Словарь читателя. Значение слова читатель. Смотреть значение читатель в других словарях

Почему надо быть хорошим читателем, чтобы стать хорошим писателем? Ну, или не факт, что писателем, а копирайтером, журналистом или блогером? Это все писательская деятельность в большей или меньшей степени. Во всех случаях человек, пишущий какие-то вещи или посты должен уметь писать, но не иметь просто навык письма, без которого просто не будет ничего, а именно уметь преподносить информацию в таком виде и формате, чтобы воздействовать на чувства читателя, который может выступать потребителем или просто человеком, который через какое-то СМИ даже типа блога пытается получать интересную для себя информацию.
Так вот, чтобы быть хорошим писателем – надо стать хорошим читателем. Но не читать посты в популярных социальных сетях у различных звезд, а именно читать литературу. Полноценную и интересную для себя. Что же касается профессиональной литературы, то здесь я хочу вам посоветовать несколько книг, которые прочел и сам, поэтому знаю, о чем там написано. Все они посвящены копирайтингу и написанию текстов, хотя могут пригодиться и остальным, так как понятие «копирайтер» стало достаточно размытым и зачастую работодатель подразумевает под словом «копирайтер» и блогера, и журналиста, и рерайтера, и вообще кого угодно!
Первая книга, которую я смело советую вам – это «Копирайтер, расти!» П. Панды, который и написал данное профессиональное произведение. Там очень много дельных советов. Эта книга может развить не только кругозор читателя, который прочтет ее подобно классической литературе, но и может помочь в приобретении каких-либо профессиональных навыков в своей профессиональной деятельности копирайтера.
Вторая книга, которая тоже может очень помочь – это «Копирайтинг. Как не съесть собаку» Д. Кота, который и есть автор этой профессиональной литературы. Забегу сразу и скажу, что все три книги, о которых я расскажу в этой статье, учат приблизительно одному и рассказывают о приблизительно одном и том же, однако это не означает, что надо прочитать только одну из трех книг! И ни в коем случае не стоит слушать эти книги в аудио-формате, так как это нарушит восприятие многих примеров, которые лучше именно как-то воспринять в письменном формате.
Третья книга, которую я тоже советую почитать – это «Копирайтинг. Тексты, которые продаются». Напомню, что эта книга, как и другие вышеперечисленные, помогут не только копирайтерам, которые трудятся над рекламными текстами, потому что там даются дельные советы по написанию текстов вообще!
В общем, такие книги могут помочь развить и кругозор, и профессиональные навыки, и дать знать заказчику, что вы не просто решили стать копирайтером, потому что вам так захотелось, а потому что вы что-то прочли из профессиональной литературы. Процесс самообразования – вообще один из самых интересных и сложных. Современного и даже профильного филологического образования может не хватить. Я знаю массу филологов и людей, которые вроде имеют филологическое и гуманитарное образование, однако при письменной речи даже пары слов связать не могут.

Значение слова Читатель по словарю Ушакова:
ЧИТАТЕЛЬ
читателя, м. тот, Кто читает, к кому обращен текст, для кого предназначено данное произведение письменности.

Наверное, многие думают, что читатели только читают бумажные и электронные накопители. Но это далеко не так. Читатели очень странный и проницательный народец. Каждый читатель, дочитывая книгу, уже думает о том, чтобы ещё почитать. Он не может просто сидеть и думать о том, что где-то есть новая книга, ему обязательно надо ее прочитать. Настоящий читатель обладает способностью к сотворению параллельных литературных миров, к со-творению совместно с писателем.

Читатель – это кто?
Когда Владимир Набоков занимался преподавательской деятельностью в США, он всегда предлагал своим студентам тест – десять определений читателя, из которых они должны были бы выбрать четыре, в сумме дающих “настоящего читателя”.
Определения были следующими:
1. Читатель - это член общества книголюбов.
2. Читатель отождествляет себя с героем или с героиней литературного произведения.
3. Читателю необходимо сконцентрироваться на социально-экономическом аспекте.
4. Читатель предпочитает произведения с событиями и диалогами.
5. Читатель прежде ознакомится с экранизацией, а затем уже с книгой.
6. Читатель должен быть начинающим автором.
7. У читателя должно быть развито воображение.
8. Читателю необходима память.
9. У читателя должен быть богатый лексикон.
10. Читатель не может быть чужд искусству.
Студенты отдали предпочтение эмоциональному отождествлению читателя с героем, острому сюжетному действию и социально-экономическим или историческим аспектам творчества. По мнению писателя, “хороший читатель - это тот, у которого развиты воображение, память, словарный запас и который наделён художническим чутьём”.

А что думают о читателях другие писатели?
В. Бирашевич:
- Пишущих много – читающих всё меньше. Пора ввести звание заслуженный читатель и обращаться к нему не иначе, как “Ваше читательство”.

В. Гомбрович:
- Читатели бывают разные. Одним автор должен объяснять то-то и то-то, другие, пожалуй, сами могли бы объяснить автора.

Ник. Горькавый:
- Читатель – соавтор книги. Писатель складывает ажурной кучкой чёрные буковки, а читатель создаёт из них цветной мир.

С. Маршак:
- Читатель – лицо незаменимое. Без него не только наши книги, но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гете, Пушкина – всего лишь немая и мертвая груда бумаги. Отдельные читатели могут иной раз ошибочно судить о книгах, но за Читателем в большом, собирательном значении этого слова – и притом на протяжении более или менее продолжительного периода времени – всегда остается последнее слово в оценке литературного произведения.

Э.Фелпс:
- Я разделяю читателей на два класса: на тех, кто читает, чтобы обогатиться, и на тех, кто читает, чтобы забыться.

Р. Шакир-Алиев:
- Профессиональный читатель встречается так же редко, как профессиональный писатель.

А. Твардовский, «За далью - даль»:
Читатель, снизу или сверху,
Ты за моей следишь строкой,
Ты тоже - всякий на поверку,
Бываешь - мало ли какой…
Да, ты и лучший друг надежный,
Наставник строгий и отец.
Но ты и льстец неосторожный,
И вредный, к случаю, квасец.
И крайним слабостям потатчик,
И на расправу больно скор.
И сам начетчик
И цитатчик,
И не судья,
А прокурор.
… Да, и такой ты есть и всякий,
Но счастлив я, что ты, брат, есть!

А что Читатель?
Читатель вновь бросается в объятия книги и погружается в литературные миры, вновь переживая сладостные моменты.
Читатель читает, читает, читает!
Читает всегда и везде, независимо от положения, места и времени года.

Читает стоя,
сидя,
лежа,
на ходу
и даже вися…
Читает на суше,
в воде,
в воздухе
и даже в космосе…
Читает на равнине,
в горах
и в лесу…
Читает в лодке,
в автомобиле,
в поезде,
в самолете,
на велосипеде
и даже в тачке…
Читает
летом,
осенью,
зимой
и весной…
Читатель

читает!

ЧИТАТЕЛЬ

чита тель

1) Тот, кто читает, к кому обращен текст, кому предназначено произведение.

2) Посетитель общественной библиотеки, читальни.

Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЧИТАТЕЛЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЧИТАТЕЛЬ в Словаре постмодернизма:
    - адресат текста, т.е. субъект восприятия (понимания, интерпретации, осмысления или конструирования - в зависимости от подхода) его семантики; субъект чтения …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    журнал еженедельный; в тексте рисунки мод. Издается в Москве с 1899 г. Издатели Д. П. Ефимов и А. С. Сергеев. …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, м. 1. Человек, к-рый занят чтением каких-н. произведений, к к-рому обращены произведения письменности. Внимательный ч. Ч. газет. Отзывы …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? журнал еженедельный; в тексте рисунки мод. Издается в Москве с 1899 г. Издатели Д. П. Ефимов и А. С. …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    чита"тель, чита"тели, чита"теля, чита"телей, чита"телю, чита"телям, чита"теля, чита"телей, чита"телем, чита"телями, чита"теле, …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    чтец, лектор (ж. род: лектриса). Неточно у Грибоедова: "Я глупостей не …
  • ЧИТАТЕЛЬ в словаре Синонимов русского языка:
    пользователь, посетитель, …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Тот, кто читает, к кому обращен текст, кому предназначено произведение. 2) Посетитель общественной библиотеки, …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    читатель, …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Орфографическом словаре:
    чит`атель, …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    посетитель общественной библиотеки, читального зала, читальни Зал для читателей. читатель человек, который занят чтением каких-нибудь произведений, к которому обращены произведения …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    читателя, м. тот, Кто читает, к кому обращен текст, для кого предназначено данное произведение письменности. Всегда я рад заметить разность …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ЧИТАТЕЛЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Тот, кто читает, к кому обращен текст, кому предназначено произведение. 2. Посетитель общественной библиотеки, …
  • ВЕЛИКАЯ АКАДЕМИЯ - ЖИЗНЬ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 05:03:24 Цитаты из диалога В.Быкова — Л.Лазарева «Великая академия — жизнь», 1975 (автор Быков, Василь Владимирович) …
  • ЧТЕНИЕ
    специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов, одна из основных форм опосредованной коммуникации. Ч. - не одностороннее …
  • НАРРАТИВ в Новейшем философском словаре:
    (англ. и фр. narrative - рассказ, повествование) - понятие философии постмодерна, фиксирующее про-цессуальность самоосуществления как способ бытия текста. Термин заимствован …
  • БОРХЕС в Новейшем философском словаре:
    (Borges) Хорхе Луис (1899-1986) - аргентинский мыслитель и писатель. Классик жанра эссе-новелл. Президент Аргентинского общества писателей (1950). Директор Национальной библиотеки …
  • ТЕЛО в Словаре постмодернизма:
    - термин традиционного эстетического и социо-гуманитарного знания (см. также Телесность), обретающий имманентный категориальный статус в понятийном комплексе философии постмодернизма. В …
  • ТЕКСТ-НАСЛАЖДЕНИЕ в Словаре постмодернизма:
    - понятие постмодернистской текстологии, выражающее видение ею своего объекта как принципиально плюрального и не подлежащего однозначно исчерпывающей интерпретации. Введено Р.Бартом …
  • СМЕРТЬ СУБЪЕКТА в Словаре постмодернизма:
    - метафорический термин для обозначения одного из двух полюсов амбивалентной тенденции размывания определенности субъект-объектной оппозиции в рамках постмодернистской программы преодоления …
  • СМЕРТЬ АВТОРА в Словаре постмодернизма:
    - парадигмальная фигура постмодернистской текстологии, фиксирующая идею самодвижения текста как самодостаточной процедуры смыслопорождения. В аксиологической системе постмодернизма автор символизирует идею …

Словарь Ушакова

Читатель

чита тель , читателя, муж. тот, кто читает, к кому обращен текст, для кого предназначено данное произведение письменности. «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной, чтобы насмешливый читатель... не повторял потом безбожно, что намарал я свой портрет.» Пушкин . Писатель должен хорошо представлять себе будущих читателей его книги. Его книга не нашла читателей. Литература для юных читателей.

| чей. Кто обычно читает какого-нибудь автора, хорошо знает данного автора, любит его. Подарок читателям Маяковского (новое издание его сочинений). Встреча писателя со своими читателями.

| Посетитель общественной библиотеки, читальни. Зал вмещает двести читателей. Требования читателей удовлетворяются в тот же день.

Тезаурус русской деловой лексики

Читатель

Syn: рецензент

Словарь Ожегова

ЧИТА ТЕЛЬ, я, м.

1. Человек, к-рый занят чтением какихн. произведений, к к-рому обращены произведения письменности. Внимательный ч. Ч. газет. Отзывы читателей о книге. Встреча автора с читателями.

2. Посетитель общественной библиотеки, читального зала, читальни. Зал для читателей.

| ж. читательница, ы.

| прил. читательский, ая, ое. Читательская аудитория. Ч. билет.

Словарь Ефремовой

Читатель

  1. м.
    1. Тот, кто читает, к кому обращен текст, кому предназначено произведение.
    2. Посетитель общественной библиотеки, читальни.

«Воистину, лучший герой, которого создает великий художник, — это его читатель».

В.Набоков

Идеальный читатель — кто же он: поклонник, верный слушатель, слепо внемлющий строчкам любимого автора, или ученик, внимательно наблюдающий за своим учителем и старающийся во всем ему подражать, в глубине души все равно надеясь превзойти его и все сделать по-своему. Или же идеальный читатель — это критик, перед мнением которого трепещет уже сам писатель: от его решения зависит вся дальнейшая судьба произведения, которая, как показывает история, может продлиться на много веков, вместе с человечеством встречая новые явления, которые преподносит каждая новая эпоха.

Известный во всем мире писатель Владимир Набоков уделял вопросу читательского восприятия особое внимание и неоднократно обращался к нему в своих литературных эссе и лекциях. Поэтому особенно интересным будет рассмотреть вопрос «идеального читателя» на примере данного автора.

Данная проблема также подробно изучена философом и писателем Умберто Эко в работе «Роль читателя. Исследования по семиотике текста». Эко разделяет произведения искусства на «открытые» — зависящие от интерпретации, которую дает им читатель, и «закрытые», в которых возможность трактовки ограничена, автор не требует творчества от зрителя, предлагая ему лишь факты.

Любой писатель, который пишет ради своей идеи, когда не писать он просто не может, рано или поздно задает вопрос: каков образ его идеального читателя? Автор создает произведение, трепетно, аккуратно, по кусочкам собирая его из своих мыслей. Пока книга находится в состоянии эмбриона, она не принадлежит никому, кроме автора, и в ней живет всего-лишь одна история — та, которую он в нее вложил. Но с первым читателем у произведения начинается самостоятельная жизнь.

Открытые произведения нельзя воспринимать буквально. С каждым новым прочтением, история, заложенная автором в фундамент произведения, приобретает новый смысл, новый оттенок, иное значение. Потому что каждый воспринимает ее по-своему: обладая индивидуальными восприятием мира, жизненным опытом и интересами. Произведение искусства способно иметь много различных интерпретаций.

Это как в синестезии — способности некоторых людей непроизвольно смешивать чувственные восприятия. Если для одного синестетика буква А изумрудного цвета, а понедельник пахнет дождем, это не значит, что остальные люди, обладающие такой способностью, будут иметь те же ассоциации. Набоков, сам обладая даром синестетика, прекрасно это понимал.

Автор никогда не сможет стать своим читателем, но он может попытаться сделать так, чтобы именно у достойных, по его мнению, людей оказалась его книга. Только вдумчивый читатель, готовый к головоломкам и играм воображения, которые автор заготовил специально для него, сможет пройти отбор и получить доступ к гению писателя. «Произведение искусства для человека теперь — это тайна, которую надо раскрыть, роль, которую надо исполнить, стимул, который подстегивает воображение».

Особенность Набокова как писателя заключается в том, что он не позволяет своим произведениям плыть по течению. В основе его творчества лежит игра с читателями, позволяющая им самостоятельно додумывать мир, толчок к которому они получают при прочтении и правильном раскрытии загадок, спрятанных в книгах. Его читатель должен любить читать, ему также необходимо обладать развитым воображением. К тому же, что в случае с Набоковым необходимо, иначе механизм взаимопонимания автора и аудитории не запустится, крайне важно обладать хоть какими-то знаниями о жизни и личности самого автора.

Книга - это придуманный мир, и если читатель не готов использовать свое воображение, он не готов и к ее прочтению. Нельзя повлиять на судьбу книги после того, как она уже вышла в свет. Набоков это знал: «Литература — это выдумка. Вымысел есть вымысел. Назвать рассказ правдивым значит оскорбить и искусство, и правду». Поэтому большое внимание он уделил комментариям, предисловиям и послесловиям, а также переводам своих произведений. Если проработать все эти компоненты, до мельчайших деталей продумать, как направить читателя в нужное автору направление, тогда книга сама начнет осуществлять отбор тех, кто ее достоин.

Желание Набокова контролировать дальнейшую судьбу своих произведений можно оценивать и по его привязанности и восхищении своей женой Верой, которая всегда была рядом с писателем, порой даже заменяя его или выполняя за него литературную работу, связанную с переводами и составлением лекций.

«Мы с ней — лучшая для меня читательская аудитория, - утверждал, посмеиваясь, Набоков в 1965 году. — Я бы сказал, главная аудитория». Друзья считали, что иной аудитории, кроме жены, Набокову и не было нужно.

Создавая образ идеального читателя, любой автор будет как можно сильнее приближать его к самому себе, наделяя общими качествами и характеристиками. Потому что именно в этом случае гарантирован успех в восприятии произведения так, как того хочет его создатель. И Набоков в этом не был исключением.

«Настоящий читатель впитывает и воспринимает каждую деталь текста, восхищается тем, чем хотел поразить его автор, сияет от изумительных образов, созданных сочинителем, магом, кудесником, художником».

У. Эко пишет о символах, которые используются в современной литературе как средство «сообщать неопределенное, открытое для постоянно меняющихся реакций и интерпретационных подходов», и приводит в качестве примера «открытые» символы в произведениях Ф. Кафки: за́мок, ожидание, вынесение приговора, метаморфозы. Аналогичные символы можно встретить и в романе Набокова «Приглашение на казнь»: те же за́мок и заключенный, оставленный наедине с вихрем собственных страхов, мыслей и снов.
Данное произведение действительно весьма метафорично и «открыто», и если читатель начнет воспринимать все буквально, он не сможет найти ключ к разгадке авторского замысла.

«Произведение открытое — приглашение, которое дает исполнителю шанс сориентироваться в мире, который всегда пребывает таким, каким его задумывал автор», - считает Эко, что также позволяет провести параллель с вышеупомянутым произведением Набокова.

Немногие писатели открыто ставили своего читателя наравне с героями произведений. Описание же «идеального читателя» - регулярный мотив набоковедения: этот читатель знает, несколько языков и литератур, энтомологию, шахматы, биографию Набокова, точнее, не просто знает, а ради чтения Набокова узнал. А разгадка «подлинного смысла» его книг входит в профессиональные обязанности исследователей.

Роман «Приглашение на казнь» действительно более открыт, в отличие от той же «Лолиты», принесшей Набокову мировую известность и славу. Сравнивая эти два произведения одного автора, хорошо видно, что «Лолита» не требует особой специальной подготовки и комментария, как другие работы Набокова. Впрочем, некая подготовленность все равно нужна: едва ли найдется читатель, способный с первого раза разгадать и оценить его.

«Настоящий писатель, который заставляет планеты вертеться, лепит человека и, пока тот спит, нещадно мнет его ребро, — такой писатель готовыми ценностями не располагает: он должен сам их создать».

Таким образом, можно сказать, что на вопрос, кто появился раньше и кто кого создает в литературном мире: писатель читателя или наоборот, можно найти множество всевозможных ответов. Одно известно наверняка: друг без друга они не смогут существовать. Так, настоящий искренний читатель будет стремиться к автору, а писатель, в свою очередь, будет делать все возможное, чтобы найти своего зрителя и восхитить его своим талантом и глубиной мысли, стараясь уловить в читателе отражение самого себя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.У. Эко. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. М.: Симпозиум, 2007.
2.С. Шифф. Вера (Миссис Владимир Набоков). М.: Независимая газета, 2002.
3.В. Набоков. Лекции по русской литературе. С-П.: Азбука, 2012.
4.В. Набоков. Лекции по зарубежной литературе. С-П.: Азбука, 2011.
5.В. Набоков. Дар. С-П.: Азбука, 2009.
6.Коммерсантъ — ежедневная общенациональная деловая газета, http://kommersant.ru
7.Российское синестетическое сообщество, http://www.synaesthesia.ru

У. Эко. Роль читателя. Исследования по семиотике текста.-стр.93
В. Набоков. О хороших читателях и хороших писателях.-стр.38
Hughes interview, December 28, 1965.
В. Набоков. Писатели, цензура и читатели в России.-стр.40
У. Эко. Роль читателя. Исследования по семиотике текста.-стр.109
В. Набоков. О хороших читателях и хороших писателях.-стр.34