Сколько официальных детей у боба марли. Боб марли - биография, информация, личная жизнь

Nesta Robert Marley
6 February 1945 - 11 May 1981 (aged 36)
Nine Mile, Saint Ann, Jamaica

Died: Miami, Florida, U.S.

Боб Марли\полное имя Роберт Неста Марли\родился 6 апреля(по другим данным 6 февраля)1945 года на Ямайке,умер 11 мая 1981 года. В 16 лет Боб дебютировал с синглом Judge Not который написал со своим наставником и ветераном поп-музыки Ямайки Джоном Хиггсом. В 1963 году при помощи того же Хиггса Боб Марли организовал вокальную группу The Wailers, в которую, помимо него вошли: Питер Тош, Банни Ливингстоун,Джуниор Брейтуэйт и Беверли Келсо.Первый же сингл группы Simmer Down возглавил хит-парад Ямайки и разошелся тиражем более 80 тысяч экз. В 1965 году Wailers сократили состав до трио и,несмотря на успех песен(например Rude Boy вошла в местный top 10),в 1966 году распались. Некоторое время Боб работал подсобным рабочим на автомобильном заводе в США,куда переехала его мать,но вскоре вернулся на Ямайку и воссоздал Wailers.Группа тогда работала в самых разных жанрах,от ска и каллипсо до мейнстрима и фьюжн,но за пределы острова ее популярность не распространялась. В 1971 году музыканты организовали собственную студию звукозаписи Tuff Gong,но и это предприятие успеха не имело. Однако в конце 1971 года Боб Марли подписал контракт с американским поп-идолом Джонни Кэшем и создал для него два хит-сингла, Guava Jelly и Stir It Up. В 1972 году Wailers получили наконец контракт с Island Records и выпустили альбом Catch A Fire ,ставший их первой продукцией вышедшей за пределы Ямайки. Очень сильно помог музыкантам Эрик Клэптон,который включил в свой альбом композицию I Shot A Sherif,ставшую в его исполнении хитом. В 1973 году группа предприняла гастроли по США,но вскоре Тош и Ливингстоун начали сольную карьеру. Боб Марли включил в состав своей группы женское вокальное трио,сменил название на Bob Marley And The Wailers и вместе со своим бывшим наставником Хиггсом отправился в турне по Африке,Европе и обеим Америкам.К середине 70-х Боб Марли и его группа стали признанными лидерами рэггей,а в Великобритании практически все новые вещи Марли входили в хит-парады.Песни ""любви,веры и бунта"",как называли их журналисты,пользовались огромной популярностью в среде интеллектуальной элиты и в США.На Ямайке же Боб стал настоящей культовой фигурой,его политические и религиозные выступления публика воспринимала как откровения святого, а в 1976 году на него даже было совершено покушение. Американское турне было отменено когда на одном из концертов певец потерял сознание,-как оказалось,Боб Марли уже давно был болен раком мозга и легких,и, несмотря на интенсивное лечение,в мае 1981 года он скончался.

Исключительное место, которое занимает в истории регги Боб Марли, обусловлено не только тем, что он стоял у его истоков - прежде всего оно отдано Марли в силу его уникального таланта, сочетавшего в себе безусловную музыкальную одаренность с религиозной экстатичностью.


Всякому, кто слушает музыку Марли, следует сразу иметь в виду, что понять ее без хотя бы беглого ознакомления с историей растафарианского движения невозможно (краткая история растафарианства в конце рассказа); нельзя воспринимать ее как простую часть поп-культуры и слушать духовные гимны - а именно таковыми является большинство песен Марли - в отрыве от его мистического опыта, чьим продуктом они были. Проще говоря, человек, знакомящийся с песнями Марли без их контекста, рискует в лучшем случае воспринять певца как очередного политического анархиста в ряду бунтующей молодежи 60-х - тогда как он был в первую очередь духовным лидером и визионером, равных которому и сегодня рок-н-ролл не знает.

Многие пытались объяснить обаяние творчества Марли простой констатацией его талантливости. Но, думается, разгадка лежит несколько в иной плоскости: Марли имел редкий дар адекватного воспроизведения не личной, но универсальной истины, каковую дает только религия, поразительным образом балансируя между сочинением "церковных гимнов" и следованием чисто эстетическим канонам. Его музыка абсолютно земная, но не светская: он был тем самым медиумом, что разъясняет вечные законы доступным языком. И именно в этом постоянном присутствии вечности в его творчестве - его сила и обаяние.

Кроме того, он был награжден еще и удивительным пластико-ритмическим даром: умением ставить слова на свои места. Попробуйте послушать песню "War" с диска "Rastaman Vibrations" - со слуха невозможно уловить, что он исполняет прозаический текст. Этот абсолютный слух и позволял ему исполнять любые сочинения - как чужие, так и свои, - что называется, единственно возможным способом; любые последующие попытки кавер-версий натыкаются на полную исчерпанность интерпретаций.

История поп-культуры, а быть может, и современная история вообще не знает больше случаев, когда бы человек при жизни имел славу, подобную славе Боба Марли, - не по количеству поклонников, а по серьезности отношения. Легенда целого народа, личность государственного масштаба и живой пророк - и не в фигуральном смысле, как, скажем, Джим Моррисон , - а в прямом: таким был Боб Марли . И остается по сей день. Почести, возданные ему после смерти, сравнимы с королевскими; влияние, которое он имел на умы и души при жизни, - почти библейское. Притом что жизнь его была коротка и не богата на события, которые традиционно вызывают интерес - профессиональные скандалы и любовные похождения. Скорее она была подобна мистическому подвигу - хотя и со своими особенностями, обусловленными географией, историей и религиозной философией.

Роберт Неста Марли родился 6 февраля 1945 года в маленьком городе на севере Ямайки. Матерью его была черная восемнадцатилетняя Седелла Букер, отцом - белый пятидесятилетний моряк Норвал Марли. Семьи в традиционном понимании у мальчика не было - отец появлялся редко, хотя и помогал матери деньгами.

В начале шестидесятых мать с сыном переехали в столицу Ямайки - Кингстон и, как и многие им подобные, осели в Тренчтауне. Здесь подрастающий Боб обзавелся друзьями, такими же отпрысками неимущих семей; вместе они проводили время, слушая радио, которое поставляло на Ямайку народившийся рок-н-ролл. Марли бросил школу и устроился на работу в сварочную мастерскую, а все свободное время распевал песенки, тренируя голосовые связки. В этом ему помог знаменитый в Кингстоне певец Джо Хиггс, давший ему несколько уроков вокала на заднем дворе дома.

В 1962 году Боб и его друзья, Банни Ливингстон и Питер Тош, попали на прослушивание к местной антрепренерше Лесли Конг, которая записала с ними в студии несколько треков. На следующий год Боб собрал из друзей группу и назвал ее "The Wailing Wailers" ("Причитающие плакальщики"). В этом не было никакой иронии - традиции плача сильны в любой негритянской культуре.

То было время популярности ска, ямайской разновидности новоорлеанского ритм-энд-блюза, и огромных акустических систем, расставленных по улицам Кингстона (адепты регги утверждают, что именно такой способ уличного музицирования привел к появлению рейвов). Марли с товарищами, исполнявшие модную музыку, были быстро замечены и в течение последующих пяти лет стали островной знаменитостью.

1966 год был определяющим в судьбе Марли. Он женился, побывал в Америке, где жила вновь вышедшая замуж его мать, и, составив себе впечатление о Вавилоне, каковым считали Америку растаманы, вернулся в Кингстон, где за полгода до него побы- вал его императорское величество Хайле Селассие I , воплощение Всемогущего Джа - бога растафариан. Движение растаманов в этот момент здесь было на подъеме. И Марли стал его голосом. Так появилось регги.

Вплоть до начала 70-х The Wailers за пределами Ямайки были практически неизвестны. После неудачных попыток заключить контракт с рядом фирм Марли очутился на пороге знаменитого ныне Island Recrordz. Основатель студии, Крис Блэквелл, изначально ориентировался на распространение музыки Ямайки и, осев в 1962 году в Лондоне, популяризировал в Старом Свете ска, рок-стеди и регги, а впоследствии и родоначальников прог-рока Jethro Tull и King Crimson. Хорошо зная о славе Марли на родине, Блэквелл предложил ему немыслимый в истории групп, играющих регги, контракт: его поставили в равные условия с рок-группами.

Первая пластинка Марли на Island, "Catch a fire", немедленно установила новые стандарты в поп-музыке: газеты писали о явлении нового, совершенно ни на кого не похожего стиля, нового ритма и мелодии в сочетании с необычной, религиозно-протестантской тематикой песни. С этого момента группа Марли обретает интернациональную известность. В 1973 году приглашенные выступать на разогреве у Sly & The Family Stone, группа?1 среди исполнителей черной американской музыки, The Wailers были вскоре выброшены из тура, поскольку публика принимала их теплее, чем хедлайнеров.

В последующие три года Марли стал настоящей звездой, и его песни сделались гимнами борцов за расовое равноправие. О том, что его слова имели совершенно реальный политический вес, говорит инцидент, произошедший в Кингстоне 5 декабря 1976 года.

В это время в городе шла настоящая война в гетто, а Марли, чей авторитет здесь был непререкаем, решил дать бесплатный концерт, чтобы призвать жителей к миру. Правительство же приурочило к концерту выборы в парламент, назначенные двумя неделями позже.

Накануне концерта в дом Марли ворвались несколько человек и открыли стрельбу. Марли и трое членов его группы были ранены, тем не менее концерт не был отменен, а только сокращен: Марли вышел на сцену и спел несколько песен.

В последующие четыре года Марли жил попеременно в Англии и Америке: впрочем, как правило, он находился в турах. Группа часто бывала в Африке: в 1980 году правительство освобожденного Зимбабве пригласило The Wailers на церемонию празднования Дня независимости - таково было признание заслуг Марли перед странами третьего мира. Двумя годами ранее премьер-министр Ямайки и лидер местной оппозиции посетили его концерт; в том же году ООН вручила ему медаль мира.

В 1980 году здоровье Марли резко ухудшилось - еще три года назад, играя в футбол, он повредил палец на ноге, и у него развилась злокачественная опухоль: тогда он отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Теперь ему пришлось отправиться в баварскую клинику, поскольку болезнь поразила мозг. Однако лечение не помогло, и в начале мая 1981-го Марли, поняв, что умирает, потребовал отвезти себя на родину. Но добраться он не успел и умер в госпитале Майами 11 мая 1981 года.

День его похорон, по свидетельству очевидцев, был самым скорбным днем во всей современной истории Ямайки. В стране был объявлен национальный траур. На траурной церемонии присутствовали все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли перевезли на место его рождения и положили в мавзолей. Ему было 36 лет. За месяц до смерти он был награжден орденом "За заслуги", правительственной наградой в признание его выдающейся роли в культурной жизни страны. Марли оставил после себя огромное количество поклонников и последователей и большое число песен. Но главное - он оставил после себя послание-призыв "освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни". И, пожалуй, только в его случае эти затертые от частого употребления рокерами слова не кажутся банальностью.

Ямайский артист Боб Марли был не только первоклассным певцом и гитаристом, исполнявшим собственные песни. Он сделал ямайский стиль регги международным достоянием, благодаря своей популярности. Кроме этого, Марли своим творчеством способствовал победе панафриканизма в родной стране и внёс вклад во всемирное движение за равноправие чернокожего населения планеты. Причиной смерти Боба Марли стало онкологическое заболевание.

Боб родился на Ямайке, в 1955 году, от связи европейца с 16-летней ямайской девушкой. Он вырос в небогатой провинции и начинал своё знакомство с миром как руд-бой: агрессивный и презирающий опасность представитель молодёжной субкультуры. Переехав с матерью в 1950 году в столицу Ямайки – Кингстон, он начал усиленно интересоваться музыкой и стал брать уроки у знаменитого певца Джо Хигса. В 1963 году они вместе написали первый сингл для Марли «Judge Not». Позже Боб, вместе с друзьями, организовал вокальную группу. Их первая же песня стала хитом на Ямайке и разошлась тиражом в 80 тысяч экземпляров.

После нескольких неудач, группе удалось создать собственный альбом, вышедший за пределы острова. В 1973 году их музыкальный коллектив выехал на свои первые гастроли в Америку. После того, как часть его коллег-музыкантов занялась сольной карьерой, Боб собрал новую группу с женским вокальным трио, в котором пела его жена Рита, и поехал с ними в турне по Африке, Европе и всему американскому континенту. Уже в середине 1970-х годов группа стала признанным авторитетом стиля регги и его лицом.

После этого блистательного вояжа, Боб был признан у себя на Ямайке культовой фигурой, а его выступления, а так же – политические и религиозные взгляды, стали примером для подражания. В декабре 1976 года он даже оказался жертвой политического покушения. Марли получил ранения в грудь и руку, но провёл концерт-акцию, в поддержку премьер-министра Майкла Мэнли, ратующего за примирение борющихся сил. Это было выступление для 80-тысячной аудитории, продолжительностью в полтора часа.

Подобным концертом Боб порадовал своих сограждан и в 1978 году, когда добился рукопожатия вождей двух противоборствующих сторон прямо на своей сцене, для предотвращения гражданской войны. В это время он уже был убеждённым растаманом — последователем религиозного движения -субкультуры потомков чернокожих рабов, включающего в себя систему взглядов, типа поведения и музыки. Этот выбор, возможно, объясняет, почему умер Боб Марли.

По понятиям расты, человек не имеет права на ампутацию, а врачи обнаружили у Боба злокачественную меланому на большом пальце ноги – результат старой футбольной травмы. Марли продолжал жить по-прежнему, но когда ему стало плохо после концерта в Мэдисон-Сквер-Гарден, его турне прекратились. В результате лечения в Мюнхене, в 1980 году, улучшения не наступило. В мае 1981 года певец умер в больнице, в возрасте 26 лет и похоронен по обряду эфиопской православной церкви. После его смерти осиротели его жена, 7 сыновей, 4 родные, и 2 — приёмные дочери. Большинство из них впоследствии стали музыкантами.

1164 Просмотров

«Ibanez » и «Fender »? – Нет, начинал играть на «немного» других инструментах: гитары, сделанные из бамбука и жестяных банок, барабаны из коровьих шкур да румба-боксы (инструмент, сделанный из металлических пластинок разной толщины). Да что говорить – в маленькой деревушке на Ямайке, где, собственно, и росла будущая легенда регги , к тому времени даже электричество не провели. В общем, жизнь на Ямайке в середине 20-го века была отнюдь не похожа на рекламу конфет «Skittles», в которой типичный ямаец доит жирафа. Однако это не помешало Роберту Неста Марли стать одним из самых значимых музыкантов на планете.

Будучи еще не всемирно известным музыкантом, а босоногим ямайским мальчиком, Боб отбивал ногой такт под песни своей няни. Вся семья Марли была музыкальной, и уже в 14 лет Марли решил бросить школу и заняться музыкой.

У Роберта (так его назвали при рождении) было довольно-таки тяжелое детство. Его считали изгоем из-за цвета кожи: он был единственным мулатом в своей «чернокожей» деревушке. Да и вообще тогдашняя жизнь на Ямайке была не сахар. Дети в прямом смысле ходили босиком и ложились спать голодными, а уровень преступности просто зашкаливал. Был единственный способ выбиться в люди – придумать что-то свое, что-то новое. Именно тогда и зародился регги.

Работая сварщиком, чтобы хоть как-то свести концы с концами, Марли встретил парней, которые так же, как и он, хотели заниматься музыкой. Практически сразу начались интенсивные репетиции. Репетировали «Малолетки» на улице. Так они в шутку называли свою группу. Ребята записали свою первую песню, когда Бобу было всего 16. Гитарист Боба Марли считал, что даже самые великие музыканты «лажают», если не могут побороть страх сцены. Для этого музыканты по ночам играли… на кладбищах. Поудобней устраивались на могилках и репетировали. После нескольких таких ночей музыканты решили, что способны покорить сцену.

Спустя некоторое время песни группы «» стали входить в топ-10 Ямайки, однако, за пределы страны творчество пока не выходило. Да и радио, мягко говоря, не горело желанием с ними сотрудничать. Как минимум потому, что они были растаманами и не сотрудничали с крупными лейблами.
Но не надо думать, что растаманы не могут действовать жестко. Чтобы зазвучать на радио, менеджер группы Дон Тайлор несколько раз привозил на радио-точку гангстеров. Эти милейшие люди заходили к ди-джею с битами и… договаривались. Тайлор в это время сидел в машине и слушал это самое радио. Слушал до тех пор, пока не начинала звучать «The Wailers».

Насколько неординарным было творчества Боба, настолько неординарные люди ему в этом и помогали. Его продюсер Крис Блэкуэлл, например, перед каждой записью окроплял углы студии белым ромом. А все свои музыкальные задумки он показывал танцевальными движениями. Как только у него появлялась какая-то задумка, он начинал танцевать и просил Боба сыграть под танец.

Но даже у самого известного регги музыканта не все получалось сразу и без затруднений. Проблем было больше, чем достаточно. Боб Марли хотел писать стихи о социальных проблемах, хотел быть ближе к народу, но денег это не приносило. Музыкантам платили по 3 фунта в неделю, на что практически невозможно было прожить. В итоге Бобу Несто Марли пришлось покинуть группу и уехать работать в США. Однако увлечение музыкой он не бросил. Каждый день он запирался у себя в подвале и творил.

В США он прожил совсем недолго и через некоторое время вернулся на родину, где, по его словам, было больше свободы. Ведь что может быть важнее для человека с Ямайки, чем свобода? Разве что преданность своим идеалам и убеждениям. А своим убеждениям он был верен до самой смерти, как истинный раста…

По зеленому коридору к Богу

Растафарианство, в купели которого плескался Боб Марли, «стало религиозным выбором для бесправных и забытых людей из трущоб, которые стали участниками первого потока борьбы островитян за независимость, более чем готовых к приходу нового Мессии, особенно чёрного». Религия появилась в 30-е годы ХХ века, объединив в себе традиционные африканские культовые практики, христианство, афроцентризм (а именно выделение Эфиопии как «рая на земле») и неприятие деспотичной западной культуры, которые раста называют «Вавилоном».

Название религия получила от имени последнего эфиопского императора Хейле Селассие 1 (мирского, разумеется, – Рас Тафари Маконнен), который в 1936 году взошёл на престол и получил прозвище «Царь царей». Казалось бы, что в этом такого? Но дело в том, что некий деятель по имени Маркус Гарви, который проживал, активно проталкивая свои идеи, в начале ХХ века на Майке, однажды предложил идею о «чёрном Христе». Более того, он предсказал коронацию Хейле (прямого потомка царя Соломона, между прочим). Последователи Гарви не могли упустить такое событие, быстро уверовав в воплощение Иисуса в эфиопском властителе. Тем более что в одном из первоначальных текстов Библии, которую набожные растаманы, включая Боба Марли, не выпускали из рук, была интересная цитата: «Придут посланцы из Египта, Эфиопия прострет первой руку свою к Богу».

Растафариане не настаивают на присоединение верующих к определённой конфессии, но, тем не более, таковые существуют и вполне успешно. Среди крупнейших «Обителей Растафари», например, выделяются «Двенадцать колен Израилевых», в которой числился наш герой Марли.

Возможно, у определённых течений взгляды расходятся, но далеко не глобально. К тому же есть ряд моментов, совершенно общих для всех: признание божественности Хейле Селассие (его считали воплощением Джа, Христа, Мессии, Спасителя, Бога) и его миссии, Эфиопия как колыбель человечества и Вавилон – воплощение зла в виде западной цивилизации. Религиозный источник – Библия. Употреблялась в пищу только «жизненная» еда. Дреды – один из самых узнаваемых атрибутов раста, противопоставлялись коротким прическам людей из Вавилона. Язык, объединяющий английский, Креольский, французский говор и африканские диалекты, выступал как протест, очередной камень в огород ужасному Вавилону. Про то, что раста активно употребляли гандж (марихуану, каннабис), думаю, известно всем.

Боб Марли – Божий комбо-усилитель

На музыку Боба Марли повлияли самые разные формы поп-музыки, начиная от соула и заканчивая R&B. Молодой мулат щедро вбирал в себя всё, что слышал в родном гетто. К тому же в музыке он видел спасение от скуки и нелегкой жизни, а в душе лелеял мечты о том, как он станет известным музыкантом и избежит жизни в бедности, на которую, казалось бы, обрекали детей с рождения.
Регги, жанр, который Боб Марли вывел на мировой уровень, сами по себе гибрид: они вобрали в себя черты ямайского ска, сочетая с ним основные характеристики рокстеди (которое, в свою очередь свело в себе ска и R&B). Творчество ямайского музыканта выделялось оптимистичным и счастливым звучанием. Слушаешь такое и понимаешь – Бог на небе и все в порядке. Сразу вспоминается ямайская крылатая фразочка: «Никаких проблем, чувак» (обычно сопровождается укуренным смехом и откашливанием дыма). Под музыку Боба Марли многие просто сидят, кивая головой и расслабляясь, практически не вслушиваясь в текст. А стоило бы. Контрастный душ, так сказать.

«Не я говорю эти вещи, это Бог… Если бы Бог не давал мне песни, чтобы я пел их, у меня не было бы песен, чтобы петь», – говаривал сам Боб Марли, деликатно обозначая в себе некую «пророческую» черту. Согласны вы с этим или нет, принимаете значимость музыканта или являетесь его хейтером – это не важно, ведь с помощью своих песен и обретённой славы действительно смог стать настоящим рупором Растафарианского движения.

Лирика Боба Марли вобрала в себя многие идеи Растафарианства . Это и тема «чёрного Христа», и тема Эфиопии-Зиона, возвращение темнокожих на родину в Африку (новый Исход). Например, одна из самых известных песен музыканта «War» является, по сути, расширением цитаты Хейле Селассие из его осуждающей расизм речи, с которой «Царь царей» выступил в 1968 году перед ООН.

«Пока цвет человеческой кожи
Не будет равен цвету его глаз,
Я говорю – быть войне.
Так будет, пока основные права человека не станут одинаковыми
Для всех, без разделения на расы,
А пока – война».

Очень остро Марли отреагировал на смерть Хейле Селассие. Сразу же после того, как по новостям передали сообщение о смерти императора Эфиопии, музыкант отправился в студию, где просто слушал новости, а затем пел, вложив всю свою горечь и веру в бессмертие Бога в строчки песни «Ja Live»:

«Джа жив, дети, да!
Джа-Джа жив, дети, да!»



Песня стала хитом почти мгновенно. А когда репортер спросил у Марли о ней, тот ответил, несмотря на смерть Селассие: «Вам не убить Бога».
Одержимость идеями о возвращении народа в свою колыбель, Эфиопию, о воцарении рая на Земле и пaрочие утопичные до чертиков мотивы вылились в песни вроде «Exodus». Вообще Марли расценивал возвращение в Африку не как путь к расовой чистоте, а путь к гуманизму и бегство от «системы Вавилона».


«Откройте глаза и взгляните,
Согласны ли вы с жизнью, которой живёте?
Мы знаем, куда мы идём.
Мы знаем, откуда мы.
Мы покидаем Вавилон.
Мы возвращаемся на нашу Родину».

Марли смело катапультировал булыжники в огород ужасного Вавилона. Например, в песне «Babylon System» он величает её славным представителем семейства графа Дракулы.

«Система Вавилона это вампир,
Пьющий кровь детей день ото дня.
Я говорю, что система Вавилона это вампир,
Пьющий кровь мучеников
И Строящий церкви и университеты».

Светлый, пусть и несколько одурманенный коноплёй ум Марли тревожили вопросы справедливости, надежды и свободы. В разные периоды своего творчества он неизменно отводил этим насущным проблемам немало места. Именно в песнях вроде «Buffalo Soldier» музыкант раскрывался и как политический активист, затрагиваю нелёгкую судьбу чужого человека, сражающегося на чужом континенте за чужие идеалы и стремления.

«Он сказал, что был солдатом буффало,
Победил в войне во имя Америки.
Солдат буффало, растаман с дредами,
Сражавшийся по прибытии, боровшийся за выживание,
Привезенный с материка
В самое сердце Карибского бассейна».



Очень видный тематический блок в творчестве Боба – песни, призывающие возлюбить ближнего своего, объединиться, отринуть всевозможные разногласия. Наивность, разве люди способны на такое? Только лучшие, идеалисты, вроде нашего укуренного героя.

«Одна на всех Любовь! Одно на всех Сердце!
Давайте объединимся, тогда всем будет хорошо!»

Но не все же время писать о политике, религии, ужасах и противоречиях несправедливого мира. Иногда хочется побаловаться, вспомнить былые деньки, дать волю гормонам и юности, признаться, наконец, через песню в любви тому, кому не можешь сказать это сам. Да-да, неизменная и столь котируемая всеми поколениями во все времена интимная лирика.

«Я хочу любить и оберегать тебя,
Я хочу любить тебя и днем и ночью,
Нам двоим нужна крыша над головой,
Мы разделим друг с другом кров,
Разделим одну комнату, о да,
А Джа обеспечит нам пропитание».

Хотя и здесь оказался Джа, как видите. Куда уж без него.
Боб Марли, пусть у него зеленеют поля каннабиса, где бы он ни был, оставил действительно многогранное и качественное наследие. Творчество, которое не должно быть забыто. Каждый выносит что-то своё из этого золотого ларца. Растафариане – идеи об исходе, «чёрном Христе» или Вавилоне; политические активисты услаждаются серьёзными рассуждениями о морали и справедливости. А влюблённые юноши поют под гитару «Is it Love?» своим сомнительным принцессам.


О том, что у Смерти отличное чувство юмора намекает то, как ушел из жизни Боб Марли . Убежденный раста, который всю свою жизнь хотел быть черным и жить счастливо в родной Эфиопии, в конце концов умер от «белой» болезни под наводящим страх названием меланома. Дело в том, что чернокожие не могут заболеть этой разновидностью рака. Но в жилах Боба текла кровь в том числе и кровь его белого отца.

Марли до последнего не верил, что пришел конец его песне, в которой осталось еще так много куплетов. Даже после приговора врачей он говорил, что настоящие растаманы не сдаются и Джа до последнего будет с ним. Но Боги редко спасают даже самых преданных и теперь Марли жив только в своих песнях.

Все права обречены… ©



Ямайский музыкант, гитарист, вокалист и композитор. Несмотря на более 25 лет, прошедших с его смерти, Боб Марли до сих пор является самым известным исполнителем в стиле реггей. Именно благодаря его международному успеху реггей приобрёл широкую популярность за пределами Ямайки.


Ямайский музыкант, гитарист, вокалист и композитор. Несмотря на то, что с его смерти прошло более 25 лет, Боб Марли до сих пор является самым известным исполнителем в стиле регги. Именно благодаря его международному успеху регги приобрёл широкую популярность за пределами Ямайки.

Боб Марли был одним из виднейших сторонников панафриканизма и правоверным растафарианином; многие другие последователи этой религии даже считают Марли пророком.

Ранние годы

Боб Марли родился в деревне Найн-Майлс, Ямайка. Его отец, Норвал Марли, по происхождению белый европеец, служил офицером ВМС Великобритании, а потом служил управляющим на одной из плантаций Ямайки. Там он познакомился со своей будущей женой, восемнадцатилетней негритянкой Седеллой Букер. Вскоре после рождения Боба Норвал под давлением своей предыдущей семьи покинул Седеллу, но продолжал оказывать ей финансовую поддержку и иногда навещал сына. Когда Бобу Марли было десять лет, его отец умер от сердечного приступа.

В конце 1950-х Марли, как и многие другие ямайские провинциалы, перебрался вместе с матерью в столицу Ямайки Кингстон, где поселился в бедном районе Тренчтаун. Там он познакомился с Невиллом Ливингстоном по прозвищу Банни, с которым и начал делать свои первые шаги в музыке. После окончания школы Марли устроился работать сварщиком, а в свободное время совершенствовал свои музыкальные навыки. Пом

ощь в этом ему оказал известный ямайский музыкант Джо Хиггс, дававший Марли и Банни бесплатные уроки вокала. Вскоре состоялось знакомство с Питером Макинтошем, который позже станет известен как Питер Тош.

Начало карьеры

В 16 лет Боб Марли дебютировал с синглом «Judge Not», который написал вместе с Джо Хиггсом. В 1963 году при помощи того же Хиггса Боб Марли организовал вокальную группу The Wailers, в которую, помимо него, вошли Питер Тош, Банни Ливингстон, Джуниор Брейтуэйт, Черри Грин и Беверли Келсо. Первый же сингл группы «Simmer Down» (1964) возглавил хит-парад Ямайки и разошелся тиражом более чем 80 тысяч экземпляров. В 1965 году The Wailers сократили состав до трио и, несмотря на успех песен (например, «Rude Boy» вошла в местный «Тор 10»), в 1966 году распались.

Некоторое время Боб Марли работал подсобным рабочим на автомобильном заводе в США, куда переехала его мать, но вскоре вернулся на Ямайку и воссоздал The Wailers. Группа работала в самых разных жанрах, ска, калипсо, фьюжн, но за пределы острова ее популярность не распространялась. В 1971 году музыканты организовали собственную фирму грамзаписи «Tuff Gong», но и это предприятие успеха не имело.

Однако в конце 1971 года Боб Марли подписал контракт с американским певцом Джонни Нэшем и написал для него две песни, ставшие хитами: «Guava Jelly» и «Stir It Up». В 1972 году «The Wailers» нако

нец получили контракт с международной фирмой Island Records и выпустили альбом «Catch A Fire», ставший их первой продукцией, которая вышла за пределы Ямайки. Популярность группы росла, и во многом музыкантам помог Эрик Клэптон , который включил в свой альбом композицию The Wailers «I Shot The Sheriff», ставшую в его исполнении международным хитом. В 1973 году группа предприняла гастроли по США. Вскоре Тош и Ливингстон покинули группу, начав сольную карьеру.

Bob Marley & The Wailers

Боб Марли включил в состав The Wailers женское вокальное трио, сменил название на Bob Marley And The Wailers и вместе со своим бывшим наставником Хиггсом отправился в турне по Африке, Европе и обеим Америкам. К середине 1970-х годов Боб Марли и его группа стали признанными лидерами регги, а в Великобритании практически все новые вещи Марли входили в «Тор 40» («No Woman No Cry», 1975; «Exodus», 1977; «Waiting In Wain», 1977; «Satisfy My Soul», 1978) и Top 10 («Jamming», 1977; «Is This Love», 1978).

В США, однако, лишь композиция «Roots, Rock, Reggae» попала в хит-парад категории «поп» (1976, 51-е место), а «Could You Be Loved» прошла по категории соул (1980, 56-е место), но альбомы группы неизменно занимали высокие места, а песни «любви, веры и бунта», как называли их произведения журналисты, пользовались невероятной популярностью в среде интеллектуальной элиты. На Ямайке же

Боб Марли стал настоящей культовой фигурой, его политические и религиозные выступления публика воспринимала как откровения святого, а в 1976 году на него, поневоле оказавшегося втянутым в местную политику, было совершено покушение.

Поздние годы жизни

В июле 1977 у Марли была обнаружена злокачественная меланома на большом пальце ноги (появившаяся там вследствие футбольной травмы). Он отказался от ампутации, мотивируя это боязнью потерять возможность танцевать, кроме того, растафари верят, что тело должно оставаться «целым»:

Раста не приемлет ампутации. Я не допускаю чтобы человека разбирали на запчасти.

В 1980 году Марли выступил в Зимбабве, получившей в том году независимость от Великобритании: к тому времени Марли был символом негритянского единства, особенно в бывших колониальных странах. Следом прошли успешные гастроли по Германии. Однако намеченное американское турне было отменено, когда на одном из первых концертов певец потерял сознание: дал знать о себе рак. Несмотря на интенсивное лечение, 11 мая 1981 года Боб Марли скончался в больнице Майами.

Последние слова, сказанные им сыну были: «Money can’t buy the World» (Деньги не могут купить Мир). Боб Марли был похоронен на Ямайке. В склепе рядом с ним покоятся гитара «Les Paul», футбольный мяч, свёрток марихуаны, Библия и кольцо, которое он носил постоянно (подарок эфиопского принца).