Шаховская наталия. Ушла из жизни наталия шаховская. А самое интересное

    - (р. 1935) российская виолончелистка, педагог, народная артистка СССР (1991). 1 я премия на Всесоюзном конкурсе музыкантов исполнителей (1961) и на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского (Москва, 1962), 2 я премия на Международном конкурсе… … Большой Энциклопедический словарь

    - (р. 1935), виолончелистка, педагог, народная артистка СССР (1991). Ученица С. М. Козолупова. 1 я премия на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского (1962, Москва), 2 я премия на Международном конкурсе им. А. Дворжака (1961, Прага). Профессор… … Энциклопедический словарь

    Наталья Шаховская Шаховская, Наталья Дмитриевна (урождённая Щербатова; 1795―1884) жена декабриста Фёдора Шаховского. Шаховская, Наталия Дмитриевна (в замужестве Шик; 1890 1942) писатель, биограф. Шаховская, Наталья Николаевна (род.… … Википедия

    Наталья Николаевна Гончарова А. П. Брюллов. Портре … Википедия

    Шаховская: Фамилия Шаховская, Анна Дмитриевна (1889 1959) геолог, организатор музейного дела. Шаховская, Евгения Михайловна (1889 1920) светская львица начала XX века, одна из первых русских женщин авиаторов; затем сотрудница Киевского … Википедия

    Шаховская, Наталья Дмитриевна (1795―1884), урождённая княжна Щербатова, жена декабриста Фёдора Шаховского. Шаховская, Наталья Николаевна (р. 1935), виолончелистка … Википедия

    Наталья Николаевна (род. 1935), виолончелистка, педагог, народная артистка СССР (1991). Ученица С. М. Козолупова. 1 я премия на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского (Москва, 1962). Гастролирует за рубежом. Профессор Московской… … Русская история

    Наталья Николаевна (р. 27 IX 1935, Москва) сов. виолончелистка. Нар. арт. РСФСР (1979). Чл. КПСС с 1977. В 1959 окончила Моск. консерваторию у С. М. Козолупова, в 1962 аспирантуру. Ведёт большую концертную деятельность. С 1964 участница… … Музыкальная энциклопедия

Наталья Шаховская: «ЛЮБИТЕ МУЗЫКУ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СЕБЯ»

Народная артистка СССР, выдающаяся виолончелистка, завоевательница высших премий на международных конкурсах, которой с любовью посвящали свои произведения отечественные композиторы, знаменитый педагог, воспитавший несколько поколений прекрасных исполнителей, один из ведущих профессоров Московской консерватории, заведующая кафедрой виолончели – все это Наталья Николаевна Шаховская.

Конечно, не все, если упоминать о работе в зарубежном учебном заведении, о мастер-классах во многих странах, об участии в жюри более десятка конкурсов - о большом повсеместном авторитете этого крупного музыканта. В предновогодний месяц в Московской консерватории состоялся концерт-чествование Н.Н. Шаховской по случаю ее юбилея. А вскоре затем с Натальей Николаевной встретилась наш корреспондент Елизавета Андрианова.

Наталья Николаевна, ваша творческая деятельность насчитывает не один десяток лет. Расскажите, с чего все начиналось? Когда проявилась ваша целеустремленность в профессии, кто или что на нее повлияло?

Я ребенок военных лет - когда война закончилась, мне еще не исполнилось десяти. Я брала частные уроки по фортепиано, но Елена Фабиановна Гнесина, которой меня показали, посоветовала мне поступать не в фортепианный класс, для которого я была уже великовата, а в класс виолончели. Я тогда не испытывала яркого желания заниматься именно на виолончели - оно появилось только после того, как я впервые получила удовлетворение от своего выступления. Мне кажется, что сила стремления к цели просыпается тогда, когда человек, пусть незрелый, ощущает свой потенциал независимо от похвалы родителей или учителей. Когда человек получает удовольствие от того, что он делает, тогда начинается достаточно быстрый его музыкантский рост.

Вашими учителями были выдающиеся мастера – Семен Козолупов и Мстислав Ростропович. Чему они учили вас, помимо искусства игры на виолончели?

В Московскую консерваторию я поступила к Козолупову – в его класс мечтали попасть очень многие. Семен Матвеевич обладал феерическим даром педагога, он передал мне богатейшую профессиональную школу! Но я все время вспоминаю и ценные жизненные уроки, которые он демонстрировал своей биографией. Дело в том, что когда он учился в Петербургской консерватории, многие исполнительские вопросы ему приходилось решать самостоятельно. Он учился, посещая концерты, но самое главное, что у него было, это способность самостоятельно анализировать музыку и понимать, что именно надо сделать в произведении на своем инструменте.

Совершенно иной подход к преподаванию отличал Мстислава Леопольдовича Ростроповича. Он буквально вовлекал в вихрь творческого процесса, в поток своего художественного мышления, создавая музыку, создавая настроение «здесь и сейчас». Однако общение с Мстиславом Леопольдовичем, а также с Галиной Павловной Вишневской, составляло и жизненную школу тоже. Для меня Ростропович и Вишневская были почти как родители - их советы затрагивали не только стороны музыкального воспитания. Заслуга Галины Павловны – в моем приобщении к моде, она же научила меня и правильно делать макияж. Когда мы готовились к Конкурсу Чайковского, Галина Павловна учила меня ходить по сцене. А Мстислав Леопольдович тоже присматривался ко мне перед конкурсом и однажды сострил: «Если тебя перекрасить в рыжий цвет, члены жюри подумают, что ты темпераментная». Конечно, этот отрезок жизни всегда со мной, я его никогда не забываю и постоянно черпаю оттуда бесценный опыт. Были моменты, когда под влиянием Ростроповича и Вишневской в корне менялись мои взгляды. Например, в годы учебы не за все сочинения, которые мне приходилось играть, я бралась с любовью и охотой. Тогда Мстислав Леопольдович говорил: «Никогда не спешите оценивать произведение - прежде послушайте, обдумайте, вникнете в него». Очень многое, что я получила от этих людей, стало моими заповедями, к которым я часто прибегаю в своей педагогической и исполнительской деятельности.

Это, наверное, очень трудно – научить студента самостоятельному художественному видению, зародить ту творческую искорку, которая отличает «музыкального копировщика» от художника?

Пожалуй, это самое важное. И, да, самое трудное. Мы можем сказать по первому взгляду, талантлив человек или нет. Но ведь бывают разные таланты. Бывают таланты интуитивные, бывают таланты с прекрасной головой. Главное же, чтобы у человека при наличии способностей было еще и стремление, чтобы он что-то хотел. С каждым студентом мне нужно найти общий язык, я должна его знать со всех сторон: чем он дышит, чем живет, и тогда я могу с ним общаться. Если у меня не получается найти этот контакт – наступает чисто формальное общение, которое, в общем-то не приносит особого результата.

Позвольте еще вопрос о вашей работе в Высшей школе музыки в Мадриде - наиболее престижном в Испании музыкальном учебном заведении.

Это частная школа, недавно она была перенесена в самый центр Мадрида рядом с королевским дворцом (раньше находилась в пригороде). Сейчас это колоссальное здание с замечательными классами, хорошим оборудованием и симпатичным концертным залом. Мне очень нравится, что у них нет академических экзаменов, как у нас. Учебный год там разделен на триместры, и в конце каждого даются публичные концерты. Это и есть их экзамен. Вынесение работы на публику – хорошее подспорье для творчества. Я была приглашена туда на кафедру виолончели с подачи Мстислава Леопольдовича. Из наших там работают Захар Брон и Дмитрий Башкиров. Русская исполнительская школа все еще очень высоко ценится за рубежом.

Современный темп жизни диктует свои правила и неизбежно откладывает отпечаток на все сферы человеческой деятельности, в том числе и на искусство. Как вы видите эту ситуацию?

Сейчас очень трудное время для молодежи. Общая спешка и наличие таких источников информации, как Интернет, ведет к тому, что у человека все очень быстро получается, знания приобретаются без особого труда, и молодой человек зачастую не имеет времени, чтобы все это осмыслить. Простота получения информации, на мой взгляд, пагубна для творческого человека. Ведь очень важно в этом мире услышать себя. А спешка отражается и на занятиях. Я часто замечаю, что моя просьба повторить какой-то фрагмент из программы моментально находит отклик - студент тут же играет, даже не задумываясь при этом об истинной цели моей просьбы. Но зачем повторять бездумно? Нужно вдуматься в суть музыки, не спешить, уметь вслушаться в себя. Молодой человек должен входить в жизнь, «не топая ногами». Это необходимо, чтобы суметь почувствовать себя.

Вы играли с множеством музыкантов мирового уровня: что вам вспоминается о сотрудничестве с выдающимися дирижерами?

Встреча с каждым из них – это новое открытие. Когда рядом с тобой на сцене такие величины, как Курт Мазур, Томас Зандерлинг, Карло Цекки, ты ощущаешь партнера, а не просто «аккомпаниатора». Вообще, когда играешь с оркестром, ты находишься в огромном звуковом потоке, и это абсолютно другое ощущение музыки, чем когда ты выступаешь с коллегой-пианистом. Встреча с дирижером всегда волнующа, особенно перед первой репетицией. Вот, кстати: сегодняшняя всеобщая спешка наложила отпечаток и на этику концертной жизни. Раньше такие дирижеры, как Кирилл Кондрашин, Геннадий Рождественский и другие, их ранга, не позволяли себе выйти к оркестру, не встретившись предварительно с исполнителем-солистом. Сейчас же нередко первая встреча с дирижером происходит прямо на сцене. В результате, мне кажется, уходит необходимая глубина сотворчества.

Наталья Николаевна, хочется узнать, волнуетесь ли вы на сцене? Проблема волнения, мне кажется, актуальна как для школьников, так и для крупных музыкантов. Как побороть в себе то губительное чувство, при котором на сцене многое из приобретенного попросту теряется?

Я всегда волновалась, выходя на сцену. Недавно я прочла интервью с одним молодым исполнителем, который говорил, что совсем не волнуется на сцене. Мне это даже показалось странным, потому что я не знаю среди своих коллег людей, которые бы не волновались, выходя на сцену. Побороть волнение помогает опыт, профессиональная оснащенность – чем ты больше готов к концерту, тем у тебя меньше потерь, и мандраж меньше. Но я считаю, что если у исполнителя совсем нет творческого волнения, того состояния, которое побуждает артиста на сцене к особой взаимосвязи с публикой, то этот артист, по-моему, никому не нужен. Хотя таких бывает много…

- Но есть волнение, а есть боязнь сцены. Как оставить первое, искоренив второе?

Хороший урок преодоления «сумасшедшего» волнения мне преподал в свое время Ростропович. Он настойчиво пытался мне внушить, что волноваться до потери качества игры не стоит. А потом ему это надоело, и он сказал: «Знаете, Натали, вы себя любите больше, чем музыку. Займитесь музыкой, и ваше «Я» отойдет на второй план». Это действительно так. Первые шаги на сцену всегда вызывают острое волнение, но когда начинается музыка, нужно увлечься ей, забыв про все остальное.

- Вы много работаете в жюри конкурсов. Каким должен быть музыкант, достойный звания лауреата?

Во-первых, это, несомненно, должен быть талант; во-вторых, профессионально крепкий исполнитель. Кроме того, в человеке должна быть индивидуальность, которая позволит ему запомниться публике.

Проходят годы, и я все больше убеждаюсь, что конкурсное движение, особенно в последнее время, превращается в вид спорта, что на желание человека участвовать в нем влияет знание о том, кто сидит в жюри, что к конкурсам появилось какое-то потребительское отношение. Нужно уметь отвлечься от спортивного интереса и разного рода привходящих причин во имя музыки. Ни на конкурсе, ни в любом другом публичном выступлении, никогда не надо забывать: прежде всего - ты музыкант.

Андрианова Елизавета
08.01.2011

Лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957, 1-я премия), Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1961, 1-я премия), Международных конкурсов виолончелистов им. А. Дворжака в Праге (1961, 2-я премия), им. П.И. Чайковского в Москве (1962, 1-я премия).

Член Ассоциации музыкальных деятелей России, Ассоциации лауреатов Международного конкурса им. П.И. Чайковского, МСМД, Ассоциации музыкантов-педагогов Японии, Комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ.

Награждена Орденом «Знак Почета» (1971).

Училась в МССМШ им. Гнесиных по классу виолончели у Д.Б. Любкина, затем у А.К. Федорченко (окончила в 1954 году). В Московской консерватории занималась у С.М. Козолупова (окончила в 1959 году), в аспирантуре под руководством М.Л. Ростроповича (окончила в 1962 году).

Игра Н.Н. Шаховской отличается глубиной и содержательностью, многокрасочностью звучания, масштабом и темпераментом. «Н. Шаховская артистка больщого таланта. Ее искусство глубоко содержательно, виололчель в ее руках звучит многокрасочно и объемно, она умеет крупную форму писать большими мазками» (М. Ростропович). Гастролирует во многих странах мира. В репертуаре практически вся классическая сольная и ансамблевая литература для виолончели. Ей посвящены сочинения С. Беринского, С. Губайдуллиной, Л. Книппера, Н. Сидельникова, С. Цинцадзе. С 1964 года была участницей фортепианного трио с Е.В. Малининым и Э.Д. Грачом. Выступала с дирижерами К. Зандерлингом, Д. Китаенко, К. Кондрашиным, К. Мазуром, Н. Рахлиным, Г. Рождественским, М. Ростроповичем, В. Спиваковым, А. Хачатуряном, М. Шостаковичем.

В 1959-62 годах преподавала игру на виолончели в Московском музыкальном училище им. М.М. Ипполитова-Иванова, в 1963-93 — в музыкальном училище при Московской консерватории. С 1962 года ведет класс виолончели в Московской консерватории, в 1974-96 — и.о. заведующей кафедрой виолончели и контрабаса, с 2000 — заведующая кафедрой виолончели. В 1995-2000 — декан кафедры струнных инструментов ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова. Заведующая кафедрой виолончели Высшей школы музыки королевы Софии (Испания). Среди учеников Заслуженные артисты РФ А. Дёмин, А. Загоринский, А. Найдёнов, К. Родин, А. Селезнёв, С. Судзиловский, М. Тарасова; свыше 50 лауреатов международных и всесоюзных конкурсов: Б. Андрианов, С. Багратуни, В. Бальшин, О. Галочкина, Е. Горюнов, Т. Заварская, И. Зубковский, О. Коченкова, Д. Озолиня, В. Пономарёв, Н. Савинова, П. Суссь, Н. Хома, Д. Цирин, Д. Чеглаков, Д. Шаповалов и другие. Иностранные студенты, концертирующие виолончелисты: С. Аттертон (Франция), Т. Мерк (Норвегия), У. Шайфер, Г. Торлеф (Германия), Д. Вейс (Чехия), Э. Валенсуэло (Чили), Д. Урба (Латвия), и другие.

Проводит мастер-классы в России и во многих зарубежных странах. Член жюри Международного конкурса виолончелистов им. П.И. Чайковского (начиная с Пятого — постоянно), конкурса «Пражская весна», Международных конкурсов виолончелистов им. М. Ростроповича в Париже, ARD в Германии, конкурса в Претории (ЮАР), им. В.Лютославского в Варшаве, конкурса им. Поппера (Венгрия), им. Давыдова (Латвия). С 1966 постоянный член жюри Всесоюзного конкурса виолончелистов, председатель жюри конкурсов: юношеского им. П.И.Чайковского (Япония, Китай), «Классическое наследие»(Москва), конкурсов в Тольятти, Волгограде.

ШАХОВСКАЯ НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

российская виолончелистка, педагог, народная артистка СССР (1991). 1-я премия на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1961) и на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского (Москва, 1962), 2-я премия на Международном конкурсе им. А. Дворжака (Прага, 1961). Профессор Московской консерватории (с 1980).

Большой энциклопедический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ШАХОВСКАЯ НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ШАХОВСКАЯ в Справочнике Телефонных кодов городов России и мобильных операторов.
  • ШАХОВСКАЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (в замужестве Малевская-Малевич) Зинаида Алексеевна (р. 1906) русская писательница, журналист. Сестра Д. А. Шаховского. Эмигрировала в 1919 (Константинополь, Брюссель, Париж). …
  • ШАХОВСКАЯ
    посёлок городского типа, центр Шаховского района Московской области РСФСР. Ж.-д. станция на линии Москва - Ржев, в 154 км от …
  • ШАХОВСКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ШАХОВСЌАЯ Нат. Ник. (р. 1935), виолончелистка, педагог, нар. арт. СССР (1991). Ученица С.М. Козолупова. 1-я пр. на Междунар. конкурсе им. …
  • НАТАЛЬЯ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Женское …
  • НАТАЛЬЯ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • НАТАЛЬЯ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ШАХОВСКАЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (в замужестве Малевская-Малевич) Зинаида Алексеевна (р. 1906), русская писательница, журналист. Сестра Д. А. Шаховского. Эмигрировала в 1919 (Константинополь, Брюссель, Париж). …
  • УЛЬЯНОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ульянова Наталья Николаевна (1889 - 1938), послушница, преподобномученица. Память 9 марта, …
  • ОРЖЕВСКАЯ НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Оржевская Наталья Ивановна (1859 - не ранее (1935). Родилась в 1859 году в Царском Селе …
  • ШАХОВСКАЯ РУПС в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    143700, Московской, …
  • ФИГУРИНА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фигурина Наталья Ивановна (1879 - 1938), ктитор. Родилась в 1879 году в селе …
  • КРЫМОВА ЕЛИЗАВЕТА НИКОЛАЕВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Крымова Елизавета Николаевна (1877 - 1937), мученица. Память 18 октября, в Соборе …
  • ГРИМБЛИТ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гримблит Татьяна Николаевна (1903 - 1937), мученица. Память 10 сентября, в Соборе …
  • ВОЛНУХИНА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Волнухина Мария Николаевна (1876 - 1937), мученица. Память 8 октября, в Соборе …
  • АРКАДИЙ (ОСТАЛЬСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Аркадий (Остальский) (1889 - 1937), епископ Бежецкий, священномученик. Память 16 декабря, …
  • ЯНЖУЛ ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА (ВЕЛЬЯШЕВА)
    Янжул (Екатерина Николаевна, урожденная Вельяшева) - писательница. В 1873 г. вышла замуж за Ивана Ивановича Янжула и с тех пор …
  • ЭНГЕЛЬГАРДТ АННА НИКОЛАЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Энгельгардт (Анна Николаевна, 1835 - 1903) - писательница и переводчица, дочь лексикографа и беллетриста Н.П. Макарова (XVIII, 402), жена А.Н. …
  • ЩЕПКИНА ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Щепкина (Екатерина Николаевна) - писательница. Родилась в 1854 г. Посещала в Москве высшие женские курсы профессора Герье; была учительницей …
  • ШПИЛЕВСКАЯ НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА (ИВАНИНА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Шпилевская (Наталья Сергеевна, по мужу Иванина, вдова генерал-лейтенанта) - писательница и общественная деятельница. Родилась в 1834 г. Изучив шведский язык …
  • ШМИТ НИНА НИКОЛАЕВНА (УРОЖДЕННАЯ АХВЕРДОВА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Шмит (Нина Николаевна, урожденная Ахвердова, умерла в 1889 г.) - писательница (псевдоним - княгиня Вера Троицкая). Ее романы "Погасшая искра", …
  • ШАХОВСКАЯ ЛЮДМИЛА в Краткой биографической энциклопедии:
    Шаховская (Людмила, княжна) - писательница, автор нескольких исторических романов, преимущественно из древнеримской жизни: "Молодость цезаря Октавиана Августа" (Москва, 1876); "Жребий …
  • ШАХОВСКАЯ ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Шаховская (княжна Екатерина Александровна) - писательница, двоюродная племянница драматурга князя Шаховского. Ее сочинения: отрывок из повести "Людмила" ("Молва", 1832, …
  • ШАЛИКОВА НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА (Е. НАРСКАЯ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Шаликова (княгиня Наталья Петровна, умерла в 1878 г.; писала под псевдонимом Е. Нарская) - писательница, дочь Петра Ивановича Шаликова; …
  • ШАБАНОВА АННА НИКОЛАЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Шабанова (Анна Николаевна) - женщина-врач, писательница и общественная деятельница, родилась в 1850 г. В течение 2 лет слушала лекции в …
  • ЧУМИНА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА (В ОРИГИНАЛЕ ЧЮМИНА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Чумина (Ольга Николаевна, по мужу Михайлова) - талантливая поэтесса и переводчица. Родилась в 1862 г. в Новгороде, в семье военного. …
  • ЧИЧАГОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Чичагова (Мария Николаевна, 1819 - 1894), рожденная Зварковская, жена генерал-майора, бывшего воинского начальника в Калуге - писательница и музыкантша. Кроме …
  • ХАРУЗИНА ВЕРА НИКОЛАЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Харузина (Вера Николаевна) - женщина-этнограф, сестра нижеследующих, родилась в 1867 г., получила образование в женской классической гимназии С.Н. Фишер. …
  • ПУШКИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА (ГОНЧАРОВА, ЛАНСКАЯ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Пушкина Наталья Николаевна (Гончарова, Ланская) - жена Пушкина, см. Пушкин …
  • ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Ольга Николаевна - королева вюртембергская (1822 - 1892), дочь императора Николая I . Получила образование под руководством П.А. Плетнева, …
  • НАТАЛЬЯ КИРИЛЛОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Наталья Кирилловна (рожденная Нарышкина) - вторая супруга царя Алексея Михайловича (1651 - 1694), мать Петра Великого. Она воспитывалась у …
  • НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА (ЦАРЕВНА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Наталья Алексеевна - царевна (1673 - 1716), дочь царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны, младшая, любимая сестра Петра Великого …
  • НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА (ВЕЛИКАЯ КНЯЖНА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Наталья Алексеевна - великая княжна (1714 - 1728), дочь царевича Алексея Петровича, сестра императора Петра II . По тестаменту …
  • МАКАРОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА (НЕЕЛОВА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Макарова (урожденная Неелова), Наталья Алексеевна - писательница, автор романа: "Лейнард и Термилия, или Злосчастная судьба двух любовников" (Москва, 1784, подписано …
  • ДОЛГОРУКОВА НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Долгорукова, Наталья Борисовна - княгиня (1714 - 1771), дочь фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева. Страстно полюбив любимца юного императора …
  • ГРОТ НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Грот Наталья Петровна - писательница (1828 - 1899), урожденная Семенова, сестра П. П. и Н.П. Семеновых. В 1850 г. …
  • ГРИНЧЕНКО МАРИЯ НИКОЛАЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Гринченко Мария Николаевна (родилась в 1863 г.) и Анастасия Борисовна (1884 - 1907), жена и дочь предыдущего, украинские писательницы. Мария …
  • ЯРЦЕВА ВИКТОРИЯ НИКОЛАЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Виктория Николаевна [р. 21.10(3.11).1906, Петербург], советский языковед, член-корреспондент АН СССР (1968). Окончила Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена (1933). …
  • УЖВИЙ НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Наталья Михайловна [р. 27.8(8.9).1898, Любомль], украинская советская актриса, народная артистка СССР (1944), Герой Социалистического Труда (1973). Член КПСС с 1945. …
  • ПАШЕННАЯ ВЕРА НИКОЛАЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Вера Николаевна , русская советская актриса, народная артистка СССР (1937). Из актёрской семьи Рощиных-Инсаровых. …
  • ЕСИПОВА АННА НИКОЛАЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Анна Николаевна , русская пианистка и педагог. Ученица Т. Лешетицкого. Одна из крупнейших русских …
  • ЕРМОЛОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ДУДИНСКАЯ НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Наталья Михайловна [р. 8(21).8.1912, Харьков], советская артистка балета, народная артистка СССР (1957). В 1923-31 училась в Ленинградском хореографическом училище (ученица …
  • АНДРОВСКАЯ ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (настоящая фамилия Шульц) Ольга Николаевна [р. 9(21).7.1898, Москва], русская советская актриса, народная артистка СССР (1948). Сценическую деятельность начала в Театре …
  • ШАХОВСКАЯ, ЛЮДМИЛА
    (княжна) - писательница, автор нескольких исторических романов, преимущественно из древнеримской жизни: "Молодость цезаря Октавиана Августа" (М., 1876); "Жребий брошен. Исторический …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (княжна) - писательница, двоюродная племянница драматурга князя Шаховского. Ее сочинения: отрывок из повести "Людмила" ("Молва", 1832, № 32); "К М. …
  • ШАХОВСКАЯ, ЛЮДМИЛА
    (княжна) ? писательница, автор нескольких исторических романов, преимущественно из древнеримской жизни: "Молодость цезаря Октавиана Августа" (М., 1876); "Жребий брошен. Исторический …
  • ШАХОВСКАЯ, ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (княжна) ? писательница, двоюродная племянница драматурга князя Шаховского. Ее сочинения: отрывок из повести "Людмила" ("Молва", 1832, ¦ 32); "К М. …

20 мая 2017 на 82-м году жизни после продолжительной болезни скончалась выдающая виолончелистка, Народная артистка СССР, профессор Московской консерватории, Наталия Николаевна Шаховская.

Училась в МССМШ им. Гнесиных по классу виолончели у Д. Б. Любкина, затем у А. К. Федорченко (окончила в 1954 году). В Московской консерватории занималась у С. М. Козолупова (окончила в 1959 году), в аспирантуре под руководством М. Л. Ростроповича (окончила в 1962 году).

Игра Наталии Шаховской отличалась глубиной и содержательностью, многокрасочностью звучания, масштабом и темпераментом.

«Наталия Шаховская артистка большого таланта. Ее искусство глубоко содержательно, виололчель в ее руках звучит многокрасочно и объемно, она умеет крупную форму писать большими мазками»,

— говорил Мстислав Ростропович.

Наталия Шаховская гастролировала во многих странах мира. В репертуаре практически вся классическая сольная и ансамблевая литература для виолончели. Ей посвящены сочинения С. Беринского, С. Губайдулиной, Л. Книппера, Н. Сидельникова, С. Цинцадзе.

С 1964 года была участницей фортепианного трио с Е. В. Малининым и Э. Д. Грачом. Выступала с дирижерами К. Зандерлингом, Д. Китаенко, К. Кондрашиным, К. Мазуром, Н. Рахлиным, Г. Рождественским, М. Ростроповичем, В. Спиваковым, А. Хачатуряном, М. Шостаковичем.

В 1959–62 годах преподавала игру на виолончели в Московском музыкальном училище им. М. М. Ипполитова-Иванова, в 1963–93 - в музыкальном училище при Московской консерватории. С 1962 года ведет класс виолончели в Московской консерватории, в 1974–96 - и.о. заведующей кафедрой виолончели и контрабаса, с 2000 - заведующая кафедрой виолончели.

В 1995–2000 - декан кафедры струнных инструментов ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова. Заведующая кафедрой виолончели Высшей школы музыки королевы Софии (Испания).

Среди учеников Заслуженные артисты РФ А. Дёмин, А. Загоринский, А. Найдёнов, К. Родин, А. Селезнёв, С. Судзиловский, М. Тарасова; свыше 50 лауреатов международных и всесоюзных конкурсов: Б. Андрианов, С. Багратуни, В. Бальшин, О. Галочкина, Е. Горюнов, Т. Заварская, И. Зубковский, О. Коченкова, Д. Озолиня, В. Пономарёв, Н. Савинова, П. Суссь, Н. Хома, Д. Цирин, Д. Чеглаков, Д. Шаповалов и другие.

Иностранные студенты, концертирующие виолончелисты: С. Аттертон (Франция), Т. Мерк (Норвегия), У. Шайфер, Г. Торлеф (Германия), Д. Вейс (Чехия), Э. Валенсуэло (Чили), Д. Урба (Латвия), и другие.

Наталия Шаховская проводила мастер-классы в России и во многих зарубежных странах. Член жюри Международного конкурса виолончелистов им. П. И. Чайковского (начиная с Пятого - постоянно), конкурса «Пражская весна», Международных конкурсов виолончелистов им. М. Ростроповича в Париже, ARD в Германии, конкурса в Претории (ЮАР), им. В. Лютославского в Варшаве, конкурса им. Поппера (Венгрия), им. Давыдова (Латвия).

С 1966 являлась постоянным членом жюри Всесоюзного конкурса виолончелистов, председатель жюри конкурсов: юношеского им. П. И. Чайковского (Япония, Китай), «Классическое наследие» (Москва), конкурсов в Тольятти, Волгограде.

Наталия Шаховская – лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957, 1-я премия), Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1961, 1-я премия), Международных конкурсов виолончелистов им. А. Дворжака в Праге (1961, 2-я премия), им. П. И. Чайковского в Москве (1962, 1-я премия).

Член Ассоциации музыкальных деятелей России, Ассоциации лауреатов Международного конкурса им. П. И. Чайковского, МСМД, Ассоциации музыкантов-педагогов Японии, Комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ.

Награждена Орденом «Знак Почета» (1971), званием Народная артистка СССР (1991).

Панихида по Наталии Николаевне Шаховской состоится в среду, 24 мая 2017, в 11 часов в фойе Большого зала Московской консерватории. Отпевание – в 13.30 в Храме Малого Вознесения на Большой Никитской.

Похороны пройдут в 15 часов на Троекуровском кладбище.

сайт