Проектная деятельность по хореографии современный танец. Проект по хореографии " я учусь танцевать". Формы реализации проекта

Руководитель-педагог

ФИО:Кинцель Елена Владимировна

E-mail (обязательно): [email protected]

Предметная область: педагог дополнительного образования

Регион: Томская область

Населенный пункт: с. Александровское

Название образовательного учреждения:МБОУДОД "ДДТ"

Актуальность

Основы детского музыкально – хореографического творчества – один из важных предметов обучения детей искусству. Детская хореография является одним из действенных средств приобщения подрастающего поколения к богатству танцевального и музыкального творчества. Хореография является неотъемлемой частью народного наследия и несет в себе неповторимый отпечаток каждого народа. Таким образом, сохранение богатства и традиций детского танцевального искусства, является необходимым условием для полноценного развития личностного потенциала ребенка.

Гипотеза

1год обучения - навыки музыкально – ритмической деятельности; - навыки правильного и выразительного движения (привычка прямо держать спину и голову, свободно двигаться в танцах); - усвоение подготовительных танцевальных движений и рисунков; -знакомство с ритмическим строением музыки, ее размерами, частями и фразами; -изучение легких народных игровых танцев; -раскрытие творческих способностей -развитие организованности и самостоятельности; -овладение детьми базовыми понятиями, специальной терминологией предполагаемыми программой. 2год обучения. -развитие музыкальности и пластичности -усвоение приемов классической, народной и современной хореографии; -выработка сильных натянутых ног, большого танцевального шага, высокого прыжка; -развитие координации движений; -знакомство с танцами народов мира; -развитие творческих способностей; -выработка правильности и чистоты исполнения позиций и поз, движений. 3год обучения. -выработка выразительности и чистоты выполнения экзерсиса; -развитие силы, выворотности и устойчивости ног; -усвоение учащимися приемов актерского мастерства; -ускорение темпа и разнообразия ритмического рисунка; -усвоение технически сложных элементов классического, народного и современного танцев; -развитие творческого потенциала в процессе обучения и в постановочной работе; -изучение учащимися истории мирового балета.

Цели

Духовное и физическое развитие, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребёнка с помощью танцевального искусства. Оказание помощи в профессиональной ориентации и адаптации в современном мире.

Задачи

Образовательные: . формирование у детей музыкально – ритмических навыков. формирование навыков правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии. обучение детей приемам актерского мастерства. организация постановочной работы и концертной деятельности (разучивание танцевальных композиций, участие детей в конкурсах, фестивалях) .расширение знаний (знакомство детей с историей балета) Развивающие: . обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля. организация поисков новых познавательных ориентиров (организация творческой деятельности, самостоятельного добывания знаний) Воспитательные: . создание базы для творческого мышления детей. развитие у детей активности и самостоятельности общения. формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе

Формы и методы исследования

1. Урок (групповые занятия) 2.Коллективно – творческая игра 3.Творческий конкурс 4.Индивидуальная работа 5.концерт Индивидуальная работа ведется как со слабыми (не успевающими осваивать программный материал в положенный срок детьми, так и с детьми участвующими в сольной постановочной работе. Методы обучения: 1.Словесные, рассказ, объяснение, беседа. 2.наглядные: демонстрация, показ приемов работы. 3.Практические: упражнение, самостоятельная работа. Методы воспитательного действия: 1.Убеждения. 2.Приучения. 3.Пример. 4.Аналитические методы, наблюдение, сравнение, анализ, опрос, анкетирование, контрольный срез.

Этапы (ход исследования)

РАЗДЕЛ 1. Музыкально – ритмическая деятельность (задачи для детей 7 -9 летнего возраста) -научить детей ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо, громче, тише), регистрами (высокий, средний, низкий). -отличать в движении сильную долю такта, метрическую пульсацию и простейший ритмический рисунок в хлопках и притопах; -менять движения в соответствии с 2, 3-ех частной формой и музыкальными фразами; - закрепить занятие о трех жанрах музыки (песня, танец, марш). Музыкально – ритмическая деятельность включает в себя различные задания, упражнения игрового плана и является составной частью урока 1-го года обучения. РАЗДЕЛ 2. Классический танец Занятиям по классическому танцу придается особое значение, так как классический танец является основой хореографической подготовки учащихся. Уже на первом году обучения, начиная с первых уроков проводятся занятия по постановке корпуса, рук, ног, головы, показываются 1,2,3 позиции ног и 4 позиции рук (подготовительная, 1,2,3,), а также изучают первые движения у палки (demi plie, вattements tendus), отрабатывается балетный шаг с носка и техника простого прыжка (sauté). В начале учебного года перед уроком классического танца выполняется партерная гимнастика. Начиная со 2 года обучения, занятия классического танца проводятся отдельным уроком два раза в неделю, урок состоит из упражнений у палки и на середине зала. На третьем году обучения в классический экзерсис вводится исполнение некоторых элементов на полупальцах. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся. РАЗДЕЛ 3. Народно –сценический танец. Народный танец имеет важное значение для развития художественного вкуса и танцевальной техники у учащихся. Знакомит их с разнообразием хореографического материала народов мира. Уже на первом году обучения дети изучают простейшие элементы русского народного танца. Проучивают положения рук и позиции ног. Отдельным уроком народный танец проводится один раз в неделю. На втором году обучения урок по народному танцу включает в себя: -тренировочные упражнения у палки -сценические движения (исполняемые на середине зала и по диагонали) -танцевальные композиции На третьем году обучения идет варьировка и усложнение движений. Ученики из предложенных педагогом движений должны суметь самостоятельно сделать связку для перехода с одного движения к другому. Так же в учебный процесс вводятся упражнения с предметами. В программе предусмотрено изучение русского, молдавского, польского, цыганского и др. танцев. РАЗДЕЛ 4. Историко–бытовой танец Изучение историко-бытового танца проводится на втором году обучения на специальном занятии 1 раз в неделю. Занятия историко-бытовым или бальными танцем органически связаны с усвоением норм этики, выработки высокой культуры общения между людьми: -выдержка -чувство меры -простота -скромность -внимание к окружающим -доброжелательность РЕЗДЕЛ 5. Актерское мастерство Задачи: - научить воспитанников связывать позы с движением, с музыкой (позы должны быть «говорящими»), а движения «рассказывающими». - научить законам перемещения в пространстве сцены; -ознакомить с принципами идентификации. РАЗДЕЛ 6. Творческая деятельность Организация творческой деятельности учащихся помогает педагогу увидеть характер ребенка, найти индивидуальный подход к нему с учетом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данного рода деятельности, выявить и развить его творческий потенциал. Темы творческих занятий определяются спецификой хореографического воспитания. «Я– учитель танцев»; «Я – балетмейстер постановщик»; « Я – художник по костюмам». Творческие ситуации разыгрываются как для коллективной, так и для индивидуальной работы. Темы для постановочной работы должны вызвать интерес у детей. В постановочной работе используется метод совместного творчества педагога и воспитанников (коммуникативный вид деятельности учащихся). Процесс совместного творчества складывается из следующих этапов: 1 этап – сознательная подготовительная работа 2этап – осуществление композиционного замысла 3 этап – проверка всех композиционных решений РАЗДЕЛ 7. История хореографии (история мирового балета) Теоретический курс по истории мирового балета включает в себя 10 лекций и осваивается учащимися на 3курсе. Цель: помочь ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства.

Сроки реализации

3 года ==Выводы==В результате систематических занятий хореографией дети научились выражать свои чувства с помощью движений, стали менее скованным и стеснительным. Главной особенностью занятий хореографией явилось развитие не только физических способностей молодого организма, но и строение творческой основы личности: сочетание музыки, движений, драматического искусства, художественного вкуса ребенка, а также развитие его общей культуры и интеллекта. Подтверждением вышесказанного является выступление детей во многих районных мероприятиях. Дети неоднократно принимают участие на межрегиональных и всероссийских конкурсах.

Полезные ресурсы (источники информации)

1.Костровицкая В. "сто уроков классического танца" Москва "Просвещение" 1981 г.. 2. Базарова Н. , Мей Б. "Азбука классического танца" Ленинград "Искусство" 1983 г. 3. Бахрушин Ё. "История русского балета" Москва "Просвещение" 1974 г. 4. Захаров Р. "Радуга русского танца" Москва "Советская Россия" 1986 г. 5. Никитин В. "Модерн - джаз танец, начало обучения" Москва 1998 г.

Рафикова Ирина Ришатовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ"
Дата публикации: 14.04.2017
Раздел: дополнительное образование

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ

Рафикова И.Р., педагог д/о

МБУ ДО «Центр внешкольной работы», г. Норильск

Уважаемые коллеги, мы на протяжении последних лет много слышим о

модернизации образования, о преобразованиях в системе обучения и воспитания

подрастающего поколения, о новых идеях, реформах, которые необходимо внедрять

образовательный

Появляются

нормативные

документы,

регламентирующие наши действия, предъявляющие к нам, как педагогам, новые

требования.

Педагогические

технологии

дополнительного

образования

сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить

ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать

оценивать

результаты

затруднений

преодолевать их.

Технология

игрового

обучения

применяется

учащихся составляют дети младшего школьного возраста.

начальных

обучения

хореографии

характер

свободной деятельности, (ради удовольствия от самого процесса деятельности), так

и творческий характер, где ребенок может раскрыть себя как личность, снять

внешние и внутренние зажимы. Игру как метод обучения можно использовать с

хореографии,

развития

пластики,

эмоционального

раскрытия,

координации

движений

удовольствием усваивают знания, полученные игровым методом. Значение игры

невозможно исчерпать и оценить развлекательно - реактивными возможностями.

Игра - путь детей к познанию мира», - писал А. М. Горький. Игра обогащает

знания, способствует проявлению способностей и наклонностей, совершенствует

средство

диагностики.

отследить

физическое, творческое и личностное развитие ребенка. Ребенок раскрывается в

игре, воспринимает задания как игру, чувствует заинтересованность в получении

верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений. Игра в команде

позволяет

сплотить

коллектив

организм,

способный

высокого

доступные

зачастую

Соревновательность

обучающегося или группы учащихся стремление выполнить задание быстрее и

качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с

одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. В том и

состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в

обучение,

творчество,

человеческих

отношений.

Основная задача игровой технологии – дать ребенку раскрепоститься, побывать

актером, обрести уверенность в себе. Все это работа по формированию творческого

мышления через игровые технологии

Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение.

Данная технология позволяет организовать обучение воспитанников в тех

формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология

обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-

групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае занимающиеся

разбиваются на группы в несколько человек. Группам дается определенное задание,

например, самостоятельно составить танцевальный этюд. Это эффективная работа

для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидностью индивидульно-

групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде.

Каждая команда придумывает свой этюд, и показывают друг другу. Члены команды

просматривают этюды, ведется обсуждение, указывают на недочеты. Основные

принципы педагогики сотрудничества: -учение без принуждения; -право на свою

точку зрения -право на ошибку; -успешность; -сочетание индивидуального и

коллективного воспитания. Для того чтобы ребенок ощущал эмоциональное

благополучие, чтобы ему было уютно и комфортно на занятии, должна быть

создана нужная атмосфера, важными составляющими которой являются взаимное

уважение, искренность, юмор и веселье. При такой атмосфере дети смогут вести

себя свободно и реализовывать свои собственные интересы, то есть постепенно

начнет создаваться атмосфера сотрудничества.

Информационные технологии.

В своей работе данные технологии мною используются для обеспечения

материально-технического

оснащения.

Деятельность

танцевального

коллектива

предполагает

постановку

проведение

концертных

выступлений

воспитанников.

качественного

звучания

танцевальных

фонограмм,

соответствующих

современным

техническим

требованиям

используются

компьютерные технологии. Применение компьютера позволяет: - накапливать и

музыкальные

звуковысотность

музыкального

произведения;

производить

компоновку

музыкального

произведения;

хранить фото- и видеоматериалы коллектива; поддерживать контакты с коллегами и

осуществлять

Компьютер

возможность

воспитанникам:

Эффективно осуществлять поиск и переработку информации. методика работы с

Интернет

технологиями

(путешествие

Интернет,

посещение

танцевальных сайтов, поиск специальной литературы и необходимой информации

по хореографии); методика использования обучающих видео - программ (видео-

пособие по современным танцевальным направлениям и др.).

При условии систематического использования информационных технологий

в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно

значительно повысить эффективность обучения хореографии.

Технология здоровье сберегающего обучения.

Здоровье формирующие образовательные технологии по определению Н.К.

Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы,

которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных

способствующих

сохранению

укреплению,

формирование

представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа

хореографией

принимаются

различными

физическими данными, поэтому возникает необходимость на уроках заниматься

физическим

развитием

исправлением

(коррекцией)

физических

недостатков.

Формирование

правильной

исполнения

движений создает и совершенную, в смысле «скульптурности», форму тела. В

процессе

обучения

коллективе

формируются

необходимые

здоровому

Воспитанники

использовать

полученные

повседневной

способствует

оздоровлению

использую

здоровье

сберегающие

образовательные

технологии.

подразделяются

п од г ру п п ы:

1.организационно–педагогические

2.психолого

педагогические

технологии

3.учебно-воспитательные

технологии

4.лечебно

оздоровительные

технологии

5.физкультурно-оздоровительные технологии

Технология проблемного обучения.

повышения

эффективности

воспитательной

использовать

проблемную

методику.

Особенностью

является

реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление,

закономерность,

свойства,

неизвестный ему вопрос. Принципы проблемного обучения: -самостоятельность

учащихся; - развивающий характер обучения; - интеграция и вариативность в

применении

различных

областей

Использование

дидактических

алгоритмизированных задач. В отличие от традиционной, когда детям сообщается

«готовая» информация обучения, проблемная методика предлагает более активную

умственную

эмоциональную

деятельность.

процессе

возможно

предложить

дополнить

танцевальную

комбинацию

сочинить

полностью, исполнить то или иное движение, которое не касается их программы

обучения. Дети сначала робко, а потом и смело, при поддержке преподавателя,

активно включаются в творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить

осуществлении

задуманного.

Необходимо

поощрять

творческую инициативу детей, так как многие из них впоследствии, становясь

старше, помогают своим педагогам в работе с младшими детьми. Разумный педагог

доверяет своему ученику, направляет его в учебной и постановочной работе. Таким

включившись

творческую

хореографическую

атмосферу,

выбирают

профессию

хореографа.

Увлекаясь

хореографией,

начинают

приобретать

просматривать

различных

танцевальных

направлений, смотреть танцевальные проекты и т.д. Здесь уместно привлечь детей

аналитической

организуя

различные

правильно понимали содержательную сторону хореографического искусства

Технология проектной деятельности.

Введение в образовательную деятельность метода проекта, дает возможность

преподавателю

целенаправленно

эффективно

осуществлять

эстетическое

воспитание учащихся, потому что на уроках хореографии можно дать глубокие

всесторонние

народному,

классическому,

современному

расширить

кругозор

Проектная

деятельность

хореографии,

является

эффективной

методикой,

формирует

определенные

личностные

качества

необходимые

становления

творческой личности: - умение работать в коллективе; - умение анализировать

результаты

деятельности;

определять

особенности

различных

танцевальных жанров; - приобретение навыков импровизации на заданную музыку;

оценивать

профессиональные

достижения;

самокритичным,

принимать

замечания;

заинтересованность.

Использование метода проектов на уроках хореографических дисциплин, является

средством, которое способно обеспечить высокую эффективность в эстетическом

воспитании

поскольку

направлен

достижение

интересов

учащихся,

посредством

познавательной

практической

деятельности.

Занимаясь проектом, ученики выполняют и исследовательскую работу: сравнивают,

сопоставляют, анализируют изложенные факты, делают собственные выводы. У

детей формируется, например, креативное мышление, которому трудно научить при

традиционной форме обучения на уроках хореографии. С одной стороны, проект

является методом обучения, а с другой - дает возможность общения в рамках

определенной

предметной

деятельности,

интеграции

образовательных предметов и из собственного жизненного и культурного опыта.

Педагогическая деятельность с использованием проектных технологий помогает

педагога-

хореографа

формирование

творческой личности, что решает одну из главных задач эстетического воспитания.

В процесс проектной деятельности необходимо включать элементы эстетического

образования, а также создавать условия, на страивающие учащихся на восприятие и

создание прекрасного. Проектная форма работы является одной из актуальных

технологий,

позволяющих

обучающимся

применить

накопленные

предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, получая опыт от практического его

использования, учатся слушать и понимать друг друга при защите проектов, что

способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных

психологических комплексов. Работа над проектом - процесс творческий, который

содействует

развитию

воображения,

фантазии,

творческого

мышления,

самостоятельности и других личностных качеств участников проекта. Работа по

методу проектов включает чёткое планирование действий, наличие замысла или

гипотезы решения этой проблемы, распределение ролей при групповой форме

процессе

проектом,

обращаются

различным

справочникам, используют internet, другие источники информации, советуются с

родителями, компетентными лицами данной области знаний, изучают материалы,

необходимые для выполнения проекта. Результат проекта должен быть реальным,

ощутимым. Участниками проекта собирается папка документов (портфолио), в

которых работа над проектом представлена подробно. Проекты могут оформляться

как путем публичной защиты, так и в письменном виде. Оценки проекту могут

давать сами разработчики, или эксперты, окружающие люди (учащиеся, педагоги,

родители).

процессе

творческой

деятельности

учащихся

формируются

р аз в и вают ся

о б щ е- у ч еб н ы е

ум ен и я:

р е флекси в н ы е

п о и с ко в ы е

(исследовательские);

оценочной

самостоятельности

сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой

проект. Внедрение этих инноваций в программу позволяет:

1.Повысить качество обучения

2.Расширить рамки образовательных результатов

3.Исполнение хореографических номеров сделать более качественны

4.Улучшить процесс самостоятельное творческой деятельности ребенка. Это

отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре коллектива, что

способствует достижению высоких творческих результатов.

Таким образом, инновационные технологии, используемые в любой области

дополнительного

образования

способствуют

гармоничному

развитию

личности учащихся, их самоопределению и самореализации.

Образовательн ые : Использование знаний, полученных на уроках ИЗО, МХК, музыки, литературы, применение их на интегрированных занятиях. Раскрытие их потенциальные актерских способностей.Изучение особенностей воспитания детей искусством хореографии. Развитие и коррекция физических качеств детей средствами хореографии, как важное условие творческого и духовного становления ребенка..

Развивающие: увеличение границ самостоятельного творчества, исследовательских навыков, дискуссионной культуры поведения. Развивите творческого воображения ребенка, совершенствование навыков творческого самовыражения;

Воспитательные: привитие навыков творческого общения, уважения, уверенности в себе, взаимопомощи . Воспитание эстетического вкуса (умения видеть красоту движения в танце);

Воспитание нравственных качеств;

Воспитание уважения к традициям и культуре других народов.

Здоровьесберегающие : укрепление здоровья учащихся, их физических данных, осанки, развития двигательных форм, снятие умственного утомления. Формирование движенческих навыков, развитие чувства ритма, умения слушать музыку и отражать в движении характер музыки;

Формировать общее физическое развитие учащихся;

Объект исследование - педагогические основы в хореографическом искусстве.

Предмет исследования - особенности воспитания детей искусством хореографии.

Задачи исследования . Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Определить роль хореографического искусства в воспитании культуры детей;

Рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей;

Определить формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе;

Изучить возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии

Проанализировать методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей.

Методы исследования - анализ и обобщение.

Практическая значимость данного исследования заключается в изучении особенностей процесса воспитания детей посредством искусства хореографии.

Поиск информации по данному вопросу показал существенный разрыв между литературой, косвенно касающейся вопросов воспитания посредством танца и цельными монографическими работами. Практически нет литературы по развитию национальной хореографии детских коллективов в Дагестане. В практическом плане можно познакомиться с опытом работы таких известных мастеров, руководителй детских ансамблей таких как: «Ватан» (рук. М.Ухумали),

« Счастливое детство» (худ. рук. Ш. Матаев) и др..

В результате работы над проектом ученики должны:

знать :

виды и жанры хореографии;

историю создания танцев народов мира;

лучшие образы хореографического, музыкального искусства;

терминологию народного, бального, эстрадного и классического танца.

уметь :

выразительно и ритмично двигаться в соответствии с образом танца;

выражать свои собственные ощущения, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства;

сопереживать, осуществлять взаимовыручку и взаимоподдержку;

исполнять основные элементы народного танца.

После завершения проекта учащиеся должны сформироваться, как всесторонне развитая личность с художественно-эстетическим вкусом, раскрыть свои потенциальные, творческие способности и укрепить своё здоровье, а также должны

знать:

основные понятия хореографии

владеть определенными знаниями в области хореографического искусства

особенности народного национального танца

терминологию народного танца

уметь:

самостоятельно сочинять комбинации и этюды танцевальных номеров, в которых ярко выражен хореографический образ

овладеть навыками танца и способностью показать свое умение

раскрывать идею, тему и замыслы хореографа

Педагогический проект « Развитие творческих способностей средствами хореографии»

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин и др., основой творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, я выделила общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. В любом ребенке от рождения заложено творческое начало, которое в течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо наоборот - развивается. И в связи с этим, перед родителями и взрослыми, которые окружают ребенка встает задача не навредить, не «убить» в ребенке это творческое начало, а наоборот направить его в нужное русло. Для этого нужно всячески способствовать развитию творческих способностей - а это длинный и сложный путь.

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития. Это в свою очередь подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие способности, совершенствуя детское творчество. Танец являясь источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа». Танец существует столько же тысячелетий, сколько и человек. На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мысли, эмоции через движения. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественна, что язык понятен всем – и взрослым и детям, он интернационален.
Идея синтеза музыки и движения была реализована швейцарским педагогом и музыкантом Эмилем Жаком Далькрозом (1865-1950 г.г.), который разработал систему музыкально-ритмического воспитания детей. Заслуга его прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.
Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.

И действительно, в музыкально-ритмических и танцевальных движениях становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) – трех характеристик, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и воображения.

Специфика танца в том, что художественные образы воплощаются с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благоприятную для развития у дошкольников творческих способностей.

Со времени К. Д. Ушинского ведущие педагоги, специалисты-хореографы вели диалог о том, что важнее – воспитание высококлассного исполнителя-мастера в хореографии или развитие творческих, интеллектуальных, эмоциональных, физических способностей детей средствами хореографии, формируя тем самым высоко духовную личность. Этот диалог не потерял своей значимости и сегодня.

  • На мой взгляд, актуальной сейчас является позиция, при которой хореография на базе ДОУ – это средство к развитию и воспитанию детей . Само по себе, обучение танцам - это сложный и творческий процесс. Пожалуй, вы не встретите ни одного преподавателя-хореографа, который ни внес бы что-то новое в тот учебный материал, с которым он работает. Этому же он учит и детей.

Таким образом, процесс обучения хореографии «напрямую» способствует развитию творческих способностей детей. Но все-таки, он является и сложным процессом строящим обучение в несколько этапов.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что танец как один из видов хореографического искусства – является действенным средством музыкально-пластического, художественно-эстетического, нравственно-этического воспитания и физического развития школьника. Танцы легко разучиваются, занятия ими вырабатывают свободную и красивую осанку, плавность движений, развивают грацию и изящество, воспитывают внимание, ловкость и умение ориентироваться в пространстве, а музыка танцев, отражающая мелодическое и ритмическое богатство народного творчества развивает музыкальность и слух.
Изучив литературу по возрастной психологии и танцу, я пришла к выводу, что танец может решить ряд проблем возникающих в этом возрасте (стрессы, обусловленные эмоциональной неуравновешенностью, статусной неопределенностью и неустойчивостью социальных ценностей, неприятие своего физического «я» что вызывает мышечную зажатость, неловкость, скованность, неадекватность в поведении и т.д.). Так как танец можно рассматривать как:

1. способ коммуникации (общения);

2. способ эмоционального самовыражения;

3. способ социальной адаптации;

4. способ гармонизации физической и духовной сущности.

Целью данного проекта является развитие творческих способностей детей через эффективное использование системы форм, методов, приемов хореографического обучения

Ведь, именно хореографическая деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей.

И, моя основная задача – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности – это значит «дать ребенку в руки ключ», принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Это означает решение следующих моих задач:

  • содействовать всестороннему развитию ребенка, стимулируя двигательную познавательную и творческую активность;
  • создавать условия для реализации потребности детей в творческой двигательной активности;
  • развивать жизненно необходимые двигательные умения и навыки;
  • путем танцевальной импровизации развивать способность к самостоятельному творческому самовыражению.
  • снять мышечное и психологическое торможение посредством танцевального движения;
  • развивать музыкальность, способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через воспитание способности чувствовать, переживать музыку в движении.

Гипотеза:

Система рационального сочетания всех форм и методов образовательного процесса по развитию творческих способностей дошкольников окажет положительное влияние на развитие у детей воображения, их творческой активности, на улучшение состояние здоровья детей, становление двигательных способностей, совершенствование психофизических качеств и формирование интереса к занятиям танцами через осознание воспитанниками своих возможностей, потребностей и способностей.

Гипотеза моего проекта основывалась на следующем: если процесс формирования у детей творческих способностей будет опираться на Рациональное сочетание всех форм и методов образовательного процесса по развитию творческих способностей дошкольников в основе которой лежит музыкально-ритмическая деятельность, на психолого - педагогические подходы в воспитании детей, то результатом реализации проекта будут:

  • высокая степень выраженности у детей творческих способностей, в том
    числе актерских, музыкальных, организаторских, литературных и др.
    к моменту поступления в школу;
  • высокая степень проявления навыков социального поведения;
  • возможность свободного выбора детьми средств и способов художественной экспрессии для решения целого комплекса творческих задач;
  • проявление личностных инновационных качеств.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.

В своей практической деятельности я столкнулась с рядом противоречий:

Это для меня означало решение следующих противоречий:

  • между сложившимися малоэффективными традиционными формами работы по развитию танцевально-ритмических движений дошкольников и недостаточным уровнем (моего) профессионального мастерства педагога по внедрению новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие творческого потенциала ребенка
  • между требованиями, предъявляемыми программой к содержанию танца в детском саду, и недостаточной сформированностью у дошкольников пластичности и гибкости;
  • между наличием у детей психологической закомплексованности и необходимостью выступать публично;
  • между наличием большого количества разработок упрощенных танцев и отсутствием интересных сюжетно-образных композиций.

Успешным разрешением даннах противоречий я считаю создание условий эффективного развития творчества у дошкольников в танце.

Это:

  • осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений.

Такое овладение предполагает, прежде всего понимание значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа.

Однако самостоятельно дошкольники не могут подойти к осознанию языка движений и освоить его. Следовательно, требуется целенаправленное обучение их этому языку, в процессе которого дети должны познакомиться не только с отдельными движениями, но и с принципами их изменения, варьирования, а также простейшими приемами композиции танца.

Другим немаловажным условием формирования и развития у детей творчества в танце является:

  • оптимальное сочетание в едином процессе обучающих и творческих моментов.

При этом творчество должно рассматриваться в качестве не столько итога обучения, сколько его своеобразного «метода».

Полноценное танцевальное творчество ребёнка возможно при условии, что его музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются и если у него есть возможность проявить самостоятельность. Л.С Ходонович отмечает важность оснащения танцевального творчества, как в детском саду, так и в семье: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев.

Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

Соблюдение принципа свободы;

Накопление впечатлений от восприятия искусства;

Накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);

Развитие основных музыкальных способностей;

Оснащения музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.

Методологическая основа проекта:

Проект основывается на ведущих принципах обучения и воспитания: гуманизации, проблемности, активности и самостоятельности, а также на специфических принципах, касающихся хореографической деятельности: организация предметно-развивающей среды, художественного общения и взаимодействия, совместного сопереживания

Принцип деятельности (дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний. Действие в игре – способ познания, переживания, сопричастности как со стороны педагога, так и со стороны ребенка.);

Принцип вариативности (пройденный, накопленный материал постоянно варьируется, представляя тем самым новизну, эффект сюрпризности);

Принцип непрерывности (процесс развития не заканчивается на занятиях, дети с удовольствием продолжают творить в других условиях, обстановке);

Принцип креативности (организуется творческая деятельность, провоцируется и поощряется творческая активность детей, создаются ситуации, в которых ребенок становится художником, поэтом, музыкантом, артистом и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность);

Принцип гуманности (любовь к жизни, искусству, ребенку – эти три единства, которые лежат в основе формирования личности);

Принцип индивидуального подхода (каждый ребенок – отдельный субъект со своими задатками и возможностями. И это надо всегда учитывать.);

Принцип от простого к сложному (постепенное развитие способностей);

- учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Соответствие комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса.

Ожидаемые результаты:

  • Раскрытие творческих двигательных способностей;
  • Овладение детьми новыми двигательными навыками;
  • повышение уровня музыкально-ритмической подготовленности и развития психофизических качеств;
  • формирование интереса к занятиям музыкой и танцами, потребности в ежедневной двигательной деятельности;
  • формирование моральных, волевых и эстетических качеств детей.

Проект реализуется в 3 этапа:

  • 1 Этап – Подготовительный (организационный) этап - август – сентябрь
  • 2 Этап - Основной (практический) этап - октябрь-апрель
  • 3 Этап - Заключительный (аналитический) этап – апрель- май

В данном проекте особую значимость представляет технология развития творческих способностей детей. Она реализуется в три этапа. На 1 этапе решаются задачи обогащения личного опыта ребенка через создание предметно-развивающей среды, мониторинга исходного уровня подготовленности детей в двигательном и творческом развитии и др.;

  • поиск, изучение и анализ эффективных форм работы по развитию творческих способностей детей;
  • выбор основных направлений работы с детьми;
  • вовлечение педагогов и специалистов в совместную деятельность по данному направлению;
  • составление перспективного планирования занятий и развлечений по хореографии;
  • создание условий для развития творческих способностей детей;
  • мониторинг исходного уровня подготовленности детей в двигательном и творческом развитии.

задачи 2 этапа - стимулирование самостоятельной деятельности через использование заданий проблемного и творческого характера;

Реализация поставленных цели и задач, используя разнообразные формы и методы работы.

Основные направления работы:

Организация работы с детьми в структуре занятий;

  • организация работы с детьми при взаимодействии со специалистами;
  • организация нетрадиционных форм работы;
  • организация работы с родителями.

Танцевальные навыки и навыки выразительного движения активно усваиваются на фронтальных занятиях. Сюда я включаю различные задания:
- музыкально-ритмические упражнения;
- пляски (парные, народные, тематические);
- игры (сюжетные, несюжетные, с пением, музыкально- дидактические);
-хороводы;
- построения, перестроения;
- праздничные упражнения с предметами (шарами, лентами, цветами, мячами, флажками);
- задания на танцевальное и игровое творчество.

Все занятия по развитию творческих способностей я сопровождаю играми. Играя – ребенок учиться. Как можно больше провожу занятия в игровой, сюжетно-игровой, образно-игровой форме, где ребята отправляются в увлекательное путешествие, становятся маленькими авторами большого спектакля, которые могут проявить свою фантазию и воображение через язык движение, жестов, мимики; превращаю детей в животных, насекомых, где они учатся любить окружающий мир посредством игровых двигательных заданий, преодолевать трудности.

Один из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение.

Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

Главная линия – линия образных музыкально-двигательных этюдов, которые способствуют коррекции личности, ее раскрепощению.

Перед ребенком ставятся задачи воплощения того или иного образа, при этом используется не только пантомима, но и язык жестов и мимики.

Вторая линия – овладение основными движениями: различными видами ходьбы, бега, прыжков, техники движений.

Третья линия – танцевальные движения и танцы, особое внимание в них общение.

Четвертая линия – ориентировка в пространстве.

Пятая – основная – индивидуальное творческое проявление детей в движении – импровизация.

Дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на заданную тему. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.

Лучшие варианты, отобранные самими детьми, становятся основой групповых композиций.

Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец.

Это очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей. Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству, и следовательно, способствующая его развитию.

Для развития танцевального игрового творчества я предлагаю творческие задания. С этой целью использую фольклорный, песенно-игровой, танцевальный материал.

Важную роль в развитии музыкально-танцевальных способностей я отвожу применению нетрадиционных средств, таких как танцевально-игровая гимнастика, особенность которой заключается в игровом методе проведения занятий. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнение, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Успех в моей деятельности обеспечивают такие формы работы как праздники и развлечения, которые очень любимы и мною, и детьми. Торжественная обстановка, музыка активно влияют на развитие и эмоциональность ребенка. Праздник объединяет в себе различные виды музыкальной деятельности. И я с большой ответственностью подхожу к подготовке (тщательно продумываю сценарий, подбираю музыкальное сопровождение, музыкально- театрализованные сценки, танцевальный репертуар, продумываю постановки танцев).

Для самых одаренных танцующих детей организован танцевальный кружок «Непоседы». Здесь ребята совершенствуют свое танцевальное мастерство и продолжают развивать творческие способности на более сложном и интересном уровне. Мы разучиваем танцы различных жанров: фольклорные (народные), эстрадные, стилизованные. Воспитанники с удовольствием выступают как на мероприятиях города, так и внутри детского сада.

Изменяющиеся запросы российского общества к качеству дошкольного образования мотивируют меня к использованию инновационных методик и технологий воспитания и образования детей. Нововведения моей воспитательно-образовательной работы с детьми по развитию творческих способностей заключается:

в использовании игрового моделирования на занятиях и вне занятия

Разнообразие и умелое руководство детскими играми позволило добиться определенных результатов:

* повысилась творческая активность детей в игре;

* дети научились самостоятельно распределять роли, действовать сообща, решать спорные вопросы;

* умеют импровизировать.

В организации совместной проектной деятельности с детьми

Использование метода проектов в моей работе с дошкольниками, дало ребенку возможность экспериментировать, развить творческие способности и коммуникативные навыки, способствовало активному повышению самооценки, участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

В использовании ИКТ в работе с воспитанниками

В работе по данному направлению использую ИКТ, широкий спектр цифровых образовательных ресурсов: компьютер, музыкальный центр, DVD – плеер, цифровой фотоаппарат, видеокамеру. Для повышения качества педагогического процесса использую мультимедийные презентации и обучающие программы, т.к. материал, представленный различными информационными средствами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками.
Перешла к разработке и накоплению медиатеки электронных образовательных ресурсов, включающих развивающие компьютерные игры, презентации, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги). Реализуя учебно-воспитательный процесс, разрабатываю занятия с использованием информационных технологий, создаю мультимедийные презентации для занятий с помощью программы PowerPoint, использую компьютер и проектор для оформления праздников, создавая торжественную обстановку, при прослушивании музыки.

Большое значение для реализации лично-ориентированного обучения детей по данному направлению имеет работа с родителями, то есть организация содружества и сотворчества детей и взрослых по принципу: педагог – ребенок – взрослый. Совместная работа помогает мне лучше познать детей, а родителям – своего ребенка.(слайд)

Мною используются различные способы непосредственного включения родителей в образовательно-воспитательный процесс: открытые занятия, задания для выполнения совместной работы родителей и детей, семейные праздники и досуговые мероприятия («День открытых дверей», новогодние представления и т.д.). Для родителей оформляю папки-передвижки, стенды с фотографиями, достижениями детей. На родительских собраниях провожу консультации, анкетирование по определенным проблемам. Так же родители помогают мне в изготовлении атрибутов к танцам. По моему убеждению, только союз педагогов, воспитанников и их родителей может быть плодотворным и эффективным на пути формирования творческого развития личности.

Проблему развития творческих способностей детей решаю в сотворчестве с другими педагогами-специалистами и воспитателями, что способствует более полному раскрытию танцевально-творческих способностей у детей, формированию у них чувства прекрасного и целостного представления об окружающем мире.

Для педагогов провела такие консультации: «Музыкально-творческая игра как средство повышения двигательной и творческой активности детей», «Роль воспитателя на хореографическом занятии».

Совместно с логопедом провожу интегрированные занятия, развлечения; с музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре организую праздники, досуги, концерты, различные виды занятий; с психологом проводим тесты по определению психоэмоционального состояния детей, включение в занятия эмоциональных этюдов и элементов психогимнастики.

Взаимодействие всего педагогического коллектива в хореографическом образовательном процессе создает условия для успешного развития индивидуальности ребенка через осознание им своих возможностей, способностей, интересов.

Заключительный этап :

- проведение мониторинга динамики показателей творческого и двигательного развития детей;

Участие в мероприятиях, используя накопленный двигательный опыт;

Анализ и оценка результатов проводимой работы;

Подведение итогов проекта.

на 3 этапе осуществляется формирование обобщенных знаний и умений, связанных с музыкально-хореографическим искусством; формирование творческих качеств личности, обеспечивающих ребенку способность вносить элементы новизны и оригинальности во все виды деятельности; развитие фантазии, творческого воображения, интуиции.

Результаты проекта:

Мониторинг по развитию творческих способностей детей проводится по следующим параметрам: эмоциональное реагирование и ритмичное движение в соответствии с характером музыкального произведения; импровизация под музыку разного характера, создавая выразительные, пластичные образы; подбирание музыкальной характеристики к пластическому образу; качество выполнения музыкально-ритмических движений и упражнений; составление простейших танцевальных комбинаций на основе знакомых ритмических движений и задачам, поставленным в программе «От рождения до школы» Н. Е. Веракса. Оценка уровня развития предусматривает 5-бальную систему: 5 баллов - высокий уровень, 4 балла - выше среднего уровня, 3 балла – средний уровень, 2 балла – ниже среднего уровня, 1 бал - низкий уровень. Итоги подводятся по каждому блоку отдельно, затем суммируется общее количество баллов по уровням:

Уровень

показатели

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Движение в соответствии с характером и ритмом музык

3 чел

10,7%

11 ч.

39,3%

3 ч.

10,7%

11 ч.

39,3%

8 чел.

28,6%

3 чел

10,7%

7 ч.

0

4 ч.

14,3%

Импровизация под музыку различного характера

10 ч.

35,7%

6 чел

21,4%

5 чел

17,9%

10 ч.

35,7%

13 ч.

46,4%

12 чел.

42,9%

3 чел

10,7%

Составление комбинаций из движений

4 чел

14,3%

11 ч.

39,3%

3 чел.

10,7%

10 ч.

35,7%

12 ч.

42,9%

3 чел

10,7%

11 чел.

39,3%

3 чел

10,7%

Подобрать музыкальные

характеристики к образу

11 ч.

39,3%

5 чел

17,9%

7 чел.

11 ч.

39,3%

13 ч.

46,4%

1 чел.

3,5%

13 чел.

46,4%

2 чел.

7,1%

Техника выполнения движений

1 чел

3,5%


11 ч.

39,3%

2 чел.

7,1%

13 ч.

46,4%

14 ч.

3 чел

10,7%

12 чел.

42,9%

5 чел

17,9%

Вывод: прослеживается положительная динамика развития творческих способностей детей: детей с низким уровнем развития нет, повысился коэффициент детей с высоким и выше среднего уровнем развития.

Результат:

1. Развитие творческих способностей детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально-ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью.

2. Данный подход к обучению музыкально-ритмической и танцевальной деятельности оказался эффективным, что выразилось в достоверно высоких показателях при оценке уровня овладения и продвижения в освоении программного материала.

3. Критерии оценки диагностики существенно помогают в уточнении направления и характера работы с детьми по развитию музыкально-ритмического и танцевального творчества.

Организация работы на основе учета результатов диагностики танцевально-ритмического образовательного процесса в ДОУ позволяет мне:

Повысить свое профессиональное мастерство в овладении навыками диагностики танцевально-ритмического процесса воспитания;

Осуществить на практике индивидуально-дифферинцированный подход к развитию творческих способностей детей и овладению ими основами танцевального искусства.

Вывод: гипотеза нашла свое подтверждение, так как
- прослеживается положительная динамика развития творческих способностей детей;
- повысился интерес детей к занятиям;
- возрасла заинтересованность родителей;
- повысился профессиональный уровень моего мастерства в организации и проведении образовательного процесса;
- психологическая атмосфера во взаимоотношениях с детьми стала более доброжелательной и доверительной.



Наталия Косолапова
Здоровьесберегающий проект по хореографии в детском саду «Здоровое движение»

Область интеграции : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.

Тип проекта: продуктивный, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь - май).

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагог дополнительного образования (хореограф, воспитатели, родители, .

Ресурсы проекта: музыкальный центр, ноутбук, проектор, принтер, диски с музыкальными произведениями, коврики на каждого ребенка

Актуальность проекта:

Наш детский танцевальный коллектив называется «Незабудки». Незабудки – это маленькие, но очень красивые, небесного цвета с солнышком посередине, цветы. И для нас не секрет, что только здоровый цветок радует своей красотой.

Также как и цветок, красивый ребенок – это здоровый ребенок. Поэтому забота о здоровье детей - важная задача общества, педагогов и родителей. Наш долг сохранить и укрепить здоровье наших детей.

Хореография – искусство, любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия танцами формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. И считаю, что именно хореография предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей. Каждый вид деятельности на занятии (музыкально-ритмические упражнения, партерная гимнастика, творческая импровизация, подвижные игры, самомассаж,улыбкотерапия) способствует укреплению здоровью. Поэтому на своих занятиях стараюсь уделять большое внимание работе по сохранению и укреплению здоровья детей. Однако достичь успеха можно только в результате совместной работы педагогов и родителей.

Цель проекта : Содействие правильному физическому развитию и осознание своего отношения к своему здоровью через хореографическое искусство.

Задачи проекта:

Сохранять, укреплять здоровье дошкольников через движения под музыку;

Содействовать правильному физическому развитию на занятиях;

Повышать с помощью средств двигательной активности умственную работоспособность;

Укреплять мышечный аппарат, развивать координацию движений, ориентацию в пространстве через овладение детьми хореографического искусства;

Развивать двигательные качества (силу, ловкость, скорость, прыгучесть, реакцию, гибкость, выносливость);

Воспитывать в ребенке бережного отношения к своему здоровью;

Способствовать социализации детей, формировать у детей доверие и внимание друг к другу, свободного общения с взрослыми.

Формы реализации проекта:

Интегрированные занятия с использованием здоровьесберегающих упражнений;

Развлечения с использованием здоровьесберегающих упражнений и игр;

Работа с познавательной литературой;

Поисковая деятельность детей совместно с родителями;

Самостоятельное использование упражнений в повседневной

жизни детей;

Родительское собрание.

Ожидаемые результаты:

Дети:

Снижение уровня заболеваемости;

Владеют основными навыками хореографического искусства;

Развиты двигательные качества (в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями);

Умеют ориентироваться в пространстве;

Бережно и внимательно относятся к своему здоровью;

Умеют общаться со сверстникам;

Свободно общаются с взрослыми.

Родители:

Активные и заинтересованные участники педагогического процесса;

Активные участники на развлечениях;

Проявляют интерес к поиску дополнительного материала

Педагоги:

Пополнение накопительных папок с подвижными играми, оздоровительными упражнениями, стихами, рассказами и т. п.

Этапы реализации проекта

1 этап – формирующий, подготовительный этап реализации проекта (сентябрь)

2 этап – технологический, основной этап реализации проекта (сентябрь – апрель)

3 этап – итоговый этап реализации проекта (май)

4 этап – презентационный этап реализации проекта.

Формирующий этап реализации проекта

С педагогами

С родителями

сентябрь 1. Сбор сведений о состоянии здоровья детей. 2. Составление перспективного плана.

3. Подбор репертуара для детей.

4. Отражение целей и задач.

5. Изучение методической литературы.

6. Подготовка аудио записей.

Мониторинг детей (выявление детей с нарушением осанки, с нарушением координации движений) 1. Изучение степени потребности желание сотрудничать по данному направлению.

2. Родительское собрание на тему: «Здоровье сберегающие технологии на занятиях хореографии».

Технологический этап реализации проекта.

Месяц С педагогами С детьми С родителями

октябрь -Консультация с педагогами на тему: «Что такое здоровье, что такое болезнь?» «Чем отличается здоровый человек от больного?» «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?»

Консультация с воспитателями по проведению подвижных игр

Пополнение папки по чтению художественной лит-ры: «Война грибов» Г. Даль

Беседа-знакомство о правильном дыхании на занятии хореографии.

Упражнения на развитие гибкости: «бабочка»(сидя на полу, ноги соединить стопами. Поднимать колени вверх-вниз); «корзинка»(лежа на животе. Взять правой рукой правую ногу, левой-левую, прогнуться).

Обращать внимание на правильное дыхание при выполнение упражнений.

Игра: «Зеркало»(в паре)

Проведение консультации «Умеем ли мы правильно дышать?».

Мастер – класс по изготовлению пособий для формирования «Правильного» дыхания.

ноябрь Консультация с воспитателями по проведению спортивного праздника «Игры Госпожи Осени»

Пополнение папок пословицами и поговорками о здоровье.

Консультация с воспитателями по включению творческих игр в различные режимные моменты. Н-р: «Говорящие движения» М. Лазарев (выражать свои чувства и мысли движениями)

Пополнение папок загадками об овощах и фруктах: Д. Тувим «Овощи», играми: «Узнай по запаху с закрытыми глазами (овощи и фрукты). Проведение спортивного праздника: «Игры Госпожи Осени».

Музыкально-ритмические упражнения: «Овощи на грядке»

Самомассаж: «Любимые ножки»(поглаживание)

Партерная гимнастика: «Чемодан»(и. п. -лежа. Согнуться пополам). «Мостик» (лежа, прогнуть тело вверх)

Творческая импровизация: игра «Подражание»М. Лазарев. (ведущий изображает в движении какой-нибудь образ, остальные отгадывают)

Подвижная игра:«Будь ловким» Н. Ладухина, «Чей кружок скорее соберется». Изготовление стенда на тему: «Здоровый выходной в моей семье»,

декабрь Пополнение папки по чтению художественной лит-ры: К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе».

Консультация с воспитателями по играм «Физкультурный свисток» - чей дольше просвистит (на дыхание) Ритмическое упражнение «Эхо»(повторяют ритм за ведущим)

Дыхательная гимнастика: «Песенка Нытика» М. Лазарев. (Изобразить звуком и движением).

Партерная гимнастика: «Кобра»(лежа на животе, упор на руки-прогнуться); «Свеча»(лежа на спине. Поднять ноги вверх, руками поддерживать поясницу).

Музыкально-ритмические упражнения:»Делай как я»

Использование игр с движениями на новогоднем утреннике:«Мы повесим шарики»,«У тебя Дед-Мороз». Работа с познавательной

литературой.

Поиск аудиозаписей.

январь Консультация с воспитателями по ритмическим упражнениям.

Пополнение папки по чтению художественной лит-ры: «Девочка чумазая» А. Барто. Музыкально-ритмические упражнения: «Вечное движение» (стоя по кругу по очереди показывают движения, остальные повторяют пофразно).

Партерная гимнастика «Лягушки»(лежа на животе, наги согнуты в коленях, стопы соединены).

Творческая импровизация: «Зоопарк»(по М. Лазареву, с. 217)

Ритмические игры:«Мы в кружочек встали», «Тук –ток»(развивает речевые двигательные качества).

Подвижные игры: «Найди свою пару»,«Снег снежок» -ориентировка в пространстве. Подбор пословиц и поговорок о здоровье.

февраль Консультация с воспитателями по проведению спортивного развлечения «Как Баба – Яга сына в армию провожала».

Пополнение папки по чтению художественной лит-ры: «Как вести себя во время болезни» Е. Шкловский.

Пополнение папки с подвижными играми. Проведение спортивного развлечения «Как Баба – Яга сына в армию провожала». с использованием творческой импровизации, ритмических, подвижных игр.

Партерная гимнастика: «Панда» (сидя, обхватить ноги и притянуть их к груди. Перекаты вперед-назад). «Лодочка» (лежа на животе. Руки и ноги вытянуты, прогнувшись, дети качаются вперед-назад)

Ритмические игры:«Превращение», «Сороконожка» Е. Железновой.

Музыкально-ритмические упражнения: «Веселые спортсмены» М. Лазарев (с. 228).

Привлечение родителей к участию на спортивном развлечении.

март Консультация с воспитателями по проведению развлечения «Вечер пословиц и поговорок о здоровье».

Пополнение папки по чтению художественной лит-ры:«Королева Зубная щетка» В. Костылев.

Проведение развлечения «Вечер пословиц и поговорок о здоровье»

Проведение интегрированного занятия с приглашением медицинской сестры: «Вода и мыло» (Кибас Т. В. «Сценарии и игры»)

Партерная гимнастика: «Кошечка» (на коленях, упор на локти: пролезть под препятствием). «Рыбка» (лежа на животе. Стараться ногами коснуться головы).

Ритмические упражнения: «Мое имя» (ритмизация своего имени, фамилии)

Подвижные игры:

Творческая импровизация: «Стоп кадр» (произвольный танец. Стоп. Проанализировать свою фигуру). Организация выходного дня:

«На лыжах вместе с родителями».

апрель Консультация с воспитателями по проведению игр на ритм.

Пополнение папки по чтению художественной лит-ры: «Съедобные сказки»Маши Трауб.

«Баюшки-баю»- (релаксация).

Партерная гимнастика: «Стрекоза» (в паре: один, лежа на животе, руки за головой. Прогибается назад, «машет крылышками»; другой-держит его за ноги).

Творческая импровизация: «Свободный танец» М. Лазарев (с. 220).

Ритмические упражнения: ритмизация движений человека (спокойный шаг, рубка дров, гребля и др.).

Подвижные игры:«Кто скорее ударит в бубен» муз. Ломова (совершенствование двигательных навыков и умений);

«Колобок» муз. Тиличеевой (ловкость, быстроту, координацию движений).

Привлечение родителей к участию на спортивном празднике «Путешествие в страну Здоровей-ка».

Итоговый этап реализации проекта.

май 1. Обобщение опыта работы по реализации проекта на уровне детского сада.

2. Выставление в музыкальный уголок группы, всего накопленного материала. 1. Спортивный праздник: «Путешествие в страну Здоровей - кА».

2. Выставка творческого партфолио. с накопительным материалом по теме «Здоровьесберегающие технологии»

3. Выставка аудио записей с пальчиковыми и ритмическими играми.

1. Распечатка всех собранных накопленных материалов для МАДОУ.

2. Запись всех накопленных аудио и видео материалов для МАДОУ.

3. Показ презентации о проделанной работе над проектом на родительском собрании.