Сценография - это что такое? Виды сценографии. Понятие и функции сценографии Почему сценографию называют наукой и искусством

Тема: Сценография как искусство и производство.

Цели урока:

- дать обучающимся возможность выявить характерные особенности театрального здания

и устройства сцены; как и с кем работает художник - постановщик, какие театральные

службы и цеха существуют

- воспитывать любовь к театральному искусству.

Личностные: проявлять уважительное отношение к театральному

Метапредметные: искусству

познавательные УУД:с помощью учителя открывать и структурировать

знания.регулятивные УУД: с помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль,

оценивание, коррекцию знаний.

коммуникативные УУД:сотрудничать с одноклассниками и учителем.

- предметные:выявлять характерные особенности театрального здания и устройства

сцены; как и с кем работает художник- постановщик, какие театральные службы и цеха

существуют.

Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок - исследование.

Формы работы учащихся:индивидуальная, фронтальная

Необходимое техническое оборудование:компьютер, мультимедийныйпроектор, экран.

План урока:

I. Оргмомент Мотивация к учебной деятельности.

II. Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний.

III. Чтение рассказа.

4.Практическая часть.

5.Контроль и коррекция.

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1.Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2.Сообщение темы и цели урока.Актуализация знаний.

На доске тема урока: «Сценография как искусство и производство»

- Ребята, что из названия данной темы вам известно и понятно?

образа спектакля посредством декораций, костюмов, света, постановочной техники.

-Как вы думаете, почему сценографию можно назвать еще и производством?

-Она как большое промышленное предприятие насыщена техникой, электроникой,

-Правильно, а с художником -постановщиком сотрудничают целые театральные службы и

цеха. Давайте вместе перечислим, какие:

Столярно -сварочные, пошивочно - костюмерные, бутафорские, световые, гримерные и др.

-Работа всех цехов имеет один итог – спектакль, который ставится на сцене театра.

Именно об устройстве и оборудовании сценической коробки у нас и пойдет сегодня речь.

3.Чтение рассказа (объяснительно -иллюстративный метод познания)

Сегодня я прочитаю вам рассказ Юрия Алянского«Театральное здание. Дом для

волшебных представлений». Ваша задача внимательно слушать и подмечать, какие

приспособления и секреты таит в себе театральная сцена.

Современное театральное здание насыщено техникой, электроникой, оптикой, как

большое промышленное предприятие. Особенно сцена -главная часть театрального

здания, площадка для игры актеров.

трюмом. Сюда, например, может в случае надобности провалиться персонаж спектакля

Как сквозь землю. Есть и заоблачные высоты, где расположены колосники,

театральное небо могут вознестись черт, Баба Яга, какой- нибудь волшебник...

древнегреческом театре. Но и гораздо позднее, совсем «недавно», в XVII веке,

«театральное здание» скоморохов- кукольников заключалось... в куске ярко раскрашенного

холста. Посреди площади, на ярмарке, появлялся актер- кукольник в странной одежде:

вокруг пояса свисала почти до земли крашенина -нечто вроде юбки. Актер поднимал

руки и поднятая вверх «юбка» закрывала всю верхнюю часть его тела. И тогда наверху,

по краю такой самодельной ширмы, возникали иразыгрывали свои истории куклы.

Кукловод оказывался и артистом, и «театральным зданием». В средние века

театральные представления разыгрывались прямо на площадях, к примеру, на фоне

собора. Иногда и в наше время можно увидеть такое представление.

Однажды я побывал в венгерском городе Сегеде, где устраиваются международные

театральные фестивали. На огромной площади перед собором амфитеатром были

воздвигнуты простые деревянные скамьи без спинок. В таком «зрительном зале»

поместилось несколько тысяч человек. Представление началось, когда совсем стемнело.

На деревянных подмостках перед старинным собором современные актеры разыгрывали

и пели оперу «Фауст». И тени героев спектакля во много раз увеличенные и вытянутые,

метались по высокой стене готического здания..

Сегодня обслужить сложное устройство театра, особенно сцены, может только

коллектив знающих специалистов. Но и зрительный зал -не простое помещение. Его

архитектура сложилась за последние двести -триста лет. Места для зрителей

расположены и в партере,на плоскости пола, и в ложах -перегороженных «отсеках»

на различной высоте зала, на балконах- ярусах. Иногда зрительный зал представляет

собой единый амфитеатр -места его поднимаются постепенными уступами за партер

или вместо партера.

Именно так, как единый амфитеатр, сконструирован зал построенного в 1962 году

первого специального театрального здания для детей -Ленинградского театра юных

Александровича Брянцева.

Особое значение при проектировании и строительстве театральных зданий имеет их

акустика -создание наилучшей слышимости с любого места. Этим занимаются

одного старинного театрального здания в Москве, между перекрытиями потолка

зрительного зала были обнаружены... тысячи пустых бутылок. Очевидно, кто- то из

строителей предложил воспользоваться таким необычным способом улучшения

акустики. И бутылки сослужили свою незаметную зрителям службу.

Новые советские театральные здания строятся с учетом современных достижений

науки и техники.

4. Постановка проблемы.(Проблемный метод познания)

К сожалению не всем из вас довелось бывать в театре, поэтому придется изучить

устройство театральной сцены, опираясь на схемы, иллюстрации, описание и интуицию.

5.Практическая часть.(Эвристический метод познания –самостоятельная работа)

Изучить термины .

Сценография - искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций,

костюмов, освещения, постановочной техники. Развитие театрально- декорационного

Театрально-декорационное искусство (нередко его называют также сценографией) - вид изобразительного творчества, связанный с художественным оформлением театрального спектакля, т. е. созданием на театральной сцене жизненной среды, в которой действуют герои драматического или музыкально-драматического произведения, а также облика самих этих героев. Основные элементы театрально-декорационного искусства - декорации, освещение, бутафория и реквизит, костюмы и грим актеров - составляют единое художественное целое, выражающее смысл и характер сценического действия, подчиненное замыслу спектакля. Театрально-декорационное искусство тесно связано с развитием театра. Сценические представления без элементов художественно-изобразительного оформления являются исключением.

Основа художественного оформления спектакля - декорация, изображающая место и время действия. Конкретная форма декорации (композиция, колористический строй ит. д. обусловлена не только содержанием действия, но и его внешними условиями (более или менее быстрыми переменами места действия, особенностями восприятия декорации из зрительного зала, сочетанием ее с определенным освещением и т. д.).

Образ, воплощаемый на сцене, первоначально создается художником в эскизе или макете. Путь от эскиза к макету и оформлению сцены связан с поисками наибольшей выразительности декорации и ее художественной законченности. В творчестве лучших театральных художников эскиз имеет значение не только рабочего плана сценического оформления, но и относительно самостоятельного художественного произведения.


А. М. Васнецов. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». 1906.

Театральная декорация включает в себя обрамление сцены, специальный занавес (или занавесы), изобразительное решение сценического пространства сцены, кулис, заднего плана и т. д. Способы изображения жизненной среды на сцене многообразны. В традициях русского реалистического искусства преобладают живописные решения. При этом написанные плоскостные элементы обычно объединяются с построенными (объемными или полуобъемными) в целостный образ, создающий иллюзию единой пространственной среды действия. Но основу декорации могут составлять и образно-выразительные конструкции, проекции, драпировки, ширмы и т. п., а также сочетание различных способов изображения. Развитие техники сцены и расширение способов изображения не отменяют, однако, значения живописи как основы театрально-декоративного искусства в целом. Выбор способа изображения в каждом отдельном случае определяется конкретным содержанием, жанром и стилем воплощаемого на сцене произведения.

Костюмы действующих лиц, создаваемые художником в единстве с декорациями, характеризуют социальные, национальные, индивидуальные особенности героев спектакля. Они соотносятся по цвету с декорациями («вписываются» в общую картину), а в балетном спектакле имеют также особую «танцевальную» специфику (должны быть удобными и легкими и подчеркивать танцевальные движения).

При помощи освещения не только достигается ясная видимость (обозримость, «читаемость») декораций, но и изображаются различные времена года и суток, иллюзии природных явлений (снег, дождь и т. п.). Цветовые эффекты освещения способны создавать ощущение определенной эмоциональной атмосферы сценического действия.


Куклы С. В. Образцова из его эстрадных номеров: «Тяпая («Колыбельная» М. П. Мусоргского) и головка куклы на пальце («Мы сидели с тобой...»).

Театрально-декорационное искусство изменяется с развитием художественной культуры в целом. Оно зависит от господствующего художественного стиля, от типа драматургии, от состояния изобразительного искусства, а также от устройства театральных помещений и сцены, от техники освещения и многих других конкретно-исторических условий.

Высокого уровня развития достигло театрально-декорационное искусство в России на рубеже XIX-XX вв., когда в театр пришли выдающиеся художники. В оформление спектаклей они принесли большую живописную культуру, добивались художественной целостности сценического действия, органического участия в нем изобразительного искусства, единства декораций, освещения и костюмов с драматургией и музыкой. Это были художники, сначала работавшие в Мамонтовской опере (В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, М. А. Врубель и др.), затем в Московском Художественном театре (В. А. Симов и др.), в императорских музыкальных театрах (К. А. Коровин, А. Я. Головин), дягилевских «Русских сезонах» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих и др.). Мощный стимул для развития театрально-декорационного искусства дали творческие искания передовой режиссуры (К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, балетмейстеры М. М. Фокин и А. А. Горский).


Э. Змойро. Макет декорации к спектаклю Центрального детского театра «Коньки» по пьесе С. В. Михалкова. 1976.

В советском театрально-декорационном искусстве были продолжены и развиты традиции русской театрально-декорационной классики. Его новаторство было обусловлено новыми идеями, темами, образами, связанными с развитием драматургии и театра социалистического реализма. Выдающимися мастерами этого искусства стали художники Ф. Федоровский, В. Дмитриев, П. Вильяме, Н. Акимов, Н. Шифрин, Б. Волков, Ю. Пименов, В. Рындин, С. Вирсаладзе, А. Васильев и многие другие. Вместе со всеми другими видами художественного творчества театрально-декорационное искусство (через связь с театром и сценическим действием) отобразило все многообразие жизни нашей страны, историю нашего общества.

Художники участвуют также в создании кинофильмов, телеспектаклей, эстрадных и цирковых представлений. Зрелищные искусства воспринимаются миллионами зрителей, и потому роль художника здесь очень ответственна.

В наши дни при решении художественного оформления спектакля больше можно говорить о сценографии, а не о декорации. О все времена существования театра, декорация характеризовала место изображаемого действия. Но с тех пор нередко режиссера работает напрямую над образом спектакля, его эмоциональным толкованием… В новых условиях нужной стала уже сценография, которая с течением времени стала все больше завоевывать сердца и зрителей, художников-создателей спектакля.

Сценография – это вид художественной деятельности, в основе которого заложено оформление спектакля, выступления, создание изобразительного образа, который воспринимается зрителями и участникам как единое целое, существующее в сценической форме, времени и пространстве.

Сценография – это наука о художественно-технических средствах создания и проведения спектакля. Все художественно-декорационные и технические средства, которые используются в реализации сценической программы или мероприятия, рассматриваются сценографией как элементы, создающие художественную форму представления.

В практическом плане сценография представляет собой создание зрительного образа представления посредством оформления места проведения декорациями, освещением, постановочной техникой, а также посредством создания костюмов актеров в духе сценария. Фактически, постановка спектакля и создание правильного восприятия у зрителей и участников зависит от того, насколько органично подобраны элементы представления в процессе сценографии. Выбор способа изображения в каждом отдельном случае определяется конкретным содержанием, жанром и стилем воплощаемого на сцене произведения. Падуги закреплены над планшетом на горизонтальных штанкетах.

В спектакле «Áслă Арăм» использовалось обрамление сценической коробки, состоящие из кулис, падуг, задника белого цвета, на задник была закреплена декорация с изображением деревенского пейзажа, в данном случае – деревенской окраины. Большое живописное полотно, которое явилось фоном для спектакля. Оно вешается в глубине сцены, простираясь во всю ее ширину. На переднем плане которой видна извивающаяся в низине река, холмы, а на заднем плане, на горизонте, изображен лес. Создается видимость деревенского покоя и простора, величия сельской природы. С двух сторон изображены березы. Данная декорация выбрана с учетом сочетания своего колорита со световым освещением, при котором происходит данное сценическое представление, и рассчитана на то, чтобы в результате получалась живописная обстановка разыгрываемой пьесы, не только не вредящая спектаклю своей излишней простотою или вычурностью, но и способствующая силе и выразительности зрительского восприятия. Разнообразен выбор способов изображения жизненной среды на сцене.


В постановке данной пьесы преобладают живописные решения. При этом написанные плоскостные декорации обычно объединяются с объемными в единый комплекс, который позволяет изобразить на сцене иллюзию единой пространственной среды действия. В основу декорации положены и образно-выразительные конструкции, (печка с лежанкой, скамья, стол и стул) изображающая внутреннюю повседневную бытовую обстановку избы Бабы и Старика, на фоне ширмы с дверным и оконным проемом, задрапированной занавесками, сурпанами и прочими драпировками, вторая ширма, изображающая дом Умной Матрены снаружи, скамья перед домом, штакетник, а также муляж яблони, на которой подвешены настоящие яблоки, которые Матрена входе действия срывает и ест. Сочетание различных способов изображения позволило наиболее удачно решить основную задачу – уместить в одном сценическом пространстве и дом Матрены, и дом стариков, в которых приосходят действия в поочередной последовательности. . Развитие техники сцены и расширение способов изображения не отменяют, однако, значения живописи как основы театрально-декоративного искусства в целом. Половиками прикрывают дощатый не очень привлекательный на вид деревянный пол.

Костюмы персонажи

Сценический костюм и почему он важен и для актера, и для постановки в целом? Театральный костюм - это составная сценического образа актера, это внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, помогающие перевоплощению актера; средство художественного воздействия на зрителя. Неверно думать, что костюм ограничивается лишь одеждой. Это еще и грим, прическа, обувь, аксессуары (зонты, платки, шарфы, портфели, сумки, шляпы, украшения). Только в таком комплексе вещей понятие костюма полно. Для актера костюм - это материя, форма, одухотворенная смыслом роли.

Костюм способен выразить психологическую характеристику героя, т.е. предать свойства его характера (доброты, скупости, чванства, скромности, удальства, щегольства, кокетства и т. д.) или душевное состояние и настроение. Характер человека всегда отражается на его внешнем виде. Как носят костюм, какими деталями он дополнен, в каких сочетаниях составлен - все это черточки, выявляющие характер владельца. И актер должен об этом помнить. Не может элегантная леди в нормальном душевном состоянии проявлять небрежность в костюме. Не может ответственный офицер позволить себе не застегнуть все пуговицы на мундире. С другой стороны, именно такие отклонения от нормы будут выдавать особое эмоциональное состояние героя.

Костюмы действующих лиц, также подобраны в единстве с декорациями, и характеризуют социальные, национальные, индивидуальные особенности героев спектакля.

Костюм Деда представляет собой одежду деревенского мужчины начала 20 годов: вышитая рубаха косоворотка, потертый пиджак, галифе, валенки, шапка ушанка.

Костюм бабки - это повседневная одежда деревенских чувашских женщин, обычного чувашского деревенского покроя платье, передник, повседневный платок, повязанный по деревенскому обычаю чувашских женщин, темные чулки, калоши и собственноручно связанные шерстяные носки.

Костюм Степаниды (соседка)- цветастое платье, вышитый темный фартук, годящийся на на все случаи жизни, такой же неказистый платок, темные чулки и резиновые калоши.

Костюм Матрены подчеркивает ее красоту и трудолюбие, аккуратность. Несмотря на то, что она постоянно занята работой, Матрена одета в светлую чистую одежду с богатой вышивкой (платье и фартук, накинутый на плечи платок), которая показывает, что она еще и рукодельница, кожаные справные сапожки, платок повязан назад, по девичьи.

Костюм Солдата представленной солдатской формой – гимнастерка, шинель, галифе, кожаные сапоги и ремень.

Костюмы фольклорного коллектива «Сурпан» это народные костюмы нашей местности – домотканые платья средненизовых чувашей – улача кĕпе, национальные головные уборы сурпан, хушпу, тухъя и масмак и национальные нагрудные украшения.

Эскизы костюмов представлены в приложении№2

Искусство сценографии Искусство сценографии

Сценограф - это художник, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа. Театр - это основная работа профессионального сценографа. Художник-постановщик в театре не только воплощает режиссерский замысел, но и вместе с ним придумывает, какими художественными средствами передать идею спектакля, его атмосферу и настроение. Cпецифика работы сценографа: Сценограф – это живописец, график, архитектор, конструктор и технолог в одном лице. Над оформлением спектакля сценограф, как правило, работает не один. Ему помогают монтажники, гримеры и бутафоры, художник по свету, художник по костюму, художник-технолог. Но в театре всё же сценограф контролирует весь процесс создания спектакля и занимает должность главного художника.

Главная задача художника - найти новый способ глубже раскрыть смысл пьесы. Именно за это сценограф получает свой гонорар, а не за макеты и эскизы. Художник-постановщик, читая пьесу, готовящуюся к постановке, старается прочувствовать текст, ощутить атмосферу и настроение. А после этого сценограф начинает искать образы, обсуждать с режиссером материал. Воплощая идею, он обязан учесть все: задний фон сцены должен быть прекрасно расписан, корона театрального короля сиять, а бутафорские яблоки выглядеть аппетитно… В результате сценограф часто становится соавтором спектакля.

У истоков истории. Сценография как искусство стала зарождаться в древнейшем обществе, которое еще было лишено сцены как особой конструкции, а актеров – как профессии. Наши предки имели небольшое фольклорное наследие, творцы того времени также сочиняли притчи, рассказы и былины. По данному материалу нередко делались эдакие костюмированные постановки. Таким путем был определен «генетический код», на котором основывается современная сценография. Это три функции-основы, без которых театральная постановка немыслима: персонажная, игровая и определяющая место действия.

Предсценография и ее персонажи. Термин «предсценография» используется, если речь идет о временах, следующих до наступления эпохи античности, в рамках которой театр был определен как полноценный вид искусства. Пещерные люди, древние язычники уже имели немалый опыт в сценической деятельности, только вот постановки принципиально отличались от современных. Тогдашняя сценография спектакля в центре всех событий помещала некого персонажа, который являлся главным действующим «лицом». Вначале это были наскальные рисунки, круговые изображения (что символизировало Солнце как Божество), различные чучела и тотемы. Спектакль же был не светским мероприятием, а ритуалом, в котором воспевались силы природы, происходили поклонения божествам и почившим предкам. Удивительно, но один из древних языческих спектаклей является актуальным даже в нынешнем времени! Если кто еще не догадался, речь идет о традиции ставить новогоднюю елку в доме, наряжать ее и водить вокруг нее хороводы. Справедливости ради заметим, что предки наши наряжали вечно зеленое дерево несколько иначе. На ветвях висели тотемы и талисманы, а также части животных, которые были принесены в жертву. К счастью, самые мрачные моменты этой традиции остались в прошлом, а до нас дошли лишь самые прекрасные. Вот так вот, если хотите себе четко представить, как выглядела древняя сценография спектакля, просто выйдете на центральную площадь своего города и полюбуйтесь на костюмированные хороводы, пляски, колядки и прочие новогодние ритуалы.

Развитие игровой функции Можно с полной уверенностью сказать, что в эпоху античности зарождается уже полноценная сценография, или театрально-декорационное искусство. Театр постепенно становится светским мероприятием, в основе сценария лежат уже не только ритуалы и поклонения богам, но и надуманные жизненные ситуации, а на сцене выступают исключительно специально обученные актеры. Соответственно, появляется новая, игровая сценография – особый вид театрального искусства. Создаются первые декорации, которые приближают спектакли к реальности, актерам шьют костюмы и маски (до грима еще далеко), создается необходимое освещение и минимальные спецэффекты. В таком виде театр прошел не только через античность, но и через Средние века.

Ренессанс – эпоха возрождения декораций XV-XVI века – не только эпоха гуманизма, идущая после мрачного Средневековья, но и период, за который основательно сформировалась сценография. Это время, в которое творили величайшие художники, скульпторы и архитекторы, преимущественно итальянские. Они то и стали авторами многих элементов бутафории, без которых невообразим нынешний театр. Было принято решение создавать для каждого спектакля фон, такой же, какой имеют картины Леонардо да Винчи и Микеланджело. Впервые с заданием справился Донато Браманте – великий зодчий, который построил театральную перспективу. На первом плане выступали актеры в костюмах, а на втором – фоны, соответствующие описанному месту действия. Позднее Себастьяно Серлио, архитектор-теоретик распределил декорации на три типа: для комедии, трагедии и для пасторали. После этих практических и теоретических трудов сценография, как искусство и производство, воплощается в театре «Олимпико», который был построен руками Андреа Палладио в Винченцо.

От эпохи Классицизма до Нового времени К началу XVII века сценография как искусство и производство занимало важный сегмент в сфере жизни всех европейских стран. Существовали целые фабрики, которые занимались изготовлением театральных декораций, поэтому они давно уже стали динамичными и пластичными. Сцена могла состоять из нескольких подмостков или уровней. На канатах размещали ветви деревьев, луну или солнце, облака, и даже самих актеров, если того требовал сценарий.

Вплоть до первой половины XX столетия театр и его декорации дублировали основные стилистические тенденции текущих эпох, пока люди не решили обратиться к старине. Конечно же, наши современники не возвращались к первозданным декорациям, наоборот, техническое оснащение любого, даже самого простого театра, становилось все более совершенным. А вот постановки, места действий, герои – все это часто было описанием былых эпох. Сегодня можно посмотреть спектакль о жизни античного народа или о достижениях общества периода Возрождения. Встречаются постановки в авангардной стилистике, абстрактной и сюрреалистичной, или же нам демонстрируют максимальный реализм.

Что особенного в современном театре? В нынешние годы мало будет сказать, что сценография – особый вид искусства, ведь эта отрасль вышла в театре на первый план. В некотором роде она даже затмила важность актерской игры (да простят великие Маэстро) и получила новое название – сценический дизайн. В крупных постановках на сборку декораций, оформление сцены и создание необходимой атмосферы тратится уйма средств и сил. В процессе могут принимать участие ведущие дизайнеры и строители, и все эти усилия лишь ради одного спектакля. Аналогично работают стилисты и над образами актеров – тщательно подбираются костюмы и грим.

Содержание статьи

СЦЕНОГРАФИЯ, вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. В спектакле к искусству сценографии относится все, что окружает актера (декорация), все, с чем он имеет дело – играет, действует (материально-вещественные атрибуты) и все, что находится на его фигуре (костюм, грим, маска, другие элементы преображения его внешности). При этом в качестве выразительных средств сценография может использовать: во-первых, то, что создано природой, во-вторых, предметы и фактуры быта или производства, и, в-третьих – то, что рождается в результате творческой деятельности художника (от масок, костюмов, вещественного реквизита до живописи, графики, сценического пространства, света, динамики и пр.)

Предистория – предсценография.

Истоки сценографии – в предсценографии действ ритуально-обрядового предтеатра (как древнейшего, доисторического, так и фольклорного, сохранившегося в своих остаточных формах до наших дней). Уже в предсценографии проявился «генетический код», последующая реализация которого определила основные стадии исторического развития искусства сценографии от античности до наших дней. В этом «генетическом коде» заложены все три главные функции, которые сценография способна выполнять в спектакле: персонажная, игровая и обозначающая место действия. Персонажная – предполагает включение сценографии в сценическое действие в качестве самостоятельно значимого материально-вещественного, пластического, изобразительного или какого-либо иного (по средствам воплощения) персонажа – равноправного партнера исполнителей, а зачастую и главного действующего «лица». Игровая функция – выражается в непосредственном участии сценографии и ее отдельных элементов (костюм, грим, маска, вещественные аксессуары) в преображении облика актера и в его игре. Функция обозначения места действия заключается в организации среды, в которой происходят события спектакля.

Персонажная функция была преобладающей на стадии предсценографии. В центре ритуально обрядовых действ находился объект, воплощавший образ божества или некоей высшей силы: разные фигуры (в том числе и античные скульптуры), всевозможные идолы, тотемы, чучела (Масленица. Карнавал и пр.), разные виды изображений (включая те же настенные рисунки в древних пещерах), деревья и другие растения (вплоть до современной новогодней елки), костры и прочие виды огня, как воплощение образа солнца.

Одновременно предсценография выполняла и две другие функции, – организации места действия и игровую. Место действия ритуальных акций и представлений было трех типов. Первый тип (обобщенное место действия) – наиболее древний, рожденный мифопоэтическим сознанием и несущий в себе семантический смысл мироздания (квадрат – знак Земли, круг – Солнца; разные варианты вертикальной модели космоса: мировое древо, гора, столп, лестница; ритуальный корабль, ладья, лодка; наконец, храм, как архитектурный образ вселенной). Второй тип (конкретное место действия) это окружающая человека среда его жизни: природная, производственная, бытовая: лес, поляна, холмы, горы, дорога, улица, крестьянский двор, сам дом и его внутреннее помещение – светлица. И третий тип (предсценный) – являлся ипостасей двух других: сценой могло стать любое пространство, отделенное от зрителей и становящееся местом для игры.

Игровая cценография – Античность, Средние века.

С этого момента начинается уже собственно театр, как самостоятельный вид художественного творчества, и начинается игровая сценография , как исторически первая система оформления его спектаклей. Вместе с тем в древнейших формах театральных представлений, особенно в античных и восточных (остававшихся наиболее близкими к ритуально обрядовому предтеатру) продолжали занимать существенное положение, с одной стороны, сценографические персонажи, а с другой, – обобщенные места действия, как образы мироздания (например, орхестра и проскениум в древнегреческой трагедии). Возрастание доли игровой сценографии происходило по мере исторического движения театра от мифопоэтического к светскому. Пиком этого движения стали рожденные эпохой Возрождения итальянская комедия дель арте и театр Шекспира . Именно здесь система оформления спектаклей, основанная на игре-действии-манипулировании актеров с элементами сценографии, достигла своей кульминации, после чего на несколько веков (вплоть до 20 в. включительно) сменилась иной системой оформления – декорационным искусством, главной, функцией которого стало создание образа места действия.

Декорационное искусство – Ренессанс и Новое время.

Декорационное искусство (чьи элементы существовали и ранее, например, в античном театре и в европейском средневековом – симультанная (одновременно показывавшая разные места действия: от рая до ада, расположенные на подмостках по прямой линии фронтально) декорация площадных мистерий), как особая система оформления спектаклей, родился в итальянском придворном театре конца 15–16 вв., в виде т.н. декорационных перспектив, изображавших (аналогично картинам ренессансных живописцев) как бы окружающий человека мир: площади и города идеального города или идеальный сельский пейзаж. Автором одной из первых таких декорационных перспектив был великий зодчий Д.Браманте . Создававшие их художники являлись мастерами универсального склада (одновременно и архитекторы, и живописцы, и скульпторы) – Б.Перуцци , Бастьяно де Сангалло, Б.Ланчи, наконец, С.Серлио , который в трактате О сцене сформулировал три канонические типы перспективной декорации (для трагедии, для комедии и для пасторали) и главный принцип их расположения по отношению к актерам: исполнители – на первом плане, рисованная декорация в глубине, в качестве изобразительного фона. Совершенным воплощением этой итальянской декорационной системы стал архитектурный шедевр А.Палладио – театр «Олимпико» в Винченцо (1580–1585).

Последующие века эволюции декорационного искусства тесно связаны, с одной стороны, с развитием главных художественных стилей мировой культуры, а с другой, с внутритеатральным процессом освоения и технического оснащения сценического пространства.

Так, стиль барокко стал определяющим в декорационном искусстве 17 в. Теперь оно стало средой, окружающей их со всех сторон и создававшимся в во всем объеме пространства сцены-коробки. Одновременно существенно расширились типы самих мест действия. Действие переносилось в подводные царства и в небесные сферы. Декорационные картины выражали барочную идею бесконечности и беспредельности мира, в котором человек уже не мера всех вещей (как это было в эпоху Ренессанса), а лишь малая частица этого мира. Другая черта декораций 17 в. – их динамичность и изменчивость: на сцене (и на «земле», и под «водой», и в «небесах») совершалось множество самых фантастических, мифологических метаморфоз, событий, превращений. Технически мгновенные смены одних картин другими производились сначала с помощью телариев (трехгранных вращающихся призм) Затем были изобретены кулисные механизмы и целая система театральных машин. Ведущие мастера декорационного барокко 17 в. – Б.Буонталенти, Дж. и А.Париджи, Л.Фуртенбах, И.Джонс , Л.Бурначини, Г.Мауро, Ф.Сантурини, К.Лотти, наконец, Дж.Торелли, который реализовывал эту итальянскую систему оформления спектаклей в Париже, где одновременно складывался другой декорационный стиль – классицизм.

Его канон был близок канону ренессансных перспектив: декорация снова становилась фоном для актеров. Она была, как правило, едина и несменяема. Вместо вертикальных, устремленных в небо барочных декораций – снова горизонтальные. Идее бесконечности мира противостояла концепция мира замкнутого, устроенного рационально, по законам разума, гармонично стройного, строго симметричного, соразмерного человеку. Соответственно, сократилась (по сравнению с барокко) количество мест действия. Она вновь (как у Серлио) сводилась к трем основным сюжетам, которые, однако, обретали теперь несколько иной характер – все больше интерьерный.

Поскольку авторами классицистских декораций чаще всего являлись те же мастера (Торелли, Ж.Бюффекен, К.Вигарани, Г.Берен), которые одновременно, в других спектаклях, были авторами барочных декораций, то происходило естественное взаимопроникновение этих двух стилей, в результате чего сложилось новое стилевое образование: барочный классицизм, который затем, в начале 18 в. перешел в классицистское барокко.

На этой основе сложилось искусство декорационного барокко 18 в., которое наиболее ярко на протяжении всего столетия представляли выдающиеся итальянские мастера из семьи Галли Биббиена. Глава семьи Фердинандо создавал на сцене образы «одухотворенной архитектуры» (выражение А.Бенуа), фантастические барочные композиции которых развертывал однако (в отличие от художников барочного театра предшествующего века) на плоскостях рисованного задника, кулис или занавеса. В этом же духе работали и брат Фердинандо Франческо, и его сыновья Алессандро, Антонио и особенно Джузеппе (достигший истинных вершин виртуозности и мощи композиций «торжествующего барокко»), и, наконец, внук Карло. Другие представители этого направления декорационного искусства – Ф.Юварра, П.Ригини и Дж.Валериани, который принес стиль «торжествующего барокко» на русскую придворную сцену, где в течении двух десятилетий (40-е и 50-е годы 18 в.) оформлял постановки итальянской оперы-сериа.

Параллельно декорационному барокко в искусстве оформления спектаклей 18 в. существовали и иные стилистические тенденции: с одной стороны, идущие от стиля рококо, с другой – классицистские. Последние были связаны с эстетикой Просвещения, и их представители Дж.Сервандони, Г.Дюмон, П.Брунетти и более всего П. ди Г.Гонзага , выдающийся декоратор уже рубежа 19 в. и автор целого ряда теоретических трактатов, написанных в годы его работы в России. Следуя во многом опыту Биббиен, эти художники внесли существенные изменения прежде всего в характер декорационных изображений: они рисовали хотя и идеализированные (в духе классицизма), но тем не менее как бы реальные мотивы, стремились (в духе эстетики Просвещения) к правдоподобию и естественности. Такая ориентация художников предвосхищала – особенно в творчестве Гонзаго – принципы декорации романтического театра первой половины 19 в.

Ведущее положение в декорационном искусстве занимали уже не итальянские художники, а немецкие, лидером которых являлся К.Ф.Шинкель (один из последних крупных художников универсального типа: выдающийся архитектор, мастеровитый живописец, скульптор, декоратор); в других странах яркими представителями этого направления были: в Польше – Я.Смуглевич, в Чехии, затем в Вене – Й.Плайзер, в Англии – Ф. де Лоутербург, Д.И.Ричардс, семья Грив, Д.Роберто, К.Стэнфильд; во Франции – Ш.Сиссери. В России опыт немецкой романтической декорации реализовал А.Роллер, его ученики и последователи, одним из наиболее знаменитых был К.Вальц, которого называли «магом и волшебником сцены».

Первое характерное качество романтической декорации – ее динамизм (в этом отношении она – продолжение на новом этапе барочной декорации 17 в.). Одним из главных объектов сценического воплощения стали состояния природы, чаще всего катастрофические. А когда отыгрывали свои сценические «роли» эти страшные стихии, перед зрителями открывались лирические пейзажи, чаще всего ночной – с луной, выглядывавшей из-за тревожных рваных облаков; или скалистый, горный; или речной, озерный, морской. При этом природа во всех ее проявлениях воплощалась художниками не путем изображения ее на плоскости театрального задника, а с помощь средств сугубо сценической машинерии, света, движения и разных других приемов «оживления» всего трехмерного объема пространства сцены и его преображения. Романтические декораторы превратили сцену в мир открытый, ничем не ограниченный, способный вместить в себя все многообразие всевозможных мест действия. В этом отношении образцом для них являлся Шекспир, – на него они опирались в борьбе против классицистского канона единства места и времени.

Во второй половине 19 в. романтическая декорация эволюционирует сначала к воссозданию реальных исторических мест действия, только романтически окрашенными и поэтически обобщенными. Затем – к так называемому «археологическому натурализму» (получившему воплощение сначала в английских постановках 50-х годов Ч.Кина), затем у русском театре (работы М.Шишкова, М.Бочарова, отчасти П.Исакова под авторитетным патронажем В.Стасова) и, наконец, к созданию на сцене развернутых декорационных живописных композиций на исторические темы (постановки мейнингенского театра и спектакли Г.Ивинга).

Следующая стадия развития декорационного искусства (непосредственно вытекающая из предыдущей, но на основе совсем иных эстетических принципов) – натурализм. В отличие от романтиков, обращавшихся, как правило, к созданию на сцене картин далекого прошлого, в спектаклях натуралистического театра (А.Антуана – во Франции, О.Брама – в Германии, Д.Грейн – в Англии, наконец, К.Станиславского и художника В.Симова – в первых постановках МХТ) местом действия была современная действительность. На сцене воссоздавался как бы «вырез из жизни», как совершенно реальная обстановка существования героя пьесы.

Следующий шаг в этом направлении был сделан в постановках МХТ , прежде всего в чеховских, где Станиславский пытался психологически «оживить» статичному «вырезу из жизни», придать ему качество изменчивости во времени, в зависимости от состояния природы в разные времена суток и одновременно от внутреннего переживания персонажей. Театр начал искать способы (главным образом с помощью партитуры света) создания сценической «атмосферы» и сценического «настроения», новых качеств оформления спектаклей, которые можно охарактеризовать как импрессионистические. Несколько по иному влияние импрессионизма претворилось в музыкальном театре – в декорациях и костюмах К.Коровина , стремившегося, по его словам, создавать на сцене Большого театра живописную «музыку для глаз», погружать зрителей в динамичную стихию цвета, передавать солнце, воздух, «цветодыхание» окружающего мира.

Конец 19 – начало 20 в. период в развитии декорационного искусства мирового театра, когда лидирующее положение в нем заняли русские мастера. Пришедшие на сцену из изобразительного искусства, они – сначала в Москве, в Мамонтовской опере (В.Васнецов , В.Поленов , М.Врубель , начинающие Коровин и А.Головин), затем в Петербурге, где было создано общество «Мир искусства» (А.Бенуа, М.Добужинский, Н.Рерих, Л.Бакст и др.), – обогатили театр высочайшей визуальной зрелищностью, а по направлению являлись неоромантиками, для которых главной ценностью было художественное наследие прошлых веков. Одновременно мастерами круга «Мир искусства» были начаты сценические искания, связанные с возрождением – на основе современной пластической и театральной культуры (особенно – стилей символизм и модерн) – додекорационных способов оформления спектаклей: с одной стороны, игровых (балетные костюмы Л.Бакста, «танцующие» вместе с актерами, а в драматических экспериментах Вс.Мейерхольда – оформленные Н.Сапуновым , С.Судейкиным , К.Евсеевым, Ю.Бонди акссесуаров для игры), с другой – персонажных (живописные панно Н.Сапунова и занавеси А.Головина в постановках того же Вс.Мейерхольда, выражавшие тему спектакля).

Этот опыт Малевича стал проектом, обращенным в будущее. Проектный характер носили и сценические идеи, заявленные на рубеже 19–20 вв. швейцарцем А.Аппиа и англичанином Г.Крэгом , потому что хотя и тому и другому удалось отчасти реализовать эти идеи на сцене, тем не менее истинное и многогранное свое развитие они получили в последующих театральных исканиях художников 20 в. Суть открытий этих выдающихся мастеров заключалась в том, что они повернули декорационное искусство к сотворению в сценическом пространстве образов обобщенной сценической среды. У Аппиа это мир на самой ранней мифопоэтической стадии его существования, когда он только-только начинал возникать из хаоса и обретать некие гармоничные вселенские праархитектурные формы, выстраиваемые как монументальные площадки и пьедесталы для ритмического движения по ним – в открытом светозарном пространстве, – персонажей музыкальных драм Р.Вагнера. У Крэга, напротив, это обступавшие маленькую фигурку человека, противостоявшие и угрожавшие ему тяжелые монолиты кубов и параллелепипедов, мощных стен, башен, пилонов, столбов, поднимавшихся во всю высоту сценического пространства и еще выше, за пределы видимости зрителей. И если Аппиа создавал открытую праприродную сценическую среду, то Крэг, напротив, наглухо замкнутую, безысходную, в которой должны были разыгрываться кровавые истории шекспировских трагедий.

Действенная сценография – новейшее время.

Первую половину 20 в. мировая сценография развивалась под сильнейшим влиянием современных авангардных художественных направлений (экспрессионизм, кубофутуризм, конструктивизм и т.д.), что стимулировало, с одной стороны освоение новейших форм создания конкретных мест действия и возрождением (вслед за Аппиа и Крэгом) древнейших, обобщенных, а с другой – активизация и даже выход на первый план других функций сценографии: игровой и персонажной.

Еще в середине 1900-х художники Н.Сапунов и Э.Мунк сочинили для постановок Вс.Мейерхольдом и М.Рейнхардтом драм Г.Ибсена (Гедда Габлер и Привидение ) первые декорации, которые, оставаясь изображением интерьерных мест действия, одновременно становились воплощением эмоционального мира главных героев этих драм. Затем опыты в этом направлении продолжились Н.Ульяновым и В.Егоровым в символистских спектаклях К.Станиславского (Драма жизни и Жизнь человека ). Вершиной этих поисков стали декорации М.Добужинского к инсценировке Николай Ставрогин во МХТ, которые считаются предвестием психологической декорации, которая, в свою очередь, в немалой степени вобрала в себя опыт декорационного искусства театра экспрессионизма. Суть этого направления заключалась в том, что изображаемые на сцене комнаты, улицы, город, пейзажи представали экспрессивно гиперболизированными, часто сведенными к символическому знаку, подверженными всевозможными искажениями их реального облика, и этими искажениями передавали душевное состояние героя, чаще всего сверхдраматизированное, на грани трагического гротеска. Первыми такие декорации начали создавать немецкие художники (Л.Зиверт, Ц.Клейн, Ф.Шефлер, Э.Барлах), затем их последовали сценографы Чехии (В.Гофман), Польши (В.Драбик), Скандинавии и особенно активно – России. Здесь целый ряд опытов подобного рода произвел в 1910-е Ю.Анненков , а в 1920-е – художники еврейского театра (М.Шагал , Н.Альтман , И.Рабинович, Р.Фальк), а в Петрограде-Ленинграде – М.Левин и В.Дмитриев, который в 1930–1940-е стал ведущим мастером психологической декорации (Анна Кар енина, Три сестры , Последняя жертва во МХАТ).

Параллельно декорационное искусство осваивало и виды конкретных мест действия. Это, во-первых, «окружающая среда» (пространство общее и для актеров, и для зрителей, не разделенное никакой рампой, иногда совершенно реальное, как, например, заводской цех в Противогазах у С.Эйзенштейна , или организованное искусством художников А.Роллера – для постановок М.Рейнхардта в помещении берлинского цирка, лондонского Олимпик-холла, в зальцбургской церкви и т.д., а Я.Штоффера и Б.Кноблока – для спектаклей Н.Охлопкова в московском Реалистическом театре); во вторую половину 20 в. оформление театрального пространства, как «окружающей среды» стало основным принципом работы архитектора Е.Гуравского в «бедном театре» Е.Гротовского, а затем в самых разных вариантах (в том числе и естественных, природных, уличных, производственных – заводские цеха, вокзалы и пр.) стало широко использоваться во всех странах. Во-вторых – выстраиваемая на сцене единая установка, изображавшая «дом-жилище» героев спектакля с разными его помещениями, которые показывались одновременно (напоминая тем самым о симультанной декорации площадных средневековых мистерий). В-третьих, декорационные картины, напротив, динамично сменявшие друг друга с помощью поворота сценического круга или движения площадок-фурок. Наконец, на протяжении практически всего 20 в. оставалась жизнеспособной и весьма плодотворной мирискусническая традиция стилизации и ретроспективизма – воссоздание на сцене культурной среды минувших исторических эпох и художественных культур – как конкретных и реальных мест обитания героев той или иной пьесы. (В этом духе продолжали работать – уже за пределами России – старшие мирискусники, а в Москве и Ленинграде – столь разные мастера, как Ф.Федоровский, П.Вильямс, В.Ходасевич и др; из зарубежных художников этому направлению следовали англичане Х.Стевенсон, Р.Уистлер, Й.Бойс , С.Мессел, Мотли, Дж.Пайпер; поляки В.Дашевский, Т.Рошковская, Я.Косиньский, О.Аксер, К.Фрыч; французы К.Берар и Кассандр).

В процесс возрождения древнейших, обобщенных мест действия вслед за проектами Аппиа наиболее значимый вклад внесли художники Московского Камерного театра: А.Экстер , А.Веснин, Г.Якулов , братья В. и Г.Стенберги, В.Рындин. Они воплощали идею А.Таирова о том, что главный элемент оформления – пластика сценической площадки, являющейся, по словам режиссера, «той гибкой и послушной клавиатурой,с помощью которой, он (актер – В.Б.) мог бы с наибольшей полнотой выявить свою творческую волю». В спектаклях этого театра предстали обобщенные образы, воплощавшие квинтэссенцию исторической эпохи и ее художественного стиля: Античности (Фамира Кифарэд и Федра ) и Древней Иудеи (Саломея ), готического средневековья (Благовещение и Святая И оанна) и итальянского барокко (Принцесса Брамбилла ), русский 19 в. (Гроза ) и современный урбанизм (Человек, который был Четвергом ). Этому же направлению в 1920-е следовали и другие художники российского театра (К.Малевич, А.Лавинский и В.Храковский, Н.Альтман – когда создавали на сцене «всю вселенную», весь земной шар, как место действия Мистерии-Буфф , или И.Рабинович, когда сочинял «всю Элладу» в постановке Лизистрата ), а также художники в других странах Европы (немецкий экспрессионист Э.Пирхан в спектаклях режиссера Л.Йесснера или Х.Хекрот в серии постановок в 1920-е годы опер Г.Генделя) и в Америке (знаменитый проект архитектора Н.Бель-Геддеса для сценической версии Божественной комедии ).

Инициатива в процессе активизация игровой и персонажной функций принадлежала также художникам русского театра (в 1920-е, как и в 1910-е, продолжавшим занимать ведущее положение в мировой сценографии). Был создана целая серия спектаклей, в которых использовались переосмысленные принципы игрового оформления комедии дель арте и итальянской карнавальной культуры (И.Нивинский в Принцессе Турандот , Г.Якулов в Принцессе Брамбилла , В.Дмитриев в Пульчинелла ),еврейского народного действа Пуримшпилль (И.Рабинович в Колдунье ), русского лубка (Б.Кустодиев в Левше , В.Дмитриев в Байке про Лису, Петуха, Кота и Барана ), наконец, цирковых представлений, как самой древней и наиболее устойчивой традиции игровой сценографии (Ю.Анненков в Первом винокуре , В.Ходасевич в цирковых комедиях в постановке С.Радлова , Г.Козинцев в Женитьбе, С.Эйзенштейн в Мудрец ). В 1930-е этот ряд продолжили работы А.Тышлера в цыганском театре «Ромэн», а с другой стороны, постановки Н.Охлопкова в оформлении Б.Г.Кноблока, В.Гицевич, В.Корецкого и прежде всего Аристократы . Визуальный образ всех этих спектаклей выстраивался на разнообразной игре актеров с костюмом, вещественными аксессуарами и сценической площадкой, которые решались художниками в различной стилистике: от мирискуснической до кубофутуристической. Как один из вариантов такого рода сценографии предстал и театральный конструктивизм в его первом и главном произведении – постановке Великодушный рогоносец Вс.Мейерхольда и Л.Поповой , где единая конструктивистская установка становилась «аппаратом для игры». Вместе с тем в этом спектакле (как и в других постановках Мейерхольда) игровая сценография обрела современное качество сценографии функциональной, каждый элемент которой обусловлен целесообразной необходимостью его для сценического действия. Получив развитие и переосмысление в немецком политическом театре Э.Пискатора, а затем в эпическом театре Б.Брехта , наконец, в чешском Theatregraph – световом театре Э.Буриана – М.Коуржила, принцип функциональной сценографии стал одним из основных принципов работы художников в театре второй половины 20 в., где он стал пониматься широко и в известном смысле универсально: как оформление сценического действия в равной степени всеми тремя заложенными в «генетическом коде» способами – игровым, персонажным и организацией сценической среды. Сложилась новая система – действенная сценография , которая приняла на себя функции обеих исторически предшествующих систем (игровой и декорационной).

Среди великого многообразия экспериментов второй половины 20 в. (французский исследователь Д.Бабле охарактеризовал этот процесс как калейдоскопический), проводившихся в театрах разных стран, использовавших и новейшие открытия послевоенной волны пластического авангарда, и всевозможные достижения техники и технологии (особенно в сфере сценического освещения и кинетики), можно выделить две наиболее существенные тенденции. Первая – характеризуется освоением сценографией нового содержательного уровня, когда создаваемые художником образы стали зримо воплощать в спектакле главные темы и мотивы пьесы: коренные обстоятельства драматического конфликта, противостоящие герою силы, его внутренний духовный мир и т.д. В этом новом качестве сценография становилась важнейшим, а иногда и определяющим персонажем спектакля. Так было в целом ряде спектаклях Д.Боровского, Д.Лидера, Э.Кочергина , С.Бархина, И.Блумбергса, А.Фрейбергса , Г.Гуния и других художников советского театра конца 1960-х – первой половины 1970-х, когда эта тенденция достигла своей кульминации. А затем на первый план вышла тенденция противоположного характера, которая проявилась в работах мастеров прежде всего западного театра и заняла ведущее положение в театре конца 20 – начала 21 вв. Рожденное этой тенденцией направление (его наиболее выдающиеся представители – Й.Свобода, В.Минкс, А.Мантей, Э.Вондер, Дж.Бари, Р.Колтаи) можно обозначить словосочетанием сценический дизайн , учитывая при этом, что таким же словосочетанием в англоязычной литературе определяются вообще все виды оформления спектакля – и декорационные, и игровые, и персонажные). Главной задачей художника здесь становится оформление пространства для сценического действия и материально-вещественно-световое обеспечение каждого момента этого действия. При этом в своем исходном состоянии пространство зачастую может выглядеть совершенно нейтральным по отношению к пьесе и к стилистике ее автора, и не содержать в себе никаких реальных примет времени и места происходящих в ней событий. Все реалии сценического действия, его места и времени возникают перед зрителем только в процессе спектакля, когда как бы из «ничего» рождается его художественный образ.

Если же пытаться представить картину современной мировой сценографии в ее полном объеме, то в ней существуют не только эти две тенденции, – она складывается из неохватного множества самых разнородных индивидуальных художественных решений. Каждый мастер работает по-своему и создает самое различное оформление сценического действия – в зависимости от характера драматического или музыкального произведения и от его режиссерского прочтения, что и является методологической основой системы действенной сценографии.

Виктор Березкин

Литература:

Paul. Die Theaterdekoration des Klassizismus . Berlin, 1925
Paul. Die Theaterdekoration des Barock . Berlin, 1925
Mariani Valerio. Storia della Scenografia Italiana. Firenze, 1930
Ricci Corrado. La scenografia Italiana . Milano, 1939
Janos. Baroque and Romantic Stage Design . New York, 1950
Ф.Я.Сыркина. Русское театрально-декорационное искусство 2-й половины Х1Х века . М., 1956
Denis. Eathetique generale du decou de theatre de 1870 a 1914 . Paris, 1963
Zenobiusz. Kierunki scenografii wspolezesnej . Warszawa, 1970
M. Zaklady teoreticke scenografie.1.dil.Uvodni uvahy . Praha, 1970
М.Н.Пожарская. Русское театрально-декорационное искусство конца Х1Х – начала ХХ века . М., 1970
S. A Short History of Scene Design in Great Britain . Oxford, 1973
М.В.Давыдова. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства ХVIII – начала ХХ века . М., 1974
Denis. Les Revolutions Scenques du XX siecle . Paris, 1975
Ф.Я.Сыркина, Е.М.Костина. Русское театрально-декорационное искусство . М., 1978
Ptackova Vera. Ceska scenografie XX stoleti . Praha, 1982
Strzelecki Zenobiusz. Wspolczesna scenografie polska. Warszawa, 1983
Р.И.Власова. Русское театрально-декорационное искусство начала ХХ века. Наследие петербургских мастеров. Л., 1984
Die Maler und das Theater in 20. Jahrhundert . Frankfurt, 1986
Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. От истоков до середины ХХ века . М., 1997
Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. Вторая половина ХХ века . М., 2001
Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. Мастера . М., 2002