Смотреть что такое "Матейко, Ян" в других словарях. Ян Матейко: биография, картины Личная жизнь матейко в рассказах поляков история

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Яна Матейко. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Яна Матейко на натуральном холсте.
Ян Алоизий Матейко родился в 1838 году в Кракове в многодетной семье учителя музыки, органиста Франциска Матейко. Был девятым ребенком из одиннадцати детей.
С детства проявлял большой художественный талант, рисовал повсюду на чем только было можно.
В 1852 году, вопреки протестам отца, поступил в Краковскую Школу Изящных Искусств, где учился у Войцеха Корнеля Статтлера, продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1859) и Вене (1860).

Он мечтал посвятить себя исключительно религиозной живописи. Но с изучением польской истории у него появилось желание создавать и исторические полотна.
В 1862 году появилось первая знаменитая картина- «Станчик», в которой он выразил свое «идейное кредо».
Желая оказать максимальную помощь родине, Матейко вступает в ряды повстанцев и в мае 1863 года едет в действующий отряд. Но к этому времени восстание почти повсеместно подавлено. Неудача восстания, воспринятая им как национальная катастрофа, побудила Матейко отказаться от религиозной тематики и посвятить себя исторической живописи.
Вернувшийся домой Матейко «топит свою печаль и скорбь» в новой картине «Проповедь Скарги»
Над этой картиной художник работал около двух лет. Польское общество приняло ее восторженно. До этого мало кому известный Матейко становится знаменитостью, получает много заказов.
Ошеломленный и окрыленный успехом, он женится на Теодоре Гебултовской, сестре друга, к которой был неравнодушен еще в детстве, и вместе с молодой женой едет в Париж, чтобы экспонировать там своего «Скаргу».
Картина имеет успех и получает на Международной выставке золотую медаль.
По приезде домой Матейко сразу же приступает к новой работе – «Рейтану»
Картина Яна Матейко «Рейтан. Упадок Польши» была выставлена в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и получила там золотую медаль. Эту картину купил для своей коллекции австрийский император Франц Иосиф Первый.
С интервалом в два-три года появлялись новые картины, каждая из которых была вдумчивым отображением польской истории.
Правящие круги очень отрицательно отнеслись к первым произведениям художника именно из-за концепции, заложенной в них. Матейко на эти нападки ответил своим «Приговором Матейко» (1867), где он под видом воссоздания эпизода из жизни XVI века изобразил самого себя, осужденным на казнь.
Одна из самых известных картин, посвященных истории Польши – «Люблинская уния», написанная в 1969 году.
Таким образом первый период творчества Матейко (60-70-е гг.) был полон патриотического одушевления.
Уже в ранних полотнах сложились те художественные принципы, которые и в дальнейшем были свойственны искусству Матейко. Большое, многофигурное полотно, развернутый сюжет, сложно соотнесенные между собой многочисленные исторические персонажи, драматизм ситуации, психологическое напряжение будут типичны для всего творчества Матейки.
В знак признания мастерства художника Матейко был удостоен в 1870 году французским орденом Почетного легиона.
В 1874 г. Матейко выставляет своего «Батория под Псковом» в столице Франции. Восторженный прием работы живописца завершается избранием его членом Institut de France и сразу за этим - членом Берлинской академии искусств.
В 1878 году написана картина «Грюндвальдская битва», по словам художественного критика Юлиуша Стажиньского, эта картина «по праву считается вершиной художественных достижений Матейко как по силе выражения, так и по замечательной гармоничности композиции и цвета».
И все же такие картины, как «Люблинская уния» (1869), «Баторий под Псковом» (1871), «Грюнвальдская битва»(1878), знаменовали поворот к темам некритического прославления, возвеличивания феодально-магнатской Польши.
В 80-90-х гг. творчество Матейко становится все более традиционно-официальным.
Он обращается теперь к темам, которые связаны с победами, с триумфами польского оружия и польской государственности. Таковы «Прусская дань» (1882), «Собеский под Веной» (1883) и многие другие.
К 1890 году Матейко менее чем за год выполнил огромную и многоплановую работу над росписями Мариацкого костела в Кракове.
Поиски монументально-декоративного стиля, захватившие на склоне лет художника, явились новым словом в польском искусстве.
Умер знаменитый польский художник в 1893 году от язвы. На похороны собрался весь Краков, в честь него прозвучали пушечные залпы и несколько раз ударили в Колокол Зигмунта.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Яна Матейко не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Формирование национальной идентичности в Польше в картинах Яна Матейко

На рубеже XIX –XX веков в ряде государств народ начинает бороться за собственную национальную свободу, а так же политическую независимость. Происходят изменения в искусстве. Искусство всегда зависит от запросов потребителя. Оно складывается из общественно-культурных интересов. Так в произведениях искусства меняется идейно-художественное описание. Музыканты, писатели, художники изображали традиционные уклады своей нации, важные исторические события, повествующие о доблести и славе, а так же создавали национальных героев.

Для Польши такая тенденция не стала исключением, первым художником, который в своей живописи стал отражать национальную идею, был Ян Матейко. Этот живописец писал картины на исторические польские сюжеты. Именно поэтому в своей работе я хочу рассмотреть картины Матейко «Стефан Баторий под Псковом» и «Рейтан – упадок Польши». Я хочу проанализировать полотна, понять: какие методы воздействия использует Ян Матейко для создания национального единства в Польше с помощью картин.

«Стефан Баторий под Псковом»

На картине изображены события Ливонской войны, произошедшие в 1581 году. Польско-ливонская армия осаждала Псков, в течение пяти месяцев. На картине изображено, как псковские посланники пришли к Баторию заключать мир от имени Ивана Грозного. Они стоят перед королем польским и великим князем литовским на коленях с просьбой о мире.

Центральная фигура картины – Стефан Баторий. Он величественно сидит, его поза властна, а меч в правой руке готов повергнуть стоящего на коленях посла в любой момент. На нём рыцарские доспехи, атласная золотая мантия, он сидит на походном троне. У него высокомерный взгляд полузакрытых глаз. В его позе видно величие и превосходство. Герой контролирует все, что происходит вокруг. Батория можно сравнить со зверем, который готовится перед прыжком. По правую руку от него выделенный королем краковский дворянин Ян Замойский. Он изображен в полный рост. В его позе тоже заметна власть и превосходства. Замойский напряжен, он в любой момент готов сорваться с места, левая нога стоит чуть впереди, что означает готовность спасти своего государя. Так же заметна на картине фигура папского легата Поссевина. Он пытается навязать папскую власть в России. Можно сказать, что его фигура разделяет картину на две половины. Художник изображает его, как бы на русской стороне. Он не стоит за спиной польского короля, он скорее к нему обращается. Он как бы уговаривает не рубить русских послов уже приготовленным оружием, а выслушать их. В его позе читается напряжение, а руки, сложены крестом, как бы просят короля остановиться.

Русские послы преклоняются и протягивают хлеб, как просьбу о пощаде. В ярком золотом облачении пристает полоцкий владыка Киприян. Он опасается литовского князя. Но его голова не опущена, он смотрит на своего собеседника. Он открыт перед ним. Но его поза отражает, что война с его стороны закончена. Вторая фигура только слегка наклоняется. Он ещё не пал на колени. Скорее его поза это старческая усталость, чем повиновение и ропот перед врагом. Но в его взгляде тоже видна тревога и озадаченность. Этот персонаж – Иван Нащокин.

На заднем фоне мы видим осажденный город – Псков. Над городом уже собрались птицы и ждут, когда же кто-нибуть умрет. Так автор изображает полное истощение сил города, его слабость и беспомощность. Но русские войны не стоят на коленях, они не согласны со сложившейся ситуацией. Не смотря на то, что художник воспевает славу польского оружия, он показывает достоинство соперника. Противник был силен, и не может признать поражение из-за своей гордости. Но сильного врага победить намного приятнее.

Нужно сказать, что художник прорисовывает все детали с исторической четкостью. Известно, что все костюмы и предметы быта полностью соответствуют периоду на картине. Можно сказать, что картина становится хорошим историческим источником для изучения костюма.

Но этого сюжета не было в истории. Не смотря на изображения исторических фигур, картина не подтверждает не один исторический факт. Для Матейко в работе важно не историческая достоверность, а изображение польской победы над русскими. К счастью осталось немало источников, которые посвящены данному событию: русский «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков» и польские дневники участников событий.

В первую очередь, такого сюжета в истории не было. Известно, что встреча проходила не под стенами Пскова, а Стефан Баторий на ней не присутствовал. Нащокин не договаривался о мире, он встречался с польским королем всего один раз в Литве, намного раньше представленных на картине событий. А Киприян был взят в плен во время осады Полоцка в 1579 году.

Если сложить все описания картины, то видно, что художник изобразил силу и мощь польского короля. Перед ним русские стоят на коленях. В своей работе он пытается пробудить национальную гордость за своё прошлое. Пытается вернуть былую славу. Подарить возможность действовать. Призыв к действию, попытка разбудить нацию.

«Рейтан – упадок Польши»

На этой картине художник изображает уже не славные моменты истории Польши, а её упадок. Но в данном сюжете для него важен национальный герой – Тадеуша Рейтона. Он противостоял разделу Речи Посполитой.

Картины иллюстрирует третий день «Разделительного сейма», когда Россия, Пруссия и Австрия поделили Речь Посполитую. Рейтон, когда участники шли подписывать договор о разделе, лег в дверях, чтобы их не выпустить и произнес слова: «Убейте меня, не убивайте Отчизну!».

В позе Рейтона изображено отчаяние и самопожертвование. Герой картины уверен в своих действиях, в его глазах страх. Но это не эгоистичный страх, он с ужасом смотрим на стоящих перед ним людей, готовых подписать унизительный договор. Он противостоит хаосу. Стоит заметить, что картина поделена на две части. Это толпа собирающаяся подписать сейм и Рейтон. Хаос и здравый смысл. На фоне видно множество людей, которые занимаются разными делами. Кто-то хватается за голову, кто-то в ужасе прячется в толпе или в шторах, картины лежат на полу, стулья перевернуты, на полу валяются документы – все это показывает крах государства. И только Рейтон пытается спасти его.

Человек в красном костюме – Адам Понинский. Его рука уверено показывает на русских генералов, которые стоят за дверью. Он уверен в своих действиях, для него нет другого пути. Его поза, кажется даже властной. Но если присмотреться, то видно, что его держит, чья то рука и он опирается на трость. На самом деле он слаб, в его действиях нет никакой храбрости и уверенности. Рядом с ним потупив глаза, стоит Станислав Щесный Потоцкий. Он не уверено и небрежно держит, какую то бумагу. Третья фигура - гетман Франциск Ксаверий Браницкий. Он закрыл лицо руками. Его поза означает весь крах, потерю, неизбежность. Он слабый и беспомощный.

С исторической точки зрения картина снова имеет не точности. Например, Потоцкого не присутствовал на подписание договора. Так же в верхнем левом углу изображен посол Николай Васильевич Репин, который надменно наблюдает за происходящим, в тот момент послом был другой человек.

Вывод

Таким образом, я рассмотрела две работы польского художника Яна Мотейко. Обе картины отображают значимые исторические события для Польши. Но если первая –прославляет мощь и силу польского оружия, то вторая скорее показывает слабость общества и силу одного человека. Но обе эти картины пропитаны национальным патриотизмом. В картине «Стефан Баторий под Псковом» для художника важно показать национальную гордость и силу. Стефан Баторий внушает страх и ужас, но это означает, что его государству нечего боятся. При просмотре этой картине поляк должен почувствовать гордость за свой народ, вспомнить свою историю. На картине «Рейтан – упадок Польши» сюжет не заставит почувствовать гордость за свой народ. Но на картине присутствует национальный герой. Человек, который готов потерять жизнь за своё государство. Каждый должен сравнить себя с ним, прочувствовать гордость за этого человека и полюбить свою родину так же как он.

Оба эти сюжеты, не смотря на их разницу, призваны побуждать национальные чувства. Внушать людям, что они должны создать своё собственное национальное государство. Востребованность создания национального духа в стране появляется примерно в то же самое время, что в других Европейских государствах. Методы воздействия тоже похожи на общеевропейские.


Ежи Коссак. «Битва под Кутно». 1943 г.

В польской живописи много картин на исторические темы, в том числе и про Россию. Любитель истории uglich_jj собрал подборку наиболее интересных из них, тех, которые стоит увидеть. Они ярко раскрывают национальный менталитет и отношение поляков к своему прошлому. И к любимому восточному соседу, в частности.

Художник по-польски - artysta malarz. Артист-маляр, короче. Однако у поляков было немало талантливых мастеров, далеко не маляров. Например, Ян Матейко и его "романтический национализм" 19 века, баталист Войцех Коссак и др. Некоторые картины антирусские по смыслу. Но не будем забывать, что последние лет 300 почти во всех войнах русские и поляки были по разные стороны баррикад.


Ян Матейко. "Станчик". 1862 г.

1514 год, очередная война Польши и Московии. Русские отвоевали Смоленск, и окрыленные первым успехом вторглись в Белоруссию. Но там были разбиты в битве под Оршей. Во дворце польского короля - бал по случаю победы. Правда, Смоленск по итогам войны остаётся в руках Московии. Все пляшут (на заднем плане), а придворный шут по имени Станчик сидит и думает о будущем Польши. Смоленск отдали, так скоро все сольём.

Занятная деталь: бал - европейское развлечение. 1514-й год, а у них бал. В России первые балы при дворе будут лет через 200, при Петре.


Ян Матейко. "Стефан Баторий под Псковом". 1872 г.

Шут Станчик прав был. Начали московиты со Смоленска, потом захотели большего. На картине - Ливонская война, которую Иван Грозный начал для захвата Прибалтики. Осада Пскова армией польского короля Стефана Батория. После нескольких месяцев осады послы Ивана Грозного запросили мира: на картине они ползают на коленях перед Стефаном. По сюжету тут есть вопросы (на самом деле такой встречи Батория с послами под Псковом не было), но мир был вскоре заключен, да. И действительно крайне неудачный для России, как и сама Ливонская война.

Занятная деталь. Слева от Стефана - мужик в красном, это канцлер Ян Замойский. Однокашник Стефана Батория по Падуанскому университету в Италии. В России первой царской особой, которая поедет учиться на Запад будет Петр (на плотника, в Голландию). Кстати, еще до Стефана Батория в Падую ездил учиться Николай Коперник, первый польский ученый с мировым именем. Русский аналог Коперника (Ломоносов) появится лет через 250.


Царь Лжедмитрий I, портрет неизвестного художника. Нач. 17 в.

Эта картина также известна как "Портрет из Вишневецкого замка" (замок семьи Марины Мнишек - жены Лжедмитрия). В Смутное время полякам удалось посадить в Кремль своего царя-самозванца. На картине Григорий Отрепьев, он же Лжедмирий I, изображен как русский царь (написано по латыни Demetrius IMPERATOR), на столе - корона и рыцарский шлем.

Лжедмитрий I и его жена-полька это 1605-1606 гг. А вот подишь ты: польская шляхта уже учила латынь, строила замки и считала себя частью европейского рыцарства. Русские дворяне наденут европейское платье, начнут учить языки и утверждать, что они тоже Европа - поколений через 5-7.

Лжедмитрий, правда, просидел на троне недолго. Его свергли в результате народного бунта в Москве. Интересно сравнить помпезный польский портрет самозванца с тем, как изображали Лжедмирия в русской живописи 19 в.


Карл Вениг. "Последние минуты жизни Лжедмитрия I". 1879 г.

Художник Карл Богданович Вениг вряд ли думал, что в 21 веке его картина станет неиссякаемым источником пародий на внутреннюю и внешнюю политику России:)

Когда Лжедмитрия I скинули, поляки предприняли прямую интервенцию, захватили Москву. Также взяли в плен Василия Шуйского (царя, который был после Лжедмитрия) вместе с братьями, и всех вывезли в Варшаву. Там бывшего царя, который до этого воевал с поляками, заставили публично кляняться в пояс королю Сигизмунду III и целовать ему руки.


Ян Матейко. "Царь Шуйский в Сейме в Варшаве". 1892 г.

Королевский замок в Варшаве, 1611-й год. Василий Шуйский кланяется Сигизмунду, касаясь рукой земли. Слева по всей видимости его брат Иван, который (согласно польским источникам) вообще валялся в ногах и бил себя себя головой об пол. На заднем плане сидят депутаты сейма (польского парламента) с чувством глубого удовлетворения. Реют флаги, светит яркое Солнце. Триумф!

Это событие получило в Польше название "Hołd Ruski" (русская присяга) и носит культовый характер в кругах польских националистов. Ниже креатифф от одного из них. Написано: "29.10.2011 - 400 лет русской присяге. Когда-то ОНИ нам кланялись".

На самом деле художник Ян Матейко написал эту картину в 1892 г., чтоб подбодрить своих соотечественников. Мол, были времена - и у нас было свое государство, и король, и сейм, и царей на колени ставили.

Примечательно, что король в Польше это было совсем не то, что царь в России. Польша самодержавия не знала. Это была республика шляхты. Сейм выбирал короля и контролировал его. Налоги, война, мир - все с согласия сейма. Больше того, если король вел себя недемократически, гордая шляхта имела право на рокош. Он же кипиш. Т.е. право на оппозицию королю, как мирную ("война чернильниц" и обсуждение в блогах), так и не-мирную.


Вацлав Павлишак. "Казацкий подарок". 1885 г.

Запорожец поймал знатного пленника и дарит его шляхтичу, сняв перед ними шапку. Ничего удивительного, часть казаков была на польской службе (за деньги). Их использовали как наемников в дополнение к польской армии. В том числе неоднократно - в войнах против России. Что касается пленника, то это, видимо, крымский татарин. Это конечно, облом. Главным бизнесом Крымского ханства была работорговля. А тут самому попасть в плен...

Благодаря шляхте демократия и вольность в Польше имеют вековые традиции (в отличие от некоторых других стран). Но правда, был там один нюанс. Все вольности были для узкого круга. Крестьян они не касались. Крестьяне в Польше с 15 века были обращены в крепостное право. И в таком печальном состоянии пребывали лет 300. Их называли chlopi (хлопы), а также bydlo (скот). Слово "быдло" потом из Польши через Украину попало в русский язык.

Ян Алои́зий Мате́йко (польск. Jan Alojzy Matejko ; 24 июня 1838, Краков - 1 ноября 1893, Краков) - польский живописец, автор батальных и исторических полотен.

Был девятым ребёнком в семье, в которой всего было одиннадцать детей. В детстве пережил обстрел Кракова австрийской армией (1848). Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852-1858), Академии художеств в Мюнхене (1859) и Вене (1860). С 1860 работал в Кракове, где и скончался в 1893 году и был похоронен.

Творчество

С юности изучал детали исторического быта, непрерывно их зарисовывал, а позже составил «Историю польского костюма». Своим призванием считал религиозное творчество. Неудача восстания 1863-1864, воспринятая как национальная катастрофа, побудила отказаться от этой тематики и посвятить себя исторической живописи. Стал автором многофигурных полотен, изображающих ключевые эпизоды истории Польши, и портретов героев прошлого. Картины хранятся в Национальном музее (Варшава), Национальном музее (Краков), Львовской картинной галерее и других собраниях. Так же рисовал картоны для витражей, в частности по его картонам сделаны витражи кафедрального собора во Львове.

Картины Матейко содержат ряд исторических неточностей. В частности, на полотне «Стефан Баторий под Псковом» изображена сдача города, тогда как в реальности польский король так и не сумел овладеть крепостью.

Произведения

    «Станчик» (1862)

    «Проповедь Скарги» (1864)

    «Рейтан - упадок Польши» (1866)

    «Люблинская уния» (1869)

    «Стефан Баторий под Псковом» (1871-1872)

    «Смерть короля Пшемысла II» (1875)

    «Грюнвальдская битва» (1878)

    «Прусская дань» (1882)

    «Жанна д’Арк» (1886)

    «Костюшко под Рацлавицами» (1888)

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Матейко,_Ян

Несмотря на то, что великий польских художник Ян Матейко жил и творил более 100 лет назад, благодарный народ Польши все так же любит и восхищается его творчеством. Он был не просто художником, а художником-патриотом, который запечатлел на полотне историю своей многострадальной родины.

Детские годы

Ян Алоиз Матейко родился в Кракове 24 июня 1838 года. Отец будущего художника – Франтишек Матейко был родом из Чехии, а в Польше зарабатывал частными уроками музыки, мать, в девичестве Россберг, по происхождению была немкой. Так как она умерла через 7 лет после его рождения, то материнской любви и ласки маленькому Яну досталось совсем немного,

Отец был творческим человеком и очень хотел, чтобы дети, а их в семье было 11, пошли по его стопам. В доме часто звучала музыка, поэтому приобщение к творчеству началось рано. Но не музыка привлекала маленького Яна, а рисование, способности к которому проявились еще в раннем возрасте.

Становление юного художника

Хотя отец и не поддерживал художественных пристрастий своего сына, но в 13-летнем возрасте отдал его для обучения в Краковскую школу изящных искусств. Учеба полностью захватила Яна, но кроме интереса к живописи у него большой интерес вызывала польская история. Юный художник с удовольствием изучал архитектуру старинного Кракова, делал множество зарисовок древних сооружений, увлекался историей польского быта и костюма.
У Яна Матейко было очень плохое зрение, поэтому во время работы он использовал лупу. Работать с ней было очень тяжело, и когда молодой художник приобрел себе очки, то смог трудиться в полную силу. Первую картину он написал в 15 лет, и хотя это произведение не было шедевром, покупателю оно понравилось. Так творчество принесло Яну первый в его жизни заработок.
Талантливый молодой художник продолжает учебу в Германии – он получает стипендию для обучения в Академии художеств Мюнхена. Но большую часть времени Ян проводит не в аудиториях академии, а в мюнхенской картинной галереи – Пинакотеке, где знакомится с творчеством таких гениальных художников, как Дюрер, Рубенс, Деларош, Ван Дейк, Тинторетто. Именно здесь Матейко понял, что свое творчество хотел бы неразрывно связать с историей своего народа.

Начало творческой карьеры

В 1860 году художник возвращается на родину – в свой любимый Краков, арендует мастерскую на улице Крупничей и начинает работать с большим энтузиазмом. Каждые три-четыре года он представляет новое полотно, каждое из которых отображает страницу польской истории. На картинах можно видеть не только величие страны, но и трагические ошибки в судьбе Польши.
В 1862 году художник представил свою первую знаменитую картину «Станьчик», где изобразил придворного шута трех польских королей, в одиночестве задумавшегося о том, какое будущее ждет его страну.

В 1863 году народ Польши поднял восстание за независимость. Ян хотя и не принимал активного участия в этих драматических событиях, но поддерживал повстанцев материально. Восстание не увенчалось успехом, и под впечатлением этих событий художник создал свое гениальное полотно «Проповедь Скарги». Картина на выставке в Париже удостоилась главной награды, хотя многие и критиковали художника за исторические неточности.

В 1867 году Матейко написал свой очередной шедевр – «Рейтан. Упадок Польши». И снова золотая медаль в Париже, а сама картина была продана королю Францу-Иосифу I за 50 тысяч франков. Но польская знать картину не одобрила, ведь на ней многие члены знатных родов были изображены предателями.

В зените славы

Ян Матейко был неутомимым тружеником. Из-под его кисти каждые два года выходило новое художественное творение: 1869 год – «Люблинская уния», 1871 – «Стефан Баторий под Псковом», 1873 – «Коперник. Разговор с Богом», 1875 – «Смерть короля Пшемысла II». Но художник изображал не только эпохальные исторические полотна, он также мастерски писал не типичные для своего творчества портреты и пейзажи. Лучшими из них являются « Вид Бебека со стороны Босфора», «Дети художника», «Автопортрет».

К 35 годам Матейко стал известным художником не только в Польше, но и в мире. За свое творчество он неоднократно получал заслуженные награды, а Академии художеств Праги, Вены, Берлина и Парижа избрали его почетным членом.

В 1873 году художнику поступило весьма заманчивое предложение – возглавить Пражскую Академию художеств. Но именно в этот момент в его родном Кракове собираются ликвидировать Школу изящных искусств, где обучался в свое время и сам Ян. Чтобы спасти это учебное заведение Матейко принимает на себя руководство. Многие годы он отдал этой школе: занимался ее ремонтом, сооружал новые корпуса, лично подбирал штат сотрудников, создавал библиотеку. Но о творчестве он не забывал. В 1878 году он представил публике свое эпохальное полотно – «Грюнвальдская битва», далее с интервалом в три-четыре года появились картины «Прусская дань», «Жанна д`Арк», «Костюшко под Рацлавицами» и много других. Художник всегда оставался верен избранному направлению в своем творчестве: он рисовал историю.

Личная жизнь

С Теодорой Гебултовской, которая была сестрой его друга, художник познакомился в 1862 году. 24-летний Ян Матейко с первого взгляда влюбился в юную красавицу, но она не спешила отдавать ему свое сердце, поскольку мечтала не о замужестве, а об оперной сцене. Но семья Гебултовских решила иначе, и уже в 1864 году состоялась свадьба Яна и Теодоры, а через год родился их первенец – сын Тадеуш.
Теодора отличалась деспотичным и вздорным характером, поэтому в семейной жизни художник был не особенно счастлив, но очень любил своих детей: сыновей — Тадеуша и Ежи, и дочерей – Хелену и Беату. Пятый ребенок – дочь Регина умерла еще младенцем.

Психологическое состояние жены Теодоры со временем ухудшилось, и ее в 1882 году поместили в психиатрическую лечебницу, где она провела 1,5 года. В дальнейшем она не раз лечилась, а воспитанием детей в основном занимался отец – Ян Матейко. Талант отца передался одной из дочерей – Хелене, которая, как и отец, стала художницей.

Ян Матейко умер от внутреннего кровотечения 1 ноября 1893 года в возрасте 55 лет и похоронен в своем любимом Кракове.