Рафаэль Санти. Мадонны римского периода: «Сикстинская Мадонна. Сикстинская мадонна Кто автор картины мадонна

Рафаэль
Сикстинская мадонна. 1513—1514
Холст, масло. 265 × 196 см
Галерея старых мастеров, Дрезден. Викисклад

Кликабельно - 3028px × 4151px

«Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни: вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошёл в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в неё входило; неизобразимое было для неё изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею». Так Василий Жуковский описал свои впечатления от встречи с шедевром Рафаэля. В чем секрет «Сикстинской Мадонны»?

Сюжет

Это монументальная работа. Почти два на два метра. Только подумайте, какое впечатление производила эта картина на людей XVI века. Казалось, что Мадонна спускается с небес. Ее глаза не полуприкрыты, не смотрят в сторону или на младенца. Она взирает на нас. А теперь попробуйте представить, как это выглядело в церковной обстановке. Люди только входили в храм и сразу встречались взглядом с Богоматерью — ее образ был виден в далекой перспективе, задолго до того, как человек подходил к алтарю.

За Мадонной наблюдают папа Сикст II и святая Варвара. Они были реальными историческими персонажами, которых за мучения церковь канонизировала.

Мученичество Святого Сикста II, XIV век

Папа Сикст II недолго пробыл на престоле — с 257 по 258 год. Ему отрубили голову при императоре Валериане. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере, название которого переводится как «дуб», поэтому на золотой мантии вышиты желуди и листья этого дерева. Тот же символ присутствует и на папской тиаре, три короны которой символизируют царство Отца, Сына и Святого Духа.

Рафаэль первым написал Мадонну, которая смотрит зрителю в глаза

Святая Варвара не случайно выбрана для этого полотна. Она была покровительницей Пьяченцы — для церкви именно в этом городе писал Рафаэль свою Мадонну. История этой женщины крайне трагична. Она жила в III веке, ее отец был язычником, а девушка обратилась в христианство. Естественно, батюшка был против — долго пытал дочь, а затем и вовсе обезглавил.

Фигуры образуют треугольник. Это подчеркивает раскрытый занавес. Он же делает зрителя соучастником действа, а также символизирует разверзнутые небеса.

Задний фон — вовсе не облака, как может показаться, а головы младенцев. Это еще не родившиеся души, которые пока на небесах и славят бога. Ангелы внизу своим бесстрастным видом говорят о неизбежности божественного промысла. Это символ принятия.

Контекст

Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области. Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. В Пьяченце находился монастырь святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. Монахи активно агитировали за присоединение к Риму, за что Юлий II решил их отблагодарить и заказал у Рафаэля заалтарный образ, на котором Богоматерь является святому Сиксту.

«Сикстинская Мадонна» написана по заказу папы Юлия II

Мы не знаем, кто именно позировал Рафаэлю для Мадонны. По одной из версий, это была Форнарина — не только натурщица, но еще и возлюбленная художника. История не сохранила даже ее настоящего имени, не говоря уже о подробностях жизни. Форнарина (буквально — булочница) — это прозвище, которым она была обязана профессии своего отца-пекаря.


«Рафаэль и Форнарина», Жан Энгр, 1813

Легенда гласит, что Форнарина и Рафаэль случайно встретились в Риме. Живописец был поражен красотой девушки, заплатил ее отцу 3000 золотых и забрал к себе. Следующие 12 лет — до смерти художника — Форнарина была его музой и моделью. Что же произошло с женщиной после смерти Рафаэля, неизвестно. По одной версии, она стала куртизанкой в Риме, по другой, — постриглась в монахини и вскоре скончалась.

Но вернемся к «Сикстинской Мадонне». Надо сказать, что слава к ней пришла много позже после написания. Два века она пылилась в Пьяченце, пока в середине XVIII века ее не купил Август III, курфюрст саксонский и король польский, и не увез ее в Дрезден. Несмотря на то, что тогда картина не считалась шедевром Рафаэля, монахи торговались два года и заломили цену. Августу же было не принципиально — купить это полотно или другое, главное — кисти Рафаэля. Именно его картин не хватало в коллекции курфюрста.


Портрет короля польского и великого князя литовского Августа III (1696-1763)
1733. Викисклад

Когда «Сикстинскую Мадонну» привезли в Дрезден, Август III якобы самолично отодвинул свой трон со словами: «Дорогу великому Рафаэлю!», когда носильщики замешкались, пронося шедевр по залам его дворца.

Для «Сикстинской Мадонны», возможно, позировала любовница Рафаэля

Прошло еще полвека, и «Сикстинская Мадонна» стала хитом. Ее копии появились сначала во дворцах, потом в буржуазных особняках, а затем в виде эстампов и в домах простых людей.

Полотно чудом уцелело в годы Второй мировой войны. Сам Дрезден был разрушен до основания. Но «Сикстинскую Мадонну», как и другие картины Дрезденской галереи, спрятали в товарном вагоне, стоявшем на рельсах в заброшенной каменоломне в 30 км к югу от города. В мае 1945 года советские войска нашли картины и привезли в СССР. Шедевр Рафаэля хранился в запасниках Пушкинского музея 10 лет, пока не был возвращен вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР в 1955 году.

Судьба художника

Рафаэль творил в то время, когда Возрождение достигло кульминации развития. Он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Рафаэль тщательно изучил их технику, это был правильно выбранный инструмент для исполнения художественных замыслов.

За свою жизнь Рафаэль создал несколько десятков «Мадонн». Не только потому, что их часто заказывали. Художнику была близка тема любви и самоотречения, она была одной из важнейших в его творчестве.

Рафаэль Санти. Автопортрет
1506, масло по дереву, 45 × 33 см. Викисклад

Свою карьеру Рафаэль начал во Флоренции. Во второй половине 1508 года он переезжает в Рим, который в то время становится центром искусств. И этому немало способствовал вступивший на папский престол Юлий II. Это был крайне честолюбивый и предприимчивый человек. К своему двору он привлек лучших художников Италии. В том числе и Рафаэля, который при содействии архитектора Браманте стал официальным художником папского двора.

Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура. В их числе была и знаменитая «Афинская школа» — многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы. В некоторых лицах угадываются черты современников Рафаэля: Платон написан в образе да Винчи, Гераклит — Микеланджело, Птолемей очень похож на автора фрески.

Самый известный ученик Рафаэля прославился порнографическими рисунками

А теперь минутка для рубрики «мало кто знает». Рафаэль был еще и архитектором. Он достраивал после смерти Браманте собор Святого Петра в Ватикане. Кроме того, он построил в Риме церковь, капеллу, несколько палаццо.


Рафаэль Санти. Афинская школа. 1511
Scuola di Atene
Фрезка, 500 × 770 см
Апостольский дворец, Ватикан. Викисклад

Учеников у Рафаэля было немало, правда, самый известный из них приобрел славу благодаря порнографическим рисункам. Рафаэль никому не смог передать свои секреты. В дальнейшем его картины вдохновляли Рубенса, Рембрандта, Мане, Модильяни.

Рафаэль прожил 37 лет. Точно назвать причину смерти нельзя. Под одной, версии, из-за лихорадки. По другой, — из-за невоздержанности, которая стала стилем жизни. На его гробнице в Пантеоне есть эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

Художник: Рафаэль Санти


Холст, масло.
Размер: 265 × 196 см

Описание картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти

Художник: Рафаэль Санти
Название картины: «Сикстинская мадонна»
Картина написана: 1513-1514 г.
Холст, масло.
Размер: 265 × 196 см

Рафаэль Санти – один из немногих художников, кто был счастлив, имел в молодом возрасте множество заказов, славу и почет. Отец его во всем поддерживал и даже давал уроки живописи, а Рафаэль внимал всем тонкостям искусства. Некоторое время молодой художник провел во Флоренции, где совершенствовал свой талант. На примерах великого Да Винчи он учился изображать движение, а работах Микеланджело искал пластичное спокойствие. Помимо этого, любил писать мадонн – известно около 15 изображений святых, принадлежащих кисти Санти.

Самая знаменитая из них – «Сикстинская мадонна», по разным предположениям, была написана с 1512 по 1513 год, а с середины 18 века картина находится в Дрездене.

Огромное по своим размером полотно было новаторским в искусстве Высокого Возрождения, поскольку материалом для него послужило не дерево, а холст. С этой рафаэлевской Мадонной связано множество слухов и домыслов. Начинаются они с того, что папа Юлий II заказывал это полотно для своей гробницы, и с него написан Сикст, а для образа святой Варвары позировала племянница главы католической церкви. Зачитавшие до дыр «Код Да Винчи» люди доказывают, что желуди, которыми украшена риза Сикста, прямее некуда намекают на папу Юлия (делла Ровере – фамилия церковника и означает «дуб»).

Еще одна легенда о «Сикстинской мадонне» повествует, что покровителями церкви в Пьяченце, где первоначально находилась картина, были святые Сикст и Варвара. Когда холст оказался в Дрездене, к нему началось паломничество русских живописцев, которые и «раскрутили» картину среди отечественного светского общества. Одних отзывов Карамзина, Жуковского, Белинского, Репина, Достоевского, Фета и Пушкина достаточно, чтобы считать эту Мадонну (причем, совершенно справедливо) шедевром творчества Рафаэля.

Чем же так популярна и так загадочна эта картина? Холст презентует Мадонну с младенцем на руках, у ног которой склонились папа Сикст и мученица Варвара, смотрящие на восхождение Бога. Композиция картины продумана очень тщательно – занавес вместе со всеми фигурами образует треугольник. Образ Мадонны подчеркнуто простой, а херувимчики, что задумались о своем, заставляют лишь умиляться. Такой композиционный прием называется алтарным, и Рафаэль использовал его неспроста. Картина ранее находилась в церкви, так что вид на нее открывался сразу, когда человек заходил в храм.

Ни один живописец Ренессанса не использовал в своих работах психологические приемы, в таком количестве, как это делал Рафаэль Санти. Его Мадонна имеет со зрителем духовный контакт – она словно заглядывает в вашу душу и позволяет заглянуть в свою. Брови женщины чуть приподняты, а глаза широко раскрыты – она производит впечатление человека, который познал все истины мира. Мадонне заранее известна судьба ее сына, розовощекого младенца, не по-детски серьезно и прозорливо взирающего на мир с рук матери. Основное отличие «Сикстинской мадонны» от остальных творений Рафаэля в том, что она наделена душевными переживаниями.

Все движения и жесты на этом полотне многозначны. Мадонна одновременно идет вперед, и в то же время вы думаете, что она стоит на месте, а ее парящая фигура кажется не бестелесной, а вполне реальной и живой. Младенец Христос одновременно и дар людям, и порыв материнского инстинкта – об это можно судить по движению ее рук.

Картина поражает выверенным, линейным и пространственным объемом. Он придает ей такое величие, что некоторые считают данное произведение искусства иконой, все фигуры которой уравновешены. Если вы внимательно присмотритесь к Сиксту, то увидите, что он тяжелее Варвары и находится ниже. Зато занавес над головой у мученицы массивнее – так Рафаэль достигает баланса.

Искусствоведы говорят, что у Мадонны Рафаэля нет святости. Ее голова не обрамлена нимбом, одежды просты, а ноги босы, младенец расположен на руках так, как его держат сельские жительницы. Святость этой Мадонны совершенно в ином – босоногую женщину встречают как царицу: могущественный глава католической церкви превратился рядом с ней с сморщенного старичка, а пухлые херувимы – в обычных детей. Святая Варвара, облаченная в роскошные одежды, на фоне Мадонны выглядит как простая девушка. Облака так же подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит.

Это действие – лишь часть того движения, которое наполняет всю картину Рафаэля. Полотно озарено свечением, которое льется откуда-то изнутри, причем свет находится в разных углах. Темный фон облаков создает ощущение грозы.

Цветовая гамма картины гармонично вплетает в себя различные оттенки. Зеленый занавес и зеленая накидка Варвары, расшитая золотом одежда папы, сине-красный наряд Мадонны и пастельные оттенки тел на фоне грязно-серых облаков создают предчувствие чего-то монументального.

Многих исследователей, как и тех, кто хоть раз увидел «Сикстинскую мадонну» начинает беспокоить вопрос о том, с кого же Санти писал ее. Существует несколько версий о прототипе рафаэлевской святой. Одни исследователи считают, что ее безответно любил художник. Другая гипотеза более интересна, и рассказывает о страсти 17-летней дочери булочника Маргарите Лути, которая не устояла перед интересным, богатым и знаменитым мужчиной. Причем, в том, что она отдалась мастеру, были и корыстные мотивы – за ночные утехи с художником девушка получила дорогое ожерелье.

Так это или нет, мы не узнаем никогда. Известно лишь одно: каждому мужчине свойственно искать в женщине ангела, и, не будь Маргариты, не было бы «Сикстинской мадонны». История знает множество примеров тому, что роковые женщины были музами деятелей искусства, а с соблазнительницы ставали моделями для гениев. Скульптуру Венеры Милосской создавали с гетеры Фрины, а Джоконда – любовница ДаВинчи. Что говорить о художниках, если футуриста Маяковского устраивал «тройственный союз» с семейством Брик?

Мы не вправе судить гениев, ведь Бог не дал большинству из людей и малой толики их таланта. Мы можем лишь наслаждаться произведениями искусства, что овеяны множеством легенд.

«Одной картины я хотел быть вечный зритель» , – говорил Пушкин о «Сикстинской Мадонне» кисти великого Рафаэля Санти .

Этот шедевр Эпохи Возрождения был впервые написан художником без помощи его учеников и показывал Богоматерь, которая буквально сходит ко зрителю, обращая на него свой мягкий взгляд.

Заказ на создание картины Рафаэль получил в 1512 году и сразу переехал из Рима в глухую провинцию, чтобы скорее приступить к делу. Художник словно чувствовал, что «Сикстинская Мадонна» призвана стать апогеем его творческого таланта. Многие говорили, что картина создавалась в то время, когда Рафаэль переживал личное горе, поэтому он вложил свою печаль в образ прекрасной девы с грустными глазами. Во взгляде матери зритель способен прочитать волнение и смирение – чувства, вызванные предвидением неизбежной трагической судьбы собственного сына. Мадонна трепетно прижимает к себе дитя, словно ощущая минуту, когда ей придется оторвать от сердца нежного младенца и представить человечеству Спасителя.

Изначально «Сикстинская Мадонна» задумывалась как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста. В то время для подобной работы мастера «набивали руку» на деревянной доске, но Рафаэль Санти изобразил Богоматерь на холсте, и вскоре ее фигура величественно возвышалась над полукруглым хором церкви.
Свою Мадонну художник изобразил босой, укрытой в простое покрывало и лишенной ореола святости. К тому же, многие зрители отмечали, что женщина держит ребенка на руках так, как это делали простые крестьянки. Несмотря на то, что Дева лишена видимых атрибутов высокого происхождения, другие герои картины встречают ее как царицу. Юная Варвара взором выражает благоговение перед Мадонной, а Святой Сикст преклоняет перед ней колени и протягивает руку, которая знаменует собой символ явления Богоматери людям. Если присмотреться внимательнее, то кажется, словно на протянутой руке Сикста «красуются» шесть пальцев. Ходили легенды, что тем самым Рафаэль хотел обыграть оригинальное имя римского епископа, которое с латыни переводится как «шестой». На самом деле, наличие лишнего пальца – всего лишь иллюзия, и зритель видит внутреннюю сторону ладони Сикста.

Разнообразные слухи ходили и вокруг изображенного образа Богоматери. Некоторые исследователи отмечают, что Мадонна представляет собой божество в человеческом обличии, а ее лицо принято считать воплощением идеала античной красоты. Карл Брюллов однажды сказал о ней:

«Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем»

Сегодня нельзя точно установить, была ли Дева действительно такой, как ее изобразил Рафаэль, поэтому вокруг этого вопроса складывают множество легенд. Одна из них гласит, что прототипом легендарной Мадонны стала Форнарина – любимая женщина и натурщица художника. Но в дружеском письме к Бальдассаре Кастильоне мастер говорил, что создавал образ совершенной красоты не с определенной девушки, а синтезировал свои впечатления от многих красавиц, которых суждено было встречать Рафаэлю.

Создавая собирательный образ, великому художнику удалось в «Сикстинской Мадонне» соединить черты высшего религиозного идеала с высшей человечностью, сохранив при этом простоту композиции. Многие отмечали, что , словно зная тайны мироздания, приоткрыл перед человеком занавес в непостижимый мир, о чем говорил Карло Маратти:

«Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы поверил»


Рафаэль «Сикстинская мадонна»:
История картины

Рафаэль был счастливым художником Поглощенный обилием почетных и грандиозных заказов, прославляемый своими почитателями, он работал быстро и радостно. Никогда творчество не было для него горькой мукой.

Современные Рафаэлю гуманисты считали, что для того, чтобы быть понятными народу, поэт должен изъясняться на языке «vulgare». В тех же целях некоторые художники Возрождения обращались к старинным народным преданиям и расцвечивали их красками своего воображения.
На картине Рафаэля явление Мадонны умершему папе Юлию II превратилось в явление ее людям, о котором и рассказывалось в старинных сказаниях. В таких легендах находили свое выражение чаяния народа о справедливости, желание и потребность простых людей представить небесную царицу и покровительницу в непосредственной близости. Однако Рафаэль не ограничился только пересказом средневековой легенды.

В истории создания самого знаменитого произведения Рафаэля до сих пор многое окутано тайной. Некоторые искусствоведы считают, что его Мария почти лишилась ореола святости- на голове ее не мерцает корона, за ней не держат парчовых тканей. Наоборот, на ней покрывало и плащ из гладкой ткани, ноги ее босы, и, в сущности, это простая женщина. Недаром многим бросалось в глаза, что и младенца она держит так, как обычно держат их крестьянки. Но эту босоногую женщину ветре чают, как царицу - владычицу небесную. Папа Сикст снял перед ней тиару и бережно поставил ее в углу. Земной владыка, как волхвы перед рождественскими яслями, обнажил свой лоб, и перед зрителем предстает почти дрожащий от волнения старичок.

Другие исследователи полагают, что в этой торжественной Мадонне, наоборот, нет ничего земного- это божество, облеченное в человeческую форму Лицо ее еще напоминает знакомые черты Форнарины, но черты преобразованные Окруженная сонмом ангелов, стоя на облаках, Мадонна представляет миру своего божественного Сына.

Разные поколения, разные люди усматривали в «Сикстинской мадонне» каждый свое. Одни видели в ней только религиозное содержание, другие - скрытую в ней нравственную философию, третьи ценили в ней художественное совершенство. Но три этих аспекта неотделимы друг от друга

«Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал около 1516 года. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери. Совсем молодым Рафаэль прославился, как удивительный мастер и несравненный поэт образа Мадонны. В петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник. В Галерее Питти находится его «Мадонна в кресле», в Музее Прадо - «Мадонна с рыбой», в Ватиканской пинакотеке - «Мадонна дель Фолиньо», другие мадонны стали сокровищами других музеев. Но когда пришло время написать главное свое произведение, Рафаэль оставил ученикам своим многочисленные работы в Ватиканском дворце, чтобы собственноручно написать для монастырской церкви Святого Сикста в далекой Пьяченце запрестольный образ.

Алтарные образы писались тогда на доске, но эту свою мадонну Рафаэль написал на холсте. Сначала «Сикстинская мадонна» находилась в полукруглом хоре монастырской церкви (ныне не существующем), и возвышающаяся фигура Богоматери издалека казалась парящей в воздухе. В 1754 году картина была приобретена королем Августом III Саксонским и привезена в его дрезденскую резиденцию. Двор саксонских курфюрстов заплатил за нее 20 000 цехинов - немалую по тем временам сумму. И теперь, когда посетители знаменитой Галереи ближе подходят к картине, их сильнее охватывает новое впечатление. Богоматерь уже не парит в воздухе, а как бы идет навстречу вам

Парапет внизу картины - единственная преграда, которая отделяет мир земной от мира небесного. Как наяву раздвинулся в стороны зеленый занавес, и Мария с божественным сыном на руках является вашему взору. Она идет, и чудится, что вот сейчас Богоматерь перешагнет парапет и ступит на землю, но мгновение это длится вечно. Мадонна остается неподвижной, всегда готовой спуститься и всегда недоступной.

В картине нет ни земли, ни неба, нет привычного пейзажа или архитектурной декорации в глубине. Все свободное пространство между фигурами заполнено облаками, более сгущенными и темными внизу, более прозрачными и лучезарными вверху. Грузная старческая фигура святого Сикста, утопающая в тяжелых складках золототканого папского облачения, застыла в торжественном поклонении. Его протянутая к нам рука красноречиво подчеркивает главную идею картины - явление Богоматери людям.

С другой стороны склонилась святая Варвара, и обе фигуры словно поддерживают Марию, образуя вокруг нее замкнутый круг. Эти фигуры некоторые называют вспомогательными, второстепенными, но если убрать их (хотя бы только мысленно) или даже чуть изменить их положение в пространстве, - сразу разрушится гармония целого. Изменятся смысл всей картины и сам образ Марии.
Благоговейно и нежно Мадонна прижимает к груди сына, сидящего у нее на руках. Ни мать, ни дитя нельзя представить отдельно друг от друга, их существование возможно только в нерасторжимом единстве. Мария - заступница человеческая - несет навстречу людям своего сына. В ее одиноком шествии выражена вся та скорбная и трагическая жертвенность, на которую обречена Богоматерь.

Мир «Сикстинской мадонны» необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды. И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. Поет сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию. Не отрывает восторженного взора от Богоматери коленопреклоненный Сикст, смиренно опустила очи святая Варвара. Кажется, ничто не угрожает покою Марии и ее сына. Но бегут-бегут тревожные тени по складкам одежд и драпировок Клубятся облака под ногами Мадонны, само сияние, окружающее ее и богомладенца, сулит бурю.

Все взоры действующих лиц картины направлены в разные стороны, и только Мария с божественным младенцем смотрят на нас. Рафаэль изобразил на своем полотне чудесное видение и совершил, казалось бы, невозможное. Вся картина полна внутреннего движения, озарена трепетным светом, как будто таинственное свечение излучает сам холст. Свет этот то еле брезжит, то сияет, то почти сверкает. И это предгрозовое состояние отражается на лице младенца Христа, его лик полон тревоги. Он словно видит зарницы надвигающейся грозы, в его недетски суровых глазах виден отблеск далеких бед, ибо «не мир принес Я вам, но меч...». Он приник к материнской груди, но беспокойно всматривается в мир. . Русский поэт Н. Огарев говорил о Рафаэле:
«Как он понял этого ребенка, грустного и задумчивого, который "Предчувствует свою великую будущность».

Рассказывают, что «Сикстинскую мадонну» Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжелое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны - наисовершеннейшее воплощение идеала в христианстве. Он создал самый прекрасный образ Богоматери, соединив в нем черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью.

«Сикстинской мадонной» давно восхищаются, и о ней сказано много прекрасных слов. А в прошлом веке русские писатели и художники, как на паломничество, отправлялись в Дрезден - к «Сикстинской мадонне». Они видели в ней не только совершенное произведение искусства, но и высшую меру человеческого благородства.

В.А. Жуковский говорит о «Сикстинской мадонне» как, воплощенном чуде, как, поэтическом откровении и признает, что создана она не для глаз, а для души: «Это не картина, а видение; чем дольше глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобой что-то неестественное происходит...
И это не обман воображения: оно не обольщено здесь ни живостью красок, ни блеском наружным. Здесь душа живописца, без всяких хитростей искусства, но с удивительной легкостью и простотою передала холстине то чудо, которое во внутренности ее совершилось». А.С. Пушкин знал картину по гравюрному воспроизведению, и она произвела на него очень сильное впечатление. Поэт неоднократно вспоминал о рафаэлевском шедевре, и, воспевая задумчивые глаза застенчивой красавицы, он уподобляет ее ангелу Рафаэля.

Самым восторженным почитателем «Сикстинской мадонны» среди русских писателей был Ф.М. Достоевский. Однажды он горячо возмущался, когда в его присутствии некий художник профессиональным языком стал разбирать художественные достоинства картины. Многие герои романов писателя характеризуются через их отношение к Мадонне Рафаэля.
Например, в духовном развитии Аркадия («Подросток») глубокий след оставляет увиденная им гравюра с изображением Мадонны.
Жена губернатора Юлия Михайловна («Бесы») два часа провела перед картиной, но, как дама светская, ничего в ней не поняла.
Степан Трофимович, наоборот, чувствует настоятельную потребность писать об этом шедевре, но ему так и не суждено было выполнить свое намерение.
Свидригайлов («Преступление и наказание») вспоминает лицо Мадонны, которую он именует «скорбной юродивой», и это высказывание позволяет читателю увидеть всю глубину его нравственного падения.

«Сикстинскую мадонну» внимательно изучали и русские художники.
Карл Брюллов восхищался: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем».
А. Иванов копировал ее и мучался от сознания своей неспособности уловить ее главное обаяние.
Крамской в письме жене признавался, что лишь в оригинале заметил многое такое, что не заметно ни в одной из копий. Особенно занимал его общечеловеческий смысл создания Рафаэля:
«Это что-то действительно почти невозможное...
Была ли в действительности Мария такая, какою она здесь изображена, этого никто никогда не знал и, разумеется, не знает, за исключением современников ее, которые, впрочем, ничего нам хорошего о ней не говорят. Но такою, по крайней мере, создали ее религиозные чувства и верования человечества... Мадонна Рафаэля действительно произведение великое и действительно вечное, даже и тогда, когда человечество перестанет верить, когда научные изыскания... откроют действительно исторические черты обоих этих лиц6... и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится ее роль».

А в годы Второй мировой войны человечество навсегда могло бы потерять шедевр Рафаэля. Перед своим крахом гитлеровцы спрятали картины знаменитой Дрезденской галереи в сырых известняковых шахтах и готовы были вообще взорвать и уничтожить бесценные сокровища, лишь бы те не попали в руки русских. Но по приказу советского командования солдаты Первого Украинского фронта два месяца вели поиск величайших шедевров Галереи.
«Сикстинская Мадонна» великого Рафаэля находилась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок. На дне ящика был укреплен толстый картон, а внутри ящика - рамка, обитая войлоком, на которой и покоилась картина. Но в дни войны ящик не мог служить надежной защитой. В одно мгновение он мог вспыхнуть, и...
Когда ящик открыли, перед людьми предстала, широко раскрыв лучезарные глаза, женщина дивной, неземной красоты с божественным младенцем на руках. И советские солдаты и офицеры, несколько лет шагавшие тяжелыми дорогами войны, сняли перед ней фуражки и пилотки...
"Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г

1:502 1:512

«Я помню чудное мгновенье:

1:569

Передо мной явилась ты,

1:615

Как мимолётное виденье,

1:662

Как гений чистой красоты…»

1:726 1:736

Все мы со школьных лет помним эти строки. В школе нам говорили, что это стихотворение Пушкин посвятил Анне Керн. Но это не так. Как утверждают пушкиноведы, Анна Петровна Керн не была «гением чистой красоты», а слыла женщиной весьма «свободного» поведения. Она похитила у Пушкина известное стихотворение, буквально вырвав у него из рук. О ком же тогда писал Пушкин, кого называл «гением чистой красоты»?

1:1501

1:9

Теперь известно, что слова «гений чистой красоты» принадлежат русскому поэту Василию Жуковскому , который в 1821 году в Дрезденской галерее любовался картиной Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна».

1:394 1:404

Вот как передал Жуковский свои впечатления: «Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни… Вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошёл в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в неё входило; неизобразимое было для неё изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею».

1:1234 1:1244

2:1749

2:9

Картина «Сикстинская Мадонна» была написана Рафаэлем в 1512—1513 годах по заказу Папы Юлия II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.

2:391 2:401

На картине Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, её лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение.

2:856 2:866

Как повествуют старинные сказания, папе Юлию II было видение Богоматери с младенцем. Усилиями Рафаэля оно превратилось в явление Богородицы людям. Главный вопрос: является ли это произведение картиной? или это икона? Рафаэль стремился преобразовать человеческое в божественное, а земное в вечное.

2:1417 2:1427

«Сикстинскую мадонну» Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжёлое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны. Он создал самый прекрасный образ Богоматери, соединив в нём черты человечности с высшей религиозной идеальностью. Запечатлённый Рафаэлем образ женщины с младенцем, навсегда вошёл в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое.

2:2156

2:9

Однако в реальной жизни женщина, изображённая в образе Мадонны, была далеко не ангелом. Более того, она считалась одной из самых развратных женщин своей эпохи. Знай священники, что Мадонну Рафаэль писал со своей любовницы, то вряд ли она смогла бы стать за алтарным образом в монастыре Святого Сикста, для которого эту работу заказали художнику.

2:642 2:652

3:1157 3:1167

Эта картина не просто плод фантазии или выдумка живописца. Каждая деталь имеет особое значение и историю, о которой исследовали узнали совсем недавно. Не так давно ученые присмотрелись и увидели, что Рафаэль, в главных персонажах картины, Мадонне с маленьким Иисусом, закодировал первую букву своего имени.

3:1736 3:9

4:514 4:524

Так делали многие мастера и во времена живописца и после него. Но кроме того, в деталях спрятаны интересные истории. По мнению исследователей знаменитой картины, главные символы, которых здесь 9, образуют шестиугольник и эти детали достойны особого внимания.

4:1004 4:1014

Живописец был гностиком — приверженцем позднеантичного религиозного течения, опиравшегося на Ветхий Завет, восточную мифологию и ряд раннехристианских учений.

4:1323 4:1333

Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой».Рафаэль решил обыграть это совпадение. Поэтому композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуют шестиугольник.

4:2032

4:9

5:514


1. МАДОННА

Некоторые исследователи полагают, что образ Пресвятой Девы Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути. Так ли это на самом деле сейчас сказать трудно, но многие художники изображают на полотнах лица своих женщин. Они были своего рода натурщицами, которые были всегда под рукой и к тому же, вдохновляли мастера. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами; нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть).

5:1745


2. МЛАДЕНЕЦ ХРИСТОС

Сложно сказать, был ли прототипом сына господнего реальный ребенок, но если присмотреться, то вы увидите, что взгляд у него довольно взрослый, к тому же в глазах младенца Рафаэль изобразил понимание ребенком, даже в таком возрасте, своей участи и роли ее для всего человечества. По словам Стама, «его лоб не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом». И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.

5:1327

6:1834


3. СИКСТ II

О римском понтифике известно очень мало. На святом престоле он пробыл недолго — с 257 по 258 год — и был казнен при императоре Валериане через отсечение головы. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. «дуб»). Поэтому на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья.

6:591


4. РУКИ СИКСТА

Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев — еще одна шестерка, зашифрованная в картине.

6:1164


7:1671

Хотя другие исследователи опровергают эту теорию: то, что многие принимают за шестой палец, по их мнению, является внутренней частью ладони. Когда смотришь на репродукцию в низком разрешении, может сложиться такое впечатление. Левая рука первосвященника прижата к груди - в знак преданности Деве Марии.

7:558


5. ПАПСКАЯ ТИАРА

7:606

Тиара нята с головы понтифика в знак почтения перед Мадонной. Тиара состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа. Ее венчает желудь - геральдический символ рода Ровере.

7:967


6. СВЯТАЯ ВАРВАРА

Святая Варвара была покровительницей Пьяченцы. Эта святая III века втайне от отца-язычника обратилась к вере в Иисуса. Отец пытал и обезглавил дочь-отступницу.

7:1301


7. ОБЛАКА

Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.

7:1688


8. АНГЕЛЫ

Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль. Их видимое равнодушие - символ принятия неизбежности божественного промысла: Христу предначертан крест, и судьбу он изменить не в силах.

7:374


9. РАСКРЫТЫЙ ЗАНАВЕС

Занавес символизирует разверзнутые небеса. Его зеленый цвет указывает на милосердие Бога Отца, который послал сына на смерть ради спасения людей.

7:693 7:703

Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, и до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота).

8:1586

8:9

До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена.

8:169 8:179

Но в 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты . Так творение Рафаэля попало в СССР.

8:445 8:455

В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.

8:774

ХУДОЖНИК Рафаэль Санти 8:838

1483 - Родился в Урбино в семье художника.
1500 - Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Подписал первый контракт - на создание алтарного образа «Коронование св. Николы из Толентино».
1504-1508 - Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Создал первых мадонн - «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком».
1508-1514 - Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др.), написал портрет папы Юлия II. Получил должность писца папских указов.
1512-1514 - Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо».
1515 - Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. Написал «Мадонну в кресле».
1520 - Умер в Риме.

9:2712