Смысл названия поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо. Сочинение на тему Смысл названия поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо Кому на руси жить хорошо смысл

Коллекция сочинений: Смысл названия поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Вся поэма Некрасова - это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и от­правилось в трудный и долгий путь правдоискательства.

В «Прологе» завязывается действие. Семеро крестьян спо­рят, «кому живется весело, вольготно на Руси». Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее - поп, помещик, купец, чиновник или царь, - обнаруживает ограниченность их представления о счастье, которое сводится к материальной обеспеченности. Встреча с попом заставляет мужиков над мно­гим задуматься:

Ну, вот тебе хваленое

Поповское житье.

Начиная с главы «Счастливые», в направлении поисков счастливого человека намечается поворот. По собственной ини­циативе к странникам начинают подходить «счастливцы» из низов. Звучат рассказы - исповеди дворовых людей, лиц ду­ховного звания, солдат, каменотесов, охотников. Конечно, «счастливцы» эти таковы, что странники, увидев опустевшее ведро, с горькой иронией восклицают:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой!

Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке - Ермиле Гирине. Рассказ о нем начинается с описания его тяжбы с купцом Алтынниковым. Ермил совестлив. Вспомним, как он рассчитывался с мужиками за долг, собранный на ба­зарной площади:

Весь день с мошной раскрытою

Ходил Ермил, допытывал,

Чей рубль? да не нашел.

Всей своей жизнью Ермил опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Ка­залось бы, он имеет «все, что надобно для счастья: и спокой­ствие, и деньги, и почет». Но в критическую минуту жизни Ермил этим «счастьем» жертвует ради правды народной и попадает в острог. Постепенно в сознании крестьян рождается идеал подвижника, борца за народные интересы. В части «По­мещик» странники относятся к господам уже с явной иронией. Они понимают, что дворянская «честь» немного стоит.

Нет, ты нам не дворянское,

Дай слово крестьянское.

Вчерашние «рабы» взялись за решение проблем, которые издревле считались дворянской привилегией. В заботах о судь­бах Отечества дворянство видело свое историческое предназна­чение. А тут вдруг эту единственную миссию у дворянства перехватили мужики, стали гражданами России:

Помещик не без горечи

Сказал: «Наденьте шапочки,

Садитесь, господа!»

В последней части поэмы появляется новый герой: Гриша Добросклонов - русский интеллигент, знающий о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за «Непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково село».

Рать подымается -

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Пятая глава последней части завершается словами, выра­жающими идейный пафос всего произведения: «Быть бы нашим странникам под родною крышею, // Если б знать могли они, что творилось с Гришею». Этими строчками как бы дается ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы. Счастливый человек на Руси - тот, кто твердо знает, что надо «жить для счастия убогого и темного родного уголка».

Сочинение на тему «Смысл названия поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Николая Алексеевича Некрасова». 4.30 /5 (86.00%) 10 votes

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была написана вскоре после принятия реформы «Об отмене крепостного права» в 1861 году. Всем известно, что Николай Алексеевич являлся активным борцом за права народа. Основной темой его творчества было народное счастье и борьба за справедливость по отношению к нему. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была написана с большим переживанием и огромным количеством эмоций. Едва прочитав название произведения, нам становится ясно, о чем будет идти речь. Я считаю, что смысл названия отражает не только содержание текста, но и отношение автора к крестьянам в общем.


Смысл названия заключается в поиске счастья на Руси. Автор рассказывает нам о том, как семь странников из народа путешествуют по Руси в поисках настоящего счастья. Главной задачей странников является отыскать счастливого человека, прекрасно живущего. Автор хотел не просто найти счастливого человека, но и понять причину его радости, счастья и сделать вывод, что же нужно для счастья русскому человеку?!
Во время поисков счастливого человека странникам встречается множество людей и у каждого из них свое мнение и представление о счастливой жизни. Например, в самом начале многие из странников думали, что счастливым должен быть чиновник, поп, купец, помещик или царь. Такое мнение появилось, по причине того, что эти люди занимали положение намного лучшее, чем крестьяне, следовательно, они должны были и лучше жить. Долгие споры и разговоры об этом закончились лишь тогда, когда им на пути встретился действительно счастливый человек. Но до этого им предстояло встретить множество образов: солдаты и ремесленники, крестьяне и ямщики, хмельные бабы и охотники. Все они считают, что для счастья им необходимы средства. Но в каждом из них живет чистая «душа народа русского – почва добрая», как пишет Некрасов.
ПО-настоящему счастливым оказывается Григорий Добросклонов, который вырос в бедноте и не понаслышке знает о тяготах крестьянской жизни. Главное целью своей жизни он считает освобождение народа от рабства. Слова Григория несут в себе истинный смысл счастья народного.
Некрасов, задавая вопрос о народном счастье, прежде всего хочет донести до людей, что счастье истинное заключается не в деньгах и статусе, а в объединении крестьян с интеллигенцией. Для счастья всеобщего необходимо прекратить это разделение и угнетение одних другими и лишь тогда будут счастливы все.

Для России 1861 год ознаменовался отменой крепостного права. Теперь никто не понимает, как жить дальше. Ни помещики, ни сами крестьяне. Как раз в это время, спустя три года после отмены крепостничества, начинает работу над поэмой . Какой же смысл закладывает автор в название своей работы?

Кому на Руси жить хорошо в чем смысл

Достаточно прочитать заглавие поэмы Некрасова, чтобы понять, о чем пойдет речь. Желание отобразить разные позиции людей на отмену крепостного права, искусно переплетается с извечной проблемой поиска счастья и счастливых людей на Руси, что и определяет смысл названия поэмы.

Автор изображает мужиков, которые решили отыскать счастливого человека, разобравшись, что же нужно людям для счастья. С этой целью мужики отправились в путь, и общаясь с людьми разных сословий, узнавали насколько те счастливы. Если раньше они думали, что хорошо на Руси живется попам, помещикам и царю, то странствуя, понимают насколько сильно они ошибаются. Впрочем, не нашли они счастливых людей и среди солдат, крестьян, охотников и хмельных баб. Наконец, мужикам все же удалось повстречать счастливого человека, Григория Добросклонова, что не понаслышке знал о тяготах крестьянской жизни. В отличие от прочих случайных попутчиков, Григорий не искал личного счастья, а думал о благополучии всего русского народа, живущего на Руси. Именно такие люди, по мнению автора, и способны обрести свое счастье.

Прочтя произведение Некрасова, мы понимаем, что смысл заглавия Кому на Руси жить хорошо, в полной мере соответствует сюжету. Он заранее настраивает читателя на то, что в тексте речь пойдет об истинной и правдивой жизни на Руси. Настраивает на поиск ответов и осознание того, что же нужно людям для счастья, в чем источник их бед, и кто может претендовать на звание счастливого человека. Пытаясь найти эти ответы, автор показывает, насколько неправильно проводилась реформа, которая принесла не только радость, но и проблемы. Обо всем этом и рассказывает Некрасов в своей поэме Кому на Руси жить хорошо, смысл названия которой, полностью себя оправдывает.

В 1866 г. в печати появляется пролог поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Это произведение, изданное через три года после отмены крепостного права, сразу же вызвало волну обсуждений. Оставив в стороне политическую критику поэмы, сосредоточимся на главном вопросе: в чем смысл поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

Разумеется, отчасти толчком для написания поэмы Некрасову послужила реформа 1861 г. Россия, веками жившая за счет труда крепостных крестьян, с неохотой привыкала к новому строю. В растерянности пребывали все: и помещики, и сами крепостные, что мастерски изображает Некрасов в своей поэме. Первые просто не знали, что им теперь делать: привыкшие жить исключительно чужим трудом, они были не приспособлены к самостоятельной жизни. Помещику «поют: Трудись!», но он «думал век так жить» и уже не готов перестраиваться на новый лад. Для некоторых такая реформа в прямом смысле подобна смерти – это автор показывает в главе «Последыш». Князя Утятина, ее главного героя, до самой его смерти приходится обманывать, утверждая, что крепостное право на Руси все еще действует. Иначе князя хватит удар – потрясение будет уж слишком сильным.

Растеряны и крестьяне. Да, часть из них мечтала о свободе, но вскоре они убеждаются в том, что права они получили лишь на бумаге:

«Добра ты, царска грамота,
Да не при нас ты писана…»

Село Вахалаки годами судится за свои законные луга на Волге с бывшими владельцами земли, помещиками, но понятно, что этой земли крестьяне при жизни не увидят.

Есть и другой тип крестьян – те, которых отмена крепостного права застала врасплох. Они привыкли угождать своему помещику и относятся к нему как к неизбежному и нужному для жизни злу, более того – не представляют своей жизни без него. «Балуйтесь вы! / А я князей Утятиных / Холоп – и весь тут сказ!» – вот какой точки зрения они придерживаются.

Таков холоп, гордящийся тем, что всю свою жизнь допивал и доедал за барином. Верный холоп Яков, всю свою жизнь отдавший вздорному барину, напротив, решается на бунт. Но посмотрим, в чем этот бунт выражается – в лишении себя жизни, чтобы оставить помещика одного, беспомощного. Это, как выяснилось, действенная месть, но Якову она уже не поможет…

Смысл «Кому на Руси жить хорошо», по замыслу Некрасова, как раз-таки и заключался в изображении страны сразу после отмены крепостного права с различных точек зрения. Поэт хотел показать, что реформа проводилась во многом необдуманно и непоследовательно, и принесла с собой не только радость освобождения, но и всевозможные проблемы, требующие решения. Нищета и бесправность, огромный недостаток образования для простого народа (единственное училище в селе «забито наглухо»), нужда в честных и умных людях, которые бы занимали ответственные посты – обо всем этом говорится в поэме на простом, народном языке. Сама Русь, кажется, многоголосо говорит с читателем, умоляя о помощи.

В то же время будет неправильным свести смысл произведения «Кому на Руси жить хорошо» исключительно к рассмотрению текущих политических проблем России. Нет, при создании поэмы Некрасов вкладывал в нее и иной, философский смысл. Он выражен уже в самом названии поэмы: «Кому на Руси жить хорошо». И правда, кому? – вот какую проблему предстоит решить автору, а вместе с ним и читателю. Крестьяне в своих странствиях будут расспрашивать самых разных людей, от попа и до простого солдата, но никто из их собеседников не сможет похвастаться счастьем. И это в какой-то мере закономерно, ведь каждый из героев поэмы ищет свое, личное счастье, не задумываясь о всеобщем, народном. Даже честный бургомистр Ермил не выдерживает и, в попытке облагодетельствовать свою семью, забывает о правде. Счастье же, по мнению Некрасова, способен обрести лишь тот, кто позабудет о личном и будет заботиться о счастье своей родины, как это делает Гриша Добросклонов.

«Некрасов в последнем своем произведении остался верен своей идее: возбуждать сочувствие высших классов общества к простому люду, его нуждам и потребностям» – так отзывался о произведении Некрасова русский критик Белинский. И действительно, в этом и заключается основное значение поэмы «Кому на Руси жить хорошо» – не только и столько указать на текущие проблемы, сколько утвердить стремление к всеобщему счастью как единственно возможный путь дальнейшего развития страны.

Тест по произведению

Вся поэма Некрасова – это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и от­правилось в трудный и долгий путь правдоискательства.

В “Прологе” завязывается действие. Семеро

Крестьян спо­рят, “кому живется весело, вольготно на Руси”. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее – поп, помещик, купец, чиновник или царь, – обнаруживает ограниченность их представления о счастье, которое сводится к материальной обеспеченности. Встреча с попом заставляет мужиков над мно­гим задуматься:

Ну, вот тебе хваленое

Начиная с главы “Счастливые”, в направлении поисков счастливого человека намечается поворот. По собственной ини­циативе к странникам начинают подходить “счастливцы” из низов. Звучат рассказы – исповеди дворовых людей, лиц ду­ховного звания, солдат, каменотесов,

Охотников. Конечно, “счастливцы” эти таковы, что странники, увидев опустевшее ведро, с горькой иронией восклицают:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке – Ермиле Гирине. Рассказ о нем начинается с описания его тяжбы с купцом Алтынниковым. Ермил совестлив. Вспомним, как он рассчитывался с мужиками за долг, собранный на ба­зарной площади:

Весь день с мошной раскрытою

Ходил Ермил, допытывал,

Чей рубль? да не нашел.

Всей своей жизнью Ермил опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Ка­залось бы, он имеет “все, что надобно для счастья: и спокой­ствие, и деньги, и почет”. Но в критическую минуту жизни Ермил этим “счастьем” жертвует ради правды народной и попадает в острог. Постепенно в сознании крестьян рождается идеал подвижника, борца за народные интересы. В части “По­мещик” странники относятся к господам уже с явной иронией. Они понимают, что дворянская “честь” немного стоит.

Нет, ты нам не дворянское,

Дай слово крестьянское.

Вчерашние “рабы” взялись за решение проблем, которые издревле считались дворянской привилегией. В заботах о судь­бах Отечества дворянство видело свое историческое предназна­чение. А тут вдруг эту единственную миссию у дворянства перехватили мужики, стали гражданами России:

Помещик не без горечи

Сказал: “Наденьте шапочки,

В последней части поэмы появляется новый герой: Гриша Добросклонов – русский интеллигент, знающий о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за “Непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково село”.

Сила в ней скажется

Пятая глава последней части завершается словами, выра­жающими идейный пафос всего произведения: “Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею”. Этими строчками как бы дается ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы. Счастливый человек на Руси – тот, кто твердо знает, что надо “жить для счастия убогого и темного родного уголка”.

Сочинения по темам:

  1. ЧАСТЬ I В прологе рассказывается о тех событиях, что происходят в самой поэме. Т. е. о том, как семеро крестьян...
  2. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов словно от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем общественно-политического строя России и...
  3. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершинное произ­ведение творчества Н. А. Некрасова. Он долго вынашивал за­мысел этого произведения, четырнадцать...
  4. В своей поэме Н. А. Некрасов создает образы “новых людей”, вышедших из народной среды и ставших активными борцами за благо...