Режим дня школьника начальных классов. Распорядок дня школьника начальных классов: образец

Готовясь к первому сентября, родители заботятся о том, чтобы у ребенка была красивая школьная форма и принадлежности для учебы хорошего качества. И, как правило, не задумываются о планировании заранее режима дня на период учебы.

Заключается в рациональном распределении времени суток на фазы деятельности, отдыха и сна с учетом растущего организма.

Родители обязаны организовать для школьника с целью обеспечения наилучших условий, как для его работы, так и для отдыха. От этого напрямую зависит его здоровье, физическое развитие, школьная успеваемость.

Режим дня ученика, организованный правильно, строится на основе строгого чередования его элементов (утренний подъем, прием пищи, приготовление домашнего задания и т.д.). При их выполнении в определенном порядке, ежедневно в один и тот же период времени, центральная нервная система образует связи, облегчающие переход от элемента к элементу, затрачивая на их выполнение минимум энергии.

Составляя школьника, необходимо учитывать его возрастные особенности, в первую очередь - Ведь простая нагрузка для учеников среднего и старшего возраста окажется непосильной для школьников младших классов.

Каждое утро ребенка-школьника должно начинаться зарядкой, прогоняющей остатки сонливости и дающей заряд бодрости на день. Основная деятельность детей школьного возраста - учеба. Важным моментом является приобщение детей к физическому труду (школьная мастерская, занятия в кружках, помощь по домашнему хозяйству, работа в саду и огороде и т.д.).

Подготовка домашних заданий занимает у младших школьников от полутора до двух часов, ученики средних классов затрачивают на это от двух до трех часов, а старшим школьникам необходимо три-четыре часа. Не рекомендуется выполнять домашние задания сразу после возвращения из школы. Перерыв между школьными занятиями и домашними должен составлять не меньше двух с половиной часов, причем большая часть времени должна отводиться на прогулки и игры на воздухе. Учащиеся первой смены подготовку домашних заданий должны начинать не ранее, чем в 16-17 часов. А режим дня школьника второй смены предусматривает начало выполнения домашних заданий с 8 - 8.30 утра. После их выполнения - прогулка на воздухе. Причем родители этих школьников должны следить за тем, чтобы домашние задания не выполнялись ими в вечернее время, после прихода из школы.

Выполняя задания дома, желательно делать десятиминутный перерыв через каждых 40-45 минут и проветривать комнату. Для выполнения домашних заданий школьнику должны быть созданы условия со спокойной обстановкой.

Режимом дня школьника также предусматривается время для деятельности по интересам (рисование, чтение, музыка, конструирование) - от одного часа для младших школьников до двух с половиной часов для старших. Школьники также в обязательном порядке должны привлекаться к посильному домашнему труду.

Соблюдение школьниками режима приема пищи в строго определенное время способствует выработке условного рефлекса, вызывающего аппетит, и лучшему усваиванию питательных веществ, а также становится залогом здоровья.

Завершается режим дня школьника вечерними гигиеническими процедурами, на что отводится 30 минут. В этот период ученик также должен привести в надлежащий вид свою обувь и форму.

Время ночного сна ребенка составляет приблизительно 10 часов. Очень важно ложиться спать и подниматься в один и тот же период времени. Школьники младшего возраста должны ложиться спать не позднее 21.00, а старшего - в 22.00 - 22.30. Ученики и первой, и второй смены должны подниматься утром в семь часов.

Ориентировочный режим дня школьника, учащегося в первую смену:

в 7 утра - подъем;
с 7 ч. до 7. 30 мин. - зарядка, гигиенические манипуляции, уборка своей постели;
с 7. 30 мин. до 7. 50 мин. - завтрак;
с 7. 50 мин. до 8. 20 мин. - время на дорогу в школу;
с 8. 30 мин. до 12. 30 мин. - школьные занятия;
с 12. 30 мин. до 13 ч. - время на дорогу из школы;
с 13 ч. до 13. 30 мин. - обед;
с 13. 30 мин. до 14. 30 мин. - сон или отдых;
с 14. 30 мин. до 16 ч. - игры на воздухе или прогулка;
с 16 ч. до 16. 15 мин. - полдник;
с 16. 15 мин. до 18 ч.- работа над домашними заданиями;
с 18 ч. до 19 ч. - на воздухе;
с 19 ч. до 19. 30 мин. - ужин;
с 19. 30 мин. до 20. 30 мин. - занятия по интересам (чтение, спокойные игры, помощь семье и т.д.);
с 20. 30 мин. до 21 ч. - подготовка к следующему дню и сну (чистка обуви и одежды, гигиенические процедуры);
с 21 ч. - сон.

Пример режима дня для младшего школьника, учащегося во вторую смену:

в 7 утра - подъем;
с 7 ч. до 7. 15 мин. - зарядка, гигиенические манипуляции, уборка своей постели;
с 7. 15 мин. до 7. 35 мин. - завтрак;
с 8 ч. до 10 ч. - работа над домашними заданиями;
с 10 ч. до 11ч. - деятельность по интересам (музыка, чтение);
с 11ч. до 11. 30 мин. - второй завтрак;
с 11. 30 мин. до 12. 30 мин. - прогулка;
с 12. 45 мин. до 13ч. - обед;
с 13 ч. до 13. 20 мин. - время на дорогу в школу;
с 13. 30 мин. до 18-19 ч. - школьные занятия;
с 18-19 ч. до 20 ч. - прогулка;
с 20 ч. до 20. 30 мин. - ужин;
с 20. 30 мин. до 21. 30 мин. - занятия по интересам;
с 21. 30 мин. до 22 ч. - подготовка к следующему дню и сну (чистка обуви и одежды, гигиенические процедуры);
с 22 ч. - сон.

Для школьника самыми важными являются занятия не только в школе, но также и дома. Кроме них он нуждается и в активном отдыхе, который должен максимально возможное время проходить на свежем воздухе. Не менее важен для работы организма полноценный и здоровый сон. Чтобы все необходимо уложилось полноценный день – нужен распорядок дня.

Мы уже выяснили наиболее важные пункты. Теперь рассмотрим дополнительные, но уже более подробно и подытожим полученные знания.

Зарядка

Утро школьника всегда должно начинаться с зарядки. Упражнения стоит выбирать такие, которые задействуют все группы мышц.

Во время зарядки необходимо следить за тем, чтобы ребенок начинал зарядку с простых потягиваний. Затем плавно переходил к мышцам рук, а также плечевого пояса. После этого принимался за мышцы туловища и только потом ног.

Желательно, чтобы утренняя зарядка заканчивалась прыжками и бегом, можно на месте. Стоит корректировать время занятия, исходя из возраста ребенка. Интервал может составлять от десяти минут и до полу часа. С возрастом необходимо увеличивать сложность упражнений, а также скорость их выполнения, но постепенно.

В идеале утренняя зарядка должна проводиться на улице или в хорошо проветриваемом помещении.

Утренняя гигиена

Распорядок дня должен включать гигиенические водные процедуры. Для школьника очень важным моментом является принятие душа после завершения гигиенических процедур.

Хороший душ быстро избавит от сонливости. В случае невозможности поместить данный пункт, душ можно заменить умыванием холодной водой.

Завтрак

Неотъемлемый пункт, которым никак нельзя пожертвовать. Стоит запомнить, что завтрак для ребенка школьного возраста должен быть обязательно горячим и достаточно сытным. Не менее важен момент спокойствия во время поедания пищи. Необходимо в это время исключить из своего лексикона такие выражения, как:

  • ешь быстрее;
  • дожуешь в коридоре;
  • почему так медленно;
  • глотай и одевайся.

Во время завтрака просмотр телевизора строжайше запрещен. Атмосфера должна быть доброжелательной, а кругом витать тишина.

Необходимо также следить за тем, чтобы суточная доза ребенка составляла не менее 2300 ккал. Не менее важным моментом является соблюдение приема пищи школьником и отказ от каких-либо перекусов.

Дорога в школу

Составляя распорядок дня для вашего школьника, необходимо учесть, что путь от дома к школе должен представлять собой непродолжительную утреннюю прогулку. В том случае, когда ребенка подвозят на машине, стоит остановиться в пятнадцати минутах ходьбы и подышать свежим воздухом. Впрочем, в последнем случае обязательно должны учитываться погодные условия.

Время школьных занятий

В этот пункт разговора стоит отнести обязательное присутствие второго завтрака. Даже недоверяя школьной столовой, стоит смириться с ее меню и предоставить ребенку возможность поесть теплого, отказавшись, таким образом, от сухомятки и разного рода перекусов. Второй завтрак наполняет малыша 15% от общей потребности в ккал для успешной учебы в школе.

Возвращаемся домой

В данном случае возвращение домой также должно превратиться в приятную прогулку. В том случае, когда ребенок посещает продленку или секции, стоит убедиться, включена ли в распорядок дня у них дневная прогулка, она важна для школьника.

Обед

Он должен припадать на 13:00, а заканчиваться в 13:30. В режиме питания он занимает центральное место. Он также должен проходить в абсолютной тишине и благоприятной обстановке. Отличной идеей будет возможность отобедать всей семьей, как, впрочем, и отужинать.

От обеда до ужина

Данный промежуток времени должен включать в себя:

  • послеобеденный сон;
  • временной отрезок активных игр;
  • полдник;
  • подготовку домашнего задания;
  • вечерний отдых.

Стоит отметить, что в случае возможности для школьника должен быть предусмотрен послеобеденный сон, который необходимо ввести в его распорядок дня. В случае невозможности, сон всегда можно заменить обыкновенным отдыхом.

Подготовка домашнего задания должна уложиться во временной промежуток между 16:00 и 18:00, когда организм ребенка переживает очередной биологический всплеск активности. Подготовка домашнего задания должна плавно перерасти в вечерний отдых. Для него отводится время с 18:00 и до 19:00.

Ужин и подготовка ко сну

За ужином необходимо собраться всей семьей. Стоит также позаботиться, чтобы для ребенка он был намного легче по отношению к завтраку и обеду и состояться не позже 19:00. Завершиться день должен подготовкой ко сну. Этот период может состоять из 30 минут. Ориентировочно с 20:00 и до 20:30 ребенок должен:

  • провести требуемые гигиенические процедуры;
  • подготовить одежду;
  • собрать портфель и положить в него все школьные принадлежности.

Завершением рабочего дня должен стать крепкий сон. В связи с большими нагрузками его длительность должна составлять не менее 9-10 часов при нормальной температуре в комнате +18 С. Перед сном желательно сформировать школьнику положительные эмоции.

Режим дня для ученика младшей школы очень важен, ведь сейчас его жизнь резко изменилась.

Чтобы избежать чрезмерных нагрузок, стресса и быстрой утомляемости маленького школьника, нужно правильно распределить его время и задачи на день.

Режим дисциплинирует ребенка, помогает ему привыкнуть к новым условиям жизни, уберегая его от раздражительности и перевозбудимости.

Основы режима дня для ребенка

Прежде всего, нужно помнить о пиках трудоспособности, которые приходятся как раз на время занятий в школе (8.00-11.00) и на время делать домашнее задание (16.00-18.00). Между этими пиками происходит снижение работоспособности, а вечером - интенсивный спад.

Поэтому сделать уроки ребенок должен максимум до 18.00. Распределите прогулки, для него так, чтобы школьник мог уделить час времени (а больше ему и не нужно) на выполнение домашнего задания, когда его трудоспособность будет на пике.

Елена Пикаленко, психолог: «Постарайтесь как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно, потому что через год-два это сделать будет гораздо сложнее. Школьник поймет, что ему придется заниматься этим вплоть до окончания 11-го класса - и заставить его сесть за домашнее задание будет просто невозможно. Поначалу помогайте ему, подсказывайте, что делать, и постепенно вместе составьте схему, которая облегчит ему ежедневную задачу. Если ребенку понадобится помощь, и это будет не просто каприз или лень, никогда не отказывайте ему, а направляйте в правильную сторону».

Здоровый сон - залог здоровья любого человека, а для младшеклассника - тем более. 10 часов - необходимый минимум для того, чтобы ребенок нормально отдохнул после активного дня и набрался сил для новых свершений. Спать ложимся в 9 вечера (понимаем, что нереально, но специалисты настоятельно рекомендуют) и просыпаемся в 7 утра. Кстати, не нужно давать ребенку поспать подольше, а потом в спешке запихивать в него . Нехватка времени - это самый сильный стресс для организма.

Прогулка после уроков . Минимум 40 минут из 24-часового дня нужно уделить свежему воздуху. И это только после школы, так сказать, нагуливаем аппетит. В день гулять с маленьким учеником нужно не меньше 3 часов. Пообедали, поиграли, сделали уроки - прошлись по скверу, сходили на кружок, поужинали - развеялись перед сном час-полтора (кстати, такая маленькая хитрость поможет ребенку уснуть пораньше и побыстрее).

Обед по расписанию . Приучите своего непоседу кушать в одно и то же время. Завтрак - в 7.30, обед - 13.00-14.00, ужин - 18.00-19.00. После обеда и изнурительных школьных занятий ребенку нужно отдохнуть - у него как раз спад работоспособности. За уроки его сажать не стоит - ничего хорошего из этого не получится. Пусть поиграет или поспит - организм устал от новой информации.

Приступаем к домашнему заданию! В первых классах уроки должны быть сделаны за час. Ребенок как раз отдохнул, набрался сил и готов покорять новые вершины. Главное - не затягивать с началом занятий. Оптимальное время - 16.00-17.00. После 18.00 уроки делать не стоит: если не успеваете на занятие в секции, отложите его.

Кружки и секции . После домашнего задания впору и на кружок пойти или в секцию спортивную. Смена деятельности детям очень полезна. Важно только не переборщить с нагрузками ребенка. Если он только пошел в первый класс, лучше не начинать внешкольные занятия - сейчас ему может быть тяжеловато совмещать столько видов деятельности. Количество кружков и секций, на которые может ходить ребенок, пусть он определяет сам. Так, чтобы не страдала учеба и его отдых. Не забудьте о прогулках до и после занятий!

Мама- Аня рассказывает : «Всё зависит от ребенка: для одного и десять кружков будет недостаточно, а кому-то и один - в тягость. Если у ребенка есть интерес, желание, стремление к совершенствованию, пусть занимается. Тем более, это новая сфера деятельности, новее знакомства, что очень полезно для школьников» .

Мамочка Вероника не согласна с этим мнением : «Из слишком активных детей вырастают очень активные взрослые. Моя знакомая, например, с детства ходила на 5 разных кружков, на пару спортивных секций, а в выходные были еще и скаутские вылазки на природу. Сейчас такая же: с работы - на танцы, потом - на шитье, дальше - в ресторан с подружками, после уже и дискотека, и караоке. Выходные почти всегда в горах. Ей 35 лет, не замужем, детей тоже нет. Я спрашиваю: зачем ты все время бежишь куда-то? Она: чтобы успеть. Эххх… Пытается попробовать всё, а вот о смысле жизни забыла совсем».

Ученикам младших классов, особенно первоклашкам, очень сложно порой бывает адаптироваться к условиям их новой школьной жизни. Отсюда и неуспеваемость, и конфронтация с одноклассниками, и нежелание ребенка ходить в школу/делать уроки и т.д. И основной задачей родителей является помочь ребенку справиться с нелегкой для него нагрузкой. Столкнувшись с этой проблемой, каждый родитель ищет свои пути ее решения. Но при составлении грамотного распорядка дня для ученика младшего класса с первого дня посещения школы помогло бы избежать большую часть этих проблем.

Зачем нужен распорядок дня школьнику младших классов

Не стоит относиться пренебрежительно к организации режима рабочего дня особенно для детей, начиная со школьных лет. Соблюдение определенного распорядка приводит к тому, что силы ребенка не тратятся понапрасну, дозировано распределяются и их хватает на все виды деятельности. При этом повышается жизненный тонус организма, сводится к минимуму утомление и быстро восстанавливаются силы.

Составление правильного режима дня зависит от индивидуальных особенностей школьника: состояния здоровья и особенностей того или иного возраста. В расписание должны быть включены в определенной очередности основные элементы:

мере того, как ребенок будет придерживаться ежедневного распорядка дня, у него выработается привычка делать все в определенное время, организм включит внутренние часы и впоследствии все действия войдут в привычку.

Как составить правильно распорядок дня школьника

Утренняя гимнастика: взбодрит организм, поможет зарядиться работоспособностью. Продолжительность зарядки зависит от здоровья школьника, поэтому этот вопрос необходимо решить в индивидуальном порядке.

Водные процедуры: включают в себя принятие душа после гимнастики, закаливающее обливание водой контрастных температур и утренние гигиенические процедуры – умывание и чистка зубов. Что касается процедуры закаливания, то необходимо обсудить этот вопрос со специалистом, не форсировать события во избежание простудных заболеваний.

Занятия спортом: посещение игровых спортивных секций, бассейна, игры на свежем воздухе.

Питание: прием пищи необходимо организовать таким образом, чтобы у ребенка был сытный и горячий завтрак, полноценный обед из горячих блюд и витаминных салатов, непоздний ужин. Принятие пищи в одно и то же время обеспечит бесперебойную работу желудочно-кишечного тракта.

Выполнение домашних заданий: их нужно запланировать, не отодвигая этот процесс на вечер, когда ребенок уже устал, и эффективности от работы не будет. После небольшого отдыха, примерно через час после обеда и прогулки, можно с новыми силами начинать делать уроки. При этом нужно делать перерывы для отдыха на несколько минут.

Выполненные домашние задания дают полное право прогуляться, подышать свежим воздухом. На игры во дворе можно выделить не менее двух часов. Это оптимальное время для того, чтобы дать отдых мозгу, переключившись на другой вид деятельности и вдохнуть свежего воздуха перед сном. Продолжительность сна младшего школьника должна быть 9-10 часов. Время пробуждения и отхода ко сну необходимо установить в одно и то же время, так как это приучит организм быстро засыпать и просыпаться.

Распорядок дня школьника по часам на неделю

Распорядок дня, включающий в себя основные режимные моменты:

Действия школьника Время
Подъем 06.30
Гимнастика, водные процедуры 06.30 — 07.00
Завтрак 07.00 — 07.30
Сбор и дорога в школу 07.30 — 07.50
Уроки в школе 08.00 -12.00
Прогулка 12.00 -12.30
Обед 12.30 -13.00
Прогулка 13.00 -14.00
Отдых 14.00 -14.30
Выполнение уроков 14.30 -16.00
Прогулка 16.00 -18.00
Ужин и свободное время 18.00 -21.00
Отход ко сну 21.00

Таблица распорядка дня школьника младших классов по часам

Естественно, что расписание необходимо корректировать в соответствии с тем, чем школьник занят помимо учебных занятий (посещение секции, кружки и прочее), но обязательные пункты должны в нем присутствовать обязательно.

Распорядок дня школьника в выходные дни

Если в семье введен режим дня, то он должен выполняться ежедневно, для него не может быть выходных и праздничных дней. Естественно, что в субботу и воскресенье он будет подкорректирован без учета похода в школу и выполнения домашних заданий. Но основные моменты исключать из него не рекомендуется. Допускается сдвинуть время подъема на один час попозже, заменить период посещения школы еженедельным совместным семейным мероприятием, а часы, отведенные на уроки, можно заменить походом в кино с друзьями. Но все остальные пункты должны оставаться неизменными.

Распорядок дня школьников, обучающихся во вторую смену

Есть очень неудобная для всех форма обучения — во вторую смену. Но это объективная причина, от которой школы пока не могут отказаться из-за загруженности. Соответственно, режим дня школьников, обучающихся во вторую смену, будет другим. Просто все действия, которые упомянуты в примерном распорядке после обеда, нужно перенести на первую половину дня, соблюдая их продолжительность: то есть подъем в 7 часов утра, гимнастика, душ, завтрак, а потом прогулка, выполнение домашних заданий, обед, учебные занятия, ужин, вечерняя прогулка и сон. Привыкнув к такому распределению времени, школьник не будет испытывать дискомфорт от учебных занятий во 2 смену.

Приучая свое чадо к выполнению определенного распорядка дня, было бы очень уместно родителям стать примером и принять участие в этом процессе. Тогда и привыкание пройдет быстрее, и рейтинг родительского авторитета значительно вырастет.

Правильно спланированный режим дня организует ребенка, помогает быть собранным и аккуратным. У школьников младших и старших классов должен быть свой режим дня, который бы соответствовал особенностям физиологии того или иного возраста.

В начальной школе особое внимание уделяется таким процессам, как обучение усидчивости, вниманию, запоминанию. У маленького школьника эти процессы еще не зрелые, но в стадии активного развития. У школьника старших классов следует акцентировать внимание на усидчивости, поскольку писать, читать и запоминать информацию он способен, но из-за вступления в пубертатный возраст, усидчивость заменяется ленью.

Для всех возрастных групп очень важно не только развивать свой интеллект, но и заботиться о физическом здоровье.

Как же построить свой день так, чтобы все успевать, не уставать и оставаться здоровым?

Подъем в 6.30 - 7.00.
День школьника должен начинаться с активного пробуждения: обливания холодной водой лица, рук и ног. Такой экспресс-метод пробуждения не только заставит все силы организма мобилизоваться, но и имеет закаливающий момент.

Завтрак в 7.10 – 7.30
Приготовьте на завтрак школьнику вкусное горячее блюдо. Завтрак должен быть насыщенным и калорийным. Не стоит переживать за фигуру ребенка – все эти калории «съедятся» мозгом в течение первых часов учебы. Известно, что после насыщенного плотного завтрака голод наступает позднее, ближе к 12 часам дня, а вся умственная деятельность школьника направлена на учебу, а не на осмысление чувства голода.

Дорога до школы 7.40 – 8.00
Выпроваживайте ребенка из дома в школу на 10-15 минут раньше, пусть он это дополнительное время проведет на улице, дыша свежим воздухом. Кровь насыщается кислородом, обеспечивая ребенка «свежей» головой и бодростью.

Школьные занятия 8.00 – 12.00
Дайте ребенку еду на перекус между переменками. Очень полезны для мыслительной деятельности орехи, сладкие булочки, сладкий чай. Перекус должен быть не столько сытным, сколько сладким – мозг в период учебы очень нуждается в глюкозе. Огромное количество энергии тратится организмом на мыслительные и мнестические процессы. Казалось бы, мозг очень маленький по сравнению со всем телом, но в напряженные моменты учебы на его обслуживание энергии расходуется больше, чем мышцам при беге.

Во время занятий в классе интеллект ребенка повышается, а вот здоровье ухудшается:

Долгая статичная поза во время сидения вызывает появление сколиоза и сколиотической осанки
Ослабляются мышцы
Нарушается кровоснабжение мышц и головного мозга
Периоды кратковременного, но частого стресса вредят нервной системе
В конце учебного дня ребенок сонливый и уставший.
Могут возникать проблемы с пищеварением из-за нерегулярного и неправильного питания
Ухудшается зрение

Если ребенком не заниматься и не организовывать его режим, то школа может стать, как ни ужасно это звучит, калечащим явлением.

Для учеников младших классов:

Дорога домой, прогулка после школы, спортивная секция 12.00 – 14.00.
После школы малышу необходимо какое-то время «выпустить пар» на свежем воздухе. Если еще в классе он засыпал, то на улице у него появляется двигательная активность, мышцы насыщаются кислородом, снимается усталость, розовеют щеки.

Дневной сон 14.00 – 16.00
Если ребенок привык с детского сада спать днем, то надо этого розовощекого весельчака днем по старой привычке уложить спать, накормив перед этим горячим обедом. Примерно до 15.00-16.00 у ребенка будет дневной сон.

Выполнение домашнего задания 16.00 – 19.00
После дневного сна самое время сделать с ним уроки. Следует помнить, что ученики младших классов очень быстро утомляются, не говоря об их плохой усидчивости и рассеянности. Непрерывно писать им дается недолго – не более 10 минут. При непрерывном чтении они утомляются еще быстрее. Поэтому делайте маленькие перерывы на двигательную активность во время чтения или письма. После выполнения одного урока сделайте большой перерыв и затем приступайте к следующему предмету. Не нужно учить уроки до ночи, вполне достаточно пары часов. Дело в том, что после 19.00 работоспособность младшеклассника резко снижается и все, что он прочитает или напишет, не отложится в его голове. А для того, чтобы сделать все уроки за пару часов примените игровую технику в выполнении задания: если малыш плохо понимает математику, разберите этот пример на его любимых игрушках, а вместо чтения устройте маленький моноспектакль – так ребенок лучше запомнит образы, а текст ему дастся легко.

Прогулки и спортивные секции, время для общения с семьей и друзьями 19.00 – 21.00
После 19.00 самое время для активных прогулок или спортивных секций. В школьные годы лучше всего отдать ребенка в подвижные, игровые виды спорта или бассейн. Конечно, хорошо, если вы будете воспитывать в ребенке всесторонне развитую личность, говорящую на пяти языках, разбирающуюся в картинах Ван Гога и Пикассо, вышивающую крестиком, гладью и лентами. Но, увы, здоровья при таком образе жизни не прибавится. Идеально, если получится совмещать все кружки по интересам (зачастую по интересам родителей, а не ребенка) – и спортивные, и рукодельно-интеллектуальные, но, все же, выбирать нужно в пользу спорта и физического развития.

Сон 21.00 – 7.00
Ночной сон у ученика младших классов должен начинаться не позднее 22.00. Родителям перед сном надо максимально постараться уравновесить психическое состояние ребенка: снизить его активность, успокоить. Для этого притушите свет в квартире, устраните все шумные источники (телевизор, радио), напоите ребенка теплым молоком с медом, проветрите спальню. В таком случае погружение в сон будет физиологичным, без перевозбуждения.

Для учеников старших классов.

Взрослым ученикам днем спать не нужно. Но разгружать нервную и опорно-двигательную систему надо. Для этого рекомендуются те же прогулки после школы и спортивные секции. Старшекласснику в секции можно ходить как сразу после школы, так и после 19.00.

Учить уроки лучше всего с 15.00 до 20.00. После 20.00 работоспособность школьника снижается, память ухудшается. Дальше учить уроки не имеет смысла – нервная система перегружена, глаза устали, может болеть голова, появляются симптомы переутомления.

У учеников старших классов много внеклассной работы – от кружков внутри самой школы до подготовки в ВУЗ. Порой все время тратится на эти подготовки, совсем не остается время для физического развития. Это не правильно. Отсутствие тренировок для мышц влечет за собой нарушение осанки, появление плоскостопия, снижение тонуса и появление астенизации. Родителям важно организовать в случаях будничной занятости школьника спортивные занятия в выходные. Понятно, что бренчание на гитаре или общение в интернете зачастую интереснее физического развития. Поэтому важная миссия родителей состоит в том, чтобы каким-то образом повлиять на свое чадо и заняться его физическим развитием.

Подъем 7.30 – 8.00

Завтрак, водные процедуры 8.00 – 9.00
Ученикам второй смены рекомендуется вставать не позднее 8.00. Начать день нужно с бодрящего обливания холодной водой лица, рук и ног или общего контрастного душа. Затем непременно вкусно и плотно позавтракать, отдавая предпочтение калорийной, но здоровой пище.

Выполнение домашнего задания 9.00 – 11.00
После завтрака проветрить комнату и сделать какую-то часть уроков.

Обед, сборы в школу 11.00 – 12.00
Перед школой нужно плотно пообедать. Обед в отличие от завтрака, должен состоять из мясных блюд и, желательно, супа. Плотный мясной обед позволит отодвинуть чувство голода на длительный срок.

Занятия в школе 13.00 – 17.00

После уроков самое время отправиться в спортивную секцию. Старшеклассникам при большой загруженности дополнительными занятиями оптимально проводить время в секциях не менее двух раз в будние дни и обязательно в выходные.

Прогулки, секции, кружки 17.00 – 19.00

Выполнение домашнего задания 19.00 – 21.00
После 19.00, когда школьник возвращается домой, можно выучить часть уроков. Спасть ложиться не позднее 22.00-23.00.

Жизнь школьника не может регламентироваться уроками и строгой дисциплиной. У ребенка масса других важных дел – друзья, компьютер, скейт, магазины, катание на «велике» и многое другое.

Важно! В начале недели происходит врабатывание ребенка в процесс обучения. Он длится до середины недели, когда наблюдается пик работоспособности. К концу недели работоспособность резко снижается, особенно тяжелыми днями являются четверг и пятница. Если рассматривать работоспособность в течение дня, то пика она достигает к 12.00-13.00 и к 16.00-19.00.

Исходя из недельных пиков работоспособности, планировать расписание секций надо на вторник и среду, а также выходные дни. В будние дни ребенку, посещающему школу во вторую смену, в секцию надо идти сразу после школы, а в выходные – после 10.00 или вечером с 16.00-19.00

Отдельной сложной темой остается компьютер и телевизор в режиме дня школьника. В наше время все дети, начиная с пеленок, умеют обращаться с техникой. К моменту окончания школы многие дети становятся игроманами. Эта грозная тенденция беспокоит как родителей, так и педиатров с психологами. Отучить ребенка от компьютера крайне сложно, ведь от привязанности, сформированной в детстве, очень сложно отказаться. Поэтому только своим личным примером родители могут показать ребенку, что в жизни есть много вещей, куда интереснее компьютера. Педиатры советуют проводить за монитором не более 2-х часов в неделю.

Внимание! Во время выполнения домашних заданий не отвлекайте ребенка на мелкие поручения: выключить чайник, открыть дверь, подать какую-то вещь. Такие мелочи отвлекают внимание и дезорганизуют. Для последующей работы ребенку требуется масса усилий, чтобы «собраться» и вновь влиться в обучение.

Следите за тем, чтобы с вечера все было приготовлено к школе – одежда выглажена, обувь чистая, книжки в рюкзаке. Постоянная неорганизованность невротизирует и тормозит ребенка – он становится неаккуратным и забывчивым.

Для ребенка важна последовательность – помогайте ему ежедневно укладываться спать и вставать в одно и то же время, всегда готовьте свежий завтрак, проверяйте уроки, главное - чтобы это было не набегами, а систематически. Успех в учебе у ребенка во многом зависит от родителей!
моя статья