Произведения ломоносова. Произведения ломоносова Вопросы и задания
Елисавета здесь воздвигла зрак Петров
К утехе россов всех, но кто он был таков,
Гласит сей град и флот, художества и войски,
Гражданские труды и подвиги геройски.
ОДА
на день восшествия на всероссийский престол
Ее Величества Государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года
(Отрывок)
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде...
Вопросы и задания
- К каким «штилям» относятся приведенные в учебнике произведения Ломоносова?
- Какова главная мысль каждого из них?
- Какие труды Ломоносова вам известны?
Обогащайте свою речь
- Посмотрите в словаре литературоведческих терминов значение слов ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма. Вспомните, к каким «штилям» относит эти жанры великий ученый и поэт. Какие слова придают прочитанным текстам особую торжественность?
- Приведите примеры, в каких случаях можно использовать в современной речи слова слыл, дерзать, утеха. Как вы понимаете строки: ...может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать. Науки юношей питают, / Отраду старым подают?
- Составьте небольшой словарь устаревших слов.
- Составьте рассказ о поэте, опираясь на прочитанные произведения и статьи.
- Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений или одной из од, подумайте над «похвальным словом Ломоносову - поэту, ученому, общественному деятелю».
«Дубровский»? Вопрос № 3 Определите, сколько произведений И. Тургенева здесь представлено: «Портрет», «Муму», «Пересолил», «Воробей», «Бежин луг», «Пропавшая грамота», «Русский язык», «Лошадиная фамилия» Вопрос № 4 Сколько жанров лирики здесь представлено: эпиграмма, басня, новелла, сонет, элегия, ода, поэма, трагедия Вопрос № 5 Сколько 3-сложных стихотворных размеров вы знаете? Вопрос № 6 Какой слог является ударным в стопе дактиля? Вопрос № 7 Сколько произведений из перечисленных не входят в состав сборника Н. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Сорочинская ярмарка», «Станционный смотритель», «Пропавшая грамота», «Хамелеон», «Хирургия», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Левша» Вопрос № 8 В каком году в Царскосельском лицее состоялся переводной экзамен, на котором Пушкин прочитал «Царскосельскую оду» в присутствии Г. Державина? Вопрос № 9 Из скольких строк состоит сонет? Вопрос № 10 Сколько муз сопровождали Аполлона, покровителя искусств? Вопрос № 11 Историческому событию какого года посвящена басня И. Крылова «Волк на псарне»? Вопрос № 12 Сколько «Кавказских пленников» в русской литературе?
Итоговый контроль знаний, умений и навыков учащихся по курсу литературы 5 классЧасть 1. Произведения, которые ты прочитал.
1. Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях:
а) сказка;
б) повесть;
в) рассказ.
2. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл:
а)стихотворение;
б) басня;
в) сказ.
3. Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание, с острым, напряжённым сюжетом:
а) сказка;
б) басня;
в) баллада.
4. Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов:
а) сказ;
б) рассказ;
в) сказка.
5. Вид эпического произведения (средняя форма), в котором рассказывается о людях, событиях, больше рассказа, но меньше романа:
а) повесть;
б)стихотворение;
в) баллада.
6. Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора:
а) сказ;
б) баллада;
в) рассказ.
7. Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра:
а) повесть;
б) рассказ;
в) пьеса.
Часть 2. Знаешь ли ты литературоведческие термины?
8. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты:
а) аллегория;
б) антитеза;
в) анализ.
9. Исследовательское прочтение художественного текста:
а) аллегория;
б) антитеза;
в) анализ.
10. Противопоставление образов, картин, слов, понятий:
а) аллегория;
б) антитеза;
в) анализ.
11. Событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях:
а) кульминация;
б) завязка;
в) развязка.
12. Момент наивысшего напряжения в художественном произведении:
а) кульминация;
б) завязка;
в) развязка.
13. Один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении:
а) кульминация;
б) завязка;
в) развязка.
14. Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому:
а) сравнение;
б) метафора;
в) эпитет.
15, Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим:
а)сравнение;
б) метафора;
в) эпитет.
16. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным:
а) сравнение;
б) метафора;
в) эпитет.
Часть 3. Узнай героя литературного произведения по портрету (описанию внешности).
17. «Белолица, черноброва, / Нраву кроткого такого»:
а) мачеха;
б) молодая царевна;
в) Василиса Прекрасная.
18. «В чертах усталого лица / Всё та ж покорность без конца»:
а) бурлак из поэмы Н. А. Некрасова «На Волге»;
б) полковник из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»;
в) ловчий из басни И. А. Крылова «Волк на псарне».
19. «...Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения»:
а) Степан из сказа П. Бажова «Медной горы Хозяйка»;
б) Герасим из рассказа И.С. Тургенева «Муму»;
в) Иван-царевич из русской народной сказки «Царевна-лягушка».
20. «...Был молчаливый, недоверчивый... отвечал сердитым басом...»:
а) Никита из рассказа А. П. Платонова;
б) Васютка из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро»;
в) Филька из сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».
Часть 4. Внимательный ли ты читатель?
21. Какого героя нет в сказке «Царевна-лягушка»:
а) чудо-юдо;
б) Ивана-царевича;
в) Василисы Прекрасной.
22. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» на следующий день после боя русская армия была готова:
а) отступить;
б) продолжить бой;
в) укрепить свои позиции.
23. В сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок, когда:
а) обидел коня;
б) усилился мороз;
в) услышал рассказ бабушки.
24. Герой рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», русский офицер Жилин, находясь в плену у татар:
а) постоянно думал о побеге;
б) тосковал, скучал и ждал выкупа;
в) не надеялся на удачное освобождение.
25. Какие слова деда и отца вспомнил Васютка, герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро», заблудившись в тайге:
а) «С тайгой надо дружить!»;
б) «Тайга хлипких не любит!»;
в) «В тайге одному делать нечего!».
Критерии оценки:
«5» - в работе допущено не более 1 ошибки;
«4» - в работе допущено 2-4 ошибки;
«3» - в работе допущено 5-10 ошибок;
«2» - в работе допущено более 10 ошибок.
РЕШИТЕ ЧТО МОЖЕТЕ!!!☺
краткое содержание других презентаций«Литература 18-19 века» - Своеобразие русского сентиментализма. Романтизм. Сентиментализм. Основные черты романтического героя. Особенности классицизма в России. Литературные направления. Поэма «Мцыри». «Каин». Николай Михайлович Карамзин. М.Ю.Лермонтов поэма «Демон».
«Литература эпохи классицизма» - Истоки мирового классицизма - Франция ХVII века. Принцип «трех единств» вытекает из требования подражания природе. В.И. Майков. Герои классицистических произведений. Черты классицизма. Становление новой литературы. Урок - лекция. Трагедия, героическая поэма, ода, эпопея. Последняя четверть века. Период развития классицизма. Русская литература ХVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве.
«Писатели 18 века» - Развитие и закрепление синтаксических норм литературного языка. Вклад Н.М.Карамзина в развитие русского литературного языка. Поэтому язык произведений, сознательно очищался от архаичных славянизмов и галлицизмов. Полемика вокруг “нового” и “старого” слога. Столь же достоверно Радищевым воспроизводится мещанское просторечие. Особенности языка и стиля «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.
«Литература России 18 века» - Черты классицизма. Французский классицизм. Смутная пора. Н.М.Карамзин. Задание к повести «Бедная Лиза». Любовный треугольник. Жанр оды. Русская литература 18 века. Дворянство. Обращённость к образам и формам античного искусства. Ф.Шубин. Классицизм. Жанрово – стилевая реформа. Штили. Великие завоевания. Ода на день восшествия. Сентиментализм.
«Сентиментализм» - Сентиментализм в Англии. Томас Грей. Новая Элоиза. Русский сентиментализм. Романы Сэмюэла Ричардсона. Черты русского сентиментализма. Николай Михайлович Карамзин. Лоренс Стерн. Сентиментализм во Франции. Сентиментализм. Бернарден де Сен-Пьер.
«Литература XVIII в» - Слово на погребение. Светильники. Поэтика слов. Стефан Яворский. Символы и эмблемата. Литература XVIII в. Лирика. Притча о десяти девах. Благороднейшее сословие. Правительство синодальное. Слово на погребение Петра Великого. Анекдот. Смена писательского типа. Практические функции. Старое и новое. Творческое наследие Феофана. Симы литеры. Дано лета Господня 1710. Апологет царской власти. Феофан Прокопович.