смерть в бою.

Поехал он по другой дороге, остановился в крепости богатырской, пошёл в церковь и видит, что от обедни идут двенадцать прекрасных девиц, а с ними - королевна. Та приглашает его в свой терем на угощение. Насытившись, Илья просит красавицу отвести его в опочивальню, но, когда он видит кровать, в душу ему закрадывается подозрение. Он ударяет красавицу о стену, кровать переворачивается, а под ней - глубокий погреб. Королевна туда и проваливается. Тогда Илья идёт во двор, находит двери погреба, заваленные песком и дровами, и выпускает на волю сорок царей и сорок царевичей. А когда из погреба выходит красавица королевна, Илья срубает ей голову, рассекает ее тело и размётывает куски по полю на съедение диким зверям и птицам.

После этого Илья возвращается к камню и снова подправляет на нем надпись. Едет богатырь по третьей дороге, которая сулит ему богатство, и видит: стоит на дороге пречудный крест из золота и серебра. Илья берет этот крест, отвозит в Киев и строит соборную церковь. После этого Илья окаменевает, а его нетленные мощи поныне хранятся в Киеве.