Рогир ван дер вейден произведения. Рогир ван дер Вейден (он же Роже де ла Пастур, он же Жора Луговой). Снятие с креста


Рогир ван дер Вейден. «Портрет дамы». Ок. 1460, Вашингтон, Национальная галерея искусств.

Вуаль, которую, как правило, носили, чтобы скрыть чувственность плоти, здесь благодаря своей модной прозрачности, создает прямо противоположный эффект. Левое ухо, возможно, нарисовано слишком высоко (парралельно глазам, а не носу) - чтобы придать плавность нижней линии правой стороны вуали.


С произведением Рогира ван дер Вейдена ранняя нидерландская портретная живопись ступила на следующую ступень своего развития. Считается, что Рогир был отдан учеником в мастерскую Робера Кампена в Турне, в 1432 году вступив как мастер в Гильдию художников.

Он получил должность официального живописца города Брюсселя в 1436 году. Его работы для города включали картины на тему справедливости для судебной палаты в мэрии. Помимо казенных заказов, его нанимали делать большое число портретов, обычно выдающихся патронов бургундского двора (герцог Филипп Добрый, его сын герцог Карл Смелый, Филипп де Круа, «Великий бастард Бургундский», Франческо д"Эсте, Николя Ролен и т.п.).

Рогир ван дер Вейден. "Лука Евангелист, пишущий Мадонну". Предполагают, что в образе апостола художник изобразил себя. Картина явно придумана под впечатлением от "Мадонны канцлера Ролена" ван Эйка, о которой .

Если Ян ван Эйк воспроизводил текстуру кожи модели в микроскопических деталях, на манер номиналистической философии своего времени ища метод ухватить уникальные, неповторимые черты каждого изображенного, какими бы грубыми или уродливыми они ни выходили, то Рогир подчеркивает социальный статус своих моделей, в особенности через портретирование рук и лица. Ранг подчеркивается, в первую очередь (как и в случае с ван Эйком), с помощью роскошных одежд и геральдических или символических атрибутов.

Но Рогир портреты стилизует - он, например, внимателен, к резко контрастным контурам губ и носа, он акцентирует гибкость конечностей - так идеализирует натурщиков, придавая им большую утонченность. В то время, как ван Эйк показывает природу «сырую», какой она есть, Рогир улучшает физическую реальность, цивилизуя и рафинируя Природу и человеческую форму с помощью своей кисти.

Женский портрет (Берлин) предположительно изображает жену художника

Его поясной трехчетвертной «Портрет дамы» (Вашингтон) служит к иллюстрации этого утверждения. Ее узкое лицо и большой, тщательно подогнанный головной убор, прикрывающий уши и брови, изображен на нейтрально-темном, двумерном фоне. Ее волосы, плотно зачесанные назад на высокий лоб, и удерживаемые черной канвой ее орнаментального боннета, оттягивают уголки ее глаз наверх, на свет. Вуаль, которую как правило носили, чтобы скрыть чувственность плоти, здесь благодаря своей модной прозрачности, создает противоположный эффект.

В отличие от мужских моделей Рогира, женщины на его портретах опускают взгляды вниз в знак целомудрия и скромности. Единственное исключение из этого правила - его ранний женский портрет 1435 года (Берлин, илл. с. 40), предположительно изображающий жену художника.

Как и в большинстве поясных портретов Рогира, особенное внимание уделяется изысканной деликатности кистей рук модели. Модно скроенные рукава ее нарядного платья прикрывают руки, оставляя на виду лишь тонкую хрупкость ее пальцев, чьи точеные формы и переплетение имеют сходство с изысканной кованой золотой пряжкой на красном ремне позади.

Перед нами работа ван дер Вейдена 1435-го года. Очень большое полотно. Примерно 7 футов в высоту и 8,5 в ширину. Христа снимают с креста. Картина так и названа… Верно. Христа сняли с креста… … и собираются положить на колени Марии, потерявшей сознание от горя. Это частый живописный сюжет. Да, да, Вы правы. Затем последуют оплакивание, положение во гроб, воскресение… Да, воскресение… Это полотно - типичный образец фламандского искусства 1-ой половины ХV века. Да, очевидный Северный Ренессанс. Тяжёлые, многочисленные, угловатые складки одежд Марии, и других фигур. Похожие на бумажные складки, удлинённые фигуры тесно сгруппированы в малом пространстве. Они выполнены почти в натуральную величину. Золотая вышивка одежд человека справа от Христа; игра света по металлу этой вышивки - всё это Северный Ренессанс. Точно... Передача текстуры, особенно освещённой. Например, его меховой воротник. Да, воротник, лица, волосы, ткани - всё тщательно прорисовано до мельчайших деталей текстуры, это так типично для северного художника. Даже эти растения тщательно выписаны. Бесспорно, и авторство картины - это ван дер Вейден; наряду с типичными характеристиками фламандского искусства того времени, мы видим уникальный почерк ван дер Вейдена. Да. Например, здесь нет глубины пространства Гентского алтаря ван Эйка. Точно. Композиции Вейдена, как правило, неглубокие; и персонажи как бы придвинуты к плоскости изображения. Это повышает драматизм. И накал эмоций. Да, это верно. Тому способствует и эмоциональность его персонажей. Да. На полотнах других фламандских художников эмоции людей редко отображались столь выразительно, как у ван дер Вейдена; Например, посмотрите на плачущую мироносицу: её нос красный, слёзы бегут по щеке. Как настоящие. Точно. Здесь виден интерес художника к световым эффектам; свет отражается от слёз и преломляется в них. Кто-то однажды указал мне на эту слезу в уголке рта. Она как будто сейчас скатится в рот мироносицы; когда смотришь на неё, почти ощущаешь вкус слезы. Хочется её смахнуть. Да, картина вызывает у зрителя сопереживание. Как будто мы стоим рядом с ними. Вы думаете, этого и хотел автор? Да, думаю, да. А я только сейчас заметила эту крошечную булавку. Мы видим даже заглаженные складки. Это такая характерная черта, потрясающе. Да, я согласен. Все эти черты помогают установить авторство. Отмечу несколько интересных аспектов этой картины. Христа снимают с креста. Его сейчас положат на колени Марии. Смотрите, как их позы вторят друг другу. Положение Христа очень похоже на положение Марии. Создаётся нисходящее влево движение композиции, символизирующее положение тела Христа по сюжету. В итоге погребённого. Да, в гробнице. Схожесть их поз устанавливает между… Их руки свисают… Да, между ними устанавливает связь.... Это мать и сын. Между ними отношения, каких нет ни с кем другим из персонажей. Их позы подчёркивают это. И вызывают наше сочувствие к Марии, к её переживаниям в тот момент. Она очень бледна, не только в силу своей чистоты, но и по причине обморока. И в этом тоже выражается их связь: Мария без сознания, но скоро она - как это бывает - придёт в себя. И в этом видится ассоциация с Христом. Сейчас но мёртв после казни, но, согласно Завету, через 3 дня он воскреснет из могилы. Я думаю, художник таким образом намекает на эту связь между её обмороком и его смертью. Нам как будто напоминают о воскресении. Да, это предвестие. А этот череп внизу полотна: с одной стороны, напоминание о смерти, но с другой - элемент христианского вероучения. Да, он служит не только напоминанием о смерти, но и выражением легенды о том, что Христос был распят на могиле Адама. Мы нередко видим череп и кости у подножия креста. Это кости Адама. Адам был человеком Ветхого Завета, Христос - это новый Адам, он символизирует рождение нового человека, Нового Завета. Да. Адам и Ева ввергли человечество во грех, Христос и Мария искупают этот первородный грех. Да. Это поистине великолепная картина. Поговорим немного о композиции ван дер Вейдена. Мы упомянули позы Марии и Христа. А сейчас посмотрите: слева 4 фигуры, а справа - 3. Казалось бы, это должно нарушить баланс композиции; но вот что сделал художник: он тщательнее прорисовал одежды фигур справа: парча, 4 разных цвета одежд Марии Магдалины; а одежды фигур слева однотонные, без орнаментов. Таким образом, это упрощает левую часть, тем самым, компенсируя дополнительные персонажи. Визуально это уравновешивает композицию. И смотрите, все фигуры склоняются в центр, направляя наше внимание на Христа, и создают своего рода обрамление для него. Верно.

Рогир ван дер Вейден (нидерл. Rogier van der Weyden, 1399/1400, Турне — 18 июня 1464, Брюссель) — соперник ван Эйка за звание самого влиятельного мастера ранненидерландской живописи. Цель творчества художник видел в постижении индивидуальности личности, был глубоким психологом и прекрасным портретистом. Сохранив спиритуализм средневекового искусства, наполнил старые изобразительные схемы ренессансной концепцией активной человеческой личности. В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека».

Портрет дамы, деталь, ок. 1455

Ранние годы

Родился в семье резчика по дереву. Работы художника свидетельствуют о глубоком знакомстве с богословием, и уже в 1426 году его именуют «мастером Роже», что позволяет выдвинуть предположение о наличии у него университетского образования. Начал работать как скульптор, в зрелом возрасте (после 26 лет) стал учиться живописи у Робера Кампена в Турне. В его мастерской он провёл 5 лет.

Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») плохо освещён источниками. Существует гипотеза, что именно он в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство — его наставник Кампен). Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены уютными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения).

Первые три года самостоятельного творчества Рогира никак не задокументированы. Возможно, он провёл их в Брюгге с ван Эйком (с которым, вероятно, и прежде пересекался в Турне). Во всяком случае, его известная композиция «Евангелист Лука, рисующий Мадонну» проникнута очевидным влиянием ван Эйка.

В 1435 г. художник переехал в Брюссель в связи с женитьбой на уроженке этого города и перевёл своё настоящее имя Роже де ла Пастюр (Roger de la Pasture) с французского на нидерландский. Стал членом городской гильдии живописцев, разбогател. Работал как городской живописец по заказам герцогского двора Филиппа Доброго, монастырей, знати, купцов-итальянцев. Расписал городскую ратушу картинами отправления правосудия знаменитыми людьми прошлого (фрески утрачены).

К началу брюссельского периода принадлежит грандиозное по эмоциональности «Снятие с креста». В этом произведении художник радикально отказался от живописного фона, сосредоточив внимание зрителя на трагических переживаниях многочисленных персонажей, которые заполняют собой всё пространство холста. Некоторые исследователи склонны объяснять разворот в его творчестве увлечением доктриной Фомы Кемпийского.

Возвращение Рогира от грубоватого кампеновского реализма и утончённости ванэйковского проторенессанса к средневековой традиции наиболее очевидно в полиптихе «Страшный суд». Он был написан в 1443—1454 гг. по заказу канцлера Николя Ролена для алтаря капеллы госпиталя, основанного последним в бургундском городе Бон. Место сложных пейзажных фонов здесь занимает испытанное поколениями его предшественников золотое свечение, которое не может отвлечь зрителя от благоговения перед святыми образами.

Поездка в Италию

В юбилейный 1450 г. Рогир ван дер Вейден совершил поездку в Италию и побывал в Риме, Ферраре и Флоренции. Он был тепло встречен итальянскими гуманистами (известен похвальный отзыв о нём Николая Кузанского), но сам интересовался преимущественно художниками-консерваторами вроде фра Анжелико и Джентиле да Фабриано.

С этой поездкой в истории искусства принято связывать первое знакомство итальянцев с техникой живописи маслом, которую в совершенстве освоил Рогир. По заказу итальянских династий Медичи и д"Эсте фламандец выполнил «Мадонну» из Уффици и известный портрет Франческо д’Эсте. Итальянские впечатления преломились в алтарных композициях («Алтарь Иоанна Крестителя», триптихи «Семь таинств» и «Поклонение волхвов»), выполненных им по возвращении во Фландрию.
Портрет Антуана Бургундского

Портретам кисти Рогира присущи некоторые общие черты, что в значительной степени обусловлено тем, что почти все они изображают представителей высшей знати Бургундии, на облик и манеру держаться которых наложили отпечаток общая среда, воспитание и традиции. Художник детально прорисовывает руки моделей (особенно пальцы), облагораживает и удлиняет черты их лиц.

Влияние

В последние годы Рогир работал в своей брюссельской мастерской в окружении многочисленных учеников, среди которых, по-видимому, были такие крупные представители следующего за ним поколения, как Ганс Мемлинг. Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании. Во второй половине XV века на севере Европы экспрессивная манера Рогира преобладала над технически более сложными уроками Кампена и ван Эйка. Даже в XVI веке под его влиянием оставались многие живописцы, от Бернарта Орлея до Квентина Массейса. К концу века его имя стало забываться, и уже в XIX веке о художнике вспоминали только в специальных исследованиях по ранней нидерландской живописи. Восстановление его творческого пути осложнено тем, что он не подписал ни одной из своих работ, за исключением вашингтонского портрета женщины.


Предполагаемый автопортрет в облике св. Луки, создающего икону


Святой Георгий и дракон, 1432-1435


Снятие с креста, ок 1435

Мадонна с младенцем Христом, 1435-1438


Осмотр 1435-1440

Эксгумация святого Юбера в Eglise Saint-Pierre в Льеже, 1437

Сон папы Сергия, 1437-1440


Алтарь Девы Марии (Алтарь Мирафлорес) ок. 1440

Деталь


Портрет молодой женщины, около 1440


Портрет женщины в крылатом капоре, ок. 1440

Полиптих о Страшном Суде, деталь, 1445-1450

Деталь

Деталь

Мидделбургский алтарь (триптих), 4 центральная панель, около 1450

Деталь

Деталь

Оплакивание Христа, 1450

Семейный брак (триптих), 5 центральная панель, ок. 1450

Семейный брак (триптих), 2 левая панель, ок. 1450

Портрет Филиппа Доброго (1396-1467), после 1450

Дева Мария с младенцем, после 1454

Алтарь Святого Колумба, центральная панель, 1455

Деталь

Деталь


Портрет Антуана Бургундского, ок. 1460

Распятие (диптих),1, ок. 1460

Деталь

Портрет Карла Смелого, ок. 1460

Женский портрет (мастерская Рогира ван дер Вейдена), ок. 1464

Полностью

Для ощущения присутствия во времени и месте, я позволила себе использовать плагин старения картины. Работа по гриму и костюму была выполнена настолько качественно и чисто, что удержаться от желания погрузиться визуально в эпоху великой живописи, только с нашей героиней, оказалось трудно. Поэтому приглашаю всех интересующихся на страницу «Описание гримёрных работ», где можно внимательно, со всех сторон, разглядеть, а заодно и убедиться, что эта подлинная гримёрная работа и она 100%-но авторская. Обычно, даже замазанные гумозом брови (побрить модель, к сожалению, мы не можем) я не убираю, дабы было понятно, что это работа без компьютерных исправлений. А.А.Чуря

Грим исторической ретроспективы картины Рогира ван дер Вейдена „Портрет молодой женщины”

«Портрет молодой женщины в головном уборе» (ок. 1435), приписываемый Рогиру ван дер Вейдену. Традиционно его принято считать портретом Элизабет Гоффертс, жены художника, дочери брюссельского сапожника.


Рогир ван дер Вейден.
„Портрет молодой женщины в головном уборе”

Во времена ван дер Вейдена художники крайне редко представляли модель так, чтобы она „встречала взглядом” со зрителем, хотя именно этот прием придает портрету интимный характер. На картине как на фотографии запечатлена женщина, соединившая в себе всю красоту и достоинства окружающего мира. Сравнительно простая одежда модели, скорее всего, говорит, что перед нами женщина среднего класса. Это посвящение любимой не характерно для Ван дер Вейна, писавшего на религиозные темы, тем не менее пополнило сокровищницу мировой живописи.

Гравюра из книги И.Булларта "Известные нидерландские художники", изданной в 1682 году в Амстердаме. Портрет Рогере ван дер Вейдена. Автор художник Де Болонуа.

Великий фламандец - именно так называл Иоанн (Хуан) II Рогира ван дер Вейдена (1399/1400-1464 г.г.), выдающегося мастера нидерландской живописи. Рогир ван дер Вейден (он же Рожье де ла Патюр; Rogier de la Pasture) - фигура знаменитая и загадочная. Несмотря на то, что он был одним из самых заметных художников во фламандской живописи XV века, века, о его жизни мы знаем очень мало. До нас не дошло ни одной подписанной им картины, а те его работы, которые упоминаются в документах, описаны настолько приблизительно, что их невозможно идентифицировать. Его творчество в течении длительного времени и в разное время приписывали то Яну ван Эйку , то Роберу Кампену, то Альбрехту Дюреру . Лишь благодаря известной любознательности художников-прерафаэлитов, в XIX веке возродился интерес к искусству Северного Возрождения, а вместе с тем - и к творчеству ван дер Вейдена. В процессе кропотливого изучения наследия этого мастера выяснилось, что из всех нидерландских примитивистов именно ван дер Вейден оказал наибольшее влияние на ход дальнейшего развития искусства Северной Европы. Его творчество - это синтез международной готики и смелых иноваций ван Эйка, поэтому оно было близко как тем из живописцев, кто оставался верен традиции, так и тем, кто стремился идти вперед. Ван дер Вейден был официальным художником Брюсселя и работал для двора герцога Бургундского, причем и его светские портреты, и алтарные образцы были популярны в равной степени.
Рогир ван дер Вейден известен также как выдающийся портретист. Многие его портреты представляют собой диптихи, составленные из изображения мадонны («Мадонна с младенцем» из диптиха «Филипп де Круа») и полуфигуры заказчика («Портрет Филиппа де Круа»). Художник писал также одиночные портреты («Портрет Франческо д’Эсте», «Портрет Филиппа Доброго», «Портрет Карла Смелого»), в том числе женские («Портрет молодой женщины»).




Костюм и мода. Головные уборы


Любимым головным убором знатных женщин во времена поздней готики (XIV век) стал эннен – конусовидная шляпка со шлейфом, непременный атрибут сказочных фей. Эннен (другие варианты: эннин, геннин и хеннин) – по-французски «au hennin», что переводится как «рогатая». Делали эннен из жесткой бумаги или накрахмаленного льна, а поверх натягивали шелк или другую дорогую ткань.


Модным считался «рогатый» чепец, форму которого создавала прическа с боковыми валиками, чепец в виде «двойной сахарной головы» или в виде «паруса». Высота его зависела от степени знатности. Это были одноконечные и двухконечные шляпы, к которым иногда добавляли вуаль. Эннин, прикрывая прическу, оставлял открытым большой лоб, величина которого создавалась искусственно сбритыми с его верхушки волосами. Чепцы достигали таких размеров, что дали повод очевидцу написать: "Рядом с дамами, одетыми в эннин, мы чувствовали себя жалкими кустиками в дубовом лесу".
Разнообразие чепцов было фантастичным, а масштабы удивительными. Их делали из полотна и прозрачной шелковой ткани, огромных размеров и скромной формы, из жесткой и мягкой ткани на каркасе, задрапированном искусно и сложно. Жены мастеровых и служанки закрывали головы покрывалами, которые они ловко набрасывали, располагая их самым живописным образом. Аттор де жибе (корнетт, attor de gibet, cornette) -старинный женский головной убор в виде чепчика с двумя рожками. Этот стиль головного убора носили много лет средние классы и он является известным, поскольку известная Средневековая писательница Кристина де Пизан изображала дам в таких головных уборах. Сам головной убор был известным в это время как "Аттор де Жибе" и был бургундско-французским по происхождению. Это повторяет стиль головного убора, названного "The Cross Tree" (также известный как "Gibbet") носившийся Принцессой Беатрис, Графиней Арундела.
Сеточки, которые проектируют "рожки" в сторонах на Cross Tree Headdress , являются фактически вертикальными на Атторе де Жибе и названны "Templettes". Эти templettes напоминают рожки, к ним присоединены с помощью булавок сильно накрахмаленные покрывала. (По одной из версий - "длинные серебряные булавки"). Иногда драгоценности, золото или серебро украшали Templettes на головном уборе кроме обычного белоснежного полотна или марли. Этот стиль был легок изящен в своей простоте.

V - Роже ван-дер Вейден

Особенностью является, в противоположность Боутсу, известный индифферентизм к пейзажу. Оба они типичные "пластики" (существует даже предположение, что Роже занимался скульптурой), и им важнее всего пластичность, посредством которой они стараются придать особенную убедительность своим сценам. "Мастер Флемаля" в самых значительных своих картинах ("Флемальский алтарь" во Франкфурте), оставил золотой и узорчатый фон примитивов. Так же уступает Роже в своем потрясающем "Снятии с Креста" (Эскуриал). Когда Роже пишет в фоне пейзажи, то они всегда полны невозмутимого спокойствия; им именно назначено играть лишь роль фонов, в действии же они "не принимают участия". Преимущественно мы видим мягкие песчаные холмы, какие встречаются в окрестностях Брюсселя, с замками на них, с рядами и группами низких деревьев. Впрочем, особенностью Роже можно считать его "пленэризм". Он избегает густых теней, контрастных сопоставлений. Даже внутренности церквей (или те готические беседки, в которых он любит помещать драматические эпизоды) полны холодной и равномерной озаренности. Ему чуждо разнообразие эффектов вечера, ночи, яркого солнца, - именно того, что придает творениям Боутса столько жизненности.

Роже ван-дер Вейден (ван Бюгге?). "Поклонение волхвов" (1459?). Старая Пинакотека в Мюнхене.

Характерна для Роже его вариация на тему "Ролленовской Мадонны" - картина "Святой Лука, пишущий портрет Богоматери", прекрасная копия с которой (или повторение?) имеется у нас в Эрмитаже. В "Ролленовской Мадонне" все дышит теплым вечерним воздухом. Тон неба, далей и города слегка розоватый, и сумерки уже окутывают лоджию первого плана. Сильный (но в то же время мягкий) свет на самих фигурах является при этом условностью, которой не сумел преодолеть ван Эйк: ведь главные священные фигуры должны были быть видимы с полной отчетливостью, и отступление от этого правила сошло бы за род иконографической ереси. Не так в варианте Роже. Здесь все лепится в холодном, ровном полуденном свете. Дали имеют в себе резкость ветреного дня, и ветер действительно рябит реку; лоджия же первого плана не обладает горячим уютным полутоном, как у ван Эйка. Все вырисовывается с полной отчетливостью, все "гранено" в строгой равномерности выдержанной пластичности.

Мастер Флемальского алтаря. Рождество Христово. Музей в Дижоне.

Впрочем, к концу жизни (не под впечатлением ли путешествия в Италию?) отношение главы брюссельской школы к пейзажу меняется. Помянутая картина "Св. Лука" принадлежит также к этому позднему времени и уже отличается тем, что пейзажу отведено очень значительное место.

Но в совершенно новом свете представляется Роже в своем мюнхенском "Поклонении волхвов", в котором появляется неожиданная "теплая светотень", пейзаж получает явно "деревенский" характер, а в глубине развертывается сказка сложного фантастического города, совершенно достойного измышлений Эйков. Некоторые хотят видеть в этом произведении участие Мемлинка, по-видимому, бывшего в эти годы учеником Роже; другие же целиком относят эту картину к произведениям Мемлинка, несмотря на значительную разницу в ее фигурах и типах с обычными действующими лицами последнего мастера.

Мастер "Флемальского алтаря в своем отношении к свету и по своей красочности подходит к Роже. Его гамма также преимущественно холодна, светла, его техника жестка и отчетлива. Видам на открытом воздухе он предпочитает изображения внутренних помещений или же ставить свои фигуры на архаический золотой фон. С видимым наслаждением и с равномерным (иногда слишком равномерным) усердием выписывает он детали обстановки: дюбель, посуда, архитектурные части, и при этом пренебрегает окутывать все написанное общей светотенью. Впрочем, на правой створке "Алтаря Мероде" (Брюссель) он открывает окно комнаты св. Иосифа на городскую площадь, похожую на те городские ведуты, которые мы видим на створках гентского ретабля; но сейчас же рядом окно в средней картине того же триптиха он закрывает решетчатой ставней. Милые, тихие, освещенные ровным светом ландшафты глядят в окна на его створках в Мадридском музее, но деятельной роли в общем настроении картины им не отведено. Характерна хотя бы следующая несообразность: на правой створке св. Варвара одета в зимнее, теплое платье и позади нее топится желтым пламенем камин, а между тем видно в окно зеленый, летний пейзаж, а в кружке, стоящей на низком стуле, воткнут также летний цветок - ирис. В левой детали мадридских створок внимание приковывает выгнутое круглое зеркальце, подобное тому, что украшает стену комнаты "Арнольфини". На этот раз искривленное отражение комнаты в зеркале как будто целиком списано с натуры, и это указывает на то, что "Флемаль" в некоторых случаях прибегал и к чисто реалистическим приемам живописи.

Лишь в одной картине этого энигматического мастера - в "Поклонении пастухов" Дижонского музея - пейзажу отведена главная роль, и здесь "Флемаль" предвещает и Гуса, и Босха, и даже Питера Брейгеля. Впечатление этюда с натуры производит жалкий низкий хлев, на пороге которого стоит одетая в белое (с голубыми тенями) Богоматерь, погруженная в молитву перед раскинувшимся на земле только что родившимся Христом. Хлев крыт соломой, его глинобитная облицовка частью обвалилась и видна также наполовину поломанная дранка, служившая для нее основой. За этой хижиной стелется далекий вид самого незатейливого характера - один из тех видов, что тянется, серые, пронизанные мелким неугомонным дождем, вдоль дороги, пролегающей по средней Бельгии. В глубине извивается измокшая дорога, засаженная по краям оголенными деревьями. Она приводит к низкому пригороду и к городским стенам, из-за которых торчат церкви, дома и баронский замок на скале. Еще дальше виднеется озеро, окаймленное невысокими холмами. Пейзаж этот (около 1440-х годов) стоит особняком; больше всего напоминает он меланхолические пейзажи XIX века. В смысле воздушной перспективы он означает такое же совершенствование формул братьев ван Эйков, какое в смысле освещения представляет картина Боутса "Святой Христофор". "Примитив" сказывается (кроме фигур) лишь в неточном эффекте восходящего из-за гор слева "золотого" солнца, в бандеролях с надписями, орнаментально извивающихся среди композиции, и, наконец, в условных позах персонажей.