Ричард львиное сердце откуда прозвище. О короле ричарде и его львином сердце. Глас из тюрьмы

За что короля Ричарда прозвали "Львиное сердце"?

    Он постоянно вл войны и крестовые походы. Наверно, его сочли храбрым воином.

    Ричард - второй сын знаменитых родителей Генриха 2 Плантагенета, короля Англии и владельца огромных территорий во Франции и наследницы герцогства Аквитания Алиеноры, которая прежде, чем стать королевой Англии, успела побывать в роли королевы Франции и даже родить французскому королю Людовику 7-му несколько дочерей.

    Будущий король Англии Ричард 1 родился в 1157 году в Оксфорде, но это, пожалуй, и все, что его роднило с Англией. В его жилах текла кровь воинственных викингов(от бабки королевы Матильды, внучки Вильгельма Завоевателя), энергичных и вспыльчивых графов Анжуйских (от деда Джеффри Плантагенета, графа Анжуйского), провансальская кровь герцогов Аквитанских, которые размерами и богатством своих владений, роскошью и образованностью двора на 100% затмевали серый, убогий и провинциальный на то время королевский Иль-де-Франс с его столичным градом Парижем.

    Рос и воспитывался Ричард во владениях своей матери на юге Франции, поэтому получил по тем временам прекрасное образование, родными языками считал французский (язык его предков по отцу) и провансальский, также отлично владел латынью и итальянским языком, но вот английский - не знал вовсе, как впрочем, и вся высокопоставленная знать Англии того времени.

    Будущий король Англии не только прекрасно владел оружием и искусством боя, но также и изящными искусствами - писал стихи и музицировал. И это не удивительно - Аквитания была родиной трубадуров и куртуазной поэзии, а родоначальником нового направления в Средневековом искусстве был его прадед герцог Гильом 9 Трубадур.

    К этому следует добавить, что Ричард был высокого роста, голубоглазый, очень силен физически, а меч в его руках был просто игрушкой, отличался личным мужеством, благородством и щедростью.

    Ну чем не идеальный рыцарь всех времен и народов?

    Собственно, по меркам своего времени он таковым и являлся. Другое дело, что современные представления об идеальном рыцаре сильно отличаются от средневековых нормативов.

    Основным средством производства в Средние века была, как известно, земля, а основными кормильцами феодалов - их подневольные крестьяне и, если феодалу повезло - города, расположенные в его владениях. При господствовавшем натуральном хозяйстве доход получался не ахти какой. А феодалы, побывавшие на Востоке в рамках акции под названием Крестовые походы, увидели и вкусили красивой жизни, что весьма увеличило их аппетиты. В качестве дополнительного, а частенько - и главного дохода, и раньше выступал доход от военных трофеев, теперь же война приобрела еще более заманчивые перспективы - даже если не удалось самому разбогатеть во время крестового похода, всегда можно захватить в плен богатого рыцаря и потребовать выкуп за его освобождение. Да-да, в Средние века это было нормальное и обычное явление - захватывать пленных и отпускать за вознаграждение, поэтому при большом количестве воен, погибших было относительно мало - бились не для того, что бы убить, а что бы взять в плен.

    Кроме того, кодекс чести рыцаря распространялся только на представителей своего сословия, да и то до определенного предела...

    В общем и целом, получаем довольного противоречивый персонаж под названием - средневековый рыцарь.

    Таким был и Ричард Львиное Сердце как истинное дитя своего времени.

    Еще будучи принцами, он и его братья при поддержке матери восстали и устроили войну против своего родного отца.

    Для Генриха 2, надо сказать, это был сильный удар. Сколько мог, он отбивался от сыночков, но все таки в конце концов признал свое поражение и вскоре умер...

    После смерти отца Ричард стал королем Англии и всей огромной империи Плантагенетов, материковая часть которой занимала большую половину Франции.

    Как раз в это время намечался 3-й Крестовый поход, в котором Ричард обещал принять участие.

    Для этого нужны были деньги, много денег.

    К этому периоду относится и знаменитая фраза Ричарда - что он продал бы Лондон, если бы нашелся покупатель.

    Правдами и неправдами Ричард собрал нужные средства и отбыл в Святую Землю. В поход выступил и король Франции Филипп 2. Их войска соединились в сицилийском городе Мессине. Местное население было не в восторге от такого нашествия иностранных рыцарей. И вот однажды между английским солдатом и торговкой возник скандал из-за стоимости хлеба, который закончился тем, что мессинцы побили англичанина и заперли ворота города. Ричард в отместку и в наказание местным жителям взял штурмом Мессину и отдать ее на разграбление своему войску.

    Согласно одному из преданий, именно за этот подвиг устрашенные жители Сицилии прозвали его Львиным Сердцем.

    Согласно другому преданию свое знаменитое прозвище Ричард приобрел уже в Святой Земле, по дороге в которую он еще ограбил и Кипр.

    В Святой Земле Ричарда ждали соратники - король Франции Филипп и герцог Леопольд 5 Австрийский, которые пока поджидали Ричарда, занимались осадой крепости Аккра.

    А тем временем сарацинский султан-полководец Саладин предложил мир на очень выгодных для крестоносцев условиях. Отвергнув предложение султана, Филипп сумел договориться о почетной сдаче города, что привело Ричарда в бешенство - он то хотел воевать! и он пошел на штурм. В итоге Аккра была захвачена христианами, а Ричард объявил ее своим владением.

    С Саладином был заключен договор, согласно которому султан пообещал выпустить пленников, выплачивать победителям налог в течении 40 дней и вернуть Святой Крест. После этого французский король отбыл на родину. А Ричард, не дождавшись от султана Саладина обещанного выкупа за плененных воинов гарнизона Акры, велел отрубить головы всем 2 тысячам заложников.

    За этот мужественный поступок, согласно другой версии, его и прозвали Львиное Сердце.

    Еще до Крестового похода на родине Ричард получил прозвище Король Да-и-Нет, потому что легко склонялся то в одну, то в другую сторону и легко раздавал обещания. Львиным же Сердцем его прозвали за боевые подвиги, но не за мужество и героизм, а за жестокосердие и беспощадность.

    Ричард Львиное Сердце и Леопольд 5 получают ключи от Аккры.

Единственное оправдание войны состоит в героизме. Войны давно бы прекратились, если бы изредка не являли поразительных примеров величия человеческого духа, если бы наряду с утолением жажды насилия, крови и разрушения множество людей не чувствовали потребности через ярость, преступление, боль, лишения и смерть испытать пьянящую радость служения долгу и истине, высокой цели, дающей смысл личному существованию. Герой умеет забывать о себе, вот почему у всех народов воин окружен священным почитанием вместе с монахом, влюбленным и поэтом. Героизм, вера, любовь и поэзия - четыре сладостных источника великого забвения человеком самого себя.

Энергия самоутверждения в людях Средневековья была такова, что для достижения состояния жертвенного опьянения им приходилось черпать сразу из нескольких этих источников. Священник надевал поверх сутаны латы и садился на коня, чтобы преломить копье во славу Господа; влюбленный отправлялся в Святую землю по первому слову своей дамы; рыцари образовывали монашеские ордена; поэты сопровождали армии в их бесконечных скитаниях по дорогам и волнам Средиземноморья.

Это бродячее общество святых насильников и преступных мучеников, просуществовавшее около двухсот лет, носило название Воинства Христова и было одной из самых удивительных форм объединения людей. Его энтузиазм, уже непонятный нам, умел не отделять истории от вечности и не признавал действительность силой, готовой в любую минуту сокрушить как плоть, так и дух человека.


...

Достоин тот похвальных слов, Кто и разить, и пасть готов!
Бертран де Борн
Крестоносцы остро ощущали общечеловеческую (хотя и неизвестную многим) потребность в двух родинах: одной - той, что дана нам при рождении, и другой - которую человеку предстоит обрести или завоевать. Состояние умов и исторические обстоятельства обусловили то, что акту завоевания был придан простейший смысл - географический. Любовь к ближнему не была отличительной чертой паладинов Креста; звезда Вифлеема освещала им дорогу другой любви - любви к дальнему.

Ричард Львиное Сердце. Миниатюра из средневековой хроники

Ричард Львиное Сердце - один из тех героев рыцарства, кто в нашем представлении вечно движется по тому пути, который средневековые хронисты называли "her transmarinus" и "Via Sacra" [по-латыни соответственно "путь за море" и "священная дорога"] . Его имя вызывает, как звук сказочного рога, целую вереницу видений: роскошные города, раскинувшиеся среди песчаных пустынь Святой земли, лихие сшибки с летучими всадниками благородного Саладина, звон мечей, бряцание сабель…

Между тем его восточная эпопея продолжалась едва ли два года; остальные тридцать восемь лет своей жизни (за вычетом двухлетнего плена у германского императора) он провел преимущественно во Франции. Вообще многое в судьбе Ричарда, в самом его характере оставляет впечатление какой-то обманчивости, недосказанности, загадочности. Уже современныe ему биографы оставили нам всю гамму самых разноречивых и порой противоположных оценок его личности. Одни рисуют его силачом и красавцем, другие - немощным и бледным выродком; одни - жадным и жестоким, другие - великодушным и щедрым; одни - образцом государя, другие - коварным предателем; одни - Божьим паладином, другие - исчадием ада.

...

Не знаю, под какой звездой
Рожден: ни добрый я, ни злой,
Ни всех любимец, ни изгой…
Гильом Аквитанский
Трудно даже с достоверностью указать, к какой нации принадлежал Ричард. Он родился в Оксфорде, но вырос и воспитывался в Аквитании, жители которой не считали себя французами (впрочем, как и обитатели Нормандии, Бретани, Анжу, Лангедока и других областей, не входивших в королевский домен). В нем смешались северная, норманнская, и южная, галльско-латинская, расы. Своеобразием своей личности Ричард во многом обязан этому причудливому смешению кровей своих предков.

Трубадур Бертран де Борн посвящал Ричарду Львиное Сердце свои лучшие песни

От отца он унаследовал могучую фигуру, золотисто-рыжие волосы и нрав викинга. Искусство войны Ричард изучил в совершенстве. Юного принца окружали люди вроде одного отважного рыцаря, который, получив в пылу боя удар мечом, сплющивший ему шлем, выбежал из рядов, домчался до кузницы, где, положив голову на наковальню, дождался, пока кузнец молотом выпрямил ему шлем, после чего поспешил вновь принять участие в сражении. Этот двор имел своих поэтов, вдохновлявшихся, подобно скальдам, только при звоне мечей и стонах умирающих. Трубадур Бертран де Борн был просто влюблен в Ричарда, которому дал прозвище "мой Да и Нет". "Вот подходит веселая пора, - поется в одной из его песен, - когда причалят наши суда, когда придет король Ричард, доблестный и отважный, какого не бывало еще на свете. Вот когда будем мы расточать золото и серебро! Вновь воздвигнутые твердыни полетят к черту, стены рассыплются, башни рухнут, враги наши узнают цепи и темницы. Я люблю путаницу алых и лазурных щитов, пестрых значков и знамен, палатки в долине, ломающиеся копья, пробитые щиты, сверкающие, продырявленные шлемы и хорошие удары, которые наносятся с обеих сторон… Я люблю слышать, как ржут кони без всадников, как кучами падают раненые и валятся на траву мертвые с пронзенными боками".Ричард был, несомненно, и сложней, и умней этих и подобных им вояк, он умел проявлять как миролюбие и справедливость государя, так и милосердие христианина. Иногда "суровость его смягчалась", - свидетельствует Геральд Камбрезийский. "И однако же, - продолжает хронист, - кто усвоил известную природу, усвоил и ее страсти. Подавляя яростные движения духа, наш лев, - и больше, чем лев, - уязвлен жалом лихорадки, от которой и ныне непрерывно дрожит и трепещет, наполняя трепетом и ужасом весь мир".

Буйная порода старшего Плантагенета, убийцы Фомы Беккета [(1118-1170) - архиепископ Кентерберийский и канцлер Англии] и беззастенчивого распутника, узнается и в неуемной luxuria [сладострастие (лат.)] Ричарда, и в его своеобразном вольнодумстве. Первое особенно раздражало мирян, второе священников. "Он похищал жен и дочерей свободных людей, - говорит хронист, - делал из них наложниц". Однако, в отличие от своего отца, Ричард знал и сильное чувство.

Наваррская принцесса Беранжера долгое время владела его сердцем. "Это была благонравная девица, милая женщина, честная и красивая - без лукавства и коварства, - пишет поэт Амбруаз, самый верный и доброжелательный биограф Ричарда. - Король Ричард очень любил ее; с того времени, как был графом Пуатье, он томился по ней сильным желанием".
...

Я больше ничего не возжелал,
Как вам служить - прекраснейшей из донн.
Вы, Донна, мне одна желанной стали…
Гильом де Кабестань

Печать Ричарда Львиное Сердце.

С согласия своего отца Беранжера сопровождала Ричарда в его походе в Святую землю. Что касается вольнодумства, то оно лишь выражало общую мятежность его натуры и было скорее инстинктивным, чем осознанным, хотя порой Ричард отпускал шутки прямо-таки мефистофелевского толка. Особое смущение у служителей церкви вызывали его кощунства и брань. Геральд посвятил его ругательствам целый параграф в своей книге "О воспитании государя", где после похвал благочестивым манерам французских королей и принцев он с неодобрением говорит о богохульствах principes alii [других государей (лат.)] , подразумевая при этом Ричарда: "В своей речи они непрерывно прибегают к ужасным заклятиям, клянутся божьей смертью, божьими глазами, ногами, руками, зубами, божьей глоткой и зобом божьим". Впрочем, дальше Геральд хвалит его за религиозное воодушевление, с каким Ричард принял крест воина Христова, и только с сожалением замечает, что у короля нет ни капли смирения и что он был бы всем хорош, если бы больше полагался на Бога и меньше верил в свои силы, чистой душой обуздав стремительность своих желаний и свою надменность.

Без сомнения, Ричард был скорее свободной душой, нежели свободным умом, и его кощунства вполне соответствуют нравам той эпохи, знавшей такие торжества, как "Праздник осла" - пародийную литургию с текстами из Священного Писания, которые завершались ослиным ревом, издаваемым священником в унисон с толпой прихожан.

Элеонора Аквитанская, мать Ричарда, происходила из династии трубадуров и окружила себя сонмом поэтов

Норманнское неистовство в характере Ричарда несколько смягчалось влиянием его матери, Элеоноры Аквитанской, наследницы целой династии трубадуров. Она была внучкой Гильома IX Аквитанского, открывшего своими песнями век миннезанга. Он побывал в Иерусалиме, где "претерпел бедствия плена", но, как "человек веселый и остроумный", повествует хронист, он "пел о них забавно в присутствии королей и баронов, сопровождая пение приятными модуляциями". Его галантное жизнелюбие простиралось так далеко, что он серьезно собирался основать около Ниора женский монастырь, где сестрам вменялся бы в послушание устав сердечных радостей. Прекрасная Элеонора могла бы стать подходящей настоятельницей этой обители.

...

Простите мелочность мою,
Я о поэтах вам спою,
Что рады мыслям и словам…
Пейре Овернский
Французский юг культивировал тогда удивительную форму куртуазной любви. "Любовь, - пишет Стендаль, - имела совсем особую форму в Провансе между 1100 и 1228 годом [В 1228 г. Крестовый поход северофранцузских рыцарей против еретиков Прованса разгромил цветущую культуру этой области]. Там существовало твердое законодательство касательно отношений между полами в любви… Эти законы любви прежде всего совершенно не считались со священными правами мужей. Они не допускали никакого лицемерия. Принимая человеческую природу такой, как она есть, законы эти должны были давать много счастья". Допуская большую свободу в делах любви, кавалеры и дамы в спорных вопросах морали и права полагались на решения судов любви. "Когда они не могли прийти к соглашению, - пишет Иоанн Нострадамус, автор "Жизнеописаний провансальских поэтов", - тогда их посылали для окончательного решения к знаменитым дамам-председательницам, которые руководили публично разбором дел в судах любви в Сине и в Пьерфе, или в Рвманене, или в других местах, и выносили приговоры…"

...

Лишь учтивость воспретила
Снять одежды смело, -
Ей сама любовь внушила
Скромность без предела.
Бернарт де Вентадорн
Вот достопамятный приговор одного из таких судов любви. На вопрос: "Возможна ли истинная любовь между лицами, состоящими в браке друг с другом?" - суд под председательством графини Шампанской вынес решение: "Мы говорим и утверждаем, ссылаясь на присутствующих, что любовь не может простирать своих прав на лиц, состоящих в браке между собою. В самом деле, любовники всем награждают друг друга по взаимному соглашению совершенно даром, не будучи к тому понуждаемы какой-либо необходимостью, тогда как супруги подчиняются обоюдным желаниям и ни в чем не отказывают друг другу по велению долга… Пусть настоящий приговор, который мы вынесли с крайней осмотрительностью и согласно мнению большого числа других дам, будет для вас истиной, постоянной и неоспоримой".

Элеонора была председательницей одного из таких судов. Она окружила себя поэтами, воспевавшими ее красоту. Поэзия была в большом почете при дворе внучки Гильома IX. "Все, что до нас дошло от этой весьма своеобразной цивилизации, - пишет Стендаль в своей книге "О любви", - сводится к стихам, и притом еще рифмованным самым причудливым и сложным образом… Был найден даже брачный контракт в стихах". Поэтому не случайно Ричард, едва создав собственный двор, населил его трубадурами. "Он привлекал их отовсюду, - с неодобрением замечает Роджер Ховденский, - певцов и жонглеров; выпрашивал и покупал льстивые их песни ради славы своего имени. Пели они о нем на улицах и площадях, и говорилось везде, что нет больше такого принца на свете".

Ричард и сам охотно слагал песни, подобно своему деду, желая быть первым и в этом славном искусстве. От его творчества, вероятно весьма обширного, сохранились только две поздние элегии, написанные одна на французском, другая на провансальском языке (тот и другой были для него родными).

На английском престоле Плантагенеты продолжили ту злополучную династию, над которой тяготело пророчество Мерлина: "В ней брат будет предавать брата, а сын - отца". Существование проклятия над семьей Анри II не вызывало сомнений у современников. "От дьявола вышли и к дьяволу придут", - предрекал при дворе Людовика VII святой Бернард; "происходят от дьявола и к нему отыдут", - вторил ему Фома Бекет. Для средневековых биографов Ричарда он был обречен с самого начала из-за "вдвойне проклятой крови, от которой он принял свой корень" (Геральд Камбрезийский). Сам Ричард верил в свою дурную кровь и неоднократно рассказывал историю о своей отдаленной бабке, графине Анжуйской, женщине "удивительной красоты, но неведомой породы". Передавали, что эта дама всегда покидала церковь, не дожидаясь пресуществления даров. Однажды, когда по повелению ее мужа четыре рыцаря хотели ее удержать, она улетела в окно и больше не возвращалась. "Неудивительно, - говорил Ричард, - что в такой семье отцы и дети, а также братья не перестают преследовать друг друга, потому что мы все идем от дьявола к дьяволу". "Разве ты не знаешь, - спрашивал Геральда брат Ричарда, принц Жоффруа, - что взаимная ненависть как бы врождена нам? В нашей семье никто не любит другого".
Семейные распри Плантагенетов были ужасны. Элеонора вечно враждовала с мужем, одно время даже державшим ее в заточении, и, поскольку Ричард был ее любимцем, ему постоянно приходилось быть настороже по отношению к отцу, беззастенчиво жертвовавшему интересами старших сыновей [Анри III, Ричард и Жоффруа] в пользу младшего, своего любимца Иоанна. Ричарду пришлось вынести от отца особенно жгучую обиду: его невесту Аделаиду, дочь Людовика VII, Анри II увез в свой замок и там обесчестил. После смерти старшего брата Ричард вынужден был силой отстаивать свои наследственные права. Вместе с французским королем Филиппом-Августом он травил Анри II по всему Туранжу, пока наконец не заставил признать себя наследником английского, нормандского и анжуйского престолов.

...

Короны есть, но нет голов,
Чтоб под короной ум блистал.
О славе дедовских гербов
Маркиз иль князь радеть не стал.
Бертран де Борн
Вечный предатель принц Иоанн поддержал Ричарда в борьбе с отцом. Покинутый всеми, сломленный физически и морально, старый король умер в своем замке Шинон. Слуги ограбили его, так что он "остался почти голым - в штанах и одной рубахе". Ричард присутствовал на его похоронах. Автор "Поэмы о Гильоме де Марешале", описывая эту сцену, не позволяет себе никаких догадок о чувствах, с какими Ричард явился на церемонию. "В его повадке не было признаков ни скорби, ни веселья. Никто не мог бы сказать, радость была в нем или печаль, смущение или гнев. Он постоял не шевелясь, потом придвинулся к голове и стоял задумчивый, ничего не говоря…" Затем, говорит поэт, позвав двух верных друзей отца, он сказал: "Выйдем отсюда" - и прибавил: "Я вернусь завтра утром. Король, мой отец, будет погребен богато и с честью, как приличествует лицу столь высокого происхождения". В этой семье смерть означала прощение. Умирая, Ричард велел похоронить себя в Фонтевро, у ног отца; здесь же, рядом с Анри, была положена Элеонора.
Может быть, хороня отца, Ричард думал о том, что теперь настал час выполнить свой обет: два года назад, находясь в возрасте Христа, он принял Крест. То, что религиозный пыл, владевший им, был вполне искренен, видно по той исключительной энергии, с которой он взялся за организацию похода.

Продолжение на моем сайте

Выражение «львиное сердце» означает мужество и рыцарскую отвагу, а образ смелого короля-рыцаря даже стал одним из стереотипов поп-культуры. В этом есть некоторая ирония, поскольку король Ричард Первый получил прозвище Львиное Сердце за звериную жестокость. Так его стали называть после того, как во время крестового похода он казнил в Акре более двух тысяч заложников, не получив за них выкупа. Но воевал Ричард Львиное Сердце много и умер от заражения раны, полученной в бою.

Вообще, за всю историю Англии со времен её завоевания норманнами лишь один английский король погиб в бою — Ричард Третий. Это произошло в 1485 году во время битвы при Босурте. Во время этого решающего сражения один из союзников короля перешел на сторону его противника, графа Ричмонда. Положение Ричарда Третьего стало критическим и он воспользовался последним шансом, чтобы выиграть битву — попытался сам убить графа Ричмонда. Эта фантастическая попытка была близка к успеху: проявив чудеса храбрости и одолев нескольких противников, Ричард Третий прорвался к Ричмонду, убил стоявшего рядом с ним знаменосца, но был сам убит.

Именно в этот кульминационный момент в хронике Шекспира «Ричард Третий» и произносится одна из самых известных фраз в мировой литературе: «A horse! a horse! my kingdom for a horse!» — «Коня! Коня! Всё царство за коня!». Чтобы понять смысл этой фразы, прочитаем сцену, где она звучит.

Сцена 4
Другая часть поля

Шум битвы. Входит Норфолк с войсками.
К нему обращается Кэтсби.

КЭТСБИ
На помощь, добрый Норфолк, помогите!
Король творит отвагой чудеса,
Стремясь любой опасности навстречу.
Повержен конь, он пешим бой ведет
И к Ричмонду стремится в глотке смерти.
Спасите, лорд, иначе всё пропало.

Шум битвы. Входит король Ричард.

КОРОЛЬ РИЧАРД
КЭТСБИ
Бегите, сир! Вас проведу к коню.
КОРОЛЬ РИЧАРД
Раб! Жизнь свою на кон бросая,
Перед костями смерти устою.
Шесть ричмондов, я думаю, на поле.
Я пятерых сразил, но не его.
Коня! Коня! Всё царство за коня!

Уходят

Что же нужно Его Величеству? Кэтсби думает, король хочет сбежать. Это, безусловно, не так: король говорит, что не боится сражаться в решающий момент.

Чтобы понять значение фразы «Коня! Коня! Всё царство за коня!», надо учесть, что язык Шекспира богат всевозможными литературными изысками. К примеру, что означают слова: «Шесть ричмондов, я думаю, на поле. Я пятерых сразил, но не его.»? О каких шести ричмондах идёт речь? Дело в том, что в пятнадцатом веке дворян высокого ранга было легко отличить в бою: они сражались в доспехах и верхом. Поэтому, говоря о шести ричмондах, Ричард имеет в виду шесть тяжеловооруженных рыцарей в неприятельском войске. Один из этих шести рыцарей — граф Ричмонд, но во время боя, конечно же, их непросто различить между собой. В то же время, отличить их от всех остальных не составлят труда — это всадники. И теперь становится понятен смысл фразы Ричарда: ему нужен не конь, а всадник! Он хочет сразиться с последним, шестым всадником, который и должен быть графом Ричмондом.

Здесь дважды Шекспир использует один и тот же литературный приём: называет целое по его части. Так, ричмондами названы шесть всадников, только один из которых Ричмонд, а конём назван всадник. Этот приём называется «синекдоха» и часто встречается в самых разных случаях. К примеру, клинком называют меч, кровом — дом, лицом — человека и. т. п.

Распространено мнение, что король ищет коня для того, чтобы продолжить бой верхом. Это значит, что в критический момент, оставшись посреди боя без коня, Ричард пробиваетя из «глотки смерти» в свой лагерь, чтобы там найти (если повезёт) коня, а после этого вернуться в сражение, чтобы убить Ричмонда. Выглядит это сомнительно для реального сражения и уж совсем маловероятно для сверхплотной развязки шекспировской драмы. Гораздо характернее для такого персонажа, как Ричард, желание рискнуть всем и попытаться пешим пробиться к последнему всаднику. Кроме того, Ричард говорит Кэтсби, что устоит (в оригинале stand) — в этом есть намек на то, что он продолжит бой пешком.

Еще одна интересная игра слов встречается во фразе: «Раб! Жизнь свою на кон бросая, // Перед костями смерти устою.» Здесь обыгрывается двойное значение слова «кости»: символ смерти и игральные кости. В оригинале эта игра слов построена на двойном значении слова «die»: как глагол, оно значит «умирать», а как существительное — «игральная кость».

Забавный случай связан с экранизацией «Ричарда Третьего» 1952-го года. Этот фильм вошёл в историю шоу-бизнеса США, как первый полнометражный художественный фильм, показанный по телевидению до проката в кинотеатрах. Ричарда Третьего сыграл великий актёр Лоуренс Оливье. Говорят, актёра чуть не хватил удар, когда в первой же рекламной паузе он услышал, что какой-то автомобиль обладает большей мощностью, чем все кони в этом фильме, вместе взятые.

Оригинал

SCENE 4
Another part of the field

Alarum; excursions. Enter NORFOLK and forces; to him CATESBY

CATESBY
Rescue, my Lord of Norfolk, rescue, rescue!
The King enacts more wonders than a man,
Daring an opposite to every danger.
His horse is slain, and all on foot he fights,
Seeking for Richmond in the throat of death.
Rescue, fair lord, or else the day is lost.

Alarums. Enter KING RICHARD

KING RICHARD

CATESBY
Withdraw, my lord! I’ll help you to a horse.
KING RICHARD
Slave, I have set my life upon a cast
And I will stand the hazard of the die.
I think there be six Richmonds in the field;
Five have I slain to-day instead of him.
A horse! a horse! my kingdom for a horse!

Exeunt

8 сентября 1157 г., в семье Генриха II Английского и Алиеноры Аквитанской на свет появилось странное существо. «Рыцарь с сердцем льва и с головой осла». Именно так Карл Маркс, видный публицист своего времени, через много лет охарактеризует фигуру короля Англии: Ричарда Львиное сердце.

Определение хлёсткое. И тому образу Ричарда, что сложился в массовой культуре, не соответствует ни капельки. В самом деле: чем же славен этот человек? Первый ассоциативный ряд простой. Прежде всего — один из самых ярких героев эпохи Крестовых походов. Затем — король Англии. И не просто король, а оставивший по себе в народе самые радужные воспоминания: и тебе справедливый, и честный, и заступник. Наконец, приятель и покровитель знаменитого «благородного разбойника», непревзойдённого лучника Робин Гуда.

Однако масскульт на то и масскульт, что правды в нём немного. Начнём с того, что знаменитый лучник Робин Гуд, грабивший богатых и делившийся с бедными, если и существовал, то спустя как минимум триста лет после смерти Ричарда. С остальным придётся разбираться подробнее.

Третий крестовый поход, одним из участников которого был Ричард, планировался как реванш. К тому моменту главное, из-за чего и затевался глобальный проект «Вернём Гроб Господень в руки христиан», было утрачено. Иерусалим заняли мусульмане и уходить оттуда не собирались. Забегая вперёд, скажем, что так и не ушли, несмотря на весь героизм Ричарда и его товарищей. Сам король-рыцарь до смерти чувствовал вину за то, что так и не смог «вырвать Святой город из рук врага Креста».

Впрочем, на Святой земле ему удалось кое-что ещё. В частности, он заработал там своё прозвище, с которым вошёл в историю. Воображению рисуются романтические подвиги, где наш герой один бьётся с сотней мусульман и побеждает. Кое-что похожее действительно было. Вот как описывает сражающегося короля «Хроника Амбруаза»: «Ричард дал шпоры коню и кинулся, с какой мог быстротой, поддержать первые ряды. Летя скорее стрелы на своём коне Фовеле, равных которому нет на свете, он напал на массу врагов с такой силой, что они были совершенно сбиты, и наши всадники выбросили их из седла. Храбрый король, колючий, точно ёж, от стрел, впившихся в его панцирь, преследовал их, и вокруг него, спереди и сзади, открывался широкий путь, устланный мертвыми сарацинами. Турки бежали, как стадо скота».

Красиво. Но «Львиное сердце» — это вовсе не о таких историях, которых и впрямь хватало. Прозвище он получил за один-единственный эпизод, связанный с взятием Акры.

Осада Акры. репродукция

Собственно, взятия как такового не было. Была почётная сдача города. После долгой и нудной осады противник Ричарда, султан Салах ад-Дин , прислал ключи от крепости. Всё как полагается. Полагался после этого и обмен пленными. Когда уже на сороковой день после капитуляции города Ричард понял, что пленных христиан он не дождётся, было сделано следующее: 2700 мусульман вывели за стены Акры. И на виду у отрядов султана их хладнокровно перерезали. За этот поступок мусульмане сначала прозвали короля «Каменное сердце». Потом, правда, узнали подробности: «обозные слуги, бедняки, курды, вообще все незначительные люди, в том числе женщины и дети» были отпущены Ричардом без выкупа. Тогда уже прозвище сменилось на знакомое нам. Что справедливо: лев иногда бывает жесток без меры, но подлости от него ждать не приходится.

Победоносный Саладин. репродукция/ Гюстав Доре

Тот поход вообще запомнился каким-то невероятным количеством преданий, связанных с рыцарским отношением к противнику. Скажем, в битве при Яффе, которую крестоносцы выиграли, под Ричардом убили лошадь. Его противник, брат султана Саладина Малик аль-Адиль , послал королю коня: «Мой враг такого высокого рода не должен сражаться пешим!»

Со своей стороны Ричард не чурался мусульман. Того же аль-Адиля он принимал у себя в стане: «Король Англии встретил его в своём шатре самым почётным образом, после чего проводил к себе и велел подавать ему те из блюд, которые считаются у этого народа особенно приятными и желанными. Аль-Адиль откушал этих блюд, а король со своими спутниками ел кушанья, предложенные аль-Адилем. Их беседа затянулась далеко за полдень, а расстались они, заверяя один другого в совершенной дружбе и искренней привязанности».

Ричард и Саладин. репродукция

Тогда же королю пришла в голову чуть ли не единственная здравая и оригинальная мысль за всю его жизнь. Он даже разработал проект, который мог решить дело насчёт Иерусалима и вообще христианских святынь миром. И этот мир мог устроить всех. Мысль проста. У короля есть сестра, Жанна Прекрасная , бывшая королева Сицилии. У султана Саладина есть брат Малик, с которым Ричард уже пировал. Вот если бы их поженить? Они могли бы совместно управлять всем палестинским побережьем. А жили бы в Иерусалиме, властвуя над образовавшимся христиано-мусульманским владением, и такой тандем позволил бы латинскому духовенству беспрепятственно совершать богослужения у Пресвятой Усыпальницы Господней, тогда как мусульмане могли бы продолжать молиться в своих мечетях.

Ричард Львиное Сердце и Джоанна встречают короля Франции Филиппа II Августа. репродукция

Саладину проект неожиданно понравился. Его брату — тоже. В ужасе от брака с мусульманином была только сама Жанна Прекрасная. Дело так и не срослось.

Не срастались дела у английского короля и в Англии. Что неудивительно. Английского языка он не знал. В Англии за 10 лет формального правления он провёл от силы полгода. Делами английскими не интересовался, хотя и давал при восшествии на престол клятву: «Творить праведный суд вверенному мне народу, истреблять дурные законы и извращённые обычаи, буде таковые отыщутся в моём королевстве, и охранять добрые».

А вот деньги требовал. И немалые. Подвиги в Святой земле обходились весьма и весьма дорого. Другое дело, что сбором так называемой «саладиновой десятины» руководил брат короля, Иоанн, прославленный в народных песнях как «Жадный Джон». Сам же Ричард, озабоченный не процветанием Англии, а войной в Сирии, остался в памяти как король «добрый». И не только в народной. Официальный хронист оставил о Ричарде Львиное сердце такую запись: «Итак, сын, взойдя над горизонтом, продолжил добрые труды своего отца, прекращая те, что были дурны. Тех, кого отец обездолил, сын восстановил в их былых правах. Сосланных вернул из изгнания. Закованных отцом в железа, сын отпустил целыми и невредимыми. Тех, кому отец определил различные кары во имя правосудия, сын помиловал во имя благочестия».