Скульптуры Микеланджело в Риме: история, описание, где посмотреть. Школьная энциклопедия

В 1475 году в семействе бедного, но знатного флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти родился мальчик, который должен был стать величайшим скульптором за всю историю человечества. Отец “по велению высших сил” назвал сына Микеланджело. Картины и скульптуры, созданные его рукой, поистине божественны, как и его имя.

Начало творчества

Большую часть своего детства мальчик провел в деревне у кормилицы, где и научился работать с глиной и резцом, что и способствовало выявлению его Увидев это, Лодовико Буонаротти отдал сына в мастерскую художника Доменико Гирландайо на обучение, а через год - к знаменитому скульптору Бертольдо ди Джованни. Именно здесь работы юного дарования замечает и по достоинству оценивает Лоренцо де Медичи. Он приглашает его к себе во дворец. В течение трех лет Микеланджело живет и творит для Лоренцо Великолепного, где знакомится со многими живописцами и скульпторами, а также ценителями искусства.

В Риме

Вскоре его работы начинают интересовать высших духовных чинов, и его приглашают в Рим, где он выполняет заказы кардинала Рафаэля Риарио, а затем и папы Юлия Второго, по поручению которого Микеланджело в течение четырех лет расписывал потолок Сикстинской капеллы. Согласно замыслу, это должно было быть более 300 работ на библейские темы, и с ними прекрасно справился Микеланджело. Картины эти стали наиболее точными репродукциями к библейским историям: “Создание Небес и Земли”, “Отделение света от тьмы”, “Сотворение Адама”, “Сотворение Евы”, “Грехопадение”, “Потоп“ и т. д. Несмотря на то, что по характеру своего таланта Микеланджело Буонарроти прежде всего был скульптором, тем не менее его наиболее грандиозные замыслы были реализованы именно в живописи. Об этом свидетельствуют стены и потолок Сикстинской капеллы.

Некоторые картины Микеланджело с названиями

“Страшный суд”

Эта картина была выполнена по заказу папы Павла III в течение семи лет (1534-1541). Она стала самой мощной фреской за историю мировой живописи. Микеланджело нарисовал ее на огромной белой алтарной стене. Ему было 60 лет, он был болен, немощен, и ему было очень сложно ее писать. Тем не менее это было именно то, что в дальнейшем прославило на века имя Микеланджело. Картины такого масштаба обычно писались сразу несколькими мастерами, однако пожилой художник справился с этой работой в одиночку. Те, кто видел ее однажды, никогда не забудет.

“Терзания святого Антония”

До 2008 года эта картина считалась произведением неизвестного и только в этом году она была признана работой Микеланджело Буонарроти. Кстати, это самое раннее из сохранившихся его творений.

Картина Микеланджело “Сотворение Адама”

Эту фреску великий живописец написал в 1511 году. Она входит в число девяти центральных композиций, изображенных на своде и считается одной из наилучших работ Микеланджело. Картины, украшающие потолок, все до единой, просто великолепны. Однако они находятся на достаточной высоте, и для того чтобы их внимательно изучить, необходимо запрокинуть голову назад, что не очень удобно. Поэтому у входа в капеллу, да и во многих книжных магазинах Италии можно приобрести альбом работ Микеланджело, включающий репродукции творений великого художника.

Творчество и идеи Микеланджело вдохновляют и завораживают многих людей.

Микеланджело творчество кратко

Микеланджело в своем искусстве отразил все идеалы эпохи: от героического пафоса до кризисного состояния гуманистического миропонимания. Еще в ранних произведениях определились основные черты и идеи его творчества — пластическая мощь, драматизм образов, внутренняя напряжённость, монументальность и преклонение перед человеческой красотой.

Творчество Микеланджело Буонарроти можно разделить на 2 периода – римский и флорентийский:

  • Римский период

В Риме Микеланджело создал статую «Вакх», отдавая дань античности. В то время господствовала готическая схема в скульптурной области. Но художнику удалось внести в нее новые идеи – убедительность и яркость жизненную образов, гуманистическое глубокое содержание. Папа римский Юлий II в 1505 году поручает ему проект собственной гробницы. Он создал много набросков, и она была завершена аж в 1545 году. Специально для нее Буонаротти создал большое количество скульптур.

Особое внимание заслуживает статуя «Моисей», выражающая титаническую силу, могучую волю и темперамент. В цикле живописи римского периода отдельного внимания заслуживает роспись Сикстинской Капеллы Микеланджело 1508 – 1512 годов. Это грандиозное творение включает в себя сцены библейской книги Бытия, композиции фигур сивилл и пророков, изображения Христа и его предков. Его фрески полны четкими и пластическими линиями, напряженной выразительностью, красочной гаммой, изысканными цветами. Последние 30 лет жизни он провел в Риме.

В 1536 – 1541 года Буонаротти занимался созданием фрески «Страшный суд», изображающую трагическую силу образов. Идеи тщеты человеческих усилий, мучительной безнадежности в поисках истины нашли свое отражение во фресках Паолинской капеллы. Последние творения художника полны пластичности, внутреннего динамизма, напряженности масс. До конца жизни он занимался проектированием ансамбля Капитолия.

  • Флорентийский период

Во Флоренции Буонаротти выполнил грандиозную работу – статую «Давид» (1501-1504 года). В ней воплотились идеи героического порыва и гражданской доблести. Также он выполнил роспись Палаццо Веккьо (1504 – 1506 годы), в которой выразил стремление и готовность граждан Флоренции защищать республику. В период 1516 – 1534 годов художник работает над проектом фасадной части церкви Сан-Лоренцо, архитектурным и скульптурным ансамблем усыпальницы Медичи. Все работы Микеланджело Буонарроти флорентийского периода полны глубокого пессимизма, тяжкого раздумья, бесцельного движения. Его статуи лишены портретных черт и изображают текучесть времени.

Последние изменения: Февраль 18, 2019

Великий мастер эпохи итальянского Возрождения Микеладжело Буонарроти (1475 – 1564) считал себя в первую очередь скульптором, а не художником, архитектором или поэтом. На это указывают многие сохранившиеся письма и документы, подписанные главным образом как «Michelagniolo, scultore». На сегодняшний день известно около полусотни его работ, принадлежащих резцу талантливого ваятеля. Большая часть из них находится во Флоренции и Болонье, а скульптуры Микеланджело в Риме можно пересчитать, практически, на пальцах одной руки .

Микеланджело Буонарроти. Даниэле да Вольтерра, 1544


За свою жизнь гениальный художник разработал большое количество проектов, многие из которых так и остались незаконченными или реализованными не до конца. Наиболее ярким примером этого является его работа над гробницей папы Юлия II, находящейся в базилике Сан Пьетро ин Винколи в Риме.

Три скульптуры Микеланджело для Папы

Своим самым амбициозным проектом – созданием монументального мавзолея для gапы Юлия II , заказанного понтификом еще при жизни, Микеланджело занимался в течение 40 лет. В первоначальном варианте, разработанном в 1505 году, предусматривалась установка сорока скульптур.

Проект Микеланджело


Отправившись в мае 1505 года в каменоломни Каррара за материалом для скульптур, Микеланджело, возвратившись в Рим через восемь месяцев, узнал – его грандиозный проект гробницы для папы уже не являлся приоритетным. Архитектор Донато Браманте убедил папу Юлия II в том, что лучше было бы начать реконструкцию базилики Константина и направить финансовые средства именно туда. Кроме этого, планировавшаяся новая военная кампания против Перуджи и Болоньи окончательно отодвинула сроки начала работ на неопределенное время.

После смерти папы Юлия II, упокоившегося 21 февраля 1513, по настоятельной просьбе наследников прежний проект был пересмотрен с внесением в него некоторых изменений, однако и его реализация не была осуществлена. На протяжении последующих лет многочисленные интриги, недостаток финансирования и обвинения Микеланджело в растрате выделенных средств заставили мастера несколько раз кардинально пересмотреть свой первоначальный замысел. Окончательный, шестой вариант гробницы, был утвержден только в августе 1542 года.

Микеланджело. Надгробие папы Юлия II


Из семи украшающих гробницу мраморных скульптур, Микеланджело принадлежат только три – статуи сестер Рахиль и Лии, и библейского . По этому поводу сам художник писал, что «одной только этой статуи достаточно, чтобы сделать честь гробнице папы Юлия II» .

Моисей. Микеланджело Буонарроти


Если более пристально присмотреться к бороде Моисея, то при достаточно хорошем воображении, под нижней губой, немного правее, на скульптуре Микеланджело можно увидеть вырезанный профиль лица папы Юлия II.

По замыслу Микеланджело скульптуры двух женских фигур олицетворяют собой два способа бытия – созерцательный и созидающий. Созерцательная жизнь аллегорически представлена библейской героиней Рахиль, приходящейся второй женой Иоакову, молящейся во спасение.

Скульптура Микеланджело «Рахиль»


Ее старшая сестра Лия, изображенная как римская матрона, является аллегорическим образом созидающей жизни. Историки интерпретируют общий замысел работы Микеланджело над гробницей как своего рода посредническую позицию папы Юлия II между устоявшимся католицизмом и его дальнейшим реформированием.

Скульптура Микеланджело «Лия»


Довольно спорной считается скульптура самого папы Юлия II, возлежащего на саркофаге. Долгое время авторство приписывалось Томмазо Босколо, однако после ряда исследований, проведенных во время реставрационных работ, многие историки сходятся во мнении, что, по крайней мере, значительная часть скульптуры принадлежит именно руке Микеланджело.

Скульптура папы Юлия II


Монументальное произведение, которое можно видеть сегодня в базилике Сан Пьетро ин Винколи, сильно отличается от первоначального замысла художника. Сам мастер признавал, что этот проект стал настоящей трагедией его жизни, о чем свидетельствуют строки в одном из писем, обращенные к анонимному получателю: «Я потерял всю свою молодость, привязанный к этому погребению, которое непреднамеренно разрушило во мне все, а заплатил за это как вор и ростовщик».

Христос делла Минерва

Мраморная статуя Иисуса Христа, известная в Италии как «Cristo della Minerva», на самом деле имеет несколько названий – «Несение Креста», «Воскресение Христа», «Христос Спаситель». Скульптура Микеланджело была сделана в 1519 – 1520 гг и в настоящее время ее можно видеть в базилике Санта Мария сопра Минерва в Риме, слева от главного алтаря.

Скульптура Микеланджело «Воскресение Христа»


В 1514 году, несмотря на то, что мастер был связан эксклюзивным контрактом с наследниками папы Юлия II, он берется за очередной заказ, поступивший от Метелло Вари. Работая над обличием Христа почти законченной скульптуры, Микеланджело обнаруживает черные прожилки в белом мраморе, проступившими прямо на лице.

Черные прожилки на обличии Христа в первой скульптуре Микеланджело


Отказавшись от дальнейшей работы над статуей, он покидает Рим и уезжает во Флоренцию, где начинает свою второю версию фигуры Христа. В марте 1520 года, почти закончив ее новый вариант, Микеланджело отбывает в Рим, предоставив сделать последние штрихи на мраморной скульптуре своему подмастерью Пьетро Урбано. Однако тот повреждает работу, на которую ушло около четырех лет. Положение исправил более способный его ученик Федерико Фризи, и 27 декабря 1521 года скульптура была помещена в базилике Санта Мария сопра Минерва в Риме.

Задрапированная часть скульптуры Мекеланджело в базилике Санта Мария сопра Минерва


Изначально фигура, изображающая Христа, была полностью нагая. Художественный замысел Микеланджело показывал неповрежденное похотью тело, контролируемое волей воскресшего. Он подразумевал, тем самым, победу над грехом и смертью. Позже, после решения Тридентского Собора (Concilio di Trento), половые органы скульптуры были задрапированы набедренной повязкой, выполненной из позолоченной бронзы.

Это интересно!

Интересна судьба первой версии скульптуры Микеланджело. После того, как Пьетро Урбано повредил второй вариант статуи, мастер предложил Метелло Вари вырезать из мрамора еще одну, третью фигуру, но заказчик отказался. В качестве материальной компенсации, в 1522 году художник отдал Вари незаконченную первую версию скульптуры, которую тот просил для небольшого сада во дворе своего Палачетто, вблизи базилики Санта Мария сопра Минерва. Она оставалась там, судя по записям ботаника и натуралиста Улисса Альдовранди (Ulisse Aldovrandi), до 1556 года и была продана на антикварном рынке ценителю искусства маркизу Винченцо Джустиниани в 1607 году для его коллекции древних статуй.
Об утраченном шедевре вновь напомнил в 1973 году итальянский историк Алессандро Паррончи. Он утверждал, что статуя была закончена в начале XVII века французским скульптором Николя Кордье, и сделал предположение, что надгробный памятник, украшавший некоторое время семейное захоронение семейства Джустиниани, и есть первый вариант скульптуры Микеланджело.


Лишь в 2000 году искусствовед и историк Irene Baldriga окончательно признала в статуе первую версию работы, утвердив авторство Микеланджело. В настоящее время эта скульптура находится в ризнице церкви Сан Винченцо Мартир в Бассано Романо близ Витербо.


Скульптура Микеланджело Пьета

Одной из самых известных , а также лучших скульптур Микеланджело, является Пьета, хранящаяся в соборе Святого Петра в Ватикане. Статуя из каррарского мрамора была изготовлена 24-летним художником в 1498 – 1499 всего за два года по заказу посла французского короля Карла VIII, кардинала Jean de Bilheres. Она предназначалась для установки в качестве надгробия после его смерти.


Пьета является единственной подписанной скульптурой Микеланджело. На плечевом ремне, лежащем поверх мантии Девы, мастером высечены следующие слова: «Микеланджело Буонарроти флорентиец сделал». Начертать эту надпись его побудил случайно услышанный спор об авторстве, который велся возле скульптуры приехавшими в Рим ломбардийцами.

Подпись Микеланджело


Скульптура, изображающая тело Иисуса после распятия, лежащее на коленях своей матери Девы Марии, вызывала не только восхищение, но и критику современников. Интерпретация Микеланджело, где Мария выглядит молодой и красивой, а не престарелой пятидесятилетней женщиной с 33-летним сыном, сильно отличалась от ранее созданных работ других художников. Тем не менее, замысел мастера символизировал нетленную чистоту Божьей матери, о чем свидетельствуют слова самого Микеланджело, отвечавшего на нападки критиков. Они были записаны Асканио Кондиви:

«Разве вы не знаете, что целомудрие, святость и неподкупность сохраняют молодость гораздо дольше. Так что же может изменить тело Богородицы, которая никогда не испытывала ни малейшего похотливого желания» .



Свое нынешнее местоположение Пьета заняла в 1749 году. За многие столетия скульптура Микеланджело была несколько раз повреждена, однако наиболее существенный ущерб был нанесен 21 мая 1972 года. В этот воскресный день, на Пятидесятницу, 34-летний австралиец венгерского происхождения Ласло Тот с криком «Я Иисус Христос, воскресший из мертвых» кинулся на статую.



Перед тем, как он был схвачен и обезврежен, душевнобольной успел несколько раз ударить по ней геологическим молотком, нанеся серьезный ущерб. У фигуры Девы Марии была отбита по локоть левая рука, нос и веки практически уничтожены, а всего от скульптуры под ударами молотка было отколото более пятидесяти фрагментов.



Оказавшиеся невольными свидетелями вандализма зрители принялись собирать отколотые кусочки мрамора, забирая их себе в качестве сувениров, и хотя многие из них были впоследствии возвращены, нос статуи оказался безвозвратно потерян. Восстановление началось почти сразу же после досконального обследования поврежденной скульптуры Микеланджело. Благодаря существующему гипсовому слепку, сделанному в 1944 году Франческо Меркадали, реставрационные работы были произведены максимально точно, без произвольного изменения размеров.
С тех пор Пьета находится за защитным пуленепробиваемым стеклом. Сегодня ее можно видеть в первой капелле от входа в правом нефе Собора Святого Петра.

Картины и биография Микеланджело Буонарроти

Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti; иначе Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (1475-1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт. В искусстве Микеланджело с огромной выразительной силой воплотились как глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, так и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для позднеренессансной эпохи. Микеланджело учился во Флоренции в мастерской Д.Гирландайо (1488-1489) и у скульптора Бертольдо ди Джованни (1489-1490), однако определяющее значение для творческого развития Микеланджело имело его знакомство с работами Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, изучение памятников античной пластики. Уже в юношеских произведениях (рельефы “Мадонна у лестницы”, “Битва кентавров”, около 1490-1492, Каса Буонарроти, Флоренция) определились главные черты творчества скульптора - монументальность и пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, благоговение перед человеческой красотой. Работая в конце 1490-х годов в Риме, Микеланджело отдал дань увлечению античной скульптурой в статуе “Вакх” (1496-1497, Национальный музей, Флоренция); новое гуманистическое содержание, яркую убедительность образов он внес в каноническую схему группы “Оплакивание Христа” (около 1498, собор Св.Петра, Рим). В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где создал колоссальную статую “Давид” (1501-1504, Галерея Академии, Флоренция), воплотившую героический порыв и гражданскую доблесть флорентийцев, сбросивших ярмо тирании Медичи. В 1505 папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим и поручил ему создание собственной гробницы. Для гробницы Юлия II, завершенной только в 1545 (церковь Сан-Пьетро ин Винколи в Риме), Микеланджело создал ряд статуй, в том числе наделенного могучей волей, титанической силой и темпераментом “Моисея” (1515-1516), исполненных трагизма “Умирающего раба” и “Восставшего раба” (1516, Лувр), а также 4 неоконченные фигуры рабо(1532-1534) в которых хорошо виден процесс работы скульптора, смело углубляющегося в каменный блок в одних местах и оставляющего другие места почти необработанными. В живописном цикле, выполненном Микеланджело на своде Сикстинской капеллы в Ватикане, художник создал грандиозную, торжественную, легко обозримую в целом и в деталях композицию, воспринимаемую как гимн физической и духовной красоте, как утверждение безграничных творческих возможностей Бога и созданного по его подобию человека. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет, с 1508 по 1512 год работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного плафона (600 кв.м площади) собственноручно. В соответствии с архитектоникой капеллы он расчленил перекрывающий ее свод на ряд полей, разместив в широком центральном поле девять композиций на сюжеты из Библии о сотворении мира и первых людях на земле:

“Отделение света от тьмы”,

“Сотворение Адама”,



“Сотворение Евы”,


“Грехопадение”,


“Потоп”, и др. По сторонам от них, на склонах громадного свода, изображены фигуры пророков и сивилл (прорицательниц), по углам полей - сидящие обнаженные юноши; в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами- эпизоды из Библии и так называемые предки Христа. Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. Даже в образе бога - величественного могучего старца, подчеркнут прежде всего созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку. Титаническая сила, интеллект, прозорливая мудрость и возвышенная красота характеризуют образы пророков: глубоко задумавшегося скорбного Иеремию, поэтически
Деталь росписи «Сотворение Адама»
одухотворенного Исайю, могучую Кумскую сивиллу, прекрасную юную Дельфийскую сивиллу. Создаваемым Микеланджело характерам присуща огромная сила обобщения; для каждого персонажа он находит особую позу, поворот, движение, жест. Фрескам плафона Сикстинской
Фрагмент росписи свода Сикстинской капеллы
Сикстинская капелла Развернутая панорама росписи Микеланджело Буонарроти свода капеллы


Микеланджело Буонарроти
Сикстинская капелла
Потоп (фрагмент)

Микеланджело Буонарроти
Сикстинская капелла
Потоп (фрагмент) Микеланджело Буонарроти
Сикстинская капелла
Дельфийская сивилла


Микеланджело Буонарроти
Ливийская сивилла Микеланджело Буонарроти
Эритрейская сивилла

Микеланджело Буонарроти
Кумская сивилла Микеланджело Буонарроти
Персидская сивилла

Капеллы, как и другим живописным произведениям Микеланджело, свойственны четкость пластической лепки, напряженная выразительность рисунка и композиции, преобладание в красочной гамме приглушенных изысканных цветов. В 1516-1534 годах Микеланджело Буонарроти работал во Флоренции над проектом фасада церкви Сан-Лоренцо и архитектурно-скульптурным ансамблем усыпательницы рода Медичи в Новой сакристии той же церкви,

Давид

Пьета Мадонна с младенцем
а также над скульптурами для гробницы папы Юлия II. Мироощущение Микеланджело в 1520-е годы приобретает трагический характер. Глубокий пессимизм, охвативший его перед лицом гибели в Италии политических и гражданских свобод, кризиса ренессансного гуманизма, отразился в образном строе скульптур усыпальницы Медичи - в тяжком раздумье и бесцельном движении лишенных портретных черт статуй герцогов Лоренцо и Джулиано, в драматическом символизме четырех фигур, изображающих “Вечер”, “Ночь”, “Утро” и “День” и олицетворяющих необратимость течения времени. В 1534 Микеланджело снова переехал в Рим, где прошли последние 30 лет его жизни. Страшный Суд (фрагмент)

Фреска «Страшный Суд»
Поздние живописные произведения мастера поражают трагической силой образов (фреска “Страшный Суд” на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане, 1536-1541), пронизаны горькими размышлениями о тщете человеческой жизни, о мучительной безнадежности поисков истины (отчасти предвосхищающие живопись барокко росписи капеллы Паолина в Ватикане, 1542-1550).

Сотворение Адама



Жертвоприношение Ноя



Пророк Даниил

Пророк Захария

Пророк Иезекииль

Пророк Иеремия

Пророк Иоиль


Пророк Исайя

К последним скульптурным работам Микеланджело относятся отмеченные трагической экспрессией художественного языка “Пьета” для флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре (до 1550-1555, разбита Микеланджело и восстановлена его учеником М.Кальканьи; ныне в Галерее Академии, Флоренция) и скульптурная группа “Пьета Ронданини” (1555-1564, Музей старинного искусства, Милан), предназначенная им для собственного надгробия и не законченная. Для позднего творчества Микеланджело характерны постепенный отход от живописи и скульптуры и обращение к архитектуре и поэзии. С 1546 Микеланджело руководил в Риме возведением собора святого Петра и строительством ансамбля площади Капитолия (обе работы были завершены после его смерти). Трапециевидная площадь Капитолия с античным конным монументом императора Марка Аврелия в центре, первый ренессансный градостроительный ансамбль, выполненный по замыслу одного художника, замыкается дворцом Консерваторов, фланкируется двумя симметрично поставленными по ее сторонам дворцами и открывается в город широкой лестницей.


Вакх


Вечер (Сумерки)

Утро (Аврора)

Скованный раб
Победа

В плане собора святого Петра Микеланджело, развивая идеи Браманте и сохраняя идею центричности, усилил значение средокрестия во внутреннем пространстве. При жизни Микеланджело была построена восточная часть собора с основанием грандиозного купола, возведенного в 1586-1593 годах учеником Микеланджело архитектором Джакомо делла Порта, несколько удлинившим его пропорции. Глубиной мысли и высоким трагизмом отмечена лирика Микеланджело. В его мадригалах и сонетах любовь трактуется как извечное стремление человека к красоте и гармонии, сетования на одиночество художника во враждебном мире соседствуют с горькими разочарованиями гуманиста перед лицом торжествующего насилия. Творчество Микеланджело, ставшее блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, сыграло огромную роль в развитии европейского искусства, во многом подготовило становление маньеризма, оказало большое влияние на сложение принципов барокко.
http://smallbay.ru/michelangelo.html

Микеланджело Буонарроти

Микела́нджело Буонарро́ти (полное имя - Микела́нджело де Франче́ско де Нери́ де Миниа́то де́ль Се́ра и Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни, (итал. Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni); 1475-1564) - итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса.

Биография

Микеланджело родился 6 марта 1475 г. в тосканском городке Капрезе около Ареццо, в семье Лодовико Буонарроти, городского советника. В детстве воспитывался во Флоренции, затем некоторое время жил в городке Сеттиньяно.

В 1488 г. отец Микеланджело смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо.Он занимался там в течение одного года. Год спустя, Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронажем Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции.

Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Некоторое время Микеланджело живёт во дворце Медичи. После смерти Медичи в 1492 г. Микеланджело возвращается домой.

В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим.

Скончался Микеланджело 18 февраля 1564 г. в Риме. Погребён в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным».

Произведения

Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Ренессанса, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами - Флоренцией и Римом. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения - статую «Давид» (1501-1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме - скульптурную композицию «Пьета́» (1498-1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы.

По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508-1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. В 1534-1541гг в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд». Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело - ансамбль площади Капитолия и купол Ватиканского собора в Риме.

Искусства достигли в нём такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы. Воображением он обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно, и часто он бросал свои творения, более того, многие уничтожал; так, известно, что незадолго до смерти он сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть трудов, им преодолевавшихся, и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным.

Джорджо Вазари. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.» Т. V. М., 1971.

Известные работы


* Давид. Мрамор. 1501-1504. Флоренция, Академия изящных искусств.


*Давид. 1501-1504

* Мадонна у лестницы. Мрамор. Ок. 1491. Флоренция, Музей Буонарроти.


* Битва кентавров. Мрамор. Ок. 1492. Флоренция, Музей Буонарроти.


* Пьета. Мрамор. 1498-1499. Ватикан, Собор св. Петра.


* Мадонна с младенцем. Мрамор. Ок. 1501. Брюгге, церковь Нотр-Дам.


* Мадонна Таддеи. Мрамор. Ок. 1502-1504. Лондон, Королевская академия искусств.

*Св. Апостол Матфей. Мрамор. 1506. Флоренция, Академия изящных искусств.


*"Святое семейство" Мадонна Дони. 1503-1504. Флоренция, Галерея Уффици.

*

Мадонна, оплакивающая Христа


* Мадонна Питти. Ок. 1504-1505. Флоренция, Национальный музей Барджелло.


* Моисей. Ок. 1515. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.


* Гробница Юлия II. 1542-1545. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.


* Умирающий раб. Мрамор. Ок. 1513. Париж, Лувр.


*Победитель 1530-1534


*Победитель 1530-1534

*Восставший раб 1513-1515. Лувр


*Пробуждающийся раб. ок. 1530. Мрамор. Академия изящных искусств, Флоренция


* Роспись свода Сикстинской капеллы. Пророки Иеремия и Исайя. Ватикан.


* Сотворение Адама


* СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА Страшный суд

*Аполлон, вынимающего стрелу из колчана, также известную под именем «Давид-Аполлон» 1530 (Национальный музей Барджелло, Флоренция)


* Мадонна. Флоренция, Капелла Медичи. Мрамор. 1521-1534.


*Библиотека Медичи, лестница Лауренцианы 1524-1534, 1549-1559. Флоренция.
* Капелла Медичи. 1520-1534.


* Гробница герцога Джулиано. Капелла Медичи. 1526-1533. Флоренция, cобор Сан-Лоренцо.


"Ночь"

Когда был открыт доступ в капеллу, поэтами было сочинено около ста сонетов, посвященных этим четырем статуям. Наиболее известны строки Джованни Строцци, посвященные «Ночи»

Вот эта ночь, что так спокойно спит,
Перед тобою - Ангела созданье,
Она из камня, но в ней есть дыханье,
Лишь разбуди - она заговорит.

Микеланджело на этот мадригал ответил четверостишием, ставшим не менее знаменитым, чем сама статуя:

Отрадно спать, отрадней камнем быть,
О, в этот век, преступный и постыдный,
Не жить, не чувствовать – удел завидный.
Прошу, молчи, не смей меня будить. (Перевод Ф.И. Тютчева)


* Гробница герцога Джулиано Медичи. фрагмент


* Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медичи. 1524-1531. Флоренция, собор Сан-Лоренцо.


*Статуя Джулиано Медичи, герцога Немурского, Гробница герцога Джулиано. Капелла Медичи. 1526-1533


*Брут. После 1539. Флоренция, Национальный музей Барджелло


*Христос, несущий крест


* Скорчившийся мальчик. Мрамор. 1530-1534. Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

*Скорчившийся мальчик 1530-34 Эрмитаж, Санкт-Петербург

* Атлант. Мрамор. Между 1519, ок. 1530-1534. Флоренция, Академия изящных искусств.


«Оплакивание» для Виттории Колонна


«Пьета с Никодимом» Флорентийского собора 1547-1555


"Обращение Апостола Павла" Вилла Паолина, 1542-1550


"Распятие Апостола Петра" Вилла Паолина, 1542-1550


* Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре. Мрамор. Ок. 1547-1555. Флоренция, Музей Опера-дель-Дуомо.

В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело - зарисовка одной из деталей купола базилики Святого Петра. Рисунок, выполненный красным мелом, представляет собой «изображение детали одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме». Считается, что это последняя работа знаменитого художника, выполненная незадолго до его смерти в 1564 г.

Это далеко не первый случай, когда работы Микеланджело находят в архивах и музеях. Так, в 2002 г. в запасниках Национального музея дизайна в Нью-Йорке случайно был найден другой рисунок мастера. Он находился среди полотен неизвестных авторов эпохи Возрождения. На листе бумаги размером 45×25 см художник изобразил менору - подсвечник для семи свечей.
Поэтическое творчество
Микеланджело в наши дни больше известен как автор прекрасных статуй и выразительных фресок; однако мало кто знает о том, что знаменитый художник писал не менее замечательные стихи. Поэтическое дарование Микеланджело проявилось в полной мере только под конец его жизни. Некоторые из стихотворений великого мастера были положены на музыку и уже при его жизни завоевали немалую популярность, но впервые его сонеты и мадригалы были опубликованы только в 1623 г. До наших дней сохранилось около 300 стихотворений Микеланджело.

Духовные искания и личная жизнь

В 1536 году в Рим приехала Виттория Колонна, маркиза Пескара, где эта 47-летняя вдовая поэтесса заслужила глубокую дружбу, вернее даже, страстную любовь 61-летнего Микеланджело. Достаточно скоро «первое, естественное, пламенное влечение художника было введено маркизой Пескара с мягкой властностью в рамки сдержанного поклонения, какое единственно приличествовало ее роли светской инокини, её скорби по умершему от ран супругу и её философии загробного воссоединения с ним». Своей великой платонической любви он посвятил несколько из своих самых пламенных сонетов, создавал ей рисунки и проводил многие часы в её обществе. Для неё художником написано «Распятие», дошедшее до нас в поздних копиях. Идеи религиозного обновления (см. Реформация в Италии), волновавшие участников кружка Виттории, наложили глубокий отпечаток на мировоззрение Микеланджело этих лет. Их отражение видят, например, в фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле.

Интересно, что Виттория является единственной женщиной, имя которой прочно связывают с Микеланджело, которого большинство исследователей склонно считать гомо-, или по крайней мере бисексуалом. Согласно мнению исследователей интимной жизни Микеланджело, его пылкая страсть к маркизе являлась плодом подсознательного выбора, поскольку её святой образ жизни не мог представлять угрозы его гомосексуальным инстинктам. «Он возвёл её на пьедестал, но вряд ли его любовь к ней можно назвать гетеросексуальной: он звал её „мужчина в женщине“ (un uoma in una donna). Его стихи к ней… подчас трудно отличить от сонетов к юноше Томмазо Кавальери, к тому же известно, что Микеланджело сам подчас заменял обращение „синьор“ на „синьора“ перед тем, как пустить свои стихи в народ». (В будущем ещё раз цензуре его стихи были подвергнуты его внучатым племянником перед опубликованием).

Её отъезд в Орвьето и Витербо в 1541 году по причине восстания её брата Асканио Колонна против Павла III не вызывал изменения в её отношениях с художником, и они продолжали посещать друг друга и переписываться как прежде.Она возвратилась в Рим в 1544 году.
Друг и биограф художника Кондиви пишет:
« Особенно велика была любовь, которую он питал к маркизе Пескара, влюбившись в ее божественный дух и получив от нее безумную ответную любовь. До сих пор хранит он множество ее писем, исполненных самого чистого и сладчайшего чувства… Сам он написал для нее множество сонетов, талантливых и исполненных сладостной тоски. Много раз покидала она Витербо и другие места, куда ездила для развлечения или чтобы провести лето, и приезжала в Рим только ради того, чтобы повидать Микеланджело.
А он, со своей стороны, любил ее так, что, как он мне говорил, его огорчает одно: когда он пришел посмотреть на нее, уже неживую, то поцеловал только ее руку, а не в лоб или в лицо. Из-за этой смерти он долгое время оставался растерянным и как бы обезумевшим »
Биографы знаменитого художника отмечают: «Переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии».Исследователи пишут по поводу сонетов, посвящённых Микеланджело Виттории: «Нарочитый, вынужденный платонизм их отношений усугубил и довёл до кристаллизации любовно-философский склад микеланджеловской поэзии, отразившей в значительной мере воззрения и стихотворчество самой маркизы, игравшей в течение 1530-х годов роль духовной руководительницы Микеланджело. Их стихотворная „корреспонденция“ вызывала внимание современников; едва ли не самым знаменитым был сонет 60, ставший предметом специального толкования».Записи бесед Виттории и Микеланджело, к сожалению, сильно обработанные, сохранились в дневниках Франческо д"Олланда, близкого к кружку spirituali.

ПОЭЗИЯ
Нет радостней весёлого занятья:
По злату кос цветам наперебой
Соприкасаться с милой головой
И льнуть лобзаньем всюду без изъятья!

И сколько наслаждения для платья
Сжимать ей стан и ниспадать волной,
И как отрадно сетке золотой
Её ланиты заключать в объятья!

Ещё нежней нарядной ленты вязь,
Блестя узорной вышивкой своею,
Смыкается вкруг персей молодых.

А чистый пояс, ласково виясь,
Как будто шепчет: «не расстанусь с нею...»
О, сколько дела здесь для рук моих!

***
Дерзну ль, сокровище моё,
Существовать без Вас, себе на муку,
Раз глухи Вы к мольбам смягчить разлуку?
Унылым сердцем больше не таю
Ни возгласов, ни вздохов, ни рыданий,
Чтоб Вам явить, мадонна, гнёт страданий
И смерть уж недалёкую мою;
Но дабы рок потом моё служенье
Изгнать из Вашей памяти не мог, –
Я оставляю сердце Вам в залог.

Есть истины в реченьях старины,
И вот одна: кто может, тот не хочет;
Ты внял, Синьор, тому, что ложь стрекочет,
И болтуны тобой награждены;

Я ж – твой слуга: мои труды даны
Тебе, как солнцу луч, – хоть и порочит
Твой гнев всё то, что пыл мой сделать прочит,
И все мои страдания не нужны.

Я думал, что возьмёт твоё величье
Меня к себе не эхом для палат,
А лезвием суда и гирей гнева;

Но есть к земным заслугам безразличье
На небесах, и ждать от них наград –
Что ожидать плодов с сухого древа.

***
Кто создал всё, тот сотворил и части –
И после выбрал лучшую из них,
Чтоб здесь явить нам чудо дел своих,
Достойное его высокой власти...

***
Ночь

Мне сладко спать, а пуще - камнем быть,
Когда кругом позор и преступленье;
Не чувствовать, не видеть облегченье,
Умолкни ж, друг, к чему меня будить?


Последняя скульптура Микеланджело Буонарроти "Пьета Ронданини" 1552-1564, Милан, Кастелло Сфорцеско


Творение Микеланджело Буонарроти базилика Св. Петра.