Рассказывается в главе. М.Е. Салтыков-Щедрин "История одного города": описание, герои, анализ произведения. Поклонение мамоне и покаяние
Глава называется Сержант гвардии . О ком рассказывается в этой главе? Какова была семья Гринёва? Какую роль в его детстве играли Савельич и Бопре? Как провожали Петрушу родители на службу и какими словами напутствовал его отец?
Ответ
В первой главе рассказывается о семье Гринёва и его детстве. Отца его звали Андрей Петрович, он был военным, служил при графе Минихе, в отставку вышел в звании премьер-майора, то есть его должность к моменту отставки приблизительно соответствовала помощнику командира полка. Его женой была дочь бедного сибирского дворянина Авдотья Васильевна. Пётр Гринёв был одним из девяти детей (!), но все его братья и сёстры умерли во младенчестве, что в ту пору было не редкость. Родители Гринёва были людьми немудрёными и честными, они жили тихо, никуда не выезжая, кроме как на охоту, друг с другом не ссорились. Можно сказать, что это была тихая патриархальная семья, где каждый знал свою роль и исполнял её с тщанием.
Савельич и Бопре играли в детстве Гринёва различную роль. Бопре был легкомыслен и никакого отношения к учительству не имел. Он совершенно не занимался со своим воспитанником, что маленького Петрушу вполне устраивало. Можно сказать, что благодаря Бопре Гринёв был малообразованным человеком. Савельич, напротив, крайне дорожил тем доверием, что оказал ему отец Гринёва, и старался, как мог, быть хорошим воспитателем. Ничему, кроме грамоты, Петрушу научить он не мог, но являл собой постоянный пример нравственности и воздержанности. А так как мальчика он искренне любил, то пример его был благотворен, и Петруша благодаря Савельичу обладал многими положительными качествами.
Когда родители провожали Петрушу на службу, мать его была в слезах, она давала наставления о здоровье, снабдила на дороrу домашними пирогами, требовала от Савельича, чтобы он внимательно смотрел за сыном. Отец был достаточно сух и сдержан, он сказал сыну просто: «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
В главе «София» путешественник размышляет об особенно-стях русского национального характера: «Бурлак, идущий в кабак повеся голову и возвращающийся обагрённый кровию от оплеух, многое может решить, доселе гадательное в истории Россий-ской».
«Любани»: автор описывает свою встречу с крестьянином, который в праздник пашет ниву. Шесть дней в неделю он работа-ет на барщине. На вопрос автора, когда же он успевает доставать хлеб, чтобы прокормить большую семью, он отвечает: «Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не ум-рёт. Видишь ли, одна лошадь отдыхает, а как эта устанет, возь-мусь за другую; дело-то и споро». Путешественник потрясён при-знаниями крестьянина. Свои размышления он оканчивает словами: «Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твоё осуждение».
На станции Чудово герой встречается с другом, который рассказывает ему историю, с ним приключившуюся. Отправив-шись на небольшом судне в путешествие по морю, он со спут-никами попал в шторм. Судно застряло в полутора километрах от берега между двумя камнями и не двигалось с места. Двена-дцать человек едва успевали откачивать воду. Один храбрый человек, рискуя жизнью, сумел добраться до берега, добежал до ближайшего селения и пришёл к начальнику, прося помощи. Начальник спал, а сержант не посмел его разбудить и вытолкал человека за дверь. Тот обратился к простым рыбакам, которые спасли оставшихся. Вернувшись в посёлок, рассказчик отпра-вился к начальнику. Он думал, что тот накажет своего сержанта, узнав, что его не разбудили, когда двенадцать человек были в опасности. Но начальник только ответил: «Не моя то долж-ность». Тогда рассказчик обратился к высшему начальству, и «некто» ему ответил: «Но в должности ему не предписано вас спасать». «Теперь я прощусь с городом навеки, — восклицает рассказчик. — Не въеду николи в сие жилище тигров. Единое их веселие — грызть друг друга; отрада их — томить слабого до издыхания и раболепствовать власти».
В Спасской Полести герой попадает под дождь и вынужден ночевать и избе. Там он слышит шёпот: разговаривают муж и же-на, которые тоже заночевали по дороге в Новгород. Муж расска-зывает жене историю, достойную пера Салтыкова-Щедрина. Мы видим Радищева с новой стороны: перед нами острый сатирик, повествующий, как наместник тратит казённые деньги на собст-венные прихоти (он очень любит «устерсы», то есть устриц), а курьеры и офицеры получают деньги и чины за то, что исполня-ют эти прихоти.
Размышляя о былом величии Новгорода (глава «Новгород»), автор с горькой иронией пишет о праве народов: «Когда возни-кают между ими вражды, когда ненависть или корысть устремля-ет их друг на друга, судия их есть меч. Кто пал мёртв или обезо-ружен, тот и виновен; повинуется непрекословно сему решению, и апелляции на оное нет. — Вот почему Новгород принадлежал царю Ивану Васильевичу. Вот для чего он его разорил и дымя-щиеся его остатки себе присвоил».
Предвосхищая мысль Толстого, Радищев говорит, что во время войны «великие насилия правом войны прикрываются» («Зайцово»); размышляет о корыстолюбии начальства, о беспра-вии крестьян, затрагивает экономические проблемы, вопросы воспитания и взаимоотношений между мужем и женой — как в крестьянской, так и в дворянской семье.
В главе «Едрово» путешественник встречает девушку Анюту, разговаривает с ней. Он восхищается не только её красотой, но благородством в образе её мыслей. Анюта собирается жениться, и герой от чистого сердца предлагает её матери сто рублей в при-даное для дочери. Мать отказывается, хотя для крестьянской се-мьи это огромные деньги. Целомудрие и невинность Анюты вос-хищают героя, и он долго думает о ней.
В этой же главе он рассказывает эпизод Пугачёвского восста-ния. Имя Пугачёва было запрещено даже упоминать, но Радищев смело рассказывает о произволе помещика и расправе над ним крестьян, которых потом осудили, и подводит итоги своим раз-мышлениям: «Но крестьянин в законе мёртв...»
Главы «Хотилов» и «Выдропуск» носят подзаголовок «Про-ект в будущем». Это важнейший документ общественной мыс-ли — первая российская утопия. Каким может стать государство, когда, «наслаждался внутренею тишиною, внешних врагов не имея», доведено будет общество «до высшего блаженства граж-данского сожития»? Единственным стражем общества будет за-кон: «под державным его покровом свободно и сердце наше», — в это хочет верить Радищев.
Что нужно для этого? Автор отвечает нам в главе «Торжок». Начало гражданскому обществу — свобода, и первый элемент свободы — «свободное книгопечатание», когда цензура не стоит у печатного станка «нянькою рассудка, остроумия, воображения, всего великого и изящного». Но «вольность мыслей правительст-вам страшна».
Проезжий, с которым знакомится путешественник, даёт по-читать тетрадку с сочинением, название которого — «Краткое повествование о происхождении ценсуры». В тетрадке — исто-рия борьбы власти и общественной мысли со времён Сократа до последних европейских событий.
В главе «Медное» — трагическая сцена продажи семьи кре-постных крестьян на торгах. Кто имеет власть установить свобо-ду для крестьян в России? «Но свобода сельских жителей обидит, как то говорят, право собственности. А все те, кто бы мог свободе поборствовать, все великие отчинники, и свободы не от их сове-тов ожидать должно, но от самой тяжести порабощения».
В Твери путешественник встречается со стихотворцем, кото-рый размышляет о значении поэзии в обществе и читает ему оду «Вольность». Как понимать вольность? «Вольностию должно на-зывать то, что все одинаково повинуются законам». Ода написана самим Радищевым и оказала огромное влияние на Пушкина. Пуш-кин признавался в этом в черновой редакции «Памятника»: «Во-след Радищеву восславил я свободу...».
Сейчас нас поражают фразы, звучащие как пророчества: «Желал я, чтобы земледелец не был пленник на своей ниве...»; «Следующие 8 строф содержат прорицания о будущем жребии отечества, которое разделится на части, и тем скорее, чем будет пространее. Но время ещё не пришло. Когда же оно наступит, тогда
Встрещат заклепы тяжкой ночи.
Упругая власть при последнем издыхании приставит стражу к слову и соберёт все свои силы, дабы последним махом разда-вить возникающую вольность... (...) Но человечество взревёт в оковах и, направляемое надеждою свободы и неистребимым при-родным правом, двинется...»
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- анализ главы из петербурга в москву
- глава софия анализ главы
- путешествие из петербурга в москву анализ 5 глав
- анализ главпешки
- о чем говорят слова крестьянина видишь ли радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву» — это самое известное произведение Александра Николаевича Радищева.
Жанр «Путешествия» позволил автору свободно вводить в текст своего произведения любой материал: похвальное слово, оду, письмо, сатирический сон и т.д. Автор делает экскурсы в историю, описывает различные стороны современного быта, нравы россиян, размышляет о проблемах политики, философии, социологии, в результате чего в книге Радищева соединились художественные, и публицистические, и научные начала, что и обусловило своеобразие его художественной манеры.
Композиция «Путешествия» тщательно продумана: все главы связывает не столько внешняя последовательность событий, сколько их внутренняя логика. Каждая глава помогает развитию главной идеи, движению мысли автора в раскрытии этой идеи, идет от частного факта к обобщению. Читатель должен осмыслить каждый факт в общем контексте произведения, а выводы поможет ему сделать автор. Поэтому каждую главу книги следует рассматривать не изолированно, а в соотнесенности с другими главами.
Главными героями произведения стали русский народ и путешественник — передовой дворянин, от имени которого ведется рассказ. Образ путешественника очень важен, в нем воплотился авторский идеал личности, способной «уязвиться» страданиями человечества. Путешественник открыто сочувствует народу и столь же открыто ненавидит самодержавие, в котором видит «чудище обло, огромно, стозевно и лаяй».
Встречи путешественника с народом занимают центральное место в книге Радищева. Каждая встреча раскрывает новые стороны русского национального характера, в результате чего в произведении создается обобщенный образ народной России. Одновременно расширяется круг притеснителей народа — «жестокосердных» помещиков, равнодушных чиновников, неправедных судей.
По ходу повествования Радищев раскрывает весь ужас положения крепостного крестьянина, его социальное бесправие и полную беззащитность. Путешественник видит непосильный труд мужика на господских полях, нищету и безотрадность крестьянского быта, картины насилия и издевательств помещика над своей «собственностью». «Звери алчные, пиявцы ненасытные» — крепостники оставляют крестьянину лишь то, чего отнять не могут — «один воздух».
Автор прекрасно видит связь крепостного права и помещичьих привилегий с аппаратом государственного принуждения и осуждает бесчеловечность всего самодержавно-крепостнического строя, при котором «с одной стороны всесилие; с другой- немощь беззащитная».
Но Радищев был убежден в том, что крепостное право, развращающе действующее и на господ, и на мужика, не смогло уничтожить в русском народе его духовные и нравственные силы. Несмотря на рабское своё положение, независима, горда, исполнена душевной красоты крестьянская девушка Анюта (глава «Едрово»), восхищает своей гордостью крепостной интеллигент, грозно предупреждающий помещика: «…не доведи до отчаяния души…страшись!» (глава «Городня»), нет смирения и покорности в пахаре (глава «Любани»), он не жалуется на судьбу, а осуждает своего барина, «многое может решить доселе гадательное в истории российской» бурлак, открывающий галерею крестьянских образов. И не случайно завершает «Путешествие» рассказ о Ломоносове — истинном сыне своего народа, чья жизнь — свидетельство огромных потенциальных сил русской нации.
В русском народе Радищев видит дремлющую силу, которая готова проснуться в любой момент и начать действовать. О том, как могут развиваться события, рассказывается в главе «Зайцево», где крепостные, доведенные до отчаяния, расправляются со своими господами. В главе «Хотилов» прямо говорится об участии в Пугачевском восстании десятков тысяч крестьян. В «Городне» с прямым призывом к возмездию обращается к крестьянам путешественник.
Радищев был убежден в том, что есть только один способ изменить социальные и политические условия. Свободы можно ждать только от «самой тяжести порабощения», только народная революция способна изменить существующее положение дел в России.
Публицистичность, напряженная эмоциональность повествования, наличие образа рассказчика сближают «Путешествие» с традициями сентиментализма. Глубина проникновения в изображенные характеры, верность передачи обстоятельств жизнт людей свидетельствует о наличии элементов реализма в творческом методе Радищева.
Мятежная книга испугала самодержавие: в России объявился «бунтовщик — похуже Пугачева». Было начато следствие.
Бунтарский дух его произведений, высокий строй его мыслей и чувств сделали Радищева сознании последующего поколения русских писателей примером самоотверженного служения Отечеству.
Информация взята из Справочника школьника под общей редакцией Соболевой (Москва, Аст-Пресс, 2004).
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:
Обсуждение закрыто.