Рассказывание по картине грачи прилетели. Конспект занятия на весеннюю тему в старшей группе. Описание картины Саврасов «Грачи прилетели. План проведения НОД















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи: формировать умение строить текст в определенной композиционной форме; формировать умение отбирать речевые средства, работать с синонимами, антонимами; учить выражать в слове свои впечатления, представления; умение воспринимать авторское видение мира, его позицию по средствам проникновения в мир художественных образов.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация картин русских художников о весне, репродукция картины Саврасова “Грачи прилетели”, на столах учащихся карточки с дополнительным материалом.

Ход урока

Сообщение темы и цели.

Уж тает снег, бегут ручьи, Алексей Плещеев

В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...
- О чем эти стихи? (О весне )

Какие изменения в природе характеризуют приход весны? (Выслушиваются ответы учащихся)

Весной просыпается и расцветает природа. Поэты, писатели, художники любовались весной. Ей посвящали свои стихи, музыку, писали картины.

Послушайте пьесы П. И. Чайковского “Март ”, “Апрель ” из цикла “Времена года” и рассмотрите картины русских художников о весне.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Посмотрите на картину Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”. Каким настроением проникнута эта картина?

Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение – описание по картине Саврасова “Грачи прилетели”

Работа по картине.

Иван Алексеевич Бунин

Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело и важно.
Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу “зайчики” трепещут...

О каких приметах весны говориться в стихотворении Бунина?

Рассмотрите картину.

Какое настроение вызывает у вас картина, грустное или радостное?

(радостное и грустное, слегка печальное настроение)

На картине художник изобразил природу. Как называется такой жанр изобразительного искусства? (Это пейзаж .)

Это лирический русский пейзаж. Алексей Кондратьевич Саврасов был родоначальником именно такого пейзажа.

Лирический пейзаж – поэтический, взволнованный, задушевный.

На своей картине Саврасов мастерски передаёт состояние природы. Это своего рода рассказ о том, что происходит в природе с приходой весны.Образ весенней природы, созданный художником, – это лирическое переживание увиденного, несколько грустное, трогательное, волнующее зрителя.

Можно ли назвать этот пейзаж красивым? (Пейзаж простой, скромный, незамысловатый, но очень близкий, навевающий легкуюгрусть.Все обыденно, но показано с каким-то волнующим чувством)

Как художник показывает нам приближение весны? (В поле растаял снег, обнажилась темно-бурая, пропитанная влагой земля.Но нет еще яркого солнца, небесная лазурь затянута свинцово-белыми облаками, хотя край неба уже голубеет.)

Какие краски преобладают на картине? (Желто-голубые, серовато-коричневые, желтовато-бурые, голубые, голубовато-серые.)

Общее ощущение от красок картины светлое. Оно строится на мягком, нерезком сопоставлении чуть холодноватых оттенков голубовато-серого неба, воды, снега с серо-коричневыми тонами оттаявшей земли, веток и стволов деревьев, забора. Такие переходы делают изображение более реальным.

Что мы видим на переднем плане картины? (Деревья с густой сеткой ветвей, с многочисленными грачиными гнездами.)

Обратите внимание на то, как художник тщательно прописал каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, с какой любовью показал на ближнем плане грача с веточкой в клюве. И все это жизненно и правдиво, не оставляет зрителя равнодушным.

Что вы видите на заднем плане?(Деревню, бескрайние дали, просторы, широту русской земли.)

И деревня, и поля изображены не очень подробно. Почему? (Художник хотел, чтобы наше внимание ничто не отвлекало от грачей, они ведь самое главное на картине.)

Давайте определим особенности композиции картины, то, как расположены на ней различные элементы, как продуманы передний, средний и задний планы. Главное на картине грачи на деревьях. Они сразу привлекают наше внимание. Все остальное как бы на фоне их, “позади”. Стройный силуэт церквушки спрятан за деревьями. Линия горизонта как бы приближена к среднему плану, чтобы на фоне неба четко выделить деревья с грачами. Небо занимает большую часть картины, и деревца уходят высоко вверх. Да и все здесь устремлено кверху. Используя такой композиционный прием, художник дает нам возможность ярче почувствовать прилет грачей, их появление в родных местах.

Нам кажется, что художник где-то рядом. Где он может быть, откуда он наблюдает за грачами? (Где-то рядом в левом углу, может быть, на чердаке большого дома или в мезонине у открытого окна.)

Что вы ощущаете, глядя на картину? (Легкий ветерок, запах талой земли, ласковое весеннее солнышко, свежесть весеннего воздуха.)

Какие звуки могли бы услышать? (Птичьи крики, гомон, шум, взмах крыльев, журчание ручьев.)

Что, на ваш взгляд, было дорого самому художнику на этой картине? (Грачи.Они обрадовали и взволновали художника своим прилетом, и он сумел показать радость птиц, вернувшихся на родину.)

Работая над картиной, Саврасов хотел показать не только пробуждение природы, но еще любовь и верность этих птиц своей родине. Здесь изображен тихий скромный уголок России, но для грачей он самый дорогой, и выводить свое потомство они будут только здесь. Чувство любви к Родине было присуще и самому художнику.

Попробуйте описать грачей, какие они?

На доске пары антонимов. Подбирая слова из списка антонимов, охарактеризуйте грачей.

(Мирные - драчливые, радостные - печальные, спокойные - крикливые, шумные - смирные, спокойные - суетливые, счастливые - грустные, беспечные - трудолюбивые.)

Найти в следующем небольшом тексте о весне слова, которые не подходят к содержанию картины, и заменить их антонимами.

Тает посветлевший снег. Стройные деревца будто наклонились от тяжести грачиных гнёзд. Небо покрыто голубыми облаками.Чистая вода стекает в пруд.

Написание сочинения и его проверка

Рассмотрите репродукцию картины известного русского пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”. Прочитайте, какое описание дала ей искусствовед Н. Борисовская.

На картине А.К. Саврасова “Грачи прилетели” мы видим уголок русской деревни с небольшой церквушкой, деревянным домом, нераспустившимися берёзами. Пейзаж изображает серую грязноватую весну. Снег едва начал таять, образуя тёмные лужи. Но “обещание” весны сквозит в каждой детали картины.

Прилетели первые вестники весны - неугомонные грачи. Они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Деловитый грач под берёзой несёт в клюве веточку.

Сколько звуков в этой картине! Перекликаются птицы, и звенит капель, шелестит ветер в мокрых ветках, и поскрипывают кривые стволы, звучит колокол.

Ожидание весны передано и красками. В “унылом” колорите картины проглядывают, подобно первому весеннему лучу, оттенки розового, голубого, сиреневого, золотистого цветов, которыми выписаны бескрайние дали, высокое небо и возносящиеся к нему ветви деревьев.

Художник воспринимает природу как живое существо. Живописная тема пейзажа великолепно выражена в поэтических строках Ф. Тютчева:

Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит.

Проанализируйте, с чего начинает описание автор текста.

  1. Какая основная мысль этого текста?
  2. Как она раскрывается?
  3. Какое настроение у Н. Борисовской?
  4. Что она чувствует, видя репродукцию картины?
  5. Что вы могли бы добавить к описанию картины?
  6. Найдите слова, с помощью которых части текста “связываются” в единое целое.
  7. Объясните, почему многие предложения в тексте начинаются с красной строки.
  8. Как вы думаете, почему в этом тексте много прилагательных? Найдите их.

Примерный план (готовый план)

1. Художник и его картина.

2. Пробуждение весны.

3. Грачи - главные герои картины.

4. Изобразительные средства картины.

5. Отношение к картине.

Сочинение учащегося.

Передо мной картина А. Саврасова “Грачи прилетели”. На ней изображены первые птицы – грачи на деревьях.

На переднем плане картины изображены грачи на голых березках. Эти березки старенькие, обломанные, и на них сидят хлопотливые грачи, они вьют гнезда. Под березками лежит талый и грязный снег. Справа от старых кривых березок образовалась большая лужа из талого снега. Около лужи голый кустик. Под березами виднеются обломанные ветки берез и следы птиц.

На среднем плане, за березами, автор изобразил старый мокрый забор. За забором стоят деревянные строения. Старый дом, наверное, жилой. Около него стоит церквушка, она старая, но действующая. Около нее стоит часовня, она тоже старая и облезлая.

На заднем плане, за двором и деревней, стелется тающее поле. На нем проталины, мокрый снег.

Художник изобразил небо тусклым и вечерним. На нем весенние серые облака.

Когда художник писал эту картину, наверное, было пасмурное небо, и он его передал на картину.

После того, когда я посмотрела на картину, у меня мнение такое: эта картина - хорошая и написана с душой. Мне она нравится.

Сочинение учащегося.

На картине мы видим набухшие талой водой потемневшие сугробы, крыши деревенских домишек, забор. Талая вода наполнила небольшой пруд. Вдали виднеются поля, которые уже освободились от снега. Среди низких домов возвышаются церковь и колокольня. Над всем этим высокое весеннее небо, оно еще не стало чистым, но голубизна уже проглядывает сквозь облака.

В центре картины корявые берёзки, на них много грачиных гнёзд. Грачи суетятся, кричат, шумят, у них очень важная пора – они строят гнёзда. Они кричат радостно и взволнованно оттого, что вернулись на родину. Глядя на картину, мы как будто слышим их радостные беспокойные крики. Птицам сейчас нужны каждый прутик, каждая веточка. Мы видим, как под деревом на снегу трудолюбивый грач крепко держит в клюве маленькую веточку.

Смотрю на картину и ощущаю запах весны, слышу её звуки. Художник показал красоту ранней весны. Он вложил в картину свою душу.

Передо мной картина А.Саврасова “Грачи прилетели”.

А.К.Саврасов – замечательный русский художник. Перед нами его картина “Грачи прилетели”

Итог урока.

Написание сочинения.

Конспект

открытого занятия

на тему:

«Вот грачи прилетели»

Воспитатель

Лысак Татьяна Андреевна

с. Чулым – 2015г.

Цель: Обобщать и систематизировать знания детей о признаках ранней весны, о перелётных птицах и изменениях происходящих в их жизни весной;

Образовательные задачи:

    Учить устанавливать связь между прилетом птиц и наличием корма в природе; 2. Формировать представления детей о том, что птицы сами устраивают свои гнёзда (разные виды гнёзд) и самостоятельно заботятся о своём потомстве; 3. Продолжать знакомить детей с репродукциями русских художников – А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;

Развивающие задачи: Развивать речевую активность детей, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, логическое мышление. Развивать общую и мелкую моторику; Развивать творческое воображение и художественно - творческие способности детей.

Воспитательные задачи: воспитывать гуманное отношение к птицам и ко всему живому на Земле.

Оборудование: иллюстрации перелетных птиц, картинки с изображением гнезд, аудиозапись голосов и пения птиц, мяч, книги о птицах, репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», бельевые деревянные прищепки на каждого ребёнка по одной, картонные заготовки – квадрат, прямоугольники (1 большой и 5 маленьких) чёрного цвета, верёвочка, заготовки глаз, ваза с большой веткой, ножницы, клей – карандаш, бумажные салфетки.

Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе с приходом весны, птицами во время прогулок; чтение стихов и рассказов о весне, птицах, отгадывание загадок, знакомство детей с народными приметами и поговорками о весне, птицах, изготовление заготовок глаз и др.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественное – эстетическое развитие».

Словарная работа: обновление, небесная лазурь (светло – синяя краска), миновала.

Ход занятия

Организационный момент.

(дети входят в группу, здороваются с гостями)

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в какую вы ходите группу? (Подготовительную группу). Значит, скоро вы станете школьниками. Представьте себе, что вы сегодня находитесь не в группе, а в школе, в классе. К нам пришли педагоги, чтобы посмотреть как вы готовы к школе. Покажем гостям, что мы знаем и умеем? (Звонит звонок)

А сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение А.Н. Плещеева «Весна». (Читаю стихотворение)

Уж тает снег, Бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновало.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.

«Весна!» - читаешь в каждом взоре;

И тот, как празднику, ей рад.

Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.

Но резвый деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят – кто больше всех

Природы любит обновленье!

Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение А. Плещеева? О каком времени года в нём говорится? (О весне) .

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете слово небесная лазурь, обновление, что значит миновало?

Воспитатель: Какое настроение вызывает у вас это стихотворение (Радостное, весёлое , хорошее, чего-то нового и т. д.

Воспитатель: О каких приметах весны в нём говорится?

Воспитатель: Какие вы, молодцы, все приметы весны назвали! Включаю запись голосов птиц . Предлагаю послушать голоса птиц.

Воспитатель: Ребята, что это за звуки? (Пение птиц) .

Воспитатель : Голоса каких птиц вы узнали? (Дети перечисляют птиц) . Воспитатель: На какие группы можно разделить услышанные нами голоса птиц? (Зимующие и перелетные) .

Игра «Раздели птиц на группы. » На столе лежат картинки с птицами.

Воспитатель : Помогите мне разделить птиц на две группы: зимующие и перелётные. (Дети выполняют задание и объясняют, почему их так называют).

Воспитатель : Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Назовите, какие изменения происходят в жизни птиц весной? (Перелётные птицы возвращаются в наши края, строят гнёзда, откладывают яйца, высиживают и выводят птенцов, заботятся о своём потомстве).

Воспитатель : Давайте рассмотрим гнёзда птиц, из чего они их строят? (Из веток, травинок, пёрышек, ласточки из глины и т. д.) .

Предлагаю детям сесть на стульчики, которые стоят полукругом. Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели ».

Воспитатель: Что Вы видите на картине? (Ответы детей) .

Воспитатель: Какое время года изобразил художник? (Весну).

Воспитатель: По каким моментам Вы догадались, что это весна? (Проталины, лужи, высокое серо - голубое небо с чистыми голубыми просветами, хлопочущие грачи над своими гнёздами, отражение облаков и деревьев в мутной талой воде) .

Воспитатель: Что художник изобразил на переднем плане картины? (Темные березы с гнездами, грачей) .

Воспитатель: Как Вы думаете, чем заняты грачи? (Обустраивают свои гнезда) .

Воспитатель: Что художник изобразил на заднем плане? (Церковь, дома, поля и т. д.) .

Физминутка «Птицы ».

Пой-ка, подпевай-ка, 2 хлопка.

Десять птичек - стайка. 3 шага.

Все известны для детей:

Это птичка - соловей, Правую руку поднять вверх.

Эта птичка - скворушка, Левую руку поднять вверх.

Серенькое перышко. Руки вверх, вниз.

Это птичка - коростель, Правую руку - в сторону.

Это птичка - свиристель, Левую руку - в сторону.

Это - зяблик, это - стриж, 4 хлопка.

Это - развесёлый чиж, Руки вверх, вниз.

Ну, а это - злой орлан. 4 хлопка.

Птички, птички, по домам! Полетать по залу.

Сюрпризный момент:

Воспитатель: Ребята, смотрите, пока мы с вами отдыхали и на наше дерево прилетел грач, но он почему - то один? Давайте, чтобы ему не было скучно, изготовим таких же грачей из картона, клея и прищепок.

Воспитатель: Из каких частей он состоит? (Голова, туловище, хвост, крылья, клюв, глаза) .

Воспитатель: Посмотрите на заготовки бумаги, из каких геометрических фигур Вы будете вырезать голову, туловище?

Воспитатель: Каким способом вырезаем круг из квадрата, овал из прямоугольника? (Срезаем закругляя четыре уголка) .

Воспитатель: На что похожи крылья хвост? (На цветок тюльпана) .

Воспитатель: Из каких геометрических фигур? Каким способом? (Из квадратов – два верхних угла срезаем закругляя, а от нижних углов вырезаем зигзагом) .

Воспитатель: Когда вырежете все заготовки частей тела, их надо между собой склеить, ноги вырезаем так же как и крылья, приклеиваем их к верёвке, а верёвку сложенную пополам приклеиваем к заготовке. После к заготовке приклеиваем прищепку «крокодильчиком вверх » - намазывая клеем боковую часть прищепки.

Воспитатель: Все понятно? Приступаем к работе. (Включаю спокойную музыку) .

Воспитатель: Давайте развесим Ваших грачей на дерево.

Воспитатель : Посмотрите, как много грачей стало на дереве.

Воспитатель: У кого грач самый большой?

Воспитатель: У кого получился грач самым маленьким?

Воспитатель: Найдите и покажите, чей грач самый радостный

Воспитатель: Чей грач грустит? Интересно почему?

Воспитатель: Ребят, вот прилетели грачи, чем же они сейчас займутся? (Будут вить гнезда, откладывать яйца, высиживать птенцов).

Воспитатель: Не зря в народе говорят: «Увидал грача – знай, пришла весна ».

Итог занятия. Ребята скажите, чем вы занимались сегодня на занятии? Что узнали нового? Вам понравилось сегодня заниматься? Молодцы ребята вы сегодня все хорошо занимались, спасибо. Занятие закончено.

Цели:

Учить составление описательные рассказы по пейзажной картине;

Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель:

Учить составление описательные рассказы по пейзажной картине;

Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.

Словарная работа:

Обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнение, метафоры.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций на тему: «Весна»;

Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Март»;

Слушание музыкальных произведений: Х. Чайковский «Времена года» («Март», «Апрель»), Вивальди «Времена года» («Весна»);

Чтение стихов о весне.

Материал:

Репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;

Магнитофон

Обруч

Картины с изображением птиц

Ход занятия

I. – Ребята, отгадайте загадку.

Тает снегом,

Ожил лужей,

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной)

Правильно, это весна.

Послушайте стихотворение А. Плещеева «Весна».

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

II. – После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля.

Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна.

В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники – грачи.

III. – Посмотрите вверх на птиц. Это первые весенние птицы. Подуйте на них. Они как будто ожили, почувствовав теплый весенний ветерок.

Ребята, узнали вы среди этих птиц грача. Покажите. Правильно. Грачи прилетают в наши края раньше других птиц. Над высокими березами разносится радостный гомон (садятся).

IV. – Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели».

Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?

(Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда).

Расскажите о грачах. Что они делают?

(Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые, смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее. Как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т.д.).

Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд?

(Здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.

Какие деревья выбрали грачи?

(Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветви упругие. Гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева).

Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?

Как вы догадались?

(Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое. Чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез.

Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака),

Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо?

(Небо покрыто голубовато-серыми тучами, серо-желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые и т.д.)

Ребята, расскажите, каким вы видите снег?

(Потемневшим, рыхлым, сырым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным, талым и т.д.).

Ребята, а сейчас я предлагаю вам «войти в картину». Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

(Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль по уходящей белоснежной зиме).

Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»?

(Ответы детей).

V. – Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ? Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и о уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.

(Дети по деланию рассказывают по картине).

МДОУ д/с «Ландыш»

г. Балашова

Конспект

Открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Ёлочка»

для детей с туберкулезной интоксикацией

Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины

А. Саврасова «Грачи прилетели»

Провела: воспитатель I

квалификационной категории

Мосина С. И.


НОД в старшей группе: «Грачи прилетели»

Интегрированная НОД в старшей группе: «Грачи прилетели»

Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе

Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие.

Средства:

наглядные - иллюстрации;

литературные - стихи, загадки, пословицы;

музыкальные – мелодии;

оборудование -ТСО; CD – проигрыватель.

Цель: знакомство детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности.

Задачи:

1. Обучающие задачи:

Учить художественному ведению пейзажной картины, стимулировать желание внимательное рассматривать;

Учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине;

Закрепить знания о весенних изменениях в живой и не живой природе;

2. Развивающие задачи:

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;

Уточнить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период;

Обогащать словарный запас определениями, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения;

3. Воспитательные задачи:

Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине грачи прилетели;

Воспитывать желание внимательно рассматривать и понимать картину.

Ход занятия

Воспитатель: Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает? (весной)

Воспитатель: Правильно, это весна.

Слушание музыки, пение птиц.

Воспитатель: А что это они так громко поют?

Дети: Радуются, что наступила весна.

Воспитатель: Да ребята, они радуются, что наступила долгожданная весна.

Воспитатель: (читает стихотворение)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

(А. Плещеев)

После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники – грачи. Над высокими березами разносится радостный гомон.

Игра: «Назови птиц, которые прилетели».

(дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч кому-либо из детей. Поймавший мяч должен назвать птиц, вернувших весной из теплых краев. Ребенок, не давший ответа, выбывает из игры).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели». Люди всегда ждали и радовались ее приходу, о чем свидетельствовал прилет грачей. Есть такая пословица

- «Грач на горе… весна на дворе»

Воспитатель: Ребята, что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?

Дети: Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.

Воспитатель: Ребята, расскажите о грачах. Что они делают?

Дети: Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые, смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т. д.

Воспитатель: Как вы ребята думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд?

Дети: Потому что здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.

Воспитатель: Ребята, а какие деревья выбрали грачи?

Дети: Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой коре дерева.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Дети: Нет.

Воспитатель: А как вы догадались? А какое оно?

Дети: Оно еще неяркое, солнце скрылось за облаками, оно ленивое. То выглянет, то опять спрячется за облака.

Воспитатель: Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо?

Дети: Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное. Но лучи солнца освещают облака, и, кажется, что вот-вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.

Воспитатель: Ребята, а обратите внимательно на облака, какие они?

Дети: Голубовато-серые, серо-желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые и т. д.

Воспитатель: Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

Дети: Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»?

Физкультминутка: «Грачи прилетели»

Как-то раннею весной Дети стоят в кругу

На опушке на лесной

Появилась стая птиц, Дети бегут на цыпочках, подняв

Не скворцы и не синицы согнутые руки в локтях

А большущие грачи

Цвета черного, как ночь Приседают

Разбежались на опушке Бегут в разные стороны

Прыг-скок, крак-крак

Тут жучек, там червячок Прыгают, наклоняются вперед, вниз

Крак-крак, крак-крак

Воспитатель: Ну, а теперь нам ребята пора побывать в роли художника. Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ?

Рассказ о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать, не спеша, выразительно, передавая голосом свое настроение и отношение к главным персонажам.

(Дети пожеланию рассказывают по картине, а воспитатель записывает их на диктофон) .

Воспитатель: Молодцы, ребята у вас получился хороший коллективный рассказ, который вместе с нами могут послушать ребята из соседних групп.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, картину какого художника мы рассматривали на нашем занятии?

Дети: Саврасова

Воспитатель: Как называется картина?

Дети: «Грачи прилетели»

Воспитатель: Какую пословицу мы с вами вспомнили на занятии?

Дети: «Грач на горе… весна на дворе»

Воспитатель: Как вы поняли смысл этой пословицы?

Дети: С прилетом грачей приходит весна

Воспитатель: Правильно. Молодцы, ребята.

Воспитатель: В роли кого вы смогли побывать?

Дети: В роли поэтов?

Воспитатель: На этом наше занятие закончено, но так как мы с вами много говорили о грачах, я предлагаю вам поиграть в игру «Грачи прилетели».

«Грачи прилетели»

Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель: развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать; учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине; обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.

Ход занятия

Ребята, отгадайте загадку:

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает? (весной)

Правильно, это весна.

Весна

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

(А. Плещеев)

После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники - грачи. Над высокими березами разносится радостный гомон.

Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели».

Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине? (Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.)

Расскажите о грачах. Что они делают? {Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые. Смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т.д.)

Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд? (Здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.)

Какие деревья выбрали грачи? (Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.)

Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Как вы догадались? (Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез. Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.)

Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо? (Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное. Но лучи солнца освещают облака, и, кажется, что вот-вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.)

Какие облака? (Голубовато-серые, серо-желтые, пушистые, задум чивые, прозрачные, немного хмурые и т.д.)

Ребята, расскажите, каким вы видите снег? (Потемневшим, рыхлым, серым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным, талым и т.д.)

Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? (Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль по уходящей белоснежной зиме.)

Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»? (Ответы детей).

Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ? Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать, не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.