Русская литература XX века. Русская литература XIX века Рассказы русских писателей 19 века
Девятнадцатый век называют золотым веком русской поэзии. В этот период на смену любимому литераторами классицизму приходит романтизм и сентиментализм. Чуть позже зарождается реализм, постепенно вытесняя идеализацию мира. Именно в девятнадцатом столетии литература достигла своего расцвета, и неоценим вклад, который внесли в это русские поэты 19 века. Список их действительно велик, в нём среди таких знаменитых имён, как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Афанасий Фет, встречаются и малоизвестные, но талантливые Владимир Раевский, Сергей Дуров и многие-многие другие.
Девятнадцатый век в литературе
Девятнадцатый век был далеко не простым периодом для России: прокатилась череда войн за торговые пути, началась военная кампания Наполеона, за которой последовало потом снова войны, Всё это стало огромными потрясениями для страны. На фоне таких событий и развивалась литература. Великие русские поэты 19 века в своём творчестве писали о любви к родине, красоте России, нелёгкой судьбе простого человека и праздности дворянской жизни, много говорили о месте человека в этом мире, о противостоянии личности обществу. Классицизм создавал образ романтизм возвышал его над серостью жизни, сентиментализм окружал лирического героя потрясающими пейзажами - поэзия начала девятнадцатого века стремилась к идеализации мира. Они использовали огромное количество тропов, играли с иноязычными словами, доводили до совершенства рифму - всё для отображения идеала. Позже начал появляться реализм, в рамках которого поэты-классики уже не гнушались просторечными выражениями, экспериментами с формой стихотворения: основной задачей стала демонстрация действительности со всеми её недостатками. Девятнадцатый век - век противоречий, в нем удивительным образом сочетались идеальность и несовершенство мира, в котором жили поэты.
Иван Андреевич Крылов (1769-1844)
Крылов положил начало басням в русской литературе. Его имя настолько прочно ассоциируется с этим жанром, что стало чем-то вроде как «басни Эзопа». Эту необычную для того времени форму лирики Иван Андреевич выбрал для демонстрации пороков общества, показывая их через образы различных животных. Басни настолько просты и интересны, что некоторые их строки стали крылатыми выражениями, а разнообразие тем позволяет найти поучение на любой случай. Крылова считали примером для подражания многие русские поэты 19 века, список которых был бы далеко не полным без великого баснописца.
Иван Захарович Суриков (1841-1880)
С реализмом и крестьянством чаще всего ассоциируется Некрасов, и мало кто знает о том, что многие другие русские поэты воспевали свой народ и его жизнь. Стихотворения Сурикова отличаются мелодичностью и простотой. Именно это позволило положить некоторые из его произведений на музыку. Кое-где поэт нарочно использует слова, свойственные не лирикам, а крестьянам. Темы его стихотворений близки каждому человеку, они далеко не так возвышенны, как идеализированная поэзия Пушкина, но вместе с тем ничем ей не уступают. Удивительное умение демонстрировать жизнь простых людей, показывать их чувства, рассказывать о каких-то бытовых ситуациях так, что читатель погружается в атмосферу крестьянского быта - вот составляющие лирики Ивана Сурикова.
Алексей Константинович Толстой (1817-1875)
И в знаменитом роде Толстых были русские поэты 19 века. Список именитых родственников пополнил Алексей Толстой, прославившийся своими историческими пьесами, балладами и сатирическими стихотворениями. В его произведениях звучит любовь к родному краю, воспевание его красоты. Отличительная особенность стихов - их простота, придающая лирике искренность. Источником вдохновения поэта был народ, именно поэтому в его творчестве так много отсылок к исторической тематике и фольклору. Но вместе с тем Толстой показывает мир в светлых тонах, восхищается каждым моментом жизни, пытаясь запечатлеть все самые лучшие чувства и эмоции.
Пётр Исаевич Вейнберг (1831-1908)
Многие поэты в девятнадцатом веке занимались переводами стихов с других языков, Вейнберг не стал исключением. Говорят, что если в прозе переводчик - соавтор, то в поэзии он - соперник. Вейнберг перевёл огромное количество стихотворений с немецкого языка. За перевод с немецкого драмы «Мария Стюарт» Шиллера он даже был удостоен престижной премии Академии наук. Кроме того, этот удивительный поэт работал над Гёте, Гейне, Байрона и множества других именитых литераторов. Конечно, назвать Вейнберга самостоятельным поэтом сложно. Но в своем переложении стихов он сохранял все особенности лирики автора оригинала, что позволяет говорить о нём как о действительно поэтически одарённом человеке. Неоценим вклад, который внесли в развитие мировой литературы и переводов русские поэты 19 века. Список их был бы неполным без Вейнберга.
Заключение
Русские поэты всегда были неотъемлемой частью литературы. Но именно девятнадцатый век был особенно богат талантливейшими людьми, имена которых навсегда вошли в историю не только русской, но и мировой поэзии.
"Поистине, то был Золотой век нашей литературы,
период её невинности и блаженства!.."
М. А. Антонович
М. Антонович в своей статье называл "золотым веком литературы" начало XIX века —период творчества А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Впоследствии это определение стало характеризовать литературу всего XIX столетия — вплоть до произведений А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.
В чем заключаются основные черты русской классической литературы этого периода?
Модный в начале века сентиментализм постепенно уходит на второй план — начинается становление романтизма, а с середины века балом правит уже реализм.
В литературе появляются новые типы героев: "маленький человек", который чаще всего погибает под давлением принятых в обществе устоев и "лишний человек" — это вереница образов, начиная с Онегина и Печорина.
Продолжая традиции сатирического изображения, предложенные еще М. Фонвизиным, в литературе XIX века сатирическое изображение пороков современного общества становится одним из центральных мотивов. Нередко сатира принимает и гротескные формы. Яркие примеры — гоголевский "Нос" или "История одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Еще одна отличительная черта литературы этого периода — острая социальная направленность. Писатели и поэты все чаще обращаются к общественно-политическим темам, нередко погружаясь в область психологии. Этот лейтмотив пронизывает произведения И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Появляется новая форма - русский реалистический роман, с его глубоким психологизмом, жесточайшей критикой действительности, непримиримой вражды с существующими устоями и громкими призывами к обновлению.
Ну и главная причина, побудившая многих критиков называть XIX столетие золотым веком русской культуры: литература этого периода, несмотря на ряд неблагоприятных факторов, оказала мощное влияние на развитие мировой культуры в целом. Впитывая все лучшее, что предлагала мировая литература, русская литература смогла остаться самобытной и уникальной.
Русские писатели XIX века
В.А. Жуковский — наставник Пушкина и его Учитель. Именно Василий Андреевич считается основоположником русского романтизма. Можно сказать, что Жуковский "подготовил" почву для смелых опытов Пушкина, так как он первым стал расширять рамки поэтического слова. После Жуковского и началась эпоха демократизации русского языка, которую так блестяще продолжил Пушкин.
Избранные стихотворения:
А.С. Грибоедов вошел в историю как автор одного произведения. Но какого! Шедеврального! Фразы и цитаты из комедии "Горе от ума" давно стали крылатыми, а само произведение считается первой в истории русской литературы реалистической комедией.
Анализ произведения:
А.С. Пушкин . Его называли по-разному: А. Григорьев утверждал, что "Пушкин — наше всё!", Ф. Достоевский "великим и непонятным еще Предвозвестителем", а император Николай I признался, что, по его мнению, Пушкин — "самый умный человек в России". Попросту говоря, это Гений.
Величайшая заслуга Пушкина в том, что он кардинально изменил русский литературный язык, избавив его от пафосных сокращений, вроде "млад, брег, сладк", от нелепых "зефиров", "Психей", "Амуров", так почитаемых в высокопарных элегиях, от заимствований, которыми тогда так изобиловала русская поэзия. Пушкин вывел на страницы печатных изданий лексику просторечную, ремесленный сленг, элементы русского фольклора.
А. Н. Островский указал и еще на одно немаловажное достижение этого гениального поэта. До Пушкина русская литература была подражательной, упорно навязывающая чуждые нашему народу традиции и идеалы. Пушкин же "дал смелость русскому писателю быть русским", "раскрыл русскую душу". В его рассказах и романах впервые так ярко поднимается тема нравственности общественных идеалов того времени. А главным персонажем с легкой руки Пушкина теперь становится обычный "маленький человек" — с его мыслями и надеждами, желаниями и характером.
Анализ произведений:
М.Ю. Лермонтов — яркий, загадочный, с налетом мистицизма и неимоверной жаждой воли. Все его творчество — уникальный сплав романтизма и реализма. Причем оба направления вовсе не противостоят, а как бы дополняют друг друга. Этот человек вошел в историю как поэт, писатель, драматург и художник. Его перу принадлежат 5 пьес: самая известная — драма "Маскарад".
А среди прозаических произведений настоящим бриллиантом творчества стал роман "Герой нашего времени" — первый в истории русской литературы реалистический роман в прозе, где впервые писатель пытается проследить "диалектику души" своего героя, нещадно подвергая его психологическому анализу. Этот новаторский творческий метод Лермонтова в дальнейшем будут использовать многие русские и зарубежные писатели.
Избранные произведения:
Н.В. Гоголь известен как писатель и драматург, но не случайно одно из самых известных его произведений — "Мертвые души" считается поэмой. В мировой литературе нет другого такого Мастера слова. Гоголевский язык певуч, невероятно ярок и образен. Наиболее ярко это проявилось в его сборнике "Вечера на хуторе близ Диканьки".
С другой стороны Н. В. Гоголь считается родоначальником "натуральной школы", с ее сатирой, граничащей с гротеском, обличительными мотивами и высмеиванием людских пороков.
Избранные произведения:
И.С. Тургенев — величайший русский романист, установивший каноны классического романа. Он продолжает традиции, установленные Пушкиным и Гоголем. Он часто обращается к теме "лишнего человека", стремясь через судьбу своего героя передать актуальность и значимость социальных идей.
Заслуга Тургенева еще и в том, что он стал первым пропагандистом русской культуры в Европе. Это прозаик, открывший для зарубежья мир русского крестьянства, интеллигенции и революционеров. А вереница женских образов в его романах стала вершиной мастерства писателя.
Избранные произведения:
А.Н. Островский — выдающийся русский драматург. Точнее всего заслуги Островского выразил И. Гончаров, признав его создателем русского народного театра. Пьесы этого писателя стали "школой жизни" для драматургов следующего поколения. А Московский Малый театр, где были поставлены большинство пьес этого талантливого писателя, с гордостью величает себя "Домом Островского".
Избранные произведения:
И.А.Гончаров продолжал развивать традиции русского реалистического романа. Автор знаменитой трилогии, сумевший как никто другой описать главнейший порок русского народа — лень. С легкой руки писателя появился и термин "обломовщина".
Избранные произведения:
Л.Н. Толстой — настоящая глыба русской литературы. Его романы признаны вершиной искусства создания романов. Стиль изложения и творческий метод Л. Толстого до сих пор считаются эталоном мастерства писателя. А его идеи гуманизма оказали огромное влияние на развитие гуманистических идей во всем мире.
Избранные произведения:
Н.С. Лесков — талантливый продолжатель традиций Н. Гоголя. Сделал огромный вклад в развитие новых жанровых форм в литературе, таких как картинки с натуры, рапсодии, невероятные события.
Избранные произведения:
Н.Г.Чернышевский — выдающийся писатель и литературный критик, предложивший свою теорию об эстетике отношения искусства к действительности. Эта теория стала эталонной для литературы нескольких следующих поколений.
Избранные произведения:
Ф.М. Достоевский — гениальный писатель, чьи психологические романы известны во всем мире. Достоевского нередко называют предтечей таких направлений в культуре, как экзистенцилизм и сюрреализм.
Избранные произведения:
М.Е. Салтыков-Щедрин — величайший сатирик, доведший искусство обличения, высмеивания и пародии до вершин мастерства.
Избранное произведения:
А.П. Чехов . Этим именем историки традиционно завершают эпоху золотого века русской литературы. Чехов еще при жизни был признан во всем мире. Его рассказы стали эталоном для писателей-новеллистов. А чеховские пьесы оказали огромное влияние на развитие мировой драматургии.
Избранные произведения:
К концу XIX столетия традиции критического реализма стали постепенно угасать. В обществе, насквозь пронизанном предреволюционными настроениями, в моду вошли настроения мистические, отчасти даже декадантские. Они стали предтечей появления нового литературного направления — символизма и ознаменовали начало нового периода в истории русской литературы — серебряного века поэзии.
Мамочка, я скоро умру...
- К чему такие мысли... ведь ты молодой, сильный...
- А вот же Лермонтов погиб в 26 лет, Пушкин - в 37, Есенин - в 30...
- Но ведь ты же не Пушкин и не Есенин!
- Нет, но все же..
Мама Владимира Семеновича вспоминала, что такой разговор состоялся у нее с сыном. Для Высоцкого ранняя смерть была чем-то вроде проверки на "настоящесть" поэта. Впрочем, не могу быть уверенной в этом. Скажу о себе самой. С детства я "знала точно", что стану поэтом (конечно, великим) и умру рано. Не доживу до тридцати, в крайнем случае, - сорока. Разве может поэт прожить дольше?
В биографиях писателей я всегда обращала внимание на годы жизни. Считала, в каком возрасте человек умер. Пыталась понять, почему это произошло. Думаю, так поступают многие пишущие люди. Не надеюсь разобраться в причинах ранних смертей, но попытаюсь собрать материалы, собрать существующие теории и нафантазировать - ученый из меня получится едва ли - собственные.
Первым делом, я собрала сведения о том, как умирали русские писатели. Занесла в таблицу возраст на момент смерти и причину смерти. Старалась не анализировать, просто вбивать данные в нужные графы. Взглянула на результат - интересно. Прозаики 20 века, например, часто умирали от онкологии (лидер - рак легких). Но ведь и в мире вообще - по сведениям ВОЗ - среди онкологических заболеваний чаще всего встречается и становится причиной смерти рак легких. Так есть ли связь?
Не могу решить, нужно ли искать "писательские" заболевания, но чувствую, что некоторый смысл в этом поиске есть.
Русские прозаики 19 века
Имя | Годы жизни | Возраст на момент смерти | Причина смерти |
Герцен Александр Иванович |
25 марта (6 апреля) 1812 - 9 (21) января 1870 |
57 лет |
воспаление легких |
Гоголь Николай Васильевич |
20 марта (1 апреля) 1809 - 21 февраля (4 марта) 1852 |
42 года |
острая сердечно-сосудистая недостаточность (условно, т.к. единого мнения нет) |
Лесков Николай Семенович |
4 (16 февраля) 1831 - 21 февраля (5 марта) 1895 |
64 года |
астма |
Гончаров Иван Александрович |
6 (18) июня 1812 - 15 (27) сентября 1891 |
79 лет |
воспаление легких |
Достоевский Федор Михайлович |
30 октября (11 ноября) 1821 - 28 января (9 февраля) 1881 |
59 лет |
разрыв легочной артерии (прогрессирующее заболевание легких, горловые кровотечения) |
Писемский Алексей Феофилактович |
11 (23) марта 1821 - 21 января (2 февраля) 1881 |
59 лет |
|
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович |
15 (27) января 1826 - 28 апреля (10 мая) 1889 |
63 года |
простуда |
Толстой Лев Николаевич |
28 августа (9 сентября) 1828 - 7 (20) ноября 1910 |
82 года |
воспаление легких |
Тургенев Иван Сергеевич |
28 октября (9 ноября) 1818 - 22 августа (3 сентября) 1883 |
64 года |
злокачественная опухоль позвоночника |
Одоевский Владимир Федорович |
1 (13) августа 1804 - 27 февраля (11 марта) 1869 |
64 года |
|
Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович |
25 октября (6 ноября) 1852 - 2 (15) ноября 1912 |
60 лет |
плеврит |
Чернышевский Николай Гаврилович |
12 (24) июля 1828 - 17 (29) октября 1889 |
61 год |
кровоизлияние в мозг |
Средняя продолжительность жизни русских людей 19 века составляла около 34 лет. Но эти данные не дают представления о том, до скольких доживал среднестатистический взрослый, поскольку на статистику сильно повлияла высокая младенческая смертность.
Русские поэты 19 века
Имя | Годы жизни | Возраст на момент смерти | Причина смерти |
Баратынский Евгений Абрамович |
19 февраля (2 марта) или 7 (19 марта) 1800 - 29 июня (11 июля) 1844 |
44 года |
лихорадка |
Кюхельбекер Вильгельм Карлович |
10 (21) июня 1797 - 11 (23) августа 1846 |
49 лет |
чахотка |
Лермонтов Михаил Юрьевич |
3 октября (15 октября) 1814 - 15 июля (27 июля) 1841 |
26 лет |
дуэль (выстрел в грудь) |
Пушкин Александр Сергеевич |
26 мая (6 июня) 1799 - 29 января (10 февраля) 1837 |
37 лет |
дуэль (ранение в живот) |
Тютчев Федор Иванович |
23 ноября (5 декабря) 1803 - 15 (27) июля 1873 |
69 лет |
инсульт |
Толстой Алексей Константинович |
24 августа (5 сентября) 1817 - 28 сентября (10 октября) 1875 |
58 лет |
передозировка (ввел ошибочно большую дозу морфия) |
Фет Афанасий Афанасьевич |
23 ноября (5 декабря) 1820 - 21 ноября (3 декабря) 1892 |
71 год |
сердечный приступ (существует версия самоубийства) |
Шевченко Тарас Григорьевич |
25 февраля (9 марта) 1814 - 26 февраля (10 марта)1861 |
47 лет |
водянка (скопление жидкости в брюшинной полости) |
В России 19 века поэты умирали иначе, чем прозаики. Ко вторым смерть часто приходила от воспаления легких, а среди первых никто не умер от этой болезни. Да и раньше уходили поэты. Из прозаиков только Гоголь умер в 42, остальные - намного позже. А из лириков редко, кто доживал до 50 (долгожитель - Фет).
Русские прозаики 20 века
Имя | Годы жизни | Возраст на момент смерти | Причина смерти |
Абрамов Федор Александрович |
29 февраля 1920 - 14 мая 1983 |
63 года |
сердечная недостаточность (умер в послеоперационной палате) |
Аверченко Аркадий Тимофеевич |
18 (30) марта 1881 - 12 марта 1925 |
43 года |
ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек |
Айтматов Чингиз Торекулович |
12 декабря 1928 - 10 июня 2008 |
79 лет |
почечная недостаточность |
Андреев Леонид Николаевич |
9 (21) августа 1871 - 12 сентября 1919 |
48 лет |
порок сердца |
Бабель Исаак Эммануилович |
30 июня (12 июля) 1894 - 27 января 1940 |
45 лет |
расстрел |
Булгаков Михаил Афанасьевич |
3 мая (15 мая) 1891 - 10 марта 1940 |
48 лет |
нефросклероз гипертонический |
Бунин Иван |
10 (22) октября 1870 - 8 ноября 1953 |
83 года |
умер во сне |
Кир Булычёв |
18 октября 1934 - 5 сентября 2003 |
68 лет |
онкология |
Быков Василь Владимирович |
19 июня 1924 - 22 июня 2003 |
79 лет |
онкология |
Воробьёв Константин Дмитриевич |
24 сентября 1919 - 2 марта 1975) |
55 лет |
онкология (опухоль мозга) |
Газданов Гайто |
23 ноября (6 декабря) 1903 - 5 декабря 1971 |
67 лет |
онкология (рак легких) |
Гайдар Аркадий Петрович |
9 (22) января 1904 - 26 октября 1941 |
37 лет |
выстрел (убит в войну пулеметной очередью) |
Максим Горький |
16 (28) марта 1868 -18 июня 1936 |
68 лет |
простуда (существует версия убийства - отравления) |
Житков Борис Степанович |
30 августа (11 сентября) 1882 - 19 октября 1938 |
56 лет |
онкология (рак легких) |
Куприн Александр Иванович |
26 августа (7 сентября) 1870 - 25 августа 1938 |
67 лет |
онкология (рак языка) |
Набоков Владимир Владимирович |
10 (22) апреля 1899 - 2 июля 1977 |
78 лет |
бронхиальная инфекция |
Некрасов Виктор Платонович |
4 (17) июня 1911 - 3 сентября 1987 |
76 лет |
онкология (рак легких) |
Пильняк Борис Андреевич |
29 сентября (11 октября) 1894 - 21 апреля 1938 |
43 года |
расстрел |
Андрей Платонов |
1 сентября 1899 - 5 января 1951 |
51 год |
туберкулез |
Солженицын Александр Исаевич |
11 декабря 1918 - 3 августа 2008 |
89 лет |
острая сердечная недостаточность |
Стругацкий Борис Натанович |
15 апреля 1933 - 19 ноября 2012 |
79 лет |
онкология (лимфома) |
Стругацкий Аркадий Натанович |
28 августа 1925 - 12 октября 1991 |
66 лет |
онкология (рак печени) |
Тендряков Владимир Федорович |
5 декабря 1923 - 3 августа 1984 |
60 лет |
инсульт |
Фадеев Александр Александрович |
11 (24) декабря 1901 - 13 мая 1956 |
54 года |
самоубийство (выстрел) |
Хармс Даниил Иванович |
30 декабря 1905 - 2 февраля 1942 |
36 лет |
истощение (во время блокады Ленинграда; избежал расстрела) |
Шаламов Варлам Тихонович |
5 июня (18 июня) 1907 - 17 января 1982 |
74 года |
пневмония |
Шмелев Иван Сергеевич |
21 сентября (3 октября) 1873 - 24 июня 1950 |
76 лет |
сердечный приступ |
Шолохов Михаил Александрович |
11 (24) мая 1905 - 21 февраля 1984 |
78 лет |
онкология (рак гортани) |
Шукшин Василий Макарович |
25 июля 1929 - 2 октября 1974 |
45 лет |
сердечная недостаточность |
Существуют теории, согласно которым заболевания могут быть вызваны психологическими причинами (некоторые эзотерики считают, что любая болезнь вызвана духовными или душевными проблемами). Наукой эта тема пока недостаточно разработана, но в магазинах немало книг вроде "Все болезни от нервов". За неимением лучшего, прибегнем к популярной психологии.
Русские поэты 20 века
Имя | Годы жизни | Возраст на момент смерти | Причина смерти |
Анненский Иннокентий Федорович |
20 августа (1 сентября) 1855 - 30 ноября (13 декабря) 1909 |
54 года |
инфаркт |
Ахматова Анна Андреевна |
11 (23) июня 1889 - 5 марта 1966 |
76 лет |
[Анна Ахматова несколько месяцев лежала в больнице после инфаркта. Выписавшись, отправилась в санаторий, где и скончалась.] |
Андрей Белый |
14 (26) октября 1880 - 8 января 1934 |
53 года |
инсульт (после солнечного удара) |
Багрицкий Эдуард Георгиевич |
22 октября (3 ноября) 1895 - 16 февраля 1934 |
38 лет |
бронхиальная астма |
Бальмонт Константин Дмитриевич |
3 (15) июня 1867 - 23 декабря 1942 |
75 лет |
воспаление легких |
Бродский Иосиф Александрович |
24 мая 1940 - 28 января 1996 |
55 лет |
инфаркт |
Брюсов Валерий Яковлевич |
1 (13) декабря 1873 - 9 октября 1924 |
50 лет |
воспаление легких |
Вознесенский Андрей Андреевич |
12 мая 1933 - 1 июня 2010 |
77 лет |
инсульт |
Есенин Сергей Александрович |
21 сентября (3 октября) 1895 - 28 декабря 1925 |
30 лет |
самоубийство (повешение), существует версия об убийстве |
Иванов Георгий Владимирович |
29 октября (10 ноября) 1894 - 26 августа 1958 |
63 года |
|
Гиппиус Зинаида Николаевна |
8 (20) ноября 1869 - 9 сентября 1945 |
75 лет |
|
Блок Александр Александрович |
16 (28) ноября 1880 - 7 августа 1921 |
40 лет |
воспаление сердечных клапанов |
Гумилев Николай Степанович |
3 (15) апреля 1886 - 26 августа 1921 |
35 лет |
расстрел |
Маяковский Владимир Владимирович |
7 (19) июля 1893 - 14 апреля 1930 |
36 лет |
самоубийство (выстрел) |
Мандельштам Осип Эмильевич |
3 (15) января 1891 - 27 декабря 1938 |
47 лет |
тиф |
Мережковский Дмитрий Сергеевич |
2 августа 1865(или 14 августа 1866) - 9 декабря 1941 |
75 (76) лет |
кровоизлияние в мозг |
Пастернак Борис Леонидович |
29 января (10 февраля) 1890 - 30 мая 1960 |
70 лет |
онкология (рак легкого) |
Слуцкий Борис Абрамович |
7 мая 1919 - 23 февраля 1986 |
66 лет |
|
Тарковский Арсений Александрович |
12 (25) июня 1907 - 27 мая 1989 |
81 год |
онкология |
Цветаева Марина Ивановна |
26 сентября (8 октября) 1892 - 31 августа 1941 |
48 лет |
самоубийство (повешение) |
Хлебников Велимир |
28 октября (9 ноября) 1885 - 28 июня 1922 |
36 лет |
гангрена |
Рак связывают с чувством обиды, глубокой душевной раной, ощущением тщетности своих действий, собственной ненужности. Легкие символизируют свободу, готовность и способность принимать и отдавать. Двадцатый век в России век, многие писатели "задыхались", были вынуждены молчать или говорить не все, что считали нужным. Причиной рака называют и разочарование в жизни.
Болезни сердца вызываются переутомлением, длительным стрессом, верой в необходимость напряжения.
Простудой заболевают люди, в жизни которых одновременно происходит чересчур много событий. Пневмонией (воспалением легких) - отчаявшиеся.
Болезни горла - творческое бессилие, кризис. Кроме того, неспособность постоять за себя.
Прошедшее столетие подарило человечеству много талантливых авторов. Писатели 20 века творили в эпоху мировых социальных потрясений и революций, что неизбежно нашло свое отражение в их трудах. Любое историческое событие влияло на литературу - если вспомнить, то самое большое количество военных романов было написано в период Второй мировой войны и в последующие 15 лет.
Самые известные русские писатели 20 века - это Александр Солженицын и Михаил Булгаков. Солженицын открыл миру весь ужас советских лагерей в своем произведении «Архипелаг ГУЛАГ», за что подвергся жесточайшей критике и гонениям в нашей стране. Позже Солженицына выслали в ФРГ, и он долгое время жил и работал за границей. ему вернули лишь в 1990 году специальным указом президента, после чего он смог вернуться на родину.
Интересно, что в нашей стране 20 век стал эпохой писателей и поэтов в изгнании - за границей в разные годы оказались Иван Бунин, Константин Бальмонт, Раиса Блох и многие другие. Михаил Булгаков прославился на весь мир романом «Мастер и Маргарита» и повестью «Собачье сердце». Примечательно, что роман «Мастер и Маргарита» он писал более 10 лет - основа произведения была создана сразу, но правка продолжалась долгие годы, вплоть до смерти писателя. Смертельно больной Булгаков доводил роман до совершенства, но так и не успел закончить эту работу, поэтому в произведении можно найти литературные ляпы. И все равно роман «Мастер и Маргарита» стал, пожалуй, лучшим произведением этого жанра за весь 20 век.
Популярные 20 века - это, прежде всего, королева детектива Агата Кристи и создатель лучшей антиутопии «Скотный двор» Джордж Оруэлл. Англия во все времена дарила миру литературных гениев, таких, как Уильям Шекспир, Герберт Уэллс, Вальтер Скотт и многие другие. Прошлый век не стал исключением, и люди во всех странах теперь зачитываются книгами Пратчетта Терри, Джона Уиндома и
В целом писатели 20 века ничуть не походили на своих предшественников - авторов 19 века. стали более разнообразными, и если в 19-м веке существовало всего 3-4 основных направления, то в 20-м их стало на порядок больше. Стилистическое и идейное многообразие породило множество жанров и течений, а поиск нового языка подарил нам целую плеяду мыслителей и философов, таких, как Марсель Пруст и
Русские писатели 20 века ограничились в основном тремя стилистическими направлениями - реализмом, модернизмом и авангардом. Интересным явлением в русской литературе прошлого столетия стало возрождение романтизма в его первоначальном виде, наиболее полно этот факт отразился в трудах Александра Грина, произведения которого буквально пронизывает неискоренимая мечтательность и экзотичность.
Писатели 20 века оставили заметный след в мировой литературе, и нам остается надеяться, что и авторы двадцать первого века окажутся не хуже своих предшественников. Может быть, где-то уже творит новый Горький, Пастернак или Хэмингуэй.
19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.
А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».
Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».
http://khorikiansorientalrugs.com/map191 С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.
http://k-zillion.com/map191 Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.
Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо? », а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.
click the following article Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.
Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.