Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы. Портреты

Peter Paul Rubens
Портрет камеристки инфанты Изабеллы,1620
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Искусстоведы пишут:

"В лице камеристки [инфанты Изабеллы] при современных исследованиях специалисты насчитали до десяти прозрачных слоев краски, то есть лицо написано лессировками, тончайшими прозрачными слоями краски. Один из-под другого просвечивает, и отсюда - лучистость этого лица"

Когда бываю в Эрмитаже, не могу не зайти в зал Рубенса, и не подойти к этому портрету. Там лучистость! Я навсегда ранен этими прозрачными серыми глазами, губами, слегка тронутыми краской, и непослушными прядками волос. Она удивительно живая! И в то же время, словно ускользающая от нас. Вот ее лицо сквозь музейное стекло:

В один из самых обыкновенный дней 1625 года Рубенс вдруг спускается с небес своих грандиозных полотен, населенных богами, героями, королями и королевами, и рисует карандашом маленькую камеристку.

Это вовсе не его любимый тип женщины. В его холстах обычно царствуют крупные, пышнотелые, полные избытка жизненных сил героини. На рисунке совсем юная придворная. Почти подросток. Этот хрупкий цветок возрос в душных покоях дворца, где самим воздухом служили фальшь, интрига, условность. И все же жизнь есть жизнь, и, невзирая на эту искусственную атмосферу двора, а может, именно вопреки ей, в чертах лица камеристки, в заостренных скулах, в упрямом подбородке шалуна подростка озорная, ребячья угловатость.

Забегая вперед, должен сказать, что эти черты плутоватого бесенка исчезнут в живописном варианте портрета.

Не мои слова... женские:
Шуршит карандаш по листу бумаги. Мастер пристально вглядывается в модель, отмечает выражение лукавства, некоторую смущенность, грациозность и некую вульгарность. Глядя на рисунок, будто видишь, как на ее лице вспыхивает костер румянца, как вдруг становятся влажными широко открытые, чуть-чуть косящие глаза, прилежно избегающие пристального взгляда художника. Шутка ли, сам Рубенс рисует ее! Какой ураган чувств проносится в душе молодой женщины! Я вглядываюсь в удивленно поднятые, тщательно выщипанные брови, в широко расставленные глаза, в дрожащие краешки чуть-чуть припухлых губ, вот-вот готовых улыбнуться. На выпуклый лоб падают почти невесомые, шелковистые пряди волос. Мягко обнимает изящную шею воздушное жабо. Камеристка на этом рисунке Рубенса напоминает очаровательного птенца, внезапно высунувшегося из гнезда.
Блестит, блестит капля серьги в маленьком ушке придворной красавицы. Сколько историй, сколько романов, сколько трагикомедий доходило до слуха этой юной женщины! Да, она много знает. Светская учтивость, строгие рамки этикета не могут сдержать биения пульса природы. Лукавая смешинка вот — вот готова превратиться в улыбку, и тогда покажутся жемчужные острые зубки… Но, будто охваченная каким-то воспоминанием, камеристка на миг задумывается. Еще сильнее косят глаза, убегая от взора рисующего ее пожилого мужчины, этого столь великого живописца и столь малого по знатности придворного.
О чем думает художник, рисующий юную прелестную модель? Может быть, он вспоминает о том, что ему уже сорок восемь лет, что он стоит на пороге полувека своего пребывания на этой грешной земле, которую он избороздил в своих неуемных странствиях по чужим, вовсе не нужным ему поручениям? Нет, все это не так, он сам хотел участвовать в этой игре, сложной, запутанной, порой опасной, и ничуть не жалеет об этом.

Портрет камеристки. Рисунок.

Вот, наверное, почему называют талант Леонардо, Рафаэля, Тициана и, конечно, его, Рубенса, божественным. Кто, кроме самого бога, способен создать вмиг взрослого живого человека? Несколькими штрихами...

Камеристка задела самые тайные струны сложной души Рубенса. И он узрел в этой молодой женщине себя, свою сестру по счастью и несчастью быть человеком!..

Рубенс решает, окончив рисунок, написать картину «Портрет камеристки». И тут свершается чудо, уже однажды бывшее в искусстве немногим более столетия назад, когда великий Леонардо создал Джоконду.

Представьте на миг Гулливера, который затеял выковать колечко лилипутке … Так Рубенс, создавший помпезные, потрясавшие воображение современников полотна, в которых отражались то страшные минуты Голгофы, то величественные сцены из мира античных мифов, то грандиозные битвы охотников со львами, — этот колосс живописи вдруг останавливает свой взор на скромной камеристке. Что случилось? Ведь Рубенс не слишком баловал придворных портретами: он был занят иными делами. Еле успевал реализовывать огромные заказы, приносившие соответствующие дивиденды, и, кроме того, его гений просто не был расположен тратить себя на разглядывание отдельной особи в этой дворцовой карусели. И все же Рубенс пишет камеристку.

Художнику Рубенсу, не раз говорившему в своих картинах языком аллегорий, была свойственна некая закодированность. Он ценил тайну. Поэтому «Камеристку» надо разглядывать долго.
Всмотритесь пристальней …

Вот почитайте текст, написанный женщиной. Я так не смогу...

Из мерцающего полумрака глядит из далекого XVII века молодая женщина. Триста пятьдесят лет разделяют нас. Но неотразимой свежестью поражает волшебство человекотворения кисти Рубенса. Неуловимы тончайшие валеры. Нет открытых красок в этой виртуозной живописи. Все сплавлено в единую гамму, погружающую нас в то время, заставляющую дышать именно тем воздухом, которым дышали сам Рубенс и его очаровательная модель.
По-лисьи, ласково и немного жутковато взирают на нас эти немигающие глазки. Вздернуты, будто в изумлении, брови. Ни единая морщинка не омрачает гладкое чело камеристки. Она не может показать своей заботы. Но вздрагивающие тонкие ноздри острого, как клюв птицы, носика напряжены. Так же напряжены расширенные зрачки, невольно выдающие взволнованность юной женщины. Плотно сжаты искусно нарисованные губки. Они немы. Из них не вылетит ни одного лишнего слова. Хозяйка этой ангельской, еле заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Двор не терпит нескромных свидетелей своих тайн, хотя, как и действующие лица жизненных мелодрам, трагикомедий и просто трагедий, свидетели все-таки обязательны. Но в том-то и величайшее умение актеров, ходящих по проволоке этого страшноватого дворцового представления, сохранить необходимое равновесие. Не упасть. Не разбиться. Остаться существовать в милости и довольстве… Чуть-чуть шелестит подкрахмаленное жабо. Мерно колышется грудь красавицы. Мы не видим изящных, маленьких рук, сжимающих платок, не слышим постукивания каблучков нетерпеливых ножек… Как-то не очень уютно чувствуешь себя под проницательным взором этих уж слишком внимательных глаз, оценивающих мгновенно все. Все до дна. .

Википедия пишет:
Портре́т камери́стки инфа́нты Изабе́ллы ((флам.) Sael doegter van de Infante tot Brussel) — картина работы Питера Пауля Рубенса. Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. Датируется приблизительно 1623—1626 годами. С 1772 года картина находится в экспозиции Эрмитажа. Картина является нехарактерным для творчества Рубенса обращением к жанру психологического портрета.
Картина не была подписана и датирована, её авторство вызывает разногласия у западных искусствоведов, хотя в том, что она принадлежит рубенсовской школе (мастерской), сомнений нет. Советское и российское искусствоведение однозначно признаёт автором Рубенса.

Кто она — жена Рубенса, его дочь — неважно. Важно, что Рубенс (не мастер психологического портрета) сотворил психологический шедевр. И закончу стихами:

Андрей Дементьев - Смотрю на портрет камеристки...

Смотрю на портрет камеристки
Она молода и строга.
Смотрю без надежды и риска
Меж нами века и века.
Глядит она гордо и грустно.
И думает что-то своё.
Но словно бы все мои чувства
В глазах отразились её.
И что-то её беспокоит
И мучает, видно, давно.
Как будто бы видит такое,
Что нам увидать не дано.

Контраст дополнительных цветов – это контраст между двумя цветами, лежащими на диаметрально противоположных сторонах цветового круга.
Говоря о контрасте дополнительных цветов, надо отметить важный момент. При смешении этих двух цветов получается серый (в физике, где рассматриваются цвета излучаемого спектра, а не те, которые мы видим в результате отражения света от окрашенных поверхностей, дополнительными считаются цвета, которые при смешении образуют белый). Кроме того, замечу, что при их сопоставлении, один из двух цветов обязательно окажется светлее, а другой темнее (желтый и фиолетовый), или один теплее, другой холоднее (оранжевый и синий), или один активнее, другой пассивнее (контрастные по тону красный и зеленый).
Если брать 12-тичастный цветовой круг, то контраст дополнительных цветов - это контраст желтого и фиолетового, желто-оранжевого и сине-фиолетового, оранжевого и синего, красно-оранжевого и сине-зеленого, красного и зеленого, красно-фиолетового и желто-зеленого.
Забавно то, что если эти цвета смешать, как уже было сказано, то они образуют серый цвет, но если просто поместить их рядом, то каждый из них зрительно увеличивает яркость другого, привнося на картину или фотографию цветовую напряженность.
Присмотритесь к полотнам Рубенса, Веласкеса, Рембрандта – вы с удивлением обнаружите там множество самых неожиданных оттенков и цветосочетаний, причем старые мастера добивались особых оттенков серого, накладывая поверх одного цвета тонкий слой дополнительного.

Рембрандт «Минерва», 1635

Рубенс «Святой Григорий со свв Домициллой, Маврикием и Папианом», 1607

Рубенс «Louis XIII», 1622

Рубенс «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», 1625

Рубенс «Падение Фаэтона», 1605


Диего Веласкес «Инфанта Маргарита», 1653

Взгляните на творения и других известных художников своего времени.

Лукас Кранах Старший «Портрет Иоганна Фридриха I Великодушного», 1509

Ян Ван Эйк «Портрет Джованни Арнольфини», 1435

Франсиско Гойя

Франсиско Гойя

Жак Луи Давид «Конный портрет Станислава Костки Потоцкого», 1781

Франсуа Буше «Китайский сад», 1740

Гюстав Курбе «Портрет испанской леди» 1855

Винсент Ван Гог

Эдгар Дега «Автопортрет в мягкой шляпе», 1858

Эдгар Дега «Сидящая танцовщица», 1879

Эдгар Дега «У зеркала», 1885

Амедео Модильяни «Портрет мадам Сурваж», 1918

Клод Моне «Впечатление. Восход солнца», 1873

Клод Моне «Море, порт в Амстердаме», 1874

Поль Сезанн «Голубая ваза», 1887

Поль Сезанн «Леда и лебедь», 1882

Поль Сезанн

Марк Шагал «Мясник», 1910

Мэри Кассат «Портрет молодой женщины», 1898

Зинаида Серебрякова «Портрет Жени Серебрякова», 1909

Валентин Серов «Портрет В.В.Мусиной-Пушкиной», 1895

Валентин Серов «Портрет С.М.Боткиной», 1899

Борис Кустодиев «Дети в маскарадных костюмах», 1909

Борис Кустодиев «В усадьбе Высоково», 1901

Борис Кустодиев «Портрет жены художника», 1909

Илья Репин «Портрет поэта С.М.Городецкого с женой», 1914

Константин Маковский «Портрет графини С.Л.Строгановой», 1864

Константин Сомов «Портрет Е.П. Олив», 1914

Художники-пуантилисты, напротив, наносили на холст множество мелких мазков чистых дополнительных цветов – и те при взгляде с расстояния в несколько шагов, сливаясь, образовывали серый необходимого оттенка.

Камиль Писсарро

Й. Иттен рассматривает закон контраста дополнительных цветов основой гармоничной композиции, потому что «при его соблюдении в глазах создается ощущение полного равновесия». Нас радует сочетание зеленых листьев и красных роз в саду, и мы с удовольствием любуемся образовавшимися от близости этих цветов красно-серыми и зелено-серыми оттенками разной насыщенности

или сочной красочностью подводного мира.

Попытаемся воспринять мир модных показов и яркого веселья.

Блистательная Вивьен Вествуд .

Жан-Поль Готье

Джон Гальяно

Дрис Ван Нотен

1577-1640

Портрет камеристки инфанты Изабеллы

Ок. 1625 г. Дерево, масло. 63,5 X 47,8 см.

В портретах работы Рубенса мы чаще встречаемся с импозантностью и несравненным живописным блеском, чем с вдумчивой, проникновенной интимностью, не свойственной бурному темпераменту мастера. Тем более поражает зрителя необычный для его творчества "Портрет камеристки инфанты Изабеллы" . Художник следует строгой традиционной форме погрудного портрета, но образ девушки возвышенно-лиричен, овеян поэзией. Ее ясный, спокойный взгляд, слегка тронутые улыбкой губы, выбившаяся из прически прядь волос придают портрету интимный характер.

Миловидное девичье лицо обрамлено светлым полукружием белого гофрированного воротника. Рефлекс от него усиливает впечатление сияния, как бы излучаемого кожей," сотканной из нежнейших розовых, желтоватых и перламутровых оттенков. Тонкие, прозрачные лессировки, сквозь которые просвечивает светлый грунт, делают живопись мерцающей, создавая иллюзию внутренней озаренности. Огромные светло-зеленые лучистые глаза и золотистые волосы доводят это впечатление до наивысшего звучания.

В музее Альбертина в Вене хранится подготовительный рисунок Рубенса к этой картине. На листе подпись на старофламандском языке: "Камеристка инфанты в Брюсселе". Отсюда и происходит название портрета.

На рисунке девушка изображена почти ребенком,болезненного вида с не по-детски грустными глазами и большим ртом. В картине художник делает ее старше, красивее и, главное, придает облику одухотворенность. Но идентичность изображенного лица на рисунке и в портрете несомненна. Сравнение эрмитажной картины и венского рисунка с достоверными портретами дочери художника Клары-Серены, умершей в двенадцатилетнем возрасте, навело исследователей на предположение, что венский рисунок- этюд, сделанный художником с дочери во время ее последней болезни, а эрмитажная картина - посмертный портрет Клары-Серены.

Портрет камеристки инфанты Изабеллы

Портрет кисти Питера Пауля Рубенса изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. Работа датируется приблизительно 1623-1626 годами. С 1772 года картина находится в экспозиции Эрмитажа. Это полотно является нехарактерным для творчества Рубенса обращением к жанру психологического портрета, который представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве.

Модель одета по испанской моде в строгое темное платье с белым гофрированным воротником. Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта. Она нанесена характерными для Рубенса широкими диагональными, несколько грубоватыми мазками. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам.

Сдержанный колорит картины построен на переходе от темного платья, почти сливающегося с коричневым фоном, к теплым краскам лица с преобладанием жемчужно-серебристых тонов. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придает облику модели легкость. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Большие светло-зеленые глаза и выбившиеся пряди белокурых волос придают особое звучание композиции. Чуть болезненный румянец и едва заметная улыбка на губах сообщают портрету интимный характер. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя.

Достоверно история создания портрета не известна, существуют лишь общие соображения искусствоведов. Картина написана в поздний период творчества художника - состоявшегося мастера монументальных полотен, руководителя большой художественной мастерской. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. Он был востребован не только как живописец, но и служил высокопоставленным дипломатом при дворе инфанты. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией.

21 марта 1611 года в семье Питера Пауля Рубенса и Изабеллы Брант появилась перворожденная дочь Клара Серена. Изабелла Клара Евгения могла быть крестной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула суверена. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Рубенс тяжело переживал эти утраты. В этот же период жизни художника создана целая серия портретов, изображающих одну и ту же модель в разном возрасте.

Судя по названию, на эрмитажной картине изображена придворная дама брюссельской инфанты, однако эту версию труднее всего обосновать. Безвестная камеристка вряд ли могла заказать дорогостоящий портрет у придворного живописца. По наиболее распространенной трактовке, на портрете Клара Серена - посмертный образ в свободной интерпретации художника, изобразившего ее уже сформировавшейся девушкой. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Художники тогда часто прибегали к услугам близких, дабы меньше тратить времени своих высокопоставленных моделей. Жена, дочь или сын могли позировать для предварительного наброска, в котором художник мог отработать позу, положение складок платья. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640) "Портрет камеристки инфанты Изабеллы", 1623-1626 гг., дерево, масло, 63,5×47,8 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург В портретах работы Рубенса мы чаще встречаемся с импозантностью и несравненным живописным блеском, чем с вдумчивой, проникновенной интимностью, не свойственной бурному темпераменту мастера. Тем более поражает зрителя необычный для его творчества «Портрет камеристки инфанты Изабеллы». Художник следует строгой традиционной форме погрудного портрета, но образ девушки возвышенно-лиричен, овеян поэзией. Ее ясный, спокойный взгляд, слегка тронутые улыбкой губы, выбившаяся из прически прядь волос придают портрету интимный характер. Миловидное девичье лицо обрамлено светлым полукружием белого гофрированного воротника. Рефлекс от него усиливает впечатление сияния, как бы излучаемого кожей," сотканной из нежнейших розовых, желтоватых и перламутровых оттенков. Тонкие, прозрачные лессировки (тонкие слои красок), сквозь которые просвечивает светлый грунт, делают живопись мерцающей, создавая иллюзию внутренней озаренности. Огромные светло-зеленые лучистые глаза и золотистые волосы доводят это впечатление до наивысшего звучания. В музее Альбертина в Вене хранится подготовительный рисунок Рубенса к этой картине. На листе подпись на старофламандском языке: «Камеристка инфанты в Брюсселе». Отсюда и происходит название портрета.

На рисунке девушка изображена почти ребенком,болезненного вида с не по-детски грустными глазами и большим ртом. В картине художник делает ее старше, красивее и, главное, придает облику одухотворенность. Но идентичность изображенного лица на рисунке и в портрете несомненна. Сравнение эрмитажной картины и венского рисунка с достоверными портретами дочери художника Клары-Серены, умершей в двенадцатилетнем возрасте, навело исследователей на предположение, что венский рисунок- этюд, сделанный художником с дочери во время ее последней болезни, а эрмитажная картина - посмертный портрет Клары-Серены. Исследователи обратили внимание на сходство этого рисунка с изображениями Клары Серены в собраниях Нью-Йорка и Льежа. Вот еще один портрет дочери Рубенса из собрания в Лихтенштейне. Здесь она еще совсем маленькая.

Клара-Серена умерла в возрасте двенадцати лет. На рисунке из Альбертины перед нами девочка-подросток. Возможно, портрет был сделан незадолго до смерти. Но на эрмитажном холсте перед нами она и не она. Живописная Клара значительно старше. И это – главное чудо портрета. Посмертный портрет – жанр очень распространенный. В Древнем Египте портрет это – оболочка для души умершего. В Древнем Риме портрет изначально связан с культом предков. Желание сохранить конкретный облик умершего вновь появилось в эпоху Возрождения вместе с реалистическим портретом и живет до наших дней. Только есть одно «но». «Мертвые остаются молодыми». Рубенс же «состарил» свою модель. Впрочем, объяснение лежит на поверхности: через какое-то время после смерти любимой дочери художник не просто вспомнил о ней, но постарался представить ее такой, какой она могла бы быть. Он подарил ей еще кусочек жизни.