Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений. Анализ метапредметных результатов Метапредметный мониторинг

Мониторинг необходим для получения информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.

Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг.

В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Более подходящими, я считаю следующие:

мониторинг - процесс наблюдения и регистрации данных о каком-либо объекте на неразрывно примыкающих друг к другу интервалах времени. (слайд1)

мониторинг- это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям. (слайд 2)

Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов .

Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.

Мониторинг идёт в трёх направлениях.

1.«Мониторинг личностных результатов (слайд 3)

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся , а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня.

К их проведению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.

В текущем образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:

Соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

Прилежании и ответственности за результаты обучения.

В учебном процессе в соответствии с требованиями стандарта оценка этих достижений должна проводиться в форме, не предоставляющей угрозы личности, психологической безопасности обучающегося и может использоваться исключительно в целях личностного развития обучающихся. » (Примерная основная образовательная программа ОУ)

2.«Мониторинг метапредметных результатов (слайд 4)

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

способность к сотрудничеству и коммуникации;

способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.» (Примерная ….) (слайд 5)

В начале года на внеурочном занятии « Развитие интеллектуальных умений» было проведено диагностическое тестирование по интеллектуальным умениям учащихся: осведомлённость, наблюдательность, умение обнаружить закономерности, сообразительность, аналитические умения, логика рассуждения, абстрактное мышление. Анализ результатов теста позволил выяснить общие для всего класса проблемы (на начало учебного года), с этими результатами были ознакомлены педагоги, работающие в классе. В конце года будет проведёно итоговое тестирование. (слайд 6)

3. Мониторинг предметных результатов.

Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации. Поэтому в своей работе я использую мониторинг базовый, тематический и «одного урока». (слайд 7)

Мониторинг базовый состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ.

Изображение результатов в графическом виде облегчает восприятие и дает возможность быстрого сравнения итогов.(слайд 8)

Планировать работу с каждым учащимся помогает тематический контроль.

На каждого ученика я составляю индивидуальную карточку. В данной карточке указываю виды нарушений и их коррекцию. Всё это находится в отдельной папке, доступной как ученику, так и родителям.

Результаты учебных достижений оформляю в виде диаграммы качества знаний. (слайды 9 – 22)

Но для наглядности более удобна таблица «Степень усвоения учебного материала по математике в 5 классе». (слайд 23)

Тематический мониторинг опирается на мониторинг урока . (слайд 24)

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

Поставь “+”, если

Отве

тил устно

Рабо

тал

у доски

Сделал задание первым

Увидел ошибку

Предложить ход (шаг) решения

Самооценка за урок

Для «сильных» учащихся данный мониторинг поднимает рейтинг пятерки, т.к. мало верно решить и получить результат, необходимо уметь обосновывать, видеть ошибки, искать новые подходы к решению задачи, выполнить исследовательское задание.

Для «слабых» учащихся мониторинг обеспечивает стабильность прилагаемых усилий, направляет на повышение качества процесса деятельности, для них мониторинг является “накопителем” их достижений. Ведь как только заполнится его строка, пусть не за один урок, он получит “4”.

Мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Отслеживание знаний учащихся необходимо учителю для того, чтобы не только контролировать и учитывать полученные знания, но, самое главное, чтобы оказать своевременную помощь нуждающемуся ребенку.

Мониторинг личностных,

метапредметных,

предметных результатов.

Выступление

подготовила: О.Б. Мякинникова

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И. __________________________________ Класс___________ Дата__________________

Поставь “+”, если

Отве

тил устно

Рабо

тал

у доски

Сделал задание первым

Увидел ошибку

Отвечал на дополнительные вопросы

Выполнил исследовательское или индивидуальное задание

Предложил другой способ решения

Предложить ход (шаг) решения

Самооценка за урок

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И. __________________________________ Класс___________ Дата__________________

Поставь “+”, если

Отве

тил устно

Рабо

тал

у доски

Сделал задание первым

Увидел ошибку

Отвечал на дополнительные вопросы

Выполнил исследовательское или индивидуальное задание

Предложил другой способ решения

Предложить ход (шаг) решения

Самооценка за урок

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И. __________________________________ Класс___________ Дата__________________

Поставь “+”, если

Отве

тил устно

Рабо

тал

у доски

Сделал задание первым

Увидел ошибку

Отвечал на дополнительные вопросы

Выполнил исследовательское или индивидуальное задание

Предложил другой способ решения

Предложить ход (шаг) решения

Самооценка за урок

Белик А.

Белик Е.

Данильченко Н.

Данильченко Р.

Дзыско Д.

Иващенко Д.

Коротчиков А.

Новосёлов В

Новосёлов Д.

Перепелица И.

Подзоров Д.

Саприна А.

Синкевич П.

Фёдорова А.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования задаёт качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам. Меняется представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы. И, конечно же, изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и предметные, и метапредметные, и даже личностные достижения ребенка. Современная школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».

К сожалению, сейчас большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, самостоятельному добыванию необходимой информации, низкий уровень умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие - выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя».

Эти вопросы призваны решать ФГОС. Но существуют скрытые риски работы по образовательным стандартам.

Для учителя это: перегруженность документацией; неумение увязать теорию с практикой; обилие и категоричность ценных указаний; авторитарность в преподавании;

незнание требований стандартов, их разночтения; чувство неудовлетворенности из-за ошибок в работе. Все это влияет на настроение учителя.

Для ученика это: неумение работать с литературой; риск перегрузок;

Беспомощность в выборе пути решения вопросов; привычка быть ведомым; завышенный уровень притязаний; неумение формулировать цели.

Вот почему перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение УУД. Поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает, что «предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования…»

Предметные выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета - знаний, умений и навыков.

Метапредметные способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Личностные: система ценностных отношений обучающихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому процессу и его результатам.

Мы видим, что предметные результаты оцениваются через систему предметных знаний и действий, метапредметные результаты - через универсальные учебные действия, личностные - через смыслообразование, самоопределение и самопознание, а также нравственно-этические ориентиры.

Развитие УУД - сложный и растянутый во времени процесс. Управлять этим процессом, не отвечая на вопросы: «На каком мы этапе? Все ли идет так, как мы запланировали? Далеко ли мы продвинулись? Какие есть сложности?» - невозможно. Значит, нужен мониторинг. У учителя появилась новая функция - в системе мониторить результаты образования.

Мониторинг - это инструмент того, кто управляет ситуацией. Процесс мониторинговых исследований в условиях новых стандартов решает несколько педагогических задач:

Стимулирует желание оценить собственную педагогическую деятельность с целью ее преобразования;

Определяет пути собственного развития и развития ученического коллектива;

Приводит к эффективному достижению качественно новых результатов образования, воспитания и развития обучающихся и педагогов.

Мониторингу в начальной школе придается особое значение, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса, на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы начальной школы.

Мониторинг в школе представлен двумя уровнями:

Первый уровень (индивидуальный) - осуществляет его учитель, классный руководитель ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика);

Второй уровень (внутришкольный) - осуществляется администрацией школы (отслеживание динамики развития классов, параллелей).

Любой из видов мониторинга проводится в три этапа.

На первом этапе (подготовительном) определяется цель, объект (объектом мониторинга для учителя начальных классов является обучающийся, класс, а также отдельные направления воспитательно-образовательного процесса), сроки, инструментарий.

Второй этап (практический ) - сбор информации. Методики сбора информации разнообразны: наблюдения, опрос, собеседование, анализ документов, посещение уроков, контрольные срезы, анкетирования, тестирование и т. д. Использование тех или других методик зависит от целей проведения мониторинга.

Третий этап (аналитический ). Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, определяются пути корректировки.

Внутришкольный мониторинг в начальной школе осуществляется согласно принятому на педсовете Положению о контроле и оценке знаний обучающихся первой ступени начального общего образования. Ежегодно с помощью диагностических работ проводится мониторинг уровня сформированности результатов обучения в виде административных контрольных работ по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру:

- входной - осуществляется с целью определения степени устойчивости знаний учащихся, выявления причин потери знаний, устранения пробелов в процессе повторения, прогнозирования возможности успешного обучения;

- промежуточный - осуществляется с целью отслеживания динамики обученности учащихся, коррекции знаний у слабоуспевающих учеников;

- итоговый - проводится на выходе из начальной школы с целью определения уровня сформированности ЗУН, отслеживания динамики обученности, прогнозировании результативности дальнейшего обучения учащихся.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является «способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи». Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. В числе методов оценки предметных результатов можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы учащихся и др.). Данный перечень методов далеко не исчерпывает всего возможного диапазона диагностических средств, он может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы. Возможные уровни освоения учебных действий: базовый и повышенный.

Базовый уровень (задания, используемые для итоговой оценки достижения планируемых результатов, и учебные ситуации соответствуют планируемым результатам, достижение которых ожидается от большинства учащихся). Они описаны в блоке «Выпускник научится». Повышенный уровень (поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение может выходить за рамки системы базовых знаний). Они описаны как в блоке «Выпускник научится», так и в блоке «Выпускник получит возможность научиться».

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Регулятивные : управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Познавательные: работа с информацией и учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:

Решение задач творческого и поискового характера;

Учебное проектирование;

Итоговые проверочные работы;

Комплексные работы на межпредметной основе;

Мониторинг сформированности основных учебных умений;

Портфолио и др.

Методами оценки метапредметных результатов являются:

Наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении;

Оценка процесса выполнения обучающимися различного рода творческих работ;

Тестирование;

Оценка открытых и закрытых ответов обучающихся;

Оценка результатов рефлексии обучающихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.)

Портфолио обучающегося;

Выставки и презентации крупных целостных законченных работ.

Мониторинг метапредметных УУД проводится в третьей декаде апреля.

Главное средство контроля - специальные диагностические работы:

Задания по отдельным универсальным учебным действиям;

Комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.

Мы используем специальные интегрированные проверочные работы по проверке некоторых личностных и метапредметных результатов (УУД) для 1-4 классов, которые созданы в рамках образовательной системы «Школа России» и выпущены издательством «Планета» на бумажных носителях.

Задачи мониторинга личностных результатов : оценка личностных результатов освоения ООП НОО; оценка эффективности реализации образовательным учреждением Программы. Мониторинг позволяет учителю и родителям:

Отслеживать динамику нравственного развития учащихся;

Сравнивать результаты воспитательной деятельности между другими классами (параллелями);

Отслеживать динамику развития учащихся, изменения в образовательной среде и во взаимодействии школы с семьями воспитанников.

Методами сбора информации являются психолого-педагогическая диагностика, тестирующие задания, портфолио ученика начальной школы.

Основными характеристиками личностного развития учащихся начальной школы являются:

самоопределение (формирование основ гражданской идентичности личности, формирование картины мира культуры, развитие Я-концепции и самооценки личности),

смыслообразование (формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности),

нравственно-этическая ориентация (формирование целостного образа мира, знание основных моральных норм, формирование моральной самооценки и т.д.).

Для оценивания интеллектуальной развитости существуют такие методики, как анализ текущей и итоговой аттестации, групповой интеллектуальный тест, школьный тест умственного развития.

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником личных качеств: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ: работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

Системная оценка предметных, метапредметных и личностных результатов реализуется в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио. Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки, и наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы. Нам придется привыкнуть к формуле: аттестат + портфолио = образовательный рейтинг выпускника школы.

Анализируя результаты мониторинговых исследований, разрабатывая индивидуальные и дифференцированные программы помощи школьникам, учитель совершенствует свое профессиональное мастерство. Мониторинг формирует демократическое отношение учителя и ученика, что помогает детям быть успешными. Внедрение мониторинга служит благоприятной цели: созданию личностно ориентированной модели образования и способствует реализации нашего основного кредо - создать комфортные условия каждому ученику.

Мониторинг как средство отслеживания результатов ЗУН учащихся полностью оправдывает себя:

Способствует выявлению «западающих» тем;

Выявляет детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке, контроле со стороны учителя;

Заставляет учителя постоянно держать руку на пульсе успеваемости класса;

Повышает качество работы учителя, его отдачу работе;

Повышает само качество ЗУН учащихся.

Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса. Полноценность и квалифицированность помощи достигается за счет совместной работы учителя и психологической службы: психолога, социолога, логопеда.

Таким образом, мониторинг результатов образования позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса.

Многие подходы, приёмы по формированию УУД и раньше активно использовались педагогами нашей школы в образовательной практике. Но с введением новых стандартов эта работа должна сложиться в четкую, целенаправленную систему.

И, безусловно, что такая организованная диагностическая система в большей степени будет способствовать достижению желаемого результата - портрета выпускника, представленного новыми образовательными стандартами.

Мониторинг метапредметных результатов .

Работу выполнили:

    Григорьева Ольга Николаевна, учитель математики МБОУ «СОШ № 10» г.Чебоксары

    Смыслова Любовь Юрьевна, учитель

информатики МБОУ «СОШ № 10» г.Чебоксары

    Макарова Надежда Владимировна, учитель математики МБОУ «СОШ № 10» г.Чебоксары

    Данилова Людмила Валериановна, учитель математики МБОУ «СОШ № 10» г.Чебоксары

Цель- получение информации о состоянии и динамике системы формирования УУД в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения по математике во внеурочной деятельности.

Задачи, которые решаются с помощью мониторинга:

    развитие мотивов предметной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

    развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;

    развитие умения использовать различные способы поиска информации;

    формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи деятельности;

    формирование умения грамотно строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

    формирование умения излагать свою точку зрения и аргументировать её;

    формирование умений использования методик смыслового чтения.

Адресаты: мониторинг ориентирован на обучающихся 5-6 классов.

Уровень апробации и публикации: 2013-2015 учебные годы, 5-ые и 6-ые классы МБОУ «СОШ №10» г. Чебоксары.

Актуальность.

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие, развитие мышления, способности воображения или развитие способности самоопределения.

Углубляя собственную предметную специализацию, мы сами порой очень плохо ориентируемся в устройстве другой научной дисциплины и учебного предмета. Особенно глубокая пропасть пролегает между гуманитариями и представителями естественно-научных дисциплин.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Научная обоснованность. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов. Несмотря на долгую историю понятия, до сих пор нет единого его толкования, различные научные школы трактуют его по-разному.

Так, у Ю.В. Громыко под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета. В работах А.В. Хуторского учебный метапредмет, а также метапредметные темы строятся вокруг фундаментальных образовательных объектов. «Метапредмет – это не особый, деятельностный «срез» предмета, но именно основосоздающая часть предмета. Такая основа связана с понятием «фундаментальный образовательный объект».

Примечательно, что, двигаясь на полном ходу в будущее, мы все равно действуем с оглядкой на прошлое. Так оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода, чрезвычайно популярного в 20-е годы прошлого века.

Никто не собирается в связи с принятием новых стандартов вводить метапредметы в таком виде, как предложил их ученый-педагог Громыко: он разделил их на четыре большие группы - знание, знак, проблема и задача. Сегодня мы говорим лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.

Таким образом, существующие подходы, хотя и рассматривают метапредметность с разных позиций, имеют явные области пересечения (см. рисунок). При этом именно подход Научной школы А.В. Хуторского является наиболее полным, представляющим, в том числе, и поле для реализации метапредметности с позиций ФГОС.

Возникает вопрос о реализации требований новых стандартов на практике.

На основании приказа Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики наша школа вошла в список пилотных школ для аппробации введения ФГОС ООО в 5-х классах на территории Чувашской Республики в 2013-2014 году. Первый год участия в апробации показал как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем, одной из которых было отсутствие диагностических материалов и инструментария для оценки метапредметных результатов обучающихся. Творческая группа разработала материал для мониторинга УУД в 5-6 классах. В нашей работе представлен пример для проведения и автоматической обработки УУД по математике в 5-х классах.

Длительность : в течение учебного года.

Условия реализации : наличие у каждого обучающегося текста мониторинга. Р еализуется администрацией образовательного учреждения, учителями-предметниками, работающими в данных параллелях.

Внеурочная деятельность по математике имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод), которые нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Шаг 1. Составление рабочей группой, состоящей из авторов данной работы, плана контрольной работы

Шаг 2. Подбор текстового материала для мониторинга

Шаг 3. Формулировка учебных заданий, которые нацеливают обучающихся на проверку сформированности УУД

Шаг 4 . Разработка критерия оценивания работы

Шаг 5. Разработка электронной формы для обработки результатов мониторинга

Шаг 6. Проведение мониторинга УУД

Шаг 7. Проверка выполнения заданий обучающимися

Шаг 8. Анализ

Эффективность реализации.

Эффективность - дающий эффект, приводящий к нужным результатам, действенный (словарь С.И. Ушакова). Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребенка.

Результатом метапредметного мониторинга является развитие мышления, понимания, действия, повышение уровня качества знаний по предмету, умения работать с текстовой информацией: вычитывать подтекстовую информацию, анализировать, сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи.

Итог: результаты сформированности у обучающихся определенных УУД при наименьших временных и материальных затратах.

Заключение

Задача формирования универсальных учебных действий заявлена в Федеральном образовательном государственном стандарте как одна из приоритетных. Развитие УУД - сложный и растянутый во времени процесс. Управлять этим процессом, не отвечая на вопросы: «На каком мы этапе? Все ли идет так, как мы запланировали? Далеко ли мы продвинулись? Какие есть сложности?» - невозможно. Мониторинг нужен обязательно.

Диагностические мероприятия позволяют учителю выявить уровень сформированности важнейших универсальных учебных действий на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию по достижению каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС.

Список литературы.

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

    Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.

3. Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования. Сайт «Центр инструкционного дизайна в образовании». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eduscen.ru/?q=node/3965.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты. Сайт «Национальный образовательный проект «Умная школа». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn----7sbb3bfchl3b4c4d.xn--p1ai/wiki/edu/fgos/v/.

5. Метапредметное содержание образовательных стандартов.Сайт «Молодой ученый». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/19/1105/.

6. Метапредметный подход как одна из составляющих стандартов второго поколения. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/613599/.

7. Метапредметные функции образовательных компетенций // Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Приложение 1.

Сохатое чудо.

Длина тела самца до 3 м, высота в холке до 2,3 м, длина хвоста 12-13 см; масса 360-600 кг; на Дальнем Востоке России и в Канаде - до 655 кг. Самки меньше. По внешнему облику лось заметно отличается от других оленей. Туловище и шея у него короткие, холка высокая, в виде горба.
Ноги сильно вытянутые, поэтому, чтобы напиться, лось вынужден заходить глубоко в воду или становиться на колени передних ног. Голова крупная, горбоносая, с нависающей мясистой верхней губой. Под горлом мягкий кожистый вырост («серьга»), достигающий 25-40 см. Шерсть грубая, буровато-чёрная; ноги светло-серые, почти белые.

У самцов огромные (самые крупные из современных млекопитающих) лопатообразные рога; их размах достигает 180 см, масса - 20-30 кг. Рога лось сбрасывает ежегодно в ноябре - декабре и ходит без них до апреля - мая. Самки безрогие.

Часто лося называют сохатым из-за рогов, своей формой напоминающих соху.

Лось распространён в лесной зоне Северного полушария, реже в лесостепи и на окраинах степной зоны. В Европе встречается в Польше, Прибалтике, Чехии, Венгрии, Белоруссии, на севере Украины, в Скандинавии и в европейской части России. В зарубежной Европе был истреблён: в Западной Европе в XVIII в., в Восточной - в XIX в. В Польше, Чехии, Венгрии и в Скандинавии лось вновь расселился в результате охраны, начатой с 1920-х годов. В Азии обитает от северной Монголии и северо-восточного Китая до северной части сибирской тайги. В Северной Америке водится на Аляске, в Канаде и на северо-востоке США, доходя до штата Колорадо. В России распространён до Ростовской области на юг и до Тихоокеанского побережья на восток, преимущественно в лесах.

В России живёт приблизительно 730 тысяч особей (примерно половина общей популяции), а всего на Земле - около полутора миллионов.

Всего на Земле - около полутора миллионов особей. Обитают на территории России, Белоруссии, Украины, Латвии, Эстонии, Литвы и Казахстана. На долю РФ приходится около 88%, Белоруссии - 4%, Украины -2,2%, Латвии - 2,8%, Эстонии - 1,7%, Литвы - 1,1% и Казахстана - 0,2%.

Лоси населяют различные леса, заросли ивняков по берегам степных рек и озёр, в лесотундре держатся по березнякам и осинникам. В степи и тундре летом встречаются и вдали от леса, иногда на сотни километров. Большое значение для лосей имеет наличие болот, тихих рек и озёр, где летом они кормятся водной растительностью и спасаются от жары. Зимой для лося необходимы смешанные и хвойные леса с густым подлеском. В той части ареала, где высота снежного покрова не более 30-50 см, лоси живут оседло; там, где она достигает 70 см, на зиму совершают переходы в менее снежные районы. Переход к местам зимовок идёт постепенно и продолжается с октября по декабрь-январь. Первыми идут самки с лосятами, последними - взрослые самцы и самки без лосят. В день лоси проходят по 10-15 км. Обратные, весенние перекочёвки происходят во время таяния снегов и в обратном порядке: первыми идут взрослые самцы, последними - самки с лосятами.

Лоси питаются древесно-кустарниковой и травянистой растительностью, а также мхами, и . Летом они поедают листья, доставая их благодаря своему росту со значительной высоты; кормятся водными и околоводными растениями (, , , , ), а также высокими травами на гарях и лесосеках - , . В конце лета отыскивают шляпочные грибы, веточки и с ягодами. С сентября начинают скусывать побеги и ветви деревьев и кустарников и к ноябрю почти полностью переходят на веточный корм. К числу основных зимних кормов лосей относятся , , ; в оттепели они гложут кору. За сутки взрослый лось съедает: летом около 35 кг корма, а зимой - 12-15 кг; за год - около 7 т. При большой численности лоси повреждают лесные питомники и посадки. Почти повсюду лоси посещают солонцы; зимой слизывают соль даже с шоссейных дорог.

Лоси быстро бегают, до 56 км/ч; хорошо плавают. Разыскивая водные растения, могут держать голову под водой больше минуты. От хищников обороняются ударами передних ног. Даже бурый медведь не решается нападать на открытой местности на самца лося. Как правило медведь старается напасть при наличии кустарника, чтобы лось был ограничен в движениях. Из органов чувств у лося лучше всего развиты слух и обоняние; зрение слабое - неподвижно стоящего человека он не видит на расстоянии немногих десятков метров.

Выполните задания используя данный текст.

    Сколько километров может пройти лось за неделю?

    10 – 15 км;

    100 – 150 км;

    70 – 105 км.

    Установите соответствие между временем года и количеством корма, съеденным взрослым лосем за сутки.

Лето 0,34 ц

Зима 7000 кг

Год 0,014 т

    Найдите соответствие между результатом числового выражения и размерами лося

    89,4 – 16,46: 2 – 81,05
    1. 18,63: 0,15 + (23,1 – 7,2) · 6,1 – 218,89

      89,4 – 16,46: 2 – 81,05

    1,8 м

    (18,63: 0,3 - (20,2 – 12,4)) : 18,1

    2,3 м

    (2,5 + 0,03) · 2 – 3,26

    18,63: 0,15 + (23,1 – 7,2) · 6,1 –218,89

    0,12 м

    Какое расстояние может пробежать лось за 3,5 часа? Выбери правильные варианты ответов.

    19,6 км;

    196 км;

    196 000 м;

    19 600 м.

    Запишите названия стран в порядке убывания численности лосей.

    Подсчитайте число особей лосей, обитающих на территории Белоруссии.

    Представьте информацию из 6 абзаца в табличном виде.

Приложение 2.

Инструкция по заполнению таблицы обработки результатов мониторинга.

    Заполнить в табличном виде данные мониторинга по каждому обучающемуся.

    Если ученик набрал ниже базового уровня, то его результат выделен красным цветом.

    Считается количество каждой оценки.

    Считается средний балл по каждому умению.

    На отдельном листе строится гистограмма по каждому умению.

Мониторинг

предметных и метапредметных достижений учащихся

В сфере образования складыватьсясистема мониторинга, которая направлена на получение независимой, объективной, сопоставимой информации об учебных достижениях учащихся, деятельности педагогических работников и образовательных учреждений. Обработка, анализ и интерпретация полученной информации поможет вырабатывать политику ипринимать управленческие решения, направленные на повышение качества образованияна разных уровнях.

Мониторинг представляет собой систему, позволяющую проследить изменения результатов обученности в течение определённого времени, сопоставить их с условиями, ресурсами и другими факторами, оказывающими влияние на процесс образования, для выявления причин, влияющих на его качество.

Основные функции мониторинга:

Информационная (получение информации о состоянии успеваемости каждого учащегося;

Диагностическая (определение уровня овладения учащимся учебным материалом);
-аналитическая (сопоставление результатов обучения с предъявляемыми требованиями);

Коррекционно-регулятивная (выработка оптимальных способов повышения образовательный подготовки учащегося).

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов

При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.

Оценка достижения предметных результатов проводится в ходе следующих процедур с использованием оценочного инструментария:

Оценочные процедуры

Инструментарий

Стартовая диагностика

Стартовые («входные») проверочные работы

Текущее оценивание

Самостоятельные работы проверочные работы учебно-познавательные задачи

Диагностические работы

Практические работы

Лабораторные работы и т.д.

Итоговая оценка

Итоговые контрольные работы по предметам

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе следующих процедур с использованием оценочного инструментария:

Оценочные процедуры

Инструментарий

Стартовая диагностика

Стартовая комплексная работа

Текущее оценивание метапредметной обученности

Промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе, направленные на оценку сформированности познавательных, регуля-тивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом

Наблюдение за выполнением учебно-практических заданий

Учебно-практические задания, направленные на формирование и оценку коммуникативных, познавательных, регулятивных УУД

Текущее оценивание выполнения учебных исследований и учебных

Критерии оценки учебного исследования и учебного проекта

Итоговая оценка метапредметной обученности

Итоговая комплексная работа на межпредметной основе

Защита итогового индивидуального проекта

Критерии оценки итогового индивидуального проекта

На уроках химии мониторинг возможен через систему заданий:

Средства формирования УУД

Типы заданий

Личностные

Использование в курсе специальных обучающих программ, имеющих дидактическую нагрузку, связанную с материалом учебника

Система заданий, иллюстрирующих место химии как науки в современном обществе

Задания, позволяющие:

Воспитать чувства патриотизма, гордости за свою Родину, за российскую науку

Обратиться к истории науки

Воспитать целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений, формировании навыков самоконтроля и самооценки

Уметь управлять своей познавательной деятельностью

Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, связь химии с литературой и искусством

Воспитать уважение к достижениям химии (значимость и практическое применение химических знаний и достижений химической науки в быту, технике, медицине)

Формировать основы экологической культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание необходимости грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях

Осознавать необходимость грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, правильного поведения в экстремальных ситуациях

Регулятивные

Лабораторные работы

Экспериментальные задачи

Практические работы

Расчетные задачи

Задания, позволяющие:

Формировать умения целеполагания, планирования своей деятельности

Находить алгоритм решения, выдвигать гипотезы

Оформлять, проверять и оценивать конечный результат, корректировать

Самостоятельно работать с информацией для выполнения конкретного задания

Познавательные

Система заданий, для выполнения которых необходимо найти и отобрать нужную информацию из различных источников;

система заданий на составление знаково-символических моделей, структурно-опорных схем

Задания, позволяющие:

Проводить поиск и выделение необходимой информации для объяснения явлений

Производить выбор наиболее эффективных способов решения задач

Осуществлять структурирование знаний

Залогом успешного результативного образования является навык смыслового чтения.

Задания, формирующие навык смыслового чтения через:

Прием составления сводной таблицы

Прием озаглавливания текста

Прием составления граф-схем

Интерпретацию информации

Коммуникативные

Комплекс практических работ

Уроки- конференции

Дидактические игры

Система заданий на развитие устной научной речи

Система заданий на развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие

Задания, выполняемые группами учащихся, рабочими парами, и позволяющие:

Составить рассказ

Дать обоснованный аргументированный ответ, в том числе в письменной форме

Задания, формирующие личностные универсальные учебные действия.

Личностные УУД обеспечивают:

Ценностно-смысловую ориентацию учащихся

Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

Знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

Самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

Например: Задача. На новогодние праздники были вырублены елки с площади 20 га.

1 вариант: Какой объем кислорода могли выделить эти деревья в течение года?

(В среднем 1 га хвойного леса выделяет 7000 л кислорода в сутки.)

2 вариант: На какое время (суток) хватило бы человеку для дыхания этого кислорода? (Потребность человека в кислороде равна 350 мл/мин, при физических нагрузках достигает 5000 мл/мин.).

Выскажи свое мнение о проблеме вырубки елей в канун новогодних праздников и предложи свои пути решения этой проблемы.

Задания, формирующие регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают:

Организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, элементы волевой саморегуляции;

Выполнение лабораторных опытов и практических работ.

Задание 1: Какое вещество выпадет в осадок, если смешать растворы нитрата серебра и соляной кислоты? Напишите уравнения реакций. Можно ли ожидать выпадение осадка, если вместо соляной кислоты взять серную? фосфорную? Свои предположения проверь опытным путем.

Задание 2: Самостоятельная работа с информацией для выполнения конкретного задания на основе использования содержания учебника. От каких факторов зависит скорость реакции? Продолжите заполнение таблицы. Постарайтесь привести в ней примеры, отличные от описанных в тексте параграфа. Заполните таблицу

Задания, формирующие познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают:

Владение учащимися логическими и знаково-символическими УУД;

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Формирование информационно-познавательной компетенции;

Установление связей в любой области знаний;

Умение производить простые логические действия, составные логические операции;

Конкретные способы преобразования учебного материала и представляют действия моделирования.

Задание1. Преобразовать схему

Горение сероводорода Н 2 S описывается схемой реакции:

Н 2 S +?O 2 → ? SO 2 + ?H 2 O.

Расставьте коэффициенты, преобразовав данную схему в уравнение реакции.

Формированию универсальных логических действий может способствовать выполнение лабораторных опытов, практических работ и учебных заданий, в которых требуется определить понятия, сделать обобщения, установить причинно-следственные связи, сформулировать выводы, достроить недостающие компоненты, выбрать основания и критерии для сравнения и классификации объектов.

Задание2. Логическая цепочка. Напишите уравнения реакций, соответствующие следующим схемам и определите тип каждой реакции:

a) HBr → H 2 → ͢Cа

Задания, формирующие коммуникативные универсальные учебные действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают:

Социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Задание1:

Подготовьте рассказ об использовании неметаллов. Предложите несколько источников информации на эту тему и обменяйтесь списками с одноклассниками.

Задание2: Определение кислотности некоторых пищевых продуктов. Исследуйте на индикаторы действие кислот, входящих в состав пищевых продуктов: яблочный сок, сок лимона, раствор уксусной кислоты, пепси-кола, фанта. Результаты исследования запишите в таблицу.

Цель: формирование коммуникативных действий, связанных с умением осуществлять совместную деятельность, с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.

Конечно, подобные задания формируют не только коммуникативные УУД, но также регулятивные, познавательные и личностные.

Формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД в своей совокупности рассматривается как основное содержание метапредметных результатов образования, обозначенных ФГОС.