Различие нацистов и националистов. Фашизм и нацизм. Коренные различия

Лексикон белорусов за прошлую неделю вырос на несколько новых слов. Дабы не прослыть глупцом, неумело оперируя такими понятиями, как фашизм, национал-социализм, шовинизм, национализм и бандеровцы, нужно, прежде всего, разобраться в их происхождении. Андрей Франковский объясняет принципиальные различия в терминологии.

Лексикон белорусов за прошлую неделю вырос на несколько новых слов. Дабы не прослыть глупцом, неумело оперируя такими понятиями, как фашизм, национал-социализм, шовинизм, национализм и бандеровцы, нужно, прежде всего, разобраться в их происхождении. Андрей Франковский объясняет принципиальные различия в терминологии.

Шовинизм

Николя Шовен

Первым возник шовинизм. Двести с лишним лет назад в армии Наполеона служил бравый солдат по имени Николя Шовен. Именно благодаря фанатизму этого вояки, преданного императору, слово шовинизм прочно вошло в обиход и со временем даже обросло некоторыми прилагательными, как, например, великодержавный. Имперские традиции своего кумира и возвеличивание французской нации над другими Шовен декларировал во всех тавернах, за что был неоднократно бит и осмеян за кретинизм. Однако он приобрел достаточную известность, чтобы увековечить собственное имя в новой идеологии под названием шовинизм, в то время мало отличающейся от элементарного патриотизма.

Фашизм

Бенито Муссолини

Фашизм произрос на итальянской земле в начале двадцатого века. В своей основе он имеет безобидное слово фашина - предмет, представляющий собой связку прутьев, символизирующую то, что каждый прутик по одиночке сломать легко, а в связке трудновато. Первым фашистом можно с уверенностью назвать Бенито Муссолини, объединившим своих единомышленников новой идеей, в основе которой лежала авторитарная диктатура, попрание демократических идеалов и прочего пацифизма. В то время идея фашизма не подразумевала никакого национального превосходства добродушной и жизнерадостной итальянской нации над другими, но вскоре появился Гитлер, перенял у друга Бенито идею, развил и придал фашизму такие зловещие формы, что без содрогания эта идеология не воспринимается ни одним здравомыслящим человеком. Объединить немцев национальной идеей - это еще половина беды, но возвысить их над другими - роковая ошибка. Чтобы заставить немцев поверить в их исключительность, нужны были воинские победы.

Одурманенные немецкой пропагандой и амфетамином солдаты с легкостью истребляли нации, не соответствующие арийским канонам, слепо веря в то, что отвечать за это будет Гитлер. Они выступали под знаменами национал-социализма и даже не знали о том, что на земле русской их именуют не иначе, как фашистские сволочи.

К исходу Второй мировой войны фашизму был положен конец, пропаганда этого инфернального мировоззрения запрещена ООН, но брошенное в землю семя иногда дает всходы, приобретая те или иные формы. Подытоживая этот абзац, можно сделать заключение, что идея национал-социализма является предтечей фашизма в нынешнем понимании этого слова.

Бандеровцы

Степан Бандера

Степана Бандеру трудно назвать рафинированным фашистом. Эта неоднозначная личность хотела построить свое независимое государство, ради чего шла на любые компромиссы, уничтожая русских и поляков и ведя политические игры с немецкими оккупантами. От личностей Гитлера и Муссолини Степан Бандера отличается, прежде всего, масштабностью. Крестьянскому мировоззрению Степана и его подручных, именуемых бандеровцами, хватало куска территории, на котором они мечтали построить свое независимое государство со столицей во Львове. Но этого сделать им не позволили. Герой Украины Степан Бандера не долго пробыл в этом ранге. Опрометчиво присвоенное звание было аннулировано под давлением либеральной общественности. Свой жизненный путь герой закончил в Мюнхене в 1959 году, погибнув от цианида, которым его отравил агент КГБ Богдан Сташинский. Но это уже отдельная история. Если одним словом охарактеризовать политические взгляды Бандеры и его последователей, то их, скорее, можно назвать не нацистскими, а националистическими. Повторюсь, что все дело в территориальных и этнических притязаниях.

Национализм

Если нацизм - как бы расширение влияния нации, то национализм направлен внутрь государства. Без внешней агрессии. Для СМИ и зомбоящиков интересны лишь крайние формы национализма, к которым относятся, например, шовинизм, религиозная нетерпимость или ксенофобия. На деле, чистый национализм проявил себя во время революций в Америке и Франции и к началу XIX века мобилизовал общества для перехода к капиталистической экономике, повышению экономической мощи и прочим ништякам, за которые мы любим Европу. Долгое время национализм шел в связке с либерализмом. Сегодня термин национализм очень хорошо подходит к Японии. Нация представляет собой некую замкнутую структуру и неохотно распахивает двери перед чужаками. Имперские замашки назидательно давно похоронены под ядерными взрывами в Хиросиме и Нагасаки, и если существует какая-то экспансия со стороны дальневосточного соседа, то только высокотехнологическая.

Фашизм и национализм?

Фашизм основан на тоталитарной власти государства и полного подчинения ему личности. Для фашизма характерен культ личности правителя, управления и превосходства титульной нации над другими народами. Фашизм существовал в Италии, Румынии, Испании, Португалии, Бразилии и других странах.

Национал- - это смешение нацизма и социализма. Формирование крайне убеждений и враждебное отношение не только к конкурентам за власть, но и к людям другой нации. Нацизм был только в Германии во времена Третьего Рейха. В наше время эта политическая идеология запрещена во всем мире.

Сходства и отличия двух идеологий

В теории нацизма расовая принадлежность является принципиальной. Враг определяется в соответствии с его национальностью. Утверждается невозможность его переубеждения и воспитания, требуется только полное физическое устранение. В фашизме ничего подобного не было.

Для нацизма высшей ценностью был народ (в Германии это была арийская раса), а фашисты ставили выше всего государство.

Во времена Третьего Рейха серьезно конфликтовали с Церковью, в то же время в Италии при фашистах Церковь даже укрепила свои позиции. Нацисты были по сути своей язычниками и мистиками. Это выражалось в широком применении языческих символов и повальном увлечении лидеров оккультными науками, восточными религиями, христианскими ересями, а также поиском Священного Грааля.

Нацизму был характерен культ традиций и неприятие чего-то нового. Капиталистическое общества тесно связывалось с деятельностью еврейской расы. Итальянский фашизм, напротив, активно дружил с капиталистами, которые в то время активно финансировали деятельность правящей партии.

В 1933 году Гитлер и его нацистская сожгли рейхстаг и обвинили в этом своих противников – коммунистов. Начались жесткие репрессии, и, победив 30 января 1933 года, партия Гитлера пришла к власти.

В Италии фашизм пришел к власти в 1922 году после победы Муссолини на , до этого партия фашистов имела места в парламенте.

У фашизма в Италии и нацизма в Германии существует много схожего. В обеих странах были созданы концлагеря, куда помещали недовольных правящим режимом. Оба государства начали активно вмешиваться в экономику. Массовые репрессии стали основной опорой правительства, создавались тайные полиции и поощрялись донесения.

Слово фашизм у нас прочно ассоциируется с гитлеровской Германией. Однако глава Третьего рейха Адольф Гитлер исповедовал не фашизм, а национал-социализм. При совпадении многих положений между двумя идеологиями есть существенные различия и даже противоречия.

Тонкая грань

Сегодня любые движения, имеющие крайне радикальный характер, декларирующие националистические лозунги, принято называть проявлением фашизма. Слово фашист, по сути, превратилось в штамп, потеряв свой исходный смысл. Это не удивительно, так как две наиболее опасные тоталитарные идеологии XX столетия – фашизм и национал-социализм – долгое время находились в тесном соприкосновении, оказывая друг на друга заметное влияние.

Действительно между ними много общего – шовинизм, тоталитаризм, вождизм, отсутствие демократии и плюрализма мнений, опора на однопартийную систему и карательные органы. Национал-социализм нередко называют одной из форм проявления фашизма. Германские нацисты охотно адаптировали на своей почве некоторые элементы фашизма, в частности, нацистское приветствие является калькой, так называемого римского салюта.

При повсеместном смешении понятий и принципов, которыми руководствовались нацизм и фашизм между ними не так легко выявить различия. Но прежде чем это сделать, нужно остановиться на происхождении двух идеологий.

Фашизм

Слово фашизм имеет итальянские корни: «fascio» на русском звучит как «союз».
Это слово, к примеру, стояло в названии политической партии Бенито Муссолини – Fascio di combattimento (Союз борьбы). «Fascio» в свою очередь восходит к латинскому слову «fascis», что переводится как «пучок» или «связка».

Фасции – пучки вязовых или березовых прутьев, перетянутых красным шнуром или связанных ремнями – являлись своеобразным атрибутом власти древнеримских царей или магистров в эпоху Республики. Первоначально они символизировали право властей добиваться своих решений применением силы. По некоторым версиям, фасции действительно были инструментом телесных наказаний, а вместе с топором – смертной казни.

Идеологические корни фашизма берут начало в 1880-х годах в таком явлении как Fin de siècle (с фр. -«конец века»), характеризующимся метаниями между эйфорией в ожидании перемен и эсхатологическим страхом перед будущим. Интеллектуальную основу фашизма во многом подготовили труды Чарльза Дарвина (биология), Рихарда Вагнера (эстетика), Артюра де Гобино (социология), Гюстава Лебона (психология) и Фридриха Ницше (философия).

На рубеже столетий появляется ряд работ, в которых исповедуется доктрина превосходства организованного меньшинства над дезорганизованным большинством, легитимность политического насилия, радикализируются понятия национализма и патриотизма. Это приводит к появлению политических режимов, стремящихся к усилению регулирующей роли государства, насильственным методам подавления инакомыслия, неприятию принципов экономического и политического либерализма.

Во многих странах, таких как Италия, Франция, Бельгия, Венгрия, Румыния, Япония, Аргентина в полный голос о себе заявляют фашистские движения. Они исповедуют сходные принципы: авторитаризм, социальный дарвинизм, элитаризм, одновременно отстаиваяантисоциалистические и антикапиталистические позиции.

В наиболее чистом виде доктрина фашизма как власти корпоративного государства была выражена итальянским лидером Бенито Муссолини, который под этим словом понимал не только систему государственного управления, но и идеологию. В 1924 году Национальная фашистская партия Италии (Partito Nazionale Fascista) получила парламентское большинство, а с 1928-го – стала единственной легальной партией страны.

Национал-социализм

Это движение известное под термином «нацизм» стало официальной политической идеологией в Третьем рейхе. Его часто рассматривают как разновидность фашизма с элементами псевдонаучного расизма и антисемитизма, что выразилось в понятии «немецкий фашизм», по аналогии с итальянским или японским фашизмом.

Немецкий политолог Мануэль Саркисянц пишет, что нацизм – это не германское изобретение. Философия нацизма и теория диктатуры были сформулированы в средине XIX века шотландским историком и публицистом Томасом Карлейлем. «Как и Гитлер, Карлейль никогда не изменял своей ненависти, своему презрению к парламентской системе, – отмечает Саркисянц. – Как и Гитлер, Карлейль всегда верил в спасительную добродетель диктатуры».

Главной целью для германского национал-социализма было построение и утверждение на максимально обширном географическом пространстве «чистого государства», в котором главная роль отводилась бы представителям арийской расы, имеющей все необходимое для благополучного существования.

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) находилась у власти в Германии с 1933 по 1945 год. Гитлер часто подчеркивал значение итальянского фашизма, который повлиял на формирование нацистской идеологии. Особое место он отводил Маршу на Рим (шествие итальянских фашистов в 1922 году, способствовавшее возвышению Муссолини), который стал вдохновляющим примером для германских радикалов.

В основу идеологии германского нацизма лег принцип объединения доктрин итальянского фашизма вокруг национал-социалистических идей, где абсолютное государство Муссолини преобразовывалось бы в общество с евгеническим учением о расе.

Такие близкие, но разные

Согласно Муссолини основное положения фашистской доктрины – это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для идеологии фашизма государство является абсолютом – непререкаемым авторитетом и высшей инстанцией. Все индивиды или социальные группы не мыслимы без государства.

Более четко эта идея обозначена в лозунге, который Муссолини провозгласил в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «Всё в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение к государству национал-социалистов было принципиально иным. Для идеологов Третьего рейха государство – это «только средство для сохранения народа». В отдаленной перспективе национал-социализм не ставил цель поддерживать структуру государства, а стремился реорганизовать его в общественные институты.

Государство в национал-социализме рассматривалось как промежуточный этап, в построении идеального, чистого в расовом отношении общества. Здесь можно усмотреть некоторую аналогию с идеями Маркса и Ленина, которые считали государство переходной формой на пути строительства бесклассового общества.

Второй камень преткновения между двумя системами – национальный и расовый вопрос. Для фашистов был крайне важен в этом отношении корпоративный подход в решении национальных проблем. Муссолини заявлял, что «раса - это чувство, а не реальность; 95% чувства». Более того, Муссолини старался по возможности избегать этого слова, заменяя его понятием нация. Именно итальянская нация была для дуче предметом гордости и стимулом для её дальнейшего возвеличивания.

Гитлер называл понятие «нация» «устаревшим и пустым», несмотря на присутствие этого слова в названии его партии. Национальный вопрос германские лидеры решали через расовый подход, в буквальном смысле путем механической очистки расы и поддержанием расовой чистоты через отсеивание инородных элементов. Расовый вопрос – краеугольный камень нацизма.

Фашистской идеологии в ее изначальном смысле были чужды расизм и антисемитизм. Хотя Муссолини и признавал, что стал расистом еще в 1921 году, но при этом подчеркивал, что здесь нет никакой имитации германского расизма. «Необходимо, чтобы итальянцы уважали свою расу», – так декларировал Муссолини свою «расистскую» позицию.

Более того, Муссолини не раз осуждал евгенические учения национал-социализма о чистоте расы. В марте 1932 года в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом он заметил, что «к настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения».

«Антисемитизма в Италии не существует», – заявлял дуче. И это были не только слова. В то время как в Германии набирали силу антисемитские кампании в Италии многие важные посты в университетах, банках или армии продолжали занимать евреи. Только с середины 1930-х годов Муссолини заявил о белом превосходстве в африканских колониях Италии и перешел на антисемитскую риторику ради союза с Германией.

Важно отметить, что нацизм не является обязательной составляющей фашизма. Так, фашистские режимы Салазара в Португалии, Франко в Испании или Пиночета в Чили были лишены основополагающей для нацизма теории расового превосходства.

От Палыча: для меня эти два термина были однозначными. Так мне в школе и институте рассказали. Фашисты и нацисты - это немцы и Германия в 1939-45 году. Оказывается это не так. Хотите увидеть и понять разницу? Читайте...


Различия «фашизма» и «нацизма»

Фашизм и нацизм - отнюдь не тождественные понятия. Но подробно останавливаться на этой скользкой теме у нас не любят. Кому охота выяснять разницу между двумя видами негодяев?

Увы, опыт показывает, что терминологическая путаница неизменно порождает искаженное восприятие истории. Даже если речь идет о таких одиозных явлениях, как фашизм или нацизм.

В мемуарах одного ветерана войны описан любопытный эпизод, имевший место в Германии зимой 1945-го. Советский офицер обозвал пожилого гражданского немца «старым фашистом», немало его озадачив:

«Немец спросил:

Warum Faschisten? Faschisten - Italien. Mussolini.

Фашисты - в Италии?! А здесь кто?!

Hitler. NSDAP. Nazis.

Ишь ты, - сказал гвардии капитан. - Оказывается, разница есть. Ничего. Повесим Муссолини, повесим и Гитлера».

Действительно, функционеры НСДАП и эсэсовские головорезы даже не подозревали, что в СССР их считают фашистами. В свою очередь советские люди не догадывались, что фашизм и нацизм - разные, хоть и во многом схожие движения.

Общие черты двух идеологий назвать нетрудно: тотальное неприятие демократических ценностей, стремление к жесткой однопартийной диктатуре, культ вождя, ненависть к марксистам и либералам, наконец, безоговорочный примат национальных интересов над индивидуальными и классовыми. Есть, однако, и существенные различия.

Эмблемой фашизма, зародившегося в Италии после Первой мировой войны, неслучайно стала древнеримская фасция - связка прутьев, символ единения и мощи. Фашисты выдвинули привлекательный тезис о «единстве нации» - в противовес классовой борьбе и партийным раздорам, порождаемым «гнилой» демократической системой. Идеологи фашизма считали, что парламентскую демократию должно сменить т. н. «корпоративное государство» на основе профессиональных групп (корпораций), выполняющих определенные функции. Вместе корпорации составляют единый национальный организм, и получается полная идиллия…

Отдельным классам и партиям фашизм противопоставлял, говоря современным языком, политическую нацию. И нас не должен удивлять тот факт, что в 20-е годы среди соратников Бенито Муссолини встречались этнические евреи - например, сенаторы Лурия, Анкона и Мейер, председатель Госбанка Теплиц или Гвидо Юнг, член Большого фашистского совета, министр финансов и активный разработчик «корпоративных» идей. То же можно сказать и о фашистских режимах в Испании и Португалии, кстати благополучно переживших войну, якобы ознаменованную победой над фашизмом.

А вот в случае с нацистами ситуация принципиально иная. Здесь на передний план выходит забота о «чистоте нации », нетерпимость к инородцам, дремучий биологизм с обмеркой черепов, высчитыванием процента арийской крови и т. п. Именно для нацизма характерна идея о «неполноценных расах» и «расе господ», якобы призванной править Землей. Фашисты были гораздо менее амбициозны, нежели нацисты, строившие грандиозные планы по радикальному переустройству всего мира.

Отсюда вытекает еще одно знаковое различие между фашизмом и нацизмом - отношение к религии. Если в фашистских государствах церковные институты пользовались большим авторитетом и влиянием, то нацисты церковь откровенно не жаловали. Для них религия являлась конкурентом в борьбе за души сограждан.

Американский историк Алан Кассельс еще в 70-х годах ХХ века выдвинул оригинальную теорию относительно распространения фашистской и нацисткой идеологий в государствах Европы. По его мнению, фашизм был характерен прежде всего для сравнительно отсталых стран, которые рассчитывали с помощью жесткой диктатуры и централизованной экономики добиться ускоренных темпов развития. Нацизм же, напротив, следует рассматривать как негативную реакцию на промышленный переворот и урбанизацию, породившие «смешение племен» и размывание национальных особенностей. Поэтому нацистские идеи получили наибольшую поддержку в передовых индустриальных странах вроде Германии.

Ошибочно считать, что фашисты и нацисты, выступавшие единым фронтом в период Второй мировой, были извечными союзниками. Весьма показателен пример Австрии. В начале 30-х у власти здесь находился канцлер Энгельберт Дольфус, убежденный фашист, мечтавший о корпоративном государстве, распустивший парламент, ликвидировавший основные гражданские свободы и заключивший союз с Муссолини. При этом злейшими врагами Дольфуса были местные нацисты, сторонники присоединения Австрии к Третьему рейху. Летом 1934-го австрийские наци предприняли попытку путча, захватив резиденцию канцлера-фашиста, смертельно ранив его самого. Кстати, эти бурные события едва не спровоцировали военный конфликт между Германией и Италией.

Одним из величайших преступлений ХХ века, бесспорно, является развязанный гитлеровским режимом геноцид. И одиозность понятия «фашизм» для нас связана прежде всего с трагедией Холокоста. Но, как ни парадоксально, фашисты имели к ней весьма отдаленное отношение.

В течение 15 лет после прихода Муссолини к власти в итальянском фашистском государстве не было национальной дискриминации. Антисемитские законы дуче принял лишь в 1938-м, под влиянием новоприобретенного союзника-фюрера. Тем не менее участвовать в «окончательном решении еврейского вопроса» Муссолини категорически отказывался и Гитлеру итальянских евреев не выдавал. Они оставались в безопасности вплоть до осени 1943 года, когда Италия капитулировала и немцы, занявшие север страны, открыли счет итальянским жертвам Холокоста.

Еще несколько красноречивых фактов. Находившуюся под итальянской оккупацией Албанию Холокост не затронул вовсе. В Хорватии в 1941-м несколько тысяч евреев бежали из районов, подконтрольных немцам и усташам, в итальянскую оккупационную зону. Год спустя немецкое руководство потребовало от Италии выдать беглецов. Фашисты отказались…

Наконец, были классические фашистские режимы Франко в Испании и Салазара в Португалии. Они не только не преследовали «своих» евреев, но предоставили убежище тысячам еврейских беженцев из других стран.

Разумеется, ни один нормальный человек не может испытывать симпатий к фашизму, с его культом дуче или каудильо, отрядами чернорубашечников и касторкой для инакомыслящих. Но в то же время объявлять Холокост порождением «звериной фашистской идеологии» вряд ли справедливо.

Отождествление фашизма и нацизма досталось нам в наследство от советской пропаганды. И, очевидно, связано со стремлением большевиков подогнать всех недругов под общий ранжир. Фанатики, наблюдавшие действительность в кривом зеркале марксистских догматов, уверенно заявляли: классовая сущность всех буржуазных партий одинакова! Сталинская пропаганда в 30-е годы легко ставила знак равенства между Гитлером и британскими консерваторами. Мол, в Германии - «открытая диктатура крупного капитала», а в Англии - «замаскированная». Где уж тут различать фашистов и нацистов?

Итальянский фашизм вышел на историческую арену раньше других одиозных движений, оттого слово «фашист» и превратилось в универсальный ярлык для политиков, враждебных коммунизму. С начала 1920-х гг. так стали называть буквально всех деятелей правой ориентации, от Гитлера до Пилсудского, от Муссолини до Ульманиса. Более того, европейских социал-демократов, которые никак не подпадали под определение «фашисты», но Сталину тоже не нравились, окрестили «социал-фашистами». Этот абсурдный эпитет активно использовался вплоть до середины 30-х годов.

Кстати, противоположный лагерь в 20-30-е гг. также страдал склонностью к искусственным обобщениям. Ультраправая пресса клеймила зловещих «красных», изображая русских большевиков, германских эсдеков и английских лейбористов как единое целое. Тем не менее сейчас ни один исследователь не оперирует этим пропагандистским ярлыком. А вот многоликие «фашисты» успешно перекочевали из агиток советской эпохи в современные монографии, статьи и школьные учебники. Заодно мы унаследовали и несколько производных штампов.

В частности, наши СМИ по-прежнему любят употреблять термин «фашист» для обозначения военнослужащих вермахта. Представлять каждого немца, мобилизованного в армию Гитлера, носителем определенной идеологии, причем даже не гитлеровской, абсолютно некорректно. С таким же успехом можно окрестить всех бойцов Красной армии «троцкистами».

Стоит упомянуть и словечко «немецко-фашистский». Этот термин не только ошибочен в историческом плане, но и довольно сомнителен с точки зрения лингвистики. Советские пропагандисты наплодили немало похожих словесных уродов, однако часть из них быстро потеряла актуальность. Еще при Сталине канули в Лету яркие перлы: «социал-фашист», «украинско-немецкий националист» (так одно время пробовали называть бойцов УПА), «право-левацкий блок Сырцова-Ломинадзе» (о разгроме этой антипартийной группы рапортовали советские газеты в начале 30-х). Судьба «немецко-фашистских захватчиков» сложилась удачнее - они до сих пор с нами.

Стоит ли отказаться от употребления термина «фашизм» в неверном контексте? Вопрос не из легких. Если на одной чаше весов - историческая объективность, то на другой - устоявшиеся стереотипы, горы книг и статей, опубликованных за последние 70 лет, наконец, политконъюнктура…

Различие между фашизмом и нацизмом проявляется во всем – от отношения к отдельным людям до наций в целом

Не все даже считающие себя довольно образованными люди понимают, в чём состоит разница между фашизмом, нацизмом и национализмом. Идеология фашизма была разработана, как известно Бенито Муссолини, а национал-социализм получил распространение в Германии и был взят на вооружение Адольфом Гитлером.

Чаще всего национал-социализм называют фашизмом или немецким (германским) фашизмом. Среди наших соотечественников понятия национал-социализма и фашизма прочно срослись в единое целое, возможно, так и казалось с точки зрения коммунистической идеологии, проповедовавшей противоположные принципы интернационализма. Тогдашние идеологи не слишком вдавались в тонкости этих идеологий, видя в них единое зло, поэтому смешивали сами эти понятия.

Первоначальная разница между фашизмом и нацизмом

Тоталитарное движение фашизм появилось в Италии (итальянское слово «fascio» можно перевести как связка, пучок, союз, объединение). Фашизм появился после окончания Первой мировой войны, а его эмблемой стала известная римская фасция – связка прутьев.

Гитлер позднее взял учение Муссолини за основу, добавил в неё больше расизма, в результате чего получилась новая философия национал-социализма или сокращённо нацизма.

Однако между этими двумя учениями есть существенная разница, поскольку национализм, который присутствует в обоих из них, имеет разную тональную окрашенность. В основе обеих идеологий лежит шовинизм.

Но шовинизм в фашизме направлен на усиление института государства, единение всех наций под идеей реставрации могущества былой Римской империи. При этом личность оставалась бы под полным контролем (физическим и духовным) того же государства. В нацизме же шовинизм вылился в идею превосходства одной нации над всеми остальными.

Расовая идея, доминирующая в нацизме, доходит до антисемитизма. Остальные нации согласно ей также имеют какое-либо отношение к евреям и запачканы этой связью.

Главная доктрина фашизма

Основное положение доктрины фашизма Муссолини определил как учение о сущности государства, его целях и задачах. Государство для фашизма является таким абсолютом, перед которым отдельные личности и их группы становятся «относительным», поскольку их нельзя представить вне государства. Эта идея была конкретизирована в провозглашённом Муссолини лозунге, который он произнёс в 1927 году в Палате депутатов: «все в государстве, ничего вне государства и ничего против государства».

Видео о разнице между фашизмом и нацизмом

Доктрина национал-социализма

Нацисты совершенно в другом видели назначение государства, которое должно быть лишь средством для сохранения нации. Мало этого, главной задачей и целью нацизма было не сохранение этого «средства», а постепенный отказ от него с последовательной метаморфозой государства в общество будущего.

Каким же виделось это общество будущего идеологам нацизма? Оно обязательно должно было действовать на принципах расового неравенства.

Поэтому главной начальной целью было очищение немецкой (или арийской) расы, после чего её чистота должна была неукоснительно сохраняться и поддерживаться.

Государство же было лишь промежуточным этапом, нужным на первых порах, пока ведётся строительство общества будущего. Кое-что здесь было позаимствовано даже у Маркса и Ленина, ведь они также отводили государству временную роль на пути строительства также лишённого государственности коммунистического общества. Таким образом, Гитлеру удалось сделать невообразимую компиляцию из доктрины Муссолини и коммунистических идей. В результате получился монстр, осуществляющий безжалостный контроль как изнутри, ведя тотальный контроль всех индивидуумов внутри государства, так и снаружи, сделав из немецкого народа орудие войны, подчинения и уничтожения прочих наций.

Роль человека в фашизме и нацизме

При решении национального вопроса также заметна разница между фашизмом и нацизмом. Фашисты применяли здесь корпоративный подход: для достижения своей конечной цели – создания абсолютного государства, они вполне допускали сотрудничество разных классов и наций.

Нацизм же в лице своих апологетов больше упирал на расовый подход: лишь одна высшая раса должна господствовать над остальными, а все «недочеловеки» должны ей беспрекословно подчиняться.

Это подтверждается и высказываниями лидеров крайне националистических движений, к которым, безусловно, относятся фашизм и национал-социализм. Муссолини называл фашизм такой исторической концепцией, где роль человека сводилась только к активному участию духовного процесса в социальной и семейной группе, в истории, где все нации сотрудничают.

Гитлер же наотрез отказывался признать равноправными с немецким другие народы и ставил задачу поработить их.

Нация или раса?

Идеология нацизма опирается на понятие расы, при этом под расой в Германии той поры понимался конкретный тип людей. Для сохранения чистоты арийской расы принимались специальные законы, делались попытки выведения чётко определённого физиологического типа.

Муссолини же считал понятие расы не реальным, а на 95% состоящим из чувства. То есть, в этом вопросе фашизм и нацизм также принципиально расходятся. Понятием «раса» Муссолини вообще не пользовался, предпочитая ему термин «нация», который как нельзя лучше подходил к понятию «государства». Напротив, Гитлер считал понятие «нация» пустым и устаревшим, называя его политическим орудием либерализма и демократии, и стремясь его упразднить.

В основу национальной политики нацизма лёг антисемитизм. В фашистской Италии в то же самое время евреев не преследовали по идеологическим соображениям. Идеология фашизма была полностью свободна от антисемитизма. Нацистскую теорию антисемитизма и расизма Муссолини открыто осуждал. Кстати, дуче и фюрер очень не любили, если их доктрины путали.

Видео о разнице между фашизмом, нацизмом и национализмом

Идеология тоталитаризма в фашизме и нацизме

Вначале Муссолини, а позднее Гитлер написали свои знаменитые произведения, в которых излагались доктрины руководимых ими режимов. Труд Муссолини назывался «Доктрина фашизма», а Гитлера – «Моя борьба». Эти книги должны были заменить у населения Италии и Германии Библию, убеждая каждого человека в преимуществе и справедливости изложенных в них идей.

Личность в условиях тоталитаризма обязана раствориться, а все устремления должны быть увлечены либо государством, как в случае с фашизмом, либо обществом будущего, о чём грезили национал-социалисты. Тоталитаризм неотделим от террора. В Италии этим занимались чернорубашечники, а в Германии – различные коричневые штурмовые отряды, СС, «Народный трибунал», Гестапо и прочие органы нацистской юстиции. В этом отношении различие между фашизмом и нацизмом было как раз минимальным, из-за чего оба режима были справедливо отнесены к проявлениям тоталитаризма в двадцатом веке.

Отношение фашизма и нацизма к классовой борьбе

Фашистами был выдвинута идея о «единстве нации», привлекательная тем, что она противопоставлялась классовой борьбе, связанным с нею партийным склокам – всё это считалось следствием прогнившей демократической системы. Фашисты были уверены, что на смену парламентской демократии должно прийти корпоративное государство, в основе которого лежали корпорации (профессиональные группы), являющиеся функциональными единицами государства. Объединяясь, корпорации образуют один национальный организм, жизнь которого протекает гладко.

Поэтому неудивительно, что среди сторонников Муссолини было много этнических евреев, которые порой занимали очень высокие посты в государстве. Аналогичных взглядов придерживались и фашистские режимы, которые появились в соседних Испании и Португалии. Поэтому они смогли спокойно пережить войну, которую у нас называли войной с фашизмом.

Совсем другая картина получилась с нацизмом, который в псевдонаучных потугах обмеривал черепа и вычислял долю «арийской крови», пытаясь вычленить признаки «расы господ». В отношении же планов радикального переустройства мира нацисты оказались намного примитивнее фашистов.

Отношение нацистов и фашистов к религии

В вопросах теологии разница между фашизмом и национал-социализмом также была значительная. В государствах, где правили фашистские режимы, институт церкви сохранил огромное влияние и авторитет. Нацисты же к церкви относились презрительно, считая священников конкурентами в борьбе за умы населения.

А Вы знали, в чем разница между фашизмом и нацизмом? Считаете ли Вы эти идеологии схожими? Поделитесь своим мнением в