Римско католический приход матери божией лурдской. Католическая церковь лурдской божией матери. Храм с удивительной историей

Фото: Католический храм Лурдской Божией Матери

Фото и описание

Храм Лурдской Божией Матери - один из римско-католических храмов в Петербурге, расположен в Ковенском переулке. С этой церковью связано множество важных событий истории католической общины Санкт-Петербурга и Российской Католической Церкви в целом. В течение долгого времени храм был одним из двух в России и единственным в городе действующим католическим храмом. Здесь в 1926 г. был тайно хиротонирован Апостольский Администратор Ленинграда в трудные революционные годы, отец Антоний Малецкий. В 60-ые гг. ХХ века одним из прихожан церкви Лурдской Божией Матери был Тадеуш Кондрусевич, который впоследствии стал митрополитом и главой Католической Церкви в России. С 90-х гг. здесь не раз проходили церемонии рукоположения в пресвитеры и диаконы и обряды возобновления монашеских обетов членами различных конгрегаций и орденов.

История храма Лурдской Божией Матери началась еще с 1891 года, когда французы-католики, являющиеся членами общины церкви святой Екатерины, обустроили в церкви святой Екатерины Александрийской небольшую часовню. Основной святыней этой часовни стала статуя Девы Марии, которую привезли из Лурда. В то время культ Девы Марии Лурдской был уже широко распространен в Католической Церкви.

19 октября 1898 г. Николаем II было дано высочайшее соизволение на строительство и содержание еще одной католической церкви в Петербурге. Сразу после этого был начат сбор средств и поиск участка под строительство храма. В конце 1900 года французской общиной был приобретен участок в Ковенском переулке между доходным домом и экипажной фабрикой Карла Крюммеля. Проект будущего храма Божией Матери был заказан у Л.Н. Бенуа, сына известного архитектора высочайшего двора, Н.Л. Бенуа, который являлся синдиком католической общины С-Петербурга.

Храм был заложен 29 декабря 1903 года. Все строительные работы велись исключительно на пожертвованные средства и доходы от лотереи. И поскольку этих денег постоянно не хватало, работы по строительству церкви были приостановлены, а проект с целью удешевления строительства был переработан заново. Новый проект Л.Н. Бенуа разрабатывал вместе с М.М. Перетятковичем. К осени 1909 года строительство здания храма Божией Матери завершилось. Освящение храма состоялась 22 ноября (5 декабря по новому стилю) 1909 г.

Храм выполнен в традициях романской архитектуры с использованием некоторых элементов северного модерна. Основной массив здания венчает тридцатиметровая четырёхгранная башня-колокольня из двух ярусов с гранёным куполом. Щипцовый фронтон завершает фасад, облицованный грубоколотым гранитом. Церковный свод церкви - из железобетона. При постройке церкви использовался финский гранит, который остался от строительства Троицкого моста, предоставленный французской строительной компанией «Батиньоль». Цемент поставлялся заводом «Железобетон».

Внутреннее убранство церкви представлено большими морскими раковинами на входе, стояниями Крестного Пути, большой и малой люстрами, скульптурным убранством, в т.ч. мраморным бюстом Иисуса Христа, выполненным Федоровым. Первоначально в качестве надалтарного образа выступала копия Мадонны Рафаэля. Позднее, в 1916 году она была заменена на картину кисти Э.К. Липгарта, которая изображает Богородицу с младенцем на руках, архангела Михаила и других святых.

В начале XX века французская церковь в честь Божией Матери – Нотр-Дам-де-Франс – была шестым католическим храмом Петербурга. В период же с 1938 по 1992 г. церковь была единственным действующим католическим храмом в Санкт-Петербурге. Даже в советский период церковь в Ковенском переулке не была закрыта. Лишь в период с июля 1941 г. по август 1945 г., богослужения здесь не совершались. Во время Великой Отечественной войны храму посчастливилось избежать тяжелых разрушений.

В конце 40-х гг. и конце 60-х в церкви производились капитальные ремонты. Своды церкви и стены, а также алтарная часть были расписаны латвийскими мастерами. Колонны обработали под искусственный мрамор. В 1957 г. в бывшей церкви евангелической больницы, что на Лиговском проспекте, был приобретен немецкий орган Валкер, который после окончания капитального ремонта установили на хорах. В 1958 г. было написано новое надалтарное полотно «Вручение Иисусом Христом ключей от церкви святому апостолу Петру» (художник Захаров).

В 90-х гг. был произведен монтаж звукоусилительного оборудования, установлен новый алтарь, расчищен цокольный этаж, установлены мозаичные витражи (авт. И. и М. Байковы). А 22 ноября 2009 прошло торжественное освящение храма в честь его 100-летия.

Храм Лурдской Божией Матери - римско-католическая церковь в Санкт-Петербурге.

Храм Лурдской Божией Матери построен в 1909 году для нужд французской католической общины. Освящен 5 декабря 1909 года епископом Иоанном Цепляком. С 1938 по 1992 годы этот храм оставался единственной действовавшей католической церковью в Санкт-Петербурге.

Храм построен в формах романского зодчества с использованием элементов северного модерна. На основном массиве здания покоится тридцатиметровая двухъярусная четырёхгранная башня-колокольня, увенчанная гранёным куполом. Облицованный грубоколотым гранитом фасад завершён щипцовым фронтоном. Свод церкви выполнен из железобетона.


Внутреннее убранство составляют большие морские раковины при входе, 14 стояний крестного пути, большая и малая люстры, скульптурное убранство в том числе мраморный бюст Иисуса Христа работы Фёдорова. Первым надалтарным образом была копия Мадонны Рафаэля. В 1916 году её заменила картина, написанная Э. К. Липгартом, изображающая Богородицу с Младенцем, архангела Михаила и ряд французских святых.

В конце 1940-х и конце 1960-х годов в храме производился капитальный ремонт. Колонны были обработаны под искусственный мрамор, приехавшие из Латвии мастера расписали стены и своды церкви и алтарной части. На фото - вход в храм

В 1957 году для нужд храма Лурдской Божией Матери в бывшей церкви при евангелической больнице был приобретен орган немецкой фирмы Валкер, после капитального ремонта он был установленный на хорах.

В 1958 году художником Захаровым написан новый, вероятнее всего на обратной стороне прежнего, надалтарный образ «Вручение Иисусом Христом ключей от Церкви святому апостолу Петру».

В 1981 году был отреставрирован интерьер часовни Лурдской Богоматери.

В 1990-х годах был проведён капитальный ремонт церкви, расчищен цокольный этаж, установлен новый алтарь, лавки, мозаично-расписные витражи, побелены стены, смонтирована звукоусилительная аппаратура, значительно перестроен приходской дом.

22 ноября 2009 года община торжественно отметила столетие освящения храма Лурдской Божией Матери .

 /   / 59.93694; 30.35667 (G) (Я) Конфессия католицизм Епархия Матери Божией Автор проекта Л. Н. Бенуа и М. М. Перетяткович Строительство - годы Статус Объект культурного наследия РФ № 7810541000 Состояние действующий Сайт Церковь Лурдской Божией Матери на Викискладе К:Википедия:Ссылка на Викисклад непосредственно в статье Координаты : 59°56′13″ с. ш. 30°21′24″ в. д.  /  59.93694° с. ш. 30.35667° в. д.  / 59.93694; 30.35667 (G) (Я)

Храм Лу́рдской Бо́жией Ма́тери - католический храм в Литейном округе Санкт-Петербурга . Построен в 1903-1909 годах для нужд французской католической общины по проекту архитекторов Л. Н. Бенуа и М. М. Перетятковича . Освящён 5 декабря (22 ноября по старому стилю) 1909 года епископом Иоанном Цепляком . С 1938 по 1992 год храм оставался единственной действовавшей католической церковью в Ленинграде.

Архитектура

На основном массиве здания покоится тридцатиметровая двухъярусная четырёхгранная башня-колокольня, увенчанная гранёным куполом. Облицованный грубоколотым гранитом фасад завершён щипцовым фронтоном . Свод церкви выполнен из железобетона .

Первоначально Л. Н. Бенуа сделал эскиз базилики в романском стиле в три нефа с трансептом , но очень небольших размеров, с башней, затейливым входом и небольшим домиком сбоку - жильем для священника. Стилизованные разновеликие объемы должны были составлять живописную динамичную группу. Для облицовки здания архитектор предполагал использовать кирпич и природный камень. Однако в 1903 году в связи с окончанием строительства Троицкого моста через Неву администрация фирмы «Батиньоль», построившей мост, предоставила церкви значительное количество неиспользованного гранита. Это обстоятельство заставило архитектора принципиально переработать проект. Новый вариант разрабатывался в соавторстве с М. М. Перетятковичем. Бенуа изменил систему строения и вместо трех нефов, требующих установки колонн, арок и прочего, предложил сделать один железобетонный свод. Имеющийся гранит решили использовать на облицовку. В результате возник выразительный стилизованный объем как бы вросших друг в друга частей. Архитекторы придали костелу черты южнофранцузского романского стиля, не избежав при этом сильного влияния северного модерна . Облик здания больше напоминает о произведениях лидера этого направления Элиэля Сааринена , чем о средневековой Франции.

Внутреннее убранство составляют большие морские раковины для воды при входе, 14 стояний крестного пути Иисуса Христа , большая и малая люстры, скульптурное убранство в том числе мраморный бюст Иисуса Христа работы Фёдорова. Первым надалтарным образом была копия Мадонны Рафаэля . В 1916 году её заменила картина, написанная Э. К. Липгартом , изображающая Богородицу с младенцем, архангела Михаила и ряд французских святых. Духовой орган в неоготическом стиле на 20 регистров, изготовленный в 1910 году немецкой органостроительной фирмой «E. F. Walcker», был установлен в храме в 1957 году .

История

В конце 1940-х и конце 1960-х годов в храме производился капитальный ремонт. Колонны были обработаны под искусственный мрамор, приехавшие из Латвии мастера расписали стены и своды церкви и алтарной части.

Настоятели и администраторы

  • о. Амвросий Кюни, ОР (1901-1903)
  • о. Жан Амодрю , ОР (1903-1935, с 1935 г. епископ)
  • о. Мишель Флоран , ОР (1935-1941)
  • о. Иосиф Казлас (1945-1963)
  • о. Франц Сидарс (1963-1966)
  • о. Иосиф Павилонис (1966-1991)
  • о. Павел Одиньш, ОFM (1991-2002)
  • о. Дмитрий Мишенев (2001-2002 администратор , прихода, с 2002 по 2007 - настоятель)
  • о. Игорь Чабанов (с января по август 2007 администратор прихода)
  • о. Сергей Альхимёнок (с августа 2007)

См. также

Напишите отзыв о статье "Храм Лурдской Божией Матери (Санкт-Петербург)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Храм Лурдской Божией Матери (Санкт-Петербург)

– Ну, давайте скорее. Борис, идите сюда, – сказала Наташа. – А где же Соня?
Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней.
Вбежав в Сонину комнату и не найдя там свою подругу, Наташа пробежала в детскую – и там не было Сони. Наташа поняла, что Соня была в коридоре на сундуке. Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения дома Ростовых. Действительно, Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными плечиками. Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились.
– Соня! что ты?… Что, что с тобой? У у у!…
И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала. Соня хотела поднять голову, хотела отвечать, но не могла и еще больше спряталась. Наташа плакала, присев на синей перине и обнимая друга. Собравшись с силами, Соня приподнялась, начала утирать слезы и рассказывать.
– Николенька едет через неделю, его… бумага… вышла… он сам мне сказал… Да я бы всё не плакала… (она показала бумажку, которую держала в руке: то были стихи, написанные Николаем) я бы всё не плакала, но ты не можешь… никто не может понять… какая у него душа.
И она опять принялась плакать о том, что душа его была так хороша.
– Тебе хорошо… я не завидую… я тебя люблю, и Бориса тоже, – говорила она, собравшись немного с силами, – он милый… для вас нет препятствий. А Николай мне cousin… надобно… сам митрополит… и то нельзя. И потом, ежели маменьке… (Соня графиню и считала и называла матерью), она скажет, что я порчу карьеру Николая, у меня нет сердца, что я неблагодарная, а право… вот ей Богу… (она перекрестилась) я так люблю и ее, и всех вас, только Вера одна… За что? Что я ей сделала? Я так благодарна вам, что рада бы всем пожертвовать, да мне нечем…
Соня не могла больше говорить и опять спрятала голову в руках и перине. Наташа начинала успокоиваться, но по лицу ее видно было, что она понимала всю важность горя своего друга.
– Соня! – сказала она вдруг, как будто догадавшись о настоящей причине огорчения кузины. – Верно, Вера с тобой говорила после обеда? Да?
– Да, эти стихи сам Николай написал, а я списала еще другие; она и нашла их у меня на столе и сказала, что и покажет их маменьке, и еще говорила, что я неблагодарная, что маменька никогда не позволит ему жениться на мне, а он женится на Жюли. Ты видишь, как он с ней целый день… Наташа! За что?…
И опять она заплакала горьче прежнего. Наташа приподняла ее, обняла и, улыбаясь сквозь слезы, стала ее успокоивать.
– Соня, ты не верь ей, душенька, не верь. Помнишь, как мы все втроем говорили с Николенькой в диванной; помнишь, после ужина? Ведь мы всё решили, как будет. Я уже не помню как, но, помнишь, как было всё хорошо и всё можно. Вот дяденьки Шиншина брат женат же на двоюродной сестре, а мы ведь троюродные. И Борис говорил, что это очень можно. Ты знаешь, я ему всё сказала. А он такой умный и такой хороший, – говорила Наташа… – Ты, Соня, не плачь, голубчик милый, душенька, Соня. – И она целовала ее, смеясь. – Вера злая, Бог с ней! А всё будет хорошо, и маменьке она не скажет; Николенька сам скажет, и он и не думал об Жюли.
И она целовала ее в голову. Соня приподнялась, и котеночек оживился, глазки заблистали, и он готов был, казалось, вот вот взмахнуть хвостом, вспрыгнуть на мягкие лапки и опять заиграть с клубком, как ему и было прилично.
– Ты думаешь? Право? Ей Богу? – сказала она, быстро оправляя платье и прическу.
– Право, ей Богу! – отвечала Наташа, оправляя своему другу под косой выбившуюся прядь жестких волос.
И они обе засмеялись.
– Ну, пойдем петь «Ключ».
– Пойдем.
– А знаешь, этот толстый Пьер, что против меня сидел, такой смешной! – сказала вдруг Наташа, останавливаясь. – Мне очень весело!
И Наташа побежала по коридору.
Соня, отряхнув пух и спрятав стихи за пазуху, к шейке с выступавшими костями груди, легкими, веселыми шагами, с раскрасневшимся лицом, побежала вслед за Наташей по коридору в диванную. По просьбе гостей молодые люди спели квартет «Ключ», который всем очень понравился; потом Николай спел вновь выученную им песню.
В приятну ночь, при лунном свете,
Представить счастливо себе,
Что некто есть еще на свете,
Кто думает и о тебе!
Что и она, рукой прекрасной,
По арфе золотой бродя,
Своей гармониею страстной
Зовет к себе, зовет тебя!
Еще день, два, и рай настанет…
Но ах! твой друг не доживет!
И он не допел еще последних слов, когда в зале молодежь приготовилась к танцам и на хорах застучали ногами и закашляли музыканты.

Пьер сидел в гостиной, где Шиншин, как с приезжим из за границы, завел с ним скучный для Пьера политический разговор, к которому присоединились и другие. Когда заиграла музыка, Наташа вошла в гостиную и, подойдя прямо к Пьеру, смеясь и краснея, сказала:
– Мама велела вас просить танцовать.
– Я боюсь спутать фигуры, – сказал Пьер, – но ежели вы хотите быть моим учителем…
И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке.
Пока расстанавливались пары и строили музыканты, Пьер сел с своей маленькой дамой. Наташа была совершенно счастлива; она танцовала с большим, с приехавшим из за границы. Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая. У нее в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приняв самую светскую позу (Бог знает, где и когда она этому научилась), она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер, говорила с своим кавалером.
– Какова, какова? Смотрите, смотрите, – сказала старая графиня, проходя через залу и указывая на Наташу.
Наташа покраснела и засмеялась.
– Ну, что вы, мама? Ну, что вам за охота? Что ж тут удивительного?

История возникновения в Санкт-Петербурге храма Божией Матери Лурдской берёт своё начало с обустройства в 1891 г. в церкви св. Екатерины Александрийской усилиями французов-католиков , бывших в то время частью многонациональной общины ц. св. Екатерины, небольшой часовни в честь Девы Марии Непорочного Зачатия. Главной святыней часовни являлась небольшая статуя Девы Марии , привезённая из Лурда. Культ Девы Марии Лурдской , основанием которому стали провозглашение в 1854 г. догмата о Непорочном Зачатии Богородицы и явления Божией Матери в Лурде в 1858 г., был к тому времени уже широко распространён во всей Католической Церкви .

В преддверии 50-летнего юбилея лурдских явлений петербургская община французов-католиков вновь обратилась к царскому правительству с просьбой о разрешении строительства в городе ещё одного католического храма в честь Божией Матери . Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано Николаем II 19 октября 1898 г. Усилия французской католической общины были поддержаны также Могилёвским митрополитом Симоном Козловским и тогдашним послом Франции в Российской империи маркизом де Монтобелло.

Сразу после получения от властей разрешения на строительство храма, был начат сбор пожертвований среди французов-католиков , а также поиск подходящего участка земли под здание храма. К концу августа 1900 г. участок был найден, и 24 ноября того же года в конторе петербургского нотариуса Владимира Петровича Бабичева на него была оформлена купчая в 67.000 рублей. При оформлении купчей присутствовали: о. Амвросий Кюни, ОP (духовный попечитель французской католической общины ц. св. Екатерины), Август Гютине и Георгий Ложье (синдики общины). Приобретённый французской общиной участок земли ранее принадлежал купцу I-ой гильдии В. Т. Максимову. Площадь участка составляла 270,2 кв. сажени и находился он по адресу: Литейная часть, 2-ой участок по Ковенскому переулку под № 299 (по табелям участков земли 1900 г.) и № 7 (по полицейскому реестру). С левой стороны от участка возвышался доходный пятиэтажный дом (ныне Ковенский пер., д.9), а с правой располагалась экипажная фабрика Карла Крюммеля (ныне Ковенский пер., д.5).

К декабрю 1900 г. в одной из деревянных построек, находившихся на купленной земле, французская община обустроила временную часовню. Архитектурный проект часовни был выполнен членом общины, инженером французского строительного общества «Батиньоль» Оскаром Иосифовичем Тибо-Бриньолем (1850-1903). Часовня была освящена 29 декабря 1900 г. в честь Божией Матери духовным попечителем общины о. Амвросием Кюни, ОP. Одновременно община обратилась в Могилёвскую Консисторию с просьбой о регистрации нового католического прихода . В 1 января 1901 г. новый, так называемый «французский» приход был зарегистрирован, а его настоятелю — о. Амвросию Кюни, ОP — выданы метрические книги.

Проект каменного здания церкви Божией Матери был заказан французской общиной у архитектора Леонтия Николаевича Бенуа (1856-1928), сына известного петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора (с 1859 г.), академика Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898), который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга . Первоначальный план, составленный к 1902 г., предусматривал строительство трёхнефной базилики в романском стиле с использованием элементов северного модерна. План храма и жилого дома при нём, предназначавшегося для священнослужителей, был утверждён 3 марта 1903 г. строительно-техническим отделением Министерства иностранных дел. Закладка фундамента новой церкви состоялась 29 декабря 1903 г.

Строительство церкви осуществлялось исключительно на пожертвования членов французской общины и доходы от лотереи. Значительная помощь была оказана французским строительным обществом «Батиньоль», которое предоставило общине большое количество финского гранита, оставшегося от постройки Троицкого моста, и заводом «Железобетон», поставившего цемент.

Несмотря на все усилия французской общины, средств для ведения строительства постоянно не хватало. Это обстоятельство стало главной причиной приостановки работ по возведению храма и переработке архитектурного проекта. Новый вариант был разработан Л. Н. Бенуа в соавторстве с Марьяном Марьяновичем Перетятковичем (1872-1916), который изменил проект в сторону его удешевения.

Второй этап строительства храма начался в 1907 г. К этому времени сменился настоятель прихода: вместо о. Амвросия Кюни, ОP, духовным попечителем французской общины стал о. Жан-Батист Морис Амодрю, ОП. Непосредственным руководителем строительных работ был назначен инженер Сергей Николаевич Смирнов. К осени 1909 г. строительство каменного здания церкви Божией Матери было завершено. Церемония освящения нового храма состоялась 22 ноября (по новому стилю 5 декабря) 1909 г. Освящение совершил епископ-суффраган Могилёвской митрополии и председатель Духовной Коллегии Иоанн Цепляк. Связано это было с тем, что архиепископ Аполинарий Внуковский, возглавлявший Могилевскую митрополию в 1908-1909 гг., умер 21.05.1909 года, а новый митрополит, которым позднее станет архиепископ Викентий Ключинский, еще не был назначен. На церемонии освящения присутствовали члены дипломатического корпуса и представители властей города. Французская церковь во имя Божией Матери — ц. Notre Dame de France — стала шестым по счету приходским храмом католической общины Петербурга .

В советский период храм в Ковенском переулке не был закрыт, если не считать нескольких месяцев с января по июнь 1923 г., а также периода с июля 1941 по август 1945 г., когда богослужения в нём не совершались. В годы Великой отечественной войны и блокады храму удалось избежать серьёзных разрушений.

С храмом в Ковенском переулке связан целый ряд важных событий, как из истории католической общины Петербурга , так и всей католической Церкви в России. Долгие годы именно он был единственным в городе и одним из двух на территории России действующим католическим храмом . Именно здесь 1 сентября 1926 года епископом Мишелем де Эрбиньи был тайно хиротонирован о. Антоний Малецкий, Апостольский Администратор Ленинграда в трудные годы революционного преобразования российского общества. В 1935 г. епископом католической Церкви также с правами Апостольского Администратора Ленинграда становится о. Жан-Батист Морис Амодрю, ОP, многолетний настоятель храма Божией Матери . С 1964 по 1970 гг. одним из прихожан храма был и Тадеуш Кондрусевич, будущий митрополит и глава католической Церкви в России с 1989 по 2007 гг. В постсоветский период настоятели именно этого храма чаще всего возглавляли структурные региональные подразделения католической Церкви на Северо-западе. Начиная с 1990-х гг. в храме неоднократно проходили церемонии рукоположения в диаконы и в пресвитеры католической Церкви , а также церемонии возобновления обетов членами монашеских орденов и конгрегаций.

С пастырскими и ознакомительными визитами этот храм не раз посещали высшие иерархи католической Церкви . Среди них кардиналы Юлий Вайводс (1963 г.), Франтишек Томашек (1978 г.), Джордж Безил Хьюм (апрель 1992 г. и октябрь 1994 г.), Джон Буковский (октябрь 1995 г.), Дарио Кастриллионе Хойоса (апрель 2000 г.), Поль Пупар (октябрь 2000 г.), Зенон Грохолевский (декабрь 2003 г.), Ренато Мартино (ноябрь 2005 г.). Архиепископы Франческо Пио Тамбуррино (апрель 2003 г.), Тадеуш Кондрусевич (регулярно, начиная с 1991 по 2007 гг.), Паоло Пецци (регулярно, начиная с 2007 г.). Епископы Петр Стродс (неоднократно в течение 1953-1958 гг.), Юлиан Степонавичюс (сентябрь 1960 г.), Ежи Домбровский (апрель 1990 г.), Иосиф Верт (октябрь 1995 г. и февраль 2001 г.), Ян Павел Ленга (октябрь 1995 г.), Эдвард Озоровский (апрель 2001 г.), Антоний Длугош (май 2002 г.).

С середины 1990-х гг. в храме пребывали несколько чтимых католиками всего мира святынь: статуя Девы Марии Фатимской, привезенная из Португалии (6-7.11.1997 г.), ковчег с нетленными мощами св. Терезы из Лизьё (Франция) (5-8.03.1998 г.), икона Божией Матери «Престол Мудрости» (Греция) (апрель 2004 г.).