Школьная энциклопедия. Русская архитектура в первой половине XIX века














































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Представленный материал предназначен для использования при изучении курса Истории России в 8 и 10 классах по теме “ Русская культура первой половины 19 века”. Дополнительно может использоваться на уроке по Мировой художественной культуре при изучении архитектурного стиля поздний классицизм-ампир.

Цель урока: сформировать целостное представление о развитии архитектуры в первой половине 19 века.

Задачи:

  • повышать уровень познавательных способностей учащихся;
  • деятельное освоение материала;
  • воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм, повышать уровень общей культуры;

Новые термины: ампир, “московский ампир”, ”петербургский ампир”

Новые имена: А.Воронихин, А.Захаров, Тома де Томон, К.Росси, О.Бове, ДЖилярди, А.Григорьев.

Форма проведения: Комбинированный урок получения новых знаний с использованием обучающей презентации, входного и итогового контроля знаний с элементами технологии развивающего мышления.Урок проводится в компьюторном классе.

Ход урока

1 этап. Мотивация

Темой работы является русская архитектура I половины XIXвека, архитектура ампира. Этот стиль был яркой, но короткой страницей в истории русской и западно-европейской архитектуры.

В России он утвердился после победы в войне 1812года, когда российское общество переживало подъём, единение всех жителей государства, поэтому архитектурный стиль нёс с собой пафос героизма, утверждение силы человеческого разума, мощи государства. Он был проникнут жизнеутверждающим, победным духом, то есть содержал в себе созидательное начало.

Учебная задача

Величественная и гармоничная архитектура ампира первой половины XIX века не теряет своей привлекательности и сегодня, в чём же состоит секрет её вечной молодости? Можно ли назвать первую половину 19 века “золотым веком” русской архитектуры?

2 этап. Активизация знаний

А начнем мы с повторения, с решения вводного теста,чтобы вспомнить в каких исторических условиях развивалась русская культура первой половины 19 века.

3 Этап. Основная часть урока

Работа с обучающей презентацией

Сегодня мы с вами узнаем, как развивалась архитектура в первой половине XIX века в Российском государстве.

Изучения этой темы будет по плану.

1. Ампир: происхождение и особенности.

2. Петербургский ампир:

А.Н.Воронихин,

Ж.Тома де Томон,

А. К.Росси,

О.Монферран.

3. Московский ампир: О.Бове, Д.Жилярди, А.Г.Григорьев.

4. Заключение, проверочный тест.

Работать на уроке вы будите каждый самостоятельно перед каждым учеником на экране комьютера обучающая презентация.Внимательно изучайте ее по завершении изучения - переходите к выполнению контрольных вопросов теста

Контрольные вопросы теста

Если результаты итогового теста не удовлетворительны, то учащиеся обращаются к материалу-памятке, после изучения которого, повторяют попытку решить тест.

4. Заключительный этап

Учащиеся коротко формулируют, усвоенные на уроке особенности развития архитектуры в первой половине 19 века

В архитектуре классицизм трансформировался в “ампир”, сочетавший строгость линий и богатство украшений.

После войны 1812 г. Москва и Петербург подверглись детальной перестройке. В Петербурге сформировались Дворцовая и Сенатская площади, в Москве – Театральная.

Значительный вклад в архитектуру Петербурга внесли А.Захаров (Адмиралтейство), А.Воронихин(Казанский собор, здание Горного института, К.Росси (Русский музей, Дворцовая площадь и Генштаб, ансамбль Мариинского театра, здание Сената и Синода О..Монферран (Иссакиевский Собор, Александровская колонна)

В Москве в стиле ампир работали О. Бове (реконструированная Красная площадь, Большой театр Триумфальная арка,) Д.Жилярди (здание Московского университета, Дом Луниных.)

В 30-е г. единый стиль распадается, появляется эклектика или историзм.

После этого возвращаемся к учебной задаче и пытаемся ответить на вопрос поставленный в начале урока

В чём же состоит секрет вечной молодости архитектуры 1 половины19века?? Можно ли назвать первую половину 19 века “золотым веком” русской архитектуры?

Путешествие в мир архитектуры первой половины XIX века, убеждает в том, что талантливые произведения, создаваемые в любом архитектурном стиле, существуют вне времени и продолжают волновать современного человека. Архитектура ампира – живой источник творческих идей!

Эти великолепные произведения архитектуры ездят смотреть в Россию так же, как мастеров Ренессанса в Италию.

Архитектура и живопись в первой половине XIX в

Конец XVIII - начало XIX в. - эпоха класси-цизма в русском зодчестве. Классицизм - куль-турное направление, ориентированное на античное искусство, литературу и мифологию. В русской ли- тературе и музыке классицизм почти не нашел от-ражения, а в живописи, скульптуре и особенно ар- хитектуре были созданы подлинные шедевры. Для зданий в стиле классицизма характерны строгие пропорции, уравновешенность, симметрия, гармо- ничное сочетание целого и частей. Типичная де- таль - парадный вход в центре, оформленный в виде портика.

Еще в середине ХУШ в. Петербург был городом одиночных усадеб, во многом похожим на старую Москву. Но затем началась регулярная застройка вдоль прямых проспектов, расходящихся от цен- тра. В центре было возведено здание Адмиралтей- ства по проекту А. Д. Захарова. Его торжествен- ный вид задал тон всему облику города. Петербург- ский классицизм сложился как архитектура не от- дельных зданий, но целых проспектов и ансамблей, поражающих своей гармоничностью. В начале ве- ка на стрелке Васильевского острова по проекту То- ма де Томона было возведено здание Биржи, очень удачно вписавшееся в систему «Петропавловская крепость - стрелка Васильевского острова - Двор-цовая набережная», объединенную гладью реки. Те-ма господства над водной стихией была подчеркну- та С. С. Пименовым, И. И. Теребеневым, В. И. Демут- Малиновским в монументальной скульптуре, украшающей ростральные колонны перед зданием Биржи. Главная магистраль города, Невский про- спект, приобрела вид цельного ансамбля с возведе- нием в 1801-1811 гг. Казанского собора по проекту А. Н. Воронихина. Перед зданием собора были по-ставлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли работы Б. И. Орловского. В 40-50-е годы Невский проспект украсили «Укротители коней» П. К. Клод- та, установленные на Аничковом мосту. С 1818 по 1858 г. строился Исаакиевский собор - самое боль-шое здание, возведенное в России в первой полови- не XIX в. По замыслу он должен был символизиро-вать мощь самодержавия и тесный союз с право- славной церковью. Автор проекта, О. Монферран, возвел также Александровскую колонну на Двор- цовой площади - памятник Александру I и рус-скому оружию, прославившемуся в Отечественной войне. Триумфальные мотивы Александровской колонны повторялись в скульптурном убранстве арки Главного Штаба, построенного по проекту К. И. Росси. С творчеством Росси связаны завер- шающие работы по формированию петербургских ансамблей. По его проектам были построены зда- ния Сената и Синода, Александрийского театра, Ми- хайловского дворца. Знаменитый архитектор пере-страивал и переоформлял улицы и площади, пре-вращая весь город в произведение искусства.

Московский классицизм, в отличие от петер- бургского, характерен отдельными зданиями. По- сле пожара 1812 г., не изменившего традицион-ное разностилье московских улиц, были построе- ны Большой театр, Манеж (арх. О. И. Бове), Опе- кунский совет на Солянке (арх. Д. И. Жилярди). На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому работы И. П. Мартоса, В целом московский классицизм не так монумен- тален. Для Москвы характерны особняки усадеб- ного типа, как, например, дом Лопухиных на Пре- чистенке архитектора А. Г. Григорьева.

Провинциальный классицизм был близок к мо- сковскому; в Сибири в начале века было распро- странено барокко, классицизм пришел позже.

В 30-е годы XIX в. классицизм вступил в пору кризиса. Канонические черты классических зда- ний - единственный вход, непременные колонны - не отвечали новым требованиям жизни: в Петер- бурге возводились доходные дома со множеством подъездов, в нижних этажах располагались мага- зины с широкими витринами. Творческая мысль архитекторов пришла к необходимости «умного вы- бора»: сочетания внешнего вида здания с его на- значением. Теперь все определялось желанием за- казчика и пристрастиями архитектора. Наступил период эклектики (смешения стилей). В 1839- 1852 гг. в Петербурге было построено здание Ново-го Эрмитажа по проекту Л. Кленце; новогреческий стиль здания создавал впечатляющий образ музея. Николаевский дворец по проекту А. И. Штакенш нейдера был построен в 1853-1864 гг. с использо-ванием мотивов итальянского Ренессанса. К. А. Тон в своем творчестве пытался сочетать классицизм с традициями древнерусской архитектуры. В 1839- 1849 гг. под его руководством был построен Боль-шой Кремлевский дворец; в 1839-1883 гг. - храм Христа Спасителя в честь победы России в Отечест- венной войне 1812 г., в его строительстве и оформле-нии участвовали талантливые русские скульпторы, художники, инженеры. Немногие творения, Тона дошли до наших дней, в их числе - Петербургский вокзал в Москве и Московский - в Петербурге.

Классицизм в живописи получил название ака- демизма. В Академии художеств было хорошо по- ставлено обучение живописи и рисунку, но сюжет-ная линия ориентировалась только на античное на-следие, современная жизнь считалась недостойной изображения. Для работ художников-академистов характерны декоративный пейзаж, театральность композиции и непременный сюжет из античности. Талант К. П. Брюллова позволил создавать и в рам- ках академизма значительные и живые произведе- ния. Его картина «Последний день Помпеи» совер-шила триумфальное путешествие из Италии в Рос- сию и произвела глубокое впечатление на совре- менников. Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве А. А. Иванова и его произве- дении «Явление Христа народу». В первой полови-не XIX в. работали портретисты О. А. Кипренский и В. А. Трошшин, написавшие прижизненные порт- реты Пушкина. В рамки академизма не вписыва- лось творчество П. А. Федотова; его «Свежий кава- лер», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» - произведения явно сатирического характера.

В 1852 г. в России началось создание общедос-тупных художественных музеев. Открыл свои двери Эрмитаж, ставший из дворцового собрания художественных сокровищ (основанного Екатери- ной П) национальным музеем.

Первые десятилетия XIX в. в России прошли в обстановке всенародного подъема, связанного с Отечественной войной 1812 г. Идеалы этого времени нашли выражение в поэзии молодого Пушкина. Война 1812 г. и восстание декабристов во многом определили характер русской культуры первой трети столетия.

Особенно остро противоречия времени обозначились в 40-е годы. Именно тогда началась революционная деятельность А.И. Герцена, с блестящими критическими статьями выступил В.Г. Белинский, страстные споры вели западники и славянофилы.

В литературе и искусстве появляются романтические мотивы, что естественно для России, уже более столетия вовлеченной в общеевропейский культурный процесс. Путь от классицизма к критическому реализму через романтизм определил условное разделение истории русского искусства первой половины XIX в. как бы на два этапа, водоразделом которых явились 30-е годы.

Многое изменилось по сравнению с XVIII в. в изобразительных, пластических искусствах. Возросли общественная роль художника, значимость его личности, его право на свободу творчества, в котором теперь все более остро поднимались социальные и нравственные проблемы.

Рост интереса к художественной жизни России выразился в здании определенных художественных обществ и издании специальных журналов: "Вольного общества любителей словесности, наук и художеств" (1801), "Журнала изящных искусств" сначала в Москве (1807), а затем в Петербурге (1823 и 1825), "Общества поощрения художников" (1820), "Русского музеума." П. Свиньина (1810-е годы) и "Русской галереи" в Эрмитаже (1825), провинциальных художественных школ, вроде школы А.В. Ступина в Арзамасе или А.Г. Венецианова в Петербурге и деревне Сафонково.

Гуманистические идеалы русского общества отразились в высокогражданственных образцах зодчества этого времени и монументально-декоративной скульптуры, в синтезе с которыми выступает декоративная живопись и прикладное искусство, которое нередко оказывается в руках самих архитекторов. Главенствующий стиль этого времени - зрелый, или высокий, классицизм, в научной литературе, особенно начала XX столетия, часто именуемый русским ампиром.

Архитектура первой трети века - это прежде всего решение больших градостроительных задач. В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской. Создаются лучшие ансамбли города. Особенно интенсивно после пожара 1812 г. строится Москва. Идеалом становится античность в ее греческом (и даже архаическом) варианте; гражданственная героика античности вдохновляет русских архитекторов. Используется дорический (или тосканский) ордер, который привлекает своей суровостью и лаконизмом. Некоторые элементы ордера укрупняются, особенно это касается колоннад и арок, подчеркивается мощь гладких стен. Архитектурный образ поражает величавостью и монументальностью. Огромную роль в общем облике здания играет скульптура, имеющая определенное смысловое значение. Многое решает цвет, обычно архитектура высокого классицизма двухцветна: колонны и лепные статуи - белые, фон - желтый или серый. Среди зданий главное место занимают общественные сооружения: театры, ведомства, учебные заведения, значительно реже возводятся дворцы и храмы (за исключением полковых соборов при казармах).

Конец 18 – начало 19 века- Эпоха классицизма в русском зодчестве. Классицизм – европейское культурное – эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское искусство). Характерные черты классицизма: 1)Постройки отличаются уравновешенностью, чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. 2)Главные законы композиции – симметрия, подчёркивание центра, общая гармония. 3)Парадный вход располагался центре и оформлялся в виде портика(выступающей вперёд части здания с колоннами и фронтоном). 4) Колонны отличались по цвету от стен. (колонны красились обычно в белый цвет, а стены в жёлтый).

Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных знаний, а целых ансамблей. Адмиралтейство. Архитектор Андриян Дмитриевич Захаров (1761 -1811). Архитектор подчеркнул центральную башню.

Андрей Никифорович Воронихин (1759 – 1814). Сын крепостного крестьянина. Казанский собор – за образец был взят собор святого Петра в Риме. В собор перенесён прах М. Кутузова. Перед собором поставлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли, выполненные Б. Орловским.

Исакиевский собор, одно из самых величественных сооружений Петербурга, построен в середине 19 века по проекту О. де Монферрана. , Его верхняя часть, увенчанная необъятным куполом с благородной темной позолотой, возвышается над всеми окружающими зданиями и хорошо видна с крыши Зимнего дворца. .

Огюст Монферран (1786 -1858). Исаакиевский собор (1818 -1858). Внутри собора одновременно могли находиться 13000 человек.

Пётр Клодт коней» Пётр Карлович Клодт «Укротители – памятник Николаю Первому на (1805 -1867). Исаакиевской площади.

В центре столицы, на Дворцовой площади К. И. Росси возводит здание Главного штаба (1819 -1829).

Александринский театр Является одним из старейших профессиональных театров в России. Здание театра построено по проекту архитектора К. Росси. Александринский театр входит в ансамбль двух площадей и улицы, последняя носит имя К. Росси и по истине является архитектурным чудом, да впрочем, и сам театр представляет собой шедевр Русского классицизма. Торжественное открытие театра состоялось в 1832 году, назван он в честь жены Николая I

Сенат и Синод, строительство 1829 -1834 гг. , архитектор К. И. Росси. Здание Сената и Синода - последнее большое произведение великого зодчего. Два здания, украшенных 8 - колонными лоджиями коринфского ордера, соединены аркой. Памятник архитектуры отличает богатый скульптурный декор.

Михайловский дворец был задуман в дар великому князю Михаилу Павловичу от его брата Императора Александра I. Строительство велось с 1819 по 1825 год по проекту и под руководством К. И. Росси. В композиции дворца нашла свое применение традиционная для русского классицизма усадебная схема.

Карл Иванович Росси (1775 – 1849). По его проекту построены здания Сената, Синода, Александрийского театра, Русский музей.

Манеж в Москве был построен в 1817 по случаю 5 -летней годовщины победы России в Отечественной войне 1812 года по проекту архитектора А. А. Бетанкура. В 1824- 1825 годах отделано в стиле ампир О. Бове. Манеж был предназначен для проведения военных смотров, поэтому был рассчитан на 2000 человек.

Московский классицизм – запечатлён не в ансамблях, а в отдельных зданиях. О. Бове. По его проекту были возведены Большой театр и Манеж.

Здание Большого театра (строительство 1824 г. , архитекторы Бове, Жилярди и др.) один из лучших образцов русской, классической архитектуры

В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. Заложен в 1839 году по проекту архитектора К. А. Тона. Он соединил классицизм с «русским стилем» . Храм расположен в центре Москвы недалеко от Кремля на берегу Москва-реки. Он строился почти 44 года, в 1883 был открыт для богослужения. 5 декабря 1931 здание храма было до основания уничтожено взрывом. Храм был восстановлен в 90 -е годы ХХ века и вновь открыт для посещений и службы с 2000 года.

На высоком Боровицком холме расположен Большой Кремлевский дворец. Его фасад обращен в сторону Москвы-реки и протянулся с запада на восток на 125 метров. Дворец построен в 1838 -1849 годах группой русских архитекторов под руководством К. А. Тона. Дворец был временной резиденцией императорской семьи во время пребывания ее в Москве.

30 - ые года 19 века – период кризиса классицизма. Наступил период Эклектики – смешение стилей.

Карл Брюллов (1799 -1852 гг.) Академический классицизм Сюжеты на античные и библейские темы Экспозиция персонажей по принципу сценического действия Идеализация персонажей, образы героев (общественные интересы выше личных) Главенство «разума» над «чувствами»

Орест Кипренский (17821836 гг)

Архитектура 19 века в России ознаменовала себя тем, что русский классицизм уступает место направлению под названием эклектика или историзм. Суть нового стиля заключается в неком подражании древнерусскому искусству, ренессансу, готике и барокко. Наиболее знаменитыми архитектурными сооружениями того времени являются: Большой Кремлевский дворец , а также храм Христа Спасителя , которые были построенные в русско-византийском стиле К. Тоном.

Русская архитектура 19 века представлена многочисленными фабриками, вокзалами и пассажами. Каждое сооружение поражает новизной композиции, новыми функциями, использованием различных конструкций из металла и стекла. Долгие годы, с легкой руки архитекторов, которые работают в стиле модерн, понятие архитектура в России 19 века ставились под сомнение.

Однако сейчас, художественные достоинства XIX века рассмотрены и пересмотрены по-новому. Благодаря исследованиям Борисовой и Кириченко изменилось в лучшую сторону отношение к этому архитектурному направлению. представленапроизведениями, которым отличаются уникальным качеством исполнения деталей, огромным разнообразием художественных элементов и семантической насыщенностью композиций. Отметим также, что именно архитектура 19 века в России определила облик большей части городов страны.

Архитектура России первой половины 19 века

Первая половина XIX в. в России прошла в обстановке всеобщего подъема, связан он был с Отечественной войной 1812 г. Именно это событие во многом определило как будет развиваться архитектура первой половины 19 века.

Перед архитекторами того времени стояли четкие задачи решения градостроительных задач. В Петербурге завершают планирование основных площадей: Дворцовой и Сенатской. Великими мастерами создаются прекрасные ансамбли города. Особенно интенсивно идет восстановление Москвы после пожара 1812 г.

Идеалом для многих зодчих становится античность в ее греческом варианте; не отстает также гражданственная героика. Широко используется тосканский (или дорический) ордер, который восхищает своей суровостью и лаконизмом. Основные элементы ордера укрупняются, подчеркивается мощь гладких стен, арок и колоннад.

Главную роль в общем облике сооружения играет скульптура, которая выражает определенное смысловое значение. Архитектура первой половины 19 века удивляет цветовым решением . Архитекторы высокого классицизма выделяют два цвета: обычно колонны и лепные статуи создают белые, а фон чаще всего - желтый или серый.

Среди архитектурных построек главное место по-прежнему занимают общественные сооружения различного характера: театры, учебные заведения, значительно реже ведется постройка дворцов и храмов. Крупнейшими архитекторами этого времени являются: А.Н. Воронихин, Ф.И. Тома де Томон, А. Д. Захаров, К. И. Росси, В. П. Стасов и многие другие

Читай также:

Архитектура России второй половины 19 века

Архитектура второй половины 19 векав России пережила сильные потрясения. Господствовавший реализм означал, что требуется определенная условность и идеализация. Поэтому интересных и по-настоящему смелых идей архитекторы предложить не смогли. Однако все же попробовали найти источник вдохновения у истоков и в традициях, попытались отобрать лучшее и создать оригинальный стиль. Однако практически получилось, что элементы разных стилей смешивались в одном здании. Такое условное подражание прошлой эпохи называется эклектизмом. Этим направлением и ознаменована архитектура второй половины 19 века.