Шишкин иван иванович. Выставка в Русском музее: И.И. Шишкин Шишкин в музее

Ива́н Ива́нович Ши́шкин (1832-1898) - русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894-1895) Академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.
Иван Шишкин родился 25 января (13 по ст. стилю) 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина (1792-1872).
В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852-1856). Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856-1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году - малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году - большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.
Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем, в 1863 году, перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» - картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.
Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своём роде, аквафортиста. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне - Гатчинский район Ленинградской области).
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.

Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Микеланджело

Отношение каждого человека к живописи и к искусству в целом разное. Одни восторгаются, другие не понимают. Одни посещают галереи и выставки, стоят на морозе, выстаивают длинные очереди и иногда выламывают двери , только бы добраться до «святого» и желаемого. Другие же с усмешкой и явным непониманием всей этой народной любви и прыти лишь пожимают плечами — «умом Россию не понять». Очевидно, что каждому свое. Также очевидно разделять — нежелание знать от абсолютного равнодушия и отсутствия интереса к искусству.

Не посещать выставки и галереи как-бы можно, но не знать фамилии таких выдающихся людей, как Шишкин или Васнецов, Серов или отличившийся на весь мир своим «Черным квадаратом» Малевич, сродни равнодушию, отторжению, неуважению и пренебрежению к стране в целом.

Русская живопись – это удивительный мир талантливых художников, прославивших своими творениями Россию. Их имена известны во всем мире, а под их кистью рождались шедевры, на века возвеличившие имена своих создателей.

Русский художник – это человек с великой душой, поэтому и русская живопись удивительна, она поражает многообразием форм и образов, отличается своей изысканной суровостью и притягательной красотой.

Согласен, не все имеют возможность посетить музеи, галереи и увидеть своими глазами необыкновенную палитру красок, изящество линий на полотнах художников. Поэтому мы предлагаем вашему вниманию виртуальную выставку «Шедевры русской живописи», где каждый из Вас сможет познакомиться с самыми известными картинами русских художников.

Для должного восприятия, мы разделили статью на несколько частей. Сегодня мы рассмотрим лучшие и самые известные шедевры русского художника Ивана Шишкина. И вот почему:

Иван Иванович Шишкин - не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу “ученым образом” (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли “лесной богатырь-художник”, “царь леса”, “старик-лесовик”, его могли сравнивать со “старой крепкой сосной, мохом поросшей”, но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей.

ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ ЧАСТЬ №1

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) русский художник, живописец — лучшие работы по мнению редакции сайт

«Утро в сосновом лесу» 1889

«Утро в сосновом лесу»- картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

«Дубовая роща» 1887

На картине «Дубовая роща» изображен яркий солнечный день в дубовом лесу. Мощные, развесистые, немые свидетели смены веков и поколений поражают своим великолепием. Тщательно прорисованные детали настолько приближают картину к естественности, что иногда забываешь о том, что этот лес написан маслом и в него нельзя войти.

Это интересно: Примечательно, что путь Шишкина от идеи написания Дубовой рощи до первых мазков кисти в пейзаже составил три десятка лет! Именно столько времени понадобилось, чтобы у художника сформировалось видение этого монументального полотна, и это время было потрачено не зря. Картину дубовая роща нередко называют лучшим произведением гениального художника. Картина находится в Киевском музее русского искусства.

«Дождь в дубовом лесу» 1891

В этой картине художник по-прежнему абсолютно точен и «объективен». Одна его знакомая вспоминала, как однажды, пробегая в грозовой ливень мимо его дачи, с удивлением обнаружила Шишкина, стоявшего босиком и в совершенно промокшей одежде посреди лужи. «Иван Иванович! – спросила она. – Вы тоже попали под дождь?» «Нет, я вышел под дождь! – взволнованно ответил художник. – Гроза застала меня дома. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Какая необычайная картина! Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель… И темный лес. Хочу запомнить и свет, и цвет, и линии…» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу? Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

«Прогулки в лесу» 1869

Картина «Прогулка по лесу», написанная Иваном Шишкиным в 1869 году очень красочна, она полна летнего солнечного тепла и позитива. В этом произведении художник изобразил лесную тропинку, по которой прогуливается молодое семейство в полном составе. Муж и жена идут впереди, обсуждая что-то довольно личное, так как идут немного в стороне.

Чуть поодаль от них шагают дедушка и бабушка, которые зорко следят за детьми, а во главе всей процессии - пёс в пятнах, снующий туда-сюда и охраняющий своих хозяев. Тонкая передача лёгкого ветерка и игра с тенью и светом делают «Прогулку в лесу» необыкновенно реалистичной. Не верится, что художник написал этот шедевр по памяти, без использования натуры.

Конечно, как и во всех работах Ивана Шишкина, один из главных героев картины - это лес. Как же красиво вокруг! Высокие берёзы, большие камни, разбросанные тут и там. Солнца не видно, но его свет наполняет всю картину особым сиянием, мастерское исполнение художником переходов свет-тень ещё раз доказывает профессионализм Ивана Шишкина как художника-пейзажиста.

«В лесу графини Мордвиновой. Петергоф» 1891

Этот впечатляющий пейзаж с человеческой фигурой является «портретом» окрестностей Петергофа и Ораниенбаума. С легкой руки В. Стасова, открывшего эти поэтические места, Ораниенбаум привлек к себе внимание художников. Тут в 1880-е годы не однажды снимал дачу Репин, а в 1891 году жил Шишкин, создавший здесь два шедевра -представленную работу и пейзаж Мордвиновские дубы. К слову, паломничество художников сюда после этого продолжилось; в самом конце XIX века в Ораниенбауме очень любили работать «мирискусники» (А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский). Правда, их больше интересовали дворцы и памятники садово-паркового искусства.

«Вечер» 1871

«Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, по два, по три этюда в день катает, да каких сложных, и совершенно оканчивает. И когда он перед натурой… то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, тут он все знает…»

«В роще» 1865

«Быть может, сам этот северный «дремучий лес» менее настраивает душу на лирический порыв, чем море; быть может, бесконечно богатый и разнообразный в своих подробностях, он под тенью своих ветвей так манит к здоровому, спокойному созерцанию его тайн, что личность его созерцателя постепенно исчезает, и только природа леса охватывает всецело художника.» Василий Михеев, критик

«В парке» 1897

«Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он смел и ловок, не задумывается… Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом, в лучшем смысле…» Крамской И.Н.

«Первый снег» 1875

Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань. Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи. А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса, и вместе с тем представляет некое исключение, ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов. Картина эта называется «Первый снег» (1875). Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо. Все необычно точно по ощущению, даже невольному осязанию изображенных хлябей, тяжелого, обмякшего снега, проступающей воды, не принимаемой землей, серого, сумрачного неба и неверного света, вносящего беспокойство в панораму поздней осени. Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея. Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает. Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса. Натурализм поднялся здесь до своих вершин. Картина находится в Киевском государственном музее русского искусства.

«Деревня» 1874

«На севере диком» 1891

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Это стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова было выбрано Иваном Ивановичем Шишкиным для иллюстрации собрания сочинений, которое готовилось к выпуску в свет и приурочивалось к 50-летию со дня гибели поэта.

В зиму 1890/91 года Иван Иванович несколько раз выезжал в Мери-Хови. Ему важно было наблюдать зиму и снег. Зимние сюжеты заинтересовали его. На мызе у дочери им написаны были «Морозный день», «На севере диком», «К вечеру».

Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи. Это было время тесной дружбы двух художников. «С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью; Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек; после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего». Религия имеет силу убеждения и влияния на человека, искусство располагает этими же качествами, выраженными в специфической форме прекрасного. Может быть, куинджиевские отвлечения в поисках вечной, космической красоты, обращенной к земле, к миру людей, являлись некоторыми попытками создать религию прекрасного и вечного. Картина также находится в Киевском музее русского искусства.

«На даче (Около дачи)» 1894

«Мельница в лесу. Преображенское» 1897

«Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.» Стасов В.В.

«Лесной пейзаж с цаплями» 1870

«Лесное кладбище» 1893

«Громче всех раздавался голос богатыря И.И.Шишкина; как зеленый могучий лес он заражал всех своим здоровым весельем… и правдивой русской речью. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми, мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким, от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней.» Репин И.Е.

«Мордвиновские дубы» 1891

«Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой Руси, если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через Ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни Ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать.»

Васнецов В.М. (из письма Шишкину в 1896 году).

«Лесная сторожка» 1892

«…он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор… Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек — школа, но живая школа.» Из письма Крамского Ф.Васильеву (5 июля 1872 г)

«Кама близ Елабуги» 1895

«Сосной на выставке запахло, солнца, света прибыло», – писал К. Савицкий увидев картину. Это полотно, сочетающее в себе гармонию и величие, стало достойным завершением цельного и самобытного творчества «певца русского леса». В основу пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах. В произведении воплощено то глубокое знание природы, которое было накоплено мастером за почти полувековой творческий путь. Картина находится в Государственном Русском музее, г. Санкт-Петербург.

Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Творчество художника – это восторженная ода, воспевающая эпическую красоту и мощь русского леса. Недаром И. Крамской говорил: «До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало».

Даже с учетом категоричности такого утверждения И. Крамской не слишком погрешил против исторической истины. Величественная русская природа, служившая источником поэтических образов в фольклоре и литературе, действительно, долго не изображалась так ярко в пейзажной живописи. И только колорит пейзажей И. Шишкина отличался изысканностью богатейших оттенков зеленого цвета, в мягкую гамму которых органично включаются коричневые пятна стволов деревьев. Если он изображает водную гладь пруда, то она переливается у него перламутром зыбких отражений деревьев, кустарников и трав. И нигде художник не впадает в салонность, сентиментальное восприятие природы было чуждо И. Шишкину. Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника.

Это интересно: «Корабельная роща» была написана художником под впечатлением природы родных мест, памятных И. Шишкину еще с детства. На рисунке к картине он сделал надпись: «Афанософская Корабельная роща близ Елабуги», и этим полотном Иван Шишкин завершил свой творческий путь.

Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался.

8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».

«Работал он ежедневно. Возвращался к работе в определенные часы, чтобы было одинаковое освещение. Я знала, что в 2 часа пополудни он обязательно будет на лугу писать дубы, что под вечер, когда седой туман уже окутывает даль, он сидит у пруда, пишет ивы и что утром, ни свет ни заря, его можно найти у поворота в деревню, где катятся волны колосящейся ржи, где загораются и потухают росинки на придорожной траве.» Из воспоминаний современников.

«…Мы не знаем другого художника, который обладал бы таким безупречным рисунком и который с такой правдой, с такой горячей любовью к своей родине и к своему делу заносил бы на свои холсты нашу русскую, близкую всем нам природу. Что же касается русского леса, то в изображении его Шишкин не имеет соперников.» Современник

Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский,
преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь.
Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.
В.В. Стасов

В воскресенье мы ездили в Русский музей на выставку картин одного из самых известнейших русских художников-пейзажистов Ивана Ивановича Шишкина
(1832-1898). Экспозиция состоит из полотен самого Русского музея и привезенных из Третьяковской галереи. Первый раз в живую увидела (ее многие знают как "Мишки в лесу"). До этого видела только репродукцию в учебнике.


Мне очень понравились картины

"Корабельная роща" . Кстати последняя картина Шишкина.


"Лесные дали"


"Лесная глушь"

Да и вообще все картины замечательные. И кроме работ, выполненных маслом на холсте, у художника есть тоже интересные работы на бумаге углем, графитом, мелом, а еще работы, выполненные техникой офорта. Мне стало интересно, что же это такое и вот какое объяснение дает Википедия:
Офо́рт (фр. eau-forte — азотная кислота, буквально «крепкая вода»), также аквафорта — разновидность гравюры, художественная техника, позволяющая получать оттиски с печатных форм, изготовленных путём травления металлической поверхности кислотами. Известен с XV века. Первая датированная гравюра относится к 1513 году.
Для изготовления печатной формы металлическая пластина покрывается кислотоупорным лаком, на котором специальной иглой (пунктиром) процарапывается рисунок будущей гравюры. Пластина затем помещается в кислоту, которая вытравливает углубления, куда впоследствии закатывается краска. При печати краска из углублённых печатающих элементов изображения переносится на бумагу (таким образом, техника офорта является разновидностью глубокой печати).

Мы получили несказанное удовольствие. Картины словно живые и просто завораживают своей реалистичностью. Такие чудесные пейзажи: с какой любовью и каким мастерством прорисована каждая травинка, каждая веточка, вообще каждая деталь. После просмотра осталось устойчивое впечатление, что мы побывали в лесу, на природе, и видели все это в живую.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».



Крамской, Иван. Портрет художника Ивана Шишкина. 1880. Холст, масло. 115 x 83 см. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.



Шишкин, Иван. Березовая роща. 1878. Холст, масло. Музей имени Р. Мустафаева, Баку, Азербайджан.



Шишкин, Иван. Дорожка в лесу. 1880. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.



  • Холст, масло, 124 x 204см.
  • Художники редко отваживаются изображать атмосферное состояние дождя; обычно обращаясь к образу мира перед грозой или после нее. Шишкин мастерски пишет затихающий ливень.
  • Тонкое прозрачное марево, колышущееся в пространстве между деревьями, объединяет небо, землю и лес в одно прекрасное це-лое.
  • Человеческие фигуры редки на полотнах художника, его больше интересует «самостоятельная» природа. В данном случае люди, словно плывущие под своими зонтами, усиливают звучание той неж ной музыки, что пронизывает всю картину.
  • Глубокая лужа, образовавшаяся на лесной дорожке, своеобразное «эхо» только что прогремевшей грозы, подчеркивает ее силу. На ее чуть рябящей глади отражается светлеющее небо, обещая скорое солнце.
  • Художник заинтересовался изображением атмосферных состояний и передачей световоздушной среды, не изменяя при этом ос-новному своему творческому принципу цельности видения предметной формы. «Дождь в дубовом лесу» - лучшее тому подтверждение.
  • В этой картине художник по-прежнему абсолютно точен и «объективен». Одна его знакомая вспоминала, как однажды, пробегая в грозовой ливень мимо его дачи, с удивлением обнаружила Шишкина, стоявшего босиком и в совершенно промокшей одежде посре-ди лужи. «Иван Иванович! - спросила она. - Вы тоже попали под дождь?» «Нет, я вышел под дождь! - взволнованно ответил художник. - Гроза застала меня дома. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Какая необычайная картина! Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель... И темный лес. Хочу запомнить и свет, и цвет, и линии...» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу?
  • 1890-е годы - кризисный для передвижников период. В это время их пытались «задвинуть» на второй план художники, исповедовавшие новые идеи; среди самих передвижников выявились очевидные разногласия - многие из них не сумели понять необходимость перемен и на глазах из новаторов превращались в самых закостенелых консерваторов, стоящих на пути естественного развития искусства. Шишкин умел меняться. Умерший в 1887 году Крамской перед самой смертью успел разглядеть это, сказав, что Шишкин наконец-то «тон почуял».


  • Шишкин, Иван. Дубовая роща. 1887. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.



    Шишкин, Иван. Хвойный лес. 1873. Холст, масло. Белорусский художественный музей, Минск, Беларусь.



  • Картина нарисована в 1898 году.
  • Холст, масло, 165 x 252см.
  • Мощные стволы сосен, с пятнами тени от раскидистых крон на них, - выписаны любовно и подробно, вплоть до мельчайших чешуек коры.
  • Граница между светом и тенью слегка размыта плывущим и дрожащим в жарком летнем мареве воздухом.
  • Изгородь, ломаной линией «переправляющаяся» через ручей, косвенным образом вводит в пейзаж человека, таким образом внося в образ мира последнюю полноту.
  • Молодые сосенки, зеленая трава на поляне, песчаная почва - все это демонстрирует разнообразие шишкинского мазка, обусловленного задачей максимального выявления формы и фактуры деталей пейзажа.
  • Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев. Сосна - одна из них.
  • Эта картина - художественное завещание мастера, торжественный финал той эпопеи леса, что он увлеченно писал на протяжении всей своей жизни. Она - свидетельствуя о том, что и в старости художник нисколько не утерял твердости руки, зоркости взгляда, способности к типизации при сохранении точности фактуры и деталировки, - словно суммирует все достоинства шишкинской творческой манеры.
  • «Корабельная роща» демонстрирует потрясающую изысканность и продуманность колорита, тут все цвета - на своем месте. Шишкина часто упрекали в том, что он необыкновенно силен в роли рисовальщика, а как колорист уступает своим современникам (тому же Куинджи, с которым его часто сравнивали). Своей последней работой художник блестяще опровергает эти мнения.


  • Холст, масло, 209 x 161 см.
  • Картина хранится в Государственном Русском Музее, Санкт Петербург, Россия.
  • Начало 1870-х годов - время расцвета в творчестве Шишкина. Он полон сил и замыслов, он участвует в художественном движении, которое, как всем тогда казалось, перевернет понятия о живописи, изгонит из нее затхлую омертвелость академических форм. 1870 годом датируется основание Товарищества передвижных художественных выставок; среди его учредителей мы находим и Шишкина.
  • В 1871 году с успехом проходит I передвижная выставка, в 1872 году - 2ая. На ней художник и показал картину «Лесная глушь». Об этой работе много говорили - именно за нее Шишкин в том же году получил звание профессора; это было неложным знаком общего признания, почти славы.
  • «Лесная глушь» характерна для тогдашнего периода его творчества, четко выявляя его особенности, главные из которых - построение эпического образа с помощью предельно простого, даже приземленного мотива и сознательная «объективность» живописи.
  • Чахлые деревья, разбросанные по краям светового «коридора», участвуют в формировании атмосферы глухого места, где не ступала нога человека.
  • Лисица, устремившаяся за улетающей уткой, не сразу бросается в глаза; ее замечаешь лишь при внимательном рассматривании картины.
  • Передний план здесь затенен; темная лужа и покрытый бурым и зеленым мхом валежник передают зрителю ощущение как бы «хлюпающей» влажности и сгущенного сырого воздуха.
  • Солнечный просвет на заднем плане, соотносясь с затененным передним планом, позволяет выстроить композицию картины пространственно, вводя в нее «нечувствительно», как сказали бы во времена Шишкина, зрителя.


  • Картина нарисована в 1884 году.
  • Холст, масло, 112,8 x 164 см.
  • Картина хранится в Государственной Третьяковской Галерее, Москва, Россия.
  • Полотно И. И. Шишкина «Лесные дали» относится к периоду жизни художника, когда его талант раскрылся со всей своей глубиной и мощью.
  • Находясь в подавленном состоянии после недавней смерти любимой жены, живописец черпает у природы силы и полностью посвящает себя работе.
  • Картина «Лесные дали» воспевает красоту природы Урала. Эта картина невероятна по охвату изображенного пространства. Перед зрителем, который как будто стоит на возвышенности, расстилается необозримая панорама лесов.
  • Леса тонут в сизоватой дымке утреннего тумана. А где-то возле горизонта видны поросшие хвойными лесами невысокие горные хребты. Они сообщают картине величавость, размеренность, широту.
  • В центре все композиции - небольшое горное озеро. Его зеркальная гладь сверкает, отражая голубое небо с бегущими по нему легкими облаками. Это яркое пятно на картине словно подчеркивает лучезарность и прелесть земной природы. Благодаря этому блику света в центре картины и неспешному чередованию тончайших нюансов цвета и света обычный сюжет превращается в волшебную, чарующую своим очарованием, панораму.
  • Эпический характер полотну придает не только сам сюжет, но и отдельные выразительные детали. Вот, слегка раскачиваясь, будто разговаривая с окружающим миром, стоит одинокая сосна. А в бескрайнем просторе неба, среди серебристых облаков, парит одинокая птица. Ее стремительный полет дополняет гордое великолепие ландшафта.
  • Картина «Лесные дали» при всей доходчивости сюжета отличается виртуозной техникой исполнения и убедительностью образов. Эта картина – как символ самой России, подлинный гимн ее величественной и неповторимой красоте и силе.


  • Картина нарисована в 1872 году.
  • Холст на картоне, масло, 117 x 165 см.
  • Картина хранится в Государственной Третьяковской Галерее, Москва, Россия.
  • Картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» была написана И. И. Шишкиным в период наступления творческой зрелости. За нее художник получил свою первую премию от Общества передвижных художников.
  • Полотно все как будто пронизано ярким солнечным светом. Стройные сосны-великаны нежатся в его теплых лучах. Кажется, будто чувствуешь запах земли и смолы. Лесной ручей неторопливо струится по чистому дну, усеянному камнями. Пейзаж безмятежен и светел по настроению.
  • В картине «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» художник в полной мере раскрывает обаяние могучего столетнего бора в ясный солнечный день - с его запахами мха и смолы, с тихим журчанием ручья и «зайчиками» на стволах деревьев. Художник умело выявляет характер каждого цветка, каждой травинки.
  • Шишкин стремится к максимально достоверному изображению леса. Но при этом он так глубоко чувствует и любит природу, что его пейзаж намного теплее и одухотвореннее, чем обычная хорошая фотография. Художник будто схватил моментально меняющееся состояние природы и сумел передать зрителю волшебное настроение, которое природа подарила ему в этот момент.
  • С любовью, мастерством и не без доли тонкого юмора рисует Шишкин небольшие фигуры бурых мишек, вероятно, заинтересовавшихся дуплом с дикими пчелами.
  • Все, что предлагает художник нам в этой картине – это не просто мастерски сделанное изображение соснового леса, а замечательный «природный спектакль».
  • Картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» - одно из самых светлых произведений Шишкина, хотя по мастерству исполнения полотно все-таки еще уступает самым зрелым полотнам художника.


  • Шишкин, Иван. На острове Валаам. Какко. 1859. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.



  • Картина нарисована в 1891 году.
  • Холст, масло, 161 x 118 см.
  • Картина хранится в Музее Русского Искусства, Киев, Украина.
  • Назвав эту картину оборванной первой строчкой из известного стихотворения Лермонтова, Шишкин недвусмысленно указал на ее источник.
  • Возникает вопрос: что же перед нами - иллюстрация романтического образа или же его интерпретация? Есть смысл напомнить читателю лермонтовский поэтический шедевр. Вот он: «На севере диком стоит одиноко/ На го-лой вершине сосна/ И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим/ Одета как ризой она./ И снится ей все, что в пустыне далекой,/ В том крае, где солнца восход,/ Одна и грустна на утесе горючем/ Прекрасная пальма растет». Как видим, у Лермонтова философский, вообще говоря, образ рождается из столкновения двух «смыслов». У Шишкина этого нет.
  • Есть аллюзия на «сюжет» первой строфы, но, в своей «прерванности», она превращается в очередной - пусть и великолепно исполненный - пейзаж.
  • Некоторые детали этой работы служат прямой иллюстрацией лермонтовских строчек - сыпучий снег, накрывший сосну, словно ризой, голая вершина и пр.
  • Палитра, на первый взгляд, здесь не слишком разнообразна. Но присмотревшись, понимаешь, что это иллюзия - та же тень от сосны, легшая на снег, демонстрирует огромное количество оттенков различных цветов.
  • Очень необычно для Шишкина в этой работе написано небо. Привычное шишкинское небо безмятежно, покойно и светло; на этот же раз оно полно тревоги и движения.
  • Художественная мощь полотна создается целым рядом контрастных сопоставлений - одинокой сосны на переднем плане и «сплоченного» леса вдали; темного и светлого и т. п.


  • Картина нарисована в 1869 году.
  • Холст, масло 111,2 x 80,4 см.
  • Картина хранится в Государственной Третьяковской Галерее, Москва, Россия.
  • Это произведение отличается от ранних произведений художника, в которых он, не умея выделить главное, одинаково тщательно выписывал каждую деталь пейзажа.
  • Данным полотном Шишкин открывает новый этап своего творчества, можно сказать, что это – один из первых его шедевров. Данная картина была первой, которую купил для своей коллекции П. Третьяков.
  • Картина «Полдень. В окрестностях Москвы» - типичный равнинный пейзаж средней полосы России. Летний полдень. Только что закончился дождь. Перед нами золотистые поля хлебного поля и вьющаяся проселочная дорога с поблескивающими на ней лужицами. По влажной от дождя дороге, будто символизируя размеренность и умиротворенность сельской жизни, идут крестьяне с граблями.
  • На картине мастерски выписаны дальние планы. Мы видим бедную церквушку, ветхие избы и тихую речушку.
  • Огромную часть площади картины занимает небо. Оно просветлело после дождя, и последние легкие перламутрово-серебристые облака уплывают прочь, уступая место яркому и радостному солнцу. Именно небо, чисто, глубокое и великое, становится главным объектом данной композиции.
  • Полотно Шишкина показывает могучую обновляющую силу природы. Автор проникновенно передает радость земли, омытой дождем, дыхание освеженной травы, стремительность бегущих облаков. Изобразительные особенности полотна, его поэтическая одухотворенность делают его творением огромной художественной ценности.
  • Полотно «Полдень. В окрестностях Москвы» недаром часто называют настоящей песней радости. Художник не просто восторгается красотой и мощью русских просторов, но и умело передает свое восхищение нам.


  • Картина нарисована в 1878 году.
  • Холст, масло, 107 x 187 см.
  • Картина хранится в Третьяковской Галерее, Москва, Россия.
  • Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем - очистительным и благодатным. Тишина и безветрие, будто разлитые по пространству картины и почти физически ощущаемые, - тоже знак близкой грозы, необходимой земле для того, чтобы отдать возделывающему ее человеку свои дары.
  • Могучая сосна - символ всего шишкинского творчества. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает ее нежно и подробно - с ее клонящимися от тяжести вниз ветвями, с ее причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с ее гордо вознесенной в самую высь верхушкой.
  • Единственная деталь, навевающая неотчетливую тревогу, - погибшее дерево. Возможно, она внесена в композицию для усиления ее реалистического звучания и является результатом пленэрных штудий. Другое предположение: засохшая сосна выступает здесь эхом недавних переживаний автора, в одночасье потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей.
  • Проселок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в даль светлую.
  • Некрасов, чье творчество было очень близко Шишкину, написал после своего возвращения из-за границы: Все рожь кругом, как степь, живая, Ни замков, ни морей, ни гор. Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор.
  • Ласточки «стригут» прямо над самой землей - столь стремительно, что, кажется, их тени не поспевают за ними. «Рожь» - звучащая картина; ее автор совершает настоящее чудо, заставляя зрителя слышать гудение шмелей в раскаленном воздухе и шелест ласточкиных крыльев.
  • Тему для этого произведения - как и для многих других своих картин - Шишкин нашел на родине, во время поездки в Елабугу, совершенной в 1877 году вместе с дочерью. На карандашном наброске, выполненном на Лекаревском поле, художник написал «Эта» - этот набросок и стал основой полотна.


  • Шишкин, Иван. Ручей в березовом лесу. 1883. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.



    Шишкин, Иван. Сосны, освещенные солнцем. 1880. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.



  • Картина нарисована в 1889 году.
  • Холст, масло, 139 x 213см.
  • Картина хранится в Государственной Третьяковской Галерее, Москва, Россия.
  • В первоначальных эскизах присутствовало лишь два медведя. В конечном варианте их стало больше; само включе-ние медведей выводит пейзаж в жанровое «пограничье», дополняя его элементами жанровой сценки.
  • Шишкин как бы срезает сосны, тем самым подчеркивая их громадность. Этот прием характерен для всего его твор-чества.
  • Поваленная сосна с вырванными из земли корнями создает ощущение глухого соснового леса, где только и могут резвиться на воле медведи.
  • Искусно написанный туман, еще не рассеявшийся в лучах солнца, указывает на время суток, вынесенное в название картины, - это именно утро.
  • По результатам недавно проведенного социологического опроса эта картина является второй по популярности в России, уступая лишь васнецовским «Богатырям». Более 15% опрошенных назвали ее «символом русского искусст-ва».
  • У этого произведения есть и «первая серия» - это «Туман в сосновом лесу», созданный годом ранее и ныне «про-писанный» в одном из частных собраний в Чехии.
  • Предполагается, что «сюжет» картины подсказал автору передвижник К. Савицкий. Он же написал медведей. Более того, первоначально на картине стояло две подписи - Шишкина и Савицкого, но П. Третьяков, купивший эту работу, снял подпись Савицкого, считая ее оригинальным произведением Шишкина. И справедливо - вся она суть прекрасное выражение шишкинского творческого метода. К тому же многочисленные наброски и этюды, сделанные к картине, свидетельствует о второстепенной роли «соавтора»; медведей он писал по эскизам, предложенным Шиш-киным.


  • Картина нарисована в 1891 году.
  • Холст, масло, 81 x 108 см.
  • Картина хранится в Государственной Третьяковской Галерее, Москва, Россия.
  • Пожалуй, одним из самых гармоничных по цветовому решению полотен является работа «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф».
  • В последние годы творчества И. И. Шишкин огромное значение уделял колориту своих полотен. Его интересовало, как можно передать игру света, изменчивость оттенков в зависимости от освещенности и присутствия соседних предметов.
  • Этот пейзаж рассказывает нам об окрестностях Петергофа и Ораниенбаума, где И. И. Шишкин проживал в 1891 году. Художник поэтически воспевает величественную жизнь русского леса, настоящей лесной глуши.
  • Пейзаж кажется немного мрачным, он словно окутан мягким вечерним светом. В темной глуши старого елового леса сгущаются сумерки. Шишкин выбирает для картины насыщенные по колориту краски, передавая тревожную, напряженную атмосферу.
  • Торжественное настроение покоя перед наступлением темноты еще более усиливает одинокая фигура лесника. Неподвижный и усталый, стоит он перед нами, глубоко задумавшись о чем-то своем.
  • На переднем плане - на стволах деревьев, на их обнаженных корнях, на зеленом ковре из моха – еще ощущается трепет последних отсветов солнца. Стремясь убедительно донести до зрителя красоту леса, художник виртуозно передает кистью малейшие нюансы и переходы оттенков – желтоватых, зеленоватых, сероватых. Не упуская ни одной подробности, живописец изображает жизнь глухой чащи. Ему это удается - зритель «погружается» в лесные дебри, насыщенные запахами преющих листьев, теплой почвы и смолы.
  • Картина «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф» относится к числу лучших творений Шишкина. Она в очередной раз доказывает, что в изображении русской природы, русского леса у Шишкина нет соперников.


  • Шишкин, Иван. Вид около Санкт-Петербурга. 1856. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. Буковый лес в Швейцарии. 1863. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. В роще. 1865. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. Буковый лес в Швейцарии. 1863-1864. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. Пейзаж с охотником. Остров Валаам. 1867. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. В роще. 1869. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. Пейзаж с гуляющими. 1869. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. Прогулка в лесу. 1869. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
    Шишкин, Иван. Ивы, освещенные солнцем. 1860-1870. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. Лесной пейзаж с цаплями. 1870. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. Пейзаж с женской фигурой. 1872. Холст, масло. Картинная Галерея, Таганрог, Россия.
    Шишкин, Иван. Первый снег. 1875. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
    Шишкин, Иван. Сумерки. После заката. 1874. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
    Шишкин, Иван. Лесной ручей. 1874. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
    Шишкин, Иван. Срубленное дерево. 1875. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
    Шишкин, Иван. Лес вечером. 1868-1869. Холст, масло. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Рыбинск, Россия.
    Шишкин, Иван. Богатый лог (Пихтовый лес на реке Каме). 1877. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея, Пермь, Россия.
    Шишкин, Иван. Зима в лесу. Иней. 1877. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
    Шишкин, Иван. Лесной косогор. Ручей. (Ручей в лесу. На косогоре). 1880. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
    Шишкин, Иван. Чаща (Дебри). 1881. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
    Шишкин, Иван. Опушка леса. 1879. Холст, масло. Челябинская областная картинная галерея, Челябинск, Россия.
    Шишкин, Иван. «Среди долины ровныя…». 1883. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина. Название картины взято из стихотворения А.Ф.Мерзлякова «Одиночество», которое стало народной песней.
    Шишкин, Иван. Весной возле Елабуги. 1886. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
    Шишкин, Иван. Дубы (Дубки). 1886. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
    Шишкин, Иван. Дубы. Вечер. Этюд. 1887. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
    Шишкин, Иван. Дубы. 1887. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. Бурелом (Вологодский лес). Деревья, поваленные ветром. 1888. Холст, масло. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
    Шишкин, Иван. Смешанный лес. Шмецк близ Нарвы. 1888. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. Осенний пейзаж. Парк в Павловске. 1888. Холст, масло. Луганский областной художественный музей, Луганск, Украина.
    Шишкин, Иван. Сосновый лес. 1889. Холст, масло. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Россия.
    Шишкин, Иван. Туман в лесу. 1890-е. Холст, масло. Частное собрание.
    Шишкин, Иван. Мордвиновские дубы. 1891. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. Дубы в Старом Петергофе. 1891. Холст, масло. Музей Академии Искусств, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. Осень. 1892. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. Сосна. Мерикюль. 1894. Холст, масло. Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник, Россия.
    Шишкин, Иван. Березовая роща. 1896. Холст, масло. Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия.
    Шишкин, Иван. Рубка леса. 1867. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
    Шишкин, Иван. Кама около Елабуги. 1895. Холст, масло. Художественный Музей, Н. Новгород, Россия.
    Шишкин, Иван. Хвойный лес. Солнечный день. 1895. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
    Шишкин, Иван. Ручей в лесу. 1896. Холст, масло. Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Переславль-Залесск, Россия.
    Шишкин, Иван. Лес весной. 1884. Холст, масло. Серпуховский историко-художественный музей, Россия.
    Шишкин, Иван. Сестрорецкий бор. 1896. Холст, масло. Серпуховский историко-художественный музей, Россия.
    Шишкин, Иван. Пруд в старом парке. 1897. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

  • инфа отсюда http://www.tanais.info/art/shishkin.html
  • картины http://gallerix.ru/artist/
  • описание картин http://www.detskiysad.ru/art/opisanie.html
  • описание картин http://nearyou.ru/shishkin/sdali.html
  • описание картин http://www.liveinternet.ru/users/sekretar/post193351143/