Проанализируйте повесть «Бедная Лиза» - Литература. Открытый урок Повесть Н. М. Карамзина "Бедная Лиза"

Учитель русского языка и литературы Дауренбекова Светлана Абеновна, СШЛ №18 имени Бактыбай Жолбарысулы

Урок русской литературы в 9 классе

Тема: Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

Цели урока:

1. Ученик развивает в себе способность систематизировать, обрабатывать, воспроизводить информацию по заданной теме.

2. Ученик совершенствует навыки анализа художественного произведения с разных позиций мышления.

3.Ученик воспитывает в себе культуру обмена мнениями, чувство сострадания, гуманности.

Тип урока : урок изучения художественного произведения

Методы урока : словесные, частично-поисковый, метод «6 шляп» (критическое мышление)

Форма обучения : групповая, индивидуальная

Оборудование : мультимедийная презентация, карточки, текст повести, шесть шляп: белая, красная, желтая, синяя, зеленая, черная.

Жить не есть писать историю, трагедию или комедию, а как можно лучше мыслить, чувствовать и действовать, любить добро,

возвышаться душой

к его источнику.

Н.М.Карамзин

Ход урока :

    Организационный этап. Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята! Я задам вам несколько вопросов, на которые вы должны ответить, поднимая большой палец вверх (хорошо), или опуская большой палец вниз (плохо). Положительный ответ вы сопровождаете восклицанием: «Во!»

Какие у вас друзья?

А школа?

А учителя?

Класс?

Как ваши дела?

Как настроение? (2 мин)

Молодцы! Я рада за вас. Надеюсь, что наша с вами работа на уроке будет интересной и плодотворной.

Вступительное слово учителя

Николай Михайлович Карамзин… Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений читателей? Чем интересна она современному читателю, насколько актуальна? Давайте же продолжим работу над произведением и обратимся к лейтмотивам повести Карамзина «Бедная Лиза».

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы их понимаете?

Выделите в этом высказывании главную мысль и запишите в тетрадь.

3.Стадия вызова .

    Что вы можете сказать о сентиментализме, как о литературном направлении? (Литературное направление в литературе 2-й половины 18 века).

Назовите отличительные черты сентиментализма?

А кто, по-вашему, является основоположником этого направления в русской литературе?

Заполнить таблицу:

Сравнительная характеристика классицизма и сентиментализма

Соответствует ли повесть требованиям сентиментализма?

4. Словарная работа

Любовь - 1.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. 2.Склонность, пристрастие к чему-нибудь.

Счастье - 1.Чувство и состояние полного удовлетворения. 2.Успех, удача

Из Словаря русского языка С.И.Ожегова

Лейтмотив – (нем.) Повторяющаяся в каком-н. произведении основная мысль, идея. Перен.

Идиллия - филол. поэтическое произведение, изображающее идеализированную безмятежную жизнь на лоне природы, жанровая разновидность 2. книжн. безмятежное, счастливое существование.

5.Анализ повести «Бедная Лиза»

Почему повесть, написанная в 1792, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика? (Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей).

В чем смелость, новизна позиции автора? ( Внимание автора сосредоточено на раскрытии внутреннего мира человека).

С этой точки зрения мы и будем рассматривать героев повести Карамзина «Бедная Лиза». Но перед тем, как мы окунёмся в сюжет произведения, проверим, насколько вы внимательно читали текст!

Вопросы:

    Город, в котором происходят описываемые события? (Москва)

    Главные герои повести. (Лиза, Эраст, мать Лизы)

    Какие цветы и по какой цене продавала Лиза весной в Москве? (ландыши, 5 копеек)

    Стакан какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной матери? (молоко)

    О чем договаривается Эраст с Лизиной матерью, чтобы оберечь девушку от походов в город? (о продаже ее работ Эрасту)

    Прошло несколько недель. Причина покрасневших от слез глаз Лизы? (сватовство сына богатого крестьянина из соседней деревни)

    Сколько дней подряд Эраст не приходил к Лизе?(5)

    Что поведал Эраст Лизе, придя к ней после долгого отсутствия? (он идет на войну, отправляется в поход)

    Прошло два месяца. Лиза отправилась в Москву за розовой водой. Что произошло в этот день? (Лиза встретила Эраста)

    Почему Эраст должен был жениться на «пожилой богатой вдове»? (поправить свое материальное положение)

    Как поступила Лиза со злополучными 100 рублями, которыми хотел откупиться Эраст? (отправила их матери вместе с известием о своей смерти)

    Как сложилась жизнь Эраста? (он до конца дней своих был несчастлив)

6.Стадия осмысления. Художественный анализ повести «Бедная Лиза» (Оценочные листы заполняются руководителем группы)

А начнем мы с вами работать по группам по методике «6 шляп» Эдварда де Боно.

Методика «Шесть шляп»

«Белая шляпа»- информация по повести

«Черная шляпа» - негативное в повести

«Красная шляпа» - Какие чувства вы испытываете после прочтения повести?

«Желтая шляпа» - положительное в повести.

«Зеленая шляпа» - новые идеи

«Синяя шляпа»: выводы и оценки каждой группе

I .Белая шляпа

Если вы ответите на вопросы и выполните задания, сможете собрать информацию о событиях, происходящих в тексте без эмоционального оттенка. Не забывайте, что вы в белой шляпе!!!

Главное для вас: факты, информация!!!

Ответьте на вопросы и выполните задания:

    Что происходит в крестьянской семье?

    Перечислите основные моменты сюжета по линии Лизы, по линии Эраста? (Завязка – кульминация - развязка).

    В какой последовательности представлены события в повести? Почему?

    Что вы знали об Эрасте? Каким он был до встречи с Лизой?

II Красная шляпа

Если вы выполните задания, то сможете рассказать о чувствах героев, передать свои эмоциональные суждения. Не забывайте, что вы красной шляпе: главное для вас- эмоции и чувства!!!

1.Заполните таблицу примерами из теста, которые передают чувства героев:

2. Какие чувства вызывает Лиза в начале и в конце повести?

Сравните ее образ в двух частях.

3. - Какие чувства вы испытываете по отношению к Лизе? Какие чувства вызывает в целом повесть?

4. – Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

Как развивались их отношения?

Сделайте вывод, ответив на вопрос:

    Какие чувства у вас вызывал образ Лизы и Эраста

после прочтения повести.

III . Желтая шляпа

Если вы выполните задания, то сможете высказать позитивные суждения о героях,событиях, чувствах героев и поэме в целом. Не забывайте, что вы в желтой шляпе: главное для вас- найти позитивное во всем, вы - ОПТИМИСТЫ!!!

Сбор положительной информации о событиях, героях, чувствах героев

Найдите положительное в героях, ответив на вопросы:

    Как ведет себя Эраст после смерти Лизы? О чем и о ком он думает? Как это его характеризует? Почему он погибает?

Докажите примерами из текста, что автор восхищается образом Лизы? Какие изобразительно- выразительные средства языка использует автор при описании Лизы? Приведите примеры.

IV . Черная

Если вы выполните задания, то сможете высказать отрицательные суждения, покритиковать героев,события и повесть в целом. Не забывайте, что вы в черной шляпе: главное для вас - найти негативное во всем, отразить проблемы и трудности, вы - ПЕССИМИСТЫ!!!

    Заполните таблицу словами, передающими неправоту главных героев

Ответьте на вопросы,начиная свои суждения со слов:

«Мы считаем, что герои ведут себя неправильно, потому что….»

Как разрешается конфликт в повести ? (...Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под сению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее.)

Что стало причиной смерти Эраста и Лизы на ваш взгляд?

    Как вы оцениваете поэму в целом? Актуальна ли она сегодня?

IV . Зеленая шляпа

Если вы выполните задания, то сможете высказать новые идеи, предложения, проявить свои творческие способности. Не забывайте, что вы в зеленой шляпе: главное для вас – найти НОВЫЕ идеи в решении проблемы, высказать творческие суждения. Вы – ТВОРЦЫ!!!

Задание: Придумайте свой финал повести.

VI . Синяя

Контроль над процессом мышления. Осмысленность и рефлексия.

7. Выводы и обобщение.

Почему повесть называется «Бедная Лиза»?

Какие выводы сделали для себя?

8. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Руководители группы заполняют оценочные)

9.Домашнее задание: Письменно ответить на вопрос: «Какие чувства вызвала повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?

Лист взаимоконтроля

Руководитель:

Подумайте также:

- решила ли группа поставленную перед ней задачу (насколько полно это сделала);

Какие были трудности;

Насколько дружно и организованно работали участники группы.

Черты сентиментализма проявляются в повести в том, что герои постоянно умиляются, плачут, испытывают другие возвышенные чувства, которым придаётся преувеличенное значение, что эти герои наивны, а действие происходит на фоне мирных пасторальных пейзажей (пейзажей, характерных для произведений, изображавших идиллическую жизнь на лоне природы пастухов и пастушек).

Описания

«Бедная Лиза» начинается с описания Москвы и её окрестностей, сделанного в пасторальном духе («молодые пастухи, сидя под тению дерев...») с добавлением романтической ноты («мрачные, готические башни», «сию ужасную громаду домов и церквей»).

Описанные Карамзиным картины Москвы совершенно изменились сейчас. Москву уже невозможно охватить взглядом, по Москве-реке не плавают рыбачьи лодки. Данилов монастырь окружён домами, Воробьёвы горы увенчаны зданием МГУ, дворец в Коломенском давно разрушен. Исчезли дубовые рощи и поля. Немного грустно, что мы не можем увидеть Москву, описанную Карамзиным, но кто-то спустя двести лет будет печалиться о том, что не может увидеть Москву начала XXI века.

Описание Москвы не только знакомит читателя с местом действия, но и вводит в соответствующую атмосферу - мечтательную, задушевную, немного таинственную, создаёт настрой, помогающий воспринять главные мысли автора. Вторая функция описания -- композиционная: в начале и в конце повести мы видим автора, посещающего Симонов монастырь, рядом с которым могила Лизы. Описания закольцовывают действие, придают повести цельность и законченность.

Характеристика Лизы

Лиза - молодая невинная девушка, живущая под Москвой одна с матерью, которая постоянно проливала слёзы по рано умершему мужу, а Лизе приходилось выполнять всю работу по дому и ухаживать за нею. Лиза была очень честная и наивная, она привыкла верить людям, у неё был цельный характер, то есть если она отдавалась какому-либо чувству или делу, то совершала это действие полностью, до конца. Вместе с этим она совершенно не знала жизни, потому что всё время прожила с богобоязненной матерью в стороне от всяческих шумных деревенских развлечений.

Мать называет Лизу «любезной», «милой»: Карамзин вкладывает в уста крестьянки эти эпитеты, доказывая, что и крестьянки имеют чувствительную душу.

Лиза поверила молодому красивому Эрасту, потому что он ей очень понравился, а она к тому же никогда не встречалась с таким изящным обхождением. Она полюбила Эраста, но её любовь была любовью платонической, она совершенно не воспринимала себя как женщину. Эраста это поначалу устраивало, так как после развратной столичной жизни ему хотелось отдохнуть от постоянных сексуальных интриг, но после он неизбежно увлёкся Лизой как женщиной, потому что она была очень красива. Лиза этого ничего не понимала, она только чувствовала, как что-то изменилось в их отношениях, и её это тревожило.

Уход Эраста на войну был для неё подлинным несчастьем, но она и подумать не могла, что у Эраста есть какие-то свои планы. Когда она увидела Эраста в Москве и поговорила с ним, то испытала сильнейший шок. Вся её доверчивость и наивность оказались обмануты и повергнуты и прах. Как натура крайне впечатлительная, она не выдержала такого удара. Вся её жизнь, которая до этого представлялась ей ясной и прямой, превратилась в чудовищное нагромождение непонятных событий. Лиза не смогла пережить измены Эраста и покончила жизнь самоубийством. Конечно, такое решение было отчаянным средством уйти от решения жизненной проблемы, которая перед ней встала, и Лиза не смогла справиться с ней. Испугавшись реальной жизни и необходимости выйти из иллюзорного мира, она предпочла безвольно погибнуть, нежели бороться и пытаться понять жизнь такую, какая она есть в действительности.

Можно воспользоваться современной аналогией, которая очень хорошо описывает такие ситуации: она была настолько погружена в «Матрицу», что реальный мир оказался для неё враждебным и равносильным полному исчезновению личности.

Черты сентиментализма проявляются в повести в том, что герои постоянно умиляются, плачут, испытывают другие возвышенные чувства, которым придаётся преувеличенное значение, что эти герои наивны, а действие происходит на фоне мирных пасторальных пейзажей (пейзажей, характерных для произведений, изображавших идиллическую жизнь на лоне природы пастухов и пастушек).
Описания
«Бедная Лиза» начинается с описания Москвы и её окрестностей, сделанного в пасторальном духе («молодые пастухи, сидя под тению дерев...») с добавлением романтической ноты («мрачные, готические башни», «сию ужасную громаду домов и церквей»).
Описанные Карамзиным картины Москвы совершенно изменились сейчас. Москву уже невозможно охватить взглядом, по Москве-реке не плавают рыбачьи лодки. Данилов монастырь окружён домами, Воробьёвы горы увенчаны зданием МГУ, дворец в Коломенском давно разрушен. Исчезли дубовые рощи и поля. Немного грустно, что мы не можем увидеть Москву, описанную Карамзиным, но кто-то спустя двести лет будет печалиться о том, что не может увидеть Москву начала XXI века.
Описание Москвы не только знакомит читателя с местом действия, но и вводит в соответствующую атмосферу - мечтательную, задушевную, немного таинственную, создаёт настрой, помогающий воспринять главные мысли автора. Вторая функция описания -- композиционная: в начале и в конце повести мы видим автора, посещающего Симонов монастырь, рядом с которым могила Лизы. Описания закольцовывают действие, придают повести цельность и законченность.
Характеристика Лизы
Лиза - молодая невинная девушка, живущая под Москвой одна с матерью, которая постоянно проливала слёзы по рано умершему мужу, а Лизе приходилось выполнять всю работу по дому и ухаживать за нею. Лиза была очень честная и наивная, она привыкла верить людям, у неё был цельный характер, то есть если она отдавалась какому-либо чувству или делу, то совершала это действие полностью, до конца. Вместе с этим она совершенно не знала жизни, потому что всё время прожила с богобоязненной матерью в стороне от всяческих шумных деревенских развлечений.
Мать называет Лизу «любезной», «милой»: Карамзин вкладывает в уста крестьянки эти эпитеты, доказывая, что и крестьянки имеют чувствительную душу.
Лиза поверила молодому красивому Эрасту, потому что он ей очень понравился, а она к тому же никогда не встречалась с таким изящным обхождением. Она полюбила Эраста, но её любовь была любовью платонической, она совершенно не воспринимала себя как женщину. Эраста это поначалу устраивало, так как после развратной столичной жизни ему хотелось отдохнуть от постоянных сексуальных интриг, но после он неизбежно увлёкся Лизой как женщиной, потому что она была очень красива. Лиза этого ничего не понимала, она только чувствовала, как что-то изменилось в их отношениях, и её это тревожило.
Уход Эраста на войну был для неё подлинным несчастьем, но она и подумать не могла, что у Эраста есть какие-то свои планы. Когда она увидела Эраста в Москве и поговорила с ним, то испытала сильнейший шок. Вся её доверчивость и наивность оказались обмануты и повергнуты и прах. Как натура крайне впечатлительная, она не выдержала такого удара. Вся её жизнь, которая до этого представлялась ей ясной и прямой, превратилась в чудовищное нагромождение непонятных событий. Лиза не смогла пережить измены Эраста и покончила жизнь самоубийством. Конечно, такое решение было отчаянным средством уйти от решения жизненной проблемы, которая перед ней встала, и Лиза не смогла справиться с ней. Испугавшись реальной жизни и необходимости выйти из иллюзорного мира, она предпочла безвольно погибнуть, нежели бороться и пытаться понять жизнь такую, какая она есть в действительности.
Можно воспользоваться современной аналогией, которая очень хорошо описывает такие ситуации: она была настолько погружена в «Матрицу», что реальный мир оказался для неё враждебным и равносильным полному исчезновению личности.
Характеристика Эраста
Эраст был богатым молодым дворянином, пресыщенным и уставшим от жизни. Он имел неплохие задатки и по мере сил старался быть честным; по крайней мере, он понимал, что делает искренне, а что нет. Можно сказать, что богатство испортило его, потому что он ни в чём себе привык не отказывать. Точно так же, когда он увлёкся бедной девушкой из московского пригорода, он приложил все усилия, чтобы завоевать её расположение и расположение её матери.
Он плохо понимал себя и считал, что сентиментальная влюб- лённость в бедную девушку, столь красивую и неиспорченную, поможет ему уйти от скуки и пустой выхолощенной жизни в столице. Он читал иностранные сентиментальные повести и нафантазировал себе тихую пасторальную любовь к крестьянской девушке. Какое-то время он был вполне счастлив этой игрой и упивался ею, тем более что Лиза откликнулась на его ухаживания со всей горячностью первой любви.
Но проходило время, и игра стала утомлять Эраста, он оказался не готов бросить своё богатство, к тому же его стали преследовать денежные неудачи. Прекрасно понимая, что он поступает подло, он придумал историю про то, что уходит на войну, а сам женился на богатой женщине, чтобы поправить своё состояние. То, что он сделал свой жизненный выбор между деньгами и сердечным счастьем вполне обдуманно и понимал, что именно делает, показывает его реакция на самоубийство Лизы. Попытка уговорить её и откупиться оказалась безнадёжной, и Эраст остался на всю жизнь несчастлив, потому что он не был злым и циничным человеком, просто ему не хватило душевных сил пойти с Лизой до конца и полностью переменить свою жизнь.
Повесть «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма, потому что оно построено на раскрытии особенностей человеческой души, внимании к личности человека; герои повести - простые люди, крестьянки и дворянин; автор проявляет большое внимание к природе, одухотворяет её; язык повести приближается к разговорному языку образованного общества того времени.

Повесть «Бедная Лиза», принадлежащая перу Николая Михайловича Карамзина, стала одним из первых произведений сентиментализма в России. История любви бедной девушки и молодого дворянина покорила сердца многих современников писателя и была принята с большим восторгом. Произведение принесло невиданную популярность тогда еще совсем неизвестному 25-летнему писателю. Однако какими описаниями начинается повесть «Бедная Лиза»?

История создания

Н. М. Карамзин отличался любовью к западной культуре и активно проповедовал ее принципы. Его роль в жизни России была огромна и неоценима. Этот прогрессивный и деятельный человек много путешествовал по Европе в 1789-1790 гг., а по возвращении опубликовал в «Московском журнале» повесть «Бедная Лиза».

Анализ повести свидетельствует о том, что произведение имеет сентиментальную эстетическую направленность, которая выражается в интересе к вне зависимости от их общественного положения.

Во время написания повести Карамзин жил на даче у своих друзей, неподалеку от которой располагался Считается, что он послужил основой для начала произведения. Благодаря этому история любви и сами герои были восприняты читателями как совершенно реальные. А пруд неподалеку от монастыря стали называть «Лизиным прудом».

«Бедная Лиза» Карамзина как сентименталистская повесть

«Бедная Лиза» - это, по сути, новелла, в жанре которой в России до Карамзина никто не писал. Но новаторство писателя не только в выборе жанра, но и в направлении. Именно за этой повестью закрепилось звание первого произведения русского сентиментализма.

Сентиментализм возник в Европе еще в XVII веке и ориентировался на чувственную сторону человеческой жизни. Вопросы разума и социума уходили для этого направления на второй план, а вот эмоции, взаимоотношения людей стали приоритетными.

Сентиментализм всегда стремился к идеализации происходящего, приукрашиванию. Отвечая на вопрос о том, какими описаниями начинается повесть «Бедная Лиза», можно говорить об идиллическом пейзаже, который читателям рисует Карамзин.

Тема и идея

Одна из главных тем повести - социальная, и связана она с проблемой отношения дворянского сословия к крестьянам. Не зря Карамзин избирает на роль носительницы невинности и нравственности крестьянскую девушку.

Противопоставляя образы Лизы и Эраста, писатель одним из первых поднимает проблему противоречий города и деревни. Если обратиться к тому, какими описаниями начинается повесть "Бедная Лиза", то мы увидим тихий уютный и естественный мир, существующий в гармонии с природой. Город же пугает, ужасает своей «громадой домов», «золотом куполов». Лиза становится отражением природы, она естественна и наивна, в ней нет фальши и притворства.

Автор выступает в повести с позиции гуманиста. Карамзин изображает всю прелесть любви, ее красоту и силу. Но разум и прагматизм способны с легкостью уничтожить это прекрасное чувство. Своим успехом повесть обязана невероятным вниманием к личности человека, его переживаниям. «Бедная Лиза» вызвала сочувствие у своих читателей благодаря удивительной способности Карамзина изобразить все душевные тонкости, переживания, стремления и мысли героини.

Герои

Полный анализ повести «Бедная Лиза» невозможен без детального рассмотрения образов главных героев произведения. Лиза и Эраст, как уже было отмечено выше, воплотили в себе разные идеалы и принципы.

Лиза - обычная крестьянская девушка, главной чертой которой является способность чувствовать. Она поступает согласно велению своего сердца и чувств, которые в итоге и привели ее к гибели, хотя нравственность ее осталась нетронутой. Однако в образе Лизы мало крестьянского: ее речь и мысли ближе к книжному языку, однако чувства впервые влюбившейся девушки переданы с невероятной правдивостью. Так что, несмотря на внешнюю идеализацию героини, ее внутренние переживания передаются очень реально. В этом отношении не утрачивает своего новаторства повесть «Бедная Лиза».

Какими описаниями начинается произведение? Прежде всего созвучными характеру героини, помогающими читателю узнать ее. Это естественный идиллический мир.

Совершенно другим предстает перед читателями Эраст. Он офицер, который озадачен лишь поиском новых развлечений, жизнь в свете его утомляет и навевает скуку. Он неглуп, добр, но слаб характером и переменчив в своих привязанностях. Эраст по-настоящему влюбляется, но совершенно не задумывается о будущем, ведь Лиза не его круга, и взять ее в жены он никогда не сможет.

Карамзин усложнил образ Эраста. Обычно подобный герой в русской литературе был проще и наделен определенными характеристиками. Но писатель делает него не коварным соблазнителем, а искренне влюбившимся человеком, который по слабости характера не смог пройти испытания и сохранить свою любовь. Такой тип героя был новым для русской литературы, но сразу прижился и позднее получил название «лишнего человека».

Сюжет и своеобразие

Сюжет произведения довольно незамысловат. Это история трагической любви крестьянки и дворянина, итогом которой стала гибель Лизы.

Какими описаниями начинается повесть «Бедная Лиза»? Карамзин рисует природную панораму, громаду монастыря, пруд - именно здесь, в окружении природы и живет главная героиня. Но главное в повести - не сюжет и не описания, главное - чувства. И эти чувства рассказчик должен пробудить у публики. Впервые в русской литературе, где образ повествователя всегда оставался вне произведения, появляется герой-автор. Этот сентиментальный повествователь узнает историю любви от Эраста и с грустью и сочувствием пересказывает читателю.

Таким образом, в повести три основных героя: Лиза, Эраст и автор-рассказчик. Также Карамзин вводит прием пейзажных описаний и несколько облегчает тяжеловесный стиль русского литературного языка.

Значение для русской литературы повести «Бедная Лиза»

Анализ повести, таким образом, показывает невероятный вклад Карамзина в развитие русской литературы. Кроме описания отношения города и деревни, появления «лишнего человека», многие исследователи отмечают зарождение «маленького человека» - в образе Лизы. Это произведение повлияло на творчество А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, которые развивали темы, идеи и образы Карамзина.

Невероятный психологизм, который принес русской литературе мировую славу, также породила повесть «Бедная Лиза». Какими описаниями начинается это произведение! Сколько в них красоты, самобытности и невероятной стилистической легкости! Нельзя переоценить вклад Карамзина в развитие русской литературы.

Подробное изображение чувств героев является одной из главных особенностей повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» . Это произведение, написанное по законам сентиментализма – литературного направления, где в конфликте «чувства и долга» должны побеждать чувства.

Сентиментализм Бедной Лизы выражается через симпатии автора, которые оказываются на стороне тех героев, которые по велению своего сердца, а не рассудка.

Чувства Эраста: хозяин чувств

В первой части повести наибольшее внимание Карамзин уделяет чувствам Эраста, именно он сначала является главным героем. Он устал от суетного города и людской лживости, от фальши и блеска, поэтому нежно влюблен в деревенскую девушку Лизу, которая кажется ему воплощением всего самого чистого, прекрасного и настоящего. Самое главное, что во время встреч с Лизой он даже не помышляет о плотском проявлении любви – его чувства совершенно платонические, он думает, что любит Лизу скорее как сестру, а не как женщину. Ему приятно просто быть рядом с ней.

Однако и Эрасту, как любому живому человеку, оказывается сложно устоять перед соблазном, и Карамзин понимает это. Физическая любовь Эраста с Лизой все-таки осуществляется, и после этого чувства Эраста и его отношение к девушке постепенно меняются: Лиза перестает быть для него непорочным идеалом, она теперь стала похожа на всех остальных женщин в его жизни. Такую девушку можно покинуть, что он и делает. Эраст женится на богатой женщине, наступая при этом на горло своим чувствам – он не любит ее, но этот брак станет выгодным.

Чувства Лизы: жертва чувств

После их разрыва акцент в повести Карамзин делает на чувствах Лизы. Вообще ее образ был представлен довольно неожиданно для русской литературы: Карамзин первым из авторов показывает, что у крестьян тоже могут быть чувства и переживаия, что «и крестьянки любить умеют» . Лиза ведет себя именно так, как и полагается страдающей лирической героине – ее сердце разбито, без любви жить не имеет смысла, значит, и жить незачем.

Узнав о женитьбе Эраста и рассудив подобным образом, несчастная девушка бросилась в реку. Бесспорно, двигали ею исключительно чувства, ведь с рациональной точки зрения ничего критического не случилось: она не беременна, репутация ее не испорчена, ни о чем не знает даже мать... Однако для Лизы не существует разума, для нее есть только сердце. Разбитое сердце.

Таким образом проникая в души своих героев, Карамзин показывает нам разницу восприятия ими любви. Сцена их близости является кульминацией повести: после этого чувства Эраста медленно угасают и уводят его от Лизы, а ее чувства, напротив, разгораются сильнее и доводят до самоубийства, когда встречают холодность. Получается, что Лиза становится жертвой чувств, в то время как Эраст – их хозяин.