Рождение венеры описание картины. Рождение Венеры (картина Боттичелли)

Истинное возрождение может быть только после кромешной тьмы и полного забвения. «Ренессанс» Боттичелли начался чуть позже положенного срока, его картины были забыты во времена классицизма. И только лишь художники прерафаэлиты, Миллес и Россетти, вдохнули жизнь в его усопшее имя. Нежный Сандро, воздушный Боттичелли — непосредственность и легкость его картин вводит в состояние транса — это именно то, что принято называть катарсисом. И скуден язык и пиксели на экране монитора, чтобы выразить то превосходство формы и смысла, сплетенных в гармоничное единство на этом полотне.

Пред вами торжество чувства над разумом, красоты над уродством, добра над злом и Бога над Дьяволом — это великая битва света и тени во славу гармонии и меры. «Рождение Венеры» и каждое слово, о ней сказанное, уже немыслимая пошлость, но мы рискнем, ведь так хочется прикоснуться к прекрасному.

На картине изображена, как не трудно будет догадаться из названия — богиня Венера, окруженая с левой стороны Зефиром, восточным ветром и его женой — Хлоридой. Они то и подгоняют девушку к берегу, где с распростёртыми объятиями ее встречает богиня земной природы — Ора.


«Венеру» Боттичелли можно показывать, как образец идеального соблюдения всех правил построения композиции и светотеневого рисунка. Вот он канон Поликлета в женском воплощении — одно плечо слегка приподнято, второе наклонено, им соответствуют слегка выпяченное и опущенное бедра. Эта ода Радости Бетховена, написанная маслом по хосту за долго до рождения композитора — великолепие в чистом виде. Как можно спорить о преимуществе формы над содержания или же наоборот, когда видишь настолько целостный образ.

Боттичелли был примерным учеником, достойным сыном греческого полиса и действовал в рамках написанных ранее трактатов о живописи. К примеру, многие искусствоведы отмечают использование знаний из «Трактата о живописи» Ченнино Ченнини в раздроблении лазурита для получения синей краски — это видно на васильках на платье Оры.

Также принцип нанесения тончайшего листового золота — это пурпурная накидка самой Венеры. Но, были и новшества, внесенные самим художником — это использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Следует отметить и то, что он добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему холст в течение долгого времени оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась, и мы можем лицезреть их почти в первозданном виде.

Но все «техническое» превосходство меркнет на фоне образов и их выразительности. «Стыдливая Венера» — эта хрупкая и нежная девушка, едва появившаяся на свет, робкая, но решительная — станет своего рода каноном женственности и утонченности в античной Греции. Ее непосредственная и естественная легкость вдохновляет сотни творцов и мечтателей уже сотни лет, и мы не исключение.

О, как молодость прекрасна,
Но мгновенна! Пой же! Смейся!
Счастлив будь, кто счастья хочет!

Лоренцо де’ Медичи

Среди прекрасных залов флорентийской галереи Уффици, что хранят выдающиеся шедевры западноевропейского искусства есть один, совершенно особенный. Зал Ботичелли. С самого утра и до закрытия здесь толпы людей, очарованных и опьяненных красотой. Красотой, над которой не властно время. Красотой, при одном взгляде на которую сердце до краев наполняется радостью и вдохновением.

«Весна» и «Рождение Венеры», созданные Сандро Боттичелли, переносят нас в самое прекрасное время и место в истории всего изобразительного искусства: во Флоренцию восьмидесятых годов XV века.

Флоренция - сердце Возрождения, центр искусств, жемчужина Европы, город, цветущий под властью династии Медичи. Самому блестящему представителю семьи, молодому Лоренцо, едва исполнилось 20 лет, когда он стал наследником своего отца и деда. Его наследством стало не только несметное богатство и самая крупная банковская сеть в Европе. Он получил всю Флоренцию.

За следующие 20 лет он принесет себе и своему городу необычайную славу. Его назовут Лоренцо Великолепным, он станет покровителем искусств и творцом мифа о себе, своей семье и о выдающихся флорентийцах, окружавших его.

Медичи, будучи банкирами и купцами, не могли похвастаться аристократическим происхождением, столь необходимым для возвышения. Прекрасно осознавая положение дел, Медичи избрали необычную стратегию: они вкладывали огромные деньги в произведения искусства и покровительствовали самым талантливым художникам, скульпторам и архитекторам своего времени. Донателло, Брунеллески, Леонардо и Микеланджело создавали шедевры, прославляя и возвышая своих меценатов.

Братья-наследники рода Медичи, Лоренцо и Джулиано, воспитывались как принцы. Женой молодого Лоренцо стала римская аристократка Клариче Орсини. С каждым годом власть и престиж семьи неуклонно росли.

Лоренцо очень быстро становится душой города и законодателем мод. Не было в городе человека, который бы не хотел быть похожим на него, дружить с ним и пользоваться его покровительством. Войти в круг Лоренцо де’ Медичи было высшим счастьем для художников, поэтов и философов.

Удивительно, но и «Весна», и «Рождение Венеры» считаются созданными не для Лоренцо Великолепного, а для его кузена, Лоренцо ди Пьерфранческо де’ Медичи и его виллы в Кастелло, пригороде Флоренции. По одной из версий, «Рождение Венеры» могло бы быть частью аллегорического триптиха, вместе с «Весной» и «Палладой и кентавром».

Картина иллюстрирует античный миф о рождении богини любви и красоты из морской пены. Обнаженная и прекрасная Венера плывет, подгоняемая Зефиром, которого обнимает его супруга Хлорида, к берегам Кипра. Дыхание Зефира, бога западного ветра, приносящего весну, наполняет пространство дивными цветами. А на берегу обнаженную богиню уже встречает одна из Граций, протягивая ей прекрасное покрывало.

Живопись Боттичелли не только оживляет, но и наполняет новым смыслом языческую мифологию. Только взгляните на эту сцену!

Плавные линии рождают необыкновенную гармонию, а композиция, построенная вокруг Венеры придает ей святость. Персонажи, отсылают к идее поклонения, а прекрасное и немного печальное богини напоминает лик Мадонны.

Необычайным образом Боттичелли соединяет красоту античности (моделью для тела Венеры, словно высеченного из мрамора, стала скульптура Венеры из собрания Медичи), иидеи христианства. Венера обнажена, но недосягаема. Ее тело не имеет ничего общего с плотской любовью. Она - сама любовь, милосердие и путь к спасению.

Кроме того, Боттичелли прославляет не только античную богиню и идеи нового мира, но и свою Симонетту Веспуччи. Молодая красавица, ожившая Венера Флоренции, прибыла из Лигурии, а местом ее рождения возможно был городок Порто Венере.

Сколько же любви вложил Сандро Боттичелли в свое творение! С каким вниманием он украсил свой шедевр бесчисленным множеством цветов! О нем говорили: «Он пишет не красками палитры, но красками своей души».

Примечательны и другие детали: цветущее апельсиновое дерево на берегу - символ Лоренцо Великолепного, а лавровый венок на груди Грации - прямая отсылка к Лаврентию, что также указывает на прославление имени выдающегося флорентийца.

Любовь Сандро к своему покровителю была безграничной. Смерть Лоренцо Великолепного стала страшным ударом для художника. Он входит в фазу кризиса, из которого не выйдет до конца своих дней, проникается идеями монаха Савонаролы, призывающего к свержению Медичи и отказу от греховного искусства. В городе, изгнавшем Медичи, будут гореть «костры Тщеславия», в которые отчаявшийся художник будет бросать свои шедевры.

В этот период Боттичелли полностью изменит свою манеру, вернется к религиозным образам, наполненных горечью и трагизмом. Но даже в позднем «Оплакивании Христа» в лице Марии Магдалины вы найдете черты его музы.

Художник так и не женился и, согласно свидетельствам современников, вряд ли любил кого-то. Сандро Боттичелли умрет в нищете и одиночестве в 1510 году и будет похоронен в церкви Всех Святых, там же, где и Симонетта Веспуччи.

P.S. С момента создания «Рождения Венеры» пройдет немногим более 20 лет, и молодой Микеланджело представит миру своего Давида.

И, согласитесь, пока стоит мир, будут вечно прекрасны эти и образы, воспевающие красоту мужественности и очарование женственности…

В инвентарных описях картины «Рождение Венеры» обозначено: «Венера в море, стоящая на раковине». Вот так иногда можно мировой шедевр уложить в бездушные рамки нескольких слов. Что изображено на картине Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» ? Попробуем описать ее мы?

Центральным образом этой картины – только что рожденная красавица-Венера , которая на морской раковине приплывает к берегу под дуновением бога западного ветра, Зефира , проносящийся над морским пространством в объятиях своей возлюбленной Флоры . Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры , цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана ). Этот момент символизирует акт воплощения в человека ее Величеством Природой, где соприкасаясь с материей животворный дух вдыхает в богиню человеческий мир, дабы она шла дальше и несла людям красоту и любовь.

С другой стороны к девушке спешит нимфа Ора , являющаяся воплощением Природы, символизирующая тот исторический момент совершенствования человека, протягивая Венере плащ, наделяя ее наилучшими добродетелями. Ора – одна из трех Гор , нимф времен года и судя по расшитым ее одежду цветам, покровительствует именно тому периоду года, когда сила и могущество Венеры достигает своего апогея. Возможно, великого художника ренессанса на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы.

По мнению самого мастера, Венера – гармония, рожденная от слаженного союза материи и духа, природы и души, любви и идеи.

Сандро Боттичелли с картины «Поклонение волхвов», где изобразил себя сам.

Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная пробыли в совершенном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции . Подумать только, картина была немного больше в размерах, на полметра больше по вертикали, преимущественно верх картины, и на четверть метра по горизонтали. Недостающими сантиметрами достигалось бы идеальное соотношение пространства, а именно обилием воздушных потоков над головами персонажей картины, как если бы мы отошли на несколько шагов назад.

Кто та муза, вдохновившая Сандро Боттичелли на написание картины «Рождение Венеры» , ведь Венера – едва ли не самый пленительный образ у великого художника итальянского ренессанса . Картина выполнена по заказу, кузена Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции в 1486 году. А моделью

была , родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Она была возлюбленной , и была воплощением самой красоты и любви, вот поэтому с таким лишающим рассудок желанием грел руки у чужого костра сам Сандро. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи , для кого и написал картины и «Весна» . Любовь Джулиано и Симонетты стала для флорентийцев самым обсуждаемым событием, хотя она и была не продолжительной. Вскоре Симонетта умирает от чахотки, а через два года, в день погребения Симонетты Веспуччи, 26го апреля, во время оплакивания возлюбленной, в соборе был заколот Джулиано.

Сандро Боттичелли завещал похоронить его рядом с его музой. Через 34 года после смерти Симонетты Веспуччи, Сандро Боттичелли был погребен в ногах спящей красавицы во Флоренции, в Церкви Оньиссанти, построенной членом семьи Веспуччи.

К сожалению, большинство картин Сандро Боттичелли погибли еще при жизни художника в религиозных пожарищах времен Савонаролы , но «Рождение Венеры» чудом уцелела и сейчас она украшает зал картинной галереи Уффици во Флоренции.

Приближаясь к залу, где находится моя любимая картина моего любимого художника, я ощущала особый внутренний трепет. И вот она, перед моими глазами. Свершилось.

Светлана Конобелла, из Италии с любовью.

About konobella

Светлана Конобелла, писатель, публицист и сомелье Итальянской Ассоциации (Associazione Italiana Sommelier). Культивист и реализатор разнообразных идей. Что вдохновляет: 1. Все, что выходит за рамки общепринятых представлений, однако почитание традиций мне не чуждо. 2. Момент единения с объектом внимания, например, с грохотом водопада, восходом в горах, фужером неповторимого вина на берегу горного озера, горящим в лесу костром, звездным небом. Кто вдохновляет: Те, кто создают свой мир, полным ярких красок, эмоций и впечатлений. Живу в Италии и люблю ее правила, стиль, традиции, так же как и "ноу-хау", но Родина и соотечественники навсегда в моем сердце. Редактор портала www..

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры

Около 1484 г. Холст, масло. 172,5 х 278,5 см.

Галерея Уффици, Флоренция

Она еще не родилась,

Она и музыка и слово,

И потому всего живого

Ненарушаемая связь.

Осип Мандельштам. « Silentium ».

«Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», - писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной, и трудно себе представить, чтотриста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв.,мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. И все же это так. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этихмастеров его отделяла целая эпоха.

Боттичеллипринадлежал раннему Возрождению,кватроченто,его младшие современники - Высокому Возрождению, определившемуразвитие европейского искусства, по крайней мере, на три столетия. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Степень приближения к этому идеалу стала мерилом совершенства, поэтому произведения искусства Средневековья и раннего Возрождения часто не отвечали вкусам последующих поколений. В них видели не иную, по-своему совершенную, эстетику, а лишь неумелость и примитивизм, их изобразительный язык казался грубым и невнятным. Лишь когда европейскиеживописцы научились с абсолютной достоверностью передавать на холсте все многообразие окружающего мира и двигаться в этом направлении было уже некуда, лишь когдаскучные эпигоны-академики бессчетное число раз повторили каждую фигуру, каждый жест с картин и фресокРафаэля, возникла насущная потребность в новых художественных ориентирах. И Боттичелли, вместе со многими другиминесправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам.

Автопортрет Сандро Боттичелли.
Фрагмент фрески "Поклонение волхвов" 1475 г.

Возвращением Боттичелли мы обязаны английским художникам середины 19-го столетия, называвшим себя прерафаэлитами. В полном соответствии с названием, они обратились к искусству дорафаэлевского времени - средневековому и раннеренессансному. В нем они увидели непривычную одухотворенную красоту,искренность и глубокую религиозность, в нем заново открыли давно забытые образы и мотивы. Одним из кумиров прерафаэлитов стал Боттичелли, но преклонение английских живописцев дало лишь первый импульс все возрастающей славе этого мастера. Европейская культура нашла и продолжает находить в его наследии что-то жизненно важное для себя. Что же? Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» - прекраснейшей среди картин Боттичелли,поможет нам это понять.

Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Он не так давно вернулся в родную Флоренцию из Рима, где выполнял почетный заказ папы Сикста IV : вместе с другими крупнейшими художникамирасписывал фресками стены Сикстинской капеллы. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Самый яркийпредставитель этой банкирской династии, Лоренцо Великолепный, продолжалтрадиции своего деда Козимо и отца Пьеро,просвещенных тиранов и щедрых покровителей искусства, философии, поэзии. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Но еще жива была память о недавней трагедии: в 1478 г. заговорщики из семейства Пацци убили любимца всего города, младшего брата Лоренцо Великолепного Джулиано, а сам тиран лишь случайно избежал гибели и жестоко расправился с заговорщиками. Власть Медичи снова казалась безграничной, и средитех, кто был отмечен и обласкан ею, - живописец Сандро Боттичелли.

Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи. 1478 г.

Первую половину1480-х годовможно назвать античным периодомв творчестве Боттичелли. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов:«Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна»,«Рождение Венеры». Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного - Лоренцо ди Пьерфранческо. Она много лет украшала его виллу Кастелло. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати.

Чтобы понять замысел картины, нам придется не только оживить в памяти античный миф, но ипознакомиться с духовными исканиями флорентийских гуманистов эпохи Медичи. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Круг его почитателей, в которыйвходилимыслители, поэты, художники и сам Лоренцо Великолепный, именовался Платоновской академией. Душой кружка был философ Марсилио Фичино, который с помощью сложных философских построений доказывал, что идеи Платона предвосхитили христианство. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Так, в Венере они виделипрообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу, ибо, согласно учению Фичино, «красота - это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь - связующая сила, движущая мир к Богу». Благоговение,молитвенный восторгперед явлением божества (не важно- языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении.

Возможно, в картине отразились впечатления художника от стихов философа и поэта Анджело Полициано, который тоже был в числе неоплатоников. В поэме 1475 г. "Стансы к турниру" Полициано описывал именно ту сцену, которую изобразил на своем полотне Боттичелли: "Девушка божественной красоты / Колышется, стоя на раковине, / Влекомой к берегу сладострастными Зефирами, / И Небеса любуются этим зрелищем". Но Боттичелли не иллюстрировал поэму, а мыслил в унисон с ее автором, стремясь как можно убедительнее передать на холсте античный сюжет. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим - Кифера). Несущая богиню раковина вот-вот коснется земли, ее подгоняют к берегу дуновения западного ветра Зефира и его подруги Ауры. На берегу, держа наготове затканное цветами покрывало, Венеру ждет ора - одна из четырех богинь времен года, Весна. Шею оры обвивает гирлянда из вечнозеленого мирта - символ вечной любви, у ее ног цветет анемон - первый весенний цветок, также один из символов Венеры. С неба падают розы, которые, по древнему преданию, появились на свет вместе с Венерой, ибо роза прекрасна, как сама любовь, а ее шипы напоминают о любовных муках.


Зефир и Аура

Морская гладь, небесный простор, девственно-пустынный берег, огромная раковина, на краю которой стоит юная женщина несравненной прелести, развевающиеся волосы, летящие драгоценные ткани, деревья, травы и цветы… вся картинасоткана из изысканно-красивых мотивов. Но не это делает еешедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, поэтомув некоторых его работах фрагменты производят большеевпечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»).

Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Подобная композиция, в согласии с уже знакомыми нам идеями неоплатоников о преемственности античности и христианства, сближала картину с привычными молитвенными образами. Кроме того, эта яснаясхема - три композиционных узла, четко обозначенных на нейтральном светлом фоне, - позволилаБоттичелли полностью сосредоточиться на главном: сложнейшей перекличке ритмов. Светлые, ненасыщенные, чуть блеклые цвета картины, подобные нежным переливам перламутра, также не отвлекают зрителя от прихотливых извилистых линий,невесомых силуэтов, грациозных жестов. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствоведБ. Беренсон, и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня.

«Рождение Венеры» - одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей, излучинами берегов. Называя произведения живописи музыкальными или поэтическими, мы, зачастую, лишь эксплуатируем красивые слова. Но сложнейший ритмический строй картины Боттичелли действительно достоин того, чтобы сравнить его живопись со стихотворением, в котором разнообразие созвучий объединяется рифмой и размером,или с музыкальной пьесой, в которой мелодическое богатство подчинено математически строгим законам гармонии. Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцыбосых ног оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев; волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Особую прелесть придает картинето, что это крупное полотно написано с тщательностью миниатюры. Контуры век и бровей, крылья носа, пальцы, лунки ногтей, пряди волос, травинки, прожилки листьев - все это художник прорисовывает тончайшими легкими линиями, непостижимым образом не впадая при этом в мелкую детализацию.

Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Ора, спешащая прикрыть наготу богини, олицетворяет романтическую, целомудренную сторону любви,сплетающиеся в объятии ветры- чувственную. Ветры и оразахвачены движением, они преданно служат богине, но и энергияветров, ипорыв оры- всерастворяется, гасится в абсолютном покое, окутывающемВенеру. Прекрасная статуя - вотслова, которые приходят на ум при взгляде на недвижную фигуру богини, и которые осознанно адресовал своим зрителям художник. Он был первым ренессансным мастером,запечатлевшим полностью обнаженное женское тело во всей его чувственной прелести, и всячески подчеркивал преемственность своей Венеры с античной скульптурой. Его современникам этот замысел был более понятен, чем нам: боттичеллиевская Венера точно повторяет жест античных статуй - Венеры Медичейскойиз флорентийского собрания Медичи и Венеры Капитолийской, которую художник, очевидно, видел во времяпребывания в Риме. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» - « Venus pudica ». (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие.) Плоть Венеры - жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой - похожа на мрамор. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы « S » обращают нас к искусству готики.


Сандро Боттичелли. Предположительно портрет
Симонетты Веспуччи. После 1480 г.

Боттичелли с легкостью отходит от классических канонов и создает нечто большее, чем безупречная красота, - пленительное, зыбкое, томительное очарование, которое невозможно передать словами.И все же с тех пор, как прерафаэлиты вернули миру золотоволосую богиню любви, каждое новое поколение пытается найти единственно верные слова и разгадать тайну ее притягательности. Прежде всего исследователей и зрителей занимает вопрос: существовал ли у боттичеллиевской Венеры реальный прототип? Возможно, художник увековечил в своем лучшем творениилицо любимой женщины? Увы, о частной жизни Боттичелли известно лишь то, что семьи у него не было, о его возлюбленной мы ничего не знаем. Однако Боттичелли был свидетелем великой любви, которой радовалась вся Флоренция, которуювоспевали поэты - возвышенной любви Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи. Эта любовь окончилась трагически: юная Симонетта угасла от чахотки, а через два года, точно в день ее смерти, заговорщиками был убит Джулиано. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическимореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой, и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты -возлюбленной, которой поклонялись, как божеству.

Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли,несомненно одно: лицо Венеры - самое одухотворенное извсех, написанных художником, идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Эти лица похожи не столько чертами, сколько особым выражением безгрешной чистоты и безмятежности, странной отрешенности и грусти. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Это мечтательная, хрупкая, немного усталаякрасота.


Фрагмент картины «Рождение Венеры»

Мы ловим кроткий затуманенный взгляд Венеры, стремясь постичь ее мысли,разгадать ее чувства, но кажется, что на безоблачно ясном лице нет ни тени чувств, ни проблеска дум. В тот краткий миг, который изобразил на холсте художник, богиня уже существует, но еще не пришла в этот мир, еще находится вне земных волнений, страстей, действий. Ее лицо завораживает нас совершенной первозданностью, но это не пустота, а высочайшая духовная насыщенность, таящая в себе всю полноту грядущих возможностей, всю глубину будущих чувств. Это белизна чистого листа, который скоро заполнят слова или ноты, чистота холста, к которому вот-вот прикоснется кисть. Еще секунда - и дочь моря ступит на землю, ее нагое тело окутает покрывало, по лицу пробегут облачка ощущений, и чудо рождения закончится. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Так, радуясь наступающему дню, мы не можем не сожалеть об угасшей красоте рассвета, так,взрослея, не можем не вздыхать о минувшем детстве.

Боттичелли с печалью оглядывался на античность - эпоху великого начала европейской культуры, когда единство представлялось естественным состоянием всего сущего. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». С тех пор история европейской культуры стала длиннее почти на столетие, искусство стало еще раздробленнее и изощреннее, и, вглядываясь в лицо боттичеллиевской Венеры, мы все острее понимаем тоску художника по недосягаемой цельности.

Марина Аграновская

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Боттичелли, Рождение Венеры

    Сандро Боттичелли, Рождение Венеры, анализ картины

    Сандро Боттичелли Рождение Венеры

    Дневник одного Гения. Сандро Боттичелли. Часть I. Diary of a Genius. Sandro Botticelli. Part I.

    Боттичелли, Весна

    Субтитры

    Мы в Уффици, смотрим на «Рождение Венеры» Боттичелли. Это, конечно, одна из самых знаковых картин в истории западного искусства. Венера сказочно красива. Как же иначе? Она стоит, совершенно обнажённая, на картине эпохи Возрождения, не в христианском контексте. По сути, до этого момента эпохи Возрождения, обнажённой на картинах можно было видеть только Еву. Но здесь... Это не Ева. Не Ева. Боттичелли изобразил античную богиню любви, Венеру. И он написал её... по сути, взяв в основу картины древнеримскую скульптуру Венеры. Которая, в свою очередь, является копией ещё более ранней греческой статуи, которую иногда называют скромной Венерой. Она находится, кстати, в коллекции Медичи. Мы думаем, что эта картина могла быть написана для кого-то из дома Медичи, возможно, даже для кузена Лоренцо Медичи. Итак, Венера стоит в центре. Она родилась из моря и, похоже, её подталкивают ветра, зефиры, которые изображены в человеческом обличии слева. Она стоит на ракушке, точнее почти стоит на ракушке. В этой картине так много невозможного. А когда она выйдет на берег, её встретит служанка, готовая одеть её обнажённое тело. Но, я думаю, все рады видеть, что до этого дело ещё не дошло. Потому что её тело настолько прекрасно, настолько чувственно. И поза Венеры как бы нереальна. Это не совсем контрапост. Видите, какой необычный изгиб тела, по-моему, он предполагает, очень гибкую структуру скелета. И даже зефиры, ветра, которые несут её к берегу, переплетаются невозможным образом. И каждая фигура здесь парит. Глядя на картины Ренессанса, мы обычно ожидаем увидеть натурализм. Ожидаем видеть фигуры, имеющие вес, тела, похожи на настоящие, в реалистичном пространстве. Это - первое, что мы представляем себе, когда говорим о Ренессансе. Но Боттичелли показывает нам совсем не это. Некоторые историки искусства предполагают, что Боттичелли обратился к древнегреческим картинам. А единственными примерами, которые Боттичелли мог найти, и которые относились к античной греческой традиции, это были росписи на вазах, где фигуры часто написаны изолированно на общем фоне. По сути это фриз. Все фигуры, это очень характерно для Боттичелли, выдаются вперёд... И словно бы занимают одну плоскость. Именно. И они как будто изолированы, эти три группы. Можно легко представить, что это линейная роспись по вазе. На самом деле, эта картина действительно линейна. И узор композиции, качество этой линейности как бы определяют пространство. То есть, мы можем заглянуть вглубь. Но это не Мазаччо. Здесь целью было наоборот, убрать ощущение глубины. И вместо этого создать ощущение стиля, ощущение красоты. Эта картина, вероятно - мы просто предполагаем, мы не знаем, - на самом деле говорит о красоте, может, в неоплатоническом смысле, красота физическая, чувственная, эротическая, которая ведёт нас к мысли о божественной красоте. Да. Есть два вида красоты. И идея в том, что любуясь физической красотой, мы можем представить божественную. Боттичелли создаёт красоту, которая является результатом его мастерства. Её задаёт изящество самой фигуры. Но также - использование узоров, исключительно декоративного характера. Мы это видим, в особенности, в золотом цвете на её волосах и на деревьях справа. Здесь есть чувственность, которой невозможно сопротивляться. Не так ли? Розовые цветы в воздухе между Венерой и зефиром. Прекрасные линии, которыми написаны волны, линии её волос, развевающейся ткани. Это прекрасный мир, который манит к себе. Subtitles by the Amara.org community

История

Рождение Венеры в древности было связано с культом, символы которого присутствуют на картине Боттичелли. Так пурпурная мантия в руках у Грации имела не только декоративную, но и ритуальную функцию. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами - в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией . Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность, перекочевав в иконографию Богоматери, стала означать чистоту и непорочность (например, Алтарь св. Варнавы работы Боттичелли) [ ] .

В изображении дующего Зефира, летящих роз, развевающихся волос и движения, как выражения жизни и энергии, Боттичелли следовал посылкам, изложенным в работах теоретика искусства эпохи Возрождения Леона Баттисты Альберти . Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини , описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Он добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему холст в течение долгого времени оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось [ ] .

Розы изображённые на картине, являются распространённым и в настоящее время старинным сортом