«Рассказ о Великой Отечественной войне в музее детского сада». Занятие для детей старшей и подготовительной групп. О детских садах во время войны

Задачи:

· Познакомить детей с Великой Отечественной войной

· Воспитывать уважение к Защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих у них сильных эмоций, гордость за свой народ, любовь к родине

· Развивать представление о разных родах войск, уточнить кто такие защитники отечества

Оборудование:

Ноутбук, картинки с изображением летчиков, танкистов, моряков, артиллеристов, пехотинцев, полевой кухни, военнопленных детей, разрушенных зданий, взятия Рейхстага, парад на красной площади 1945 года, запись песни «Журавли».

Д:-День Победы

В: - Правильно. День Победы и радостный и грустный. Радостный он от того, что наш народ одержал победу над фашисткой Германией, а грустный потому, что очень дорогой ценой досталась нам эта победа. Я хочу прочитать вам стихотворение, оно перенесет вас в прошлое, и вы узнаете, как это было.

Все на рассвете мирно спали,

Ночь темная как – будто тень

И жители земли еще не знали

Какой рождался страшный день.

Не знали, что в двадцатом веке

Он станет самым черным днем,

От крови покраснеют реки

Земля опалится огнем!

Когда граждане нашей страны узнали, что началась война, все кто мог держать оружие пошли на фронт. На войне помогали все – женщины и дети. Война шла и на земле, и в воздухе, и на воде.

Ребята, кто нас защищал в воздухе?

Д:- летчики

А на воде?

Д: - моряки

А на земле?

Д:- танкисты, пехота, артиллеристы.

Ребята, а как маршируют солдаты, вы знаете? Давайте и мы свами подмаршируем.

Физкультминутка «На параде»:

Как солдаты на параде

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой - раз, левой – раз –

Посмотрите вы на нас.

Все захлопали в ладоши

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки –

Громче и быстрей!

По коленочкам ударим-

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

Снова выстроились в ряд,

Снова вышли на парад,

Ра – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

В:- Ребята, солдатская жизнь была сложной. Еду готовили в специальной печи. Посмотрите как она выглядит (картинка полевой кухни). Называется она полевая кухня. Во время боевых действий многие солдаты были ранены и медсестры оказывали им медицинскую помощь прямо на поле боя, и после этого и после этого переносили их на носилках к докторам. А в перерывах между боями солдаты смотрели кино, слушали и пели песни. Я предлагаю послушать песню военных лет (ВКЛ. запись песни «Журавли»).

Во время войны фашисты забирали в плен людей, среди которых были и дети. Они держали их за колючей проволокой, морили их голодом.

Война принесла много разрушений. Были разрушены дома, детские сады, школы, библиотеки, театры, больницы и т.д.

Но вот через четыре долгих и страшных года пришла долгожданная победа. Наши солдаты установили флаг нашего государства на самом главном здании в Германии.

Мы водрузили на Рейхстаг

Наш красноармейский флаг.

Этот флаг над миром реет,

Он сверкает и алеет.

Говорит всем алый флаг:

«Побежден жестокий враг»

После войны все торопились домой, где их ждали родные люди: родители, жены, дети. На красной площади провели парад победителей. Всех военных встречали с цветами. До сих пор мы идем на парад и несем с собой цветы ветеранам в знак уважения и благодарности за мирное небо над головой.

Чтобы люди помнили те страшные дни, воздвигались памятники, писались песни, стихи, рисовались картины о войне.

В нашем городе есть немало памятников воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны. На следующих занятиях мы о них поговорим подробнее и посетим некоторые из них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации

По патриотическому воспитанию «Детям о Великой Отечественной войне» в старшей группе (ко Дню Победы)

Задачи:

Оборудование:

Ход образовательной ситуации:

Д:-День Победы

Все на рассвете мирно спали,

Ночь темная как – будто тень

И жители земли еще не знали

Он станет самым черным днем,

От крови покраснеют реки

Земля опалится огнем!

Д:- летчики

А на воде?

Д: - моряки

А на земле?

Физкультминутка «На параде»:

Как солдаты на параде

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой - раз, левой – раз –

Посмотрите вы на нас.

Все захлопали в ладоши

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки –

Громче и быстрей!

По коленочкам ударим-

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

Снова выстроились в ряд,

Снова вышли на парад,

Ра – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

Мы водрузили на Рейхстаг

Наш красноармейский флаг.

Этот флаг над миром реет,

Он сверкает и алеет.

Говорит всем алый флаг:

«Побежден жестокий враг»

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации

По патриотическому воспитанию «Детям о Великой Отечественной войне» в старшей группе (ко Дню Победы)

Задачи:

  • Познакомить детей с Великой Отечественной войной
  • Воспитывать уважение к Защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих у них сильных эмоций, гордость за свой народ, любовь к родине
  • Развивать представление о разных родах войск, уточнить кто такие защитники отечества

Оборудование:

Ноутбук, картинки с изображением летчиков, танкистов, моряков, артиллеристов, пехотинцев, полевой кухни, военнопленных детей, разрушенных зданий, взятия Рейхстага, парад на красной площади 1945 года, запись песни «Журавли».

Ход образовательной ситуации:

Д:-День Победы

В: - Правильно. День Победы и радостный и грустный. Радостный он от того, что наш народ одержал победу над фашисткой Германией, а грустный потому, что очень дорогой ценой досталась нам эта победа. Я хочу прочитать вам стихотворение, оно перенесет вас в прошлое, и вы узнаете, как это было.

Все на рассвете мирно спали,

Ночь темная как – будто тень

И жители земли еще не знали

Какой рождался страшный день.

Не знали, что в двадцатом веке

Он станет самым черным днем,

От крови покраснеют реки

Земля опалится огнем!

Когда граждане нашей страны узнали, что началась война, все кто мог держать оружие пошли на фронт. На войне помогали все – женщины и дети. Война шла и на земле, и в воздухе, и на воде.

Ребята, кто нас защищал в воздухе?

Д:- летчики

А на воде?

Д: - моряки

А на земле?

Д:- танкисты, пехота, артиллеристы.

Ребята, а как маршируют солдаты, вы знаете? Давайте и мы свами подмаршируем.

Физкультминутка «На параде»:

Как солдаты на параде

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой - раз, левой – раз –

Посмотрите вы на нас.

Все захлопали в ладоши

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки –

Громче и быстрей!

По коленочкам ударим-

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

Снова выстроились в ряд,

Снова вышли на парад,

Ра – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

В:- Ребята, солдатская жизнь была сложной. Еду готовили в специальной печи. Посмотрите как она выглядит (картинка полевой кухни). Называется она полевая кухня. Во время боевых действий многие солдаты были ранены и медсестры оказывали им медицинскую помощь прямо на поле боя, и после этого и после этого переносили их на носилках к докторам. А в перерывах между боями солдаты смотрели кино, слушали и пели песни. Я предлагаю послушать песню военных лет (ВКЛ. запись песни «Журавли»).

Во время войны фашисты забирали в плен людей, среди которых были и дети. Они держали их за колючей проволокой, морили их голодом.

Война принесла много разрушений. Были разрушены дома, детские сады, школы, библиотеки, театры, больницы и т.д.

Но вот через четыре долгих и страшных года пришла долгожданная победа. Наши солдаты установили флаг нашего государства на самом главном здании в Германии.

Мы водрузили на Рейхстаг

Наш красноармейский флаг.

Этот флаг над миром реет,

Он сверкает и алеет.

Говорит всем алый флаг:

«Побежден жестокий враг»

После войны все торопились домой, где их ждали родные люди: родители, жены, дети. На красной площади провели парад победителей. Всех военных встречали с цветами. До сих пор мы идем на парад и несем с собой цветы ветеранам в знак уважения и благодарности за мирное небо над головой.

Чтобы люди помнили те страшные дни, воздвигались памятники, писались песни, стихи, рисовались картины о войне.

В нашем городе есть немало памятников воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны. На следующих занятиях мы о них поговорим подробнее и посетим некоторые из них.


С самого 1945 года, с того счастливого мая, принесшего фашизму крах, а народам мира - свободу, этот день стал для нашего народа самым главным праздником.

Когда-то наши матери, бабушки и деды рассказали нам о той великой войне. Любовь к Родине воспитывается с детства - и мы, еще маленькие, шли с гвоздиками к Вечному огню, рисовали открытки для ветеранов, учили стихи и песни. А сегодня уже мы должны рассказать нашим детям о Победе - чтобы не прервалась память, чтобы на угасал вечный огонь благодарности к солдатам, отдавшим за нас свои жизни.

Но как рассказать детям о Великой Отечественной войне? Ведь тема это непростая, болезненная даже. Сколько война принесла потерь, сколько пришлось пережить народу до того момента, когда над Рейхстагом развернулось алое знамя? А говорить нужно: ведь для тех, кто не помнит прошлого, нет и будущего.

Проект «Речь ребенка» подготовил для вас, дорогие читатели, готовый план беседы с ребенком о тех событиях и великой Победе . Вы сами можете дополнить его семейными историями, собственными рассказами, найти больше песен и стихов - и это будет замечательно! Но даже если вы просто прочитаете с детьми наш маленький рассказ, это будет важным шагом к воспитанию в их душах любви к Родине и уважения к великому подвигу предков.

Это День Победы 9 мая - самый радостный и самый грустный праздник на свете. В этот день в глазах людей сияет радость и гордость за великую победу, которую их папы и мамы, дедушки и бабушки одержали много лет назад. Но радость эта смешана с печалью: вспоминают люди о тех, кто погиб в той войне. Много людей погибло от вражеских пуль и бомб, от голода и тяжелой работы. Поэтому говорят, что День победы - это «радость со слезами на глазах»; то есть день одновременно и радостный, и печальный.

Послушайте вместе с ребенком песню “День победы”

Но давай разберемся: что же это была за война? И почему победа в ней настолько важна, что вся страна празднует ее даже много лет спустя?

Может быть, ты уже слышал ее название - Великая Отечественная война . Великой ее назвали потому, что не видел еще свет войны такой огромной, такой разрушительной. Никогда еще не сталкивалось в сражениях столько солдат, столько самолетов и танков, никогда еще не было разрушено столько городов, убито столько людей. Ужасная была война! А Отечественной зовут ее потому, что защищали в той войне наши солдаты свое отечество - родные поля, дома, любимых жен и детей. Защищали свободу родной страны от злых фашистов.

А кто такие фашисты? Это были злые, жестокие люди. Они решили, что на всей Земле должен остаться только их народ, который они считали самым лучшим. А все другие народы они хотели уничтожить. Там, где проходила армия фашистов, оставались разрушенные города и деревни, сожженные дома, убитые люди.

Наша вольная, мирная страна не хотела покоряться фашистам! У врага был план: быстро, одним ударом сломить нашу родину, дойти до самой Москвы и покорить ее, разрушить. Но насмерть встали на границе солдаты: не пустим! По всей стране мужчины, способные воевать, уходили на фронт, заменяя собой убитых. А женщины и дети вставали вместо мужчин к заводским станкам, работали в полях, растили хлеб и строили танки. Весь народ, от самых маленьких ребят до стареньких бабушек и дедушек, решил бороться с врагом! И тогда в первый раз прозвучало: война народная, священная война!

Послушайте песню “Священная война”

Но враг все наступал и наступал. Много солдат было у фашистов, много самолетов и танков, много бомб и снарядов. Трудно пришлось нашей армии! Долго отступали наши солдаты, и только когда за спиной оказалась Москва, столица, сердце нашей родины, всем стало ясно: дальше некуда отступать, Москву нельзя отдать врагу. Ценой страшных, тяжелых боев, ценой своих жизней остановили солдаты фашистские полчища у речки Нары, совсем недалеко от Москвы.

После этой великой битвы медленно, но уже неотвратимо наступали наши солдаты, теснили фашистов, гнали с родной земли, освобождали захваченные города и людей.

До самого Берлина, где прятались главные фашисты, гнали захватчиков, и весной 1945 года ворвались, наконец, в этот далекий город и одержали полную, окончательную победу. 8 мая 1945 года побежденные фашисты окончательно сдались, а 9 мая стало великим праздником - Днем Победы.

И теперь в этот день вся Россия празднует освобождение страны от захватчиков-фашистов. Это великий день памяти и благодарности: мы благодарим наших дедушек, бабушек, отцов и матерей за то, что в те страшные годы они не струсили, не покорились врагу, отстояли нашу свободу, своими жизнями заплатили за нашу счастливую жизнь и мирное небо. И ты запомни этот день! Подвиг этот никогда не должен быть забыт.

После того, как вы поговорили с ребенком о войне, можете задать ему несколько вопросов:

  • Какой праздник мы отмечаем 9 мая?
  • Когда началась Великая Отечественная война?
  • Почему она так называется?
  • Какая страна начала войну?
  • Кто такие фашисты? Что они хотели сделать с нашим народом?
  • Удалось ли немцам взять Москву?
  • Когда закончилась война? Кто победил?
  • Почему нужно помнить про войну?
  • Кого мы благодарим в этот день и за что?

Если в вашей семье кто-то воевал, то обязательно расскажите об этом ребенку. Покажите военные фотографии, награды, памятные вещи, возможно, у вас сохранились письма с фронта.

Пусть ребенок сам расспросит бабушек и дедушек о войне, если есть такая возможность. Такие беседы – самый лучший способ рассказать детям о Великой отечественной войне.

Скачайте материалы данной статьи , чтобы вам проще и удобнее подготовиться к беседе с ребенком о Войне.

Алена Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

Детские сады в суровые годы Великой Отечественной войны

Первый вражеский авианалет на Москву был произведен ровно через месяц после начала войны - 22 июля 1941 года. Положение становилось опасным, и было принято решение эвакуировать детские сады в отдаленные от Москвы районы. По плану эвакуации детских учреждений все столичные районы были закреплены за определенными районами Московской области - Зарайским, Егорьевским, Орехово-Зуевским, Наро-Фоминским и другими. Многие детские сады ведомств и предприятий переехали еще дальше - в Горьковскую область, а позднее, перейдя на положение интернатов, переправлены в глубокий тыл. Уже с августа 1941 года детские сады в Москве практически перестали существовать, в эвакуации превратившись в учреждения интернатного типа.

Но обжиться на новых местах они часто не успевали. Фашисты так быстро вели наступление, что детей из некоторых районов, как, например, Наро-Фоминского, пришлось возвращать в Москву в самом срочном порядке. Для этого в распоряжение Отделов народного образования был представлен автобусный транспорт. В ночное время на пустынных улицах затемненной и настороженной Москвы тогда можно было встретить колонны автобусов с возвращающимися в город детьми. Во время этих переездов некоторым ребятам приходилось переживать воздушную тревогу. Вот как описывает такой случай бывшая методист-инспектор по дошкольному воспитанию Ждановского района А.В. Никулицкая. Она сопровождала одну из последних автобусных колонн, которая возвращалась из Московской области.

«Пятнадцатого октября я получила приказ Отдела народного образования вывезти детей из Егорьевского района в Москву для раздачи их родителям. Шестнадцатого октября я везла детей в автобусе. Километрах в двадцати от Егорьевска (в деревне) наш автобус завяз в грязи. Взрослые, ехавшие с детьми, помогали шоферу - собирали камни, солому и т.д. В это время над автобусом стал кружить вражеский самолет. Шофер посоветовал мне вывести из автобуса детей. Когда старшие дети рассмотрели фашистский знак на самолете, они стали волноваться, а малыши начали громко плакать. Чтобы успокоить детей, отвлечь их внимание, я предложила всем смотреть на большое облако и ждать, как оттуда вылетят наши самолеты-истребители и прогонят фашистский самолет. Дети перестали плакать и внимательно смотрели на облако. Вскоре действительно появились три наших истребителя, но с противоположной от облака стороны. Дети услышали шум моторов, повернулись и увидели, как наши истребители окружили и погнали вражеский самолет. Дети забыли страх - хлопали в ладоши, визжали от восторга, прыгали, рассказывая, как наши летчики окружили и погнали самолет.

Позднее эти ребята по пути в далекий тыл три раза подвергались налетам. Три раза мы одевали детей и готовили их к выходу из вагона. Это были жуткие моменты - на нас лежала огромная ответственность за сохранение жизни детей. Малышам мы говорили, что пойдем погулять, а старшим, шести-семи лет, говорили правду. Но ребята мало беспокоились - они были уверены, что наши истребители прогонят фашистов как тогда, возле автобуса: «Помнишь, как наши летчики их погнали? Так и теперь их погонят».

Все дети, вернувшиеся в Москву, должны были снова ехать - на этот раз глубоко в тыл».

С октября в Отделах народного образования шла напряженная работа по организации массового вывоза детей дошкольного и школьного возраста. С июля до самой зимы московские дети эвакуируются в восточном направлении - в Саратовскую, Челябинскую области и даже в предгорье Тянь-Шаня.

Вот как об этом вспоминает один из работников интерната № 8 Ленинградского района, прибывшего в Красноборский район Татарской АССР:

«Пароход прибыл на рассвете, но на пристани было много народа - это были представители советских и партийных организаций, которые вышли нас встречать и оказать свой отцовский прием детям, прибывшим из столицы Родины Москвы... Люди, которых, по существу, мы видели впервые, оказались нам такими близкими, такими родными. Вскоре прибыли колхозники - татары из деревни Болтачево, чтобы доставить нас до нового места жительства. Прибыло 38 подвод. Их сопровождали молодые, пожилые и старые колхозники. С какой лаской они встречали наших малышей и как с любовью, по отцовски они усаживали их на колхозные подводы. Ехать предстояло 35 километров. Путь был трудный, шел дождь, дороги размыты, обоз, нагруженный детьми и вещами, медленно двигался по проселочной дороге. Прибыли мы в деревню Болтачево в три часа ночи, но нас ждали. Для нас подготовили чистое и теплое помещение в сельсовете. Дети были накормлены и тотчас уложены спать».

Другой работник интерната с благодарностью вспоминает комсомольцев, которые на руках перенесли с парохода всех детей, а затем и багаж.

Так же тепло был встречен интернат Советского района в Свердловской области. Его работникам особенно запомнилась заведующая группой детских садов Свердловского ОБЛОНО А.П. Нечаева, которая проявила большую заботу об организации жизни эвакуируемых детей.

Заготовка топлива была главной задачей в течение всей жизни интернатов в эвакуации. Топлива требовалось много: чтобы приготовить пищу, постирать белье, для мытья детей и, конечно, для обогрева жилых помещений. В некоторых местах в сильные морозы приходилось протапливать печи дважды в сутки. В заготовке топлива участвовал весь персонал - и воспитатели, и няни. Они валили деревья, пилили, подвозили их к интернату. Довольно большая доля этой работы ложилась на плечи школьников. Помогали и дети-дошкольники, в обязанности которых входила доставка дров на саночках к печам: требовалось положить дрова на санки, перевезти их и затем аккуратно сложить. Это была настоящая работа, и дети хорошо понимали ее значение и необходимость.

Первое время по приезде из Москвы дети питались хорошо: продукты получали по централизованному снабжению в соответствии с установленным лимитом, использовали и продукты, привезенные с собой; с большими трудностями, но заготовляли на зиму овощи.

Однако скоро тяготы войны стали сказываться и на детском питании. В 1942 году лимиты были снижены. Особенно это ощутили интернаты, находившиеся недалеко от городских и районных центров. Необходимо отметить, что обслуживающий персонал был на местном снабжении, выделенном для всех эвакуированных, и практически очень слабо обеспечивался продуктами. Достать дополнительно продукты по более низким ценам представляло большие трудности. Для этого нередко приходилось ездить на лошадях в отдаленные районы, порой в пятидесятиградусный мороз и пургу. Это заставляло коллективы интернатов серьезно подумать о подсобном хозяйстве, и там, где имелись необходимые условия и где оказывалась помощь местными организациями, создавались такие хозяйства.

Интернат хлебозавода № 2 начал организовывать свое подсобное хозяйство с того, что на деньги, собранные с сотрудников, приобрел семенной картофель, посадил его и получил урожай в 25 тонн, что вполне обеспечило потребности детей и взрослых. Потом купили двух поросят, а за два года вырастили сорок восемь свиней, приобрели корову, и ослабленные дети были обеспечены молоком. Для коровы и двух лошадей косили сено. Интернату удалось получить 3,5 га земли на расстоянии 10 км. Эту землю засевали просом и подсолнечником.

Многие заведующие детскими садами, педагоги, привыкшие к городским условиям жизни, в эвакуации становились организаторами сельского хозяйства. В сохранившемся плане работы руководителя одного из интернатов предусматривались устройство кухни, обеспечение интерната дровами на время распутицы, закупка на рынке муки, обеспечение лошади сеном. Намечалось также сделать прорубь для полоскания белья, навесы для детей от солнца, проложить дорогу до кухни, замостить ее хворостом и навозом. Но самое большое место в плане отводилось предстоящим весенним работам. Ставится задача добиться от райисполкома закрепления за интернатом восьми гектаров земли, выделения коровы и лошади для лучшего обеспечения посевной, расширения свинофермы.

Работникам интернатов многому пришлось поучиться, много преодолеть трудностей, проявить настойчивость и смекалку.

У интерната 2-го Государственного подшипникового завода перед весенними работами колхоз забрал выданную ранее лошадь, а требовалось обработать три га земли под посевы проса, картофеля, овощей и бахчи. Вместо лошади на пахоту прислали верблюда. «Это специфическое животное плачет, плюет во все стороны, не хочет идти по борозде, проявляет упрямство. Но мы заставили верблюда пахать. Надели специальные халаты - пусть плюет, вели с двух сторон - заставили идти в борозде - и вспахали три гектара». Позднее этот интернат завел трех коров с телятами, трех лошадей, кур, поросят и коз. Интернат обрабатывал 15 гектаров земли, собирал до 16 тонн сена. При возвращении в Москву через два с половиной года все животные были переданы местному детскому дому, а с ними и сельскохозяйственный инвентарь - три телеги, две арбы, двое саней, два плуга, бочки для воды, триста кубометров дров, 3000 кизяков. Все это хозяйство было создано сравнительно небольшим коллективом на пустом месте.

Там, где было хорошо налажено подсобное хозяйство, дети и взрослые жили безбедно.

Во главе интернатов, как правило, стояли знающие и опытные педагоги, а среди воспитателей было много мастеров и зачинателей дошкольного воспитания в Москве, непосредственных участников создания системы детских садов. Они старались оградить детей от ужасов войны, самоотверженно трудились, чтобы дети не голодали, добивались, чтобы у каждого ребенка была отдельная постель. Даже в пути устанавливался твердый порядок жизни: сон, подъем детей, прием пищи, занятия и прогулки всегда в одно и то же время.

Уже упоминалось, что с детскими садами выехали и школьники - в основном дети обслуживающего персонала, а также братья и сестры младших детей, родители которых были на фронте и просили не разлучать их детей. Педагоги интернатов поставили перед собой задачу - при любых условиях школьники не должны потерять ни одного года обучения. Там, где была такая возможность, дети учились в школе, а там, где ее не было, обучение взяли на себя воспитательницы-дошкольницы. Проверочные испытания проводили учителя. Начальница интерната Е.И. Семенова, отвечая на запрос заведующего Отделом народного образования Бауманского района, докладывала:

«Со школьниками мы своими силами с 16 октября 1941 года начали систематическую учебу по программе. В первом классе у нас семь учеников, во втором - шесть, в третьем - восемь, в четвертом - пять, в пятом - три, в шестом - два, в седьмом - один. В первом классе преподавала опытная учительница Бессонова. Она же занималась по математике с учениками шестого и седьмого классов. С детьми второго класса по русскому занималась воспитательница Спиридонова, по арифметике - Комарова. В третьем, четвертом классах занималась воспитательница Бессонова. Воспитательница Копейкина преподавала естествознание и ботанику, Колоскова - географию. Историю, физику, химию вести пришлось мне».

К порученному делу все воспитатели относились с полной ответственностью, хотя и работали без всякой дополнительной оплаты. Помимо обычной шестичасовой работы с дошкольниками, они еще по четыре часа ежедневно занимались «в школе».

С учебниками, пособиями и тетрадями было трудно. «У нас было всего два букваря», - жаловалась одна из воспитательниц, которая вела обучение группы детей, достигших к осени 1941 года семилетнего возраста.

В эвакуации московские дети прожили два с лишним года. Осенью 1943 года Правительство разрешило вернуть все эвакуированные детские учреждения в столицу, и вскоре интернаты отправились в обратный, также нелегкий путь. Он был длительным, так как железные дороги оставались перегруженными. Ехали в осеннее время в товарных вагонах, поэтому приходилось много хлопотать о топливе, о горячей пище, проявлять заботу, чтобы уберечь детей от простуды и других заболеваний. Но ни у кого уже не было страха, что вот налетит стервятник и сбросит бомбу. Все трудности теперь скрашивалось радостью возвращения домой.

Можно себе представить, как были встречены повзрослевшие дети в Москве. Ведь многие из них вернулись домой уже школьниками второго и третьего классов. И много слов благодарности выслушали в эти дни работники интернатов за свою нелегкую работу в эвакуации.

Но не все дошкольные работники покинули город в первые месяцы войны. После закрытия детских садов и массовой эвакуации оставшиеся в Москве педагоги, методисты, заведующие получили должности коменданта, сторожа или истопника. Им был поручен надзор за опустевшими помещениями детских садов.

Сохранились сведения, что в числе работавших на создании оборонных укреплений на подступах к Москве было не менее 500 воспитателей, нянь и других сотрудников закрытых детских садов. Многие из работников детских садов оказались на лесозаготовках, так как стояла острая необходимость обеспечить Москву топливом. Значительная часть воспитателей определилась работать на фабрики, заводы и другие предприятия столицы. В документах Отдела народного образования Бауманского района указано, что воспитательница детского сада № 8 М.Н. Шенкалович работала токарем, была стахановкой, воспитательница Р.И. Глускина награждена республиканской премией за отличную работу на военном заводе, заведующая детским садом № 25 Мерзликина работала в должности контрольного мастера, воспитательница детского сада Монахова работала управдомом и получила переходящее Красное знамя за порядок и чистоту в домах.

К большому сожалению, сохранившиеся сведения о дошкольных работниках, ушедших на фронт, чрезвычайно скудны. Известно, что дошкольный инспектор Первомайского района Сливинская погибла, защищая Ленинград. Под Можайском была убита воспитательница детского сада Бауманского района Наташа Яновская - девятнадцатилетняя девушка, ушедшая на фронт добровольцем и награжденная медалью «За отвагу». Добровольцами ушли на фронт из детского сада № 15 две сестры Лавриновы. Воспитательница детского сада № 40
О.И. Петрова ушла на фронт вместе с мужем, получила медаль «За оборону Москвы». Воспитательница детского сада № 10 М.П. Кузнецова была ранена под Сталинградом, она также награждена медалью. Воспитательница детского сада № 6 Московского военного округа была на фронте зенитчицей. В числе ушедших на фронт была и Анна Никитична Шевякова, воспитательница детского сада завода «Динамо», открывшегося в первый год после революции. В сороковых годах она возглавляла дошкольную работу в Москве. За боевые заслуги и доблесть, проявленную на посту заместителя начальника полевого госпиталя, А.Н. Шевякова была награждена орденом Красной Звезды и двумя медалями.

В октябре 1941 года через Москву двигались беженцы из оккупированных врагом мест.

Для их организованной отправки дальше в тыл в Гороховском переулке был создан эвакопункт. Сюда ежедневно прибывали все новые и новые обездоленные семьи, здесь формировались эшелоны, в здании школы, наскоро переоборудованном в общежитие, размещались беженцы всех возрастов.

Другой эвакопункт был расположен на территории бывшего Ростокинского района Москвы. Дошкольные работники М.Г. Хлопова, Е.Б. Гениннгс, В.В. Обыдова и Т.С. Бабкина решили помочь находившимся там малышам освоиться с непривычной тревожной обстановкой и немного скрасить их пребывание в эвакопункте. Сложив в рюкзак настольные игры, книжки с картинками, цветные карандаши, они направились к детям.

Вспоминает Елизавета Борисовна Гениннгс: «Вначале администрация пункта встретила нас не особенно приветливо, но мы были настойчивы. Обстановка общежития не подходила для занятий, но мы не смущались этим, расположились на пустой койке, раздобыли небольшой столик и пригласили детей посмотреть, что мы им принесли. Со всех коек комнаты к нам стали собираться дети, сначала робко, недоверчиво, но потом, привлеченные яркими картинками, стали смелее. Заинтересованные сказкой, которую я начала им рассказывать, дети уже со всех концов комнаты подходили все ближе и ближе, окружив меня тесным кольцом».

Все четверо воспитательниц поочередно стали каждый день приходить в общежитие, стараясь разнообразить свои занятия. Среди детей были и такие, которые в силу разных причин задерживались в эвакопункте на неделю-другую и даже на месяц. Они стали хорошими помощниками в занятиях с другими детьми.

Такую же работу на другом эвакопункте, через который прошло много беженцев из Украины, проводили студенты педагогического института им. В.И. Ленина под руководством преподавателей Е.А. Флериной, Л.Н. Красногорской, Н.А. Метлова, Э.И. Залкинд. Здесь усилиями преподавателей и студентов тоже была создана уютная обстановка - «оазис в большом, заваленном вещами и переполненном озабоченными людьми помещении», где и проводилась работа с детьми. Подобная работа проводилась и на станциях метрополитена, выполнявших роль бомбоубежищ.

В Железнодорожном районе Москвы при непосредственном участии преподавателя МГПИ Н.А. Метлова была организована детская комната. Районный методист З.С. Терновцева в своих воспоминаниях пишет, что в этой комнате звучала музыка. Николай Афанасьевич заводил патефон и ставил отобранные им пластинки, дети пели, много играли, и им было тем более интересно, что с ними занимался «большой дядя», как они называли его в разговоре с родителями.

Обездоленные дети, лишившиеся крова и постоянно слышавшие гнетущие разговоры взрослых об ужасах войны и потере близких, попадая в уютную обстановку детских комнат и видя приветливые лица воспитателей, скоро забывали про войну и тревоги, выпавшие на их долю, включались в игру, веселились. Это вызывало радость и удивление взрослых. «Батюшки! - воскликнула одна изумленная мать, увидевшая, как ее трехлетний малыш лихо отплясывает «русскую», притопывая ножками в валенках. - Целый день сегодня хныкал, домой просился - а где он, дом-то наш? А теперь ишь как отплясывает!..»

Заботу педагогов чувствовали не только дети, но и их родители. Они тепло прощались, когда им нужно было уезжать, горячо благодарили за внимание к их детям: «Как хорошо придумали, что с детьми занимались. А то наши ребятки уже и забыли, что на свете игрушки есть...», «Сразу видать, в Москву попали - здесь и о детях подумали». Так говорили родители, забирая своих детей из детских комнат.

В Сокольническом и Фрунзенском районах открылись детские сады, куда поступали дети, оказавшиеся без крова, пострадавшие от вражеских налетов или прибывшие из районов Московской области. Здесь они находили приют до решения их дальнейшей судьбы.

Вспоминает А.Я. Успенская:

«13 декабря 1941 года была назначена заведующей детским садом № 8, который первым возобновил работу на Люблинском железнодорожном узле. Постепенно в здании, построенном для яслей и рассчитанном на 100 детей, мы открыли 5 групп с количеством 165 человек детей. Открытие учреждения совместили с новогодней елкой. Окна были замаскированы черной бумагой. Елка не была освещена, но она казалась всем нам особенно яркой, блестящей и красивой. В помещении было холодно, и дети были одеты в пальто. Главные персонажи - Дед Мороз и Снегурочка - были воспитатели. И детям было весело.

Весна 1942 года. Вокруг здания с обеих сторон была большая пустынная площадь. Одну сторону мы отвели под групповые участки, вторую заняли под картофель. Но чтобы посадить картофель, сделать цветники и посадить деревья, мы очистили территорию от камня, щебня, угля, шлака и стекла, оставшихся от постройки домов, окружающих детский сад. Цветы сеяли и сажали неприхотливые, но яркие. Посадили тополя и вязы, они неприхотливые, приживаются в любых условиях и быстро растут. За саженцами ходили пешком на поля аэрации и носили их на своих плечах.

При хорошем уходе участок наш вскоре зазеленел. Проходящие мимо люди улыбались, любуясь красотой нашего участка.

Каждой группе нужен свой навес-веранда. Материала для этого у нас не было. Мы узнали, что на железнодорожном складе выбрасывают вагонные стойки, и попросили оставить их для нашего детского сада. И таким образом за лето построили пять веранд. Они были без пола, только крыша и барьер немножко выше роста ребенка. Вокруг веранд посадили вьющиеся растения. Необходимая тень и прохлада были созданы».

Читая эти воспоминания, искренне восхищаешься энергией и подлинным, действенным патриотизмом педагогов, окруживших заботой и любовью детей фронтовиков.

В конце декабря 1941 года стали возникать прогулочные группы детей. В определенных районах, обязательно вблизи бомбоубежищ, дети собирались на 2-3 часа. С ними занимались, играли. В конце января 1942 года, когда враг был отброшен на 350-400 километров от Москвы, каждому району было разрешено открыть детский сад в бомбоубежище.

Жизнь тогда осложнялась постоянной угрозой воздушной тревоги, и требовалось всегда быть настороже. Спуск детей в бомбоубежище отрабатывался во всех деталях и с учетом всех условий. Например, по сигналу все дети быстро кладут все то, что у них в руках - куклу, лопату, флажок, - на определенное место и становятся друг за другом в установленном порядке. Спускаются молча, не спеша, чтобы не толкнуть впереди идущего, останавливаются у двери, ведущей в убежище, которую должен открыть взрослый.

Большую трудность представляла организация питания детей. «Кухни находились в других помещениях и иногда были довольно далеко - на расстоянии нескольких трамвайных остановок. Обслуживающей уборщице приходилось делать ежедневно не менее двух рейсов: туда - с санками и пустой посудой, а оттуда - с полными кастрюлями и бидонами, привязанными на санях.

Просуществовали детские сады в бомбоубежищах сравнительно недолго. С наступлением весны там стало сыро, и детей разрешили переселить наверх.

С первых чисел февраля 1942 года в Москве начали работать 25 детских садов. Летом было восстановлено еще 149 детских садов. К концу 1942 года в 258 детских садах числились уже 202 тысячи детей, что составляло треть от довоенного времени.

При восстановлении детских садов стала ощущаться нехватка оборудования. Так, в начале 1943 года две тысячи детей не могли спать днем из-за отсутствия кроваток. Часто при приеме в детский сад родителям предъявлялось требование принести для своего ребенка посуду. Не хватало белья, одеял, подушек, мебели.

Вскоре очень остро встал вопрос с подбором кадров воспитателей. Когда на работу начали возвращаться воспитатели, временно занятые в учреждениях и на предприятиях, администрация нередко чинила препятствия этому переходу, и Московскому городскому отделу народного образования пришлось добиться принятия специального указания, запрещавшего задерживать переход учителей школ и воспитателей детских садов на работу по своей специальности. Вместе с опытными кадрами приходилось принимать на работу молодых девушек без всякой подготовки. Поэтому уже в 1942 году в отдельных районах были созданы краткосрочные курсы воспитателей на базе семиклассного образования.

В ноябре 1943 года Исполком Моссовета принял решение «О мероприятиях по расширению сети детских садов», в котором предусматривалось изготовление оборудования, хозяйственного инвентаря, игрушек, пособий и улучшение материального положения работников детских садов.

В 1943 году были открыты первые санаторные детские сады и группы для детей с туберкулезной интоксикацией. К их организации предъявлялись более высокие требования. В них предусматривалась повышенная норма питания, повышенная оплата для педагогического персонала и не более 25 детей в группе. При все нарастающей потребности в определении детей в детские сады, с одной стороны, и отсутствии свободных помещений, с другой, в каждом районе была поставлена задача - открыть детский сад на 100 мест для наиболее ослабленных детей или открыть обычный сад и принять в него дополнительно еще пятьдесят детей, остающихся без надзора на время работы матери. В конечном итоге детские сады санаторного типа открылись во всех районах Москвы и имели большое значение в борьбе за оздоровление детей.

В начале 1943 года в новом составе под руководством Е.И. Радиной начал работу Городской дошкольный методический кабинет. В 1944 году дошкольные кабинеты появились уже во всех районах Москвы, и началась массовая методическая работа. В центр внимания были поставлены вопросы организации закаливания детей и правильного питания. В районах были организованы курсы поваров. На практических занятиях они обменивались лучшим опытом. В результате проведенной работы повысилось качество питания детей, в меню стали широко вводиться сырые овощи.

Однако организация питания в детских садах оставалась сложным делом. Трудность заключалась в доставке продуктов с продовольственных баз, в своевременном получении с родителей детских карточек, а также в своевременном отчете об их расходовании. С баз продукты выдавались лишь по предъявлении отчета о погашении карточек за последние 10 дней каждого месяца. Заболевшим детям выдавалось питание на дом, поэтому в послеобеденное время нередко можно было встретить родных ребенка с кастрюльками и банками, ожидающих получения пищи. Выбывшим детям за прошедшие дни продукты выдавались в сухом виде. Строгий контроль за питанием осуществляла санэпидемстанция, определявшая полное вложение продуктов в порцию ребенка лабораторным способом.

Чтобы сделать жизнь детей более разнообразной, доставить им удовольствие и отвлечь от тяжелых переживаний, в детских садах стали проводить «вечера досуга». После полдника к детям приходил музыкальный руководитель, который был включен в штат с 1944 года. Эти занятия не преследовали учебных целей - задача заключалась в том, чтобы создать у детей хорошее, бодрое настроение. Широко практиковались показы кукольного, теневого театров.

Зимой 1942-1943 года в районах Московской области, освобожденных от оккупантов, приступили к налаживанию жизни. Разрушения были так велики, что многое приходилось начинать заново. Москва развернула работу по оказанию помощи особо пострадавшим районам. Отделам народного образования поручалось содействовать восстановлению школ, детских садов и других учебных и воспитательных учреждений. По сохранившимся неполным данным, в Москве было собрано оборудования на девяносто семь тысяч рублей, подготовлено 153 воспитателя для работы на детских площадках в подшефных районах.

Сегодня нам трудно даже представить те тяготы и лишения, которые выпали на долю дошкольных работников военных лет. Но они их преодолевали. И многим помогала мысль о близких - отцах, мужьях, сыновьях, находившихся в то время на фронте.

Хочется привести рассказ заведующей интернатом Н.В. Коржец:

«У нас в интернате были на исходе дрова. Колхоз только к вечеру дал лошадь, чтобы перевезти их из леса. День был трудный, и все работники так устали, что я не решилась их просить и поехала сама. Жутко, светит луна. Добралась до наших дров, нагрузила сани, увязала, как могла, и двинулась. Но обратный путь оказался очень трудный - дорога узкая, снегу много, да еще дрова задевают за кусты, лошадь едва тянет или совсем останавливается. Стараюсь ей помочь, ничего не выходит. Прихожу в отчаяние, но вспоминаю о том, что моему мальчику там, на фронте, еще труднее, ему в эту минуту, может быть, угрожала смерть, - и я вновь подталкиваю воз, он трогается с места. Так мы выползли из леса...»

А потом наступил долгожданный праздник Победы.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разводили голубей, иногда даже участвовали в потасовках. Но пришел час тяжелых испытаний и они доказали, каким огромным может стать обыкновенное маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине, боль за судьбу своего народа и ненависть к врагам. И никто не ожидал, что именно эти мальчишки и девчонки способны совершить великий подвиг во славу свободы и независимости своей Родины!

Дети, оставшиеся в разрушенных городах и сёлах становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат и т.д.

Вот имена некоторых из них: Володя Казьмин, Юра Жданко, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков, стали Героями Советского Союза.

С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали действовать на свой страх и риск, который действительно был смертельным.

"Федя Самодуров. Феде 14 лет , он воспитанник мотострелковой части, которой командует гвардии капитан А. Чернавин. Подобран был Федя на своей родине, в разрушенном селе Воронежской области. Вместе с частью участвовал в боях за Тернополь, с пулемётным расчётом вышибал немцев из города. Когда почти весь расчёт погиб, подросток вместе с уцелевшим бойцом взялся за пулемёт, долго и упорно отстреливаясь, задержал врага. Федя был награждён медалью «За отвагу».

Ваня Козлов, 13 лет, он остался без родных и уже второй год находится в мотострелковой части. На фронте он доставляет пищу, газеты и письма бойцам в самых сложных условиях.

Петя Зуб. Не менее трудную специальность избрал себе Петя Зуб. Он давно решил стать разведчиком. Родители его убиты, и он знает, как можно рассчитаться с проклятым немцем. Вместе с опытными разведчиками добирается до врага, сообщает по радио его местонахождение, и артиллерия по их указке даёт огонь, сокрушая фашистов". («Аргументы и факты», №25, 2010, с. 42).

А шестнадцатилетняя школьница Оля Демеш со своей младшей сестрой Лидой на станции Орша в Белоруссии по заданию командира партизанской бригады С. Жулина взрывали с помощью магнитных мин цистерны с горючим. Конечно, девчонки привлекали к себе куда меньше внимания немецкой охраны и полицаев, чем мальчики-подростки или взрослые мужчины. Но ведь девочкам впору в куклы было играть, а они сражались с солдатами вермахта!

Тринадцатилетняя Лида часто брала корзину или сумку и уходила на железнодорожные пути собирать уголь, добывая разведданные о немецких военных эшелонах. Если ее останавливали часовые, она объясняла, что собирает уголь, чтобы отапливать комнату, в которой живут немцы. Маму Оли и младшую сестрёнку Лиду фашисты схватили и расстреляли, а Оля продолжала бесстрашно выполнять задания партизан.

За голову юной партизанки Оли Демеш фашисты обещали щедрую награду - землю, корову и 10 тысяч марок. Копии ее фотографии были розданы и разосланы всем патрульным службам, полицаям, старостам и тайным агентам. Захватить и доставить ее живьем - таков был приказ! Но поймать девочку не удалось. Ольга уничтожила 20 немецких солдат и офицеров, пустила под откос 7 вражеских эшелонов, вела разведку, участвовала в «рельсовой войне», в уничтожении немецких карательных подразделений.

Дети Великой Отечественной Войны


Что было с детьми в это страшное время? Во время войны?

Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей.

В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин.

Ряд объективных причин: уход учителей в армию, эвакуация населения из западных районов в восточные, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи, передача многих школ под госпитали и др., помешали развёртыванию в СССР во время войны всеобщего семилетного обязательного обучения, начатого в 30-е годы. В оставшихся учебных заведениях обучение велось в две-три, а иногда и четыре смены.

При этом дети вынуждены были сами запасать дрова для котельных. Учебников не было, а из-за нехватки бумаги писали на старых газетах между строчками. Тем не менее, открывались и новые школы, создавались дополнительные классы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи.

В летописи Великой Отечественной войны до сих пор остаётся ещё много малоизвестных страниц, например, судьба детских садов. "Оказывается, в декабре 1941-го в осажденной Москве в бомбоубежищах работали детские сады. Когда враг был отброшен, они возобновили свою работу быстрее, чем многие вузы. К осени 1942 года в Москве открылись 258 садиков!

Из воспоминаний о военном детстве Лидии Ивановны Костылёвой:

«После смерти бабушки меня определили в детский сад, старшая сестра в школе, мама на работе. В детский сад я ездила одна, на трамвае, это в неполных пять лет. Как-то я тяжело заболела свинкой, лежала дома одна с высокой температурой, лекарств не было, в бреду мне чудился поросёнок, бегающий под столом, но всё обошлось.
С мамой виделись вечерами да в редкие выходные. Детей воспитывала улица, мы были дружные и вечно голодные. С ранней весны бегали на мхи, благо лес и болота рядом, собирали ягоды, грибы, разную раннюю траву. Бомбёжки постепенно прекратились, в нашем Архангельске были размещены резиденции союзников, это привносило в жизнь определённый колорит - нам, детям, иногда перепадали тёплая одежда, кое-какие продукты. В основном же мы ели чёрные шаньги, картошку, тюленье мясо, рыбу и рыбий жир, по праздникам - «мармелад» из водорослей, подкрашенный свёклой».

Более пятисот воспитателей и нянь осенью 1941-го рыли окопы на подступах к столице. Сотни работали на лесозаготовках. Воспитательницы, еще вчера водившие с детьми хоровод, сражались в московском ополчении. Под Можайском героически погибла воспитательница детскою сада Бауманского района Наташа Яновская. Воспитатели, оставшиеся с детьми, не совершали подвигов. Они просто спасали малышей, у которых отцы воевали, а матери стояли у станков.

Большинство детских садов во время войны стали интернатными, дети находились там днем и ночью. И чтобы накормить детей в полуголодное время, охранить их от холода, дать им хоть капельку уюта, занять их с пользой для ума и души - для такой работы необходимы были огромная любовь к детям, глубокая порядочность и безграничное терпение". (Д. Шеваров «Мир новостей», №27, 2010, с. 27).

У детей изменились игры, появилась "…новая игра - в госпиталь. В больницу играли и раньше, но не так. Теперь раненые для них - реальные люди. А вот в войну играют реже, потому что никто не хочет быть фашистом. Эту роль у них выполняют деревья. В них стреляют снежками. Научились оказывать помощь пострадавшим - упавшим, ушибленным".

Из письма мальчика фронтовику: "Мы раньше тоже часто играли в войну, а теперь гораздо реже - надоела война, скорее бы она кончилась, чтобы мы опять хорошо жили…" (Там же).

В связи с гибелью родителей в стране появилось много беспризорных детей. Советское государство, несмотря на тяжелое военное время, все же выполняло свои обязательства перед детьми, оставшимися без родителей. Для борьбы с безнадзорностью была организована и открыта сеть детских приемников и детских домов, организовано трудоустройство подростков.

Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот , где они обрели себе новых родителей. К сожалению, далеко не все воспитатели и руководители детских учреждений отличались честностью и порядочностью. Вот некоторые примеры.

"Осенью 1942 г. в Починковском районе Горьковской области были пойманы одетые в лохмотья дети, воровавшие картофель и зерно с колхозных полей. Выяснилось, что «урожай собирали» воспитанники районного детского дома. И делали они это отнюдь не от хорошей жизни. При проведении дальнейшего расследования местные милиционеры раскрыли преступную группу, а, по сути, банду, состоявшую из сотрудников данного учреждения.

Всего по делу были арестованы семь человек, в том числе директор детдома Новосельцев, бухгалтер Сдобнов, кладовщица Мухина и другие лица. При обысках у них были изъяты 14 детских пальто, семь костюмов, 30 метров сукна, 350 метров мануфактуры и другое незаконно присвоенное имущество, с большим трудом выделенное государством в это суровое военное время.

Следствие установило, что путем недодачи полагающейся нормы хлеба и продуктов указанные преступники только в течение 1942 г. расхитили семь тонн хлеба, полтонны мяса, 380 кг сахара, 180 кг печенья, 106 кг рыбы, 121 кг меда и т.д. Все эти дефицитные продукты работники детдома распродавали на рынке либо просто сами проедали.

Только один товарищ Новосельцев ежедневно получал на себя и членов своей семьи пятнадцать порций завтраков и обедов. За счет воспитанников неплохо питался и остальной обслуживающий персонал. Детей же кормили «блюдами», приготовленными из гнилья и овощей, ссылаясь при этом на плохое снабжение.

За весь 1942 г. им лишь один раз выдали по одной конфетке к 25-й годовщине Октябрьской революции… И что самое удивительное, директор детдома Новосельцев в том же 1942 г. получил от наркомата просвещения почетную грамоту за отличную воспитательную работу. Все эти фашисты заслуженно были приговорены к длительным срокам заключения". (Зефиров М.В., Дектярёв Д.М. «Всё для фронта? Как на самом деле ковалась победа», с. 388-391).

В такое время проявляется вся суть человека.. Каждый день стоять перед выбором - как поступить..И война нам показала примеры великого милосердия, великого героизма и великой жестокости, великой подлости.. Мы должны это помнить!! Ради будущего!!

И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. «Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…»

Работа индивидуальная или в небольшой группе (5-6 детей). Лучше разделить обучение на три занятия (1. "На полях сражений " : На передовой; Решительный бой; Бомбежка, авианалет, блокада; Мед. служба. 2. "Герои лихолетья " Партизаны; Дети и война; Помощь тыла; Награды Победы. 3. "Гром победы, раздавайся! " Оружие Победы; Вещи войны; Взятие Берлина; Парад Победы.). Через некоторое время (2-3 недели) желательно повторить показ для закрепления освоенного материала и контроля качества его освоения детьми.

На полях сражений. Вводное занятие посвящено непосредственно событиям на фронтах. Начните с вступительной беседы: «У каждой страны, каждого народа есть свои праздники. Вспомните, пожалуйста, какие праздники есть у нас (Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества). А какой праздник наш народ отмечает 9 мая? (День Победы). С давних времен правители разных стран стремились расширить свои территории и покорить другие народы. Эти правители затевали войны, которые уносили жизни многих людей. Более 70 лет назад на нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики...» Поясните, почему война называется Великой Отечественной. «В самом деле, война захватила огромные территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгие четыре года, участие в ней потребовало от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил. Отечественной войной она называется потому, что эта война - справедливая, направленная на защиту Отечества». Первое занятие даст детям представление о нашествии врага, о героических подвигах нашей армии во время войны. Завершаем занятие рассказом о тех, кто спасал раненых, выносил их с поля боя, - военных медиках.

Герои лихолетья. «Не только на фронте ковалась наша ПОБЕДА! Не только солдаты и офицеры сражались за свободу нашей Родины. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна. Мужчины и женщины, пожилые люди и дети приближали победу в нашем тылу и сражались в тылу врага». Рассмотрите карточки. Расскажите, что главным девизом тех нелегких лет были слова: «Все для фронта, все для победы!». Завершите занятие разговором о наградах.

Гром победы, раздавайся! Чтобы одолеть сильного врага, необходимо было хорошо вооружить, наши войска. Расскажите детям об оружии ПОБЕДЫ. Затем рассмотрите вещи войны. Эти молчаливые участники и свидетели исторических событий тоже помогали приблизить Победу. Завершите занятие рассказом о взятии Берлина и Параде Победы.

Обязательно подведите итог: «Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называется Великой Отечественной войной. Победа нашей Армии и всего нашего народа - это главное событие в истории России XX века! Злые и жестокие враги получили достойный отпор. Мужественные и храбрые солдаты никогда не теряли силы духа, сражались до последнего, защищая свою Родину, свой дом. Мы победили потому, что весь народ нашей страны поднялся на ее защиту. Помнить войну и тех, кто принес победу - значит бороться за мир. Войну забывать нельзя. Когда войну забывают, - говорили древние, - начинается новая, потому что память - главный враг войны».

Дополнительная работа. Чтение художественной литературы: А. Митячев «Почему Армия всем родная», М. Джамиль «Девочки из Мензелинска», М. Светлов «Солдат Советской армии», А. Лиханов «Боря Цариков», С. Алексеев «Ради жизни на земле», С. Алексеев «Рассказы о ВОВ», сборники рассказов «Дети - герои ВОВ», «Герои ВОВ», «Рассказы о ВОВ». «Мальчиш-Кибальчиш» А.П. Гайдара, «Сын полка» В.П. Катаева, «Дорогие мои мальчишки» Л.А. Кассиля, «Девочка из города» Л.Ф. Воронковой. Встречи и беседы с ветеранами. Проведение экскурсий по местам боевой славы, посещение музеев, памятных мемориалов. Рассказы о членах вашей семьи, принимавших участие в войне.

ДЕТИ И ВОЙНА

Трудные, голодные и холодные военные годы нередко называют военным лихолетьем - лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось детям. Многие остались сиротами - отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые - в плену у немцев. Дети оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной силой фашизма. Многие из них встали наравне с взрослыми плечом к плечу на защиту своей Родины.

Предложите детям подумать, что такое «подвиг». Это всегда смелый, отважный поступок. А как называют человека, совершившего подвиг? (Герой.) Почитайте рассказы о подвигах детей, которые помогали взрослым во время Великой Отечественной войны. Они взрывали поезда и склады с боеприпасами, работали санитарами в госпиталях, ходили в разведку наравне со взрослыми. Расскажите хотя бы одну историю на выбор: Зины Портновой, Лени Голикова, Вали Котика, Нади Богдановой, Марата Казея, Лары Михеенко и т.д.

Приоткройте детям еще одну страница темы «Дети и война» - сыны полка... Голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться - война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции. К мирной жизни подросшие сыны полка возвращались, пройдя нелегкими дорогами войны. За годы. Великой Отечественной войны сотни юных героев были награждены боевыми орденами и медалями.

Вопросы для закрепления. Кому было особенно тяжело во время войны? Как называют человека, совершившего подвиг? Кого из детей-героев вы знаете? Кто такой сын полка?

лихолетье, подвиг, герой, бесстрашие, мужество.

НАГРАДЫ ПОБЕДЫ

В годы Великой Отечественной войны людям, отличившимся в бою, командование вручало награды - ордена и медали. Ордена и медали могли быть вручены за то, что боец, находясь в загоревшемся танке, продолжал выполнять боевую задачу; за то, что в бою вывел из строя не менее двух танков или трех самолетов противника; за то, что солдат первым ворвался на территорию противника и личной храбростью помог успеху общего дела; захватил в плен вражеского офицера. Среди награжденных было много разведчиков, которые в ночных походах уничтожали склады противников с военным имуществом, ценой собственной жизни добывали ценные сведения, спасая тем самым жизни многим людям. Над созданием орденов и медалей работали лучшие художники страны того времени. Они с помощью символов показывали, за что именно было вручена та или иная медаль владельцу.

За подвиги на фронтах Великой Отечественной войны 11603 воина были удостоены звания Героя Советского Союза, 104 из них получили это звание дважды, а Г. К. Жуков, И. Н. Кожедуб и А. И. Покрышкин - трижды. В ходе Великой Отечественной войны было учреждено 12 орденов, 25 медалей, которыми награждались советские воины, участники партизанского движения, подпольщики, труженики тыла, ополченцы. В соответствующем справочнике можно найти их названия, узнать, за какие заслуги ими награждали военных.

Многие ордена и медали носят имена известных полководцев: Дмитрия Донского, Александра Невского, Александра Суворова и так далее. Предложите подумать, почему в честь этих полководцев названы награды? Расскажите, что орденами и медалями было награждено более 7 млн. человек.

Вопросы для закрепления. Какие награды военных лет вы знаете? За что командование вручало людям награды - ордена и медали? А какие награды есть у ваших старших родственников?

Слова для обогащения детского лексикона: награда, награждение, символ, орден, медаль, орденоносец, герой.

БОМБЕЖКА, АВИАНАЛЕТ, БЛОКАДА

Фашистские самолеты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы и жилые дома. От зажигательных бомб часто возникали пожары. Мирные жители дежурили на крышах домов, тушили зажигательные бомбы в ящиках с песком, во время бомбежек прятались в погребах, подвалах, в метро. Москва, Ленинград и другие города нашей страны ночью погружались в полную темноту. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи или керосиновой лампы, стекла в рамах заклеивали бумагой крест-накрест, ведь их могло разбить взрывной волной. Жизнь людей в те дни была трудной и тревожной. В домах не было тепла, продукты выдавали по карточкам, потому что большую часть продовольствия отправляли на фронт. Говоря о блокаде Ленинграда, расскажите, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать. Блокадный паек - 125 граммов хлеба из смеси опилок и муки... Расскажите о Дороге жизни, которая одна соединяла ленинградцев с Большой землей. Зимой Ладожское озеро замерзло, и вот по нему поехали грузовики. В Ленинград они везли продовольствие, медикаменты, боеприпасы для войск. А из города вывозили обессиленных от голода и холода людей.

Противовоздушная оборона сдерживала удары врага. Когда в воздухе появлялись неприятельские самолеты, наша артиллерия поражала противника на большей высоте. Орудия, которые стреляли вверх по воздушным целям, называли зенитными. «Зенитки» защищали города от налетов вражеских самолетов.

Вопросы для закрепления. Как мирные жители спасались от фашистских бомбежек? Что такое блокада? Что такое паек? Как действовала противовоздушная оборона?

Слова для обогащения детского лексикона: авианалет, бомбежка, бомба, зажигательный снаряд, светомаскировка, бомбоубежище, зенитка.

МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА

Раненым на полях сражений помогали санитары, медицинские сестры, фельдшеры и врачи. Санитарки выносили солдат с поля боя, перевязывали, отправляли их в госпитали. Каждый боец и командир знал, что в бою рядом «сестрица», бесстрашный человек, который не оставит в беде, окажет первую помощь, оттащит в укрытие, спрячет от бомбежки. Медсанбат или передвижной военный госпиталь нередко располагался где-нибудь в рощице, куда доносилась канонада близкого фронта. Под пологом просторной брезентовой палатки стояли сдвинутые в один ряд столы, накрытые клеенкой. В таких палатках военные врачи делали операции: извлекали осколки, лечили раны. Особую группу медиков составлял персонал санитарных поездов. Они под бомбежками вывозили тяжелораненых в тыл страны. В тыловых военных госпиталях раненых бойцов выхаживали медицинские сестры, фельдшеры и врачи. Большинство медиков той поры - это женщины, чьи-то матери, сестры, дочери. На их плечи легла основная тяжесть военных будней, ведь почти все мужское население находилась на передовой.

Поговорите о том, какие бывают ранения. Вспомните героическую историю летчика А. Маресьева.

Каждый солдат должен уметь помочь своему боевому товарищу, если он ранен. Проведите тренинг-игру «Ранение». Девочка-санитарка с зеленкой в руке. Два мальчика-санитара, сложив руки «стульчиком», усаживают «раненого» на «стульчик». Доносят его до «медсанчасти», где санитарка мажет больному коленку зеленкой или йодом. Или раненый лежит на мате, санитары по очереди подбегают к нему и перебинтовывают бинтом какую-нибудь часть тела - ногу, руку, голову.

Вопросы для закрепления. Кто выносил раненых с поля боя? Кто их оперировал? Что такое медсанбат? Для чего нужен был санитарный поезд?

Слова для обогащения детского лексикона: санитар, операция, ранение, осколок, контузия, фельдшер, хирург, военврач, медсанбат, госпиталь, санитарный поезд, канонада.

РЕШИТЕЛЬНЫЙ БОЙ

Фашисты хвастались, что Новый год они встретят в Москве, но советские войска сумели остановить их наступление. Наши танкисты, под красным знаменем, - на земле били фашистов. И летчики, с красными звездами на фюзеляжах самолетов, - в небе били фашистов. И моряки, в бескозырках и тельняшках, - на морях били фашистов. И артиллеристы меткими выстрелами били вероломных фашистов.

Самое упорное и решающее сражение было в начале зимы 1941 года под Москвой. Враги стояли у ворот столицы. Они были уверены, что полностью окружили Москву и поставили ее на колени. Столица стала фронтовым городом. В это время командующий нашими войсками генерал Г. Жуков разрабатывал план защиты Москвы. Он предусмотрел все, чтобы немцы не смогли прорваться к столице и захватить ее. На подступах к городу мирные жители копали заградительные рвы, строили укрепления - готовились к отпору врага. Летчики Красной Армии проявляли чудеса мужества: сбивали и уничтожали самолеты противника. До Москвы оставалось 30 километров, когда наша армия, собрав все силы, перешла в наступление и разгромила фашистов. Многие дивизии отличились в боях под Москвой. Солдаты не испугались устрашающих «тигров» и «пантер», они бились насмерть, сражались в горящих танках, шли на таран. Враг понес огромные потери и отступил. Москва выстояла.

И по Красной площади торжественным маршем шли наши, а не немецкие солдаты. Победа под Москвой стала первым тяжелым поражением фашистской армии, которая до тех пор слыла непобедимой.

Вопросы для закрепления. Как Москва готовилась к обороне? Кто командовал нашими войсками?

Слова для обогащения детского лексикона: Марш-бросок -походное (быстрое) движение войск. Атака - стремительное, наступательное движение войск. Налет - внезапное нападение. Оборона - вид боевых действий. Таран - атака противника нанесением удара своим самолетом, танком, кораблем.

ПАРТИЗАНЫ

Рассмотрите картинку. За деревом стоит пожилой человек (можно сказать, старик), а рядом с ним молодые люди, все они с оружием. Вглядитесь в их глаза, посмотрите какие у них напряженные взгляды. О чем это говорит? Они из партизанского отряда, сидят в засаде, внимательно смотрят на дорогу, ждут врага. Советские люди, оказавшиеся на территории, оккупированной врагом, а также бойцы и командиры, попавшие в окружение, уходили в леса, создавали партизанские отряды и вступали в борьбу с немецко-фашистскими оккупантами. Они всеми силами и средствами стремились помочь советским войскам, сражавшимся на фронте. Партизаны взрывали мосты, портили телеграфную и телефонную связь противника, поджигали склады, преследовали и уничтожали врагов на каждом шагу. Боевые действия партизан наносили огромный урон живой силе и технике противника. В партизанском движении участвовало свыше 1 млн. человек, партизаны вывели из строя свыше 1 млн. солдат противника, взорвали более 20 тыс. эшелонов и 1600 мостов.

Игра «Эшелон под откос». Играют две команды. У первой команды «взрывчатка», ее надо «заложить» под вражеский поезд. Задача другой команды обнаружить взрывчатку и разминировать железнодорожное полотно. Взрослый наблюдает за противодействием и говорит детям, что они ловкие, смелые, быстрые, внимательные.

Конкурс «Доставь патроны». Родители и ребенок передвигаются с зажатым между лбами шаром, должны добежать до цели и положить «патрон» в сумку, обратно вернуться бегом. Передать эстафету другой паре.

Вопросы для закрепления. Кто такие партизаны? Как воины оказывались в тылу врага? Как они помогали нашим войскам? Зачем взрывали мосты? Что такое диверсия?

Слова для обогащения детского лексикона: партизан, оккупация, окружение, диверсия, эшелон, откос, мост, взрыв, связь (телеграфная, телефонная).

ВЕЩИ ВОЙНЫ

Рассмотрите бинокль, солдатский котелок, фляжку, зажигалку, планшет и т.д. Поговорите о том, какое применение эти вещи находили на практике. Разыграйте ситуации, когда фляжка, например, спасла жизнь бойцу, а отсутствие бинокля или зажигалки помешало выполнить важное задание. Возможно, в вашем доме хранятся старые вещицы - молчаливые свидетели исторических событий: осколок, который в госпитале вытащили из ноги прадеда, военный билет или ремень. Дайте ребенку полюбоваться этими сокровищами, потрогать, рассмотреть со всех сторон.

Расскажите о фронтовых «треугольниках». Письма писали на листочках чаще всего карандашом, потому что ни чернил, ни ручки в окопах не было. Были раньше такие химические карандаши, очень похожие на простые, но если кончик грифеля химического карандаша намочить, то он начинал писать, как чернила. Не было в окопах ни стола, ни стула, ни настольной лампы. Приходилось солдатам писать письма на коленках, на пеньке, при неверном свете самодельного светильника или луны. Не было на войне конвертов и обратного адреса. В минуты затишья написанное письмо складывали в «солдатский треугольник», писали адрес назначения, а вместо обратного адреса - номер полевой почты. Военный почтальон собирал письма и отправлял на попутном транспорте в тыл. Получить такой «треугольничек» было большим счастьем. А вот писем в конвертах с фронта люди боялись. Предложите подумать, почему? (В конвертах приходили похоронки или извещение о том, что кто-то пропал без вести).

Научите детей складывать фронтовой треугольник.

ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ

Чтобы одолеть сильного врага, необходимо было хорошо вооружить наши войска. Расскажите о военной технике и вооружении тех лет. Танк Т-34 - лучший среди танков тех героических лет. Высокая скорость и замечательные боевые характеристики сделали его самым массовым советским танком. Он сыграл решающую роль в победе. А бронетранспортеры были хорошей и надежной опорой для пехоты. На них доставлялись снаряды на поле боя. Вывозили раненых под непрерывным огнем врага. Не только танки и бронетранспортеры принимали участие в боях. Таким же легендарным стало артиллерийское орудие, которое солдаты ласково называли «сорокапяткой». Эта противотанковая пушка также была самым массовым орудием войны. Укороченные пушки назывались гаубицами, чаще всего их использовали при взятии городов, для крушения вражеских укреплений. Они были более легкими и дальнобойными, их устанавливали на гусеничные машины, поэтому они могли хорошо маневрировать во время боя. В самом начале войны советские конструкторы создали боевую ракету - реактивный снаряд для знаменитого миномета «Катюша». «Катюша» стреляла реактивными снарядами по рельсовым направляющим, а дальность ее стрельбы составляла 8 км. Расскажите о военной авиации. Штурмовик ИЛ-2 атаковал с воздуха не только живую силу, но и различную военную технику противника. А у бомбардировщика Пе-2 на бору находились 4 пулемета и до 1000 кг бомб. Эти самолеты участвовали в сражениях на всех фронтах.

Вопросы для закрепления. Какие виды военной техники вы знаете? Что такое тяжелая военная техника? Что такое артиллерия? Какими снарядами стреляла «Катюша»? Чем различаются между собой виды огнестрельного оружия? (Размером, назначением, дальностью боя, калибром патрона, видом боеприпаса, поражающей силой).

Слова для обогащения детского лексикона: танк, бронетранспортер, миномет, гаубица, зенитное оружие, ракета, пулемет, автомат, батарея, залп.

ПОМОЩЬ ТЫЛА

Заводы и фабрики страны работали слаженно и бесперебойно, днем и ночью, с каждым месяцем увеличивая выпуск военной продукции: гранаты, пушки, патроны, мины, шили военное обмундирование. Предложите детям подумать, а кто остался дома, кто все это производил, если все мужчины ушли на фронт.

Нелегкий это был труд! Ежедневный, тяжелый, долгий - без выходных и часто без сна. А ведь при этом и дома надо было кормить и воспитывать маленьких детей, поддерживать тех стариков, которые уже не могли работать, писать письма на фронт своим мужьям, отцам и сыновьям.

Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. Они работали на заводах, которые делали снаряды для фронта, детали для машин, котлы для походных кухонь. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами дети по 10-12 часов в день работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие и вещи для победы над врагом. Плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. Нередко они не доставали до верстака или станка, и им делали специальные подставки из ящиков. В зной или на лютом морозе (в цеху нередко была только крыша, но не было стен), губы закусив до крови, не сдавались усталости в плен. Сутками от станка не отходили. Такие вот Вани и Сани, Пети и Вовки победу в тылу ковали: гранаты, патроны, винтовки. Но не все дети могли работать на заводах или воевать. А чем еще могли помочь дети во время войны? Вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шили и вышивали кисеты для табака, помогали раненым в госпиталях, выступали с концертами, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким.

Вопросы для закрепления. Как дети помогали взрослым в тылу? Что означают слова «ковать победу»?

Слова для обогащения детского лексикона: тыл, завод, фабрика, цех, верстак, снаряды, патроны, станок, кисет, забота, тепло.

НА ПЕРЕДОВОЙ

На рассвете 21 июня 1941 года, когда города и села нашей Родины спали мирным сном, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные залпы. Воздух наполнился рокотом танков и грузовиков. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну. Немцы пытались лишить наш народ свободы, захватить земли и города. Враги рассчитывали расправиться с нами быстрым и стремительным ударом.

Но они глубоко просчитались. Как один, поднялись наши люди на защиту своей Родины и свободы. Каждый день эшелоны увозили солдат на фронт (это линия расположения войск), на передовую (первая полоса боев). Родные и близкие провожали их со слезами на глазах. На передовой голод, зной или холод, грохочут взрывы, свистят пули... Не зная отдыха, солдаты рыли окопы (укрытия для стрельбы и защиты от огня), тащили на себе тяжелые пушки, вели прицельный огонь и умирали за свою страну Тяжелая и кровопролитная была война. Но бойцы не щадили себя, защищая Родину. «Победа будет за нами!» - эти слова звучали повсюду.

Обсудите с детьми, зачем нужно было рыть окопы и траншеи на передовой. Попробуйте представить, каково было целыми днями и ночами сидеть в сыром окопе, периодически поднимаясь в атаку под плотным огнем противника. Расскажите, что единственной защитой от непогоды были шинель и плащ-палатка. Плащ-палатка защищала от дождя, ветра и снега. Шинель нередко служила солдатам не только одеждой, но и одеялом и спасала ночью от холода.

Вопросы для закрепления. Когда началась Великая Отечественная война? Кто и зачем напал на нашу Родину? Что означает слово «вероломно»? Что такое передовая?

Слова для обогащения детского лексикона. Война, фронт, враг, передовая, окоп, траншея, пуля, взрыв, солдат, офицер, шинель, плащ-палатка.

ПАРАД ПОБЕДЫ

Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен, и Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции (документ, в котором фашисты признавали себя побежденными). 9 мая 1945 года тысячи людей выпи,и на улицы столицы. Народ ликовал и пел, прямо на улицах кружились пары в победном вальсе. Люди смеялись, плакали, незнакомые обнимали друг друга. Это был праздник всего народа со слезами на глазах! Все радовались великой победе над врагом и оплакивали погибших. А 24 июня 1945 года в Москве прошел парад Победы. По Красной площади стройными рядами прошли воины-победители. Они несли знамена поверженного врага и бросали на брусчатку древней площади. С тех пор этот праздник стал поистине всенародным торжеством!

В честь этого замечательного праздника каждый год 9 мая во всех городах России проходят торжества. В столице нашей Родины - Москве на Красной площади проходит военный парад. Улицы расцветают улыбками радости, пышными букетами цветов и яркими шарами, звучит торжественная музыка. В памятных местах столицы - на Поклонной горе, у Могилы Неизвестного Солдата, на площади перед Большим театром собираются ветераны-фронтовики, блистающие орденами и медалями. Они делятся с нами, своими благодарными потомками, рассказами о лихой военной поре, встречаются со своими боевыми друзьями. Мы благодарны им за то, что они победили в жестокой схватке с врагом, отстояли для нас родную землю и мирную жизнь. Будем достойны своих дедов и прадедов!

Вопросы для закрепления. Когда и где был подписан акт о безоговорочной капитуляции? Когда в Москве прошел первый парад Победы? Почему праздник 9 мая называют праздником со слезами на глазах? За что мы должны быть благодарны ветеранам войны?

Слова для обогащения детского лексикона: капитуляция, победа, победитель, парад, ветераны-фронтовики, Вечный огонь, память, благодарность.

ВЗЯТИЕ БЕРЛИНА

Закончилась война в мае 1945 года. Советские воины освободили от фашистов не только нашу страну, но и другие страны Европы. Последние бои были в Берлине - столице Германии. Шли бои за каждую улицу, за каждый дом. Но советские солдаты ценой собственной жизни спасали берлинцев от пуль и снарядов. И вот наконец наши солдаты взяли рейхстаг (здание, где работало германское правительство) и установили на его крыше красное знамя. Это означало победу нашей страны в Великой Отечественной войне.

Предложите подумать, какое слово можно употребить вместо слова «флаг»? (Знамя.) Слово «флаг» появилось в России во времена Петра Первого. Слово «знамя» намного старше. Оно торжественное, а полотнище знамени обязательно большое. Флаг может быть маленьким, а знамя -нет. Под знаменем сражались воины в бою. Случалось, что люди отдавали свои жизни только за то, чтобы спасти знамя, не позволить врагам захватить его. В битве водружение знамени над вражеским станом означало победу.

Сыграйте в командную игру «Водрузи знамя». Против каждой команды ставится гимнастическая скамейка, дальше стоит дуга и лежат три круга картона. По сигналу «Вперед!» направляющий с флагом пробегает по гимнастической скамейке, пролезает под дугой, прыгает с одного круга на другой и возвращается к своей команде, передает флаг следующему участнику. Последний участник подбегает к подставке и устанавливает в нее флаг. После этого все игроки подбегают к своему флагу, становятся вокруг него и дружно кричат «Победа!».

Вопросы для закрепления. Когда закончилась Великая Отечественная война? Что такое рейхстаг? Что означало установление знамени на крыше рейхстага?

Слова для обогащения детского лексикона: освобождение, водружение, знамя, флаг, воин-победитель.

См. также: