Сценарий экскурсии по мини музею "русская изба". План-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему: Совместная образовательная деятельность в мини – музее «Русская изба» «Милости просим гости дорогие

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№16 «Солнышко» компенсирующего вида

Щёлковского муниципального района МО

Сценарий

экскурсии в мини-музей

«Русская изба»

(по изодеятельности)

с детьми подготовительной к школе группы

с общим недоразвитием речи.

Составил и провёл:

Степанькова Г.Г.

воспитатель МБДОУ №16

10.03.2015г.

Конспект: «Экскурсия в мини-музей «Русская изба».

Образовательная область : «Художественно-эстетическое развитие»

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; « Познавательное развитие»

Цель: Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковская, богородская игрушка, павлово-посадский платок) и с их характерными особенностями.

Побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа.

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.

Инициировать декоративное оформление фигур из бумаги – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки.

Развивающие :

Развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к народному искусству.

Воспитательные:

Вызвать у детей интерес к русской национальной культуре.

Воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.

Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.

Прививать интерес к посещению музея.

Словарная работа : народные промыслы, прикладное искусство, элементы росписи.

Предварительная работа: знакомство с экспонатами музея, заучивание стихотворений; беседы с детьми о народном прикладном искусстве;

лепка игрушек, расписывание силуэтов; рассматривание иллюстраций с узорами декоративной росписи; повторение правил поведения в музее.

Предполагаемый результат:

1. Расширится кругозор, воображение, художественный вкус, творческие способности.

2. Дети познакомятся со старинными и современными изделиями народных мастеров.

3. Словарный запас обогатится названиями городов и сел – родиной народных промыслов.

Материалы и оборудование: предметы хохломской, гжельской, дымковской росписи и другие предметы народно-прикладного искусства, наглядно – иллюстрационный материал элементов дымковской росписи, вырезанные из бумаги фигуры по мотивам дымковской игрушки, краски гуашевые, кисти, баночки с водой, аудиозапись « Русские напевы».

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на экскурсию по нашему музею. Мы вспомним и заново полюбуемся теми предметами народных промыслов, которые собраны в нашем музее, и познакомимся с новыми. Очень много прекрасных вещей создавали русские мастера. Их и вещами то назвать нельзя. Это настоящие произведения искусства!

Рассмотрим эти с вами предметы старины

Поведают они нам секреты красоты,

Введут нас в мир России,

Приданий и добра.

Расскажут о народных

Чудо - мастерах!

Воспитатель: Сегодня у нас гости, а гостям мы всегда рады. Я их приглашаю присоединиться к нашей экскурсии посмотреть и послушать о наших экспонатах, а вы мне в этом поможете.

-Ну, ребята, подходите –

На игрушки поглядите.

(дети подходят к выставке дымковских игрушек, их встречает дымковский индюк)

А вот и наш первый гость. Что вы можете рассказать ему об этих игрушках.

(дети рассказывают о дымковской игрушке)

Воспитатель: Ребята, раньше игрушки расписывали сухими красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам блеск и яркость. Да и красок было не так много, а сейчас какие цвета используют мастера для росписи игрушек? (ответы детей)

Индюк : Молодцы ребята! Как много вы знаете о Дымковской игрушке.

А я игрушка знатная,

Складная, да ладная.

Я повсюду славлюсь,

Может вам понравлюсь.

Воспитатель: Вы догадались, что это за игрушка? (ответы детей, индюк распускает хвост)

Воспитатель:

Да! Это дымковский индюк!

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите: пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок;

А высокий гребешок,

Красной краскою горя, –

Как корона у царя!

Оперенье индюка от раза к разу изготавливалось все более мастерски, именно поэтому фигурка перестала быть пригодной для игры. Отныне она начала занимать почетные места на комодах и украшать любую другую мебель. Дымковская игрушка делается вручную и раскрашивается каждый раз по- новому, поэтому нет двух одинаковых фигурок, каждая является единственным экземпляром, каждая дымка уникальна, каждую игрушку согревают своими руками мастерица.

Индюк: Я хочу подарить для вашего музея игрушку на память!(ковровская барыня)

Воспитатель: Посмотрите какая красивая барыня. Как вы думаете, что это за игрушка?(ответы детей)На самом деле эта игрушка наша с вами землячка. Её сделали мастера из города Коврова, что на реке Клязьме. Она очень похожа на дымковскую, такая же яркая, расписная, но все же отличается. Посмотрите, у нее элементы росписи совсем другие……... Спасибо гость дорогой за твой подарок!

Вот наша следующая гостья.

Матрешка : Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока

А внутри секреты есть:

Может - три, а может шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская... . (матрешка ) (ответы детей)

Матрешка : Молодцы ребята!Вы меня узнали, а если вы еще скажете откуда я родом.(ответы детей)

Сергиев Посад святой –

для матрешки дом родной!

Куклы более ста лет

радуют весь белый свет!

Воспитатель : Посмотрите сколько матрешек собрано у нас в музее. Они все такие разные. В каких уголках России только не делают эту игрушку. Матрешка считается исконно русским сувениром, который стараются привезти из России иностранные гости.

Но вы знаете, прообразом русской матрешки стала фигурка японского божка, которая, как и матрешка, раздвигалась, представляя собой, вместилище для более мелкой фигурки. Русские умельцы решили сделать свою игрушку. Мастер Звездочкин В.П. выточил первые фигурки кукол (трех- и шестиместных), которые вкладывались одна в другую. Эти матрёшки не сохранились. Поэтому первой матрёшкой считается восьмиместная кукла, изображающая крестьянскую девушку с петухом, вскоре окрещенной в народе распространенным в то время именем Матрешка (Матрена).Игрушка состояла из восьми фигур - девочек и мальчиков. Последняя изображала спеленутого младенца. Мастера неустанно соревновались друг с другом, увеличивая количество вкладываемых фигурок.В наши дни в фондах Исторического музея в Москве хранится и 100-местная матрешка. Она изготовлена в единственном экземпляре.

Ребята, а каких еще матрешек вы знаете? (ответы детей) А из чего их делают? (ответы детей)

Воспитатель: Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится.

Матрешка: Какие молодцы! Вот вам подарок для вашего музея.(дарит матрешку)

Воспитатель: Спасибо Матрешка! Ребята, а какие еще изделия народных мастеров из дерева вы знаете?(ответы детей: (Городец, Хохлома, Богородская игрушка)

Правильно, Золотая Хохлома!

Хохломская роспись-

Алых ягод россыпь,

Полюбуйтесь, как старался мастер, чтобы порадовать нас своей работой. Красива, удобна деревянная посуда.

Ребята, вы знаете, если ешь щи или кашу такой ложкой, она рот не обжигает.

А почему ее называют - Золотая Хохлома? (ответы детей)

(Воспитатель подводит детей к выставке богородской игрушки)

А что это за волшебные игрушки, кто мне скажет?

(ответы детей)

Богородская игрушка –

деревянная зверушка.

Мишка, зайка, петушок –

полюбуйся-ка, дружок!

Мастера взялись за дело –

вырежут из липы белой

или мишку-кузнеца,

или в пляске удальца!

Да, это богородская игрушка. Почему она так называется? (ответы детей)

А село это находится в Московской области.

У этих игрушек есть хитрость, которую придумали богородские мастера, они умеют оживать. Возьмите их в руки, поиграйте с ними. (дети рассматривают игрушки)

Все игрушки делаются из липы, которая просушивается около четырех лет. Дерево мягкое и с ним легко работать.

Воспитатель: Проходите к следующей выставке (дети подходят к Гжели)

У нас еще одна гостья.

Гжель:

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась. Теперь

Известно всем в народе

Ее названье - (Гжель)

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, а как вы догадались, что это именно Гжель? (ответы детей)

Интересно, что еще в стародавние времена, когда гжельский промысел только зарождался, гжель была разноцветной. Посуда, фигурки людей и зверей расписывались яркими красками: зелеными, желтыми, красными. А в наши дни гжель известна своими синими и голубыми узорами, нарисованными на белом фоне. Ставшая традиционной бело-голубая гжель не является исконно русской – эти цвета русские мастера подсмотрели у голландцев.

Какими узорами любят гжельские мастера расписывать свою посуду? (ответы детей)

Гжель тоже наша с вами землячка она находится в Московской области.

Гжель : Молодцы, вот вам подарок для вашего музея.(Гжель дарит гжельскую кружку)

Воспитатель: Спасибо! Ой, а это что за красота такая?(накидывает на плечи платок) Кто мне скажет?

(ответ детей)

Разноцветные платки,

Набивные шали

Скольких женщин на Руси

В праздник украшали.

Научились мастера

Павлова посада

Рисовать узор из трав

Леса, луга, сада.

Воспитатель: Павловский Посад - еще один город с берегов реки Клязьмы. Славу на весь мир принесли Павловскому Посаду расписные платки и шали. Их носили и простые люди, и знатные персоны. Раньше многие женщины носили яркие платки на голове, плечах, а иногда даже просто сложенным на руке, как украшение(демонстрация). Во многих богатых семьях было по сорок платков в распоряжении барышень. Именно платок был одним из самых желанных подарков. А еще, в Павлово-Посадском районе сегодня создают волшебство. Ведь именно здесь, в деревне Данилово существует фабрика елочных игрушек «Иней». Стеклянные елочные игрушки - настоящее чудо. Ведь каждый такой шарик, шишка, фигурка создаются вручную. А значит, они уникальны и неповторимы. Завод проводит экскурсии для детей и взрослых, так что каждый имеет возможность увидеть весь процесс создания игрушек собственными глазами.

Вот какими замечательными изделиями народных мастеров богато наше любимое Подмосковье! Ребята, вам понравилась наша экскурсия? А сколько еще интересного я могу вам рассказать и про филимоновскую игрушку, и про Золотую Хохлому, и про расписные жостовские подносы! И мы с вами неприменно встретимся в другой раз в нашей Русской избе и продолжим знакомство с народными мастерами и их чудесными изделиями.

А сейчас, я предлагаю вам представить себя народными мастерами и расписать эскиз будущей дымковской игрушки. Проходите в зал,выбирайте рабочее место. Но прежде чем приступить к работе, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

О левой и правой руке

Посмотри-ка, две руки:

Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить –

И правая, и левая! (хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать –

И правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

Ладошкой могут рот прикрыть -

И правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)

Дорогу могут показать –

И правая, и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой)

С руками я всегда дружу –

И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие)

И могут ласковыми быть

И правая, и левая!

Обнимут вас, ко мне прижмут –

И правая, и левая! (обхватываем себя руками – “обнимаем”)

(дети вместе с родителями расписывают силуэты дымковских игрушек)

Воспитатель: Замечательные игрушки у вас получились.

В заключении я хочу сказать одно, что народное творчество не уходит в прошлое пока оно кому то интересно, что каждому поколению чем-то оно нравится. А значит, что народное искусство будет жить ещё много лет, а народные умельцы будут прославлять свою страну.

Список использованной литературы:


Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.

Ермолаева Н.В.Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно- прикладное искусство. Парциальная программа. – СПб. ООО « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011г.

Галина Трофимова

Программное содержание: Формировать у детей представления об истории, культуре и быте мордвы; расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа; воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость, умение, действовать совместное.

Предварительная работа.

Рассматривание мордовских национальных костюмов.

Рассматривание книг – альбомов и презентаций: «Мой край», «Стихи и песни Мордовии», «Здравствуй, Мордовия!».

Беседы и рассматривание картин о быте мордвы.

НОД по художественному творчеству – отображение в детских работах элементов национального орнамента и предметов утвари.

Отгадывание загадок.

Заучивание пословиц, потешек, закличек.

Слушание национальной мордовской музыки.

Проведение мордовских подвижных игр.

Оборудование:

Экспонаты в мини-музее «Мордовская изба», альбомные листы 15*15 на каждого ребенка, цветные карандаши. Фонограмма с мордовскими песнями.

Ход экскурсии.

В: Ребята сегодня мы с вами посетим музей мордовской избы, который находится в нашем саду. Но перед тем как идти туда давайте вспомним правила поведения в музее:

1. Предметы, находящиеся в музее старинные и называются экспонатами. Их нельзя трогать, можно только рассматривать.

2. В музее нужно смотреть, слушать и отвечать на вопросы, но ни в коем не озоровать, не толкаться и не кричать.

Дети с воспитателем заходят в избу.

В: Давным-давно мордва строили себе дома из бревен. Такие дома назывались избами. Посмотрите вокруг, как здесь все необычно, не так как в современных домах.

Что первое вы увидели, когда зашли сюда? (ответы детей)

Конечно печку, потому что она занимает очень много места. Скажите, для чего нужно была печь в избе? (Ответы детей)

Печь была основой жизни, семейным очагом. Печь давала тепло, в ней варили еду и пекли хлеб, в печи мыли детей, печь избавляла от хворей. А сколько сказок рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница».

Посмотрите, как вы думаете, что стоит рядом с печкой в углу? (В углу стоят кочерга, ухват, чугунок)

Воспитатель задает загадки:

1. Железный конь

Скачет в огонь. (кочерга)

2. В печи стоит, закрытый крышкой…

Огонь ласкает твёрдый бок.

Печь освещает пламя вспышкой.

Щи варит в печке (чугунок)

3. Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт. (ухват)

Воспитатель показывает, как вынимали чугунок из печки с помощью ухвата.

В: Что еще необычного вы видите в избе? (Ответы детей) Правильно. Большой стол. В старину мордовские семьи были большие. В каждой избе жили мама, папа и много детей. За обедом большая мордовская семья размещалась за большим столом на лавках.

Обратите внимание, в избе нет кроватей. Так как места всем в избе не хватало, ночью все члены семьи спали на лавках, на печке. Маленьких детей укладывали спать вот в такой зыбке. Она прибита к потолку, чтобы мама могла качать ее, когда маленький ребенок плачет.

В: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами все от мала до велика резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели мордовские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Мордовская подвижная игра «Раю – раю»

Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю – раю. Пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдёт

И детей проведёт.

В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры: Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

В: Поиграли, а теперь продолжим осмотр мордовской избы. Вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).

Правильно на прялке пряли пряжу. Вот так клали шерсть. И пряли с помощью другого приспособления – веретено.

Чем больше я кручусь

Тем толще становлюсь.

(Веретено).

В: Посмотрите на мордовскую национальную одежду. Ткань для одежды ткали вручную, затем женщины, сидя долгими вечерами за лучиной вышивали ее красивыми мордовскими узорами. Давайте вспомним, какие основные цвета у мордовской вышивки и какие элементы мордовского орнамента вам знакомы (ответы детей) Молодцы.

В. Я предлагаю разместиться за большим столом и разукрасить вот эти салфетки мордовскими узорами.

Дети проходят за стол и приступают к выполнению задания.

Итог занятия:

В: Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего садика «Мордовская изба».

Вам понравилось? (Ответ детей).

Что нового вы узнали? (Ответ детей).

Публикации по теме:

«Был великий День Победы много лет тому назад. День Победы помнят деды, знает каждый из внучат.» МКОУ Касьяновская СОШ Детский сад.

Целью нашей экскурсии является:Вызвать у детей желание узнать о прошлом наших предков. Воспитание духовно -патриотических чувств. Сегодня.

Конспект ООД «Экскурсия в мини-музей «Красна изба» с детьми старшей группы Конспект ООД «Экскурсия в мини-музей «Красна изба» с детьми старшей группы Цель: познакомить детей с историей русского народа: с бытом,.

Конспект экскурсии в мини-музей «Народные промыслы» Цель: Знакомство детей с народными промыслами: Дымковской игрушкой, Гжелью, Городецкой росписью, Золотой Хохломой, Русской матрешкой. Задачи:.

Конспект экскурсии в мини-музей «Волшебная бумага» (подготовительная группа) Конспект экскурсии в мини-музей «Волшебная бумага» Подготовительная группа, Логвинова О. А задачи: Образовательные: познакомить детей с историей.

Перехватова Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Плешановский детский сад № 1"
Населённый пункт: с. Донское, Красногвардейский район, Оренбургская область
Наименование материала: Конспект
Тема: Экскурсия в мини- музей "Русская изба"
Дата публикации: 03.11.2016
Раздел: дошкольное образование

Экскурсия в мини- музей «Русская изба»для детей старшей

группы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:
«Познавательное развитие»
ЗАНЯТИЕ:
Формирование целостной картины мира.
ВИД ЗАНЯТИЯ:
Ознакомление с социальным окружением.
ИНТЕГРАЦИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОБЛАСТЕЙ:
«Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное». «Речевое», «Художественно - эстетическое», «Физическое».
ЦЕЛЬ:
Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.
ЗАДАЧИ:

1. Образовательные:
- Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми. - Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. - Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т.д.).
2. Развивающие:
- Развивать познавательные интересы детей, монологическую речь, коммуникативные умения при помощи привлечения дошкольников к исполнению роли экскурсоводов; народных игр. - Развивать любознательность и формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.
3.Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору
ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
Методы - игровой, словесный, наглядный. Приемы - беседа, пояснение, загадывание загадок, чтение стихов, пословиц, рассматривание экспонатов.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ

РАБОТА:
знакомство с экспонатами музея, заучивание текстов загадок, стихотворений о предметах старинной утвари, предметах быта, русской избе. Повторение правил поведения в музее.
СЛОВАРНАЯ

РАБОТА:
Изба, иконы,печь, рубаха, порты, сарафан, кочерга, чугунок, лапти, валенки.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

-
Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве. - Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода. - Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта.
ХОД ЗАНЯТИЯ

Хозяюшка (воспитатель):
Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу в мою избу! Горница у меня небольшая Да красивая какая! Проходите хорошо всё обглядите. Я приглашаю вас в наш музей. А вы знаете, что такое музей? (Ответы детей)
Хозяюшка:
Музей – это место, где собираются, хранятся и выставляются напоказ старинные предметы: картины, книги, посуда, игрушки и многое другое. Музей создают люди: они собирают разные предметы, изучают их и устраивают выставки. Это нужно для
того, чтобы сохранить ценные и редкие предметы. В нашей группе собран уголок русской старины. Слава нашей стороне, Слава русской старине! И про эту старину, Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли! - Первое помещение в доме – сени. Сени, прежде всего, отделяли тепло от холода. Дверь из теплой избы открывалась не сразу на улицу, а в сени. В хозяйстве сени использовались как подсобные помещения. Летом в сенях было удобно спать «на прохладе». А в больших сенях устраивались девичьи посиделки и зимние встречи молодежи.
Ребенок:
Похлёбкой, кашей, пирогами Красна ты, русская изба, Да ткаными половиками Гостей встречаешь ты всегда.
Хозяюшка:
Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая, а порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: занимала печь основное пространство избы. В народе говорили: Без печи хата – не хата.
Хозяюшка:
А как вы думаете, для чего нужна печка?
Дети:
Чтобы еду готовить, чтобы тепло было в доме, чтобы спать на ней.
Хозяюшка:
Да, печку топили дровами, чтобы в избе тепло было. А еще в русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Ребенок.
Вот печь! Полдома занимает! Такую, где теперь найдёшь? Чугун со щами вынимают - За уши впрямь не оторвёшь! А на печи ещё лежанка: Болеешь - так погрей бока.
Хозяюшка:
Печка была многофункциональной: в ней варили еду, она обогревала и даже освещала дом. На печке спали дети и старики, в печке люди мылись, то есть внутрь печи свободно пролезает взрослый человек.А ещё в ней сушили продукты и одежду. При помощи разогрева тела внутри печи, на Руси изгоняли болезни, например, простудные заболевания.
Хозяюшка:
А кто из вас больше пословиц про печку и русское гостеприимство знает? - Петухи на насесть садятся, а старые люди на печь валятся. - Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи! - Что есть в печи, все на стол мечи. - Гости на печь глядят, видно, каши хотят. - Около печи нельзя не нагреться. - Словно с печи свалился.
Хозяюшка:
Печь делила избу на три части: «Красный угол», «Бабий кут» (женская часть избы) и «Конник» (мужской угол). В правом от печки углу командовала хозяйка. Здесь всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Другой, левый от печки угол назывался
красный,
т. е. красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это особое место было для гостей. Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Вот как об этом говорят русские пословицы:
- Что есть в печи – всё на стол мечи. - Не красна изба углами, а красна пирогами. - Умей в гости звать, умей угощать. Сажая гостей в красный угол, говорили: Встречайте не с лестью, а с честью. Задний угол исстари был мужским. Здесь помещали коник - короткую широкую лавку. Это было рабочее место мужчины. Тут плели лапти, корзины, ремонтировали упряжь, вязали сети и т. д. Под коником или в самом ящике хранили инструменты.
Хозяюшка:
Ребята, в нашем музее можно потрогать любые экспонаты и даже поиграть с ними. Отгадайте загадки о музейных экспонатах: Наша толстая Федора Наедается не скоро А зато, когда сыта От Федоры теплота (печь). Книзу узок, верх широк Не кастрюля – а …(чугунок). Не бык, а с рогами, Не ест, а еду хватает, А что схватит - отдает? (ухват).
Хозяюшка:
Возле печки лопата, веник, да ухват дружно рядышком стоят. На лопате хлеб в печь «сажали», а ухватом чугунки из печи доставали. Кто попробовать желает? (Дети по желанию вынимают из печки чугунок)
Хозяюшка:
У меня для вас есть еще загадка: Деревянная подружка, Без нее мы как без рук, На досуге - веселушка, И накормит всех вокруг. Кашу носит прямо в рот И обжечься не дает.
Дети:
ложка.
Хозяюшка:
А вот и ложки расписные. Посмотрите, какие они все разные и по форме и по раскраске. Из какого материала они сделаны? (ответы детей)
Хозяюшка:
А это чашки, миски. Из чего они сделаны? Чем они отличались от современной посуды?
Хозяюшка:
Да, раньше посуду делали из дерева или из глины.
Хозяюшка:
А это старинная одежда. Рассмотрим ее. Как называются предметы одежды, из какой ткани их шили, чем украшали, чем отличалась повседневная одежда от праздничной? Кто шил такую одежду? (дети отвечают).
Хозяюшка:
Ну, а раз оделся ты И в рубаху и порты – Надо обувь одевать И на праздник поспешать!
Хозяюшка:
Посмотрите, что это? (обращает внимание детей на старинную обувь – лапти, валенки). Назовите эту обувь.
Дети:
Валенки и лапти.
Хозяюшка:
Как вы думаете, какая обувь для холодного времени года, а какая для теплого?
Дети:
Зимой - валенки носили, а летом – лапти.
Хозяюшка:
Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель (шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти. Женщины пряли пряжу да приговаривали:
Ты помощница моя, прялочка родная, Напряди ты пряжи мне, что не видно края.
Хозяюшка:
А для чего пряжа нужна была?
Дети:
Чтобы вязать носки, одежду.
Хозяюшка:
Женщины и девушки ткали половики, шили и вышивали одежду. Даже игрушки делали сами. Люди в старину много работали, но любили и повеселиться, поводить хороводы, попеть песни. А вы хотите поиграть?
Игра (народная) «Ремешок».
Дети садятся на корточки в круг. За кругом ходит водящий с ремешком (ленточкой) и говорит: Прячу, прячу ремешок, под камышевый кусток, А кто зореньку проспит, того бить, колотить! С этими словами он кладет ремешок за одним из играющих, тот должен поднять ремешок и бежать за ведущим. Ведущий, обежав круг садится на место играющего. Если его догнали, меняются ролями.
Хозяюшка:
Сегодня, дети, вы в первый раз пришли в избу, и я вижу, вам не терпится все поближе увидеть. Не стесняйтесь, проходите, да всё поближе рассмотрите.
Итог:
О каких предметах русской горницы мы сегодня говорили? На какие части делится русская изба? Что находится в красном углу? Как называлась женская часть избы? Как называлась мужская часть избы?

Приложение.
Экспонаты мини – музея «Русская изба» Экскурсию проводит Хозяюшка (воспитатель)«Русской избы».

Приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства. Часто мы забываем о своих корнях, не знаем обычаев и народных праздников. С этой целью в детском саду был создан мини-музей «Русская изба» и создана система работы с детьми по этому направлению.

Детям очень интересны экскурсии в мини-музей, т. к. они узнают там много нового и интересного. Они с удовольствием рассматривают посуду из глины, слушают рассказ о том, как жили раньше люди. Задают очень много вопросов: почему дети спят в люльках, зачем нужна прялка и как с нею обращаться, почему у самовара и утюга нет провода и т. д. Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких как прялка, кадка, ухват, кочерга, ступа, коромысло и т. д. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми.

Цель: формирование личностной культуры у детей на основе ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры русского народа.

Задачи: продолжать знакомить детей с бытом и жизнью русского народа, р азвивать у детей интерес к национальной культуре русского народа.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, былин, заучивание пословиц, поговорок, рассматривание музейных экспонатов. Изготовление различных украшений на занятиях художественного творчества.

Словарная работа: изба, печь, горнило, лежанка, подпечье, ухват, люлька, кочерга, чугунок, веретено, лапти, кудель, самовар, красный угол,

Оборудование: «Русская изба», оснащённая предметами русского быта, клубочек, русский народные костюмы, самовар.

Игра с лентой (в группе)

Вышел Ваня погулять

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать,

Кому ленточку отдать,

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись!

Воспитатель: ребята, вам понравилось играть в русскую народную игру «Вышел Ваня погулять»? А в старину было очень много интересного. Вы хотите отправиться в путешествие в старину? Поможет нам в этом клубочек, скажем ему вместе волшебные слова:

Ты катись, катись клубок,

Путь-дорожку укажи

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

А мы пойдем за ним! (выходят за клубком из группы).

Вот мы и пришли! Догадались, ребята, куда мы с вами попали? (в русскую избу)

Дети заходят в музей «Русская изба», их встречает хозяюшка.

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу в мою избу! Горница у меня небольшая, а красивая какая! Проходите, проходите, хорошо все обглядите. А чтобы узнать, о чём мы сегодня будем разговаривать. Отгадайте загадку:

«Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
А зато, когда сыта
От Федоры теплота…» (печь)

Хозяюшка: Правильно, гости дорогие! Самое главное в деревенской избе – это печь.

Печь – без печи хата не хата. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. Даже загадка есть о печи: «Чего из избы не вытащишь?». На печке можно было спать, или лежать греться. Место, где люди спали на печи называлось полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать.

Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна изба пирогами». По тому, какой была мастерицей хозяйка, судили о семье. И всё это хозяйство называлось бабьим углом. Здесь было всё, что нужно ей, чтобы приготовить обед и накормить скотину. А готовить приходилось много, в то время семьи были большие. Посмотрите, что это стоит? Это посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. В них хранили продукты. А вот кувшин для молока, называется он крынка.

Хозяюшка: А еще в каждой избе был «красный угол». В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем.

В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол - самое почётное место в доме. Человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». В углу стоял стол и лавки, где располагалась вся семья.

Хозяюшка: Ой, ребята! Кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там? (ребёнок)

Раньше, в старину, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. Люльку закрывал полог. Это не просто ограждение от света и мух, а ещё и от злых духов препятствие. Строго-настрого запрещалось качать пустую люльку, якобы ребёнок будет спать беспокойно.

В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Всё было сделано с любовью, передавалось из поколения в поколение.

Хозяюшка: Где русские хозяйки хранили одежду?

Дети: В сундуке (рассматриваем сундук)